Автор: Наумова Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия города Лабытнанги
Населённый пункт: город Лабытнанги
Наименование материала: Статья
Тема: Использование методов мнемотехники при развитии речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
Раздел: начальное образование
Использование методов мнемотехники при развитии речи
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
(с нарушением интеллекта)
М. Н. Наумова
учитель начальных классов
Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО
На
современном
этапе
развития
России
происходят
изменения
в
образовательных
процессах:
содержание
образования
усложняется,
акцентируя
внимание
педагогов
на
развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-
волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы
обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В
этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии
интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков,
социальной
включенности,
коммуникативных
способностей
и
меняется
с
возрастом.
Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые
навыки,
чтобы,
став
взрослыми,
они
могли
самостоятельно
себя
обслуживать,
ориентироваться в окружающем мире.
Обучающийся
с
ОВЗ
–
физическое
лицо,
имеющее
недостатки
в
физическом
/
психологическом
развитии,
препятствующие
получению
образования
без
создания
специальных условий.
В
рамках
инклюзивного
образования
именно
лингвистические
умения
играют
решающую
роль
в
социальной
адаптации
обучающихся
с
ОВЗ
(ограниченными
возможностями здоровья).
У детей с нарушением интеллекта
особенности речевого развития проявляются не
только в запаздывании речи, но и в характере её проявления. Наиболее важными причинами
бедности словарного запаса у этих детей является низкий уровень их умственного развития,
ограниченность
представлений
и
знаний
об
окружающем
мире,
несформированность
интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость
вербальной памяти.
У
детей
с
нарушением
интеллекта
отмечаются
недостатки
в
развитии речевой
деятельности. У
таких детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая,
грамматическая. Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию
фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.
Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического
слуха
и
тем
самым
задерживает
формирование
речи.
Общее
моторное
недоразвитие
умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.
Фонетические недостатки речи детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение
грамотой,
усугубляют
нарушения
интеллектуального
и
эмоционального
развития,
отрицательно
влияют
на
все
стороны
личности
ребенка,
способствуют
возникновению
речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих
силах.
1
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются
особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться
положительной
динамики
в
обучении
и
воспитании.
Одной
из
таких
технологий,
позволяющих
учителю значительно развить как отдельные речевые функции, так и виды
речи, является мнемотехника.
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
❖
Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
❖
Мнемотехника 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на
искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя
артистами при помощи специально разработанного кода.
❖
Мнемотехника
-
это
система
внутреннего
письма,
позволяющая
последовательно
записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Таким
образом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие
речи.
К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он
будет долго и напрасно будет мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он
их усвоит на лету». Примером
может служить всем знакомая фраза, которая помогает
запомнить цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического
материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица
-
это
схема,
в
которой
заложена
определенная
информация.
Суть
мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается
картинка
(изображение);
таким
образом,
весь
текст
зарисовывается
схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Схемы
помогают
детям
самостоятельно
определить
главные
свойства
и
признаки
рассматриваемого
предмета,
установить
последовательность
изложения
выявленных
признаков; обогащают словарный запас детей.
2
Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация
ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас,
развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у
учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой
педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов
к выбранному рассказу.
Постепенно может осуществляеться переход от творчества педагога к совместному
творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то
на следующем - коллективно обсудить различные версии и отобрать
наиболее удачные
варианты.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2
этап:
осуществляется
перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
из
абстрактных символов в образы.
3
этап:
после
перекодирования
осуществляется
пересказ
сказки
или
рассказ
по
заданной теме, разучивание стихотворения.
Кроме
коммуникативной,
развивается
планирующая
функция
речи,
т.е.
ребенок
учится
последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Как любая работа строится от простого, к сложному. Начиная работу с простейших
мнемоквадратов,
последовательно
переходим
к
мнемодорожкам
и
позже
к
мнемотаблицам.
Виды мнемотаблиц:
1) Развивающие (тренинг основных психических процессов);
2) Обучающие.
Пример работы с развивающей мнемотаблицой:
Детям
показывается
таблица
и
расшифровывается
закодированная
информация.
Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем
дается
время
на
запоминание
таблицы.
Таблица
убирается,
и
дети
воспроизводят
ее
графически по памяти.
Пример работы с обучающей мнемотаблицой:
Принцип
работы
с
обучающей
мнемотаблицей несколько
иной,
поскольку
они
содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае
3
основную
задачу
берет
на
себя
педагог,
особенно
если
это
первая
мнемотаблица
в
определенном направлении.
Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:
o
Запоминание материала по лексическим темам.
o
Обучение рассказыванию («Расскажи-ка»).
o
Заучивание стихотворений, пословиц, разгадывание загадок.
o
Обучение грамоте (запоминание букв, правил).
o
Формирование элементарных математических представлений.
o
Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию).
В
работе
с
детьми
с
ОВЗ
по
адаптированным
программам
VIII
вида
в
общеобразовательной
школе
формирование
речи
приобретает
особое
значение
из-
за
структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса.
4
На основании анализа научной литературы я выделила следующие подходы в работе с
технологией мнемотехника:
Системный
-
технология
мнемотехника
используется
в
системе
обучения
и
воспитания;
Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный
-
развитие
ребенка
происходит
в
деятельности,
он
читает
предложенные учителем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь,
учится грамматически правильно говорить;
Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и
воспроизводит информацию об окружающем мире.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
значительно
сокращает
время
обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
1)
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
и речи;
2)
перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
3)
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом
воспроизведении.
Необходимо
подчеркнуть,
что
мнемотаблицами
не
ограничивается
вся
работа
по
развитию речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и
эффективная
работа,
так
как
использование
мнемотаблиц
позволяет
детям
легче
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Учитывая
особенности
обучающихся
с
ОВЗ,
необходимо:
предлагать
небольшое
количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом,
заканчивать
упражнение
при
достижении
первого
результата,
так
как
ребёнок
быстро
истощается, не может долго работать.
Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а
упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес.
Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением:
достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в
развитии.
Выводы:
1.
Овладение
приемами
работы
с
мнемотаблицами
помогает
в
развитии
основных
психических
процессов
-
памяти,
внимания,
образного
мышления
и
сокращает
время
обучения речи детей с ОВЗ .
2. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным,
творческим.
3. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный
метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть.
5