Автор: Хабибулина Руфа Хантимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского" Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район с. Мужи Наименование материала: статья Тема: "Как помочь ребенку стать школьником" Раздел: начальное образование
стать школьником.
(родительское собрание)
Учитель Хабибулина Р.Х.
2015 – 2016 учебный год
Цель : создание единого воспитательного контекста семьи и школы.
Задачи:
Знакомство родителей со школой, учителем и друг с другом;
Представление программы развития школы, класса;
Обсуждение подходов в оказании помощи первоклассникам.
1.Знакомство родителей со школой, друг с другом, с учителем.
Учитель создает непринужденную, спокойную обстановку, предложив
родителям
сесть
в
круг,
почувствовать
свою
причастность
к
группе,
расслабиться (собрание проводиться в форме «Круглого стола»).
Учитель предлагает процедуру представления участников группы:
- Я прошу вас представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, сказать,
чей вы родитель, а также рассказать о ваших впечатлениях от пребывания в
школе ребенка и ваших ожиданиях в адрес школы.
Начинает представление учитель:
Далее учитель предоставляет слово родителям (можно по кругу, можно по
мере готовности). Важно некого не пропустить.
Учитель фиксирует впечатления и пожелания родителей и в завершении
знакомства
говорит
о
роли
родительского
коллектива
в
жизни
детей-
первоклассников, перечисляет, что могут сделать дети и родители совместно,
организуя школьную жизнь.
2.Программа развития школы, класса.
-
Наша
школа
разработала
программу
развития,
главной
целью
которой
является личностно – ориентированное развитие школьника, формирование
ощеучебных
умений
и
навыков;
большое
внимание
уделяется
духовно-
нравственному развитию детей, их здоровью и образованности.
Задачи, которые решает каждый класс, - это:
Овладение знаниями, заложенными в учебные программы.
Овладение
умениями
самостоятельно
приобретать
знания
(умение
учиться).
Развитие навыков общения, эффективного сотрудничества с другими
людьми.
Поддержание
и
развитие
желания
учиться
и
проводить
полезную
деятельность.
Освоение социокультурного опыта (духовно-нравственных ценностей,
категорий, культурных традиций народов Севера).
Для того, чтобы родители не были пассивными слушателями, учитель время
от времени обращается к их опыту, их отношению к инновации школы, их
участию
в
оказании
помощи
школе,
классу.
Далее
учитель
знакомит
с
учебной программой, режимом работы школы и класса, с учебниками.
3.Создание единого социокультурного пространства.
Обобщение учителя о социокультурном опыте, доступном первокласснику,
который может быть вмещен в понятие «дом» («семья», «школа», «город»,
«село»).
-
Итак,
обращаясь
к
проблеме
эффективного
развития
ребенка,
давайте
вместе обсудим, как помочь ему стать учеником, – таким образом, учитель
ставит
проблему
эмоционально
благополучного
климата
в
семейных
отношениях. – Адаптация ребенка к школе, к учебе будет успешной, если в
семье
будет
царить
понимание
задач,
которые,
часто
того
не
осознавая,
решает ребенок. Успешность держится на трех китах: вере, надежде, любви.
- В семьях, где верят в возможности и успех ребенка, как правило, он
уверенно делает свои первые школьные шаги. «Я в тебя верю»; «У тебя так
хорошо получается помогать мне мыть посуду»; «Это какие же надо умелые
пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку» - вот слова, с которыми
можно обратиться к ребенку.
-
Надежда
на
успех
ребенка
в
школе.
Никаких
негативных
установок
в
отношении ребенка не допускать, типа: «Вот пойдешь в школу, там за тебя
возьмутся».
Примерные
выражения,
помогающие
ребенку
надеяться
на
лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо»; «Я тоже не сразу
научилась это делать хорошо»; «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя
будет получаться, как надо» и т.п.
- Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно, даже тогда,
когда он в гневе. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды,
слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д. Особенно это важно, когда у
ребенка что-то не получается, возникли новые трудности. «Я с тобой, мой
любимый сын (дочка). Вместе мы одолеем эту преграду. Грубость, резкость,
насилие
по
отношению
к
ребенку
могут
породить
массу
негативных
последствий для него. Лучше этого не допускать.
В рамках процесса создания единого социокультурного пространства
существует
проблема
– адаптация
к
школе
и
организации
жизни
ребенка. Как помочь ребенку стать учеником?
Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка.
Учение – то, чем он теперь должен заниматься, оказывается очень важным
для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со
взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей.
Понаблюдайте, как будущие первоклассники идут в первый класс первый
раз. Некоторые из них крепко держатся за руки взрослого, а некоторые
демонстрируют
свою
самостоятельность
и
гордо
шагают
впереди
своих
родителей. И даже этим смельчакам боязно. А ведь встречаются ребята,
которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды
сверстников,
чтобы
следовать
за
учителем.
Это
серьезные
изменения
в
жизни, и взрослые должны понять состояние внутренней тревоги новичка –
он очень хочет стать учеником. Первокласснику не всегда удается быстро
привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть
на уроках и т.д. Родительское стремление облегчить эти трудности, в какой-то
мере взять их на себя понятно, но рискованно.
«Потихоньку» приучать ребенка к режиму или, скажем, выполнять за него
часть его обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все
будет делать сам, - не лучший способ помощи. Именно на самых первых
шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых,
его собственных обязанностей. Не бойтесь, что, требуя их выполнения, вы
окажетесь слишком строги, - первоклассник примет их с готовностью, если
почувствует, что это не невесть откуда взявшиеся тяготы, а обязанности,
присущие его новому «общественному положению».
Добиться их выполнения – это и значит организовать жизнь ребенка
так, как необходимо для его учебного труда. Любая «полуорганизация»
лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую
заботу.
Следующая проблема – обязательное
выполнение
правил, которым
подчинено поведение первоклассника в школе. Этих правил довольно много.
Большая их часть направлена на то, чтобы и класс в целом, и отдельный
ученик могли работать продуктивно. Назначение таких правил понятно: ведь
учитель имеет дело с большой группой детей. Это хорошо всем известные
правила: не шуметь на уроке, не разговаривать с соседями, не заниматься
посторонними делами, если хочешь что-то спросить – подними руку и т.д.
Многие правила служат организации учебной работы отдельного ученика –
например, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, содержать в
порядке тетради и учебники, делать записи в тетради определенным образом
и т.п.; некоторые правила «регулируют» отношения учеников между собой и
учеников с учителями. Эти правила являются общественно-направленными
по своему содержанию (обеспечивают продуктивную работу всем). Выполняя
правила,
ученик
выражает
свое
отношение
к
работе
класса.
В
этом
заключается
важнейшая
воспитывающая
роль
обучения,
требующего
от
каждого определенного отношения к работе класса.
Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть
этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как
важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
Первоклассники очень чувствительны к выполнению этих правил. Они в
некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать
правила, и от своих товарищей требуют этого. Нередко дети указывают на
несоблюдение правил соседом: «Он знает, как держать ручку, только забыл
правильно
ее
взять».
Требования
должны
быть
неукоснительными,
но
выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме.
Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения
«саморегулироваться», быть самостоятельным.
Каждый ребенок уникален. Один в свои 7 лет вполне самостоятелен.
Другому
достаточно
напомнить,
и
он
сам
справляется
со
своими
обязанностями. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать,
подражая
взрослому,
а
вот
с
четвертым
ребенком
все
намного
сложнее:
взрослому придется вместе с ним выполнять действие. Например, нужно
сложить портфель. Взрослый и ребенок рассуждают, что потребуется завтра
на уроке, что нужно взять с собой в школу. Вместе с ребенком родитель
укладывает учебные принадлежности в портфель, затем высказывает свое
положительное отношение к тому, что сделал ребенок самостоятельно. По
мере овладения ребенком этим умением взрослый ограничивает свое участие
в этом деле.
Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях,
например, выполнение режима дня, содержание в чистоте и порядке своих
вещей и др.
В заключении можно сформулировать основные условия, которые
необходимо соблюдать, помогая ребенку стать учеником:
Вера в ребенка.
Надежда на его успех.
Любовь к ребенку.
Организация его жизни, успешная адаптация к школе.
Умение выполнять правила.
Быть самостоятельным.
Хочу пожелать успеха детям, а родителям терпения и удачи.