Автор: Попова Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 43
Населённый пункт: горд Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования нравственных качеств личности у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Особенности формирования нравственных качеств личности
у младших школьников
В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во
многом определяются его новой социальной ситуацией: он – начинающий
школьник.
Он
впервые
получает
права
и
обязанности
школьника,
становится членом классного коллектива. Большая часть детей приходит
в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас
нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг
представлений
о
хороших
и
плохих
поступках,
навыки
вежливого
отношения
к
окружающим.
Стремление
детей
стать
школьниками
является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом
детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным
для детей становится учеба. Кроме того, там они должны научиться
строить нравственные отношения с товарищами по классу, учителем .
Осознание
важности,
нужности
новых
обязанностей
и
дел
предопределяет
готовность
ребенка
выполнять
новые
требования
взрослых:
добросовестно
готовить
школьные
задания,
старательно
овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.
В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко
привыкают
к
новому
коллективу,
не
застенчивы,
стремятся
делать
полезные
дела
для
класса,
школы,
других
людей,
выполнять
общественные поручения.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной
восприимчивостью
к
усвоению
нравственных
правил
и
норм.
Это
позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию
личности.
Стержнем
воспитания,
определяющим
нравственное
развитие
личности
в
младшем
школьном
возрасте,
является
формирование
гуманистического
отношения
и
взаимоотношения
детей,
опора
на
чувства, эмоциональную отзывчивость.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания
детей,
наиболее
точно
выражаемый
словосочетанием
«внутренняя
позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к
себе, к окружающим людям, событиям, делам – такое отношение,
которое
он
отчетливо
может
выразить
словами
и
делами.
Факт
становления
такой
позиции
внутренне
проявляется
в
том,
что
в
сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он
следует
или
старается
следовать
всегда
и
везде,
независимо
от
обстоятельств.
Ученые Болдырев Н.И., Рувинский Л.И., Марьенко И.С., Матвеева
Л.А., Божович Л.И. исследовали нравственное воспитание в разных аспектах.
В различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности
для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному
относятся
к
различным
средствам
воспитания.
Нравственное
развитие
ребенка
занимает
ведущее
место
в
формировании
всесторонне
развитой
личности.
Эффективность
организации
процесса
формирования
у
младших
школьников единства нравственных знаний и поведения зависит от учета его
особенностей,
которые
основываются
на
социально-педагогических
и
психологических особенностях развития младших школьников. Так, из-за
ограниченности
жизненного
опыта
младшие
школьники
не
всегда
могут
правильно
сориентировать
своё
поведение
в
неожиданно
возникших
ситуациях,
испытывают
затруднения
в
выборе
оптимального
варианта
поступка, действия. Младшим школьникам свойственна подражательность,
поэтому важно, чтобы дети чаще видели в школе и семье положительные
примеры
поведения
окружающих
людей.
У
детей
этого
возраста
недостаточно развиты волевые усилия, в связи, с чем они не всегда могут
преодолеть трудности, связанные с совершением нравственных поступков, а
порой и подавать своё нежелание поступать в соответствии с нравственными
нормами.
Как
будем
преодолевать
эти
особенности?
Мы
обратились
к
опыту
великих педагогов. Сухомлинский В. А. говорил: «В практической работе по
нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде
всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем
возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы
раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их
азбуке морали».
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед
народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной
сознательной творческой личности.
В
младшем
школьном
возрасте
особую
роль
выполняет
учебная
деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его
научному
изучению,
начинается
процесс
не
только
расширения,
но
и
систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте
создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения
различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе
систему отношений детей к окружающему миру.
Включаясь
в
учебную
деятельность,
младшие
школьники
учатся
действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при
определении
способов
своего
поведения.
Их
действия
приобретают
осознанный
характер.
Все
чаще
при
решении
различных
умственных
и
нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им
своих
возможностей,
и
умение
(возможность)
соотнести
их
и
свои
стремления с условиями объективной действительности.
Начало обучения в школе – новый и важный этап в воспитании и
развитии
ребенка.
Став
школьником,
он
впервые
включается
в
систематическую,
общественно–значимую
деятельность.
Многие
важные
черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах. Именно
здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его
нравственный облик, развивается характер, воля.
При воспитании у младших школьников того или иного нравственного
качества личности педагогические усилия и воздействия учителя начальных
классов должны быть направлены на воспитание нравственных потребностей
и
мотивов
поведения,
формирование
этических
знаний
и
воспитание
нравственных чувств, выработку нравственных умений, навыков и привычек,
а также укрепление волевых свойств.
Целенаправленное
воспитание
нравственных
качеств
личности
осуществляется
в
организуемой
взрослыми
деятельности
и
общении.
В
деятельности
и
общении
проявляется
активность
личности
младшего
школьника,
и
формируются
его
нравственные
потребности
и
мотивы
поведения. Этические знания учащихся являются результатом их морально-
познавательной деятельности. Формирование нравственных умений, навыков
и
привычек,
волевых
свойств
личности
требует
также
организации
различных видов деятельности и общения. Организуя разнообразные виды
деятельности
и
общение
младших
школьников,
педагог
передает
своё
мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Всё
это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и
определяет особенности их формирования.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в
этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только
содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,
убеждения,
но
и
та
атмосфера,
которая
складывается
на
уроке,
стиль
отношений педагога и детей, детей между собой. Развивающая активность
школьника,
сознательность,
инициативность
в
процессе
обучения
и
есть
овладение собственным поведением. Это поведение строится и на основе
нравственных
норм,
которые
предписывают
определенные
отношения
и
основному виду деятельности младших школьников – учебному труду.
Для
нравственного
воспитания
важно
организовать
учение
как
коллективную
деятельность,
пронизанную
высоконравственными
отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если
познавательная задача ставится перед детьми как общая для всех и для ее
решения
нужен
коллективный
поиск.
В
начальных
классах
требуются
специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как
общую, и как относящуюся лично к ним.
Формирование
личности
ребенка
школьного
возраста
происходит
в
условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально
тогда,
когда
каждый
ребенок
занимает
в
коллективе
адекватное
своим
возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к
развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без
внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным
нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже
младшего
перед
необходимостью
элементарного
самовоспитания
и
самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и
нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту
необходимость и действовал в направлении ее реализации.
Формирование нравственных качеств происходит не сразу, а начинается
с
выработки
простейших
элементов
поведения,
которые,
постепенно
усложняясь и объединяясь, сочетаясь и переплетаясь, в конечном счёте и
характеризуют процесс качественных изменений в моральном сознании и
поведении ученика. У младших школьников мышление, в том числе и в
моральной
сфере,
носит
конкретный
характер.
Их
моральное
сознание
находится преимущественно на уровне нравственных представлений. Это
значит,
что
они
не
осознают
в
обобщенной
форме
и
в
полном
объеме
сущности той или иной моральной нормы, а осмысливают лишь отдельные
стороны, причём это осмысление происходит на основе конкретных фактов
или образцов нравственности.
Как
уже
отмечалось,
младший
школьник
должен
выполнять
ряд
ответственных
школьных
обязанно стей,
что
влечет
за
с об ой
соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные
реакции домашних. И все это рождает у ребенка определенные переживания:
удовлетворение,
радость
от
похвалы,
огорчение,
недовольство
собой,
переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д.
Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей
чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство,
зависть
к
товарищам,
заслужившим
похвалу;
могут
даже
породить
побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят
длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они приводят
обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное
место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.
В
первые
школьные
годы
у
ребенка
интенсивно
развиваются
нравственные качества — товариществ, ответственность за класс и за своё
поведение,
сочувствие
к
горю
окружающих,
негодование
при
чьей-то
несправедливости. Переживание таких чувств очень важно — ребенку легче
поступать
в
соответствии
с
теми
нормами,
которые
внушаются
ему
взрослыми, именно тогда, когда его что-то эмоционально задевает, когда он
живо
чувствует
необходимость
поступить
так,
а
не
иначе,
когда
он
испытывает остроту захватывающего его переживания.
Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое
место в его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника.
Становятся более действенными и проявляются в разнообразных формах
мотивы
поведения
на
основе
положительных
переживаний
(сочувствие,
расположение,
привязанность).
Побуждения,
связанные
с
переживаниями
сочувствия, дружелюбия, чувства долга, находят свое выражение тогда, когда
школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, когда ведут
переписку с детьми других стран, участвуют в делах, направленных на общее
благо: собирают макулатуру, сажают деревья, украшают улицы. В такого рода
поведении нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются
в действенную силу, побуждающую к хорошему поступку.
Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и
полезные дела связаны с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же
такого
отклика
нет,
то
никакое
дело,
сколь
полезным
ни
было
бы
оно
объективно, не внесет изменений во внутренний мир школьника, останется
действие лишь формально хорошим, а по существу безразличным, никак не
влияющим на духовный облик учащегося, на его внутренний рост.
Система
нравственного
просвещения,
формирования
нравственных
качеств, строится концентрически, то есть в каждом классе дети знакомятся с
основными нравственными понятиями. От класса к классу увеличивается
объем
знаний,
углубляется
осознание
нравственных
понятий
и
представлений. Уже в первом классе учитель постепенно вводит понятия о
доброжелательности
и
справедливости,
о
товариществе
и
дружбе,
о
коллективизме
и
личной
ответственности
за
общее
дело.
Работа
над
формированием
данных
качеств
осуществляется
комплексно
в
течение
обучения в младших классах. Упомянутые нравственные качества являются
парными,
дополняющими
друг
друга.
Доброжелательность
к
одному
человеку
будет
обесценена,
если
она
несправедливо
обернётся
недоброжелательностью
к
другим
людям.
Под
доброжелательностью
понимается внимательное, сочувственное отношение к людям, готовность
прийти
на
помощь.
Под
справедливостью
-
умение
давать
правильную
нравственную оценку своим и чужим поступкам и мнениям, беспристрастное
следование правде в своем поведении; под товариществом – уважительное и
заботливое
отношение
детей
друг
к
другу,
желание
прийти
на
помощь,
умение принимать помощь; под личной ответственностью за общее дело –
умение отвечать за общее дело, активно действовать для достижения общей
цели.
Ответственность
представляет
собой
способность
понимать
соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам.
Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство
долга.
Ответственность
должна
занимать
самое
высшее
положение
в
иерархии всех мотивов школьника. По мере развития ответственности у
младшего
школьника
появляется
возможность
оценивать
свои
отдельные
поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными
мотивами становятся общественные мотивы.
Учебная
деятельность
требует
от
ребёнка
не
только
развитых
познавательных способностей, не только волевых качеств и познавательных
интересов, но и чувства ответственности.
Основой
формирования
нравственных
качеств
личности
является
её
деятельность
и
общение.
Именно
педагогически
организованные
деятельность
и
общение
создают
те
воспитательные
ситуации,
те
взаимодействия
и
нравственные
отношения,
в
которых
происходит
формирование
и
проявление
нравственных
качеств
личности
младшего
школьника.
Реальная
жизнь
младших
школьников
не
представляет
собой
чисто
механической суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их
взаимосвязанную
систему,
характерную
для
данного
возраста,
которая
и
отражает
определенную
схему
нравственных
отношений,
формирующих
определенные нравственные качества личности.
Нравственность личности младшего школьника проявляется также в его
отношении
к
другим
людям.
Эта
сфера
жизнедеятельности
ученика
реализуется посредством контактов с другими людьми, через общение с
ними. В общении младшие школьники имеют возможность, в отличие от
других
видов
деятельности,
максимально
проявить
свои
нравственные
качества.
Компонентами
структуры
нравственных
качеств
личности
младшего
школьника выделены следующие:
а)
потребностно-мотивационный
компонент,
представляющий
собой
систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности
и поведения личности младшего школьника;
б)
интеллектуально-чувственный
компонент,
определяющий
уровень
развития
нравственного
сознания
младших
школьников
(нравственные
представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства);
в)
поведенческо-волевой
компонент,
выражающий
степень
сформированности
и
устойчивости
нравственных
умений,
навыков
и
привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.
В структуре нравственного качества его потребностно-мотивационный
компонент
выполняет
стимулирующую,
интеллектуально-чувственный
—
ориентационно-оценочную,
поведенческо-волевой
—
содержательно-
процессуальную функции.
Любое
нравственное
качество
личности
выступает
как
неразрывное
(взаимосвязанное) единство двух ее сторон: внутренней и внешней, которые
выражаются
в
его
структурной
и
содержательной
характеристиках.
Структурная характеристика нравственного качества личности, отражающая
ее психологическую сторону, определяется полнотой сформированности и
степенью
интегрированности
его
психологических
компонентов.
Содержательная
характеристика
нравственного
качества
выражается
в
субъективных личностных отношениях младшего школьника к окружающему
миру,
обществу,
другим
людям
и
к
самому
себе
и
проявляется
в
его
поведении и деятельности.
Интегративный характер формирования нравственных качеств личности
младшего школьника выступает как объективное психолого-педагогическое
явление и представляет собой процесс сочетания, объединения (интеграции)
в единую, целостную личностную систему ранее воспитанных нравственных
умений,
навыков
и
привычек,
а
также
нравственных
качеств
с
формируемыми.
Интеграция нравственных качеств в структуре личности осуществляется
как
параллельно,
так
и
последовательно.
При
параллельной
интеграции
близкие
по
своему
содержанию
(проявлению)
нравственные
привычки
и
качества,
как
бы
наслаиваясь
друг
на
друга,
образуют
более
сложное
(обобщенное)
нравственное
качество
личности.
Эта
форма
интеграции
направлена
на
усложнение
структурно-содержательных
компонентов
образующихся
нравственных
качеств.
При
последовательной
интеграции
формирующиеся в типичных ситуациях деятельности и поведения младших
школьников
нравственные
умения
и
навыки,
приобретая
устойчивый
характер,
переходят
в
нравственные
привычки
(первичные
нравственные
качества).
Объединившись
между
собой
(параллельная
интеграция),
первичные нравственные качества интегрируют в более сложные исходные
нравственные
качества.
Последние,
также
объединяясь
между
собой,
образуют базовые (интегративные) нравственные качества личности. Если
параллельная интеграция нравственных качеств в определенной мере связана
с количественными изменениями в психологической структуре последних, то
последовательная
интеграция
отражает
процесс
качественных
изменений,
которые
в
большей
степени
обусловливают
содержательную
сторону
нравственности личности и особенности ее проявления в деятельности и
поведении младших школьников.
Процесс формирования и интеграции нравственных качеств личности
младшего школьника носит ступенчатый характер, является необратимым и
осуществляется
в
направлении
обогащения
и
усложнения
не
только
их
структурных,
но
и
содержательных
компонентов.
При
этом
установлены
следующие закономерные связи:
а)
формирование
одних,
более
сложных
по
своей
структуре
и
содержанию нравственных качеств предполагает сформированность других,
менее сложных;
б) обнаруживается явная тенденция: количество нравственных качеств,
которые необходимо сформировать на первых ступенях их интеграции (на
начальном
этапе
организации
воспитания
младших
школьников),
значительно убывает в дальнейшем;
в) объединяются (интегрируют) между собой, как правило, в первую
очередь родственные, близкие по своему содержанию нравственные качества.
В
младшем
школьном
возрасте
развитие
нравственности
личности
сопровождается определенными изменениями в формировании и интеграции
ее нравственных качеств, совокупность которых и определяет возрастные
личностные новообразования. Сформировавшаяся на этом возрастном этапе
целостная
интегративная
система
нравственных
качеств
личности
реализуется на другом в тех специфических и неповторимых возрастных
особенностях,
проявляющихся
в
своеобразии
потребностей
и
мотивов,
интеллектуально-чувственной сферы, поведения и деятельности школьников,
и
служит
основой
для
организации
их
дальнейшего
нравственного
воспитания.
Главными признаками (критериями), на основе которых можно оценить
нравственную
воспитанность
личности
младшего
школьника,
являются
индивидуальные
изменения,
происходящие
во
внутренней
нравственно-
психологической
структуре
личности,
и
их
внешние
проявления
в
ее
поведении
и
деятельности.
В
качестве
таких
критериев
выделены
следующие:
а) наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов;
б) степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости
моральных правил, норм и принципов, а также нравственных качеств;
в) устойчивость нравственных умений, навыков и привычек.
С помощью выделенных критериев определялись структурная (полнота
сформированности структурных компонентов того или иного нравственного
качества
или
их
совокупности)
и
содержательная
(степень
проявления
в
поведении и деятельности сформированных структурных психологических
компонентов
нравственных
качеств)
характеристики
нравственной
воспитанности
личности
младшего
школьника.
Структурная
и
содержательная
характеристики
нравственной
воспитанности
личности
младшего
школьника
выражались
определенным
уровнем,
который
представляет
собой
количественную
и
качественную
их
оценку
в
зависимости
от
степени
сформированности
содержательно-структурных
компонентов нравственных качеств личности и их проявления в ее поведении
и деятельности.
При определении критериев уровней нравственной воспитанности мы
исходим из следующих положений:
1)
Нравственная
воспитанность
человека
ха р а кт е р и зуе т с я
нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным),
отношением
к
ним
(стали
ли
эти
знания
потребностями
и
мотивами
личности, вошли ли в систему её ценностных ориентаций и установок) и
нравственным
поведением
(в
какой
степени
эти
отношения
реализуются
личностью в конкретных поступках и действиях).
2) В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны
между
собой,
образуют
единство,
которое
выражается
в
некоторых
личностных
каче ствах
(доброжелательность,
от в е т с т в е н н о с т ь ,
добросовестность и т.д.).
3)
Наличие
у
учащихся
этих
качеств
можно
считать
критерием
нравственной воспитанности.
Уровень развития у школьника того или иного нравственного качества
можно
установить,
изучив
представления
(знания)
ученика
о
соответствующих этому качеству нравственных норм, его отношение к ним, а
также
устойчивость
и
силу
проявлений
этих
отношений
в
конкретной
деятельности. Могут быть выделены следующие уровни.
Низкий
уровень:
отсутствие
нравственных
потребностей
и
мотивов,
преобладание нездоровых устремлений; незнание нравственных правил и
норм, отрицательное к ним отношение; несформированность нравственных
умений,
навыков
и
привычек;
проявление
негативных
действий
и
даже
аморальных и противоправных поступков.
Средний
уровень:
наличие
отдельных
нравственных
потребностей
и
мотивов,
проявление
ст ремления
улучшить
своё
п о в е д е н и е ;
сформированность
отдельных
нравственных
представлений,
чисто
информационное, неосознанное знание некоторых нравственных правил и
норм;
реализация
в
поведении
нравственных
умений
требует
больших
волевых усилий.
Высокий
уровень:
довольно
высокая
степень
сформированности
нравственных
потребностей
и
мотивов,
устойчивая
положительная
устремлённость ученика на совершенствование своего поведения; осознание
социальной
и
личностной
значимости
моральных
правил
и
норм,
положительное
к
ним
отношение;
сформированность
устойчивых
нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества, активное
противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам.
Чтобы
установить
уровень
нравственной
воспитанности
школьника,
надо, прежде всего, выяснить степень понимания им тех нравственных норм,
которые определяют то или иное нравственное качество личности.
Одна
из
задач
воспитания
-
правильно
организовать
деятельность
ребенка.
В
деятельности
формируются
нравственные
качества,
а
возникающие
отношения
могут
влиять
на
изменение
целей
и
мотивов
деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и
ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его
нравственного развития.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и
осознание содержания воздействий,
которые поступают и от родителей и
педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с
нравственным
опытом
индивида,
его
взглядами
и
ценностными
ориентациями.
В
сознании
ребенка
внешнее
воздействие
приобретает
индивидуальное
значение
и
таким
образом
формирует
субъективное
отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия
решения
и
нравственный
выбор
ребенком
собственных
поступков.
Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут
быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть
соответствия между требованиями должного поведения.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное
просвещение,
цель
которого
-
сообщить
ребенку
совокупность
знаний
о
моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть.
Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с
осознанием
образцов
нравственного
поведения
и
спо собствует
формированию моральных оценок и поступков.
Список литературы:
1.Величко
О.Ю.
Методы
стимулирования
нравственного
развития
младших
школьников
/
О.Ю.
Величко
//
Начальная
школа
+
практика:
(вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100
2.Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших школьников
(на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") / А.Б.
Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77
3.Иванова
А.П.
Формирование
нравственных
ценностей
младших
школьников средствами регионализации математического образования / А.П.
Иванова // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.26-30
4.Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально
грамотной
личности
младшего
школьника
/
Е.П.
Кадырова
//
Начальная
школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30
5.Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения:
Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А.
Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26