Автор: Архипова Анна Сергеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ СШ № 6 г. Приволжска
Населённый пункт: г. Приволжск, Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка по музыке, 2 класс
Тема: Колыбельные
Раздел: начальное образование
Подробный конспект урока.
Организационная информация
Тема урока
Колыбельные песни
Предмет
музыка
Класс
2 класс
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Архипова Анна Сергеевна, учитель музыки
Образовательное учреждение
МКОУ сош №6
Федеральный округ России (или страна
СНГ
для
участников
бл и ж н е го
зарубежья)
Центральный федеральный округ
Республика/край
Ивановская область
Город/поселение
Город Приволжск
Методическая информация
Тип урока
Комбинированный
Цели урока
Показать
значимость
колыбельной
песни
в
жизни человека
Задачи урока
Образовательная:
Познакомить с выразительными средствами
колыбельной песни.
Развивающая:
Развивать активное, осознанное,
прочувствованное восприятие школьниками
музыкальной культуры прошлого и настоящего,
накопление багажа музыкальных впечатлений,
первоначальных знаний о музыке.
Воспитательная:
Прививать интерес и любовь к музыкальному
искусству, воспитывать художественный вкус,
доброту, чуткость, отзывчивость.
Знания,
умения,
навыки
и
качества,
которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока
1 этап
Развивают творческий потенциал (рисунки,
сказки).
Учатся слушать, анализировать музыкальные
произведения, делиться впечатлениями.
Определяют личную мотивацию.
2 этап
Учатся слушать произведения, определять
средства выразительности(динамика, темп,
регистр)
Знакомятся с происхождением слова
«Колыбельные» (работа с учебником)
Развивают чувство ритма(исполнение на
музыкальном инструменте)
Отрабатывают вокально – хоровые
навыки(чистота интонирования, дыхание,
дикция, выразительность исполнения и т. д.)
Учатся конструировать музыкальное
произведение о маме
Знакомятся с авторами произведений и их
отношением к матери(«Мама»
П.Чайковский, В. Лунин)
Выражают свое отношение к матери.
3 этап
Закрепляют знания о средствах
выразительности.
Учатся сопереживать, сочувствовать(участие
в исполнении песни учителем)
Делают самостоятельные
выводы(Рефлексия: Рука, качающая
колыбель, дает ребенку…)
Н е о бхо д и м о е
о б о р уд о в а н и е
и
материалы
Музыкальный материал:
«Нянина сказка» П.Чайковский;
«Сонная песенка» Р. Паулс;
«Мама» П.Чайковский;
«Колыбельная медведицы» Е. Крылатов;
«Спят усталые игрушки» А.Островский;
«Колыбельная» Р. Паулс.
Изобразительный ряд:
рисунки детей,
уголок детской комнаты.
Видео материал:
фрагменты м/ф «Умка»,
презентация.
Оборудование:
муз. центр,
ПК,
проектор,
синтезатор,
треугольник,
учебник «Музыка 2 класс»
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Проверка
домашнего
задания
по
«Няниной
сказке»
П.
Чайковского
(рисунки
учащихся
и
сказки собственного сочинения, озвученные на 1
этапе урока) мотивируют учащихся к изучению
колыбельных
Ход и содержание урока
Вход: «Нянина сказка» П.Чайковский.
- Здравствуйте, ребята! Какое
произведение приветствовало вас и кто его
автор?
(«Нянина сказка» П.Чайковский.)
- Какое задание вы выполняли к
сегодняшнему уроку?
(Рисовали рисунок и сочиняли
сказку)
- Давайте посмотрим на выставку работ.
- Кто желает озвучить свою сказку?
(Слушаем по желанию 1-2 сказки)
- В какое время вы слушаете сказки?
(Вечером, в конце дня)
(Слайд 2)
Звучит фрагмент «Спят усталые
игрушки» А.Островского.
- Из какой телепередачи эта музыка?
(Спокойной ночи малыши)
- Каков характер песни?
(Спокойная,
медленная,
нежная,
убаюкивающая)
- Как же называются такие песни?
(Колыбельные)
- Кто из вас догадался, о чем же пойдет
речь на нашем уроке?
(О колыбельных песнях)
- Да, о колыбельных и об их значении в
нашей жизни.
(Слайд 3)
Откройте
учебник
на
странице
3 2 - 3 3 ,
прочитайте о колыбельных песнях.
(Читают)
-
П о ч е м у
п е с н и
н а з ы в а ю т
«колыбельные»? От слова колыбель – люлька,
качалка,
баюкалка.
Она
делалась
различно:
пяльца,
обшитые
холстом
и
привешенные
за
углы на веревочках; кузовок с подножкою для
качания; кроватка на круглых полозках.
(Слайд 4)
-Интонация
какой
песни
для
ва с
прозвучит?
(«Сонная песенка» Р.Паулс)
(Слайд 5)
(Сравнение вступлений к песням по учебнику, и
на слух в исполнении учителя)
- Можно ли назвать ее колыбельной?
Почему?
- Я попрошу вас помочь подобрать
сопровождение к песне на треугольнике.
- Как должна звучать «Сонная
песенка»?
(Плавно, тихо, нежно, медленно)
- Кто исполняет колыбельные?
(Мама, бабушка)
- Давайте попробуем написать
произведение, посвятить его самым дорогим и
любимым мамам. Вооружимся всеми
средствами выразительности.
(Слайд 6)
Темп: быстрый, медленный.
Регистр: высокий, низкий, средний.
Динамика: тихо, громко.
Мелодия плавная, без больших скачков,
нежная.
П.И.Чайковский в цикл пьес «Детский альбом»
включил фортепьянную пьесу «Мама».
(Слайд 7).
(Слушаем)
Чтение стихотворения В.Лунина
- Какие чувства по отношению к своей маме
испытывали авторы произведений?
(Ответы детей)
А какое место в вашей жизни занимает мама?
(Ответы детей)
(Повторно слушаем П.Чайковского
«Мама»)
(Слайд 8-9)
(Просмотр фрагмента м\ф «Умка»)
- Что прозвучало после сказки, которую
Мама- медведица рассказала Умке?
(Колыбельная)
Разучивание песни «Колыбельная» Е.
Крылатова.
(Смотрим 10)
1 раз – пение учителя (передаем
игрушку).
2 раз – пение по нотам.
3 раз – пение всех вместе.
Мама расскажет сказку, споет
колыбельную, а ночью придут волшебники:
Дрема из «Сонной песенки», Оле-Лукойе,
которые раскроют свои зонтик и детям
приснятся сны.
(Слайд 11 )
Вывод:
- Нужны ли колыбельные песни?
- Как их можно узнать?
(По средствам выразительности)
Рефлексия:
Рука, качающая колыбель, дает ребенку…
(Нежность, тепло, ласку, спокойствие,
уверенность, здоровье, безопасность…)
(Слайд 12)
Домашнее задание: Вспомнить колыбельные
песни, которые пели вам ваши мамы и бабушки?
Я пела сыну «Колыбельную» Р.Паулса.
(Исполняю песню, пеленаю куклу, укачивая ее
на руках, осторожно передаю ребенку на 1
парте, а он повторяет за мной и тоже передает
нежно следующему ученику)
Проверка и оценивание ЗУНКов
На
1
этапе
оцениваются
творческие
задания
учащихся (рисунки и сказки) и умение находить
личный мотив для изучения новой темы
На 2 этапе оцениваются вокально – хоровые
навыки, исполнительская деятельность (игра на
м у з . и н с т р у м е н т е ) ,
у м е н и е
с л у ш а т ь ,
анализировать произведения, активность детей
на уроке.
На 3 этапе – умение применять полученные на
уроке
знания
(средства
выразительности)
и
способность
делать
самостоятельные
выводы
(рефлексия)
Рефлексия деятельности на уроке
Продолжить фразу: рука, качающая колыбель,
дает
ребенку…(каждый
ученик
продолжает
фразу,
выражая
свои
чувства,
показывая
полученные на уроке знания)
Домашнее задание
Вспомнить колыбельные песни, которые пели
учащимся мамы и бабушки
Д о п о л н и т е л ь н а я
н е о б х о д и м а я
информация
Урок во 2 классе «Колыбельные» входит в
раздел «День, полный событий» по программе
«Музыка» авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагиной, составленной на
основе концепции Д.Б. Кабалевского,
рекомендованной Министерством образования
РФ для образовательных учреждений разного
типа. УМК состоит из учебника, рабочей
тетради для учащихся, хрестоматии
музыкального материала и фонохрестоматии.
Программа для 2 класса состоит из 7 разделов:
«Россия – Родина моя», «О России петь, что
стремится в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!», «В музыкальном театре», «В
концертном зале » и т.д. из расчета 1 час в
неделю. Итого 35 уроков в год.
В помощь учителю
И с п о л ь з о в а н н ы е
и с т о ч н и к и
и
литература (если имеются)
Актуальные проблемы теории и методики
музыкального воспитания в школе: Очерки.
Кн.1/ Сост и науч. ред. Л.В. Горюнова.-М.,
1991.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя
музыки.-М., 2000.
Затямина Т.А. Современный урок музыки:
методика конструирования, сценарии
проведения, тестовый контроль.-М.: Глобус ,
2007.
Золинв Л.В. Уроки музыки с применением
информационных технологий. 1-8 классы. –М.:
Глобус, 2008.
КабалевскийД.Б.Как рассказывать детям о
музыке?-3-е изд.испр.-М., 1989.
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое
другое. Книжка о музыке.-3-е изд.-М., 1976.
Мелик – Пашаев А. О состоянии и
возможностях художественного образования.
«Искусство». – М., 2007.
Поташник М.М. Требвания к современному
уроку.Методическое пособие.-М.: Центр
педагогического образования, 2010
Спутник учителя музыки/ Сост. Т.В.
Челышева. –М., 1993
Обоснование,
почему
данную
тему
оптимально изучать с использованием
медиа-,
мультимедиа,
каким
образом
осуществить
Использование
мультимедийного
материала
способствует повышению мотивации обучения,
активизирует внимание учащихся, содействует
к ач е с т в е н н о м у
у с в о е н и ю
м а т е р и а л а ,
представленного в интересной, интерактивной
форме.
Советы
по
логическому
переходу
от
данного урока к последующим
Урок
«Колы бе ль н ы е
п е с н и »
я в л я е т с я
логическим завершением раздела «День полный
событий» УМК «Музыка»
Другое
Методы и приёмы:
Словесный (беседа, стихи, сообщения);
наглядный (текст и ноты песен, презентация,
рисунки учащихся, детский уголок с колыбелью
и игрушки, портреты композиторов);
практический (слушание, исполнение,
музыкальный ритм движения, игра на
музыкальном инструменте, анализ);
- наблюдение за музыкой;
- размышления о музыке;
- проблемные ситуации;
- эмоциональной драматургии;
- метод «бывания в авторской позиции»;
- метод эмоционально – стилевого постижения
музыки.
Принципы:
- диалогичности;
- образности;
- целостности.
Подходы:
- межпредметная связь (литература, история,
ИЗО);
- валеологический (физкульт-минутки,
пластическое интонирование, музыкально –
ритмические движения);
- гуманно-личностный подход (по технологии
Амонашвили)
1) облагораживание души и сердца ребёнка;
2) развитие и становление творческого
потенциала ребёнка;
3) ребёнок не объект, а субъект обучения;
4) заинтересованность судьбой ребёнка;
5) учёт особенностей ученика
На уроке активно использовались
информационно – коммуникационные
технологии (презентация, фрагмент м/фильма,
фонограммы песен, исполнение на синтезаторе),
исследовательские технологии,
здоровьесберегающие технологии.
Классификация характера урока
по уровню применения: общепедагогический;
по основному фактору развития: психогенный;
по характеру содержания: гуманитарный;
по категории обучающихся: массовый
по концепции усвоения: ассоциативно-
рефлекторно-развивающийся;
по подходу к ребёнку: гуманно-личностный
.