Напоминание

"Как помочь ребенку стать школьником"


Автор: Хабибулина Руфа Хантимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район с. Мужи
Наименование материала: статья
Тема: "Как помочь ребенку стать школьником"
Раздел: начальное образование





Назад





Как помочь ребенку

стать школьником.
(родительское собрание) Учитель Хабибулина Р.Х. 2015 – 2016 учебный год

Цель
: создание единого воспитательного контекста семьи и школы.
Задачи:
 Знакомство родителей со школой, учителем и друг с другом;  Представление программы развития школы, класса;  Обсуждение подходов в оказании помощи первоклассникам.
1.Знакомство родителей со школой, друг с другом, с учителем.
Учитель создает непринужденную, спокойную обстановку, предложив родителям сесть в круг, почувствовать свою причастность к группе, расслабиться (собрание проводиться в форме «Круглого стола»). Учитель предлагает процедуру представления участников группы: - Я прошу вас представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, сказать, чей вы родитель, а также рассказать о ваших впечатлениях от пребывания в школе ребенка и ваших ожиданиях в адрес школы. Начинает представление учитель: Далее учитель предоставляет слово родителям (можно по кругу, можно по мере готовности). Важно некого не пропустить. Учитель фиксирует впечатления и пожелания родителей и в завершении знакомства говорит о роли родительского коллектива в жизни детей- первоклассников, перечисляет, что могут сделать дети и родители совместно, организуя школьную жизнь.
2.Программа развития школы, класса.
- Наша школа разработала программу развития, главной целью которой является личностно – ориентированное развитие школьника, формирование ощеучебных умений и навыков; большое внимание уделяется духовно- нравственному развитию детей, их здоровью и образованности. Задачи, которые решает каждый класс, - это:  Овладение знаниями, заложенными в учебные программы.  Овладение умениями самостоятельно приобретать знания (умение учиться).  Развитие навыков общения, эффективного сотрудничества с другими людьми.  Поддержание и развитие желания учиться и проводить полезную деятельность.  Освоение социокультурного опыта (духовно-нравственных ценностей, категорий, культурных традиций народов Севера). Для того, чтобы родители не были пассивными слушателями, учитель время от времени обращается к их опыту, их отношению к инновации школы, их участию в оказании помощи школе, классу. Далее учитель знакомит с учебной программой, режимом работы школы и класса, с учебниками.
3.Создание единого социокультурного пространства.

Обобщение учителя о социокультурном опыте, доступном первокласснику, который может быть вмещен в понятие «дом» («семья», «школа», «город», «село»). - Итак, обращаясь к проблеме эффективного развития ребенка, давайте вместе обсудим, как помочь ему стать учеником, – таким образом, учитель ставит проблему эмоционально благополучного климата в семейных отношениях. – Адаптация ребенка к школе, к учебе будет успешной, если в семье будет царить понимание задач, которые, часто того не осознавая, решает ребенок. Успешность держится на трех китах: вере, надежде, любви. - В семьях, где верят в возможности и успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые школьные шаги. «Я в тебя верю»; «У тебя так хорошо получается помогать мне мыть посуду»; «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку» - вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку. - Надежда на успех ребенка в школе. Никаких негативных установок в отношении ребенка не допускать, типа: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо»; «Я тоже не сразу научилась это делать хорошо»; «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо» и т.п. - Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно, даже тогда, когда он в гневе. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д. Особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается, возникли новые трудности. «Я с тобой, мой любимый сын (дочка). Вместе мы одолеем эту преграду. Грубость, резкость, насилие по отношению к ребенку могут породить массу негативных последствий для него. Лучше этого не допускать. В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема –
адаптация

к

школе

и

организации

жизни

ребенка.
Как помочь ребенку стать учеником? Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение – то, чем он теперь должен заниматься, оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей. Понаблюдайте, как будущие первоклассники идут в первый класс первый раз. Некоторые из них крепко держатся за руки взрослого, а некоторые демонстрируют свою самостоятельность и гордо шагают впереди своих родителей. И даже этим смельчакам боязно. А ведь встречаются ребята, которые долго не могут оторваться от родителей, с трудом становятся в ряды сверстников, чтобы следовать за учителем. Это серьезные изменения в жизни, и взрослые должны понять состояние внутренней тревоги новичка – он очень хочет стать учеником. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т.д. Родительское стремление облегчить эти трудности, в какой-то мере взять их на себя понятно, но рискованно.
«Потихоньку» приучать ребенка к режиму или, скажем, выполнять за него часть его обязанностей в надежде, что он «попривыкнет к школе» и потом все будет делать сам, - не лучший способ помощи. Именно на самых первых шагах важно четко и однозначно показать ему, что входит в круг его новых, его собственных обязанностей. Не бойтесь, что, требуя их выполнения, вы окажетесь слишком строги, - первоклассник примет их с готовностью, если почувствует, что это не невесть откуда взявшиеся тяготы, а обязанности, присущие его новому «общественному положению». Добиться их выполнения – это и значит
организовать жизнь ребенка

так, как необходимо для его учебного труда.
Любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу. Следующая проблема –
обязательное

выполнение

правил,
которым подчинено поведение первоклассника в школе. Этих правил довольно много. Большая их часть направлена на то, чтобы и класс в целом, и отдельный ученик могли работать продуктивно. Назначение таких правил понятно: ведь учитель имеет дело с большой группой детей. Это хорошо всем известные правила: не шуметь на уроке, не разговаривать с соседями, не заниматься посторонними делами, если хочешь что-то спросить – подними руку и т.д. Многие правила служат организации учебной работы отдельного ученика – например, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, содержать в порядке тетради и учебники, делать записи в тетради определенным образом и т.п.; некоторые правила «регулируют» отношения учеников между собой и учеников с учителями. Эти правила являются общественно-направленными по своему содержанию (обеспечивают продуктивную работу всем). Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к работе класса. В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующего от каждого определенного отношения к работе класса. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстрее овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение. Первоклассники очень чувствительны к выполнению этих правил. Они в некотором смысле формалисты: и сами стараются неукоснительно соблюдать правила, и от своих товарищей требуют этого. Нередко дети указывают на несоблюдение правил соседом: «Он знает, как держать ручку, только забыл правильно ее взять». Требования должны быть неукоснительными, но выражаться они должны в уважительной и доброжелательной форме. Подчинение правилам требует от ребенка довольно развитого умения «саморегулироваться», быть самостоятельным. Каждый ребенок уникален. Один в свои 7 лет вполне самостоятелен. Другому достаточно напомнить, и он сам справляется со своими обязанностями. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому, а вот с четвертым ребенком все намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действие. Например, нужно сложить портфель. Взрослый и ребенок рассуждают, что потребуется завтра
на уроке, что нужно взять с собой в школу. Вместе с ребенком родитель укладывает учебные принадлежности в портфель, затем высказывает свое положительное отношение к тому, что сделал ребенок самостоятельно. По мере овладения ребенком этим умением взрослый ограничивает свое участие в этом деле. Примерно так же надо вести себя взрослым и в других ситуациях, например, выполнение режима дня, содержание в чистоте и порядке своих вещей и др. В заключении можно сформулировать
основные условия, которые

необходимо соблюдать, помогая ребенку стать учеником:
 Вера в ребенка.  Надежда на его успех.  Любовь к ребенку.  Организация его жизни, успешная адаптация к школе.  Умение выполнять правила.  Быть самостоятельным. Хочу пожелать успеха детям, а родителям терпения и удачи.


В раздел образования