Напоминание

Основные направления в работе с детьми по обучению хореографическому искусству в Домах детского творчества


Автор: Суржина Нина Амбарцумовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО " Мостовской дом детского творчества"
Населённый пункт: пгт. Мостовской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основные направления в работе с детьми по обучению хореографическому искусству в Домах детского творчества
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Методическая разработка в системе

дополнительного образования детей и

во внеурочной деятельности».

Суржина Нина Амбарцумовна

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

муниципального образования

Мостовский район

Методическая разработка

«Основные направления в работе с детьми по обучению хореографическому

искусству в Домах детского творчества».

Методическая разработка выполнена с целью развития у детей: творческих

способностей, художественного воображения, координации движений рук, ног,

головы, музыкальности, подготовки суставно- мышечного аппарата к занятиям

хореографией,

совершенству

тела

в

целом.

Занятия

танцем

не

только

учат

понимать

и

создавать

прекрасное,

они

развивают

образное

мышление

и

фантазию.

В

сравнении

с

музыкой,

пением,

изобразительным

искусством,

имеющими

свое

постоянное

место

в

сетке

школьного

расписания,

танец,

несмотря

на

усилия

известных

педагогов,

хореографов,

психологов,

искусствоведов,

так

и

не

смог

войти

в

число

обязательных

предметов

образования школьников.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального

самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох

столь же необходимо, как

изучение всемирной истории

и этапов развития

мировой художественной культуры, так как каждый народ имеет свои, только ему

присущи танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и

характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью,

как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, в этом заключены

основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в

течение многих веков.

Сейчас,

в

многочисленных

кружках,

ансамблях,

студиях

народного,

классического,

бального,

эстрадного

танца

страны

занимаются

сотни

тысяч

детей.

Проводятся фестивали и конкурсы, демонстрирующие достаточное

количество хорошо обученных, хореографически грамотных ребят, но они не

решают проблемы широкого приобщения детей к искусству танца. Массовое

эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования

требует иного, нового подхода к методикам обучения, которые должны быть

рассчитаны на иной контингент и иной результат. Оно ориентировано на работу с

детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на

воспитание

хореографической

культуры

и

привитие

начальных

навыков

в

искусстве танца.

Обучение проводится в три этапа.

Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных

элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

Второй этап

продолжение изучения классического экзерсиса (как основы

правильного

физического

развития

и

ритмического

воспитания

ребенка),

освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и

исполнение

народных

танцев,

знакомство

с

современными

танцевальными

направлениями. Этим этапом можно завершить так называемый танцевальный

всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес

и

способности

к

отдельным

хореографическим

жанрам,

высказали

желание

продолжить свое образование могут перейти к третьему этапу обучения.

Третий

этап

предполагает

специализированные

занятия

для

детей,

проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в

избранном

жанре,

дети

активно

осваивают

репертуар,

где

я

использую

самостоятельные

постановки,

прибегая

к

помощи

специальной

литературы

(описание танцев) и видеоматериалов.

Перед

началом

занятий

часто

использую

разогревающие,

ролевые

и

здоровьесберегающие упражнения, с целью введения учащихся в темпоритм

урока и настроения.

Разогревающие упражнения.

Они

всегда

выполняются

в

начале

практических

занятий.

Хочу

привести

некоторые из них.

1.

«Сбросить» голову на грудь, ощутить реальную ее тяжесть, поднять вверх,

сохранив то же ощущение тяжести.

2.

Поднять

правую

руку

вверх,

мысленно

зафиксировать

точное

ощущение

тяжести всей руки, то же самое проделать с левой.

3.Стоя на правой ноге, приподнять левую и покачать ею, как бы взвешивая ее (то

же самое проделать с правой).

4.Движение

по

кругу

осуществляется

по

команде

педагога,

где

учащиеся

напрягают попеременно левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе

руки, обе ноги , все тело.

5.По команде педагога учащиеся идут по кругу на носках, затем на пятках, потом

на внешней и внутренней сторонах стопы и в конце – переходят на семенящий

шаг с цепляющим движением пальцев ног.

6.Все

приседают

на

корточки,

очень

важно,

чтобы

голова

касалась

колен.

Дальнейшая команда педагога направлена

на то, чтобы учащиеся «выросли».

Постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх.

Эти упражнения послужат стимулятором для разогрева всех мышц тела,

что очень важно, так как умение управлять своим телом дает возможность

чувствовать себя уверенно не только на сцене, но и в реальной жизни. Однако

упражнения на разогрев - это лишь прелюдия перед упражнениями на развитие

памяти, внимания, воображения, взаимодействия с партнером.

Ролевые упражнения.

Например: «Скульптор и глина»

Участников делят по парам. Один –«скульптор», другой – «глина». «Скульптор»

придает

«глине»

какую

захочет

форму.

«Глина»

податлива,

расслаблена.

Завершенная

«скульптура»

застывает.

«Скульптор

дает

ей

название».

Затем

участники меняются ролями и вновь проигрывают ситуацию.

«Ходьба»

Участники двигаются по кругу. Педагог называет им среду, по которой они

«идут». Например, снег, вода, болото, лед, стекло и т.д. Учащиеся стараются как

можно точнее имитировать движение с помощью мимики и жестов, не произнося

ни слова.

«Оправдание позы»

По

команде

педагога

учащиеся

начинают

медленно

двигаться

по

кругу,

постепенно

переходя

на

бег.

По

команде

«стоп»

все

останавливаются

в

неожиданной для себя позе. Нужно найти оправдание этой позы и продолжить

движение.

Здоровьесберегающие упражнения.

Упражнение № 1: И.п лёжа на полу носки на себя, посмотреть, держать 4 счета,

следующие 4 счета расслабиться. Движение повторяется 8 раз.

Упражнение № 2: И. п. лёжа на спине. Ноги согнуть и поставить ближе к тазу,

поднять

туловище,

держать

«мост»,

не

прогибаясь.

Одновременно

работать

руками, одна вверх, другая вниз — на каждый счет, меняя положение рук.

Упражнение выполняется 16 раз.

Упражнение №3: И. п. Лёжа на спине руки вдоль туловища ладонями вверх. Раз.

Опираясь на руки, прогнуться. Два — прижать поясничный отдел позвоночника.

Упражнение повторить 16 раз.

Упражнение №4: И. п. Лёжа на спине руки в стороны ладонями вниз. Раз-два-

три - поднять правую согнутую ногу в колене и прямую левую, держать. Четыре

— и. п. То же, согнув левую. Упражнение повторяется 16 раз.

Упражнение

№5: И. п. лёжа на спине руки под голову. Поднять обе ноги

( невысоко), раз - развести, два - соединить и три-четыре- положить в и.п.

Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение№6: И.п. лёжа на животе. Подышать животом 8 счетов.

Упражнение №7: И. п. Лежа на спине, руки вдоль корпуса. Раз - руки вверх. Два

— сесть, опираясь руками сзади (спинка прямая). Три руки на пояс. Четыре —

и. п. Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение №8: И.п. сидят на гимнастических ковриках, руки на поясе, спина

прямая 8 счетов, следующие 8 счетов, лечь на ноги с ровной спиной, пальцами

рук достать пальцы ног. Упражнение выполняется 8 раз.

Упражнение №9 «Крылышки»: И.п. лёжа на животе. Руки к плечам ладонями -

вперед; поднять плечи и голову вверх, держать 3 счета, на 4 и.п. Упражнение

повторяется 8 раз.

Упражнение №10: И.п. лёжа на животе. Поочередно поднять одну ногу, затем

другую ( невысоко). Упражнение повторяется 16 раз.

Упражнение №11 «Сфинкс»: И.п. лёжа на животе. Раз- два - три – четыре - руки

согнуты в локтях лежат на полу, прогнуться в спине. Раз-два-три – четыре -

выпрямить руки. Раз- два - три – четыре –« шагаем руками» к животу ещё

прогибаясь в пояснице. Раз-два-три – четыре - оторвать руки от пола в стороны и

задержать и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение №12 «Рыбка»: И.п. лёжа на животе Упираясь на руки прогнуть

спину

назад.

Согнув

ноги

в

коленях,

стараясь

коснуться

ногами

головы.

Упражнение повторяется 4 раза.

Упражнение №13: И.п. лёжа на спине, руки вверх. Согнуть ноги прижать колени

руками к груди, 4 счета перекатываться вправо и влево и

вернуться в и.п.

потянуться руками вверх, вытянуть подъём, прижать поясницу к полу на 4 счета.

Упражнение повторяется 4 раза.

Упражнение № 14 «Кошечка»: И.п. упор на коленях. Раз – два – спину прогнуть,

голову поднять до предела вверх. Три – четыре – спину выгнуть, голову опустить

вниз. Упражнение выполняется 16 раз.

Упражнение №15 «Корзинка»: И.п. лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и

захватить стопы руками. Удерживать, это положение 4 счета прогнувшись в

спине.

Упражнение повторить 2 раза. В дальнейшем для развития гибкости

поясного отдела постараться достать ногами пол перед головой, руками надо

держаться за бедра.

Хореографическая

тренировка

(экзерсис)

это

длительный

процесс

выработки

усложняющихся

музыкально-двигательных

навыков.

Позы,

положения,

движения

и

их

комбинации

в

различных

вариантах,

новая

психологическая и физическая нагрузка, так как овладение этими навыками

всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроем.

Поэтому,

в

педагогической

психологии

существует

основной

закон

усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить

результат.

Из

этой

формулы

ничего

нельзя

исключить,

потому

что

они

взаимосвязаны:

восприятие

сопровождается

осмыслением,

осмысление

запоминанием.

Восприятие,

осмысление

и

запоминание

расширяются,

углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

Главные компоненты урока – музыка, музыкальное движение, музыкально-

пластические

игры,

музыкально-психологические

этюды

и

развитие

эмоциональной

выразительности.

С

их

помощью

можно

научить

детей

чувствовать движения и действия, выражать свое состояние. Тело имеет в своем

распоряжении два различных типа движения: произвольные и непроизвольные.

Первыми можно управлять по желанию, а вторые такому управлению не

поддаются.

Произвольными

являются

движения

конечностей,

корпуса,

шеи,

лица,

глаз,

губ,

языка.

Непроизвольное

движение

обычно

ограничивается

мышцами, находящимися внутри тела. Мы не замечаем, как ритмично бьется

сердце, как ритмично мы дышим, как, шагая, переносим вес тела с ноги на ногу

(тоже ритмично), и совсем не замечаем, как сгибаются колени при ходьбе.

Но

как

только

мы

предложим

детям

сгибать

колени

под

музыку,

начинаются трудности: кто-то не попадает на сильную долю такта, опаздывая

или опережая ритм. Поэтому на первом этапе обучения уместно предложить

следующий музыкально- психологический рецепт: необходимо напомнить детям,

что счет «и» звучит коротко, а счет «раз» - длиннее.

Первые уроки должны строиться на основе простого, яркого

и

разнохарактерного

музыкального

материала.

Например,

под

музыку

марша

«Песенка о дружбе» А. Петрова дети ощущают бодрое движение и действуют в

его характере. Под музыку пьесы «Лиса» М. Мильмана дети передают образ

лисички, которая легко, тихо, грациозно бежит по лесу; под музыку «Прогулка»

Э. Беттольфа дети изображают прогулку в лесу, интуитивно отражая конец

музыкальной фразы. Так, постепенно, дети подходят к осознанному восприятию

программных

требований.

Они

начнут

осознанно

выполнять

ритмические

рисунки,

вовремя

начинать

и

заканчивать

движение

в

соответствии

с

музыкальной фразой.

Сейчас, как никогда, внимание педагогов обращено на творческое развитие

ребенка во всех областях его деятельности, на выявление

его способностей,

индивидуальности, развивать их фантазию, инициативу. У детей под влиянием

прослушанного

произведения

возникают

эмоциональные

переживания,

различные их образы.

Например, под музыку П.Чайковского «Песенка без слов» или М. Глинки

«Чувство» дети, верно ощутив характер пьесы, отображают ее по по- разному:

одни идут спокойным, ровным, шагом, другие изображают сбор цветов, осенних

листьев , третьи, выполняют различные плавные движения руками, медленно

кружатся. Работая над художественным образом, я сначала знакомлю детей с

названием

произведения,

предлагаю

прослушать

музыку

и

найти

соответствующее к ней

движения. Например, прослушав музыку Е.Бекман

«Зайчик», я предлагаю детям изобразить зайчиков. Обращаю внимание на более

удачные, выразительные движения детей. Затем из этих движений составляется

общий танец зайцев.

Важно создать творческую атмосферу в классе, чтобы дети могли, не

стесняясь,

раскрыть

себя.

Пи

этом

большую

роль

играют

педагогические

способности

преподавателя,

его

умение

активизировать

детский

коллектив,

настроить его соответствующим образом, уметь при необходимости тактично

поправить ребенка. Неудачное высказывание педагога о действии того или иного

ученика может «спугнуть» его, он замкнется в себе, и вернуть его к творческому

процессу

будет

трудно.

Ребенок,

хорошо

владеющий

своим

телом,

работает

интенсивней, у него есть уверенность

в

своих возможностях и он получает

радость от движения.

При построении уроков и составлении порядка изучения танцевальных

элементов использую данный вариант структуры урока:

Первая часть урока (подготовительная):

- вход учащихся в танцевальный зал (марш). Желательно выстраивать детей по

росту – от меньших к большим;

- построение детей в несколько линий, в 4 или более колонн (в зависимости от

размеров зала и численности группы);

- поклон педагогу и концертмейстеру;

- разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

Вторая часть урока(основная):

-

изучение

музыкально-ритмиче ского

материала,

т ренировочных

вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки;

- работа над этюдами, танцами.

Третья часть урока (заключительная):

- закрепление музыкально-ритмического материала в игре;

- музыкально-танцевальные импровизации;

- основное построение для выхода из зала;

-поклон педагогу и концертмейстеру;

- выход из танцевального зала.



В раздел образования