Автор: Мишина Юлия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №1 им. Героя Советского Союза, Национального Героя Италии, Федора Андриановича Полетаева",
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Моя будущая профессия
Раздел: начальное образование
Ход урока
1.Орг. Момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
2.Вступительное слово учителя
Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия. В
мире профессий –
тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и
правильно сделать
свой выбор? При многих обязанностях человека в
обществе о нём
судят прежде всего по труду на общее благо. Труд
помогает раскрыть свою
личность, показать свои способности. Недаром народ
сложил о труде
множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их
– это мы сейчас
проверим.
3. Игра « Закончи пословицу ».
1. Кто не работает, …. (тот и не ест).
2. Хочешь есть калачи, … ( не сиди на печи ).
3. Труд человека кормит, … ( а лень портит).
4. Кто любит труд, … ( того люди чтут).
5. Без труда не вытащишь … ( и рыбку из пруда).
6. В труде рождаются … ( герои ).
Составьте пословицу из данных слов.
СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ
(Землю красит солнце , а человека труд.)
4. Чтение наизусть
стихотворения учащимися
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
-Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все б портные в городе
За ним ушли б домой
Ходили бы люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Ни стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал шофер:
- Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
-Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники.
Валялись бы в пыли
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет на утро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём
И каждый честно трудится
На месте, на своём.
(Л. Куклин)
5. Основная часть
Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе,
должна интересовать
человека, тогда она будет приносить человеку радость,
да и дело будет
спориться.
Ребята, недалек тот час, когда вы вступите в новую пору
своей жизни.
Сейчас главным для вас является учеба. Придет пора
серьезно задуматься о
выборе своей профессии. Кто нужней и всех важней,
люди какой
профессии? Спорить можно долго. Но мы должны
запомнить одну старую
истину: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Чтение учащимися наизусть стихотворения
Я не знаю пока, кем я стану
И куда я работать пойду.
То мне хочется стать капитаном,
То командовать башенным краном,
То возить на машине руду…
Я хочу быть шофером, актером,
Взрывником и электромонтером,
А еще маляром, кузнецом
И всемирно известным певцом!
Сколько в мире различных профессий,
Необычных и важных работ?
И бурильщиком быть интересно,
И водить грузовой самолет.
Я позднее решу, кем я буду.
Столько разного в мире всего…
Учитель: Что же такое профессия? Может ли человек
получить профессию
сразу, без подготовки?
Правильно, сначала надо учиться в школе, в техникуме,
институте или в
других учебных заведениях.
А теперь давайте посмотрим в толковом словаре, как
объясняется слово
« профессия »
ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от
человека определённой
подготовки, знаний и умений. Профессия – основное
занятие человека, его
трудовая деятельность.
требует специальной подготовки, обучения
практикуется человеком регулярно
служит источником средств к существованию
Работа и все, что с ней связано, занимает в среднем
примерно половину
жизни человека! Найти себя в мире профессий означает
получить
возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя
нужным людям,
максимально полно раскрыть свои способности,
заслужить почет и
уважение. Существует прямая зависимость между тем,
насколько люди
удовлетворены своей профессией, и тем, насколько
счастливой они
воспринимают свою жизнь. С одной стороны, выбор
профессии – это
всегда взгляд в будущее. Чем я хочу заниматься, чего и
как достичь, с
какими трудностями мне придется встретиться на
выбранном пути? С
другой стороны, это одновременно и взгляд внутри себя:
каковы мои
сильные и слабые стороны, что я готов преодолеть,
чтобы добиться успеха?
Профессии и специальности возникли в истории
человечества в
результате общественного разделения труда.
В соответствии с этим в обществе существуют
различные виды и места
работы, должности. Каждая такая должность не только
имеет традиционно
сложившееся оснащение, оборудование, но и
характеризуется системой
прав, обязанностей, норм поведения, требований к
знаниям, навыкам,
культуре работника.
Каждую должность, со всей системой ее требований,
можно назвать
специальностью, ею надо овладеть, а для этого нужно
учиться. Когда
человек овладел специальностью, т.е. усвоил сумму
соответствующих
знаний, умений и навыков, говорят: у него есть
специальность.
На свете огромное количество профессий.
Конечно сегодня мы будем говорить не о всех, а только о
некоторых
профессиях. Про профессии много сложено стихов,
песен, сказок. А мы с
вами попробуем отгадать загадки.
6. Загадки о профессиях.
1. С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Скорее, кто же мы? (Пожарные)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать? (Учитель)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
Отгадать здесь будет надо,
Кто пасет овечье стадо. (Пастух)
Встаю я очень рано, ведь моя забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)
Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас …. (Пилот)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(Артист)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.
(Фотограф)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители)
7. Физминутка
Мы в профессии играли –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет четвёртый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
8. Ребята, а кем работают ваши родители?
(Рассказ детей….)
- Молодцы, ребята! Вы все хорошо знаете, кем работают
ваши родители и как важна
их профессия.
9. А сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко»
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать ?
Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).
Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
Служит на море … ( моряк ).
10. Игра « Рассыпалось слово »
ОЕГДЛОП (логопед), УЛТСИОК (окулист), ДТАКВАО
(адвокат), ТЮРСИ
(юрист),
ГИНООЛК (кинолог), ЖИХКОУДН (художник).
- Объясните, чем занимаются люди данных профессий.
11.“Вопрос – ответ” Внимательно слушайте вопросы и
выберите
правильный ответ:
1. Что продавцы используют при взвешивании товара?
а) штанги б) гантели в) гирьки
г) боксёрские перчатки.
2. Каким инструментом работает повар?
а) сверлом б) лопатой в) ножом г) веником.
3. Для чего мы можем пойти на почту?
а) купить колбасы б) отправить письмо в) удалить зуб г)
подстричься.
4. Какое из этих слов может обозначать разные
предметы, один из
которых нужен военному или спортсмену, а второй-
повару?
а) меч; б) кортик; в) лук; г) пистолет.
12. Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово.
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
а) Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости. ( Сапожник)
б) Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу,
преграждает путь врагу. (Пограничник)
в) Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
г) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофёр)
д) Пачку, пуанты надела Марина
На сцену вспорхнула, она … (балерина)
е) Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (артист)
ё) Дупло и берлогу,
Дом лисий и птичий
В лесу охраняет
Надёжно … (лесничий)
ж) На улице Садовой
Дом построен новый,
В нём столько светлых окон !
Считать – не сосчитать !
А крыша так высоко,
что птицам не достать.
В доме десять этажей ,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём ? (Строители)
з) Справедливей всех всегда
Споры все решит … (судья).
13. Игра «Четвертый лишний»
У нас карточки с изображением инструментов, которые
используют люди
определенной профессии. Один из инструментов к этой
профессии не
относится.
Определите его:
Ножницы, весы, зеркало, расческа.
Букварь, указка, кастрюля, глобус.
Лопата, таблетки, градусник, шприц.
Сковородка, нож, половник, грабли.
Учитель: Каждый человек на земле – от мала до велика
– должен
трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был,
есть и будет
основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и
папы идут на работу.
Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные
профессии. Вы
сегодня сидите за школьной партой. Учение – тоже труд
и труд непростой.
Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет,
когда вырастет. У вас
ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию.
Сегодня мы
поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и
сейчас можно сделать
вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус ! Я
думаю, когда вы
вырастите, то выберете ту профессию, которая вам
понравится, но всегда
помните, что любая профессия важна!
Попробуем представить, кем мы хотим быть в будущем.
Ребята
подготовили свои проекты «Кем я хочу стать».
Защита проектов «Кем я хочу стать».
Учитель: Когда вы подрастёте и станете взрослыми,
придет время
выбирать профессию. Перед вами откроется множество
дорог, где вы
сможете найти своё место в этом мире. Может, ты
станешь рабочим на
заводе или строителем, может водителем трамвая или
автомехаником, если
любишь готовить когда-нибудь будешь поваром или
откроешь свое кафе.
Как хорошо помечтать! Но, не забывай, что у каждого в
жизни своя дорога,
своя судьба. Не ленись и не старайся искать легких
дорог, путь к успеху –
всегда работа до седьмого пота. Какую бы профессию
ты не выбрал – все
профессии нужны, все профессии важны!
5. Итог урока
О каких профессиях говорили сегодня на уроке?
Как приобретается профессия?
Учитель:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.