Автор: Попова Марина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦТ
Населённый пункт: с.Чехов, Сахалинской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Дополнительное образование как инструмент развития технического творчества и формирования профессиональной ориентации подрастающего поколения"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества с. Чехов
Управление образования
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
Доклад
Тема: «
Дополнительное образование как инструмент развития
технического творчества и формирования профессиональной
ориентации подрастающего поколения
»
Педагог дополнительного
образования:
Попова Марина Алексеевна
с. Чехов
2016г.
Доклад
«Дополнительное образование как инструмент развития технического
творчества и формирования профессиональной ориентации подрастающего
поколения».
Неоспоримый факт то, что дополнительное образование детей – мощный импульс
творческого развития, который помогает учащимся адаптироваться в
социуме путем
осознанного профессионального самоопределения.
Техническое направление в центре творчества с. Чехов представлено объединением
технического моделирования, в которое входит начальное техническое моделирование,
судоавиамоделирование и автомоделирование.
Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной
творческой деятельности по созданию макетов и моделей,
несложных технических
объектов, это процесс формирования у учащихся начальных политехнических знаний и
умений.
Моделирование - это познавательный процесс, который обогащает учащихся
общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их конструкторско-
технологических и творческих способностей в области техники.
Увлечение техническим творчеством и занятия в объединении «Мастер» поможет
многим ребятам выбрать профессию, закончить техническое учебное заведение, освоить
технические специальности, тогда, будучи взрослыми людьми, они смогут работать на
промышленных, высокотехнологических предприятиях.
Общеобразовательная программа объединения разработана на развитие образного
мышления,
предусматривает
постепенное
накапливание
знаний,
умений
и
навыков
технического
творчества.
Моделируя
плоские
детали
технических
объектов
и,
последовательно, переходя от начального моделирования, к более сложной, объемной
разработке и изготовлению моделей и макетов, учащиеся совершенствуют свои знания,
умения
в
чтении
схем
и
чертежей,
накапливают
опыт
работы
со
слесарным
инструментом.
Педагогический процесс базируется на интересе обучающихся к техническому
моделированию и конструкторской деятельности. Современная модель молодого человека,
вступающего в жизнь, предполагает наличие у него таких качеств, как способность
самостоятельно
и
активно
действовать,
своевременно
принимать
решения,
гибко
адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
В развитии индивидуального потенциала и личностных качеств
наиболее
эффективными оказываются занятия конструкторским и техническим моделированием.
На сегодняшний день, когда виртуальность и поверхностность
знаний вошли в моду,
возможно только у учащихся технических объединений формируются навыки реального
действия от идеи до модели.
Для детей школьного возраста занятия в центре творчества, в объединении
технического направления, дают уникальную возможность получения такого образования,
которое связано с инженерными дисциплинами и технологиями. Это означает, что целью
образовательного процесса является не просто усвоение содержания программы, но в
первую
очередь
развитие
и
обогащение
интеллектуальных
ресурсов
личности
обучающегося и изучения им вопроса конструкторского моделирования, как средства
развития образования.
Основы научно-технического творчества учащихся были заложены А.В.Луначарским
еще в
первые годы советской власти. Обучение в научно-техническом творчестве как
продвижение популярности той отрасли производства или услуг, в которой дети могут
быть заняты после обучения в объединениях технического творчества.
В целом, научно-техническое направление дополнительного образования является
важной составляющей общей профориентационной деятельности системы образования.
Техническое моделирование не только интересное занятие, оно служит богатым
источником
знаний
о
судах,
самолетах
и
автомобилях,
о
традициях
флота,
авиации,
машиностроения и успехах в этих ведущих отраслях. Современный уровень знаний в этой
области, а также дальнейший технический прогресс открывают большие возможности в
этом направлении.
Отрадно то, что в настоящее время у детей не потерян интерес к техническому
моделированию,
к
отечественной
истории,
связанной
с
историческими
фактами
судостроения, самолетостроения, автомобилестроения.
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая,
ей
уделялось
немало
внимания
в
трудах
великих
педагогов
А.С.Макаренко,
К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих
мест в российском образовании.
Одной из характерных особенностей технической творческой деятельности детей
является
тесное
взаимовлияние
понятийного
аппарата
мышления
и
образного
представления.
Образное
представление
играет
роль
опоры
в
конструкторской
деятельности и облегчает процесс конкретизации понятия. Модель самолета, автомобиля,
корабля,
сделанная
своими
руками,
открывает
горизонты
большой
техники
многим
ребятам. Важно то, что маленькая модель может стать для них стартовой площадкой в
науку, в большую технику.
Образное представление особенно эффективно развивается в процессе овладения
графическими знаниями и умениями.
Следовательно, можно сказать, что содержание
учебно-воспитательной работы по техническому моделированию включает расширение и
углубление
политехнических
знаний,
полученных
на
занятиях,
дальнейшее
развитие
образного мышления, а также совершенствование и накапливание умений и навыков в
практической работе.
Используя выражение М. Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем
мозг, хорошо наполненный», можно сформулировать концепцию между репродуктивной
деятельностью обучающихся, направленной на изготовление моделей по образцу (готовым
схемам
и
чертежам)
и
основной
задачей
педагога
–
в
воспитании
у
обучающихся
поискового стиля мышления. Формировать навыки творческого труда, непосредственно в
конструкторской
деятельности, обучать детей умению самостоятельно ставить перед
собой технические проблемы и задачи решать их.
Общеобразовательная программа технического объединения определяет методы и
подходы, благотворно влияющие на развитие
социальной мотивации детей школьного
возраста для обучения конструкторскому моделированию в
объединении технического
творчества.
Ребятам
предоставляется
возможность
получить
основательную
базу
теоретических знаний, технико-технологических умений и скорректировать личностные
качества.
В настоящее время существует целый ряд образовательных технологий, благодаря
которым
реализуется общеобразовательная программа «Шаг за шагом к мастерству»
объединения «Мастер»:
«педагогика сотрудничества», как особого рода «проникающая» технология;
технология управления образовательного процесса;
технология «свободного воспитания»;
игровые технологии;
личностно-ориентированный подход;
метод проекта.
Такая форма обучения применима и для коллективной и для индивидуальной
деятельности
учащихся
полного
курса
обучения
техническому
моделированию.
Успех
продуктивной деятельности ребенка в техническом творчестве определяется его активным
участием в непрерывном образовательном процессе,
одной из важных задач которого
становится
формирование
мотивации
на
профессионально-личностное
развитие,
готовности к непрерывному самообразованию, самообучению, самореализацию.
Целью педагогического процесса является не просто процесс усвоения содержания
образовательной
программы,
но
в
первую
очередь
развитие
и
обогащение
интеллектуальных
ресурсов
обучающихся
и
в
воспитании
технически
развитой
личности, стремящейся к глубоким знаниям в науке и технике.
Надеюсь, что увлечение техническим творчеством поможет многим ребятам выбрать
профессию,
закончить
техническое
учебное
заведение,
освоить
технические
специальности, тогда, будучи взрослыми людьми, они смогут работать на промышленных
предприятиях.
Учащиеся объединения «Мастер» с большим интересом следят за появлением новых
серий кораблей, самолетов, автомобилей. Техническая и историческая тематика стала
визитной карточкой объединения «Мастер».
На занятиях объединения дается подробное описание о кораблях, самолетах,
автомобилях гражданского предназначения так и о военной технике старого и нового
поколения.
Таким
образом,
учащиеся,
занимаясь
техническим
моделированием
и
конструированием
моделей,
значительно
расширяют
диапазон
знаний.
Наконец,
моделирование не только интересное занятие, но и служит богатым источником знаний о
судах, самолетах и автомобилях, о традициях флота, авиации, машиностроения и успехах
в этих ведущих отраслях.
Отрадно то, что в настоящее время у детей не потерян интерес к техническому
моделированию,
к
отечественной
истории,
связанной
с
историческими
фактами
судостроения, самолетостроения, автомобилестроения.
Модель самолета, автомобиля, корабля, сделанная своими руками открывает
горизонты большой техники многим ребятам. Важно то, что маленькая модель может
стать для них стартовой площадкой в науку, в большую технику.
Основными задачами реализации образовательного процесса являются:
- Введение обучающихся в мир современной техники, и в частности, моделирования и
конструирования.
-
Развитие
мотивации
личности
к
познанию
и
совершенствованию,
как
основ
формирования технических запросов и потребностей.
- Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в
применении технических знаний.
Весь педагогический опыт базируется на целях и задачах, освоение которых дает
возможность учащимся добиваться отличных показателей в техническом творчестве, тесно
связанного с общеобразовательными предметом «Технология», «Черчение», «Геометрия».
Также
используя
знания,
приобретенные
в
общеобразовательной
школе,
на
уроках
истории, и познавательный интерес к историческому прошлому нашей родины, учащиеся
активно участвуют в сборе информации о военной технике прошлых лет, о подвигах
русских
и
советских
воинов
во
времена
великих
сражений.
Используя
эти
знания,
группами
учащихся
создаются
панорамы
боевых
сражений,
макеты
памятников
и
обелисков, презентации.
Работа в этом направлении позволяет детализировано знакомиться с устройством
военной техники, машин и механизмов многих технических изобретений прошлых лет.
Продуктивное
коллективное
творчество
формирует
межличностные
отношения,
воспитывает у детей чувство ответственности за совместную творческую деятельность.
Воспитывает достойных граждан своего государства, патриотов своей «малой родины».
Закрепляя интерес к истории и памяти об Отечественной войне 1812 года, о великой
Отечественной
войне,
поддерживая
патриотические
эмоции
и
чувства,
учащиеся
выступили с защитой и презентацией макета вечного огня,
(г. Волгоград - Мамаев курган), в библиотеке с. Чехов и на общем мероприятии Центра
детского творчества, посвященному Дню защитника отечества. Мальчишки изготовили
проект-панораму
«Редут
Раевского»
и
презентовали
на
общих
мероприятиях
центра
творчества и центра досуга.
Программа технического объединения разработана на деятельностной основе, с
умениями и навыками технического и технологического изобретательства, что требует от
обучающихся не простого повторения, репродуктивного освоения, а умения применять
знания на практике.
Отсюда следует, что образовательная программа - «Шаг за шагом к мастерству»
предполагает прогрессивную результативность и направлена не столько на усвоение
знаний,
сколько
на
способность
их
применения
и
использования
в
практической
деятельности. Базовой задачей процесса обучения является пропагандистская ориентация
подрастающего поколения на получение технического образования по окончании школы.
В процессе образовательной деятельности педагогическим опытом учитываются и
развиваются возможности творческого продвижения каждого обучающегося, это приводит
к
дифференцированному
подходу
по
использованию
различных
методов
и
приемов,
включающих учащихся в изобретательное творчество.
Весь образовательный результат определяется этапами творческой подготовленности
обучающихся:
1.
Учащийся
может
изготовить
модель
по
предъявленной
документации
с
внесением
частичных
изменений
в
чертеж,
схему,
направленных
на
совершенствование формы модели или технического объекта или рациональное
расположение деталей и так далее;
2.
Учащемуся
доступно
изготовление
моделей
с
доконструированием
и
самостоятельным
внесением
изменений
в
предъявленную
техническую
документацию или отдельную схему;
3.
Учащийся
справляется
с
изготовлением
моделей
с
предварительным
конструкторским
оригинальным
усовершенствованием
и
самостоятельным
внесением изменений в технологическую документацию или схему;
4.
Учащемуся
посильна
самостоятельная
технологическая
обработка
оригинальной конструкторской идеи модели (предъявленной педагогом) и ее
изготовление;
5.
Учащийся
способен
самостоятельно
обосновать
и
сформулировать
оригинальную
конструкцию
или
рациональную
идею
модели,
технического
объекта,
разработать
документацию
и
изготовить
модель
или
технический
объект.
Выполняя муниципальное задание, образовательное объединение демонстрирует не
только
количественные
показатели
(наполняемость),
но
и
качественные.
Говоря
о
последних,
имеется
в
виду
не
просто
«выход
за
рамки»
учреждения,
а
именно
результативное участие в выставках и конкурсах, соревнованиях, которые, в свою очередь,
стимулируют обучающихся развивать свой творческий и профессиональный потенциал.
Материализованным итогом первого, второго и третьего года обучения являются готовые
модели,
технические
объекты,
представляемые
в
различных
творческих
выставках
и
конкурсах.
«От моделей ученических - к кораблям космическим!»
Техническое творчество - главный путь, ведущий к этой цели. По отношению к
дополнительному
образованию
детей,
познавательно-поисковая
неопределенность
усиливается
правом
детей
в
свободном
выборе
режима
своей
деятельности,
объема
занятий, уровня своих результатов. Отличительность сети учреждений дополнительного
образования детей от других образовательных учреждений заключается в том, что мы
проходим с ребенком другой общеобразовательный путь. Педагогический опыт дает ему
поддерживающую информацию,
главное - включает его в
деятельность, формирует
техническую смекалку.
Миссия педагога не в том, чтобы привести детей к заранее известным результатам,
но в умении и готовности вместе с ними пройти путь познания, результаты которого не
предопределены. В этом суть педагогики взаимодействия и сотворчества.
Формирование необходимых компетенций у инженерных работников необходимо
начинать как можно раньше, со школьной скамьи, когда появляется жажда творчества и
желание создать что-то новое, уникальное. И очень важно эту «жажду» утолить и дать
возможность реализовать свою идею в материале. Увидеть, оценить и усовершенствовать!
Такой процесс творчества затягивает, мотивирует на освоение нового, заставляет думать…
Тематические занятия и мероприятия, проводимые в объединении «Мастер»,
привязанные
к
определенным
профессиям,
формируют
векторный
интерес
профобразовательного направления у обучающихся.
Результативность
занятий
и
мероприятий
отслеживается
в
итоговых
показателях,
проводимых в различных конкурсах.
Современный уровень знаний в этой области, а также дальнейший технический
прогресс открывают большие возможности в этом направлении.
Ребятам предоставляется возможность получить основательную базу теоретических
знаний в техническом творчестве, которая позволяет формировать
профессиональную
ориентацию подрастающего поколения в настоящее время и с перспективой будущего
выбора профессии инженера.
Созидательные силы человека дают морскому судоходству, отечественному
самолетостроению,
машиностроению
превосходную
технику,
обеспечивающую
безопасность во время эксплуатации, т.е. во время плавания и полетов, даже в условиях
действия разрушительных сил стихии.
Так кому же, как не мальчишкам, занимающимся азами технического моделирования,
осуществлять
в
будущем
все
те
глобальные
проблемы,
стоящие
ныне.
Только
с
привлечением
молодого,
подрастающего
поколения
можно
с
надеждой
смотреть
в
техническую перспективу.
Известно, что процесс творчества характеризуется единством теоретических знаний
и практического опыта. Ибо теория проверяется практикой, а в практике возникают такие
вопросы,
которые
требуют
теоретического
решения,
обоснования.
Теоретическая
подготовка в технической творческой деятельности складывается из знаний, методов и
способов
конструирования,
приемов
решения
творческих
задач
и
политехнических
знаний.
Технология сотрудничества открывает широкий спектр работы в коллективе и
воспитывает у детей терпение, взаимопонимание и выручку. Такая методика позволяет
учащимся
самостоятельно
размышлять,
проявлять
творческую
инициативу,
разрабатывать и внедрять на практике первые технические изобретения.
Основной практической деятельностью обучающихся является конструирование,
что способствует формированию технических знаний и умений, приобщает учащихся к
основам инженерно-технических специальностей.
Исходя из этого, можно четко обозначить цели и инструменты
развития
технического
творчества,
и
формирование
профессиональной
ориентации
подрастающего поколения:
Концепция технического
творчества
-
деятельность,
конечная
цель
которой
нахождение
способа
применения
конструкторских
данных
в
практической
деятельности
человека,
которая
обеспечивает
высокие
стартовые
возможности
учащихся в ориентации на выбор профессии инженера в будущем.
Самореализация
обучающихся
в
учреждениях
дополнительного
образования
происходит за счет свободного выбора сферы деятельности, что стимулирует их
интерес к инновационным технологиям современного этапа жизни.
Компьютерные технологии позволяют проводить занятия
пользуясь
широким
полем интернет-сайтов (пополнение дидактического и практического материала),
работать в графическом редакторе Paint (построение эскизов, схем, чертежей по
карточкам-заданиям),
разрабатывать презентации в программе Microsoft Office Power Point.
Модель самолета, автомобиля, корабля, сделанная своими руками открывает
горизонты большой техники многим ребятам. Важно то, что маленькая модель может
стать для них стартовой площадкой в науку, в большую технику.
Одной из характерных особенностей технической творческой деятельности детей
является
тесное
взаимовлияние
понятийного
аппарата
мышления
и
образного
представления.
Образное
представление
играет
роль
опоры
в
конструкторской
деятельности и облегчает процесс конкретизации понятия.
Образное представление особенно эффективно развивается в процессе овладения
графическими знаниями и умениями.
Следовательно, можно сказать, что содержание учебно – воспитательной работы по
техническому
моделированию
включает
расширение
и
углубление
политехнических
знаний, полученных на занятиях, дальнейшее развитие образного мышления, а также
совершенствование и накапливание умений и навыков в практической работе.
Последовательность формирования необходимых знаний, умений и навыков,
предусматривает постепенное накапливание знаний, умений и навыков от простого к
сложному. Например, развитие образного мышления предлагается осуществлять сначала
при создании простых силуэтов, затем в процессе моделирования технических объектов из
плоских деталей и, наконец, при объемном моделировании.
Техническое творчество подростков - это своеобразный
«мост» от знаний,
полученных в школе, к знаниям специальным, производственным, техническому опыту.
Техническое моделирование является не только вариантом образовательного
процесса, но и вариантом содержательного отдыха детей.
Технические модели не только конструируют, но и испытывают.
Поэтому если модель сконструирована от начала и до конца руками мальчишек, то эти
ребята, уже сейчас испытывают себя в роли слесаря- сборщика, пилота, штурмана или
конструктора.
Популяризация
науки
и
техники
является
весьма
распространенной
и
успешной практикой в мире.
И это не только традиционное послешкольное образование,
но и широкий диапазон мер по профориентации.
Занятия с проведением опытов и изготовлением простейших моделей помогают
знакомить мальчишек с техникой и вызывают у них неподдельный интерес к созданию
технических объектов.
Беседы в вводных занятиях о том, почему летят самолеты, ракеты и вертолеты, какие
силы помогают кораблю держаться на плаву, а подводной лодке опускаться на глубину и
всплывать на поверхность, где «живет» электричество, как парашют удерживает большой
груз в воздухе, определяют серьезную заинтересованность в технических знаниях детей.
В дополнительном образовании детей систематическая познавательная деятельность
ребят направлена на осознанное приобретение конкретных технических знаний. Поэтому
большую
часть
комплекса
средств
и
методов
подготовки
в
работе
составляют
дидактические, познавательные и развивающие игры.
С большим интересом мальчишки играют в политехническое, графическое и
профинформаКатер типа
«Глиссер»
ционное лото.
В объединении «Мастер» ребята учатся мыслить технически и точно,
аккуратно, мастерски работать руками.
Модели, которые, изготавливают мальчишки на занятиях, действуют по принципу, что
и настоящие самолеты, парашюты, ракеты, пароходы, автомобили и танки.
Чтобы создать конкретную модель, необходимы общеобразовательные,
общепрофессиональные знания, в том числе и способы деятельности (правила работы
инструментами, технология изготовления моделей), а самое главное – овладение ими на
высоком уровне. А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные
интересы,
способности,
склонности,
поэтому
в
учебный
процесс
включены
самые
различные виды труда и поощрение проявления инициативы творчества.
Быть изобретателем интересно и увлекательно! Изобретая, ребенок наблюдает,
размышляет,
проявляет
смекалку,
находчивость,
выдумку,
придумывает
различные
приспособления и устройства.
Готовая модель – это результат самостоятельно выраженной идеи в наброске
задуманной
модели,
с
пониманием
эскиза,
чертежа,
схемы.
В
процессе
творческой
деятельности у мальчишек вырабатывается характер, воля, настойчивость и упорство к
преодолению трудностей и достижению цели, рождается здоровый азарт творческого
труда.
Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных,
технологических знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и
разнообразных, оригинальных творческих моделей.
Успех продуктивной деятельности ребенка в техническом творчестве определяется
его активным участием в непрерывном образовательном процессе, одной из важных задач
которого
становится
формирование
мотивации
на
профессионально
–
личностное
развитие, готовности к непрерывному самообразованию, самообучению, самореализацию.
На своем опыте мы отчетливо понимаем, что только технически образованная страна
может обеспечить свое будущее, реальную независимость и безопасность.
Надеюсь, что увлечение техническим творчеством поможет многим ребятам выбрать
профессию,
закончить
техническое
учебное
заведение,
освоить
технические
специальности, тогда, будучи взрослыми людьми, они смогут работать на промышленных
предприятиях и реализовать свой творческий и технический потенциал.
Последние годы в России резко увеличился престиж инженерного и технического
образования и это мы ощущаем во всех направлениях промышленности. Россия всегда
была технически грамотной страной. Это достигалось существующей системой кружков
технического
творчества
при
школах,
домах
пионеров
и
других
воспитательных
учреждениях.
Мы обязаны думать о будущем страны и действовать в интересах создания научно –
технической элиты страны.