Автор: Гадиева Нурия Зуфаровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: Башкортостан с.Киргиз-Мияки Наименование материала: Методическая разработка урока по окружающему миру Тема: "Мы-часть окружающего мира" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с.Киргиз-Мияки
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан
Разработка урока окружающего мира в 1 классе
«Мы – часть окружающего мира»
Разработала:
учитель начальных классов
Гадиева Н.З.
2015 год
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель: Сформировать у детей понимание того, что человечество должно жить
в гармонии с окружающим миром.
Задачи:
Образовательные:
1.Сформировать знания на уровне:
-понятие (гармония)
-причинно-следственных связей (человек зависит от окружающей его
природы).
2.Формировать навыки умения рассуждать, делать выводы.
3.Формировать навыки наблюдений.
Развивающие:
1.Развивать понимание того, что «Мы - часть окружающего мира».
2.Развивать личность ребенка: умение сравнивать, анализировать, обобщать,
видеть цель, добиваться результата, работать в коллективе;
развивать речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к
предмету, самостоятельность.
Воспитательные:
Способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства
коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный
результат.
Оборудование:
Учебник Окружающий мир 1класс Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.
Карточки – таблицы для доски, карточки-задания для групп, картинки с
изображением животных и растений.
Ход урока
1 этап. Организационный момент.
- Ребята, у каждого на парте лежат наши друзья-мордашки (смайлики).
Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок окружающего мира.
-Ребята с грустным настроением, садитесь.
- Ребята-весельчаки, давайте поднимем настроение нашим одноклассникам
(Дети говорят добрые слова, комплименты, пожелания).
Покажите теперь свое настроение.
Можем начинать урок.
2 этап. Актуализация опорных знаний
Отгадайте загадки.( Отгадки-картинки прикрепляю на доску.)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит...( черепаха)
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем .(Ель)
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Дождь поливает,-
Когда это бывает ? (Осенью)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? … (Ворона)
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый ёж
И его ...(Ежиха)
Он зеленый, попрыгучий,
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет. ( Кузнечик)
-Как можно назвать одним словом эти отгадки? ПРИРОДА (Табличка
вывешивается на доску)
-Составьте слово из первых букв названий картинок-отгадок ЧЕЛОВЕК
(Табличка вывешивается на доску)
- Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (Заслушиваются
ответы учеников).
-Прочитайте тему нашего урока:
«МЫ - ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
- Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле - это человек.
- На предыдущих уроках мы выяснили, что наша планета и всё живое на ней
постоянно изменяется, изменяется и человек, так как он часть природы.
- Как же связан человек с природой?
- Как же должен жить человек, чтобы наша планета была всегда живой и
красивой, а люди здоровыми и счастливыми?
-Мы это сегодня выясним на нашем уроке.
-Если взяться за руки и двигаться по кругу, как будет называться это
движение? (хоровод)
-Посмотрите на хоровод, изображенный у вас в учебниках. Как вы его
понимаете? (за руки взялись человек, животные, растения, объекты,
изготовленные руками человека)
-Можно ли все перечисленное вами назвать «объекты природы»?
- Человек-часть природы, ее живого мира. Как и другие живые существа, он
дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
-А обходится ли человек без природы? (нет) Почему вы так считаете?
-С чем же в согласии должен жить человек? (с природой)
-Посмотрите на экран.
М Ы
↓
Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В О 6 000 000 000
↓
Ч А С Т Ь П Р И Р О Д Ы
-Планета Земля-единственная планета, на которой живет Человек.
Посмотрите на это большое число 6 миллиардов. Как вы думаете, что оно
обозначает? (Население нашей планеты.)
-Если все люди возьмутся за руки и будут жить дружно, будет ли голод в
мире? а войны?
-Как должны жить люди? (дружно)
Работа в малых группах
- Я приготовила пословицы о дружбе, только они рассыпались. Попробуйте
их собрать и объяснить их смысл.
1.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2.Один в поле не воин.
3.Человек человеку - друг и брат.
4.Вместе и беда легче переносится.
5.Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
6.Один палец не кулак.
-С кем же в согласии должен жить человек? (с другими людьми )
-Мы должны понять, что согласие, мир, дружба могут сохранить
человечество на Земле.
3.Стадия вызова.
- Ребята, отгадайте загадки и ответьте на вопрос для чего нам нужна природа?
(Заранее подготовленные ученики задают одноклассникам загадки, а
отгадки вывешивают на доске)
1.Без еды человек может прожить 30 дней, без воды 7 дней, а без него не
более 5 минут.(Воздух)
2.Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)
3.Без рук, без ног по свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
4.Бежит, бежит, не выбежит.
Течет, течет, не вытечет. (Река)
-Для чего же нам нужна природа? (питание, дыхание, жизнь)
Физминутка.
Игра « Отличие человека от животных».
Я буду называть действия, которые могут совершать человек и животное.
Если это выполняет только человек, вы встаете; если это могут делать и
люди, и животные, вы сидите.
- строить жилище - кормить ребенка
- плавать - разговаривать
- играть в театре - ловить рыбу
- создавать новые автомобили
- играть с ребенком
- работать с компьютером
-Вы убедились, что человек отличается от животного. Отличие это огромно.
-Человек мыслит, обладает речью, трудится. Жизнь человека все время
изменяется, развивается.
-Посмотрите на стр.27.Отличается ли осиное гнездо, построенное миллионы
лет назад от сегодняшнего? О чем это говорит?
-Знаете ли вы животных, которые живут с древнейших времен совместно
друг с другом большими стадами, семьями? (волчьи стаи, муравейники )
-Это говорит о том, что в природе все взаимосвязано, гармонично.
-Мы уже говорили о том, что человеку трудно жить одному, но и в обществе
жить не просто. Этому нам надо учиться у природы.
-Вернемся к объектам природы. Слышали ли вы такую поговорку «Солнце,
воздух и вода-наши лучшие друзья». Как вы ее понимаете?
4. Подведение итогов.
-Давайте подведем итоги.
-Может ли человек жить в одиночку и без природы? (нет)
-С кем в согласии должны жить люди, чтобы еще долго существовала жизнь
на планете Земля? (в согласии с природой и обществом)
- Сегодня на уроке все дети были активны, поэтому за работу каждый
получает звездочку.
5. Рефлексия.
- С помощью друзей-мордашек покажите, с каким настроением вы уходите с
урока.
5.Домашнее задание. Дома вы попробуете ответить на вопросы со стр.27.
Покажите, с каким настроением вы уходите с урока.
Всем спасибо за работу. Урок окончен.