Автор: Ниязова Наталья Сергеевна
Должность: студент магистратуры института педагогики и психологии
Учебное заведение: Тюменского Государственного Университета
Населённый пункт: Город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации каникулярных смен в лагерях дневного пребывания детей"
Раздел: начальное образование
Особенности организации каникулярных смен в лагерях дневного
пребывания детей
Современные
направления
и
процессы
в
системе
образования
обуславливают постоянное увеличение нагрузки на школьников. Напряжение,
усталость, недосып, постоянная занятость не только в общеобразовательном
учреждении
(школе),
но
и
центрах
дополнительного
образования
провоцируют различные осложнения на здоровье, снижение интереса к учебе
и другие явления, отрицательно влияющие на становление личности ребенка.
Школьникам
необходим
полноценный
отдых,
общение
вне
школьных
кабинетов
и
не
только
с
одноклассниками,
связь
с
которыми
они
поддерживают ежедневно, но и с детьми малознакомыми, других взглядов,
интересов, традиций и пр., поскольку ничто так не расслабляет, как смена
обстановки.
Данную задачу прекрасно решают детские оздоровительные лагеря.
Полноценный отдых и оздоровление, организация воспитательного процесса,
повышающее
эффективность
воспитательных
воздействий,
благодаря
непрерывности, положительно сказывается на ребенке.
Но не все родители и дети могут позволить себе поездку в загородный
оздоровительный лагерь (речь не о материальном аспекте). Отказ от такого
вида
отдыха
может
объясняться
состоянием
здоровья,
личным
режимом
семьи,
географическим
расположением
и
прочими
факторами.
В
этой
ситуации прекрасной альтернативой становится лагерь при образовательном
учреждении с дневным пребыванием детей.
Лагерь дневного пребывания имеет все условия для адаптации детей к
жизни
в
социуме,
формирования
общей
культуры,
для
организации
содержательного досуга. Отдых в лагере такого типа позволяет, не находясь в
стрессовой
ситуации
(расставание
с
семьей,
новая
незнакомая
среда,
посторонние люди), получить пользу от пребывания в подобных условиях.
Несмотря на общие цели и задачи, лагерь дневного пребывания детей
имеет особенности, отличающие его от других типов лагерей (в частности –
загородных). Педагогам, работающим на сменах в этих лагерях, необходимо
обращать
внимание
на
трудности,
которые
могут
возникнуть
при
организации процесса:
1.
Большая
нагрузка
сотрудников.
Обычно
педагогам
параллельно
с
работой в лагере необходимо готовить документацию за прошедший
учебный период, что может отразиться на качественных показателях
работы на смене в лагере.
2.
Неподготовленность педагогического коллектива. Несмотря на наличие
профильного
образования
и
стажа
работы
в
образовательном
учреждении
с
детьми,
не
все
педагоги
имеют
полноценное
представление о работе лагере и опыт.
3.
Школьная среда, «стены», не позволяют в полной мере расслабиться и
отдохнуть от напряженного учебного процесса.
4.
Отсутствие
смены
коллектива
также
влияет
на
психологическое
расслабление и отдых.
Но
из
этих
трудностей
вытекают
особенности,
положительно
влияющие на организацию работы всего лагеря.
1. Дети находятся в лагере лишь в дневное время, нет отрыва от семьи,
который создает стрессовую ситуацию, которое в свою очередь усугубляет
психологический климат в коллективе.
2. Отсутствие территориального ограничения. В распоряжении организаторов
смены – объекты инфраструктуры города (кинозалы, театры, спортивные
комплексы).
Это
позволяет
сделать
смену
лагеря
насыщенней,
и
как
следствие – более интересной.
3. Низкий
возрастной
порог
–
младший
и
средний
школьный
возраст.
Упрощает задачу заинтересовать детский коллектив.
4. Дети,
отдыхающие
на
подобных
сменах
–
зачастую
одноклассники
(учащиеся
одной
параллели).
Это
облегчает
начальные
этапы
формирования детского коллектива.
5. В
роли
воспитателя
отряда
выступают
учителя
школы
или
старшеклассники.
Это
позволяет
с
одной
стороны
учителям
и
старшеклассникам попробовать себя в новой социальной роли, а с другой
стороны
–
детям
комфортно
«устроиться»
в
новых
для
себя
обстоятельствах [32].
Путями
решения
проблем,
описанных
выше,
могут
служить
следующие
методические рекомендации.
1.
Привлечение к работе в лагере дневного пребывания старших
школьников.
Безусловно, работа в этом направление ведется в большинстве лагерей
дневного пребывания. Более того, сами старшеклассники, работающие на
таких сменах, заинтересованы в данной деятельности. Получение вожатского
опыта, тренировка своих лидерских качеств, собственно отдых на смене, но в
качестве
наставника
основные
цели
старшеклассников,
работающих
в
лагерях дневного пребывания. Но организаторам смен важно помнить о том,
что
все
вожатые
–
старшеклассники
должны
пройти
школу
подготовки
вожатых либо в специализированных организациях (например, Областная
школа подготовки вожатых, г. Тюмень), либо школу, организованную на базе
своего
образовательного
учреждения.
Поскольку
вожатый
(даже
лагеря
дневного пребывания) должен иметь соответствующую подготовку и быть
готовым к педагогическим ситуациям, которые возникают с детьми.
1.
Организация курсов подготовки для педагогического коллектива
школы в рамках подготовки кадровой модели смены
Большинство
педагогов,
работающих
на
смене
в
лагерях
дневного
пребывания детей, не имеют соответствующих навыков и опыта, либо этот
опыт
приобретен
практическим
путем,
не
имеющим
под
собой
теоретического
обоснования.
Конечно,
сотрудники
школ
имеют
педагогическое образование, воспитывают и обучают детей в течение всего
учебного года, но навыки работы в коллективе, созданном в первую очередь
ради отдыха, отсутствуют. Отсюда следует вывод, что педагоги, работающие
на смене тоже должны проходить специализированную подготовку, которая
поможет им реализовать главные задачи летнего лагеря.
2.
Расширение
системы
взаимодействия
с
организациями
города
для
проведения мероприятий внутри лагеря и за его пределами.
Главная отличительная особенность лагерей дневного пребывания, как
уже говорилось, – это проведение смены в городе. Благодаря этому мы можем
использовать
безграничные
возможности
городской
инфраструктуры
для
реализации
программы
смены.
К
сожалению,
зачастую
организаторы
ограничиваются посещением музея, кинотеатра и приглашением актера или
специалиста
для
проведения
мастер-класса,
но
можно
взаимодействовать
также
и
с
другими
структурами
во
имя
организации
запоминающегося
полноценного отдыха для детей и получения полезных знаний участниками
этого процесса. Это могут быть и ролевые игры на основе взаимодействия с
силовыми структурами, МЧС, медицинскими организациями. Погружения в
профессию на основе экскурсий на производство. Исследовательская работа
во время прогулки за пределами образовательного учреждения. Проведение
мероприятий совместно с родителями. Конечно, это разнообразие влечет за
собой большую ответственность. Требования безопасности ужесточаются и
обязуют отказаться от некоторых видов работы, но если соблюсти их все, то
реализация основной задачи смены в лагере станет проще, а сам процесс –
интересней.
3. Уделение особого внимания оформлению холлов, отрядных уголков,
концертного зала
Для
полноценного
погружения
ребенка
в
игровой
сюжет
смены,
необходимо перенести его сознание из школы, где он находился в течение
всего учебного года, в особый игровой мир. Для этого в обязательном штате
лагеря должны быть не только начальник лагеря и педагог-организатор, но и
педагог-оформитель
(в
идеале
с
командой
з а и н т е р е с о ва н н ы х
старшеклассников),
чья
работа
начнется
на
организационном
этапе
подготовки
смены.
Задача
педагога-оформителя
должна
состоять
в
том,
чтобы
усилить
погружение
ребенка
в
игровой
сюжет
путем
появления
декораций
и
оформительских
деталей.
Наличие
этот
штатной
единицы
облегчит воплощение идей педагога-организатора и создаст оптимальные
условия для отдыха детей на протяжении всей смены в лагере дневного
пребывания.
4. Формирование смешанных коллектив для создания положительного
климата.
Временный детский коллектив проходит определенные степени своего
развития. А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой» рассматривает
движение
коллектива
от Песчаной россыпи» к «Горящему факелу» [16].
Знание этой методики может помочь проводить диагностику развития не
только
всего
коллектива,
но
и
настроение,
состояние
каждого
ребенка
Каждый из этапов развития коллектива в своем названии имеет красивую
метафору, отсылающую к особенностям коллектива в данный период.
№
П/п
Этап развития
коллектива
Характеристика этапа
1
«Песчаная россыпь».
Много песчинок собрано вместе и в тоже
время
каждая
из
них
сама
по
себе.
Налетит слабый ветерок и отнесет часть
песка
в
сторону,
рассыплет
его
по
площадке. Так бывает и в группах людей.
Там тоже каждый как песчинка: и вроде
все
вместе,
и
в
то
же
время
каждый
отдельно.
Нет
того,
чтобы
что-то
«сцепляло».
Соединяло
людей.
Это
можно
объяснить
тем,
что
дети
плохо
знакомы друг с другом, а может, просто
не хотят пойти на встречу друг другу. Нет
общих интересов, общих дел.
2
«Мягкая глина».
В
руках
хорошего
мастера
гли на
поддается легко любому воздействию. В
руках вожатого детский коллектив может
перерасти
в
хорошую
слаженную
команду. В группе, находящейся на этой
ступени
развития,
заметны
первые
усилия
по
сплочению
коллектива,
хотя
они и робкие.
Скрепляющим
звеном
здесь
еще
являются
формальная
дисциплина
и
требования старших. Отношения разные
–
доброжелательные
и
конфликтные.
Ребята
по
своей
инициативе
редко
приходят
на
помощь
друг
д р у г у.
Существуют
замкнутые
приятельские
группировки, не чувствуется поддержки.
3
«Мерцающий маяк»
Ф о р м и р у ю щ и й с я
к о л л е к т и в
озабочен тем, чтобы каждый шел верным
путем.
В
такой
группе
чувствуется
поддержка
друзей,
желание
бывать
вместе. Но дружба требует постоянного
горения,
а
не
одиночных,
но
частых
вспышек. Группа индивидуальна. Однако
ей
бывает
трудно
до
конца
собрать
своего,
найти
во
всем
общий
язык,
проявить
настойчивость
в
преодолении
трудностей,
не
всегда
хватает
сил
подчиниться коллективным требованиям.
Редка инициатива.
4
«Алый парус»
–
символ
устремленности
вперед,
дружеской верности, преданности. Здесь
действуют по принципу «один за всех и
все
за
одного».
Дружеское
участие
и
заинтересованность
сочетаются
с
взаимной
требовательностью.
Хотя
группа
и
сплочена,
и
инициативна,
но
бывают
бури
в
их
жизнедеятельности,
наперекор
которым
они
всегда
могут
следовать.
5
«Горящий факел»
– это живое пламя, горючим материалом
которого является тесная дружба, единая
воля,
взаимопонимание,
д ел о во е
сотрудничество. Здесь проявляются все
качества
коллектива,
которые
были
познаны на ступени «Алого паруса».
Но в условиях лагеря дневного пребывания детей, где отряды, т.е.
детские
коллективы,
формируются
по
принадлежности
к
одному
классу
(одноклассники
формируют
один
отряд),
развитие
по
этой
методике
маловозможно, поскольку коллектив уже знаком и находится на одной из
описанных выше стадий. Вожатые и педагоги, работающие на отряде, могут
быть не готовы к решению проблем, имеющихся в коллективе до этого. Для
предотвращения
подобной
ситуации
целесообразно
создавать
временные
коллективы смешанного типа, чтобы в одном коллективе находились дети из
разных
классов,
возможно
даже
не
знакомые
друг
с
другом.
Это
даст
возможность раскрыться тем детям, у которых это не получилась в рамках
своего
класса,
лидерам
–
развить
свои
организационные
способности,
младшим тянуться за старшими, а старшим – помогать вожатым.
5.
Использование современных технологий в процессе подготовки и
реализации программы на смене в лагере
Загородные лагеря уже давно используют технологии PR-менеджмента
в подготовительном этапе реализации программы. Детям, которые станут
участниками смены, предлагают включиться в процесс задолго доего начала
при помощи активности в социальных сетях, флеш-мобах, посвященных
игровому сюжету и пр. Подобная практика в лагерях дневного пребывания не
повсеместна, хотя они имеют больше ресурсов, которые можно использовать
в реализации.
Поскольку каникулярные смены в течение года реализуются на одних и
тех же учащихся образовательного учреждения, лагерь дневного пребывания
может использовать кратковременные каникулярные смены (осенняя, зимняя,
весенняя) как PR-кампании предстоящей летней оздоровительной кампании.
На них возможно проводить частичное погружение тех, кто отдыхает на этой
смене, а после – использовать этот опыт для привлечения других детей. Это
увеличит заинтересованность участников, а, следовательно, положительно
скажется на итогах всей летней кампании
Таким образом, мы можем отметить, что, несмотря на положительные
аспекты
отдыха
в
лагерях
дневного
пребывания
детей,
организаторам
открыто
широкое
поле
для
реализации
идей
и
совершенствования
направлений
деятельности.
При
правильном
подходе
минусы
лагерей
дневного пребывания перед загородными лагерями переходят в особенности,
положительно влияющие на выполнение главной задачи лагеря – отдых детей
– и на образовательные возможности, реализуемые в лагере.