Авторы: Менкеева Светлана Хомутаевна, Менкеев Грирорий Михайлович
Должность: воспитатель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "КУНЦЕВСКИЙ"
Населённый пункт: Г. МОСКВА
Наименование материала: Статья
Тема: "ПЛАСТИЛИНОВОЕ ВОЛШЕБСТВО"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Пластилиновое
волшебство»
РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ ИЛИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства.
Представляет собой создания лепных картин с изображением более или
менее выпуклых полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал, используемый в пластилинографии – это пластилин.
Что такое пластилин?
Пластилин (от др.-греч. Plaotos – лепной) – то есть, материал для лепки.
Пластилин изготовляется из очищенного и размельченного
порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ,
препятствующих его высыханию.
Пластилин окрашивается в различные цвета. И служит для выполнения
различных фигур и изображений.
Какие еще материалы, используются в пластилинографии:
Пластилин намазывается на однотонный или цветной картон, достаточно
плотный. Можно также использовать любые плотные поверхности: такие
как дерево, стекло или пластик.
Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения
характерных особенностей декоративного предмета.
Очень важен бросовый материал – для создания игровых фантазийных
изображений: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от конфет,
семечки, зернышки, пуговицы любые пластиковые ёмкости и т.д. Работая с
пластилином, мы можем создавать предметные и сюжетные картины.
Лепка зачастую представляет для детей некоторые трудности:
недостаточно развитая костно-мышечная ткань рук, слабо развитая мелкая
моторика пальцев, затрудняет процесс вылепливания, определенных форм
предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии,
снижения познавательных интересов и способностей не все дети
правильно могут передавать в лепке, что они хотят изобразить.
Детям необходимо дополнительно развить эти навыки. Это умение владеть
рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно
пользоваться пластилином и стеком.
Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать
знания и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое
восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально-
положительное отношение к художественно-творческой деятельности.
Работа с пластилином зачастую, может содержать практические,
образовательные и воспитательные задачи.
В совместной творческой деятельности мы можем:
дать возможность детям через лепку выплеснуть отрицательные эмоции;
помочь детям почувствовать себя свободными, дать возможность
удивляться, радоваться;
доставить детям радость от тесного общения с послушным материалом:
пластилином, глиной, тестом;
развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.
Для выполнения пластилинографических изображений: необходимо
освоить различные приёмы для «рисования» пластилином:
Сплющивание
Расплющивание
Налепливание
Прижимание
Придавливание
Примазывание
Намазывание
Размазывание
Сначала изучаем «Азбуку лепки» — это
приём скатывания формы шара и раскатывание формы цилиндра.
Обучающие приёмы отрабатываем в игровых ситуациях. В совместной
деятельности с детьми проводим веселые «Пластилиновые игры».
Учимся с малышами вытягивать форму шара с обеих сторон: раскатываем
шар в овал или эллипс (полученные фигуры можно представить
воздушным шаром или дыней).
А если оттянуть шар только с одной стороны – мы получаем «грушу или
матрешку».
А ещё можно сплющить шар между ладонями в диск-колесо или лепешку.
А если раскатать шар в конус – в наших ладошках окажется мороженое
или пирамидка для куклы.
Далее учим детей сплющивать с одной стороны в полусферу – и у нас на
столе получиться пряники или жуки.
Затем показываем детям как сделать углубление пальцами или
карандашом в шаре – и одним движением получаем шляпку гриба, чашку
или вазу.
Приём раскатывания формы цилиндра до получения детали нужной
формы и размера чередуем с движением рук вперед – назад и
одновременно проговариваем следующий текст: «Едет, едет паровоз – две
трубы и 100 колес: «Чух,чух,чух,чух!». Речь с движением особенно
актуальна на начальном этапе освоения основных формообразующих
движений, для снятия у детей излишнего мышечного напряжения.
Обучив приёмам выполнения изобразительных работ в данной технике на
основе совершенствования навыков применения традиционных приёмов –
так называемой – «Азбуки лепки». Мы можем с детьми создавать самые
причудливые предметы.
Мы рисуем пластилином
Разноцветные картины: