Напоминание

Методы и приемы преподавания истории искусств в ДШИ и ДХШ


Автор: Бегагаян Жанна Хачатуровна
Должность: преподаватель истории искусств
Учебное заведение: МБУДО "Мостовская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Мостовской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы и приемы преподавания истории искусств в ДШИ и ДХШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




В

современном

мире

все

большее,

даже

преобладающее

влияние

приобретает

визуальная информация. Поэтому сейчас особенно актуально уметь отбирать, оценивать

эту

информацию,

а

также

критически

к

ней

относиться.

А

из

наших

дисциплин

изобразительное

искусство

и

история

искусств

в

наибольшей

степени

и

в

наиболее

универсальной

форме

могут

способствовать

формированию

основы

этих

жизненно

необходимых умений и навыков.

Это выводы, к которым я пришла на основе своего опыта преподавания мировой

художественной культуры в 1-4 классах Мостовской детской школы искусств. Попробую в

обобщенном виде его описать. Сначала, об объективных обстоятельствах: целях и задачах.

По объективным обстоятельствам, связанным с приобретением тех или иных учебников и

методических

пособий,

мне

пришлось

работать

по

разным

программам,

по

разным

учебникам. Богато иллюстрированные и местами, увлекательно написанные некоторые

книги с трудом поддавались осмыслению. Широкий взгляд, стремление охватить многое

зачастую оборачивалось просто номенклатурным перечислением фактов, имен, названий.

Казалось, что это пособие по подготовке современных туристов. Трудными были поиски

методических решений в преподнесении того или иного материала. Проблема осложнялась

не только отсутствием учебников, но и особенностями ситуации. Наша школа находится в

одном

из

отдаленных

районов

Краснодарского

края,

инфраструктура

учреждений

культуры не особенно развита. А значительная удаленность от Краснодара, где в основном

сосредоточены музеи и театры, создает дополнительные проблемы. Используя, большое

количество книг и методических пособий, я создала свои, адаптировав ее в нашей школе.

В первый год работы почти каждый урок начинался с вопроса ко мне «А зачем нам

это

нужно?».

Такая

ситуация

выдвинула

на

первый

план

задачу

прежде

всего

заинтересовать

предметом,

уроком,

учителем

как

личностью.

Я

не

упускала

случая

подчеркнуть распространенность

произведений искусства, их тесную связь с нашей

жизнью, потребность человека в красоте даже на физиологическом уровне. Все время

стараюсь найти примеры, которые доказывали бы пользу осведомленности в явлениях

культуры. И в дальнейшем практика преподавания в разных классах ежечасно доказывала,

что если не цели, то задачи необходимо приспосабливать к конкретным условиям. При

рассмотрении

истории

мировой

культуры

необходимо

уделять

большое

внимание

феномену

взаимодействия,

взаимообогащения

культур.

Особенно

подробно

останавливаться на вкладе развитых народов в развитие культуры. Все время пытаюсь

проводить параллели, подчеркивать то общее, что объединяет разные культуры.

Исходя из всего этого, я сформулировала свои задачи следующим образом:

а) вызвать у школьников интерес к явлениям художественной культуры;

б) способствовать возникновению потребности общения с произведением искусства;

в)

помочь

учащимся

усвоить

необходимый

объем

знаний,

овладеть

приемами

эстетического

анализа

выдающихся

памятников

художественной

культуры

разных

народов.

Очень

сложной

оказалась

проблема

оценок,

их

требовалось

«накапливать».

Определить четко и обособленно критерии оценок. Ведь вопрос о контроле, о выставлении

оценок должен был теснейшим образом связан с целями и задачами. Я решила, что вправе

отмечать и поддерживать малейшие шаги учащихся к приобщению к искусству. И самое

реальное – определить для себя критерии, по которым можно оценивать деятельность

ученика непосредственно

на уроке.

Например, внимание, с которым ученик слушает

2

объяснение (его можно квалифицировать как проявление интереса к предмету), активность

при ответах на вопросы или при выполнении какого-либо задания, желание поделиться

своими наблюдениями и воспоминаниями. Ребята благодарно реагируют и просто на слова

одобрения («молодец», «умница» и т. д .). Но оценку в журнале и в дневнике можно

предъявить родителям. Это вещественное доказательство признание успехов.

Перед началом занятий часто использую психологические упражнения и тесты, с

целью введения учащихся в темпоритм урока, настроения и тему (например, упражнение

«Определения», «Слова», «Зато», «Закончи предложение»).

Упражнение «Зато».

По кругу продолжить фразы:

- Я устал, зато…

- Я небольшого роста, зато…

- Я иногда несдержан, зато…

- Я ленива, зато…

- Я застенчив, зато…

- Я криклив, зато…

- Я молчалива, зато…

- Я слишком уступчива, зато…

- Я не умею печь пироги, зато…

- Я зануда, зато…

- Я школьник, зато…

- У меня нет домашнего телефона, зато…

- Я написал контрольную работу на двойку, зато…

- Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…

- Я не люблю слушать классическую музыку, зато…

- Я слишком часто фантазирую, зато…

- Я не слишком хорошо пою, зато…

- Я иногда, слишком много ворчу, зато…

- Меня легко рассмешить, зато…

-Я бываю, капризна, зато…

Упражнение «Закончи предложение».

- Я …

- Я умею…

- Я хочу…

- У меня есть…

- Внешне я…

- Мне хотелось бы быть…

- Мне можно…

- Мне нельзя…

- Я могу научиться…

- Как школьник я …

- В классе я ….

3

- На улице, я…

- Дома, я…

- Когда окончу школу, я…

- Я могу работать,….

- Я буду…

- Я люблю…

- Я не люблю…

- Я мечтаю…

- Я надеюсь…

- Я верю…

- На этих уроках я себя чувствую…

Упражнение «Слова»

Назовите слова, которые обозначают различные виды эмоциональных проявлений:

- удивление

- страх

- ненависть

- усталость

- любовь

- и т.д.

Назовите ту эмоцию, которая сейчас для вас является основной.

Назовите все слова, относящиеся к общению:

- монолог

- разговор

- спор

- беседа

- выступление

- и т. д.

Давайте выясним, какими способами мы общаемся:

- словами

- звуками

- мимикой

- позой

- глазами

- интонацией

- жестами

Когда приступаем к изучению новой темы, бывает особенно важно представить, на

какие знания учеников из истории, литературы той или иной страны, либо эпохи можно

опереться. Обычно даю на 10-12 минут такое задание: «Древняя Греция: мои ассоциации»

или «Архитектурные сооружения древнего Рима, что я об этом знаю». При этом не

требуется

никакого

повествования.

Только

перечисление

названий

городов,

рек,

гор,

4

достопримечательностей, имен деятелей культуры, каких- то исторических событий. Такое

«входное

тестирование»

позволяет

лучше

спланировать

дальнейшую

работу

по

теме,

активизирует детскую память, настраивает учеников на определенную тему. Чтобы не

нарушать эмоциональной атмосферы традиционным и наводящим скуку опросом в начале

урока,

можно

оценивать

знания

учащихся

разнообразными

способами.

Беседуя

с

учащимися о предыдущей эпохе перед тем, как перейти к новой (а это непременное

условие грамотного подхода) можно оценивать уровень знаний по прошлой теме. Само

участие учеников в спорах, беседах, чтение стихов, желание отстаивать свою точку зрения

свидетельствует не только о знаниях, но и об умении говорить, думать, анализировать.

Можно предложить в двух параллельных группах составить кроссворды по пройденным

темам, со строго определенным количеством слов, а после проверки раздать их в другой

группе для разгадывания на оценку. Это и викторины, и конкурсы, и мини- КВНы, где

использованы фрагменты многих интеллектуальных телевизионных передач:

а) зашифровать слово,

б) собрать мозаику,

в) викторины по карточкам.

Юные знатоки живописи

Индивидуальная игра на «высадку»

Участники вытаскивают по одной карточке. Тот, кто не может ответить на вопросы,

указанные в карточке, выбывает из игры. Остальные продолжают играть до тех пор, пока

не останется один, который и будет признан победителем.

Карточка №1.

1.

Выдающийся русский живописец (1830-1879), мастер лирического пейзажа.

Крупный педагог, творческий наставник художников Левитана и Коровина. Создал такие

полотна,

как

«Радуга»,

«Проселок».

Кто

автор

представленной

картины

и

как

она

называется?

2.

В 1954 году молодой художник создал произведение, за которое был удостоен

звания академика. Как называется эта картина?

А. Саврасов «Грачи прилетели»

«Вид в Ораниенбауме»

Карточка №2.

1.

Известный

русский

художник

(1815-1852),

автор

небольших

по

размеру

жанровых картин. Первую картину маслом, «Свежий кавалер», написал в возрасте 31 года,

последнюю, «Игроки», через 6 лет, в год смерти. Кто автор представленной картины и как

она называется?

2.

Художник мастерски писал близких ему людей. Один из известных портретов

изображает очаровательную музицирующую девушку. Чей это портрет?

П. Федотов «Завтрак аристократа»

«Портрет Н. Жданович за клавесином»

Карточка №3.

5

1. Выдающийся русский художник (1848-1925), обращавшийся к историческим и

сказочным сюжетам. Автор картин «Богатыри», «Ковер-самолет». Выполнил росписи в

Историческом музее в Москве и во Владимирском соборе в Киеве. Кто этот художник и как

называется представленная картина?

2. Художник обладал незаурядными способностями архитектора. Какое известное

здание в Москве построено по его проекту?

В. Васнецов «Аленушка»

«Здание Третьяковской галереи»

Карточка №4.

1.

Выдающийся русский художник (1865-1911), иллюстратор басен И.А.

Крылова, портретист, педагог.

Автор картин «Петр I», «Девочка с персиками»,

портретов

М. Горького,

И. Рубинштейна. Кто этот художник и как называется

представленная картина?

2.

В

1900-1903гг.

художник

создал

портретную

сюиту

представителей

знаменитого

княжеского

рода.

Это

полотно

с

изображением

одной

из

его

представительниц

стало

великолепным

образцом

женского

портрета

в

русской

живописи. О каком произведении идет речь?

В. Серов «Похищение Европы»

«Портрет З. Юсуповой»

Карточка №5.

1.Известный русский художник (1878-1939), мыслитель и педагог увлекался

астрономией и наукой о земле. Автор полотен «Смерть комиссара», «Петроградская

мадонна», многих портретов и натюрмортов. Кто этот художник и как называется

представленная картина?

2.Художник обладал литературным талантом: писал стихи, повести, пьесы.

Однако известность ему принесли два капитальных литературных произведения. Как

они назывались?

К.

Петров-Водкин

«Купание

красного

коня»

«Хлыновск», « Пространство Эвклида»

Итак, хорошими оценками я стараюсь:

а) стимулировать интерес к предмету;

б) поощрять внимание и любознательность;

в) стимулировать использование различных источников при выполнении заданий;

г) поощрять аргументированные личностные высказывания (письменные и устные);

д) споры по поводу произведений искусств.

6

Но сначала им нужно научиться, все это делать. Какие методические приемы мне в

этом помогают? Некоторые оправдавшие себя способы решения педагогических задач я

сгруппировала в пяти разделах:

- формируем интерес к чтению литературы об искусстве,

- учимся работать с информацией,

- развиваем каналы восприятия информации, - учимся понимать других, - учимся

выражать свое состояние через визуальный образ. А теперь подробней о каждом из пяти

разделов. Как же вызвать интерес к чтению литературы об искусстве? Всегда провоцирую

и поддерживаю разговоры о том, какие книги об искусстве есть дома. Чаще всего дети

рассказывают

о

различных

энциклопедиях

и

иллюстрированных

справочниках.

Желающим даю индивидуальные задания по имеющимся у них материалам («О семи

чудесах света», «О великих творениях людей», «Чудесах священных и загадочных»). Часто

приношу и показываю на уроках альбомы репродукций, каталоги выставок. Знакомлю с

изданиями воспоминаний о деятелях искусства, с книгами о художниках, скульпторах, с

новыми

номерами

журналов

«Юный

художник»,

«Художественная

школа»,

«Художественный

совет».

Возникшие

у

детей

при

взаимодействии

с

произведением

искусства

эмоции,

впечатления

нужно

назвать.

Для

называния

чувства,

состояния,

переживания,

впечатления

требуется

определенный

словарный

запас.

С

целью

его

расширения у детей, я практикую написание изложение по некоторым темам. Это может

быть история создания какого – либо произведения, музейной коллекции, жизнеописание

исторического

персонажа.

Тексты

составляю

сама

на

основе

имеющихся

изданий

и

репродукций. Например, Леонардо да Винчи «вечеря» с интересным библейским сюжетом

или С. Боттичелли «Рождение Венеры». Стараюсь, чтобы в них был сюжет, драматургия.

Иногда

даты

и

имена

выписываю

на

доске.

Обязательно

показываю

репродукции

упомянутых

в

тексте

произведений,

фотографии

памятников

архитектуры,

портреты

исторических

лиц

и

деятелей

искусства.

Замечательные

возможности

для

этого

дает

использование

технических

средств,

где

визуальные

образы

сочетаются

со

звучащим

текстом.

Умение организовать грамотный поиск информации, оценить и отобрать нужное,

переработать и использовать для решения собственных задач – это все относится к общим

учебным умениям и навыкам. И я, как преподаватель истории искусств, тоже пытаюсь

внести посильный вклад в формирование информационной культуры. Обучая школьников

составлять планы, конспекты на материале нашего предмета, одновременно решаю задачу

усвоения необходимых знаний по истории искусств. Одной из важных задач в этом считаю

привлечение

учащихся

к

использованию

информации

в

разном

виде:

учебных

книг,

альбомов

художественных

репродукций,

электронной

продукции.

На

уроке

стараюсь

использовать различные ресурсы в комплексе. Важным методическим приемом считаю

«проговаривание» своих действий, связанных с поиском материалов в сети – Интернет и

демонстрацией

их,

а

также

использование

собственных

презентаций

и

презентаций

учащихся. Очень часто

использую в работе метод тестирования, с помощью которого

можно быстро и эффективно проверить знания учащихся. Надо отметить, что не весь

учебный материал, можно проверить в форме тестов. Это и понятно, так, как устное

7

общение

преподавателя

и

ученика

ни

заменит,

ни

один

тест.

На

контрольных

и

самостоятельных работах использую такие задания, как «Найдите ошибки в тексте» (текст

о древней Греции, о скоморохах), «Закончи предложения», исторические диктанты.

Найдите ошибки в тексте

С

древнейших

времен

Греция-

центр

искусства.

Греческие

зодчие,

ваятели,

художники не имели себе равных.

Их приглашали правители разных государств, им

воздавали почести. Созданные греками памятники искусства до сих пор будоражат мир

своей

чистотой

и

гармонией.

Великий

творец

греческой

классики

Фидий

создал

прекрасную

женскую

статую,

прототипом

которой

послужила

известная

в

Греции

куртизанка Фрина. Этот образ стал эталоном женской красоты на многие века. В одном из

крупнейших городов древней Эллады Кноссе создавались величественные архитектурные

памятники. Сюда с берегов Нила и Ефрата.

Съехались зодчие для постройки главного

святилища

Парфенона.

Этот

храм

превосходил

все

предыдущие

постройки.

Он

величественно

возвышался

над

островом,

его

скульптурное

убранство

поражало

богатством и разнообразием. В дни великих

Панафиней вся Греция воздавала почести

главному божеству – Зевсу, которому и был посвящен Парфенон.

Ошибки в тексте:

1. Скульптурный образ Фрины создал не Фидий, а Пракситель;

2.Кносс не был крупнейшим цетром Греции;

3. В Грецию не приезжали зодчие с берегов Нила и Ефрата;

4. Парфенон был возведен в Афинах, а не в Кноссе.

5. Главный храм Афин – Парфенон был посвящен Афине, а не Зевсу.

Скоморох

по-древнерусски-«скомрах».

Скомрах

шут,

клоун,

фокусник,

музыкант, скульптор, песельник, художник, артист, гончар. Они появились на Руси раньше

письменности, Христианство преследовало их за безбожие. А у них не было, никакой

религии – только смех. Они не хотели работать на хозяина. Они пели, плясали, кривлялись,

потешали толпу шутками. И толпа восхищалась их искусством. Скоморохов видели на

ярмарках, площадях.

1551 год

Масленница. ПетрI решил пошутить над скоморохами. Были открыты

ворота Кремля. Бесплатное угощение, блины, леденцы в форме зверушек, пряники, бусы,

ледяные горки, снежные бабы, игры. Сюда съехались скоморохи со всего мира_ Англии,

Франции, Италии, Греции, Рима – они прослышали о кремлевском пиршестве.

Пиршество,

хохот,

игры,

музыка,

спортивные

соревнования,

гладиаторские

бои,

шутки. В это время в подвалах Кремля на цепи сидели 300 медведей. Несколько дней

медведям не давали есть, и они озверели. Медведи набросились на них, многих загрызли

насмерть. А царь сидел у окошка и любовался: блестящий снег, медведи, скоморохи. Он

смеялся от всего сердца. Это была его шутка.

Ошибки в тексте:

1.Скоморохи не были художниками, скульпторами, гончарами;

2.Не ПетрI, а Иван Грозный так пошутил над скоморохами;

3. Сюда не съежались скоморохи со всего мира;

4. Здесь не проводились гладиаторские бои, спортивные соревнования.

8

Исторический диктант по вопросам.

1.

По-русски это «верхний город», а по-гречески?

2.

Как называлась Южная часть Греции?

3.

Он сделал крылья себе и своему сыну Икару, и оба улетели с Крита. Кто он?

4.

Какие виды вазописи вы знаете?

5.

В каких вариантах сложился греческий ордер?

6.

В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах.

7.

В древнегреческом искусстве статуя обнаженного юноши.

8.

Перечислите имена скульпторов, которых вы знаете.

9.

Чем был храм для греков?

10. Это сосуд с тремя ручками для перенесения воды.

Хочется, чтобы у детей оставался эмоциональный след от уроков истории искусств.

Ну и конечно, что-то в голове, в памяти. Дети разные: аудиалы, визуалы, кинестетики.

Используя

опыт

коллег,

описанный

в

различных

пособиях,

подключаю

собственную

интуицию и фантазию, постепенно выхожу на новые правила для себя. Во-первых ,

стараюсь на каждом уроке демонстрировать не только репродукции, видеоизображения, но

и что-то натуральное. Это живописные работы, акварели, эмали, батик. Дети сразу и

безошибочно распознают в них оригиналы. Изделия декоративно- прикладного искусства

приносят и некоторые ученики. Во- вторых, изделия декоративно- прикладного искусства,

предметы дизайна, домашней утвари пускаю по рядам, чтобы каждый мог прикоснуться к

ним. В- третьих, на некоторых уроках создаю звуковой фон, воспроизводя этническую

музыку. В-четвертых, стараюсь, чтобы на каждом уроке присутствовал хоть

какой –то

предмет, подходящий по теме, который можно потрогать, понюхать, ощупать. Например,

рассказывая

об

оружии

древнего

человека,

мы

рассматривали

палицу,

рассказывая

о

русской культуре, пробовали гладить и стирать, прясть при помощи предметов домашнего

быта русской старины, рассказывая о древнегреческих школах использовали их школьные

принадлежности. При изучении любого произведения искусства необходимо понять и

созданное художником (его замысел, позицию, оценку) и самого себя (свои ощущения,

мысли, впечатления). То есть опыт восприятия иной точки зрения, иного взгляда. Для этой

цели

использую

специальные

упражнения.

Например,

старшим

ученикам

было

предложено описать картину с точки одного из персонажей по собственному выбору:

а) профессионального критика, образованного, опытного;

б) начинающего журналиста, которому нужно за что – нибудь «зацепиться»;

в) учителя, который должен завтра дать материал в младших классах;

г) экскурсовод, который проводит экскурсию по залам музея;,

д) человека, совершенно случайно попавшего на выставку, может, быть, в первый

раз.

К заданию прилагаю такую инструкцию:

а) попытаться вжиться в образ;

б) в описании опираться на непосредственные впечатления, чья роль выбрана;

в) указать название картины, фамилию автора, определить жанр, высказаться о

колорите, композиции, возможных влияниях.

9

Для описания предлагаю на выбор много репродукций. Выбирали более знакомые:

пейзажи И. Левитана, исторические картины В. Сурикова, работы И. Айвазовского, К.

Брюллова. Из всех «позиций» большинство выбирает для себя роль экскурсовода, учителя

и случайного посетителя.

Есть еще одно упражнение, оно состоит в том, что на одном «переходящем» листке

каждый

по

очереди

прорисовывал,

добавлял

какой-то

элемент

к

коллективному

«произведению»

под

названием

«Тишина»

или,

например,

«Рисование

в

парах

под

музыку». С началом звучания музыки попеременно со своим партнером каждый учащийся

рисует какое-либо изображение по одному элементу, причем общаться во время рисования

не разрешается. Нельзя сказать, что выходят интересные работы. Но материал для анализа

получается любопытный. После таких упражнений хорошо усваивается тема «Абстрактная

живопись».

Особым успехом пользуются упражнения по изготовлению объемных подделок из

мятой

газеты,

которые

должны

передавать

наше

настроение.

Прямо

на

уроке

изготавливаем (из газеты без ножниц) персонажей для театра теней, сочиняем маленькие

сценки и тут же, группами по два, три ученика, их разыгрываем. Так с помощью цвета и

линии, пластики тела («скульптурные» позы, движения руками) мы пытаемся выразить

свои впечатления, ощущения. Дети обычно изобретательны в своих импровизациях.

Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данной образовательной областью,

успешно добиться реализации можно разными методами и приемами, благо ум и фантазия

развиты у всех по-разному. И пусть не каждый из наших учеников станет известным

художником, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве и «Если

я не узнаю свой предмет лет так через десять, я буду только счастлива». Последняя цитата

принадлежит автору курса «Мировая художественная культура» Л. М.

Предтеченской

фрагменты, которого, часто использую на своих уроках.

10



В раздел образования