Автор: Филатова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мелеуз, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Современный учебный процесс немыслим без применения новых информационных
технологий. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке.
Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду,
которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества.
Система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая
включает различные технологии и людей, обладающих знаниями и практическим опытом,
которыми они хотят обмениваться друг с другом. Эффективность образования всегда
зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему
остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных
технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель
в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических
фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам
найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным
требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на
поставленные вопросы и решения сложных проблем.
Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю,
но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с
информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с
учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной
активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон
взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.
Использование на уроке математики ИКТ дает кроме достижения учебных целей и
возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают
знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной
информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой
информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ
является общей культурой человека.
Применение информационных технологий на уроке не только облегчает усвоение учебного
материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей
учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную
деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует
активную жизненную позицию в современном обществе.
Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях
общего образования.
Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность
современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи,
инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-
методическое сопровождение современных технологий обучения.
Основными задачами современных информационных технологий обучения являются
разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности,
доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа
учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационно-коммуникативные технологии становятся сегодня одним из основных
видов современного образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить
формы деятельности ученика на уроке и во внеурочной деятельности.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема
наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур,
выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности.
Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это
одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении
которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет
создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране,
менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, призван помочь
учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его
использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный
материал более широкому кругу учащихся. На уроках алгебры и начал анализа
использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует
построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.
Основными задачами новых образовательных систем согласно международным
требованиям являются:
• обеспечение высокого качества образования на мировом уровне, конкурентоспособности
образовательных услуг;
• обеспечение инновационности образовательной системы
• обеспечение опережающей ориентированности на качественный уровень будущего.
Образовательная реформа должна достичь уровня, при котором любой гражданин страны,
получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным
специалистом в любой стране мира.
Эти задачи в Казахстане успешно будут решены, если будет обеспечено качество
образования в школе, которое определяется учительским корпусом, его профессионально-
личностной компетентностью. Именно учителя являются ключевым фактором наращивания
интеллектуального потенциала страны и обеспечения её устойчивого инновационного
развития, так как они закладывают фундамент всей системы непрерывного образования.
Известно, что каждые семь-восемь лет объем профессиональной информации удваивается.
Поэтому чтобы совладать с этим потоком обновляющегося знания, ориентироваться в нем,
современные учителя должны владеть системным и критическим мышлением и навыками
постоянного самообучения, умением перерабатывать знания, рождать новые решения,
технологии и инновации.
Чтобы поднять качество образования, сегодня мало обновлять его содержание, внедрять
инновационные образовательные технологии, провозглашать компетентностный подход к
обучению. Главное - выработать у учащихся школ стремление к познанию и
самообразованию.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах,
приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на
интерактивных методах.
Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень
взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые
возможности контроля усваивания знаний и обеспечивает мгновенную обратную связь с
учениками.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном
режиме. Проектируя будущий урок, учитель должен продумать последовательность
технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит
сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом
будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с
учащимися, развивающий эффект обучения.
К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое
качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой
момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации,
«оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель
экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен
думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого
качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить
плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет
контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность
постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на
изменяющуюся ситуацию.
Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном
процессе – электронный учебник. Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения
традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может
использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как
различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия,
хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и
динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы
(при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем
при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление,
контроль).
На своих уроках я применяю электронные учебники, наглядные пособия, презентации
учебного материала по различным темам. Для меня это стало нормой. Разнообразие форм
предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения
учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения
позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.
Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентаций и флипчартов,
окупаются в виде достигнутых результатов.
Использую интерактивную доску и для проведения внеклассных мероприятий. Это
интеллектуальные игры, КВНы, викторины и др. тем самым, прививая интерес учащихся к
предметам школьного курса.
Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества
преподавателя и его умения использовать современные возможности икт-технологий в
учебном процессе.