Напоминание

"Сказка о царе Салтане"


Автор: Дементьева Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: методическая разработка урока по литературному чтению для 3 кл.
Тема: "Сказка о царе Салтане"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по литературному чтению

3 класс

Тема: «Сказка о царе Салтане"

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина

г.Архангельск

Дементьева Галина Викторовна

Тема урока: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-

художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ

литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

Обучающая: познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку

Пушкина и русскую народную сказку «По колено ноги в золоте»; показать детям,

что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» (Самуил

Яковлевич Маршак).

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения,

выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков

препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)

Воспитательная: воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости,

злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости,

добросердечности и умению прощать.

Необходимое техническое оборудование Книга «Русские народные сказки», Сказки

русских писателей. Текст сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», портрет А.С.

Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми героями сказок

А.С. Пушкина

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш

урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель:

Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто

этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные

буквы.

Учитель: - Как звали друга Пятачка?

Дети: – Винни-Пух.

Учитель: - Запомните вторую часть имени.

Учитель: - человек слышит …

Дети: - Ухом.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети:«У».

Учитель: - Отгадай загадку:

Не яблоко, а растет

На ветке без листьев,

А плодов много

Дети: – Шишка.

Учитель: - Назовите 3 букву в слове.

Дети: - «ш».

Учитель: - Еще одна загадка:

Порой за себя ему бывает неловко,

Торчит у него вместо носа морковка.

Дети: - Снеговик.

Учитель: - Назовите последнюю букву в слове.

Дети: - «К».

Учитель: - Чем шьют портные?

Дети: - Иголкой.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «и».

Учитель: - Он в Африке живет,

И с собою рог несет

Он большой, кряжистый, толстый

Кто мне зверя назовет?

Дети: - Носорог.

Учитель: - Назовите 1 букву в слове.

Дети: - «Н».

Учитель: - Прочтите слово, которое получилось.

Дети: - Пушкин.

Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я

предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть

гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)

3. Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)

– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.

На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

4. Постановка цели урока

– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что

это высказывание неверно.

5. Основная часть урока

Учитель:

Великое имя Россия- это великий наш поэт Александр Сергеевич Пушкин. Невозможно,

немыслимо представить Россию без Пушкина. Отечество в неоплатном долгу перед

Пушкиным за это, он открыл нам великую тайну своего творчества. Он оставил нам

наследие, которое будет всегда с нами, на протяжении всей жизни от самого рождения.

Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.

Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы

Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и

матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной

Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в

Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против

царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое

имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по

вечерам слушал нянины сказки.

Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли в 1837

году 180 лет назад французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре

Псковской губернии, недалеко от Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих

литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения, а в

некоторых настоящие шедевры (обращение к выставке книг.)

К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин ? ( (5)

«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных

детях». ... В литературной сказке А.С.Пушкина нет традиционного зачина. ...

персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие.– Давайте

перечислим их.

Дети:

1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»

1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1834 г. «Сказка о золотом петушке».

Учитель:– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.

Викторина

1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:

а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

б) «Конёк-Горбунок»

в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

г) «Сказка о золотом петушке»

(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)

2. В какой сказке Пушкина царя звали Дадон

(«Сказка о Золотом петушке»)

3. Из какой сказки Пушкина эти слова:

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. Послушайте отрывок и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу

исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках,

ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)

– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)

(Портрет появляется на доске)

– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин

такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была

замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.

Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные повторы на доске

– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три

чуда)

Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же

словами.

«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,

«Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется

Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё

из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните

Устойчивые выражения на доске

– Что такое устойчивые выражения ? (Это выражения, которые встречаются , повторяются

во многих сказках)

Близко ли, далёко ли

Долго ли коротко

Я там пил, мёд пиво пил

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше

запомнить текст сказки)

Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты

Устойчивые эпитеты на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные

прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных

Учащиеся приводят примеры

Терем высокий

Сети шелковы

Буйна голова

Земля сыра

и т.д.

Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким

словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица

– Смотрите, как и в русских народных сказках: «три девицы», «кабы я была царица».

Давайте сравним. Какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «По колено в

золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир накормила одним караваем

А вторая говорит:

А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?

– Которая на ваш взгляд интереснее?

– Почему?

– А в сказке Пушкина есть повторы? Найдите.

– Гвидон три раза превращается в насекомое, найдите это в тексте.

– В кого первый раз? (Комар)

– Второй раз (Муха)

– Третий раз (Шмель)

–Что ещё неоднократно повторяется? (Царевна Лебедь выполняет три раза по просьбе

Гвидона чудеса)

– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье чудо, когда лебедь превращается в царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась

и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же

словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у

Пушкина)

– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах»

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их и кормит и поит,

И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда

корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.

– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что он говорит Лебеди? Найдите и

прочитайте. (Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда?

(Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)

– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в

комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это

его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте (Выборочное

чтение)

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама

Его была счастлива.

Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей

сказке устойчивые эпитеты. (Да)

– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь

прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые

выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку

народную речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

Наступает срок родин

В гневе начал он чудесить

Глядь по верх текучих вод

Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

Срок родин – значит, что царица должна родить ребёнка.

Начал чудесить – разозлился, разгневался

Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх текучих вод»

– Приведите свои примеры простонародных выражений:

1.«За морем житью не худо»

2.« Здравствуй, красная девица»

3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В

народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.

Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама то величава,

Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем

(выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,

А за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в

золоте»

1. Три сестры

2.Третью взял в жёны царь

3. Первые две стали завидовать

4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.

5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по

годам, а по часам.

6. Есть корабельщики

7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)

– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее

описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным. Он очень любил своих

родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так,

чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.

Князь Гвидон гостеприимный.)

– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная, отзывчивая. Она скромная, только в

последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная

птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его

матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть

похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую работу. К какому же выводу мы

пришли? Мы высказывали ГИПОТЕЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,

использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка –

повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.

Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из ниже

перечисленных:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Спасибо всем за работу! Молодцы!



В раздел образования