Автор: Овчинникова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБОУДОГС "Севастопольская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: г. Севастополь, Республика Крым, РФ
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Детский альбом" П.И. Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальной школы
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
«Детский альбом» П.И. Чайковского в педагогическом
репертуаре музыкальной школы»
Автор:
Овчинникова Наталья Ивановна
Преподаватель фортепиано
ГБОУДОГС «Севастопольская музыкальная школа №5»
В педагогической практике «Детский альбом» стал классическим образцом творческого подхода к
детскому репертуару. Все 24 пьесы доступны маленьким исполнителям. В них представлен
пестрый мир детских игр, танцев, впечатлений. Главное – линия занимательности. В течение
длительного времени детская музыка была наиболее отсталой областью русской
инструментальной литературы. Это волновало передовых музыкантов, об этом писал и Стасов.
«Детский альбом» - первый выдающийся сборник музыки для детей в русской фортепианной
литературе.
«Детский альбом» начинается «Утренним размышлением» (4 класс).
Светлый, спокойный характер требует большой работы над звукоизвлечением. Необходимо на
piano слышать все 4 звука (верхний-ведущий). Надо поучить в начале одну мелодию легато. Надо
чувствовать фразы. В конце пьесы «соль» повторяемые в басу звучат одной краской (очень
близкое к клавиатуре движение 5 пальцев). Хорошо поучить «соль» и верхний.
В «Хорале» задачи аналогичны. Педаль в обеих пьесах запаздывающая (желательно брать ее не
до дна).
«Зимнее утро» - словно картинка из окна провинциального домика на улицу – вот проснется
жизнь. 3-я часть простая форма. Взволнованные, напористые 1 и 3 части, контраст со средней
частью, где умоляющие, жалобные интонации. Основная интонация пьесы – нисходящая секунда.
Фактура аккордовая. Исполняется упругой и эластичной рукой, мягко погружаемой в клавиатуру.
Трудно выполнение акцентов (точнее умение проследить, в каком именно голос акцентируется
нота – в верхнем или среднем). Для этого надо поучить только акцентируемый голос. Важно точно
по времени выдержать второй аккорд. Важно до конца дослушать залигованные ноты. Педаль в 1
части – прямая короткая. В средней части на первую долю каждого второго такта.
«Песня жаворонка» - светлая, ясная, словно звенящая в лазури передает ощущение
пробуждающейся весенней природы (4 класс). 3-я часть простая форма. Важно точно ритмически
играть триоль, при этом 16-е направлены к восьмой, играть их четко, рассыпчато, не скомкано.
Форшлаги надо учить отдельно. Цель форшлагов в конце пьесы рекомендуется поучить с
прибавлением (с начала первые два, затем к ним прибавить еще один и т.д. Затем «прибавление
от конца»).
«Марш деревянных солдатиков» (3 класс).
Главные трудности – ритмические. Играть надо четко, ровно, строго, в умеренном темпе.
В начале важно поучить пьесу в медленном темпе, крепкими пальцами, слушая звучание верхнего
голоса. Важно одновременное снятие рук в паузах, слушание пауз, шестнадцатые не утяжелять. В
терциях – выделять верхний звук.
«Игра в лошадки» - бойкое изобразительное, солнечное скерцо, задорно-мальчишеское, с
упрямым остинатным ритмом (5 класс). Отчетливо, остро. Необходимо поработать над стаккато в
медленном темпе: стаккато удобно извлекать небольшим скачком «от клавиши». Полезно учить
отдельно мелодию и аккомпанемент, в медленном темпе партию правой руки, играя ее двумя
руками.
«Мама». Работая над мелодией надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше
извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с легким объединяющим движением кисти на
каждые три ноты). Первый палец в левой руке должен играть очень осторожно – самым кончиком
и предельно близко к клавиатуре, в то время как мелодические ноты баса уместно брать
движением сверху. Лиги смысловые: между ними совсем не обязательно снимать руку.
«Сладкая греза» (5 класс). Важно почувствовать характер основной интонации пьесы (2 такта).
Стремление к «ми» («ми» брать сверху мягким движением) Затем важно почувствовать
мелодическую линию: нарастание к 6 такту, кульминация в 14-м такте.
«Вальс» (4 класс).
Сложная трехчастная форма. Здесь можно представить новогодний праздник танцующих детей.
Один танец следует за другим. На смену плавному приходит танец балеринки, затем пляска
неуклюжих ряженых. Аккомпанемент исполняется легато. Левую руку полезно выучить наизусть. В
быстром темпе должны быть минимальные движения рук. Сложна трудность полиметрического
порядка. Надо правильно распределить внимание между партиями правой и левой руки. Педаль
запаздывающая на первую долю и снимать на вторую.
«Болезнь куклы» (2-3 класс).
Надо чувствовать направление мелодии от соль к ре. Можно подтекстовать мелодию: «как мне
больно». Мелодию надо исполнять путем мягкого пластичного погружения слегка вытянутого
пальца в клавишу. Кульминация пьесы 21-й такт.
«Похороны куклы» (3 класс).
Надо добиться плавного движения мелодии в первой фразе к ми 4-го такта. Ритм очень точный и
строгий.
«Новая кукла» (3 класс).
«Взлетающая» мелодия к соль 6-го такта. Лиги в средней части не фразировочные, а штриховые.
Аккомпанемент не должен быть тяжелым. Педаль короткая на «раз».
«Мазурка» (3 класс).
Основная интонация – горделивое стремление к фа в 1-м такте. При этом важно ощутить
необходимость паузы – воздуха внутри этого мотива. Затем надо поработать над развитием всей
мелодической линии. В конце первой части после 16-й надо играть терцию первым и четвертым
пальцами. Чтобы не комкать 16-ю, можно поиграть это место сознательно удлиняя, а иногда и
акцентируя 16-ю. Но нельзя этим увлекаться.
«Полька» - надо добиться легкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот (стаккато лучше
испополнить небольшим толчком «от клавиш»).
«Русская песня» - тема русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Фактура
полифоническая. Важно слышать сочетание голосов. Чтобы было интересно работать надо
вызвать ассоциации (исполнение разными инструментами, певцами). Только после того, как
хорошо отработан каждый голос, надо учить двумя.
«Мужик на гармонике играет» - нет никакого развития.
«Камаринская» - имитирует народные приемы варьирования: балалайка, гармоника. Первое
стаккато – короткое, «щипковое». Полезно в медленном темпе поиграть, извлекся каждый звук
«щипковым» движением кончика пальца (под ладонь). Аккорды должны звучать густо,
насыщенно; их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиш». Педаль прямая, короткая.
«Итальянская песенка» - мальчик поет под гитару. Надо отдельно работать над мелодией и
аккомпанементом. Следить, чтобы штриховые лиги не разбивали фразировочного построения.
В начале второй части «си» надо брать «натянутым» кончиком пятого пальца (с раскрытием
ладони).
«Старинная французская песенка» (2 класс).
В первом двутакте мелодия устремляется к «ре» - глубоко, протяжно, также и во втором двутакте,
но музыкальная мысль не обрывается, а продолжается дальше. Вершина – ми в 6-м такте. Перед
кульминацией надо сделать rit. и цезуру.
«Немецкая песенка» - веселая, с подпрыгивающей мелодией. Педаль запаздывает на «раз».
«Шарманщик поет» - нередка у учеников здесь толчки. Надо представлять подъем звуковой
волны к ноте «ми».
«Баба-яга» (5 класс).
При работе над стаккато в начале рекомендуется поучить все легато, затем в медленном темпе
портаменто.