Напоминание

"Что такое аннотация и как её составлять"


Автор: Уткина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Что такое аннотация и как её составлять"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка 4 класс

Тема урока: «Что такое аннотация и как её составлять».

Цели урока: познакомить с понятием «аннотация» и различными её видами; научить её составлять.

Планируемые результаты:

-предметные: формировать умение анализировать аннотации, определять тему, основную мысль

текста, давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос, развивать логическое мышление, речь

обучающихся, умение систематизировать и обобщать;

-личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к

учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Орг.момент

Приветствие учителя.

Постановка

учебной

задачи и её

решение

.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны слушать внимательно

словарные слова и правильно их записать у себя в тетради.

(Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина).

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища.

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Выпишите вторую букву каждого слова, если вы написали слова без ошибок, то из букв

получится понятие, с которым мы сегодня познакомимся.

- Какое слово у вас получилось? (аннотация)

- Исходя из этого определите тему урока.

- Запишите название темы в тетрадь.

-Попробуйте сформулировать цели урока. (познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить

для чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять её самостоятельно).

Решение

частных

задач

- Представьте себе, что вы пришли в библиотеку, перед вами много интересных книг.

- Каждая книга ищет своего читателя, а вы ищете книгу.

- Как вы обычно выбираете книгу?

– На что обращаете внимание?

- Правильно, вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они

есть. Но есть ещё один помощник – аннотация.

- Я думаю, что вы хотели бы узнать, что это такое.

- Предположите, что означает слово «аннотация».

- Что вам поможет более точно узнать, что означает это слово? (толковый словарь).

- Найдите это определение и запишите его в тетрадь.

- Прочитайте определение, которое вы нашли. (Аннотация – короткая характеристика книги,

произведения, учебника)

- Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

- Проверьте с вашим соседом по парте, есть ли аннотации в ваших учебниках по

литературному чтению и окружающему миру?

- Как вы догадались, что это аннотация?

- Аннотация очень напоминает краткий пересказ сказки или повести.

- Этот текст помогает в библиотеке или книжном магазине выбрать ту книгу, которая вам

интересна.

- Послушайте аннотацию на знакомое вам произведение.

- Попытайтесь по аннотации вспомнить, как называется это произведение, кто его автор?

(Этот рассказ о маленьком мальчике по имени Геня. Он рос без отца с матерью и бабушкой.

Возможно, именно по этой, а, может, и по другой причине его дразнили ребята во дворе.

Мама с бабушкой очень переживали за мальчика и искали разные способы установить между

ним и другими ребятами мир. Однако этот способ нашелся сам собой. Им оказался талант

мальчика складывать игрушки из бумаги)

- Вы догадались, к какому рассказу написана эта аннотация? («Бумажная победа»)

- Кто автор этого произведения? (Л.Улицкая)

- Докажите, что это аннотация (кратко описывается произведение)

- Ребята, а вы помните какие-нибудь произведения Виктора Драгунского?

- Какие?

- Сейчас на доске появится аннотация к сборнику Виктора Драгунского «Денискины

рассказы» («В книгу вошли весёлые рассказы для детей»)

- Подходит ли эта аннотация к сборнику «Денискины рассказы?»

- Почему вы так считаете?

- Виктор Драгунский действительно писал весёлые рассказы для детей?

- Докажите.

- Ребята, это был пример очень короткой аннотации.

- Выскажите предположения, а как же сделать аннотацию более подробной?

-Узнаем, правы ли мы были.

- Давайте воспользуемся советами Летучей Мыши (можно внести в аннотацию уточнения:

перечислить рассказы, которые вошли в сборник, назвать имена главных героев и указать, что

они школьники).

- Ребята, а теперь дополните короткую аннотацию к сборнику рассказов Виктора Драгунского.

- Пользуйтесь советами Летучей Мыши (в книгу вошли веселые рассказы для детей: «Сверху

вниз, наискосок», «Друг детства» «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах» и другие. Герои этих

рассказов – два друга, школьники Мишка и Дениска.)

- Ребята, а теперь проведём физминутку.

- Теперь поработаем в группах.

- Ваша задача составить аннотацию на произведение и разыграть сценку «В библиотеке».

- Один из вас будет – библиотекарь, а другой – читатель, который просит помочь выбрать

интересный рассказ. Библиотекарь должен рассказать о произведении, т.е. дать аннотацию.

- В помощь вам несколько предложений, который могут входить в вашу аннотацию:

1.Писатель… рассказывает о …

2.Удивительные события происходят в книге…

3.Если вы прочтёте…, вы обязательно полюбите главного героя.

4.Ты хочешь узнать о…? Тогда прочитай…

- Но вы можете самостоятельно составить план своего выступления.

- Я выбрала то произведение, которое вам всем знакомо, так как совсем недавно вы его

изучали на уроках литературного чтения.

- Нужно составить аннотацию к рассказу Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы».

- После выступления каждая группа должна дать оценку выступлениям своих товарищей из

других групп.

- Вспомните, как правильно оценить выступления (оценивая выступления своего товарища,

сначала подчеркни достоинства и сильные стороны этого выступления. Никогда не начинай с

критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.)

- Молодцы, ребята!

Итог урока.

Рефлексия

.

- С каким понятием мы сегодня познакомились?

- С помощью теста я проверю, как вы усвоили эту тему.

- Ваша задача, отметить в тесте буквы правильных ответов и записать их на листочек.

ТЕСТ

1.Аннотация – это …

у) краткий пересказ содержания;

б) подробное изложение текста.

2.Какие сведения может содержать аннотация?

р) сведения об авторе;

т) иллюстрации к произведению;

а) краткое содержание;

г) перечень всех героев произведения;

!) тема книги.

- Назовите буквы правильных ответов (УРА!)

- Ура, ребята! Вы окрыли для себя новое знание и теперь вы будете с лёгкостью выбирать

интересные для вас книги и произведения.



В раздел образования