Автор: Глухова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через социокультурный курс "Истоки""
Раздел: начальное образование
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
через социокультурный курс «Истоки»
В
рамках
нового
ФГОС
была
разработана
Концепция
духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа
«Истоки»
представляет
собой
апробированную
образовательно-воспитательную
и
дидактическую
систему,
призванную
формировать
лично сть
на
о снове
духовно-нравственных
и
социокультурных российских традиций.
Профессор
Александр
Васильевич
Камкин
и
профессор
Игорь
Алексеевич
Кузьмин
–
авторы
программы
учебного
курса.
Учебно-
воспитательный
процесс
направлен
на
становление
личности
при
ее
активном
и
осознанном
собственном
участии
на
основе
устойчивой
и
целенаправленной мотивации.
В этой Концепции ставится стратегическая задача: новая российская
общеобразовательная
школа
должна
стать
важнейшим
фактором,
обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Главной
стратегической
целью
программы
«Социокультурные
истоки»
является
преобразование
школы
в
социальный
институт,
для
которого
важнейшей
функцией
становится
гармоничное
развитие
и
воспитание
гражданина
России,
способного
сохранять
и
приумножать
духовный и социокультурный опыт Отечества.
Программа «Истоки» способствует решению ряда важнейших задач:
1.
Развитию духовно-нравственных основ образования;
2.
Интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс
на основе ценностей отечественной культуры;
3.
Формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися,
его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
4.
Приобщению в равной степени представителей всех национальностей к
родным
истокам
в
условиях
многоконфессиональности
и
поликультурных контактов современного социума;
5.
Укреплению
статуса
школы
как
социального
и н с т и т у т а ,
способствующего стабилизации и консолидации социума.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности
в
ФГОС
определяется
в
соответствии
с
базовыми
национальными
ценностями
и
приобретает
определенный
характер
и
направление
в
зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована
их
передача
от
поколения
к
поколению.
Соответственно
духовно-
нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования
должно
осуществляться
в
педагогически
организованном
процессе
осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
Семейной жизни;
Культурно — регионального сообщества;
Культуры
своего
народа,
компонентом
которой
является
система
ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
России гражданской нации;
Мирового сообщества.
Авторы
Концепции
исходили
из
того,
что
духовно-нравственное
развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной
жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют непреходящее значение
для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются
на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения
человека.
В
Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
ФГОС
определены
следующие
базовые
национальные ценности:
-Патриотизм
-Социальная солидарность
-Гражданственность
-Семья
-Труд и творчество
-Наука
-Традиционные российские религии
-Искусство и литература
-Природа
-Человечество
Все эти базовые ценности во всей полноте раскрывают в содержании
программы «Истоки» для общеобразовательной школы.
В
программе
реализуются
три
методологические
линии
социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1.
Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего
на основе социокультурных принципов;
2.
Развитие
воспитательной
функции
духовно-
нравственных
и
социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
3.
Развитие
управленческих
и
коммуникативных
способностей,
психических
функций
с
целью
достижения
значимых
социокультурных результатов.
Истоковедение – междисциплинарное, интегрирующее направление
в образовании и науке, направление, утверждающее духовно-нравственный
потенциал России.
Кроме
того,
Истоковедение
соединяет
дошкольное
образование,
начальную,
основную
и
профессиональную
школу
в
единый
образовательный
процесс
с
приоритетом
духовно-нравственных
ценностей, объединяет школу и семью в активном воспитании.
Учебно-методический
комплект,
состоящий
из
программы
с
комментариями,
учебных
пособий,
рабочих
тетрадей
и
методических
разработок,
последовательно
раскрывает
смысл
универс а лий
отечественной культуры.
В
начальной
школе
(1—4-й
классы)
учащиеся
получают
первое
представление о жизненно важных категориях для человека и развивают
систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и
внутреннего (духовного) мира.
В
1-м
классе
дети
приходят
к
пониманию
таких
важнейших
категорий отечественной культуры, как Мир, Слово, Образ и Книга.
Во 2-м классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как
микросоциума,
в
котором
живет
и
развивается
ребенок
(Родной
очаг,
Родные просторы), так и духовно-нравственного смысла деятельностного
аспекта окружающей среды (Труд земной, Труд души).
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего
мира человека (Вера, Надежда, Любовь, София).
В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей
культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими
механизмами
сбережения
и
трансляции
базовых
социокультурных
ценностей российской цивилизации.
При
этом
УМК
«Истоки»
позволяет
выделить
несколько
образовательных направлений:
Учебное занятие, урок;
Домашняя самостоятельная работа;
Домашняя работа с родителями по созданию Первой книги ребёнка;
Практика (приобретение социокультурного опыта);
Межпредметные линии (совместный поиск и рефлексия)
Программа «Воспитание на социокультурном опыте» для начальной
школы развивает идею активного воспитания.
Главными целями при реализации системы активных форм являются
развитие
у
учащихся
духовно-нравственных
ценностей,
накопление
социокультурного
опыта,
развитие
навыков
общения,
управления
собственной
деятельностью,
деятельностью
группы,
эффективного
взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума
и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
содержательный — освоение социокультурных и духовно-нравственных
категорий учебного курса «Истоки»;
коммуникативный — развитие способности эффективного общения;
управленческий — развитие управленческих способностей;
психологический — формирование мотивации на работу в группе и
совместное достижение значимых результатов;
социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Главным
социокультурным
результатом
для
учащихся
начальной
школы является создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
Конечно, программа «Социокультурные истоки» не панацея от всех
бед,
но
это
-
важнейшее
направление
в
нашей
работе
по
духовно-
нравственному
воспитанию
подрастающего
поколения,
их
родителей,
педагогов.
Потому
что
в
«Истоках»
все
направлено
на
человека,
на
воспроизведение человека и на человеческое в человеке.