Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Филатова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мелеуз, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"

Современный учебный процесс немыслим без применения новых информационных

технологий. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке.

Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду,

которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества.

Система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая

включает различные технологии и людей, обладающих знаниями и практическим опытом,

которыми они хотят обмениваться друг с другом. Эффективность образования всегда

зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему

остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных

технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель

в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических

фактов — он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам

найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным

требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на

поставленные вопросы и решения сложных проблем.

Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю,

но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с

информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с

учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной

активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон

взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.

Использование на уроке математики ИКТ дает кроме достижения учебных целей и

возможность формирования информационной грамотности у учащихся - они получают

знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной

информации, учатся ее осмыслять и пользоваться ею же, а также управлять этой

информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ

является общей культурой человека.

Применение информационных технологий на уроке не только облегчает усвоение учебного

материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей

учащихся, повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную

деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует

активную жизненную позицию в современном обществе.

Информационно-коммуникативная компетентность - один из основных приоритетов в целях

общего образования.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность

современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи,

инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-

методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются

разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности,

доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа

учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Информационно-коммуникативные технологии становятся сегодня одним из основных

видов современного образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить

формы деятельности ученика на уроке и во внеурочной деятельности.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема

наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур,

выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности.

Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия - это

одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении

которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет

создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране,

менять освещенность. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, призван помочь

учителю более успешно справиться с решением стоящих перед ним задач, а его

использование на уроках геометрии в 10-11 классах сделает доступным сложный учебный

материал более широкому кругу учащихся. На уроках алгебры и начал анализа

использование мультимедийного пособия "Функции и графики" прекрасно иллюстрирует

построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.

Основными задачами новых образовательных систем согласно международным

требованиям являются:

• обеспечение высокого качества образования на мировом уровне, конкурентоспособности

образовательных услуг;

• обеспечение инновационности образовательной системы

• обеспечение опережающей ориентированности на качественный уровень будущего.

Образовательная реформа должна достичь уровня, при котором любой гражданин страны,

получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным

специалистом в любой стране мира.

Эти задачи в Казахстане успешно будут решены, если будет обеспечено качество

образования в школе, которое определяется учительским корпусом, его профессионально-

личностной компетентностью. Именно учителя являются ключевым фактором наращивания

интеллектуального потенциала страны и обеспечения её устойчивого инновационного

развития, так как они закладывают фундамент всей системы непрерывного образования.

Известно, что каждые семь-восемь лет объем профессиональной информации удваивается.

Поэтому чтобы совладать с этим потоком обновляющегося знания, ориентироваться в нем,

современные учителя должны владеть системным и критическим мышлением и навыками

постоянного самообучения, умением перерабатывать знания, рождать новые решения,

технологии и инновации.

Чтобы поднять качество образования, сегодня мало обновлять его содержание, внедрять

инновационные образовательные технологии, провозглашать компетентностный подход к

обучению. Главное - выработать у учащихся школ стремление к познанию и

самообразованию.

В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах,

приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на

интерактивных методах.

Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень

взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые

возможности контроля усваивания знаний и обеспечивает мгновенную обратную связь с

учениками.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном

режиме. Проектируя будущий урок, учитель должен продумать последовательность

технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит

сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом

будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с

учащимися, развивающий эффект обучения.

К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое

качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой

момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации,

«оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель

экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен

думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого

качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить

плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет

контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность

постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на

изменяющуюся ситуацию.

Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном

процессе – электронный учебник. Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения

традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может

использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как

различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия,

хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и

динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы

(при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем

при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление,

контроль).

На своих уроках я применяю электронные учебники, наглядные пособия, презентации

учебного материала по различным темам. Для меня это стало нормой. Разнообразие форм

предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения

учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения

позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.

Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентаций и флипчартов,

окупаются в виде достигнутых результатов.

Использую интерактивную доску и для проведения внеклассных мероприятий. Это

интеллектуальные игры, КВНы, викторины и др. тем самым, прививая интерес учащихся к

предметам школьного курса.

Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества

преподавателя и его умения использовать современные возможности икт-технологий в

учебном процессе.



В раздел образования