Напоминание

Использование методов мнемотехники при развитии речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)


Автор: Наумова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия города Лабытнанги
Населённый пункт: город Лабытнанги
Наименование материала: Статья
Тема: Использование методов мнемотехники при развитии речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
Раздел: начальное образование





Назад




Использование методов мнемотехники при развитии речи

младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

(с нарушением интеллекта)

М. Н. Наумова

учитель начальных классов

Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО

На

современном

этапе

развития

России

происходят

изменения

в

образовательных

процессах:

содержание

образования

усложняется,

акцентируя

внимание

педагогов

на

развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-

волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы

обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В

этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии

интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков,

социальной

включенности,

коммуникативных

способностей

и

меняется

с

возрастом.

Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые

навыки,

чтобы,

став

взрослыми,

они

могли

самостоятельно

себя

обслуживать,

ориентироваться в окружающем мире.

Обучающийся

с

ОВЗ

физическое

лицо,

имеющее

недостатки

в

физическом

/

психологическом

развитии,

препятствующие

получению

образования

без

создания

специальных условий.

В

рамках

инклюзивного

образования

именно

лингвистические

умения

играют

решающую

роль

в

социальной

адаптации

обучающихся

с

ОВЗ

(ограниченными

возможностями здоровья).

У детей с нарушением интеллекта

особенности речевого развития проявляются не

только в запаздывании речи, но и в характере её проявления. Наиболее важными причинами

бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития,

ограниченность

представлений

и

знаний

об

окружающем

мире,

несформированность

интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость

вербальной памяти.

У

детей

с

нарушением

интеллекта

отмечаются

недостатки

в

развитии речевой

деятельности. У

таких детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая,

грамматическая. Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию

фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.

Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического

слуха

и

тем

самым

задерживает

формирование

речи.

Общее

моторное

недоразвитие

умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.

Фонетические недостатки речи детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение

грамотой,

усугубляют

нарушения

интеллектуального

и

эмоционального

развития,

отрицательно

влияют

на

все

стороны

личности

ребенка,

способствуют

возникновению

речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих

силах.

1

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются

особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться

положительной

динамики

в

обучении

и

воспитании.

Одной

из

таких

технологий,

позволяющих

учителю значительно развить как отдельные речевые функции, так и виды

речи, является мнемотехника.

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих

запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на

искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя

артистами при помощи специально разработанного кода.

Мнемотехника

-

это

система

внутреннего

письма,

позволяющая

последовательно

записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Таким

образом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие

речи.

К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он

будет долго и напрасно будет мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он

их усвоит на лету». Примером

может служить всем знакомая фраза, которая помогает

запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического

материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица

-

это

схема,

в

которой

заложена

определенная

информация.

Суть

мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается

картинка

(изображение);

таким

образом,

весь

текст

зарисовывается

схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Схемы

помогают

детям

самостоятельно

определить

главные

свойства

и

признаки

рассматриваемого

предмета,

установить

последовательность

изложения

выявленных

признаков; обогащают словарный запас детей.

2

Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация

ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас,

развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у

учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой

педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов

к выбранному рассказу.

Постепенно может осуществляеться переход от творчества педагога к совместному

творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то

на следующем - коллективно обсудить различные версии и отобрать

наиболее удачные

варианты.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2

этап:

осуществляется

перекодирование

информации,

т.е.

преобразование

из

абстрактных символов в образы.

3

этап:

после

перекодирования

осуществляется

пересказ

сказки

или

рассказ

по

заданной теме, разучивание стихотворения.

Кроме

коммуникативной,

развивается

планирующая

функция

речи,

т.е.

ребенок

учится

последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Как любая работа строится от простого, к сложному. Начиная работу с простейших

мнемоквадратов,

последовательно

переходим

к

мнемодорожкам

и

позже

к

мнемотаблицам.

Виды мнемотаблиц:

1) Развивающие (тренинг основных психических процессов);

2) Обучающие.

Пример работы с развивающей мнемотаблицой:

Детям

показывается

таблица

и

расшифровывается

закодированная

информация.

Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем

дается

время

на

запоминание

таблицы.

Таблица

убирается,

и

дети

воспроизводят

ее

графически по памяти.

Пример работы с обучающей мнемотаблицой:

Принцип

работы

с

обучающей

мнемотаблицей несколько

иной,

поскольку

они

содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае

3

основную

задачу

берет

на

себя

педагог,

особенно

если

это

первая

мнемотаблица

в

определенном направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

o

Запоминание материала по лексическим темам.

o

Обучение рассказыванию («Расскажи-ка»).

o

Заучивание стихотворений, пословиц, разгадывание загадок.

o

Обучение грамоте (запоминание букв, правил).

o

Формирование элементарных математических представлений.

o

Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию).

В

работе

с

детьми

с

ОВЗ

по

адаптированным

программам

VIII

вида

в

общеобразовательной

школе

формирование

речи

приобретает

особое

значение

из-

за

структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса.

4

На основании анализа научной литературы я выделила следующие подходы в работе с

технологией мнемотехника:

Системный

-

технология

мнемотехника

используется

в

системе

обучения

и

воспитания;

Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный

-

развитие

ребенка

происходит

в

деятельности,

он

читает

предложенные учителем схемы, таблицы и составляет свои;

Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь,

учится грамматически правильно говорить;

Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и

воспроизводит информацию об окружающем мире.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

значительно

сокращает

время

обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

1)

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления

и речи;

2)

перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

3)

развитие

мелкой

моторики

рук

при

частичном

или

полном

графическом

воспроизведении.

Необходимо

подчеркнуть,

что

мнемотаблицами

не

ограничивается

вся

работа

по

развитию речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и

эффективная

работа,

так

как

использование

мнемотаблиц

позволяет

детям

легче

воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Учитывая

особенности

обучающихся

с

ОВЗ,

необходимо:

предлагать

небольшое

количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом,

заканчивать

упражнение

при

достижении

первого

результата,

так

как

ребёнок

быстро

истощается, не может долго работать.

Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а

упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес.

Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением:

достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в

развитии.

Выводы:

1.

Овладение

приемами

работы

с

мнемотаблицами

помогает

в

развитии

основных

психических

процессов

-

памяти,

внимания,

образного

мышления

и

сокращает

время

обучения речи детей с ОВЗ .

2. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным,

творческим.

3. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный

метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть.

5



В раздел образования