Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через социокультурный курс "Истоки""


Автор: Глухова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через социокультурный курс "Истоки""
Раздел: начальное образование





Назад




Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

через социокультурный курс «Истоки»

В

рамках

нового

ФГОС

была

разработана

Концепция

духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа

«Истоки»

представляет

собой

апробированную

образовательно-воспитательную

и

дидактическую

систему,

призванную

формировать

лично сть

на

о снове

духовно-нравственных

и

социокультурных российских традиций.

Профессор

Александр

Васильевич

Камкин

и

профессор

Игорь

Алексеевич

Кузьмин

авторы

программы

учебного

курса.

Учебно-

воспитательный

процесс

направлен

на

становление

личности

при

ее

активном

и

осознанном

собственном

участии

на

основе

устойчивой

и

целенаправленной мотивации.

В этой Концепции ставится стратегическая задача: новая российская

общеобразовательная

школа

должна

стать

важнейшим

фактором,

обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Главной

стратегической

целью

программы

«Социокультурные

истоки»

является

преобразование

школы

в

социальный

институт,

для

которого

важнейшей

функцией

становится

гармоничное

развитие

и

воспитание

гражданина

России,

способного

сохранять

и

приумножать

духовный и социокультурный опыт Отечества.

Программа «Истоки» способствует решению ряда важнейших задач:

1.

Развитию духовно-нравственных основ образования;

2.

Интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс

на основе ценностей отечественной культуры;

3.

Формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися,

его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;

4.

Приобщению в равной степени представителей всех национальностей к

родным

истокам

в

условиях

многоконфессиональности

и

поликультурных контактов современного социума;

5.

Укреплению

статуса

школы

как

социального

и н с т и т у т а ,

способствующего стабилизации и консолидации социума.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности

в

ФГОС

определяется

в

соответствии

с

базовыми

национальными

ценностями

и

приобретает

определенный

характер

и

направление

в

зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована

их

передача

от

поколения

к

поколению.

Соответственно

духовно-

нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования

должно

осуществляться

в

педагогически

организованном

процессе

осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

Семейной жизни;

Культурно — регионального сообщества;

Культуры

своего

народа,

компонентом

которой

является

система

ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

России гражданской нации;

Мирового сообщества.

Авторы

Концепции

исходили

из

того,

что

духовно-нравственное

развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной

жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют непреходящее значение

для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются

на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения

человека.

В

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России

ФГОС

определены

следующие

базовые

национальные ценности:

-Патриотизм

-Социальная солидарность

-Гражданственность

-Семья

-Труд и творчество

-Наука

-Традиционные российские религии

-Искусство и литература

-Природа

-Человечество

Все эти базовые ценности во всей полноте раскрывают в содержании

программы «Истоки» для общеобразовательной школы.

В

программе

реализуются

три

методологические

линии

социокультурного системного подхода к истокам в образовании:

1.

Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего

на основе социокультурных принципов;

2.

Развитие

воспитательной

функции

духовно-

нравственных

и

социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;

3.

Развитие

управленческих

и

коммуникативных

способностей,

психических

функций

с

целью

достижения

значимых

социокультурных результатов.

Истоковедение – междисциплинарное, интегрирующее направление

в образовании и науке, направление, утверждающее духовно-нравственный

потенциал России.

Кроме

того,

Истоковедение

соединяет

дошкольное

образование,

начальную,

основную

и

профессиональную

школу

в

единый

образовательный

процесс

с

приоритетом

духовно-нравственных

ценностей, объединяет школу и семью в активном воспитании.

Учебно-методический

комплект,

состоящий

из

программы

с

комментариями,

учебных

пособий,

рабочих

тетрадей

и

методических

разработок,

последовательно

раскрывает

смысл

универс а лий

отечественной культуры.

В

начальной

школе

(1—4-й

классы)

учащиеся

получают

первое

представление о жизненно важных категориях для человека и развивают

систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и

внутреннего (духовного) мира.

В

1-м

классе

дети

приходят

к

пониманию

таких

важнейших

категорий отечественной культуры, как Мир, Слово, Образ и Книга.

Во 2-м классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как

микросоциума,

в

котором

живет

и

развивается

ребенок

(Родной

очаг,

Родные просторы), так и духовно-нравственного смысла деятельностного

аспекта окружающей среды (Труд земной, Труд души).

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего

мира человека (Вера, Надежда, Любовь, София).

В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей

культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими

механизмами

сбережения

и

трансляции

базовых

социокультурных

ценностей российской цивилизации.

При

этом

УМК

«Истоки»

позволяет

выделить

несколько

образовательных направлений:

Учебное занятие, урок;

Домашняя самостоятельная работа;

Домашняя работа с родителями по созданию Первой книги ребёнка;

Практика (приобретение социокультурного опыта);

Межпредметные линии (совместный поиск и рефлексия)

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» для начальной

школы развивает идею активного воспитания.

Главными целями при реализации системы активных форм являются

развитие

у

учащихся

духовно-нравственных

ценностей,

накопление

социокультурного

опыта,

развитие

навыков

общения,

управления

собственной

деятельностью,

деятельностью

группы,

эффективного

взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума

и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

содержательный — освоение социокультурных и духовно-нравственных

категорий учебного курса «Истоки»;

коммуникативный — развитие способности эффективного общения;

управленческий — развитие управленческих способностей;

психологический — формирование мотивации на работу в группе и

совместное достижение значимых результатов;

социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Главным

социокультурным

результатом

для

учащихся

начальной

школы является создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.

Конечно, программа «Социокультурные истоки» не панацея от всех

бед,

но

это

-

важнейшее

направление

в

нашей

работе

по

духовно-

нравственному

воспитанию

подрастающего

поколения,

их

родителей,

педагогов.

Потому

что

в

«Истоках»

все

направлено

на

человека,

на

воспроизведение человека и на человеческое в человеке.



В раздел образования