Автор: Дементьева Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению для 3 кл.
Тема: "Сказка о царе Салтане"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по литературному чтению
3 класс
Тема: «Сказка о царе Салтане"
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
г.Архангельск
Дементьева Галина Викторовна
Тема урока: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-
художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.
Задачи:
Обучающая: познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку
Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям,
что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил
Яковлевич Маршак).
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения,
выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков
препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)
Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости,
злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости,
добросердечности и умению прощать.
Необходимое техническое оборудование Книга «Русские народные сказки», Сказки
русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С.
Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок
А.С. Пушкина
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш
урок. Жалею вам удачи.
2. Объявление темы урока
Учитель:
Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто
этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные
буквы.
Учитель: - Как звали друга Пятачка?
Дети: – Винни-Пух.
Учитель: - Запомните вторую часть имени.
Учитель: - человек слышит …
Дети: - Ухом.
Учитель: - Назовите 1 букву в слове.
Дети: – «У».
Учитель: - Отгадай загадку:
Не яблоко, а растет
На ветке без листьев,
А плодов много
Дети: – Шишка.
Учитель: - Назовите 3 букву в слове.
Дети: - «ш».
Учитель: - Еще одна загадка:
Порой за себя ему бывает неловко,
Торчит у него вместо носа морковка.
Дети: - Снеговик.
Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.
Дети: - «К».
Учитель: - Чем шьют портные?
Дети: - Иголкой.
Учитель: - Назовите 1 букву в слове.
Дети: - «и».
Учитель: - Он в Африке живет,
И с собою рог несет
Он большой, кряжистый, толстый
Кто мне зверя назовет?
Дети: - Носорог.
Учитель: - Назовите 1 букву в слове.
Дети: - «Н».
Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.
Дети: - Пушкин.
Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть
гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)
3. Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.
На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
4. Постановка цели урока
– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что
это высказывание неверно.
5. Основная часть урока
Учитель:
Великое имя Россия- это великий наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Невозможно,
немыслимо представить Россию без Пушкина. Отечество в неоплатном долгу перед
Пушкиным за это, он открыл нам великую тайну своего творчества. Он оставил нам
наследие, которое будет всегда с нами, на протяжении всей жизни от самого рождения.
Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина
Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы
Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и
матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной
Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в
Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против
царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по
вечерам слушал нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли в 1837
году 180 лет назад французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской губернии, недалеко от Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих
литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в
некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)
К которым мы по праву относим его сказки
– Сколько сказок написал Пушкин ? ( (5)
«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных
детях». ... В литературной сказке А.С.Пушкина нет традиционного зачина. ...
персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие.– Давайте
перечислим их.
Дети:
1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»
1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»
1834 г. «Сказка о золотом петушке».
Учитель:– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Викторина
1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
б) «Конёк-Горбунок»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Сказка о золотом петушке»
(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)
2. В какой сказке Пушкина царя звали Дадон
(«Сказка о Золотом петушке»)
3. Из какой сказки Пушкина эти слова:
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4. Послушайте отрывок и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу
исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках,
ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)
(Портрет появляется на доске)
– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин
такие строки
Ученица рассказывает отрывок.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
А.С. Пушкин
Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные повторы на доске
– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три
чуда)
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же
словами.
«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
«Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется
Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё
из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните
Устойчивые выражения на доске
– Что такое устойчивые выражения ? (Это выражения, которые встречаются , повторяются
во многих сказках)
Близко ли, далёко ли
Долго ли коротко
Я там пил, мёд пиво пил
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)
Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты
Устойчивые эпитеты на доске
– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)
Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные
прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных
Учащиеся приводят примеры
Терем высокий
Сети шелковы
Буйна голова
Земля сыра
и т.д.
Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.
(Дети читают)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица
– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица».
Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)
«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»
– Похожи эти две сказки?
– Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.
– В кого первый раз? (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
–Что ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе
Гвидона чудеса)
– Найдите и прочитайте.
Выборочное чтение.
1. Сначала появляется на острове белка
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»
3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.
«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,
Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у
Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда
корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что он говорит Лебеди? Найдите и
прочитайте. (Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?
(Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это
его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное
чтение)
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь
прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку
народную речь.
Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.
На доске:
Наступает срок родин
В гневе начал он чудесить
Глядь по верх текучих вод
Лебедь белая плывёт
– Как вы понимаете смысл этих выражений
Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.
Начал чудесить – разозлился, разгневался
Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»
– Приведите свои примеры простонародных выражений:
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в
золоте»
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по
годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее
описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным. Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так,
чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный.)
– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная, отзывчивая. Она скромная, только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его
матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть
похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы
пришли? Мы высказывали ГИПОТЕЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка –
повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,
9. Рефлексия
– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже
перечисленных:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
Спасибо всем за работу! Молодцы!