Напоминание

"Юный эрудит"


Автор: Мишина Юлия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №1" им. Ф. А. Полетаева
Населённый пункт: г. Рязани
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Юный эрудит"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая

программа

"Юный

эрудит"

представляет

собой

систему

развития

интеллектуальных

способностей

детей

и

повышения

уровня

познавательной мотивации для учащихся 7-9 лет.

Курс включает в себя 14 занятий: 1 занятие в неделю во 2 классе.

Программа

построена

на

основе

курса

общеобразовательной

программы

обучения 2 класса, УМК "Школа России".

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты операции

обобщения

и

отвлечения,

способность

выделить

существенные

признаки

предметов и явлений, а также способность устанавливать логические связи

между понятиями.

Новизна данной рабочей программы определена тем, что:

- программа успешно коррелирует с учебным планом

- используются различные формы работы

- представлены новые формы рефлексии

- включение элементов внеурочной деятельности в учебные занятия.

Цель данного курса:

Повышение

уровня

познавательной

мотивации

на

основе

развития

познавательных способностей учащихся.

Задачи:

интеллектуальное

развитие

учащихся,

формирование

качеств

мышления, характерных для познавательной деятельности;

овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;

овладение конкретными знаниями;

воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

развитие рефлексивной способности.

формирование

и

развитие

различных

видов

памяти,

внимания,

воображения;

развитие речи;

1

воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные формы работы.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную

работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется

другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и

менее утомительной.

Методы

и

приёмы

организации

деятельности

второклассников

на

занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической

и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а

также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

Поэтому основное внимание на занятиях по повышению познавательной

мотивации

обращено

на

такие

каче ства

ребёнка,

развитие

и

совершенствование которых очень важно для формирования полноценной

самостоятельно

мыслящей

личности.

Это

-

внимание,

восприятие,

воображение, различные виды памяти и мышление.

Занятия

построены

таким

образом,

что

один

вид

деятельности

сменяется

другим.

Это

позволяет

сделать

работу

детей

динамичной,

насыщенной и менее утомительной.

Используемая модель занятий:

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

2. Разминка - 3 минуты

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

4. Физкультминутка - 2 минуты

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

6. Рефлексия.

2

1 занятие.

Второстепенные члены предложения

Цель: научить находить второстепенные члены предложения

Ход занятия

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Как написать слово мышеловка пятью буквами? А тремя? (Кошка, кот).

2. Разминка - 3 минуты

Кто больше придумает слов, описывающих кошку. Соревнование по

рядам.

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

1. Возьмите два фломастера.

2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем

одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй —

треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а

треугольник — с острыми кончиками углов.

3. Теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и

треугольников.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Видео-танец.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Найти второстепенные члены предложения:

Мы решили пройтись по лесу пешком. Весна пришла в лес к лесным

жителям. Хорошо здесь. На деревьях птицы вьют гнезда для птенцов.

Бурый медведь вылез из берлоги. В полдень над лесом собралась гроза.

6. Рефлексия.

Самооценка. Закрашиваем картонные "колбочки" со знаниями до

определенного уровня. Каждый уровень соответствует баллу 5-бальной

системы.

3

Занятие 2.

Лексическое значение слова.

Цель: продолжить знакомить с понятием лексического значения слова.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера,

сегодня, завтра, послезавтра)

2. Разминка - 3 минуты

Хотя они наперечёт

Похожи внешностью на лёд,

Кругляшек этих никогда

Никто не делал изо льда.

К тому ж они из года в год

Все так и просятся к нам в рот.

(Леденцы)

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

1. Положите на стол семь различных предметов, накройте их чем-

нибудь.

2. Снимите покрывало, сосчитайте медленно до десяти, снова накройте

предметы, дети должны описать предметы на бумаге как можно полнее.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

4

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

(На доске запись.)

Флора саванн приспособлена к сухому климату.

— Кто понял, о чем говорится в предложении?

— Почему вы не поняли? (Мы не знаем значения всех слов.)

— Что такое флора? (Растительность.)

— Кто знает, что такое саванны? (Обширные пространства, покрытые

травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и

кустарниками.)

— Что такое климат? (Погода, преобладающая в какой-либо

местности.)

— Понятен ли сейчас смысл предложения? (Да. Значение всех слов

знаем.)

— Что нужно делать, если лексическое значение слова вы не

знаете? (Обратиться к взрослым —родителям, учителю и т. д.)

— А еще можно обратиться к словарю, который называется толковым.

В нем объясняется значение многих слов. (Учитель показывает словарь.)

6. Рефлексия.

У каждого ребенка набор из трех "кирпичиков" трех цветов. Каждый

выходит к доске с кирпичиком, соответствующим его насроению. Строим

дом, анализируем настроение класса.

Занятие 3.

Порядок действий в выражениях со скобками.

Цель: закрепить умения вычислять значения выражений со скобками.

Ход занятия:

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

а) Шел человек в город и по дороге догнал трёх своих знакомых.

Сколько человек шло в город? (4)

5

б) Шел человек в город, а навстречу ему шло четверо его знакомых.

Сколько человек шло в город? (1)

в) Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между

двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят? (3)

г) Сидят белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их

всего? (3)

д ) На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины

самый длинный карандаш, не трогая его? ( Переложить один из крайних

карандашей с одной стороны на другую)

е) У трех братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? (5)

2. Разминка - 3 минуты

Соревнования по командам:

Кто больше назовет чисел, которые в сумме дают 20.

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Работа в парах.

Берем листок бумаги, и карандашом обводим свою ладошку с

растопыренными пальцами. На получившейся руке в произвольном порядке

проставляются числа от 1 до 30. Ваш оппонент делает то же самое. Потом

меняетесь листками, и на «раз, два, три» ищете все числа в строгом порядке

от 1 до 100. Жульничать нельзя:) Кто быстрее найдет — тот молодец.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

6

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

2. На доске запись:

4 – 1 + 2 = 1

6 – 3 – 2 = 5

8 – 5 + 1 = 2

10 – 4 + 5 = 1

– Проверьте значения выражений.

– Что нужно сделать, чтобы без изменения чисел и знаков действий

значения выражений стали верными? (Поставить скобки.)

– Поставьте скобки в выражениях.

6. Рефлексия.

Свободный микрофон. Передаем "микрофон", дети говорят о своих

впечатлениях от занятия.

Занятие 4

Неживая и живая природа

Цель: научить различать компоненты живой и неживой природы,

устанавливать их взаимосвязь, выделять явления природы.

Ход занятия:

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

7

У папы есть 1 кг. Печенья и 1 кг. железа.

Что легче, 1 кг. железа или 1 кг. печенья?

(Ответ: 1 Кг Железа И 1 Кг Печенья По Весу Одинаковы)

Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу — двенадцать ребят,

У каждого по три лукошка,

В каждом лукошке — кошка,

У каждой кошки — двенадцать котят,

У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.

И задумался старый Кондрат:

""Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?""

(Ответ: Глупый, Глупый Кондрат! Он Один И Шагал В Ленинград. А

Ребята С Лукошками, С Мышками И Кошками Шли Навстречу Ему — В

Кострому)

2. Разминка - 3 минуты

Соревнуются капитаны команд.

Кто больше придумает слов с буквы "Ф". Команды подсказывают.

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Игра "Что пропало?" Предлагается перечень предметов, все закрывают

глаза, один предмет убирается. надо угадать, какой убрали.

Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы,

о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

8

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Игра «Живое - неживое»

Класс делится на две группы. Одна группа учеников назначается

ответственной за тела живой природы, другая - за тела неживой природы.

Учитель показывает картинку. Встаёт та половина класса, к какой группе

относится данный предмет. Показ картинок можно

4

сменить загадками.

1.

Что видно только ночью? (Звёзды, луна.)

2.

Один пастух тысячи овец пасёт. (Месяц, звёзды.)

3.

Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)

4.

Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)

9

5.

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.)

6.

В лесу на одной ножке выросла лепёшка. (Гриб.)

7.

Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)

8.

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец.)

9.

Ползун ползёт, иглы везёт. (Ёж.)

6. Рефлексия.

Отправим домой родителям письмо со словом, которое обозначает

наше сегодняшнее занятие в почтовый ящик.

Занятие 5. Что такое антонимы?

Цель: закрепить умения подбирать и находить антонимы.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только

четыре?

(Ответ: Да, Это Всадник На Лошади)

За что поп шляпу купил?

(Ответ: За Деньги)

За чем во рту язык?

(Ответ: За Зубами)

2. Разминка - 3 минуты

Соревнование по командам.

Кто больше вспомнит авторов детских произведений

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется

смысловая связь.Затем через небольшой интервал времени зачитываются

лишь первые слова изкаждой пары. Учащиеся должны припомнить

и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

10

ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ,

ЧАС - ВРЕМЯ,СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ -

ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.

4. Физкультминутка - 2 минуты

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то

правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить

за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

— Послушайте стихи.

Грустный клоун громко плачет, А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить — Хочет реву рассмешить.

Олеся Емельянова

— Чем интересны слова грустный, веселый? (У них противоположное

значение.)

— Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.

1. Разворчался старый дел: «Доживешь вот до ста лет!» Внук ответил:

«Никогда! Буду молодым всегда!»

2. Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот

сливовый, Был бы, как Степан, здоровый.

3. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но имешался Дима

в дело: «Ворон - черный, голубь — белый!»

11

4. Вышел в поле храбрый рыцарь, Может он с любым сразиться, А

трусливого зайчонка Н апугает и девчонка.

5. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки -Он гоняет

их метлой. Вася - добрый, Жора — злой!

6. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук

травы.

Как называются такие слова? (Антонимы)

6. Рефлексия.

Составляем коллективные бусы из воздушных шариков, цветов,

соответствующих настроению детей.

Занятие 6.

Решение задач и выражений

Цель: совершенствовать навыки решения задач, вычисления значений

выражений.

Ход занятия:

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

В детсаду есть …паровоз,

Шесть автомобилей,

Черный пёс – блестящий нос,

Белый кот – Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной

И Петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Сколько в детсаду игрушек? (19)

Р 1 а По 2 л Сес 3 ца С 3 ж Ус 3 ца

О 5, та 6, 7 я

2. Разминка - 3 минуты

Соревнование. Придумать пары антонимов. Победителю - приз.

12

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

3 5 4 7 8

Постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд.

Закройте цифры и ответьте на вопросы:

* Какое число находится справа от четверки?

* Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?

* Какие числа составят в сумме семь?

* Какое число получится при сложении первых трех чисел?

4. Физкультминутка - 2 минуты

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

– Рассмотрите выражения, записанные на доске:

57 – 7 – 1

20 – (2 + 8)

76 – 6 – 1

11 – 7

14 – 9

13

6 + 7

19 + (9 – 8)

5 + 8

– Разделите выражения на группы так, чтобы в каждой группе

оказались похожие выражения.

В семье трое детей: Женя, Валя и Саша: 2 мальчика и 1 девочка. Среди

имён Женя и Валя есть имя одного мальчика. Среди имён Саша и Женя тоже

есть имя одного мальчика. Как зовут девочку? (Девочку зовут Валя.)

. В трёх тетрадях 60 листов. В первой и второй тетрадях — по 24 листа.

Сколько листов в третьей тетради?

2. Гусь весит 9 кг, а курица — на 7 кг меньше. Сколько весят гусь и

курица вместе?

3. На школьной выставке 80 рисунков. 23 из них выполнены

фломастерами, 40 карандашами, а остальные — красками. Сколько рисунков,

выполненные красками, на школьной выставке?

4. В школьный буфет привезли два лотка с булочками. На одном лотке

было 40 булочек, на другом — 35. За первую перемену продали 57 булочек.

Сколько булочек осталось?

6. Рефлексия.

Что запомнилось на сегодняшнем занятии?

Занятие 6.

Воздух

Цель: рассмотреть вопросы о значении воздуха для представителей

живой и неживой природы, естественных и вызванных деятельностью

человека источниках загрязнения атмосферы, важнейших мерах по ее охране;

развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Ход занятия:

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

14

Врач выписал вам три таблетки.

Их нужно принимать каждые полчаса.

За сколько времени вы их выпьете?

(Ответ: За Один Час)

Когда человек бывает в комнате без головы?

(Ответ: Когда Высовывает Ее Из Окна На Улицу)

2. Разминка - 3 минуты

1.

Как число 10 можно записать пятью одинаковыми цифрами,

соединив их знаками действия? (2+2+2+2+2)

2.

Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив

их знаками действия? (1+2+3+4)

Соревнование.

Кто больше составит задач, которые решаются так:

1) 8+2=10

2) 10+8=18.

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Покажите детям цифровой ряд, написанный на карточке,

и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем

увеличивайте этот ряд наодну цифру:

6 2

2 8 3

3 7 1 4

6 3 9 1 5

8 1 4 9 2 6

7 4 1 8 3 9 2

4. Физкультминутка - 2 минуты

Танец под музыку.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

15

- Давайте рассмотрим и сами опишем небо сегодняшнего дня.

(Рассматривают небо из окна.)

Почему воздух так необходим? (Он нужен для дыхания.)

Назовите те объекты природы, которые без воздуха погибнут.

Дети называют животных, растения и человека. Учитель крепит вер-

тикально на доске карточки с их изображениями.

Всему живому на Земле, кроме некоторых бактерий, необходим

кислород. Мы дышим воздухом, в котором кислород находится в

определённом соотношении с другими газами. Когда в воздух попадают

отходы промышленного производства, это соотношение изменяется, что

может оказаться губительным для растений, животных и человека.

Пока человек не вмешивался в природные процессы, они происходили

так, что равновесие элементов атмосферы поддерживалось само собой. Даже

естественные катастрофы - извержение вулканов, гигантские пожары и т. д.

— не могли серьёзно нарушить извечный баланс. Но постепенно технология

развилась настолько, что человеческая деятельность стала серьёзно влиять на

естественный ход событий. Выбросы газов и пыли с химических, металлур-

гических и энергетических предприятий приводят к тому, что защитные слои

атмосферы разрушаются, пропускают ультрафиолетовые лучи; смешиваясь с

ядовитыми химическими соединениями, водяные пары проливаются на

землю кислотными дождями и губят всё живое. Всё это ведёт к нарушению

природного баланса.

В декабре 1952 года от городского дыма, смешанного с туманом, в

Лондоне погибли 4000 человек. Это было очень серьёзным предупреждением

жителям городов всей планеты. В срочном порядке правительство Англии

приняло закон о запрещении применения в городах топлива, оставляющего

дым. И всё-таки до сих пор проблема задымлённости городов не решена. В

том же Лондоне за год на 1 м осаждается до 1 кг сажи. Темнеют здания,

разрушаются памятники архитектуры, в лёгких людей накапливаются

вредные вещества.

16

Вопросы кучащимся.

- Какой ещё фактор загрязнения воздуха вы можете назвать?

Если дети затрудняются, учитель вывешивает на доске рядом с ри-

сунком завода (фабрики) рисунок автомобиля.

Докажите, что автомобиль не только удобное, но и вредное

изобретение человека.

Знаете ли вы, каким другим топливом можно заменить бензин,

чтобы оздоровить городской воздух?

6. Рефлексия.

Самооценка. Дети ставят себе оценки за работу, учитель также

проставляет всем. Затем сравнивают.

Занятие 7.

Части речи.

Цель: познакомить учащихся с частями речи, учить различать их.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

— 1 —

Он большой,

Как мяч футбольный!

Если спелый — все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что? ...

Ответ: Арбуз

— 2 —

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ...

Ответ: Тетрадь

— 3 —

Кто один имеет рог?

17

Отгадайте!...

Ответ: Носорог

— 4 —

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?...

Ответ: Стрекоза

— 5 —

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая?

Ответ: Электричка

— 6 —

Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их...

Ответ: Лыжи

— 7 —

Носят их дети,

Носят старички,

Чтобы лучше видеть!

Что это?...

Ответ: Очки

2. Разминка - 3 минуты

Как вы думаете, что ваши друзья и знакомые используют чаще чем вы,

но это является вашей собственностью?

18

Ответ

Ваше имя. Именно друзья и знакомые, при обращении к вам, используют

ваше имя, но вы его используете сами гораздо реже.

Если вы это имеете, то имеете полную часть. Если же вы этим с кем-то

поделитесь, то оно исчезнет совсем?

Ответ

Это секрет. Если вы им с кем-то поделитесь, то это уже не будет секретом и

он автоматически исчезает сам по себе.

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для её

проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным

игровым полем 3 x 3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки,

камешки и т.д.).

Игра проводится в течение 5- 10 мин. 2- 3 раза в неделю в течение 1- 2

месяцев.

Играть могут дети 7- 17 лет.

Задания выполняются в парах. Каждой паре играющих даётся по листу

с расчерченным игровым полем и по одной фишке

Инструкция к заданию звучит следующим образом: «Посмотрите на

лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка-

«муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может

двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей

дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового

поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернётся и, не глядя на поле. Будет

подавать команды, другой- передвигать «муху». Нужно постараться

продержать «муху» на поле в течение 5 мин. И не дать ей улететь. Затем

партнёры меняются ролями. Если «муха улетит» раньше, значит, обмен

ролями произойдёт раньше. Всё понятно?»

19

Усложнение игры идёт за счёт того, что играющие объединяются по

трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле.

Третий контролирует «полёт». Тот, кто раньше договоренного времени

упустит «муху», уступает воё место контролёру. Если все укладываются в

отведенное время, то ролями меняются по очереди.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы – упругий мяч.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Существительное- обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?

Прилагательное- обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой?

какая? какое? какие?Глагол – обозначает действие предмета, отвечает на

вопросы: что делает? что делал? что делать? что делают?Составить

предложения.Лес, крепким, уснул, сном.Полянки, пушистый, укрыл,

снег.Пеньки, снежные, надели, шапки.

Подписать части речи.

- Определите часть речи.

Осилить, сила, силовой;

Говорить, разговаривать, разговор;

Белок, белить, белый;

Готовить, готовый, заготовитель.

А) Игра: “Найди слово”

- В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найдите его и

определите часть речи.

20

Щель, хлев, удочка, столб.

Б) - Найдите в каждой строчке лишнее слово.

Мяч, кукла, заводной, шар

Желтый, обуглиться, широкий

- Почему?

В) Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?

- Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена

существительные с шипящими на конце и запишите их.

Резиновый - …, душистый - …, темная - …, верный - …, солнечный - ….

Г) Проверка.

6. Рефлексия.

Написать на листочке по одному слову каждой части речи,

характеризующему урок.

Занятие 8.

Периметр

Цель: познакомить с понятием периметра, учить находить периметр

фигур, вывод формулы периметра прямоугольника.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Есть и брюшки, есть и шляпки —

Развесёлые ребятки!

А живут на ветках дуба!

Много тут не надо думать!

Очень любит их свинья.

И любуюсь ими я.

Цветом тёмно-жёлтые

Гладенькие ...!

Ответ: Жёлуди

— 9 —

К дальним сёлам, городам

21

Кто идёт по проводам?

Светлое величество!

Это ...

Ответ: Электричество

— 10 —

В руки ты его возьмёшь —

И тебе не страшен дождь!

Дождь пройдёт — его ты сложишь

И гулять под солнцем можешь.

Если ясен горизонт,

Что оставим дома? ...

Ответ: Зонт

— 11 —

Жёлтые комочки,

Лёгкие, как вата!

Бегают за квочкой

Это кто? ...

Ответ: Цыплята

2. Разминка - 3 минуты

Что постоянно ходит, но при этом в большинстве случаев оставаясь на

одном месте?

Ответ

Это часы. В разговоре мы иногда употребляем выражение «идут часы ...».

Продолжите следующую последовательность букв :

С О Н Д Я Ф М ...

Ответ

Буква «А». Здесь использована последовательность первых букв в названии

месяцев года, начиная с сентября : Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь,

Январь, Февраль, Март. Следовательно, следующей буквой будет «А» –

Апрель.

22

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

«Найди отличия»

Ребёнку даются две очень похожие картинки, различающихся

определённым числом мелких деталей. Необходимо обнаружить имеющиеся

различия - не менее двадцати).

«Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3

инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы

говорите

ребенку,

что

в

город

прилетели

3

инопланетянина

и

необходимо

внимательно

изучить

их

портреты,

запомнив

все

детали

внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением

инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы

даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой

глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету

инопланетянина».

Портреты

инопланетян

составляются

из

геометрических

фигур.

По

аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих

занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не

используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок,

сделанный

ребенком,

сравнивается

с

образцом.

Если

ребенок

легко

и

безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в

следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать

время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества

допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы

23

он

закрывал

глаза

и

мысленно

рисовал

образ.

В

этом

и

состоит

суть

зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

4. Физкультминутка - 2 минуты

«Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Задание; по рядам.

1 ряд. Начертите квадрат со сторонами 2 см и найдите его периметр.

2 ряд. Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 2 см и найдите его

периметр.

3 Ряд. Начертите квадрат со сторонами 3 см и найдите его периметр,

(проверка устно)

- Что такое периметр геометрической фигуры?

Назовем вещи, имеющие форму прямоугольника.

Найдите периметр учебника, парты,...

6. Рефлексия.

У каждого ребенка три ниточки красного, желтого и зеленого цветов.

Он выбирает одну, соответствующую его настроению. Создаем наш общий

разноцветный "дождик".

Занятие 9.

Люди. Города. Страны.

24

Цель: познакомить детей с понятиями города, страны. показать

разнообразие народов и стран.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай!

Это ...

Ответ: Сыроежки

— 13 —

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

— Расскажите вот о чём —

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он вот ответ:

— Очень просто. Много лет

Ежегодно, встав с постели,

Поднимаю я...

Ответ: Гантели

— 14 —

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её ...

Ответ: Лиса

2. Разминка - 3 минуты

У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у

бабушки внуков?

25

(Один)

Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут

два таких термометра?

(15)

Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит,

если пойдёт вместе с другом?

(10 минут)

Ребёнок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Сестра)

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых

изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не

менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из

карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с

закрытыми

глазами

мысленно

восстанавливает

рисунок.

В

это

время

вы

раскладываете

перед

ним

все

6

карточек

в

произвольном

порядке

и

предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить

за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном

предъявлении,

иначе

вид

фигуры

может

измениться.

Насыщенность

и

сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста

ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной

памяти.

Мы

приводим

в

качестве

примера

вариант

средней

сложности,

подходящим

для

второклассников,

которые

имеют

опыт

выполнения

подобных упражнений. По аналогии вы сможете сделать наглядный материал

для этого упражнения на более простом или же усложненном уровне.

26

4. Физкультминутка - 2 минуты

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз - листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

Три — ещё разок свернули, (Обхватили руками плечи.)

На четыре - развернули. (Руки в стороны.)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Люди разные, но все они хотят жить в мире и дружбе. Сколько же

разных детей приехало на фестиваль. И какие они разные… А как они будут

понимать друг друга? О чём беседуют ребята? Чему будет посвящён урок?

Что объединяет всех людей и чем они отличаются друг от друга?

Найдите преимущества и недостатки жизни людей в каждой природной

зоне. В тундре холодно, нужно отапливать жилища, нельзя заниматься

земледелием, но только там можно разводить северных оленей. В лесной зоне

есть лес для строительства и в качестве топлива, хорошо растут некоторые

растения на полях и огородах, но длинная зима и сравнительно короткое лето

затрудняют занятия сельским хозяйством. В степи плодородные почвы для

занятия земледелием, но бывают засухи и мало деревьев для строительства и

отопления. В пустынях слишком сухо и можно заниматься сельским

хозяйством лишь там, где есть вода (в оазисах), зато урожайность там

оказывается очень большой (велико число солнечных дней).

Человеческие расы Древние люди жили в согласии с природой. Но они

зависели от неё сильнее, чем сейчас. Облик людей разных рас связан с

условиями, в которых они жили. Тёмная кожа людей негроидной расы

защищала от палящего солнца.

– Запишите несколько городов России.

Что находится на Спасской башне? (Кремлевские куранты)

3 группа – Почему центральную часть герба России занимает герб Москвы?

27

(столица России)

Какая башня Кремля самая большая, красивая и стройная? (Спасская)

6. Рефлексия.

Свободный микрофон: Что вам запомнилось на этом занятии?

Вечером совместный просмотр документального фильма про культуру

определенного народа, анализ.

Занятие 10.

Тема и основная мысль текста.

Цель: познакомить с понятиями темы и основной мысли текста,

научить различать их.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные...

Ответ: шары

— 16 —

Ты со мной не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — ...

Ответ: Осьминог

— 17 —

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто это это?...

Ответ: Соловей

28

— 18 —

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня...

Ответ: Луной

2. Разминка - 3 минуты

Как найти прошлогодний снег? Выйти на улицу сразу после начала

н о в о г о

г о д а . . . .

Может ли петух назвать себя птицей? Нет, т.к. он не умеет говорить....

У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола?

Пять....

3.

Упражнения,

направленные

на

развитие

психических

механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы

называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и

добавляет

свое

слово.

Вы

повторяете

свое

слово,

слово,

которое

сказал

ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он

должен

повторить

3

названных

слова

и

добавить

еще

одно

и

т.

д.

Для

«Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа»,

«Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть

слова

на

какую-нибудь

одну

букву

или

только

одушевленные

существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа».

Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава».

Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река,

лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще

одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно

доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

4. Физкультминутка - 2 минуты

29

«Мы по улице гуляем»

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево- вправо.)

Это — «эс», а это — «ка »,

(Повороты туловища влево- вправо.)

«Ж»- похожа на жука. (Хлопок руками спереди- сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» — «моды» — «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди - сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево - вправо)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево - вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег

покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись

блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с

лыжами, с коньками на лед.

- Что я прочитала? (Текст).

- Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу).

- А кто может определить тему урока? (Текст).

То, о чём говорится в тексте, - это его тема. То, что об этом хочет

сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль – это

стержень текста.

- Что же такое тема текста?

- Что такое основная мысль?

У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.

30

- Попробуйте из этих предложений составить текст.

- Приклейте на лист предложения в нужном порядке.

- Определите тему текста.

- А какая главная мысль?

- Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.

Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.

6. Рефлексия.

Экспресс-анализ. Кто доволен своей работой на уроке - встаньте и

поднимите руки. Кто не очень доволен - поднимите руки сидя. Кто не

доволен - опустите руки вниз.

Занятие 11.

Умножение

Цель: ввести новое арифметическое действие умножение, раскрыть его

смысл и практическую целесообразность; познакомить с соответствующей

символикой и терминологией;

Ход занятия

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много...

Ответ: Пчёл

— 20 —

По реке плывёт бревно —

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ...

Ответ: Крокодил

— 21 —

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поёт.

31

Только мышь его боится…

Угадали? Это — ...

Ответ: Кот

— 22 —

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков...

Ответ: Горох

— 23 —

Не огонь — а жжётся,

В руки не даётся.

Выросла под ивой,

Звать её ...

Ответ: Крапива

2. Разминка - 3 минуты

Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены.

Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как

удалось водителю разглядеть ее? Был яркий солнечный день....

Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?

Якорь....

Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Почтовая марка....

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

«Что какого цвета?»

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные

карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно

необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать

текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с

описанием. Предлагаем варианты заданий.

32

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в

тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с

описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с

сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены

красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку!

Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых

грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевыешляпки так и

светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На

верхних ветках мы развесилижелтые шары. Они загорелись, как маленькие

солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине

сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А

большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались

красавицей елкой.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая—

Нас от парт не отпускает.

(Ходьба на месте.)

33

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой.

(Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот.

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(Дети садятся за парты.)

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Если слагаемые одинаковые, то действие сложения можно заменить

действием умножения.

Дети выполняют обратную операцию – замена умножения сложением

- Замените примеры на умножение примерами на сложение .

1. Посмотри на рисунки и составь примеры со сложением и за тем с

умножением.

2. Посмотри на рисунки и составь примеры со сложением и за тем с

умножением.

34

3. Замени сложение умножением:

5 + 5 + 5 =

6 + 6 =

8 + 8 + 8 + 8 =

3 + 3 + 3 =

4 + 4 + 4 =

5 + 5 + 5 + 5 +

5=

3 + 3 + 3 + 3 + 3

+ 3=

6 + 6 =

5. Выполни умножение:

5 * 3 =

6 * 2 =

8 * 3 =

3 * 4 =

4 * 4 =

5 * 5 =

3 * 3 =

6 * 6 =

В одной упаковке 8 носовых платков. Сколько всего носовых платков в

7 упаковках?

Папа принес с рынка 4 пакета с яблоками, в каждой по 11 яблок.

Сможешь посчитать, сколько всего яблок принёс папа?

6. Рефлексия.

Оценка своей работы с помощью светофора.

Занятие 12.

Опасные незнакомцы

Цель: вывести правила поведения с незнакомыми людьми.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не знает страха,

Гуляет ...

Ответ: Черепаха

— 25 —

Куда бежит — сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

35

Споткнётся у порога.

Что это? ...

Ответ: Дорога

— 26 —

День рожденья у меня —

Подарили мне коня.

Замечательный такой!

Голубой-преголубой.

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно,

Жаль вот только — гривы нет.

Что за конь?...

Ответ: Велосипед

2. Разминка - 3 минуты

Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой

за 100 минут. Как такое может быть? Один час сорок минут равно ста

минутам....

Какие насекомые одомашнены человеком? Пчёлы....

Как известно, все исконно русские женские (полные) имена зканчиваются

либо на А, либо на Я: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно женское

имя, которое не оканчивается ни на А, ни на Я. Назовите его. Любовь....

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

«Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный

инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные

движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение

повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое

движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное

36

движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков,

показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными

движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим

запрещенное движение. Играть можно и в паре.

«Свяжи пару»

Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не

связаны друг с другом по смыслу.

Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять

их. В результате выполнения задания ребенок должен составить

предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью.

Например, дана пара словконфета — дерево. Нужно связать эти понятия

между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как

яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов

становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает

ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из

упражнения «Ассоциации».

Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако,

машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.

4. Физкультминутка - 2 минуты

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

37

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», « мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят.

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы.

К ним ладошки приложили.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

(В класс входит подозрительный парень и раздает конфеты,

предлагает получить еще после школы)

- Ребята, а вы знаете это человека? А почему вы взяли у него конфеты?

Что может случиться?

-Какие сказки вы знаете, где нарушение правил привело к печальным

последствиям?

(«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка», «Снежная королева»)

Жила коза с козлятами в лесу. И вот однажды мама-коза уходила в

огород за капустой.

-Узнали, какая это сказка? (Это сказка “Волк и семеро козлят”.)

-Что наказывала коза своим детям? (Никому не открывать дверь.)

-Кто пришел проведать малышей? (Волк. )

38

-Что случилось? ( Козлята обознались и открыли волку дверь. Он съел

козлят.)

-Как отреагировала мама-коза, когда вернулась домой?( Коза сильно

огорчилась и заплакала.)

-Ребята, как вы можете охарактеризовать волка? (Он злой, лгун,

неприятный, подозрительный.)

Мы живём с вами в городе, где нас окружает множество разных людей.

К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как

вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми.

Рассмотрим несколько опасных ситуаций.

1.

Ты один дома.

Раздается звонок в дверь. В дверной глазок ты видишь незнакомого

человека. На вопрос «Кто там?», последовал ответ:

«Полиция».

Как ты поступишь? Нужно ли открывать двери незнакомым тебе

людям? (Конечно, нет)

Подозрительные люди могут не только подойти к вам на улице, но и

позвонить в дверь вашей квартиры. Если нет взрослых, ни в коем случае

нельзя открывать дверь незнакомым. Вы не сможете проверить: правду ли

сказал человек за дверью. Не вступайте с ним в разговор.

Можно ли сразу открывать дверь, если дома есть

взрослые? (Необходимо позвать своих родителей)

2.

Ты один дома. Раздаётся телефонный звонок.

Сценка «Телефонный разговор».

Послушайте один телефонный разговор.

Вова: Алло!

Мужчина: Кто говорит?

Вова: Это Вова.

Мужчина: Это какая квартира?

Вова: 5.

39

Мужчина: Взрослые дома есть?

Вова: Нет. Я одна.

Мужчина: Сейчас придет сотрудник полиции. Открой ему

дверь.

Вова: Хорошо.

- Правильно ли разговаривал Вова? Стоит ли разговаривать по

телефону с незнакомцем? Какие ошибки он допустил? Какое правило он

нарушил? Что следует ответить на телефонный звонок с вопросом, дома ли

родители? (Нет не правильно, с незнакомцами не стоит разговаривать).

По телефону говорить очень просто, это каждый знает. Но тут есть

важное правило: разговаривать надо только со знакомым. А если вы не знаете

того, кто звонит, извинитесь, попрощайтесь и повесьте трубку, кем бы ни

назвался звонящий.

Чтобы таких ситуаций с вами не произошло, запомним

правило четырех «Не», которое полицейские многих стран специально

придумали для детей.

Никогда не разговаривай с незнакомцем.

Никогда не садись в машину к незнакомцу.

Не играй по дороге из школы домой.

Не играй с наступлением темноты.

6. Рефлексия.

Надеваем театральную маску с соответствующей эмоцией.

Занятие 13.

Рифма.

Цель: познакомить с понятием рифмы, учить подбирать рифму к

словам.

Ход занятия.

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

40

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?...

Ответ: Самолёт

— 28 —

Летом — в огороде,

Свежие зелёные,

А зимою — в бочке,

Жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?...

Ответ: Огурцы

— 29 —

Стала бабушка Ночь

Звёзды-зёрна толочь.

Испекла ребятишкам лепёшку.

Подойдите, внучата, к окошку!

До чего ж аппетитна она:

Золотая лепёшка — ...

Ответ: Луна

— 30 —

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом ...

Ответ: Картошка

2. Разминка - 3 минуты

В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

(Восемь)

41

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей

сестры?

(Юра)

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

(Два)

Что с пола за хвост не поднимешь?

(Клубок ниток)

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Я положил в мешок...

В эту игру можно играть с детьми во время длительных поездок.

Взрослый начинает игру и говорит:"Я положил в мешок яблоки".

Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я

положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и

добавляет что - то от себя. И так далее.Можно просто добавлять по одному

слову, а можно подбирать слова поалфавиту: "В саду у бабушки растут..."

(Порядок тот же)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от

этого удовольствие.

Упражнение "Раскрась вторую половинку"

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно

приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш

должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена

первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале

дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может

быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

4. Физкультминутка - 2 минуты

42

«Твердые и мягкие руки»

Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук

(ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы

— от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослаб¬ляют

напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка

пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

Что такое рифма? Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить 1-2

из них. Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти

ритм и рифму.

1.

Дождик вылился из тучки, … .

2.

Здесь хорошее местечко, … .

3.

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке, … .

Составьте словарик собственных рифм к любому из данных слов:

Точный белочка погремушка

Птичка ночка книжка

6. Рефлексия.

Прослушаем строки из песен, найдем рифмующиеся строки.

Занятие 14

Время.

Цель: Познакомить учащихся с понятием времени, учить определять

время по часам.

Ход занятия

1. Мозговая гимнастика - 3-5 минут

Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежит в нём задачник,

Букварь и ...

43

Ответ: Пенал

— 32 —

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?...

Ответ: Мел

— 33 —

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица ...

Ответ: Грач

— 34 —

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ...

Ответ: Карандаш

— 35 —

Молодчина, эта Лина:

Лепит всё из ...

Ответ: Пластилина

2. Разминка - 3 минуты

Какой нос не чувствует запаха?

(Нос ботинка или сапога, носик чайника)

Сколько яиц можно съесть натощак?

(Одно. Все остальное будет съедено уже не натощак)

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(Сон)

44

Что считается грязным, когда оно белое, и чистым, когда оно зелёное?

Классная доска....

3. Упражнения, направленные на развитие психических механизмов,

лежащих в основе развития познавательных процессов - 10-15 минут

Упражнение "Цифровая таблица"

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые

располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли

малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее

находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство

детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

1

10

11

18

7

16

20

3

14

22

2

25

9

13

24

12

5

21

4

17

19

23

15

6

8

Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических

действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях

возможно несколько решений.

45

4. Физкультминутка - 2 минуты

«Мельница»

Дети описывают рукам и большие круги, делая маховые движения вперед-

вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого

напряжения,

свободно

взлетают,

описывают

круг

и

пассив¬но

падают.

Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе.

Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках

нарушается правильное круговое движение.

5. Поисковые и творческие задания - 10 минут

А теперь проверим, как вы усвоили таблицу умножения. Перед вами

листы и таблица Пифагора. В примерах в виде рисунка зашифрован ключ к

разгадке

тайны.

Вы

должны

найти

в

таблице

множители,

вычислить

произведение, вписать его в клетку и закрасить ее. В конце игры вы увидите

тайное изображение. Будьте внимательны: 1-й множитель всегда находится в

левом столбике, а второй – в верхней клетке.

9 *

5

5 *

1

8 *

7

3 *

9

7 *

9

2 *

7

8 *

3

5 *

5

7 *

1

1 *

5

5 *

9

3 *

1

3 *

5

2 *

5

2 *

3

5 *

4

4 *

5

5 *

3

46

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Реши задачу.

На выполнение домашнего задания Оля потратила 50 минут, а Алёша –

на 14 минут меньше. Сколько времени потратил Алёша на выполнение

домашнего задания?

2.Сравни (поставь знаки >, < или =).

1 месяц

27 суток 80 суток

2 месяца

65 минут

1 час 2 суток

44 часа

Занятия в спортивной секции начинаются в 13 часов 40 минут, а

заканчиваются в 16 часов 40 минут. Напиши, сколько времени длятся

занятия в спортивной секции?

3. Заполни пропуски.

100 минут = 1 час … минут 1 час 35 минут = … минут

75 минут = 1 час … минут 1 час 20 минут = … минут

6. Рефлексия.

47

Циферблат. Вместо чисел - смайлики с эмоциями, дети по очереди

передвигают стрелку на соответствующий смайл.

48



В раздел образования