Автор: Агуреева Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества "РОВЕСНИК"" Истринского муниципального района
Населённый пункт: г. Истра
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Изобразительное искусство"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Ровесник»
Истринского муниципального района
Согласовано
Утверждено
на заседании методического совета ЦРТДиЮ
«Ровесник»
Директор: Л.В. Хотеева
Протокол №19 от 31.08.2016 г.
Приказ по ЦРТДиЮ «Ровесник»
от 31.08.2016 г. № 99
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изобразительное искусство
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: – 3 года
Авторы – составители:
педагог дополнительного образования
Агуреева Валентина Николаевна,
Иванова Марина Владимировна,
Лобачева Елена Григорьевна.
г. Истра 2016 г.
Пояснительная записка
Российское образование осуществляется в соответствии с потребностями развития
российского общества. Однако всё более очевидно, что задача гуманизации образования
не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Большое влияние на
процессы образования и воспитания личности оказывают такие факторы, как: семья,
окружение,
средства
массовой
информации,
а
также
система
дополнительного
образования, имеющая в нашей стране богатые традиции и разветвлённую сеть.
Активно
развивающаяся
в
современной
России
система
дополнительного
образования рассматривается как одно из главных средств инновационного поиска в
решении задач различных направлений воспитания, личностного и интеллектуального
развития и социализации учащихся.
Любой процесс начинается с определения цели.
Цель
дополнительного
образования
сегодня, заключается
в
удовлетворении
постоянно
изменяющихся
индивидуальных,
социокультурных
и
образовательных
потребностей детей через организацию деятельности целостной по своей структуре и
максимально приближенной к профессиональной, а также в создании условий для их
творческого
и
индивидуального
развития
с
использованием
интеграции
школьного
и
дополнительного
образования,
адаптации
их
интересов
к
любой
отрасли
и
сфере
человеческой деятельности.
Необходимыми
условиями
для
этого
являются
богатство
внутренней
духовной
культуры,
интеллектуальная
свобода
личности,
хороший
эстетический
вкус,
высокий
нравственный
потенциал,
пластичность
межличностного,
межнационального
и
социального
общения,
наличие
умений
конструктивного
познания
своего
“Я”
и
определенных
навыков
самореализации.
Тогда
идеалом
результата
данного
педагогического процесса будет внутренне свободная личность, живущая во взаимосвязи с
окружающим миром и стремящаяся осознать и воплотить свое предназначение в нем.
Целостность
человека
во
многом
обуславливается
связью
его
с
природой.
Постижение наследия народного искусства, где в органичной системе изобразительно-
пластических, музыкально-поэтических средств выражается неразрывная связь духовной,
материальной жизни и окружающей среды, может послужить формирующим фактором
развития
духовной
культуры
подрастающего
поколения.
Развитие
школьников,
осуществленное посредством образования, и включение их в активную деятельность по
возрождению, сохранению и изучению народного искусства, особенно важно в периоды
исторических переломов, спада культуры как важное условие для определения жизненной
позиции, нравственного идеала.
Эта
программа
носит
художественную
направленность
с
элементами
культурологической направленности и ориентирована на развитие личности современного
обучающего,
приобщение
к
национальному
духовному
наследию
и
художественным
традициям.
Данная программа претерпевала множество изменений. И на очередном этапе ее
модернизации перед педагогами встал вопрос о создании программы, по которой можно
работать с обучающими разного уровня.
Программа
основывается
на
положениях
основных
законодательных
и
нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ.
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №726-р).
2
3.
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательных
программам
(утверждён
приказом
Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008).
4.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей
(утверждено
постановлением
Главного
государственного
врача РФ от 04.07.2014 №41).
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной
политики
в
сфере
воспитания
детей
и
молодёжи
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
18.11.2015 №09-3242).
6.
Примерные
требования
к
программам
дополнительного
образования
детей
(Положение
к
письму
Департамента
молодёжной
политики,
воспитания
и
социальной
поддержки
детей
Министерства
образования
и
науки
РФ
от
11.12.2006 №06-1844).
Программа основана на педагогическом воздействии педагога, активизирующем
мотивацию
художественно-творческой
деятельности
учащихся
(познавательные,
творческие
и
социальные
мотивы,
цели
и
эмоции)
в
процессе
обучения
основам
изобразительного искусства.
В зависимости от того какие цели ставятся, тот уровень
программы и используется
Программа разработана на три года обучения базового уровня. В неё входит более
глубокое изучение таких предметов, как рисунок, живопись, композиция.
Новизна программы состоит в особенности
методики обучения, основанной на
следующей
идее:
обучающийся
учится
сам,
а
педагог
осуществлять
управление
его
образовательным процессом: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует,
контролирует.
Обучение интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической
теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности
обучающего
в
процессе
его
четких
действий
в
определенной
логике,
постоянное
подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп
учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных
действий используется сама ее суть - ориентировочная основа деятельности.
Основная
цель программы
–
способствование
воспитанию
гармонически
развитой личности методами обучения эстетическим дисциплинам.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие
задачи
:
Образовательные:
-
сформировать
специальные
знания
по
предмету
(основные
законны
перспективы,
основные
законы
компоновки
предметов
на
плоскости,
основы
цветоведения,
художественные термины);
-
познакомить
обучающих с
историей
народных
художественных
промыслов
и
современными видами изобразительного искусства;
- отработать технические умения и навыки, необходимые для творческих процессов в
изобразительной
деятельности
и
при
работе
с
разным
художественным
материалом
(краски, карандаш, пастель, уголь, глина, пластилин и т.д.);
- расширить представления об окружающем мире
Личностные:
-
сформировать
художественный
вкус
через
активную
творческую
деятельность
и
обучение определенным навыкам в освоении художественного мастерства;
3
-
воспитать
способность
видеть,
чувствовать
красоту
и
гармонию
и
эстетически
ее
оценивать;
-сформировать сознательное и уважительное отношения к труду других людей, понимание
значимости своего труда, терпимости к чужому мнению;
-
создать
на
занятиях
в
студии
творческую
атмосферу,
предоставить
учащимся
возможность для плодотворного, интересного общения друг с другом и с педагогом.
Метапредметные:
- развить познавательно-творческую активность обучающего;
-
содействовать
развитию
у
обучающих
способности
целостного
эстетического
восприятия произведений изобразительного искусства, умения анализировать, оценивать
свою и чужую работу;
- предоставить возможность проявить свои творческие способности, богатую фантазию,
изобретательность, художественный вкус;
- развить творческое мышление обучающего, их индивидуальные задатки, создать условия
для самореализации.
Обоснование особенностей программы
Все виды занятий в процессе обучения взаимосвязаны. В течение учебного года
обучающие занимаются рисунком, живописью, композицией.
С рисунка начинается изображение формы и плоскости. Рисунок является основной
дисциплиной
в
системе
художественно-педагогического
образования,
имеет
неограниченные возможности для развития творческих способностей обучающихся, для
приобретения специальных умений и навыков реального изображения действительности.
В живописи обучающиеся учатся различать цвета, их тон и насыщенность.
Постоянная работа красками помогает развивать цветоощущение обучающихся, что
позволяет им обогатить свое восприятие окружающего мира.
Композиция в переводе с латинского языка обозначает «сочинение, составление,
расположение».
Композиция
как
учебный
предмет
ставит
своей
целью:
обучение
учащихся основам композиции в изобразительном искусстве, развитие их творческих
способностей,
повышение
познавательной
активности
в
области
изобразительного
искусства.
Формирование
учебных
групп
в
первую
очередь
проходит
по
возрастному
критерию.
Рекомендуемый возраст набора первого года обучения базового уровня – учащиеся
8-9 лет, освоившие образовательную программу стартового уровня.
Количество учеников в учебной группе – 12-15 человек. Обучающие занимаются
два раза в неделю по 3 часа.
Методическое сопровождение программы.
Программа
совмещает
в
себе
две
формы
реализации:
индивидуальную
и
групповую.
Система
обучения
от
общего
к
частному,
от
простого
к
сложному,
как
в
теоретическом плане, так и в практическом, способствует приобретению комплекса знаний
и умений в области изобразительного искусства.
В изучении данного комплекса могут применяются следующие занятия:
Комбинированные занятия, решающие различные дидактические задачи:
- закрепление и повторение пройденного,
- самостоятельная поисковая деятельность,
- непрерывное применение знаний, умений, навыков в новых связях и сочетаниях.
Занятия в форме игры-путешествия, праздника, викторины.
Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую учебную
репродуктивную
работу,
индивидуальную
творческую
поисковую
деятельность,
коллективное творчество.
4
Помимо
обучения
в
художественной
студии
"Колорит"
проводится
большая
внеурочная воспитательная работа: экскурсии, встречи, выставки, праздники.
Программа предполагает возможность вариативности содержания. В зависимости
от особенностей динамики творческого развития обучающихся педагог может вносить
изменения в содержание занятий, дополнять практические занятия новыми заданиями,
вводить факультативные занятия, по мере необходимости давать домашние задания.
В методике освоения приемов живописи, владения графическим материалом, малой
скульптурной формой используются следующие методы:
-
метод
объяснительно-иллюстративный
(демонстрация
произведений
художников,
народных мастеров, репродукций, фотографий, фильмов);
- репродуктивной метод;
- эвристический;
- частично-поисковый;
- исследовательский метод.
При
обосновании
путей
совершенствования
формирования
художественно-
творческих способностей педагог опирается на дидактические принципы:
- принцип научности.
- принцип системности и последовательности.
- принцип сознательности и активности.
- принцип наглядности
Принцип
научности
предполагает
повышение
уровня
преподавания
в
учебных
заведениях,
обеспечение
знаний
объективных
фактов
действительности,
общих
представлений
о
природе,
обществе,
человеке
и
его
быте.
В
учебно-воспитательной
практике
педагогом
выделяется
художественная
ценность
предметов,
рассматривается
связь с творческой деятельностью современных
художников, дизайнеров и мастеров
декоративно-прикладного искусства.
Принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных
программ
и
методических
пособий.
При
построении
учебного
процесса
он
требует
использования
дополнительного
материала,
содержащего
сведения
о
глобальных
проблемах
и
современных
достижениях.
Последовательное
осуществление
принципа
научности означает ориентацию процесса обучения на формирование его адекватного и
реалистического образа.
Разрабатывая содержание, формы и методы преподавания педагог опирается не
только на научность, но и на последовательность и системность эстетических знаний
фактов, отражающих освоение изобразительного и народного искусства.
Принципы последовательности и систематичности в обучении позволяют решить
противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков
по предметам и формирование целостного концептуального видения мира. Прежде всего,
это
обеспечивается
системным
построением
программ
и
учебных
планов,
и
установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Развитие системного подхода
к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты
учебных и наглядных пособий по изучаемым предметам.
Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала,
прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных
возможностей
обучаемых.
Они
реализуются
в
художественно-творческих
заданиях,
усложняющихся
по
мере
выполнения,
основанных
на
понимании
принципов
изобразительного искусства. В образовательной практике принцип последовательности и
систематичности
реализуется
в
процессе
тематического
планирования,
когда
педагог
намечает
последовательность
изучения
отдельных
разделов,
тем,
вопросов,
отбирает
содержание, намечает систему занятий и других форм организации процесса обучения,
планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. Педагог располагает
5
содержание
темы
таким
образом,
чтобы
исходные
понятия
изучались
ранее,
а
тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.
При реализации принципов сознательности и творческой активности учитывается
уровень развития каждого учащегося. Учебно-методическая разработка включает в себя
дидактически обоснованную систему самостоятельных художественно-творческих знаний,
учитывающих тенденцию развития от простого к сложному, предполагающую понимание
принципов
повтора,
вариации,
импровизации,
поощряя
учащихся
в
художественно-
творческой деятельности.
Одним
из
ведущих
принципов,
используемых
в
программе
студии
«Колорит»,
является принцип наглядности. В связи с этим разработаны дидактические таблицы,
применяются разнообразные иллюстрации, фотографии, творческие работы.
Существуют определенные требования к разработке учебно-методических материалов,
которые необходимы в творческой работе. При разработке учебно-методических таблиц,
наглядно раскрывающих последовательность работы над натюрмортом, графической или с
композицией и т.д. необходимо иметь в виду следующее:
Каждая таблица должна показать, что нужно сделать на данном этапе, каков объем работы,
а
также
последовательность выполнения
творческих
заданий
с
учетом
принципов
построения и техники выполнения.
Изображения на таблице должны быть выполнены очень четко и ясно.
Таблицы
могут
быть
снабжены
небольшим
текстом,
объясняющим,
как
ими
надо
пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но в то же время
должны давать четкие указания обучаемому, как вести работу, на что в первую очередь
обращать внимание.
В таблицах желательны заголовки, раскрывающие целевую установку.
Творческая деятельность без решения проблем невозможна. Даже при репродуктивном
усвоении какого-либо задания возникают проблемы, и лишь тот, кто способен и хочет их решить,
становится творчески развитой личностью. Поэтому наряду с объяснительно-иллюстративным
методом и репродуктивным, частично-поисковый и исследовательский методы создают наиболее
благоприятные условия для активизации творческой деятельности.
При частично-поисковом (эвристическом) методе педагог создает проблемную ситуацию, а
учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью педагога.
При
исследовательском
методе
педагог
дает
творческое
задание,
а
учащийся
самостоятельно его выполняет, вычленяя проблему, определяя заложенные в ней противоречия,
формируя задачу и пути ее реализации. Применение этого метода предполагает самый высокий
уровень творческого развития личности и является основным видом проблемного обучения.
Очень важным в процессе обучения, является индивидуальный подход в преподавании. Он
помогает
полнее
раскрывать
творческий
потенциал
воспитанников,
определять
оптимальное
количество
часов
для
выполнения
тех
или
иных
заданий
программы,
правильно
выбирать
наиболее эффективные способы подачи учебного материала, работать в наиболее приемлемом для
каждого ребенка режиме.
Для проверки эффективности обучения
по программе базового уровня художественной
студии «Колорит» разработаны критерии оценки уровня знаний, умений и навыков: высокий,
средний, низкий.
Высокий уровень: (3 бала)
Проявляют активный познавательный интерес и положительное
отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Самостоятельно
работают
над
совершенствованием
построения
творческого
задания,
находят
собственные приемы изображения и стилизации форм. Хорошо усваивают учебный материал,
владеют
различными
приемами
живописи,
графики,
лепки,
росписи
по
дереву
и
тканям.
Привлекательным является не только конечный результат, но и весь творческий процесс.
Средний уровень:(2бала) Не всегда проявляют познавательный интерес к произведениям
изобразительного искусства. При изображении часто прибегают к помощи педагога. В
работе над композицией используют схемы и готовые элементы из учебно-методических
6
таблиц. К художественной деятельности проявляют интерес, но работают в силу своих
возможностей,
не
стараясь
достичь
большего.
При
выборе
средств
решения
творческих и технических задач испытывают затруднения.
Низкий уровень: (1бал)
Познавательный интерес к занятиям изобразительной деятельностью
выражен слабо. При решении творческих задач возникают сложности. Учебный процесс основан
на репродуктивном методе, как в начальной стадии работы, так и в завершающей. Работают
рассеянно.
Отсутствует
стремление
качественно
выполнить
творческую
работу.
К
конечному
результату своей работы относятся равнодушно.
В
программе
Изобразительное
искусство
базового
уровня
используется
превалирующее
количество
часов
для
практических
занятий,
что
позволяет
научить
обучающих
разнообразным
изобразительным
приемам
и
техникам,
владению
художественными
инструментами
и
материалами.
В
методике
обучения
рисунку
и
живописи выбраны вековые традиции.
На каждом занятии педагог не только указывает на ошибки, но и дает рекомендации по
грамотному ведению работы, компоновки на плоскости листа, цветовому решению т.д. Также
обязательно
проводятся
сравнительные
анализы
работ
в
группе,
что
является
важнейшим
стимулирующим фактором в процессе обучения, и дает возможность закреплять знания, умения,
навыки.
Усвоение
учащимися
учебного
материала
оценивается
и
фиксируется
сначала
на
промежуточном
контроле
-
полугодовом
просмотре.
Потом
на
рубежном
контроле
в
конце
учебного года.
Оценивание творческих работ обучаемых сопряжено с определенными трудностями при
оценивание,
особенно
если
оно
проводится
одним
преподавателем,
то
может
тяготеть
к
субъективности. Для устранения этой проблемы обычно оценивание осуществляется группой
преподавателей-художников. Таким образом, оценивание знаний учащихся осуществляется путем
просмотра
всех
выполненных
художественных
работ
сделанных
в
пределах
программного
времени, и самостоятельных творческих заданий (это могут быть – этюды, зарисовки, наброски,
эскизы и т.д.)
Процесс оценивания проводится следующим образом – учащиеся выставляют свои работы
для просмотра и оценивания выполненных заданий. Подобная система просмотров берет начало из
практики
работы
академий
изобразительного
искусства
и
художественных
школ.
Она
дает
положительные
результаты,
так
как
позволяет
учащимся
почувствовать
себя
участниками
творческой выставки, сравнивать свои достижения по отношению к другим, а преподаватели, в
свою
очередь
анализируют
качество
преподавания
в
группах
с
обязательным
последующим
обсуждением.
Основная оценка годовая помимо учебных заданий отображается в грамотно выполненных
контрольных
заданиях
и
творческой
работе
по
разным
дисциплинам.
Учитывается
владение
художественным материалом, изобразительно-выразительными техниками, умение пользоваться
инструментами и оборудованием, и конечно, количественное посещение занятий.
Завершающий
этап
программы
закрепляет
все
полученные
представления
и
знания
в
личных
убеждениях, связав вечные проблемы искусства с их сегодняшним бытованием.
Для успешной реализации программы педагог должен иметь определенный опыт в
изобразительном искусстве, и живописи в частности. Он должен в совершенстве владеть
всеми техниками и приемами живописи и графики. Только в этом случае обучение будет
результативным и доставит удовольствие как ученику, так и учителю.
С
общефилософской
точки
зрения,
любой
человек
в
своей
жизни
стремится
дисгармонию
преобразовать
в
гармонию,
только
мотивы,
инструменты
и
уровень
реализации решения таких задач у всех разный. Чтобы этот процесс был успешным,
нужно научиться чувствовать дисгармонию понимать, в чем ее суть; владеть различными
приемами и способами по ее преобразованию в гармонию. Основная цель педагога -
передать этот опыт, цель же деятельности ученика – перенять опыт учителя, выйти на
следующий
уровень.
Успешно
решенные
задачи
расширяют
спектр
возможностей
и
ученика, и учителя по самопознанию и самореализации, В конечном итоге (идеальный
вариант) опыт учителя в сфере взаимодействия станет составной частью опыта ученика –
ученик превзойдет своего учителя и пойдет дальше.
7
Распределение учебных часов по годам обучения Базового уровня.
Предметы
Первый год
(10-11 лет)
Второй год
(11-12 лет)
Третий год
(12-13 лет)
Рисунок
72ч
72ч
72ч
Живопись
72ч
72ч
72ч
Композиция
72ч
72ч
72ч
Кол-во
часов в
неделю
6 часов
6 часов
6 часов
Всего часов
в учебном
году
216ч
216ч
216ч
8
Учебный план первого года обучения
Базовый уровень
№
п/п
Название разделы темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1
Введение.
9
7
2
2
Введение в цветоведение
6
4
2
3
Составление композиции
«Дорога в школу» на основе
наблюдений и личных
впечатлений учащихся.
Беседа о ПДД.
9
8
1
4
Зарисовки с условно-
плоскостных предметов.
12
10
2
5
«Цветы и осенние листья»
Этюд с натуры.
9
7
2
6
Знакомство с законом
композиции:
«Композиционный
смысловой центр».
Организация среды,
введение смыслового центра.
9
7
2
7
Переход от плоскостного
изображения к объемному.
Рисунок каркасных
проволочных моделей
геометрических тел.
12
10
2
8
Этюды одиночных
предметов: овощи, фрукты.
9
7
2
9
Цвет в композиции (цветовой
спектр, контрастные,
родственные, родственно-
контрастные отношения).
«Времена года», "Состояние
в пейзаже", др..
12
10
2
10
Рисунок геометрических тел
(конструктивный): цилиндр,
шар, четырехгранная призма.
6
4
2
11
Этюд фрукта или овоща на
фоне однотонной холодной
драпировки.
9
7
2
12
Знакомство с законом
композиции: «Контраст».
Рассмотреть композицию как
задачу на тематический
контраст «Добро-Зло»,
«Молодость-Старость»,
«День- Ночь", "Война и
Мир" и т.п.
12
10
2
13
Изображение объемных
12
10
2
9
бытовых предметов: кружка,
коробка, бидон.
14
Этюд фрукта или овоща на
фоне однотонной тёплой
драпировки.
9
7
2
15
Знакомство с законом
композиции: «Целостность».
Композиционный центр
задается педагогом, и задача
ставится на то, чтобы
второстепенное не только не
отвлекало, но и усиливало
композиционный центр.
9
7
2
16
Натюрморт из 3-х предметов,
простых по форме (простой
формы разделочная доска,
крынка, лук и т.п.)
12
10
2
17
Натюрморт из простого
бытового предмета, овощей и
фруктов на фоне однотонной
драпировки.
9
7
2
18
Знакомство с законом
композиции: «Равновесие».
Составление композиции на
половине листа, другая часть
дорабатывается после
окончания первой.
Равновесие в композиции
достигается по цвету (через
введение цветовых пятен ),
по форме (дополнительные
объекты), по смыслу,
12
10
2
19
Наброски фигуры человека.
9
8
1
20
«Аля-прима»
Выполнение краткосрочных
этюдов.
6
4
2
21
Составление
самостоятельной композиции
на тему : «Праздничное
настроение», "По улицам
моего города" и т.п. (центр
композиции, организация
среды). Беседа о ПДД.
9
7
2
22
Рисунок из двух разных по
размеру коробок,
поставленных друг на друга
12
10
2
23
Натюрморт в технике
«Гризайль».
6
5
1
24
Знакомство с понятием
"Стилизация формы".
6
5
1
10
(зарисовки растений,
овощей, фруктов их
переработка)
25
Упражнение на развитие
зрительной памяти.
9
8
1
26
Постановка из 2-х предметов
контрастных по цвету и тону
на фоне нейтральной
драпировки.
9
8
1
27
Знакомство с законами
композиции: «Симметрия».
«Асимметрия». «Ритм».
Принцип орнамента в
решении композиции.
12
10
2
28
Несложный тематический
натюрморт с детскими
игрушками(Плюшевый
мишка и мячик и др.) в
технике «Гризайль»
9
8
1
29
Постановка из 2-х
предметов, сближенных по
цвету и тону на фоне
однотонной драпировки.
6
5
1
30
Выполнение орнаментальной
композиции.
9
8
1
31
Итоговый натюрморт
12
10
2
32
Кратковременные наброски с
бытовых предметов,
различных по материалу.
9
7
2
33
Натюрморт с игрушкой.
12
10
2
34
Итоговый натюрморт
(экзаменационная
постановка).
12
10
2
216
144
72
Содержание учебного плана первого года обучения
Базовый уровень.
1.Введение.
Вводная беседа о задачах предмета.
Выполнение упражнений в приобретение навыков проведения прямых и кривых линий,
нарастания и ослабление тона.
2. Введение в цветоведение.
Вводная беседа о живописи. Постановка темы и задач занятия. Знакомство с понятиями:
цветовой
спектр,
теплые,
холодные,
контрастные
и
родственные
цвета. Практика.
Выполнение упражнений с цветом. Закрепление смешивание цветов.
3.
Составление
композиции
«Дорога
в
школу»,
на
основе
наблюдений
и
личных
впечатлений учащихся. Беседа о ПДД. (самостоятельная работа).
4.Зарисовки с условно-плоскостных предметов.
11
Методическая последовательность рисования с условно-плоскостных предметов. Анализ
формы предметов. Композиционное размещение на плоскости листа бумаги, построение
условно-плоскостных предметов (длинна, ширина). Подведение итогов работы.
5. «Цветы и осенние листья». Этюд с натуры.
Повторение понятий: цветовой спектр, теплые, холодные, контрастные и родственные
цвета. Введение новых терминов: локальный цвет, цветовой рефлекс, цветовое решение,
цельность. Прокладка локальных цветов, соблюдаем тональные изменения цвета на свету
и в тени. Анализ цвета. Добиваемся впечатления натуральности. Прописываем детали,
обобщаем цветовое решение.
6. Знакомство с законом композиции: «Композиционный смысловой центр». Организация
среды, введение смыслового центра.
Задание выполняется в два этапа: организация среды (метод копирование с учителем),
этап преобразование копии (организация центра данной композиции) – 6ч. Задачи: Ввести
композиционный центр, соответствующий фону; ведение работы с определения темы и
поиска сюжетной линии.
7. Переход от плоскостного изображения к объемному. Рисунок каркасных проволочных
моделей геометрических тел.
Объяснение
нового
материала,
введение
терминов:
объем,
перспектива.
Принцип
построения
геометрических
тел.
Композиционное
размещение
на
плоскости
листа.
Линейно-конструктивный рисунок. Выполнение упражнения. Проверка, своевременное
устранение ошибок. Подведение итогов работы над рисунком.
8. Этюды одиночных предметов: овощи, фрукты.
Повторение понятий, введение новых терминов: цветовая заливка, сложный цвет и др.
Прокладка локальных цветов, соблюдаем тональные изменения цвета на свету и в тени.
Анализ цвета. Добиваемся впечатления натуральности. Прописываем детали, обобщаем
цветовое решение.
9.
Цвет
в
композиции
(цветовой
спектр,
контрастные,
родственные,
родственно-
контрастные отношения). «Времена года», "Состояние в пейзаже", др.
Рассказать о природе цвета; познакомить
с цветами спектра, дать им характеристику
(основные свойства - цветовой тон, насыщенность и светлота); выполнение упражнений
механического смешения. Выполнить серию цветовых упражнений на пятна-состояния.
10.
Рисунок
геометрических
тел
(конструктивный):
цилиндр,
шар,
четырехгранная
призма. Анализ формы предметов: цилиндр, шар, четырехгранная призма. Определение
точки зрения. Принципы построения геометрических тел.Композиционное размещение
на плоскости листа бумаги.
Конструктивное построение формы предметов. Возможна
легкая тональная проработка формы.
11. Этюд фрукта или овоща на фоне однотонной холодной драпировки.
Повторение понятий, введение новых терминов: цветовая заливка, сложный цвет и др.
Компоновка и построение карандашом в заданном формате. Прокладка локальных цветов,
соблюдаем тональные изменения цвета на свету и в тени. Анализ цвета.
Добиваемся
впечатления
натуральности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение.
12. Знакомство с законом композиции: «Контраст».
Рассмотреть композицию как задачу на тематический контраст «Добро-Зло», «Молодость-
Старость», «День- Ночь", "Война и Мир" и т.п.
Рассмотреть композицию как задачу на тематический контраст, одновременно используя
пройденные законы композиции. В одной композиции соединяются два различных начала,
которые сталкиваются и усиливают друг друга: как красота и уродство, как свет и тьма;
одно познается в сравнении с другим.
13. Изображение объемных бытовых предметов: кружка, коробка, бидон.
Анализ формы предметов: объемных бытовых предметов: кружка, коробка, бидон (по
одному), определение точки зрения.
Принцип построения предмета. Композиционное
12
размещение на плоскости листа бумаги. Конструктивное построение формы предметов.
Легкая тональная проработка формы. Подведение итогов.
14. Этюд фрукта или овоща на фоне однотонной тёплой драпировки.
Повторение понятий, введение новых терминов: цветовая заливка, сложный цвет и др.
Компоновка и построение карандашом в заданном формате. Прокладка локальных цветов,
соблюдаем тональные изменения цвета на свету и в тени. Анализ цвета. Добиваемся
впечатления натуральности. Прописываем детали, обобщаем цветовое решение.
15. Знакомство с законом композиции: «Целостность».
Композиционный
центр
задается
педагогом,
и
задача
ставится
на
то,
чтобы
второстепенное не только не отвлекало, но и усиливало композиционный центр.
Композиционный
центр
задается
педагогом,
и
задача
ставится
на
то,
чтобы
второстепенное
не
только
не
отвлекало,
но
и
усиливало
композиционный
центр.
Используем и пройденные законы композиции.
16. Натюрморт из 3-х предметов, простых по форме (простой формы разделочная доска,
крынка, лук и т.п.)
Анализ формы предметов натюрморта, определение точки зрения. Принцип построения.
Композиционное размещение на плоскости листа бумаги. Конструктивное построение
формы
предметов.
своевременное
исправление
ошибок
построения.
Определение
источника света, тональная проработка формы.
17. Натюрморт из простого бытового предмета, овощей и фруктов на фоне однотонной
драпировки.
Повторение понятий, введение новых терминов.
Этапы
работы
над
натюрмортом.
Компоновка
и
построение
карандашом
в
заданном
формате. Прокладка локальных цветов, соблюдаем тональные изменения цвета на свету и
в тени.
Анализ цвета. Добиваемся впечатления натуральности.
Прописываем детали, обобщаем цветовое решение.
18. Знакомство с законом композиции: «Равновесие».
Составление композиции (за педагогом) на половине листа, другая часть дорабатывается
после окончания первой самостоятельно (линия проводится либо горизонтально, либо
вертикально, реже диагонально).Выполнение поисковых эскизов, различных вариантов
продолжения композиции. Равновесие в композиции добиваемся либо по цвету (через
введение цветовых пятен), по форме (дополнительные объекты) или по смыслу.
19. Наброски фигуры человека.
Постановка
конкретной
задачи
данного
наброска:
набросок-схема,
линейный
или
тональный
набросок.
Этапы
работы
над
наброском
фигуры
человека.
Пропорции.
Характер.
Пластика.
Определение
композиционного
размещения
фигуры
в
заданном
формате. Передача впечатления от натуры лаконичными
средствами (линия, контур).
Подведение итогов.
20.«Аля-прима»
Выполнение краткосрочных этюдов.
Знакомство с техникой «аля-прима», методика работы.
Выполнение основных элементов рисунка карандашом. Прокладка основного цвета по
предварительно смоченному водой рисунку (использование приема «вливание цвета в
цвет»).
Обобщение и завершение работы.
21. Составление самостоятельной композиции на тему : «Праздничное настроение», "По
улицам моего города" и т.п. (центр композиции, организация среды). Беседа о ПДД.
Выполнение
серии поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение
законов композиции, использование приемов композиции в решении поставленной задачи.
Рисунок
лучшего
варианта
эскиза
в
заданный
формат.
Выполнение
работы
в
цвете:
13
нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный этап: уточнение и проработка деталей.
22. Рисунок из двух разных по размеру коробок, поставленных друг на друга.
Анализ формы двух разных по размеру коробок, определение точки зрения.
Принцип
построения. Композиционное размещение на плоскости листа бумаги. Конструктивное
построение
формы
предметов.
Определение
источника
света,
тональная
проработка
формы.
Передача объема и фактуры. Подведение итогов.
23. Натюрморт в технике «Гризайль».
Знакомство с техникой «Гризайль». Ее особенность, методика рисования. Выполнение
рисунка в заданный формат тонкими, аккуратными линиями. Первая прокладка тоном,
обобщенно,
без
проработки
деталей.
Учитываем,
что
белизна
листа
является
самым
светлым
тоном
в
работе
(для
акварели).
Проработка
более
темных
основных
масс
наносится по просохшему слою приемом лессировки. Прописываем детали, обобщаем.
24. Знакомство с понятием "Стилизация формы".
(зарисовки растений, овощей, фруктов их переработка).
Познакомить с понятием «Стилизация» - упрощение формы, преображение реалистичного
изображения в декоративное. Выполнение
упражнения на преобразование простейших
природных форм (листок, цветок, яблоко, ягода и т. д.)
25. Упражнение на развитие зрительной памяти.
Постановка темы и задач. Несколько различных по форме предметов анализируются
совместно с педагогом, после они убираются, и учащиеся должны разместить их так, как
видели. С учетом разницы высот, расположения и т.д.
Композиционное размещение на плоскости листа бумаги. Данное упражнение может
повторяться несколько раз.
Подведение итогов.
26. Постановка из 2-х предметов контрастных по цвету и тону на фоне нейтральной
драпировки.
Анализ формы предметов постановки. Упражнения с цветовой палитрой.
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и тени.
Анализ
построения.
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки
Соблюдаем тональные изменения цвета на свету и в тени.
Добиваемся впечатления
материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения цельности.
27. Знакомство с законами композиции: «Симметрия». «Асимметрия». «Ритм».Принцип
орнамента в решении композиции.
Введение понятий: «Симметрия». «Асимметрия». «Ритм», "Орнамент". Конкретные и
абстрактные типы орнаментов, рапорт в композиции, ритм, динамика и статика. Зарисовки
растений, цветов, листьев, плодов животных,, рыб, птиц и т.п. Поиски мотивов их
стилизации.
28. Несложный тематический натюрморт с детскими игрушками (Плюшевый мишка и
мячик и др.) в технике «Гризайль»
Анализ формы предметов натюрморта, определение точки зрения. Принцип построения.
Композиционное размещение на плоскости листа бумаги. Конструктивное построение
формы предметов. Тональная проработка формы.
29. Постановка из 2-х предметов, сближенных по цвету и тону на фоне однотонной
драпировки.
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и тени.
14
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки,
соблюдаем
тональные
изменения
цвета
на
свету
и
в
тени.
Добиваемся
впечатления
материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
30. Выполнение орнаментальной композиции.
Рисунок орнаментальной композиции в цвете. Этапы работы: 1. копирование фрагментов
орнаментальных
композиций,
2.
используем
ранние
зарисовки
-
анализируем
их,
2
стилизация
новых
или
ранее
выполненных
форм
и
поиски
мотивов,
3
выполнение
собственной орнаментальной композиции.
31. . Итоговый натюрморт.
Постановка темы и задач итоговой постановки.
Учащиеся
самостоятельно
проводят
анализ:
форма
предметов,
точка
зрения,
композиционное
размещение
на
плоскости
листа
бумаги,
конструктивное
построение
формы предметов.
Определяют источник света, тонально прорабатывают формы, стараясь точнее передать
объем и фактуры. Подведение итогов.
32. Кратковременные наброски с бытовых предметов, различных по материалу.
Методика выполнения кратковременных набросков. Выполнение рисунка карандашом:
основные
элементы,
их
размещение
на
листе.
Прокладка
основного
цвета
по
предварительно смоченному водой рисунку (использование приема «вливание цвета в
цвет»). Обобщение и завершение работы.
33. Натюрморт с игрушкой.
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и
тени.
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки,
соблюдаем
тональные изменения цвета на свету и в тени. Добиваемся впечатления материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
34. Итоговый натюрморт (экзаменационная постановка).
Проверка
знаний,
умений
и
навыков.
Выполнение
детального
рисунка
натюрморта
тонкими линиями, намечаем границы света и тени.
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки,
соблюдаем
тональные
изменения цвета на свету и в тени.
Завершение
работы.
Методом
лессировки
добиваемся
впечатления
материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
15
Учебный план второго года обучения
Базовый уровень
№
п/п
Название разделы темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1
Народные росписи. Знакомство с
многообразием видов. Символика в
народном искусстве.
9
6
3
2
Краткосрочные этюды в технике
«Алла-прима»
6
3
3
3
Народные росписи. Знакомство с
многообразием видов. Символика в
народном искусстве. беседа о ПДД.
9
6
3
4
Рисунок шестигранной призмы
9
6
3
5
Этюд в технике «Гризайль»
9
6
3
6
Тематическая композиция,
посвящённая юбилейным датам или
тема о Родине.
9
6
3
7
Рисунок двух разновеликих книг
(коробок), стоящих друг на друге
9
6
3
8
Натюрморт в теплой цветовой гамме.
9
6
3
9
Тематическая композиция «Зимние
развлечения», «Рождественская
сказка».
6
3
3
10
Наброски с фигуры человека
9
6
3
11
Натюрморт в холодной цветовой
гамме.
9
6
3
12
Стилизация предметной среды и
природных форм
9
7
2
13
Рисунок простого гипсового
симметричного орнамента.
9
7
2
14
Натюрморт на контрастных цветовых
отношениях.
9
6
3
15
Создание художественного образа
(стилизация растительных, животных
форм)
6
3
3
16
Рисунок однотонной светлой
драпировки с минимальным
количеством простых складок.
9
6
3
17
Натюрморт с одним белым предметом
и цветными драпировками.
9
6
3
18
Тематическая композиция "Традиции
русского народа" или "Культуры
разных стран".
6
4
3
19
Зарисовка небольшой части интерьера
классной комнаты.
6
4
2
20
Наброски фигуры человека в цвете.
Этюды на передачу материальности
предметов. Акварель, гуашь.
6
4
2
21
Тематическая композиция ««Мир
вокруг большой и разный»
9
7
2
22
Натюрморт из двух сложных
предметов
(античная ваза, муляж овоща,
драпировка).
9
7
2
16
23
Натюрморт из бытовых предметов
различных по материалу.
6
4
2
24
Итоговая композиция. Иллюстрация
литературного произведения или
русская сказка.
6
4
2
25
Тематический натюрморт
( вариативность графических
материалов)
6
4
2
26
Тематический натюрморт.
Постановка с предметами
разнообразного назначения,
связанными общей темой, но
различными по форме и фактуре.
Акварель, гуашь.
6
4
2
27
Итоговая постановка. Натюрморт из
2-х простых гипсовых предметов с
драпировкой.
6
4
2
28
Итоговая постановка. Натюрморт из
2-3 предметов различных по
материалу.
6
4
2
216
144
72
Содержание учебного плана второго года обучения
Базовый уровень
1. Зарисовки бытовых предметов.
Зарисовки нескольких бытовых предметов в вертикальном и горизонтальном положении.
Подведение итогов работы.
2. Краткосрочные этюды в технике «Аля-прима» работа по мокрому.
Закреплять навыки работы над этюдом в один сеанс («Аля прима»). Обучать приему -
«вливание цвета в цвет», мазку «по форме»; закреплять умение
вести работу
по
предварительно смоченному водой рисунку. Выполнение этюда.
3.
Народные
росписи.
Знакомство
с
многообразием
видов.
Символика
в
народном
искусстве. Беседа по ПДД.
Познакомить с многообразием народных росписей (Гжель, Хохлома, Мезень, Северо-
Двинская,
Пермогорская,
Борецкая,
Полхов
–
Майдан
и
т.
д.);
взаимодействие
пластического и живописного начал в декоративном искусстве; рассказать об особенности
росписи; познакомить с символикой в народном искусстве. Ввести понятие «декоративные
образы-типы»
в
народном
искусстве
–
отражение
мифологического
и
эстетическое
представление народа; Освоение простых элементов росписи и
последовательность
письма. Выполнение набросков с изделий традиционных художественных промыслов.
Создание эскиза по мотивам народной росписи.
4. Рисунок шестигранной призмы.
Сущность
объемно-пространственного
и
конструктивного
построение
формы.
Последовательность
ведения
работы.
Линейно-конструктивное
построение
призмы.
Объемно-пространственное построение призмы. Подведение итогов работы.
5. Этюд в технике «Гризайль».
Особенность, методика рисования в
технике «Гризайль». Закрепление этапов работы.
Выполнение
рисунка
в
заданный
формат
тонкими,
аккуратными
линиями.
Первая
прокладка тоном, обобщенно, без проработки деталей. Учитываем, что белизна листа
является самым светлым тоном в работе (для акварели). Проработка
более темных
основных масс наносится по просохшему слою приемом лессировки
6. Тематическая композиция, посвящённая юбилейным датам или тема о Родине.
Выполнение
серии поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение
законов композиции, использование приемов композиции в решении поставленной задачи.
17
Рисунок лучшего варианта в заданный формат. Выполнение работы в цвете: нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
7. Рисунок двух разновеликих книг (коробок), стоящих друг на друге.
Методика перспективного построения группы предметов. Последовательность ведения
работы.
Анализ формы предметов, композиционное размещение в заданном формате, линейно-
конструктивное
построение
рисунка
с
учетом
перспективы
и
пропорций.
Линейно-
конструктивное построение, проверка и своевременное устранение ошибок. Выявление
объемной формы предметов посредством светотени. Завершение и обобщение работы над
рисунком. Подведение итогов работы.
8. Натюрморт в теплой цветовой гамме.
Повторение
понятий,
терминов.
Компоновка
и
построение
карандашом
в
заданном
формате. Прокладка локальных цветов, соблюдаем тональные изменения цвета на свету и
в тени. Анализ цвета с акцентом на теплую цветовую гамму. Добиваемся впечатления
натуральности. Прописываем детали, обобщаем цветовое решение.
9. Тематическая композиция «Зимние развлечения», «Рождественская сказка».
Выполнение поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении
поставленной
задачи.
Рисунок лучшего варианта в заданный формат. Выполнение работы в цвете: нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции. Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
10. Наброски с фигуры человека.
Постановка
конкретной
задачи
данного
наброска:
набросок-схема,
линейный
или
тональный
набросок.
Этапы
работы
над
наброском
фигуры
человека.
Пропорции.
Характер. Пластика.
Определение масштаба, характера, композиционного размещения в заданном формате.
Передача впечатления от натуры лаконичными изобразительными средствами (линия,
контур).
Постановка
конкретной
задачи
данного
наброска:
набросок-схема,
линейный
или
тональный
набросок.
Этапы
работы
над
наброском
фигуры
человека.
Пропорции.
Характер. Пластика.
Определение масштаба, характера, композиционного размещения в заданном формате.
Передача впечатления от натуры лаконичными изобразительными средствами (линия,
контур).
Подведение итогов.
11. Натюрморт в холодной цветовой гамме.
Повторение
понятий,
терминов. Компоновка
и
построение
карандашом
в
заданном
формате. Прокладка локальных цветов, соблюдаем тональные изменения цвета на свету и
в тени. Анализ цвета с акцентом на холодную цветовую гамму. Добиваемся впечатления
натуральности. Прописываем детали, обобщаем цветовое решение.
12. Стилизация предметной среды и природных форм.
Познакомить с понятием «Стилизация» - упрощение формы, преображение реалистичного
изображения в декоративное. Выполнение упражнения на преобразование простейших
природных форм (листок, цветок, яблоко, ягода и т. д.) Знакомство с разнообразной
техникой исполнения стилизации.
13. Рисунок простого гипсового симметричного орнамента.
Принцип
построения
гипсового
симметричного
орнамента.
Изучение
формы
розетки
(высоту
рельефа
на
отдельных
участках).
Линейно-конструктивная
зарисовка
18
фронтального
положения
с
целью
изучения
основных
членений
и
узловых
точек.
Композиционное
размещение
на
плоскости
листа.
Линейно-конструктивный
рисунок.
Перспектива.
Проверка,
своевременное
устранение
ошибок
построения.
Выявление
объемной формы светотенью. Полная тональная проработка формы. Подведение итогов
работы над рисунком.
14. Натюрморт на контрастных цветовых отношениях.
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и
тени.
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки,
соблюдаем
тональные изменения цвета на свету и в тени, учитываем цветовые рефлексы. Добиваемся
впечатления
материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта для достижения цельности.
15. Создание художественного образа (стилизация растений, животных ).
Расширить
знания
о
понятии
«художественный
образ».
Выполнение
упражнений
на
преобразование
растений
и
животных.
Выполнение
эскиза
на
основе
стилизованных
образов.
16.
Рисунок
однотонной
светлой
драпировки
с
минимальным
количеством
простых
складок.
Методика работы над рисованием складок драпировки. Композиционное размещение на
листе.
Уточнение
пропорциональных
соотношений,
общей
массы,
пластики
излома
формы.
Проверка, своевременное устранение ошибок построения. Определение источника света и
выявление
объемной
формы
светотенью.
Полная
тональная
проработка
формы.
Подведение итогов работы над рисунком
17.Натюрморт с одним белым предметом и цветными драпировками.
Выполнение поискового этюда (положение в пространстве, цветовые характеристики).
Анализ
цветовых
рефлексов
и
нюансов
на
белом. Выполнение
детального
рисунка
натюрморта
тонкими
линиями,
намечаем
границы
света
и
тени.
Первая
прокладка
локальных цветов предметов и драпировки, соблюдаем тональные изменения цвета на
свету и в тени, учитываем цветовые рефлексы. Добиваемся впечатления материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
18. Тематическая композиция "Традиции русского народа" или "Культура разных стран".
Выполнение поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении
поставленной
задачи.
Рисунок лучшего варианта в заданный формат. Выполнение работы в цвете: нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
19. Зарисовка небольшой части интерьера классной комнаты.
Последовательность
рисования
углового
интерьера
с
показом
плана-схемы
ситуации:
точка зрения, линия горизонта. Выполнение нескольких эскизных вариантов рисунка с
различных
точек
зрения
и
выбрать
наиболее
удачный
вариант.
Композиционное
размещение на плоскости. Построение основных линий стен, пола, потолка в перспективе.
Далее
основные
крупные
предметы
интерьера
их
пропорции.
Уточнение
деталей.
Светотеневая
проработка
форм,
выявление
пространственной
глубины
(воздушная
перспектива).
Четкая
проработка
деталей
переднего
плана.
Обобщение.
Подведение
итогов.
20. Наброски фигуры человека в цвете. Этюды на передачу материальности предметов.
Акварель, гуашь.
19
Особенности, методики рисования. Выполнение учебного этюда фигуры человека или
бытовых предметов (использование приема «вливание цвета в цвет»). Выполнение серии
различных кратковременных упражнений.
21. Тематическая композиция «Мир вокруг большой и разный".
Выполнение поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении
поставленной
задачи.
Рисунок лучшего варианта в заданный формат. Выполнение работы в цвете: нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции. Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
22. Натюрморт из двух сложных предметов (античная ваза, муляж овоща, драпировка).
Постановка целей и задач. Повторение этапов рисования натюрморта. Анализ формы
предметов
постановки
определение
точки
зрения.
Композиционное
размещение
на
плоскости
листа
бумаги.
Конструктивный
анализ
формы
предметов.
Перспективное
построение рисунка на плоскости.
Выявление объемной формы предметов светотенью. Тональная проработка формы. Полная
тональная проработка. Подведение итогов работы над рисунком.
23. Натюрморт из бытовых предметов различных по материалу.
Выполнение поискового этюда (положение в пространстве, цветовые характеристики).
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и
тени.
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки,
соблюдаем
тональные изменения цвета на свету и в тени, учитываем цветовые рефлексы. Добиваемся
впечатления
материальности,
прописываем
детали.
Обобщаем
цветовое
решение
натюрморта для достижения цельности.
24. Итоговая композиция. Иллюстрация литературного произведения или русская сказка.
Выполнение поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении
поставленной
задачи.
Рисунок лучшего варианта в заданный формат. Выполнение работы в цвете: нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
25. Тематический натюрморт ( вариативность графических материалов)
Постановка целей и задач. Повторение этапов рисования натюрморта. Анализ формы
предметов
постановки,
определение
точки
зрения.
Композиционное
размещение
на
плоскости
листа
бумаги.
Конструктивный
анализ
формы
предметов.
Перспективное
построение рисунка на плоскости.
Выявление
объемной
формы
предметов
светотенью.
Тональная
проработка
формы.
Подведение итогов работы над рисунком.
26.
Тематический
натюрморт.
Постановка
с
предметами
разнообразного
назначения,
связанными общей темой, но различными по форме и фактуре. Акварель, гуашь.
Выполнение поискового этюда (положение в пространстве, цветовые характеристики).
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и
тени.
Первая
прокладка
локальных
цветов
предметов
и
драпировки,
соблюдаем
тональные изменения цвета на свету и в тени, учитываем цветовые рефлексы. Добиваемся
впечатления
материальности,
прописываем
детали.
Обобщаем
цветовое
решение
натюрморта для достижения цельности.
27.Итоговая постановка. Натюрморт из 2-х простых гипсовых предметов с драпировкой.
Постановка целей и задач. Изучение натурной постановки и определение точки зрения.
Композиционное размещение на плоскости листа бумаги. Конструктивный анализ формы
предметов.
Размещение
предметов
на
плоскости
листа.
Перспективное
построение
рисунка
на
плоскости
с
учетом
перспективы,
пропорций
и
характера
постановки.
20
Выявление
объемной
формы
предметов
светотенью.
Полная
тональная
проработка,
обобщение. Подведение итогов работы над рисунком.
28. Итоговая постановка. Натюрморт из 2-3 предметов различных по материалу.
Проверка
знаний,
умений
и
навыков
учащихся.
Выполнение
поискового
этюда
(самостоятельный
поиск
положения
предметов
в
двухмерном
пространстве
листа,
цветовые
характеристики
предметов). Выполнение
детального
рисунка
натюрморта
тонкими линиями, намечаем границы света и тени. Первая прокладка локальных цветов
предметов и драпировки. Изучение и введение тональных изменений цвета на свету и в
тени. Методом лессировки добиваемся впечатления материальности. Прописываем детали,
обобщаем цветовое решение натюрморта для достижения цельности.
21
Учебный план третьего года обучения
Базовый уровень
№
п/п
Название разделы темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1
Вводная беседа .Линейно –
конструктивное построение
бытовых предметов и
геометрических тел.
9
6
3
2
Краткосрочные этюды. Живопись
плодов, имеющих тонкие цветовые
нюансы и разнообразную фактуру.
Акварель, гуашь.
9
6
3
3
Копирование. Беседа о ПДД.
9
6
3
4
Тематический натюрморт.
9
6
3
5
Натюрморт из нескольких бытовых
предметов, овощей или фруктов,
сближенных по цвету с 2-3
однотонными драпировками.
12
9
3
6
Стилизация предметной среды и
природных форм.
9
6
3
7
Рисунок несложного гипсового
орнамента на нейтральном фоне.
9
6
3
8
Постановка из 3-4 предметов.
Изучение живописного тона.
«Монохром» и «Полихром» в
живописи.
9
6
3
9
Декоративная композиция на
основе стилизации предметной
среды и природных форм.
6
3
3
10
Натюрморт из геометрических тел
и бытовых предметов разных по
тону и материалу
9
6
3
11
Натюрморт из нескольких бытовых
предметов, овощей и фруктов с
декоративным началом. Акварель,
гуашь.
9
6
3
12
Знакомство с необычными и
смешанными техниками: "Батик",
«линогравюра», "фроттаж",
"печать", "штамп" и др.
12
8
4
13
Натюрморт из 2-3 предметов и
гипсовым рельефом, на фоне
однотонной драпировки с
минимальным количеством
складок, при контрастном
освещении.
12
8
4
14
Натюрморт из нескольких бытовых
предметов (стекло, металл,
керамика), контрастных по тону и
цвету на фоне цветных
драпировок,
9
6
3
15
Тематическая композиция в
движении или статике (на выбор).
9
6
3
16
Натюрморт в интерьере (возможно
тематический) из 2-3 предметов,
расположенных возле стены или в
углу комнаты на стуле или столе.
9
6
3
22
17
Тематический натюрморт.
Постановка с предметами
разнообразного назначения,
связанными общей темой, но
различными по форме и фактуре.
Акварель, гуашь.
9
6
3
18
Итоговая композиция в одной из
изученных ранее техник (на
выбор).
12
9
3
19
Зарисовка черепа.
9
5
4
20
Итоговый натюрморт.
Натюрморт из 3-4 предметов
различных по материалу.
12
8
4
21
Итоговая постановка:
тематический натюрморт.
12
8
4
22
Этюды весенних цветов. Наброски
фигуры человека в цвете.
Акварель, гуашь.
12
8
4
216
144
72
Содержание учебного плана третьего года обучения
Базовый уровень
1.Вводная
беседа.
Линейно
–
конструктивное
построение
бытовых
предметов
и
геометрических тел.
Повторение: линейно-конструктивное построение бытовых предметов и геометрических
тел в вертикальном и горизонтальном положении.
Конструктивный
анализ
формы
предметов.
Зарисовки
нескольких
предметов
в
вертикальном и горизонтальном положении.
2.Краткосрочные
этюды.
Живопись
плодов,
имеющих
тонкие
цветовые
нюансы
и
разнообразную фактуру. Акварель, гуашь.
Выполнение этюдов. Закрепляем навыки работы над этюдом «в один сеанс». Обучаем
приему
-
«вливание
цвета
в
цвет»,
мазку
«по
форме»;
учим
вести
работу
по
предварительно смоченному водой рисунку и т.д.
3. Копирование. Беседа о ПДД.
Беседа о задачах предмета, о ПДД и т.д. Просмотр репродукций и анализ живописных или
графических
работ художников (на выбор). Выполнение упражнения "палитра цвета"
художника. Выполнение живописной копии. Занятие ориентировано на самостоятельную
работу учащихся.
4. Тематический натюрморт.
Изучение натурной постановки и определение точки зрения. Композиционное размещение
на
плоскости
листа
бумаги.
Конструктивный
анализ
формы
предметов.
Размещение
предметов на плоскости листа (поиски). Композиционное и перспективное построение
рисунка
на
плоскости
с
учетом
перспективы,
пропорций
и
характера
постановки.
Выявление
объемной
формы
предметов
светотенью.
Полная
тональная
проработка,
обобщение.
5. Натюрморт из нескольких бытовых предметов, овощей или фруктов, сближенных по
цвету с 2-3 однотонными драпировками.
Выполнение поискового этюда (положение в пространстве, цветовые характеристики).
Анализ
цветовых
рефлексов
и
нюансов Выполнение детального рисунка натюрморта
тонкими линиями, намечаем границы света и тени. Первая прокладка локальных цветов
предметов и драпировки, соблюдаем тональные изменения цвета на свету и в тени,
учитываем
цветовые
рефлексы
и
нюансы.
Добиваемся
впечатления
материальности.
23
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
6. Стилизация предметной среды и природных форм.
Повторение
понятия «Стилизация» - упрощение формы, преображение реалистичного
изображения в декоративное. Выполнение упражнения на преобразование предметной
среды
и
природных
форм
(листок,
цветок,
яблоко,
ягода
и
т.
д.)
Знакомство
с
разнообразной
техникой
исполнения
стилизации.
Расширить
знания
о
понятии
«художественный
образ».
Выполнение
серии
упражнений
на
преобразование
растительных и животных форм.
7. Рисунок несложного гипсового орнамента на нейтральном фоне.
Принцип построения гипсового орнамента. Изучение формы розетки (высоту рельефа на
отдельных
участках).
Линейно-конструктивная
зарисовка
фронтального
положения
с
целью изучения основных членений и узловых точек. Композиционное размещение на
плоскости
листа.
Линейно-конструктивный
рисунок.
Перспектива.
Проверка,
своевременное устранение ошибок построения. Выявление объемной формы светотенью.
Полная тональная проработка формы.
8. Постановка из 3-4 предметов. Изучение живописного тона. «Монохром» и «Полихром»
в живописи.
Выполнение
2-х
натюрмортов
в
монохромном
и
живописном
исполнении
. Изучение
системы тональных и цветовых отношений в живописи. Выполнение поискового этюда
(положение в пространстве, компоновка). Выполнение детального рисунка натюрморта
тонкими линиями, намечаем границы света и тени.
Выполнение постановки в знакомой
технике «гризайль» и её же в живописном решении.
9. Декоративная композиция на основе стилизации предметной среды и природных форм.
Выполнение
упражнений
по
стилизации
предметной
среды
и
природных
форм,
выполнение поисковых эскизов и набросков (графические, в цвете). Повторение законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении
поставленной
задачи.
Выполнение
фор
эскиза.
Рисунок
лучшего
варианта
эскиза
в
заданный
формат.
Выполнение работы: нанесение основных элементов, цветовых пятен фона, предметов или
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный
этап:
уточнение и проработка деталей. Обобщение.
10. Натюрморт из геометрических тел и бытовых предметов разных по тону и материалу.
Повторение
этапов
рисования
натюрморта.
Анализ
формы
предметов
постановки
определение
точки
зрения.
Композиционное
размещение
на
плоскости
листа
бумаги
(поиск). Конструктивный анализ формы предметов .Перспективное построение рисунка на
плоскости. Выявление объемной формы предметов светотенью с акцентом на материал
каждого. Легкая тональная проработка формы .Полная тональная проработка(обобщение).
11. Натюрморт из нескольких бытовых предметов, овощей и фруктов с декоративным
началом. Акварель, гуашь.
Выполнение поискового этюда (положение в пространстве, цветовые характеристики).
Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, намечаем границы света
и тени. Первая прокладка локальных цветов предметов и драпировки. Вводим тональные
изменения цвета на свету и в тени или решаем их более плоско. Возможно, утрируем
цветовые
рефлексы
и
нюансы
для
декоративного
эффекта.
Прописываем
детали,
декоративно их преобразуя. По необходимости обобщаем цветовое решение натюрморта
для достижения цельности.
12. Знакомство с необычными и смешанными техниками: "Батик",
«линогравюра»,
"гроттаж", "печать", "штамп" и др.
Выполнение упражнений, поисковых эскизов и набросков в различных техниках рисунка и
живописи.
Повторение
законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении поставленной задачи. Выполнение фор эскиза. Рисунок лучшего варианта эскиза
24
в заданный формат. Выполнение работы: нанесение основных элементов, цветовых пятен
фона,
предметов
или
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
13. Натюрморт из 2-3 предметов и гипсовым рельефом, на фоне однотонной драпировки с
минимальным количеством складок, при контрастном освещении.
Постановка целей и задач. Повторение этапов рисования сложного натюрморта. Анализ
формы предметов постановки определение точки зрения. Композиционное размещение на
плоскости
листа
бумаги
(поиск).
Конструктивный
анализ
формы
предметов.
Перспективное построение рисунка на плоскости. Выявление объемной формы предметов
светотенью.
Легкая
тональная
проработка
формы.
Полная
тональная
проработка
(обобщение).
14. Натюрморт из нескольких бытовых предметов (стекло, металл, керамика), контрастных
по тону и цвету на фоне цветных драпировок.
Выполнение поискового этюда (положение в пространстве, цветовые характеристики).
Анализ цветовых рефлексов и нюансов. Выполнение детального рисунка натюрморта
тонкими линиями, намечаем границы света и тени. Первая прокладка локальных цветов
предметов и драпировки, соблюдаем тональные изменения цвета на свету и в тени,
учитываем
цветовые
рефлексы
и
нюансы.
Добиваемся
впечатления
материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
15. Тематическая композиция в движении или статике (на выбор).
Выполнение
поисковых эскизов и набросков в движении или статике (в графике и в
цвете). Повторение законов композиции, использование приемов композиции в решении
поставленной задачи. Выполнение фор эскиза. Рисунок лучшего варианта в заданный
формат.
Выполнение работы в цвете: нанесение основных цветовых пятен фона и персонажей.
Соблюдение тональных и цветовых отношений.
Выделение
сюжетно-
композиционного
центра.
Передача
плановости
композиции.
Заключительный этап: уточнение и проработка деталей. Обобщение.
16. Натюрморт в интерьере (возможно тематический) из 2-3 предметов, расположенных
возле стены или в углу комнаты на стуле или столе.
Последовательность рисования натюрморта в интерьере с показом плана-схемы ситуации:
точка зрения, линия горизонта. Выполнение нескольких эскизных вариантов рисунка с
различных
точек
зрения
и
выбрать
наиболее
удачный
вариант.
Композиционное
размещение на плоскости. Построение основных линий стен, пола в перспективе с учетом
натюрморта.
Далее
основные
крупные
предметы
их
пропорции.
Уточнение
деталей.
Светотеневая
проработка
форм,
выявление
пространственной
глубины
(воздушная
перспектива). Четкая проработка деталей переднего плана в натюрморте. Обобщение.
17.
Тематический
натюрморт.
Постановка
с
предметами
разнообразного
назначения,
связанными общей темой, но различными по форме и фактуре. Акварель, гуашь.
Анализ цветовых рефлексов и нюансов Выполнение детального рисунка натюрморта
тонкими линиями, намечаем границы света и тени. Первая прокладка локальных цветов
предметов и драпировки, соблюдаем
тональные изменения цвета на свету и в тени,
учитываем цветовые рефлексы. Добиваемся впечатления материальности. Прописываем
детали, обобщаем цветовое решение натюрморта для достижения цельности.
18. Итоговая композиция в одной из изученных ранее техник (на выбор).
Выполнение поисковых эскизов и набросков (в графике и в цвете). Повторение законов
композиции,
использование
приемов
композиции
в
решении
поставленной
задачи.
Рисунок лучшего варианта в заданный формат. Выполнение работы в цвете: нанесение
основных
цветовых
пятен
фона
и
персонажей.
Соблюдение
тональных
и
цветовых
отношений.
25
Выделение сюжетно- композиционного центра. Передача плановости композиции
19. Зарисовка черепа.
Методическая последовательность в рисовании черепа: точка зрения и линия горизонта,
местоположение
и
размер,
строение
и
нахождение
парных
точек,
конструктивные
особенности и т.д. Выполнение линейно-конструктивной зарисовки 2 положений черепа
(возможно с легкой светотенью).
20. Итоговый натюрморт. Натюрморт из 3-4 предметов различных по материалу.
Проверка
знаний,
умений
и
навыков
учащихся.
Компоновка,
размещение
группы
предметов на плоскости листа. Конструктивный анализ форм и перспективное построение
рисунка выполняем тонкими линиями, намечаем границы света и тени. Первая прокладка
локальных цветов предметов и драпировки, соблюдаем тональные изменения цвета на
свету
и
в
тени.
Проработка
объемных
форм
(сравнивая
их
по
светлоте,
цвету,
насыщенности тона;
работу ведем «от общего к частному и от частного к общему»).
Завершение
работы
-
методом
лессировки
добиваемся
впечатления
материальности.
Прописываем
детали,
обобщаем
цветовое
решение
натюрморта
для
достижения
цельности.
21. Итоговая постановка: тематический натюрморт.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Самостоятельная работа :анализ формы
предметов
постановки
определение
точки
зрения.
Композиционное
размещение
на
плоскости
листа
бумаги
(поиск).
Конструктивный
анализ
формы
предметов.
Перспективное построение рисунка на плоскости. Выявление объемной формы предметов
светотенью с акцентом на материал каждого. Легкая тональная проработка формы. Полная
тональная проработка. Обобщение.
22. Этюды весенних цветов. Наброски фигуры человека в цвете. Акварель, гуашь.
Последовательность практической работы над этюдом: Изучение элемента композиции,
нахождение точки зрения, определение масштаба изображаемого предмета к размерам
формата, его положение в пространстве. Передача общего цветового состояния натурной
постановки. Проработка объемной формы, учитывая влияние на нее окружающей среды,
цвета фона (сравнение контрастных отношений светлых и темных частей, теплых и
холодных,
бликов,
полутеней,
теней
собственных,
рефлексов
и
др.).
Завершая
этюд,
обобщаем, подчинив детали единому целому.
26
Литература для обучающихся:
1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2015.
4.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2015.
6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для педагога:
1.Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
2.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
4.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.:
Педагогическое общество России, 2015.
5.Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,
1985.
6.Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
7.Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
8.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
9.Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга,
2000.
11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО,
2015.
12.Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
13.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2015.
14. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.Смит С. Рисунок.
Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
15. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред.
нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы
художественных представлений». – М.: МИПКРО, 2001.
16. Программы дополнительного художественного образования детей. Гросул Н. В. Студия
изобразительного творчества //. – М.: Просвещение, 2005.
17. См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов:
Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает
обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.
18.144
часа
в
каждый
учебный
год.
См.:
Гросул
Н.
В.
Студия
изобразительного
творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2005.
27