Напоминание

"Волшебный мир театра"


Автор: Сторожко Валентина Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой" Муниципального образования "Островский район"
Населённый пункт: г. Остров, Псковской области
Наименование материала: конспект вводного занятия
Тема: "Волшебный мир театра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой»

Муниципального образования «Островский район»

«Волшебный

мир театра»

КОНСПЕКТ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ

Составитель:

педагог дополнительного образования

Сторожко Валентина Вячеславовна

г. Остров, 2016 г.

1

Раздел образовательной программы: «Вводное занятие».

Тема занятия: «Волшебный мир театра»

Цель: формирование интереса к театральному творчеству

Образовательная задача:

- познакомить детей с основами актёрского мастерства, определить основные

качества, необходимые актёру (речь, пластика, творческое мышление);

Развивающие задачи:

- развивать творческие способности детей;

- формировать первоначальные навыки актёрского мастерства;

Воспитательная задача:

- воспитывать позитивное творческое отношение участников занятия к театральной

деятельности.

Возраст участников: 7-10 лет.

Форма проведения: занятие-игра.

Тип занятия: комбинированный.

Приёмы: беседа, игра, задания-упражнения, практическая работа, обсуждение,

подведение итогов.

Структура занятия

I.

Организационный этап.

- Знакомство. Введение в тему занятия.

- Игра на знакомство «Снежный ком».

II.

Основная часть

1.

Беседа по вопросам о театральном искусстве .

2.

Сценическая речь.

- Дыхательные упражнения;

- Артикуляционные упражнения;

- Упражнение на развитие голосового аппарата. Скороговорки.

3. Сценическое движение.

- Упражнение на снятие мышечных зажимов ;

- Упражнение на ориентацию в пространстве;

4. Актёрское мастерство.

- Упражнение на развитие внимания;

- Упражнение на развитие воображения и фантазии;

- Театральная импровизация. Спектакль-экспромт.

III.

Заключительный этап.

-Рефлексия. Подведение итогов.

2

Конспект занятия

I.

Организационный этап

Здравствуйте,

ребята.

Меня

зовут

Валентина

Вячеславовна,

я

педагог

дополнительного образования Дома детского творчества. Сегодня я предлагаю вам

отправиться вместе со мной

в увлекательное путешествие в один из волшебных

миров. А как называется этот волшебный мир, вы узнаете, когда отгадаете загадки и

составите слово из первых букв отгадок:

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок, окончен акт

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из начальных букв слов – отгадок складывается слово «ТЕАТР»

Итак волшебный мир в который мы с вами сегодня отправимся называется –

ТЕАТР. Но прежде чем мы с вами отправимся в наше путешествие давайте встанем в

круг и познакомимся. А сделаем мы это с помощью игры «Снежный ком».

Вспомните, как мы катаем зимой снежный ком. Берём маленький комочек

снега, и катая снежок по снегу увеличиваем его в размере. У каждого из вас есть

имя. (обращаясь к ребёнку стоящему по левую руку) Вот как твоё имя? ( ребенок

называет

своё

имя).

Представь,

что

ты

маленький

«снежок». (

обращается

к

остальным

детям) А

вы

ребята

тот

снег

который

будет

прилипать

к

нашему

«снежку». Сейчас «снежок» выберет к кому первому он покатиться. Подойдя к

выбранному человеку «снежок» назовёт своё имя и возьмёт выбранного за руку, а

тот в ответ назовёт своё имя. Затем «снежок» выбирает следующего, кто прилипнет

к нему и уже вдвоём они подойдут к третьему участнику и назовут свои имена,

сначала снежок, потом второй участник. Третий участник называет своё имя и берёт

второго

участника

за

руку.

Далее

все

действия

повторяются,

пока

вы

все

не

очутитесь в одном большом «снежном коме».

Игра на знакомство «Снежный ком»

3

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам о театральном искусстве .

Ну, вот мы и познакомились. Переходим к теме нашего занятия: «Волшебный мир

театра».

Сегодня

мы

попробуем

приобщиться

к

театральному

искусству

и

попробовать себя в качестве актеров. Для начала ответьте мне, пожалуйста, на

несколько вопросов.

- Что мы называем театром?

- Зачем люди ходят в театр?

- Нравится ли вам смотреть театральные представления?

- Без кого не может существовать театр?

- Кто сам хотел бы стать юным актёром?

Ребята, а знаете ли вы, что в нашем городе в Доме детского творчества есть

несколько детских театральных коллективов, в которых вы тоже сможете, если

захотите, научиться актёрскому ремеслу. Каждый коллектив имеет своё название,

детский театральный коллектива которым руковожу я,

называется

«Маска». И

сегодня я предлагаю вам почувствовать себя учениками нашей школы юных актёров

и в конце занятия сыграть спектакль-экспромт. Согласны?

А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий актёр? (ответы

детей)

2.

Сценическая речь.

Для

того

чтобы

стать

хорошими

актёрами

мы

на

своих

занятиях

учимся хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

Для начала мы учимся правильно дышать. И помогают нам в этом

специальные упражнения.

Дыхательные упражнения

Упражнение « Погреем ручки ».

Поставим ладошки перед губами и широко раскрытым ртом медленно

выпускаем воздух на ладошку.

Упражнение « Свечка ».

Поставьте

указательный

палец

перед

губами.

Набираем

носом

в

себя

побольше воздуха, останавливаем дыхание, после чего выпускаем воздух

изо рта тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

Упражнение « Снайпер ».

То же, что и «свечка», но воздух выдыхаем одномоментно и за максимально

короткое время.

Упражнение « Упрямая свечка».

4

То же, что и «снайпер», но воздух выдыхаем в несколько приёмов без

дополнительного добора воздуха.

Упражнение « Насосик и мячик ».

А теперь разбиваетесь на пары. Один из вас - «насосик», другой - «мячик».

Вначале

«

мячик

»

сдут,

то

есть

вы

в

расслабленной

позе

сидите

на

корточках на полу. « Насосики » со звуком « пс-с » и сгибаясь в пояснице до

прямого угла « накачиваете » « мячик ». Каждое выпрямление – вдох,

каждый наклон – выдох. « Мячик » постепенно « надувается ». При этом

воздух

набирается

порциями.

Когда

«

мячик

»

надут,

«

насосик

»

выдергивает « затычку », и « мячик » со звуком « ш-ш-ш » сдувается. Выдох

происходит длительно.

Теперь вы поменяетесь ролями и повторите упражнение.

Ещё

мы

учимся

правильно

говорить,

для

этого

нужны

другие

упражнения, например: Артикуляционные

Упражнение « Рожицы ».

Поднимаем правую бровь. Опускаем. Поднимаем левую бровь. Опускаем.

Поднимаем и опускаем обе брови. Не раскрывая губ, подвигаем нижней

челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздуваем ноздри. Пошевелим

ушами. Вытягиваем лицо. Расплываемся в улыбке. Не разжимая зубов,

поднять верхнюю губу и опустить её. Проделываем то же самое с нижней

губой. А теперь корчим рожи, « кто смешнее » или « кто страшнее ».

Упражнение « Треугольник ».

С

предельно

точной

артикуляцией

произносим

гласные

в

следующем

порядке « А – О – У – Э – Ы – И ». Со второго раза добиваемся того, чтобы

звук летел как можно дальше.

Усложняем. Добавляем согласную « Б ». « В ». « Г ».

Упражнение на развитие голосового аппарата. Скороговорки.

Для тренировки дикции мы используем пословицы, скороговорки,

стихи.

Давайте попробуем запомнить и произнести, например вот такую скороговорку:

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

А теперь попробуем проговорить её с разной эмоциональной окраской:

- гневно, со злобой;

- с чувством радости;

- с досадой;

- задумчиво;

- с чувством вины;

- мечтательно.

5

3.

Сценическое движение.

Молодцы, чтобы стать настоящим актёрами мы так же учимся красиво

двигаться – это называется сценическим движением.

Упражнение на снятие мышечных зажимов «Разбалансировка»

Каждый из нас - это одно целое, где голова, шея, руки, ноги, торс подчиняются

команде мозга и работают сбалансированно.

Но теперь мы попробуем почувствовать и поработать каждой частью своего тела

отдельно, так будто наши органы не зависят друг от друга . Как будто отключили

магнит, который удерживал все вокруг себя. Движется только голова, корпус на

месте. Шея. Правое плечо. Левое плечо. Теперь только корпус, при этом голова и

ноги не двигаются. Корпус закрыли, открыли (раскрывается диафрагма). Только

палец

левой

руки,

только

кисть,

только

локоть.

Нижняя

часть

туловища,

все

остальное

не

движется.

Правое

колено,

левое

колено,

оба

колена.

Части

тела

двигаются сами по себе , независимо от других частей тела.

Упражнение на ориентацию в пространстве «Молекулы и атомы»

Участники изображают броуновское движение молекул. По команде педагога: "

Молекула-2, молекула-3 и т. д.", участники разбиваются на группы (атомы) по 2, 3 и

т. д. человек. Если кому то не хватило места в атомах на несколько секунд они

присаживаются на стулья. Как только звучит команда: "Молекула свободна", дети

вновь начинают двигаться . Как только в команде образуется 2 участника, игра

останавливается.

4.

Актёрское мастерство.

На наших занятиях мы,

также учимся быть интересными зрителю – это

называется

актёрское

мастерство.

А

чтобы

совершенствовать

в

себе

актёрское

мастерство надо развивать своё воображение, фантазию, внимание, память.

Упражнение на развитие внимания «У тебя есть бум-бум-бум?».

Один из вас сейчас выйдет за дверь, он будет водящим. С остальными мы загадаем,

например предмет одежды, который у кого-то из вас есть, у кого-то его нет. После

того как водящий вернётся в помещение, он будет задавать один единственный

вопрос каждому из вас: «У тебя есть бум-бум-бум?». Если на вас сегодня есть этот

предмет вы отвечаете: «Есть». Если же на вас сегодня нет этого предмета вы

отвечаете: «Нет». Водящий должен догадаться какой предмет одежды мы загадали.

Упражнение на развитие воображения и фантазии

Представьте что вы, какой то сказочный персонаж, и постарайтесь без слов сыграть

нам этого своего героя, чтобы мы узнали, кто вы загадали.

Театральная импровизация

Сегодня мы прикоснулись к деятельности актёра, которую он проходит для того,

чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она

позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актёров. Я предлагаю

вам сыграть небольшой спектакль, где вы сможете применить полученные сегодня

знания, и конечно, добавите свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую

вам роль.

Сейчас методом жребия мы распределим роли в нашем спектакле-экспромте. На

столе лежат карточки с рисунками. Выберите одну карточку, картинка подскажет

вам кто ваш герой. Действующие лица: котенок, солнце, 2 сороки, бумажка, петух,

2-3 курицы, щенок, лошадь, телега, бабочка, ветер.

Наш спектакль построен на экспромте, то есть играется сразу без репетиции,

просто слушайте текст сюжета который буду читать вам я, и выполняйте действия по

тексту.

«Котёнок» спектакль-экспромт

Сегодня КОТЕНОК впервые вышел из дома. Было теплое летнее утро, ярко

светило

СОЛНЦЕ,

раскидывая

свои

лучи

во

все

стороны.

КОТЕНОК

уселся

посреди двора и стал щуриться на СОЛНЦЕ. Вдруг его внимание привлекли две

СОРОКИ,

которые

прилетели

и

сели

на

забор.

КОТЕНОК

стал

медленно

подкрадываться к птицам. СОРОКИ не обращая внимания на котёнка стрекотали, не

умолкая.

КОТЕНОК

высоко

подпрыгнул,

но

промахнулся,

а

СОРОКИ

улетели.

Ничего не вышло. КОТЕНОК стал оглядываться по сторонам в поисках новых

приключений. Дул легкий ВЕТЕРОК и гнал по земле БУМАЖКУ. БУМАЖКА

громко шуршала. КОТЕНОК схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в

ней ничего интересного, отпустил. БУМАЖКА улетела, подгоняемая ВЕТЕРКОМ.

И тут КОТЕНОК увидел ПЕТУХА. Высоко поднимая ноги, ПЕТУХ важно шел по

двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со

всех сторон к ПЕТУХУ бросились КУРЫ. Недолго думая, КОТЕНОК бросился в

стаю

и

схватил

одну

КУРИЦУ

за

хвост.

Но

КУРИЦА

так

больно

клюнула

КОТЕНКА,

что

он

заорал

истошным

криком

и

отбежал

в

сторону.

В это время около дома остановилась ЛОШАДЬ с ТЕЛЕГОЙ, ЛОШАДЬ спокойно

стояла и жевала сено, оставленное ей хозяином. КОТЕНОК подкрался и решил

посмотреть на лошадь поближе, но ЛОШАДЬ так фыркнула на него, что он со всех

ног бросился прятаться за ТЕЛЕГУ. Посидев немного за ТЕЛЕГОЙ, КОТЕНОК

увидел БАБОЧКУ которая залетела во двор и порхала с одного цветка на другой.

КОТЁНОК старался подкрадывался к ней несколько раз, но в самый решающий

момент БАБОЧКА перелетела на другой цветок.

За этим занятием и застал КОТЁНКА соседский ЩЕНОК, пробегавший мимо

забора.

ЩЕНОК

остановился

и

припадая

на

передние

лапы,

громко

залаял

на

КОТЕНКА, а потом бросился во двор и попытался его укусить. В ответ КОТЕНОК

громко

зашипел,

выпустил

когти

и

ударил

ЩЕНКА

по

носу.

ЩЕНОК

убежал,

жалобно поскуливая.

КОТЕНОК

почувствовал

себя

победителем.

Он

начал

зализывать

рану,

нанесенную курицей. Потом КОТЕНОК почесал задней лапой за ухом, растянулся

рядом с телегой во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но

КОТЕНОК

почему-то

все

время

дергал

лапой

и

шевелил

усами

во

сне.

Так

закончилось первое знакомство КОТЕНКА с улицей.

IV.

Заключительный этап.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия актёры

дарят

друг

другу

аплодисменты.

Сила

аплодисментов

является

оценкой

труда

каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу

ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу.

Подведение итогов.

Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире театра. Наверняка каждый из вас

ещё

не

раз

отправится

в

этот

мир

в

качестве

зрителя.

А

вот

стать

одним

из

волшебников этого мира смогут только те, кто пройдёт обучение в школе юных

актёров.

Поднимите

руки

те,

кто

из

вас

хотел

бы

попробовать

свои

силы

в

театральном искусстве? Всем спасибо! До следующей встречи!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники