Автор: Овчинникова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБОУДОГС "Севастопольская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: г. Севастополь, Республика Крым, РФ
Наименование материала: методическая работа
Тема: Развитие полифонического мышления в младших классах ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Методическая работа
«Развитие полифонического мышления в младших
классах ДМШ»
Автор:
Овчинникова Наталья Ивановна
Преподаватель фортепиано
ГБОУДОГС «Севастопольская музыкальная школа №5»
Самый решающий и ответственный этап в развитии и формировании будущего пианиста – это
начальные годы его обучения в ДМШ. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке,
следовательно, и к музыке полифонической. Полифония – это большая школа исполнения,
развития слуха и разных приемов игры на фортепиано. Изучая полифонические произведения,
ученик приучается не только слышать одноголосное звучание нескольких самостоятельных
голосов, но и находить звуковые характеристики каждого отдельного голоса. Эта трудная задача
требует кропотливого труда.
Все мы знаем, что большинство учеников не любят играть полифонии. Задача педагога
заключается в том, чтобы полифонические произведения стали для ученика живым,
эмоциональным словом, познанием выразительных мелодий, а не трудным упражнением на
соединение разных голосов в 2-х руках.
К работе над полифонией надо приступать с первых же месяцев обучения.
Всем известно, что первой нитью в мир музыки для ребенка является песня. Именно она дает
возможность педагогу заинтересовать ученика, установить с ним общий язык. Именно песня
помогает войти в мир сложной полифонической музыки, понять ее своеобразный язык.
Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен-мелодий в дальнейшем переносится
на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесках.
В естественности этого перехода – залог сохранения живого интереса к полифонии в будущем.
Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки
народных песен подголосного склада (1 этап) близкие и понятные детям.
Педагог должен рассказать о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала,
затем ее подхватывал хор. Затем педагог исполняет эту песню. «хоровым» способом с учеником,
т.е. ученик играет партию запевалы, а педагог играет на другом рояле (или поет) партию хора,
который подхватывает партию запевалы. Через несколько уроков уже ученик играет
«подголоски». Эти этапы чрезвычайно облегчают переход к игре обеих партий учеником.
(2 этап). Следующая ступень изучения полифонии – это прием имитации. Надо брать пьески, где
мелодия повторяется октавой выше или ниже первоначального запева. Хорошо образно
объяснить детям имитацию на таком явлении, как это. Эти пьески также очень хорошо поиграть
вдвоем: ученик и педагог.
(3 этап). Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается
работа над пьесами канонического склада, построенными на стреттной имитации, которая
вступает до окончания имитируемой мелодии. Для преодоления новой полифонической
трудности полезен следующий способ работы: в начале пьеса переписывается и учится в простой
имитации. В таком облегченном «переложении» пьеса играется 2-3 урока. Затем переписывается
еще раз, уже в стреттной имитации. Здесь ансамблевый метод работы также должен стать
ведущим. Хочется подчеркнуть, что и сам процесс переписывания полифонического произведения
очень полезен. Хорошо затем поиграть по слуху от разных звуков и в разных регистрах.
Как пример, пьеса «Дровосек», написанная в форме канона. Мелодия – выразительно-типичный
пример русской народной песни. Мелодия в начале в верхнем, затем в нижнем голосе, а с конца 5
такта – двухголосно. Задача педагога при изучении этой пьесы – научить ученика выразительно
проводить тему, которая проходит в партиях обеих рук. Решению этого задания помогает
пропевание разных голосов. Полезно поиграть мелодию двумя руками в унисон и с разной
динамикой.
Этюды Гнессиной из «фортепианной азбуки» - пример имитации. Они построены на имитации
проведения темы в двух голосах. Нужно не только выразительно исполнять мелодию двумя
руками, но и научить ученика внимательно прислушиваться к звучанию длинных нот, на фоне
которых звучит другой голос. Точное исполнение штрихов еще больше усложняет задачу.
Следующий новый, трудный этап в процессе формирования музыканта – это изучение полифонии
Баха. Педагог должен не только познакомить с жизнью великого композитора, но и поиграть,
проанализировать некоторые его произведения, разъяснить задание, которое стоит перед
учеником. Работа над произведениями Баха начинается с пьес из «Нотной тетради А.М. Баха»
«Тетрадь» А.М. Бах – ценнейший материал, который активно развивает полифоническое
мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы. Маленькие
шедевры, вышедшие в «Нотной тетради А.М. Бах», представляют собой в основном небольшие
танцевальные пьесы: полонезы, менуэты, марши. Они отличаются необыкновенным богатством
мелодии, ритмов, настроений. Изучение полифонических произведений Баха начинается с самого
главного – раскрытия содержания пьесы до того, как ученик начнет разбирать ее дома. Педагог на
уроке несколько раз играет ее, подчеркивая в своем исполнении художественное своеобразие
пьесы.
Характерным примером пьес «Нотной тетради А.М. Бах» может служить «Менуэт G-dur (№7). Как
и в других сочинениях сборника, ведущий голос здесь верхний, он наиболее развит и
индивидуализирован. Но и нижний голос тоже имеет самостоятельную мелодическую линию,
заключающую в себе характерные жанровые черты танца. Как и обычно, в контрастной
полифонии Баха, нижний голос выходит на первый план в местах остановок верхнего. В 1 и 2
тактах между голосами возникают имитационные переклички. Ученику легче понять содержание
«Менуэта» и имеющиеся в нем полифонические задачи, исходя из характера танца. Важно
познакомить ученика с особенностями музыкального строения многих менуэтов, в том числе этого
(плавное начало мотивов, устремление к сильной доле второго такта и последующий мягкий спад
звучности). После того как ученик познакомиться с особенностями строения танца, ему становится
понятна необходимость и мягкого исполнения начальных восьмых и небольшого выделения
сильной доли 2-го такта и легкого звучания двух последующих долей.
Ученик начинает понимать целесообразность смены пальцев на двух последних четвертях 2-го
такта – звуках соль. Легче осваиваются и приемы исполнения: «объединяющее» движение к 5-му
пальцу с постепенным подъемом запястья и последующее мягкое «собирание» руки во 2-м такте к
1-му пальцу. Понимание характера музыки дает также нужные представления о темпе
исполнения: он должен быть подвижным, но не быстрым, иначе исчезает присущая менуэту
плавность движения. Имитационное сочетание голосов можно представить ученику как движение
двух танцоров. Работа над Менуэтом также вводит в область старинной танцевальной музыки,
воспитывает ритмическую гибкость.
Менуэт d-moll(36).
Этот менуэт по своей напевности мелодичности более похож на песню, чем танец. Лирическое и
несколько задумчивое настроение диктует и характер исполнения – плавный, мягкий.
Педагог направляет внимание ученика на то, как отличны мелодии верхнего и нижнего голосов,
насколько они самостоятельны и независимы, словно исполнены на двух инструментах. Верхний
голос – напоминает скрипку, нижний виолончель. Затем педагог переходит к показу фразировки.
Здесь вопросно-ответное соотношение фраз. Рекомендуется прием исполнения «в лицах»:
«спрашивающий» исполнитель играет чуть звучнее, «отвечающий» чуть тише.
На следующих уроках педагог вместе с учеником анализирует форму (2-х частная) и тонально-
гармонический план. Затем углубляется работа над выразительностью штрихов. Здесь
обязательны образные сравнения – сцена придворного бала. Из многих задач, встающих на пути
изучения полифонических пьес, основной продолжает оставаться работа над певучестью,
интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса.
Самостоятельность голосов проявляется в:
1.
различном звучании голосов;
2.
разной фразировке;
3.
несовпадении штрихов;
4.
несовпадении кульминаций;
5.
разной ритмике;
6.
несовпадении динамического развития.
Менуэт a-moll.
Написан в стиле контрастно-имитационной полифонии. Характер мужественный.
В каноническом проведении темы необходимо показать разные динамические оттенки в обеих
руках. Тема в начале должна звучать глубоко и выразительно. Точное исполнение 16-х, нарастание
звука до ноты «фа» (4 такт верхнего голоса). Большое внимание нужно обратить на партию левой
руки. Хроматический ход четвертей в нижнем голосе рекомендуется исполнять «non legato»,
добиваясь цельности и взаимосвязи. Для учеников трудна заключительная часть менуэта в
появлении трелей и разнообразии штрихов. Это место рекомендуется играть так: каждый раз по
очереди пропускать третью и первую четверти в верхнем и нижнем голосах. Лишь после того, как
ученик добьется верного исполнения, можно добавить пропущенные ноты.