Напоминание

"Формирование духовных и нравственных ценностей у детей и подростков в процессе реализации раздела "Народный календарь" образовательной программы дополнительного образования детей детского ансамбля русской песни "Забава"


Автор: Карпушова Людмила Николевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр внешкольной работы
Населённый пункт: Город Саров Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование духовных и нравственных ценностей у детей и подростков в процессе реализации раздела "Народный календарь" образовательной программы дополнительного образования детей детского ансамбля русской песни "Забава"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Центр внешкольной работы"

Методическая разработка

«Формирование духовных и нравственных ценностей у детей и подростков

в процессе реализации раздела «Народный календарь» образовательной

программы дополнительного образования детей детского ансамбля

русской песни «Забава»

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Карпушова Людмила Николаевна

Саров

2016

Содержание

1.Пояснительная записка........................................................................................ 2

1.1.Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность раздела

программы «Народный календарь».......................................................................2

1.2.Краткая характеристика раздела «Народный календарь» образовательной

программы дополнительного образования детей детского ансамбля русской

песни «Забава»........................................................................................................5

2.Цель и задачи раздела «Народный календарь»

образовательной программы

дополнительного образования детей детского ансамбля русской песни

«Забава».................................................................................................................... 7

3.Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала

учащимися в соответствии с возрастными особенностями................................7

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.....................................9

5.Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм

организации деятельности учащихся.................................................................... 2

6.Результаты применения методик и технологий обучения................................2

7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Народный календарь»

................................................................................................................................. 14

8. Список литературы............................................................................................16

2

1.

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность,

новизна

и

педагогическая

целесообразность

раздела программы «Народный календарь»

Актуальность раздела «Народный календарь» в том, что в современных

условиях развития в России ушла на второй план проблема воспитания

подрастающего

поколения

в

духе

традиционной

русской

культуры,

формировании

духовно-нравственных

начал

растущего

человека,

что,

несомненно,

не

способствует

прогрессивному

развитию

общества.

Предлагаемая методическая разработка - попытка исправить такое положение

на уровне отдельно взятого коллектива.

Современное российское общество все ближе подходит к осознанию

того,

что

спасением

в

преодолении

духовно-нравственного

кризиса,

переживаемого нами сегодня, может стать восстановление и распространение

традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути

выхода

из

кризиса

в

духовно-нравственной

сфере

кроме

возрождения

самобытной русской культуры на традиционных ценностях православия, как

основного культурообразующего фактора российского государства.

Отличительной

особенностью

раздела

«Народный

календарь»

дополнительной образовательной программы дополнительного образования

детей

детского ансамбля русской песни «Забава» является включение в

учебную деятельность

изучения, подготовки и проведения

фольклорных

(календарно-обрядовых) праздников в клубе по месту жительства. Поэтому

формирование

духовных

и

нравственных

ценностей

у

детей

в

процессе

музыкально-образовательной деятельности ставится педагогом как основная

воспитательная задача. И уже второй задачей образовательного процесса в

руководимом педагогом ансамбле является приобретение учащимися общих и

специфических знаний и навыков, необходимых для вокальной деятельности

ребёнка.

Обращение

к

фольклору

сегодня

имеет

глубокий

социальный

смысл,

так

как

это

является

средством

воспитания

человека:

идейно-

3

эстетического,

нравственного,

патриотического.

Изучение

и

освоение

культурного

наследия

дает

возможность

в

современной

жизни

создать

оптимальную

систему

передачи

трудовых,

эстетических,

нравственных,

интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного

за

время

исторического

развития

русским

народом,

подрастающему

поколению.

Одной

из

форм

достижения

поставленных

задач

является

цикл

фольклорных

праздников

в

клубе

по

месту

жительства:

«Осенние

посиделки», «Святочные вечера», «Масленица», «Красная горка», «Троица»,

который

уже

несколько

лет

реализуется

в

рамках

раздела

«Народный

календарь» дополнительной образовательной программы дополнительного

образования

детей

детского

ансамбля

русской

песни

«Забава».

На

реализацию этого раздела программы отведено 20 часов. Цикл занятий по

формированию духовно-нравственных ценностей у детей

включает в себя

комплексные занятия по изучению народного календаря и интерактивные,

которые проходят в форме календарно-обрядовых праздников с привлечением

родителей и с последующим свободным обсуждением услышанного.

Предлагаемая

методическая

разработка

является

обобщением

и

систематизацией

десятилетнего

опыта

педагогической

деятельности

в

ансамбле, разработкой новых подходов к организации этой деятельности на

уровне современного развития детского коллектива.

Обучение

детей

фольклору

происходит

на

основе

синтеза

основных

форм художественной и познавательной деятельности – изучение народного

календаря

(традиции,

обряды,

народные

праздники),

музыкального

фольклора, народной хореографии, фольклорного театра, изобразительного

искусства, прикладного творчества.

1.2.

Краткая характеристика раздела «Народный календарь»

4

образовательной

программы

дополнительного

образования

детей

детского ансамбля русской песни «Забава»

Один из центральных разделов программы – раздел «Народный календарь».

Программный

материал

раздела

дает

возможность

понимания

мировоззрения, роли обрядов и обычаев в повседневной жизни русского

народа.

Традиционная

празднично-обрядовая

культура

представляет

поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные

праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных

частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из

наиболее

сложных

и

многогранных

явлений

самого

раннего

ее

типа

фольклора. Посредством глубокого художественно-эстетического восприятия

в

процессе

музыкальной

календарно-обрядовой

деятельности

ребенок

вовлекается

в

действо,

становится

участником

творческого

процесса,

расширяет представления о традициях, видах хозяйственно-бытового труда,

мужских и женских обязанностях и нравах. Впечатления, знания, полученные

в процессе ознакомления

детей с народным творчеством, способствуют

отражению детских впечатлений о мире в образном слове, музыкальной

импровизации, влияют на творческие проявления ребенка, потому как он

(ребенок) получает возможность освоить образовательную программу через

работу с богатым и разнообразным фольклорным материалом.

Календарно-обрядовые

праздники

это

мероприятия,

в

которые

вовлечены

дети

разного

возраста

и

их

родители,

этим

самым

создаётся

единое образовательное пространство. Кроме того, включается

важный

аспект народной педагогики – передача опыта, знаний и умений от старшего

поколения к младшему.

Свои

впечатления,

пережитый

эмоционально-чувственный

опыт

учащиеся воспроизводят в самостоятельной творческой деятельности.

У детей появляется потребность транслировать накопленный опыт в

семью, в новые коллективы (учебные или творческие).

5

Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники

и

события.

Ритмом

учебного

процесса

являются

учебные

четверти

и

каникулы с учетом традиционного народного календаря.

1 четверть (сентябрь, октябрь) - освоение песенного материала и его

реализация

в

досуговых

мероприятиях

в

формах

осенних

посиделок

и

праздника

Кузьмы

и

Демьяна.

Ознакомление

с

летними

народными

обрядовыми

праздниками

Иван

Купала,

Спасы:

медовый,

яблочный,

хлебный.

2

четверть

(ноябрь,

декабрь)

-

освоение

святочного

репертуара

с

последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение.

3

четверть

(январь,

февраль,

март)

-

освоение

свадебного,

масленичного репертуара, веснянок

и реализация его в рамках мясоеда,

масленицы. Пасха, Красная горка – знакомство с обычаями и обрядами.

4 четверть (апрель, май, июнь) - освоение репертуара Зеленых святок,

реализация

его

в

рамках

весенне-летней

праздничной

обрядности:

Вознесение, Троица.

Каникулы

(осенние,

зимние,

весенние,

летние)

-

форма

активного

введения

обучаемых

в

мир

народной

культуры:

проведение

праздников

народного календаря, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, выездные

концерты с целью обмена опытом с другими народными коллективами.

Закономерная

периодичность

позволяет

детям

усваивать

данный

материал с раннего возраста, постепенно усложняя и углубляя его на каждой

ступени обучения.

2. Цель и задачи раздела «Народный календарь» образовательной

программы

дополнительного

образования

детей

детского

ансамбля

русской песни «Забава»

6

Цель: знакомство с традициями праздников народного календаря, как базовыми

социокультурными ценностями российского общества.

Задачи:

обучающие

изучение обычаев, обрядов традиционного народного календаря;

изучение

песенного

материала,

связанного

с

определёнными

праздниками

народного

календаря,

овладение

навыками

актёрского

мастерства, ансамблевого народного пения.

развивающие:

развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению своих

социокультурных истоков;

развитие творческих и специальных способностей ребенка через его

собственную

художественную

деятельность

в

области

народного

музыкально-песенного

творчества

и

в

процессе

коллективной

творческой деятельности

воспитательные:

приобщение

к

глубинным

(смысловым,

нравственным,

духовным)

пластам традиционной русской культуры;

формирование уважительного отношения к народным традициям.

3.

Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного

материала учащимися в соответствии с возрастными

особенностями.

Учебные группы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей. Так как занятия во многом построены на вокальных

упражнениях,

крайне

важно

учитывать

возрастную

дифференциацию

звукового диапазона и регистра детского голоса.

У

детей

4-6

лет

голосовой

аппарат

еще

не

совсем

сформирован,

голосовая мышца не развита. Голосовые связки смыкаются неполно - отсюда

7

легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное,

бережное

отношение

к

детскому

голосу.

В

первую

очередь

нужен

продуманный

подбор

песенного

материала.

Песни

должны

отличаться

доступностью

текста

и

мелодии,

простым

ритмическим

рисунком,

доступным

певческому

диапазону

этого

возраста

(ре-си).

Детская

фольклорная игра является хорошей школой физического, умственного и

нравственного воспитания ребенка. Музыкальный детский фольклор богат и

разнообразен

по

своей

тематике

и

содержанию,

музыкальному

строю,

композиции и характеру исполнения. Например, песенные четверостишья

доступны для детей этого возраста.

У детей 7-8 лет превалирует голосовой регистр звучания. По мере

занятий

пением

голосовая

мышца

постепенно

развивается

и

к

8

годам

начинает формироваться грудное звучание. К этому времени дети должны

научиться

свободно

льющемуся

речевому

звукоизвлечению.

Большую

помощь в работе с детьми этого возраста оказывают детские считалки, игры,

сказки с разнохарактерными персонажами, благодаря которым дети учатся

передаче интонацией голоса нужных чувств. Постепенно у детей, благодаря

занятиям, укрепится голосовая мышца, наладится координация движений.

В работе с детьми этого возраста главной задачей является опора на

восприятие и эмоциональные переживания. В этом помогает использование

произведений

разных

видов

и

жанров

искусства.

Целесообразно

ввести

прослушивание

музыки,

чтобы

переживать

особые

чувства,

вызванные

гармонией музыкальных звуков, практиковать посещение музеев, выставок,

просмотр концертов.

К 9-13 годам у детей, наряду с формированием голосовой мышцы,

укрепляется

брюшная

стенка,

активируется

дыхание,

улучшается

музыкальная

память,

голоса

звучат

звонко.

Дети

приобретают

навыки

определенного

слухового

анализа.

В

этом

возрасте

они

увлеченные,

отзывчивые,

у

них

есть

чуткость

и

образное

мышление,

появляется

повышенная работоспособность.

8

В

художественно-эстетической

деятельности

детей

этого

возраста

следует опираться на суждения и оценку. Именно в этот возрастной период у

них

формируется

ценностное

отношение

к

миру.

Большую

значимость

приобретает

осознание

и

оценка

идейно-нравственного

содержания

произведения,

а

также

художественно-

выразительных

средств,

что

невозможно без осмысленного изучения языка искусства.

Таким образом, деятельность подростков от игрового характера уходит в

с т о р о н у осмысленности,

осознанности,

значимости

приобщения

к

художественной

культуре

для

нравственного

совершенствования

и

эстетического развития своей личности.

4 .

Ожидаемые результаты освоения раздела «Народный календарь»

образовательной

программы

дополнительного

образования

детей

детского ансамбля русской песни «Забава»

В результате освоения раздела программы

«Народный календарь»,

воспитанники ансамбля русской песни «Забава» должны получить целый

комплекс знаний и приобрести определенные умения и навыки:

знание обычаев, обрядов традиционного народного календаря;

знание песенного материала, связанного с определёнными

праздниками

народного

календаря,

овладение

навыками

актёрского

мастерства, ансамблевого народного пения;

иметь познавательный интерес к самостоятельному поиску и

осмыслению своих социокультурных истоков;

уметь творчески применять полученные знания и навыки в

самостоятельной художественной деятельности в области народного

музыкально-песенного

творчества,

коллективной

творче ской

деятельности;

уметь понимать глубинные (нравственные и духовные)

смыслы

календарно-обрядовых

праздников

традиционной

русской

культуры;

9

уважать и любить народные традиции.

5.

Обоснование

используемых

образовательных

технологий,

методов, форм организации деятельности учащихся.

В

основе

педагогического

процесса

лежит

чувственное

переживание

общенародных ценностей в процессе восприятия фольклора, народных игр,

песен,

танцев,

хороводов.

Выбор

форм

и

методов

образовательной

деятельности

на

занятиях

зависит

от

многих

естественных

факторов,

например,

от

возрастных

особенностей

детей,

их

интереса

к

занятиям,

периода обучения, частоты концертных программ и много другого.

При организации обучения на любом этапе используются следующие

формы работы:

теоретико-познавательные занятия;

творчески-практические занятия;

фольклорные праздники;

открытые занятия с приглашением зрителей: родителей, педагогов и

др.;

участие в концертах, конкурсах, фестивалях;

досуговые мероприятия, позволяющие сдружить коллектив,

например, походы выходного дня, дни именинника.

Успешное проведение теоретических и творческих занятий возможно

лишь при использовании различных методов:

показ образцов русской песни и фольклора с краткими

комментариями,

с

воспроизведением

этих

образцов

обучаемыми

и

запоминанием их;

включение в занятия песен, сопровождаемых игровыми,

хореографическими движениями и инструментальными наигрышами;

сочетание лекционного изложения фольклорного материала с

вопросно-ответной формой, беседой, игровыми ситуациями;

проведение разучивания обрядовых сцен на основе проникновения

10

участников в фольклорно-этнографический материал, использование их

актерских

навыков,

знаний

основ

хореографии

и

использование

народного инструментария.

Основным методом обучения на протяжении

всего периода обучения

является игровой метод. Этот метод эффективно применяется и на всех

этапах обучения в необходимых и обоснованных размерах. Детей всегда

привлекала

и

продолжает

увлекать

ролевая,

сюжетная,

композиционная

игровая стихия календарной обрядности (ряженье, колядование, одаривание,

кумление), разыгрывание действий и сценок. Поэтому, проживая с детьми

любимые

в

народе

обряды

и

праздники,

педагог

воздействует

на

эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Игра

помогает развитию таких качеств, как внимание и смекалка, подвижность и

ловкость, помогает достижению первых результатов на пути к внутренней

свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе.

Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, мы, взрослые,

приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение

любых заданий и упражнений. Игровой метод эффективно применяется и на

остальных этапах обучения в необходимых и обоснованных размерах.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный

праздник. Именно

он

создает

ситуацию,

наиболее

приближенную

к

естественному

бытованию

фольклора.

В

ансамбле

«Забава»

такими

праздниками

являются:

«Осенние

посиделки»,

«Святочные

вечера»,

«Масленица», «Красная горка», «Троица».

При формировании образовательного процесса, в основе которого лежит

его

деление

на

уровни,

программой

предусмотрено

использование

модульного принципа построения занятий:

Обучающий - освоение знаний;

Практический (центральный) - освоение предметного

содержания, практическая деятельность обучаемых;

Общеразвивающий - всестороннее развитие способностей ребенка.

11

Исходя

из

этого,

в

работе

ансамбля

«Забава»

используется

ряд

методических принципов:

сотрудничество и ответственность;

доброжелательность, милосердие и достоинство;

индивидуализация, дифференциация, вариативность;

постепенность, последовательность, системность;

доступность материала возрастным особенностям детей, приемлемый

темп;

возвращение к пройденному и забегание вперед;

смена форм деятельности в рамках занятия;

установка не на запоминание учебной информации, а на смысловую

практическую значимость полученных знаний;

преемственность;

высокий

уровень

педагогического

мастерства

руководителей

коллектива.

6.

Результаты применения методик и технологий обучения.

Выделим следующие аспекты образовательной деятельности:

познавательный аспект: дети получают представления о традициях,

обычаях, укладе крестьянской жизни, земледельческом труде, мастерстве и

ремесленничестве,

зодчестве,

красоте

изделий,

выполненных

руками

мастеров

(традиционного

народного

костюма,

предметах

быта

и

домашнего обихода);

ценностно-смысловой аспект: дети последовательно присваивают

ценностный

идеал,

приобщаются

к

значимым

понятиям

духовно-

нравственного воспитания, таким, как патриотизм, любовь к Родине, к

семье, бережное отношение к природе, трудолюбие, уважение к старшему

поколению, взаимопомощь, сопереживание, получают опыт социальной

солидарности;

творческий аспект: дети передают полученные представления о

12

народных

традициях

в

разнообразной

художественно-творческой

деятельности.

В заключение хочется отметить, что данной формой педагогической

деятельности

педагог

достигает

таких

условий

ведения

образовательного

процесса,

в

которых

через

организацию

соответствующих

переживаний

ребёнком

духовно-нравственных

ценностей

нашем

случае

исполнение

народных

песен,

участие

в

фольклорных

праздниках)

осуществляется

собственно активная деятельность детей, ориентируясь на лучшие образцы

духовных

и

нравственных

традиций.

В

процессе

этой

деятельности

происходит осмысление духовно-нравственных ценностей и перевод их во

внутренний план, когда они (дети), стараются создать в своём коллективе и

за его пределами

культурное пространство, способное противостоять не

всегда позитивному влиянию социальной среды.

13

7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Народный календарь».

Учебная

четверть

Месяц

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Количество часов

Теория

Практика

Первая четверть

сентябрь

Из истории календарей,

языческие и

христианские праздники,

обряды на Руси

Схема основных положений традиционного народного календаря. Языческие и

христианские

пласты.

Отражение

годового

хозяйственного

цикла

и

регулирование

социальной

жизни

общины.

Переплетение

календарных

земледельческих обрядов с православными праздниками. Жанровое разнообразие

календарных песен: заклички, величальные, корильные, собственно обрядное

песни и песни, имеющие календарную приурочность.

1

2

октябрь

Осень. Обряды и песни

трудового лета и осени:

жатвенные обряды,

толоки, Спасы.

Спасы: медовый, яблочный, хлебный – обычаи и обряды. Народная хореография

– виды хороводов. Разучивание песен земледельческого календаря: сенокосные,

пропольные, величальные, помочанкие, заклички, заговоры, частушки.

1

2

ноябрь

Заключительное занятие

Фольклорный праздник Кузьмы и Демьяна (об осени поминки, встреча зимы)

-

2

Вторая четверть

ноябрь-

декабрь

Зима. Приметы зимы.

Зимние календарно-

обрядовые праздники

Рождественские и новогодние обряды. Музыкальные жанры зимних Святок.

Колядование, Сочельник и Рождество Христово, Новый год – Васильев день,

Крещение

1

2

январь

Заключительное занятие

Фольклорный праздник «Рождественские посиделки»

-

2

14

Третья четверть

январь

Масленичная неделя в

русском земледельческом

календаре

Масленица

масленичная,

сырная

или

мясопустная

неделя.

Преддверие

Великого

Поста.

Праздник

поклонения

солнцу.

Основные

комплексы

масленичных

обрядов:

поминальный,

брачно-семейный,

земледельческий.

Разучивание масленичных песен, закличек. Разучивание народных подвижных

игр, приуроченных к праздникам народного календаря.

1

2

февраль-

март

Весна. Приметы весны.

Весенние календарно-

обрядовые праздники

Весенние праздники: Юрьев день, Великий праздник Пасхи, Красная горка.

Двунадесятые

праздники:

Благовещенье,

Вознесение.

Разучивание

христославных и волочебных песен.

1

2

март

Заключительное занятие

Уличное фольклорное представление «Широкая Масленица»

-

2

Четвертая четверть

апрель

Лето. Приметы лета.

Летние календарно-

обрядовые праздники

Зеленые Святки: Семик, Троица, Духов день, Русальная неделя. Жанровое

разнообразие

семицких

песен:

приветственные

песни

березке,

закликание,

хороводные, игровые песни на кумление, песни о русалках. Обычаи и обряды:

украшение березы, вождение хороводов вокруг нее, хождение молодых девушек

с березовыми ветками по полю, «русальная трапеза» - кушанье из зерна и яиц,

плетение

венков,

гадание,

побратимство

и

кумление.

Легенды

о

русалках,

народные поверья и приметы.

1

2

май

Заключительное занятие

Фольклорный праздник «Зеленые Святки»

-

2

ИТОГО:

6

20

15

8. Список литературы

Научная литература

1.

Школа русского фольклора. Под общей редакцией профессора М.Т.

Картавцевой. - М., 1994.

2.

Этнопедагогика.

Теория

и

практика:

Материалы

чтений,

посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные

программы

по

фольклору

/

Сост.

С.Г.

Айвадян.

-

М.:

Институт

наследия, 2003.

Дидактическая литература

1.

Аверкин А.П. Русские частушки. - М.: Музыка, 1990.

2.

Астафьева Л.А., Бахтина В.А. Мудрость народная. Жизнь человека в

русском фольклоре. Девичество. -М.: «Художественная литература»,

1994.

3.

Бордюг Н.Д. Традиционный фольклор юга Нижегородской области. -

Нижний Новгород, 1996.

4.

Борискова Н., Козлова И. Русские календарные обрядовые праздники. -

М.: «РиА - Союз», 2003.

5.

Браз С. Песни земли вятской. М.: «Композитор», 2001.

6.

Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.

7.

Морохин В.Н. «Заря, заряница»: Песни, предания, сказки, частушки

Горьковской области. - Горький, Волго-Вятское книжное издательство,

1982.

8.

Петров В.Н., Гришин Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и

забавы для детей. - М.: творческий центр Сфера, 1999.

9.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. - М.: Школьная пресса, 2001.

10.Сахаров И.П. Народный дневник, праздники и обычаи. - М.: Дружба

народов, 1991.

16

11.Традиционные танцы Нижегородской области / Сост. П.Г. Грановская. -

Н.

Новгород,

Областной

научно-методический

центр

народного

творчества, 2000.

12.Чивикина Е.М. Зеленые святки. Кострома. Дождинки на успенье в

Нижегородской области. -Н. Новгород, 1994.

18



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники