Автор: Попкова Надежда Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №920
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Цикл уроков на тему "Богатыри"
Раздел: начальное образование
Цикл уроков
(на тему «БОГАТЫРИ» для учащихся 4-6 классов)
Разработала и подготовила Попкова Надежда Николаевна
учитель физической культуры ГБОУ СОШ №920 г. Москва
Телефон: 8-963-614-45-90
2.
Введение
В цикл уроков включены образы героев, представляющих разные
сословия русского народа: крестьянский сын Илья Муромец, выходец из
боярской среды Добрыня Никитич и сын ростовского попа Алеша
Попович.
Старший, Илья Муромец, обладает непомерной силой, большим
опытом и мудростью. В урок, посвященный этому герою, акцент
делается на силовую подготовку, включаются специальные упражнения
для развития силы учащихся.
Добрыня Никитич уступает в физической силе Илье Муромцу, но
добивается превосходства над противником не только силой и
храбростью, но и высоким уровнем культуры, образования. Урок
строится на развитии силы, смекалки и соблюдении правил поведения
при выполнении упражнений.
Младший по годам и физической силе – Алеша Попович. Он берет
верх над противником безудержной отвагой и военной хитростью. В урок
включаются упражнения и игры, где учащиеся должны проявить
смелость, ловкость, тактическое мышление.
Урок №1. АЛЁША ПОПОВИЧ и змей Тугарин.
Задачи: 1. Познакомить с былинным героем-богатырем Алешей
Поповичем и его ратным подвигом (победа над змеем Ту-
гариным).
2. Освоить технику метания малого мяча в цель.
3. Способствовать развитию физических качеств:
быстроты, ловкости, прыгучести.
Оборудование и инвентарь: скакалки, баскетбольные мячи, теннис-
ные мячи, гимнастические скамейки,
набивные мячи, обручи, маты.
Место проведения: спортивный зал.
Х о д у р о к а
Вводная часть: построение, сдача рапорта, приветствие, сообщение
задач.
Ребята, у каждого человека есть Родина и каждый любит ее. Любит
свой родной язык, песни, сказки, героев этих сказок. Таких героев немало.
Сегодня на уроке мы узнаем героев русских былин – это богатыри Илья
Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы узнаем о их ратных
подвигах.
Алеша Попович – самый младший из трех богатырей. Он вырос в
семье ростовского попа. Алеша обладал такими качествами, как лов –
кость и храбрость. В 16 лет он отправляется странствовать по Руси,
как говорят «по свету побродить, счастья попытать».
Ребята, давайте вместе с Алешей Поповичем попутешествуем.
Разминка. Ходьба: - на носках, руки на пояс
- на пятках, руки вверх
- на внутреннем своде стопы, руки в стороны
- на внешнем своде стопы, руки за голову
- полуприсяд, руки вперед, ножницы
- гусиный шаг, руки на коленях
- на четвереньках.
Бег: - противоходом,
- змейкой
- по диагонали с высоким подниманием бедра
-через середину зала с ускорением
- приставным правым (левым) шагом.
Общеразвивающие упражнения: - на дыхание
- круговые вращения рук
- рывки руками
- повороты туловища
- наклоны туловища в стороны
- наклоны туловища вперед
- махи. выпады
- прыжки.
Основная часть урока.
Скачет Алеша по степи, видит камень лежит на пути, а на камне
надпись : вправо пойдешь в Чернигов – город придешь, влево пойдешь –
в Киев, к князю Владимиру попадешь, а прямо пойдешь – к синему морю
придешь.
Ребята! Давайте поможем Алеше Поповичу выбрать правильную
дорогу .
В эстафете «Выбери дорогу» каждый из вас укажет свой путь.
Класс делится на две команды .
Прыжки ч/з отжимание бросок б/б мяча Прыжки ч/з отжимание бросок б/б
скакалку
от пола в кольцо скакалку от пола мяча в кольцо
( 20 пр.) (10 раз) (3 броска) ( 20 пр.) (10 раз) (3 броска)
_______
стартовая линия
_______
Х Х
Х Х
Х Х
Класс делится на две команды. Перед каждой командой три дороги с заданием.
По сигналу учителя первый участник команды бежит по выбранной ему дороге и
выполняет упражнение, которое соответствует этой дороге. Выполнив задание,
бегом возвращается обратно, передавая эстафету следующему участнику по команде.
Выигрывает та команда, которая выполнит быстрее и качественнее задание.
Выбрал Алеша Попович дорогу в Киев-град, к князю Владимиру.
По пути Алеша встретил старика - странника, который рассказал
ему, что за Сафат - рекой поселился злой враг Тугарин, змея сын. Тугарин
никому не дает ни пройти ни проехать. Он очень сильный и никто не
может его победить. Говорит Алеша: «Не могу я его взять силой, возьму
хитростью!»
Эстафета.
1 этап. На мате - Кувырок вперед.
2 этап. 4 дуги – подлезание под дугами
3 этап. Гимнастическая скамейка – бег по гимнастической скамейке.
4 этап. Набивной мяч – выпрыгивание вверх с набивным мячом в руках. 5-7 раз.
По сигналу учителя, первые участники команд проходят все этапы, передавая
эстафету хлопком руки следующему участнику по команде. Выигрывает та команда,
которая выполнит быстро и правильно.
Переоделся Алеша Попович в одежду старика – странника и пошел
к Сафат – реке. Притворился он старым и слепым, идет на дубинку
опирается, прихрамывает.
Ребята, давайте поиграем в игру «Старик хромой».
Из числа играющих выбирается «хромой старик», остальные игроки размещаются
произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу
придерживают сзади рукой. «Старик хромой» также, стоя на одной ноге, находится
в центре зала. После слов «Старик хромой,
С костяной ногой,
Попрыгай за мной!», прыгая на одной ноге, старается
осалить кого – нибудь из игроков. Осаленные помогают «старику» осалить других.
Последний неосаленный игрок становится «стариком хромым» Имя его – Алеша
Попович.
Правило. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы
площадки, считается осаленным. Разрешается менять
прыжковую ногу.
Увидел Тугарин Змеевич дряхлого и хромого старика, подъехал к нему
Близко, а Алеша Попович метким и ловким был, как ударит его дубин –
кой между глаз. Упал Тугарин без памяти на землю.
Ребята! А вы хотите быть такими же меткими?
Метание малого мяча в цель.
На центральной стене вешаются обручи – мишени. Дети делятся на команды.
Чертится линия от стены на расстоянии 5 – 6 метров. Учащиеся по очереди
выполняют метание в обручи – мишени , стараясь попасть в центр.(Учитель
следит за выполнением и указывает на ошибки, которые допускаются в технике
метания).
Алеша Попович привез Тугарина Змеевича в Киев к князю Владимиру.
За победу над чудищем, князь определил Алешу на службу в войско
Киевское – дружинником.
Упражнения на восстановление: - дыхания
- внимания
- расслабления.
Заключительная часть урока:
- построение
- подведение итогов
- задание на дом (прочитать былину о Алеше Поповиче).
Урок № 2. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ и Змей Горыныч.
Задачи: 1. Познакомить с былинным героем – богатырем Добрыней
Никитичем и его ратным подвигом (победа над Змеем
Горынычем).
2. Способствовать развитию физических качеств: силы,
ловкости, быстроты.
3. Напомнить учащимся о соблюдении техники безопасности
и правил поведения при выполнении упражнений.
Оборудование и инвентарь: набивные мячи, гимнастический козел, кегли.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока.
Вводная часть: построение, сдача рапорта, приветствие, сообщение
задач.
Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с богатырем Добрыней
Никитичем и его ратном подвиге (победа над Змеем Горынычем).
Богатырь Добрыня Никитич вырос в семье боярина на Рязанской
земле. Вырос сильным, храбрым, добрым и умным.
Неспокойно стало на Рязанской земле. Повадился Змей Горыныч
прилетать к Пучай – реке и нападать на мирных жителей. И решил
Добрыня проучить Змея.
Наш богатырь сел на коня и поскакал к Пучай – реке.
Ребята, нам тоже пора отправляться в путь!
Разминка: Ходьба, разновидности ходьбы.
Бег, разновидности бега.
ОРУ в ходьбе: - на дыхание
- круговые вращения рук
- рывки руками
- повороты туловища
- наклоны туловища в стороны
- наклоны туловища вперед
- махи, выпады
- прыжки
Основная часть урока.
Прискакал Добрыня Никитич к Пучай – реке, а кругом ни души.
Вдруг все потемнело и видит богатырь на него трехглавый Змей Го –
рыныч летит, а из ноздрей и пасти огонь палит. Не испугался Доб –
рыня Змея, поднял он камень в пять пудов и бросил в чудище.
Ребята, поможем нашему герою одолеть Змея Горыныча.
Упражнение в парах. Броски набивного мяча из разных положений:
- от груди
- из-за головы
- снизу вперед
- снизу назад, прогнувшись
Бросил Добрыня в Змея камень и отшиб ему одну голову. Взмолился
тут Змей Горыныч: «Отпусти ты меня, Добрыня, к моим маленьким
Деткам – змеенышам . Обещаю больше не прилетать на землю русскую
и людей в плен не брать. Пожалел богатырь Змея и отпустил.
Но не сдержал своего слова Змей, пролетая над Киевом, из сада князя
Владимира схватил в свои медные когти молодую княжну Забаву
Путятишну и понес в горы.
Наша игра так и называется «Змей Горыныч».
Из числа учащихся выбирается «Змей Горыныч». В спортивном зале отводится
место для пещеры «Змея», место «Опасная зона» и зона безопасности. Игроки
двигаются произвольно по площадке.
Подходят к пещере со словами: «Змей Горыныч, ты злодей .
Трехголовый людоед.
Отпусти мирных людей,
Не съедай их на обед».
После этих слов выбегает «Змей» и бежит за игроками, стараясь их осалить в
«Опасной зоне». Каждый игрок, проходя эту зону, должен выполнить 10 отжима- ний
от пола. Игрок, который плохо выполняет упражнение или даже не успевает
принять исходное положение этого упражнения, попадает в лапы «Змея» и уво-
дится в пещеру. Игроки, которые выполнили упражнение и опасности им не
угрожает со стороны «Змея» бегут в зону безопасности.
Игра повторяется, но на охоту «Змей» выходит уже с осаленным игроком. Игра
продолжается до тех пор, когда на площадке останется только один игрок.
Правила: - нельзя стоять около игрока , который выполняет упражнение
- игрок обязан выполнить упражнение.
- за нарушение игрок считается осаленным.
- в зону безопасности «Змею» хода нет.
Узнал о беде князь Владимир, рассердился на Добрыню за то, что он
отпустил Змея Горыныча. Отправляет князь богатыря освободить
молодую княжну Забаву Путятишну из логова Змея.
Много дней и ночей добирался Добрыня до логова Змея, а на горе
дорогу к пещере преградили детки – змеёныши. Стал их конь копытами
Давить и топтать. Всех до единого потоптал.
Эстафета.
Класс делится на две команды.
По сигналу первые игроки команд с набивными
Зона безо-
пасности.
Опасная зона.
Змей
Горыныч.
мячами в руках прыжками на левой устремляются вперед до стойки. От стойки
выполняют прокатывание мяча в кегли, которые расположены в 5 метрах от стой-
к и на расстоянии 30 см друг от друга. Обратно возвращаются прыжками на правой
с набивным мячом в руках, передавая эстафету следующему по команде . Выигрывает
команда, которая точнее и быстрее выполнит упражнение.
Прилетел Змей Горыныч и зарычал на Добрыню:
«Ты зачем погубил моих детенышей?» А Добрыня отвечает: «Ты нару-
шил свое слово .Украл и заточил молодую княжну в своей пещере.Отдай
Княжну без боя, я тебя прощу». Не отдал Змей княжны. Рассердился
Добрыня и на Змея бросился. И пошел тут жестокий бой.
Игра «Взятие «крепости».
Вместо «крепости» ставят гимнастический
козел или гимнастического коня без ручек. Играющие делятся на две команды и
выбирают капитанов. Вокруг «крепости» чертится круг диаметром 1,5 – 2 м. Одна
команда (по жребию) располагается вокруг «крепости»,чтобы защищать её. Другая
находится на расстоянии 2-3 м. от первой. По команде учителя одна команда насту-
пает на «крепость», другая защищает её, не давая возможности наступающим
пройти. Каждый из наступающих старается обманным путем овладеть «крепо –
стью» - забраться на неё. Игра заканчивается, когда «крепость» будет «взята».
Затем команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая быстрее другой
овладеет «крепостью». Правила: Бить ногами запрещается, можно лишь отталки-
вать друг друга туловищем и руками.
Три дня и три ночи бились Добрыня со Змеем Горынычем. Одолел
богатырь Змея, отрубил ему все головы и освободил всех пленных людей.
А молодую княжну Забавушку посадил на своего буйного коня и повез в
Киев к князю Владимиру.
За силу и храбрость взял князь Добрыню в свое войско – дружинником.
Упражнения на восстановление: - дыхания
- внимания
- расслабления
Заключительная часть урока:
- построение
- подведение итогов
- задание на дом (прочитать былину о Добрыне Никитиче).
Урок № 3. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ и его ратные подвиги.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с былинным героем Ильёй
Муромцем и его ратными подвигами (освобождение
города Чернигова от врага, победа над Соловьем –
Разбойником).
2 . Закрепить технику метания малого мяча в цель.
3 . Способствовать развитию силовых качеств.
Оборудование и инвентарь: набивные мячи, маты, гимнастические
скамейки, перекладины, теннисные мячи,
кегли.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока.
Вводная часть урока: построение, сдача рапорта, приветствие,
сообщение задач.
Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с богатырями нашего
Отечества. Илья Муромец – самый сильный, мудрый и опытный
богатырь, выходец из крестьянской семьи села Карачарова, что под
городом Муромом. В детстве рос Илья не по дням, а по часам. Вырос в
сильного, крепкого и мужественного богатыря.
Ребята, а вы хотели бы быть такими же сильными, как Илья Муро-
мец? А чтобы стать такими же, надо свой день начинать с зарядки.
Разминка: Ходьба, спортивная ходьба.
Бег, разновидности бега, включая подскоки, прыжки, махи.
Общеразвивающие упражнения в парах на сопротивление:
- сгибание и разгибание рук
- наклоны вперед, назад, в стороны
- приседания, выпрыгивания
Основная часть урока.
Силен был Илья Муромец, ох и силен! Старые дубы с одного взмаха
валит. Молодые с корнем из земли рвёт.
Илья Муромец почувствовал в себе такую богатырскую силу, что мог
бы перевернуть землю – матушку.
Упражнения для развития силы.
Класс делится на группы по количеству станций. Переходя от
станции к станции, выполняют упражнения. (Методом круговой
тренировки)
1 станция. Поднимание и опускание туловища из положения лежа
на спине, руки за голову.
2 станция. И. п - упор лежа, ноги на скамейке, сгибание и разгибание рук.
3 станция. Подтягивание на высокой перекладине (мальчики).
Подтягивание на низкой перекладине (девочки).
4 станция. Лежа на животе, руки вверх или за голову. Прогибание
туловища с одновременным подниманием рук и ног.
5 станция. И. п.- присяд, в руках набивной мяч. Выпрыгивание вверх
в исходное положение.
Прослышал Илья Муромец, что нападают на Русь враги, людей
губят, детей сиротят. По дорогам разбойники рыщут, не дают никому
ни пройти, ни проехать. И снарядился Илья – богатырский сын на дела
великие, на защиту матушки Руси.
Игра «Ловкий всадник».
В середине площадки чертится круг диаметром 4-6 м., в зависимости от числа
игроков. В центр круга ставятся кегли Количество кеглей должно быть в 2 -3 меньше,
чем участников. Играющие становятся по кругу парами в затылок один к другому,
лицом к центру. Первые в парах – «кони», вторые – «всадники». По первому сигналу
«всадники» садятся на «коней» (на спину), по второму сигналу «кони» со
«всадниками» бегут 1 ли 2 круга в указанном направлении и останавливаются на
прежних местах, «кони» расставляют ноги шире плеч, а «всадники»,спрыгнув с
«коней»,пролезают под их ногами и бегут к центру круга, где хватают по одному
предмету каждый ,затем возвращаются на свои места. «Всадники», не сумевшие
овладеть кеглями, проигрывают. Тогда участники меняются ролями и игра
проводится сначала.
Выигрывают «всадники», которые большее количество раз смогут завладеть
кеглями(предметами)
Правила. Во время бега по кругу разрешается обгон, но только с внешней стороны.
За нарушение правил, игрок получает «баранку».
Подъезжает Илья Муромец к городу Чернигову и видит, что город
окружен несметной вражеской силой. Хотят они его захватить и
разорить.
Тут встал наш богатырь Илья Муромец на защиту города Чернигова
против всех врагов. Бъёт врага мечом и копьем, и тяжелой палицей.
Упражнение. Метание набивного мяча из разных положений.
Соревнуются, кто дальше?
Одолел врага Илья Муромец, освободил город Чернигов от насильников
и дальше поскакал. У реки Смородинка преградил дорогу богатырю
Соловей – разбойник, чудище невиданное . Но не испугался Илья Муромец,
не дрогнул перед Соловьем – разбойником. Натянул богатырь свой тугой
лук и стал стрелы метать в страшно чудище.
Ребята, давайте поможем нашему герою одолеть Соловья –
разбойника .
Игра «Попади в цель».
(Или метание мяча в цель – на усмотрение учителя).
В центре площадки чертится круг (диаметр его зависит от подготовки
учащихся, но не менее 6 м.) В центре круга ставится «башня» из кубиков. Играющие
делятся на две команды, одна – нападающая, другая – водящая. Игроки обеих команд
располагаются по кругу через одного. Учитель дает теннисный мяч одному из
нападающих. По сигналу игроки нападающей команды по очереди начинают метать
мяч в «башню», стараясь разрушить ее. Если ни одному из них не удастся это
сделать, то игроки обеих команд меняются ролями.
Если кому-либо удастся разрушить «башню», то все игроки нападающей команды
разбегаются по площадке до ее границ, а игроки водящей команды, подняв мяч,
передают его друг другу в движении, стараясь догнать убегающих игроков
нападающей команды и осалить мячом кого-нибудь из них. Осаленный мячом
выходит из игры. Правила. Игроки нападающей команды после неудачного метания
мяча не имеют права разбегаться по площадке. Они должны оставаться на своих
местах за кругом и ждать, когда следующий по очереди игрок их команды разрушит
«башню».
Одна из стрел Ильи Муромца угодила в глаз Соловью – разбойнику.
Упал злодей на землю. Илья Муромец привязал Соловья – разбойника к
седлу и повез в Киев. Князь Владимир узнал о победах Ильи Муромца и
устроил пир на весь мир. На этом пиру встретились и побратались
богатыри Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. И с тех
пор они всегда вместе стоят на заставе и охраняют землю русскую от
врага ненавистного.
Упражнения на восстановление:
- дыхание
- расслабление
- внимание
Заключительная часть урока:
- построение
- подведение итогов
- задание на дом. (Прочитать былину о Илье Муромце).