Автор: Арсентьева Любовь Юрьевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества №4"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Рабочая программа дополнительного образования "Креативные Идеи"
Тема: Адаптация подростков к предпринимательской деятельности
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 4»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества № 4»
______________Л.П. Цуканова
Дополнительная общеразвивающая программа
«Креативные идеи»
(для детей 12-15 лет)
Срок реализации программы 1 год.
Программа рекомендована к работе педагогическим
советом МБУ ДО ДДТ № 4
Протокол № _
от «__» сентября 2016г.
Разработчики:
Адрес: 654059
Кемеровская область, г. Новокузнецк,
ул. М. Тореза, 82 а,
тел. 54-63-35
г. НОВОКУЗНЕЦК
2016
1. Пояснительная записка
Направленность программы – соцаильно-педагогическая.
Программа повышает уровень готовности обучающихся к взаимодействию
с
современным
обществом,
формирует
знание
о
таких
сферах
современной
социальной
жизни,
направленных
на
обслуживание
жизненных
потребностей
человека,
как сфера услуг и торговли. Рассматривается устройство общества в
свете «потребитель – производитель». Программа создает условие для развития
коммуникативной, социально успешной личности, владеющей знаниями основ
маркетинга. При изучении программы учащиеся получают социальный опыт, на
практике взаимодействуя с рынком услуг и товаров рукотворного творчества
(Handmade),
ориентируясь
на
торговую
площадку
«Ярмарка
Мастеров»
(интернет-ресурс)
и
сезонный
спрос
потребителя.
Программа
воспитывает
социальную
компетентность
в
сфере
деятельности
«человек-общество»
и
«человек-человек».
Программа
опирается
на
нормативно-правовую
базу:
Закон
РФ
«Об
образовании»;
Концепцию
развития
дополнительного
образования
детей
(от
04.09.2014г. №1276-р); Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина
России;
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(утв.
приказом
Минобрнауки
России
от
29.08.2013г.
№
1008);
Примерным
требованиям
к
программам
дополнительного
образования
детей
(Приложение
к
письму
Департамента
молодежной
политики,
воспитания
и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-18-14);
методическим
рекомендациям
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Москва, 2015г); СанПиН 2.4.4.3172-14; Устав и
другие локальные акты МБУ ДО ДДТ №4.
При
разработке
программы
были
использованы
учебно-методические
пособия И.В.Липсиц,
Т. А.Протасевич, в которых рассматриваются вопросы
обучения
детей
азам
экономики
и
грамотному
социально-экономическому
поведению в современном обществе; пособия «The Open University» по курсам
BZR751
(Управление
развитием
и
изменением), BZR786
(Практический
маркетинг), BZR654 (Эффективный менеджер), Open Business School.
Настоящая
модифицированная
программа
предназначена
для
обучения
детей теории и практике маркетинга, организации деятельности по социально-
культурному, экономическому и художественно - эстетическому направлениям,
ориентирована
на
раскрытие
и
воспитание
предпринимательской
смекалки
и
развитие
самостоятельного
бизнеса
свободной
самобытной
творческой
личности.
Программой
предусмотрено
разъяснение
значений
о сновных
экономических
понятий
и
терминов,
а
также
ознакомление
с
различными
экономическими
системами
и
теориями,
также
особое
внимание
уделяется
изучению действующей торговой площадки «Ярмарка Мастеров», где учащиеся,
могут
самостоятельно
реализовывать
собственные
изделия
рукотворного
творчества (Handmade). Вместе с тем, содержание программы предусматривает
создание
представлений
о
многообразии
форм
организации
труда,
основ
социально-экономической защиты молодежи в условиях рыночных отношений.
Соединяя
в
себе
разные
элементы
синтетических
знаний,
программа
открывает широкий горизонт для развития личности.
Новизна
данной
рабочей
программы.
Необходимость
разработки
программы
«Креативные
идеи»
обусловлена
всё
большей
вовлеченностью
школьников
в
серьёзные
социально-экономические
отношения.
Этот
процесс
характеризуется рассогласованием: школьники готовы действовать решительно,
но
в
условиях
недостаточной
компетентности
их
действия
не
приносят
экономического
результата
и
уровень
социальной
адаптации
подрастающего
поколения не высок.
Степень новизны программы определяется существующим интересом детей
к бизнес-отношениям и фактически полным отсутствием мягкого и безопасного
вовлечения школьников в практику торговых отношений.
Особый
акцент
в
программе
сделан
на
использование
действующей
торговой
площадки,
как
объекта
торгово-экономического
мира,
для
экспериментов с собственными изделиями, анализа продвижения собственного
товара и достижения успеха в практике торговых отношений. Это и является
очевидным
признаком
соответствия
программы
современным
требованиям
к
организации и продвижению успешных бизнесс-проектов.
Проходя данный курс обучения, школьник получает результат своей работы,
в последующем усложняя себе цели, получает более весомый результат.
Актуальность
программы обусловлена значимостью подготовки ребенка
к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а
также
необходимостью
преемственности
в
изучении
экономики
на
первых
ступенях образовательной системы.
Изучение данного курса актуально еще и
тем, что знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому
человеку, независимо от возраста. Чем раньше ребенок начнет изучать и понимать
закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить
свое будущее. Изучение экономики в школьном возрасте помогает сформировать
начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной
деятельности
человека,
осуществляемой
в
основных
экономических
сферах:
потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.
Актуальность обусловлена и тем, что
школьники могут быть вовлечены в
интереснейший мир бизнеса, хотят этого и под руководством педагога постигают
на
практике
все
шаги
предпринимательства,
основанного
на
производстве
и
реализации
товаров рукотворного
творчества
(Handmade).
Реализация
этих
товаров через интернет площадки и реальные торговые ярмарки будет успешной,
если анализ рынка сбыта и анализ спроса покупателя был сделан правильно.
Актуальность
проблемы
заработка
и
подработки
для
школьников
возросла
в
связи с не редкими финансовыми сложностями в семьях подростков. Данная
программа дает знания и практику от производства товара до его реализации,
учит азам бухгалтерского учета при калькулировании себестоимости и подсчете
ожидаемой
прибыли. Интерес к проблеме обусловлен еще и тем, что изучая
основы
маркетинга,
школьник
расширяет
свой
кругозор
и
учится
отличать
выгодное
предприятие
(дело)
от
проигрышного,
что
в
наши
дни
является
важным умением, сберегающим школьников от опасных предложений на рынке
труда.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что
при
её
освоении
повышается
уровень
готовности
обучающихся
к
взаимодействию
с
современным
обществом,
развивается
коммуникативная,
социально
успешная
личность,
владеющая
знаниями
основ
маркетинга.
При
изучении
программы
учащиеся
получают
социальный
опыт,
на
практике
взаимодействуя с рынком услуг и товаров рукотворного творчества. Программа
ориентирована на применение широкого комплекса практических экспериментов
на
реальном
рынке
товаров
и
услуг,
что
позволяет
развивать
у
школьника
пытливый
ум,
стойкость
в
достижении
поставленной
цели,
воспитывает
аналитическое
мышление.
Специфика
данной
программы
обусловлена
необходимостью
вовлечения
школьников
во
внутренний
самоанализ
по
типу
«кто
я?».
Это
обусловлено
тем,
что
не
каждый
человек
может
заниматься
предпринимательством.
Для
выяснения
таких
внутренних
устоев,
программа
предусматривает прохождение всех бизнесс-этапов от анализа и планирования
(управленческая
роль)
до
производства
(эстетическая
и
художественно-
техническая
направленность
развития)
и
реализации
продукции
(роль
управленца среднего звена). Безопасное (без финансовых рисков) прохождение
всех уровней бизнес-ролей позволяет развить интерес к разным областям своего
применения в социально-экономической жизни.
Занятие
по
программе
«Креативные
идеи»
развивает
личность
ребенка,
прививает
устойчивый
интерес
к
постоянно
меняющемуся
миру
спроса
и
предложения, совершенствует навык анализировать и воплощать свои идеи через
производство и реализацию, побуждает к созданию новых планов.
Все сказанное заставляет смотреть на программу «Креативные идеи» как
на
благоприятную
среду
для
создания
всеобъемлющей системы
комплексной
адаптации к современному миру.
Цели
образовательной
программы:
повышение
уровня
готовности
обучающихся к взаимодействию с различными социальными и экономическими
сферами жизни. Формирование образа мышления, поведения и деятельности,
соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества.
Задачи
, постепенное решение которых вложено в программу:
1.
выявить
возможности
применения
талантов
школьников
в
практике
экономического действия.
2.
научить взаимодействию внутри производственной группы
3.
научить
взаимодействию
внутри
аналитической
группы
топ-
управленцев
4.
организовать
собственную
торговую
площадку
на
интернет
ресурсе
«Ярмарка
Мастеров»
для
проведения
экспериментов
и
п р а кти к и
предпринимательства
5.
формировать определенные установки грамотного поведения учащихся
в различных рыночных ситуациях
6.
подготовить
учеников
к
возможности
развития
простейшей
предпринимательской деятельности в устойчивый источник дохода
7.
развивать
эмоциональную
сферу
ребенка,
воспитать
чувство
ответственности
8.
формировать
интерес
к
предпринимательству,
как
средству
познания
жизни
9.
развивать
коммуникативные,
технические
навыки
и
творческие
способности детей
10. воспитать эстетический вкус школьников
Отличительными особенностями являются:
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Креативные
идеи»
является модифицированной программой и построена на основе:
программы
«С
экономикой
на
‘ты’!»
преподавателя
экономики
Сосновских Ирины Геннадьевны
программы «Творческая мастерская «Креатив»» педагога Моисеевой
Инны Сергеевны
программ
Всемирной
Открытой
Школы
Бизнеса
«The
Open
University»
по
курсам
BZR751
(Управление
развитием
и
изменением),
BZR786
(Практический
маркетинг),
BZR654
(Эффективный
менеджер),
разработанные
практиками
бизнеса
и
методистами Open Business School.
Авторские
материалы,
являющиеся
основанием
данной
программы,
переработаны
и
модифицированы
в
плане
объединения
о сновных
направленностей
творческой
и
социально-экономической
деятельности
учащихся.
В программе «Креативные идеи» перераспределено учебное время за счет
объединения выбранных мной разделов всех перечисленных программ.
Немаловажно,
что
содержание
программы
построено
с
учетом
социокультурного
окружения
школьников
и
вносит
свой
вклад
в
развитие
культуры восприятия экономических процессов школьниками.
Имея
профессиональные
сертификаты
по
программам Всемирной
Открытой
Школы
Бизнеса
«The
Open
University»,
автор
модифицированной
программы «Креативные идеи» владеет практическим опытом ведения бизнеса и
проведения
международных
бизнес
-
конференций
в
рамках
«The
Open
University».
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
дополнительной
образовательной программы – это школьники 12-15 лет.
Программа рассчитана на один год освоения. В дальнейшем она может
быть
переработана
в
программу
более
длительного
срока
освоения.
Необходимость перемен продиктует время.
Программа может реализовываться в любом учреждении дополнительного
образования.
Доступность
программы. Для того чтобы стать участником программы,
ребенку совершенно не нужно обладать каким-то специфическими навыками.
Например, для этого вовсе не обязательно изначально хорошо мастерить поделки
или быть специалистом в экономике. Обучение бизнес приёмам, как таковым,
происходит, как бы, не заметно. Не в форме экзаменов и контрольных, а в форме
увлекательных занятий с выходом в сеть интернет для проведения различных
исследований реальной торговой площадки. Дети учатся, общаясь и пробуя свои
идеи воплотить в жизнь.
Организация образовательного процесса.
Режим организации занятий
Год
обучения,
возраст
обучающихся
Состав
групп
Продолжи-
тельность
занятия
Периодичность
занятий
в неделю
Кол-во
часов
в
неделю
Общее
кол-во
часов
по
программе
1 год
(12-15 лет)
8-12
чел.
2
1
2
68
Принципы, положенные в основу программы.
1.
Программой
предусмотрены
следующие
виды
занятий:
лекция-
беседа, сюжетно-ролевая игра, решение задач, коллективные творческие игры и
работы, мозговой штурм, работа с дидактическим материалом, использование
наглядных пособий, выполнение творческих заданий, составление собственных
задач, чтение литературы с экономическим содержанием, изучение интернет-
площадки с целью создания там собственного рабочего пространства. Программа
«Креативные
идеи»
- это своего рода сводный
курс
общеобразовательных
социально
значимых
знаний.
Логика подачи материала в программе курса
основана на принципе «от теории - к практике». Это связано с тем, что тео-
ретические знания, полученные на занятиях, необходимо обязательно закрепить в
практической деятельности для выработки навыка применения знаний.
2.
Основу программы составляет личностно-ориентированный подход
к
школьникам,
подразумевающий
учет
индивидуальных,
возрастных,
психологических,
физических,
морально-нравственных
особенностей
каждого
ребенка
при
планировании
и
проведении
занятий
и
учебно-тренировочных
поездок.
3.
Безопасность.
Воспитанники
должны
чувствовать
себя
в
безопасности
на
занятиях
в
общем
и
в
процессе
восприятия
критики.
Обеспечить безопасность и комфортность общения помогает воспитание, которое
осуществляется
на
всех
этапах
обучения
через
систему
традиций
бизнес
сообществ, законов, норм поведения и общения
.
2.
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практ.
Вводное занятие.
Анкетирование.
Инструктаж по технике
безопасности
2
1
1
Анкетирование
1
Основы экономической
жизни общества
2
1
1
1.1
Понятие Труд-Изделие-
Товар. Анализ ярмарочного
товара, как образец
экономической модели.
2
1
1
Деловая игра
2
Спрос и предложение.
Равновесие на рынке
6
3
3
2.1
Изучение рынка сбыта на
примере интернет-ресурса
"Ярмарка Мастеров".
Выбор образца изделия для
собственного изготовления.
2
1
1
Деловая игра
2.2
Влияние моды на спрос.
Методика создания моды.
Разработка стратегии.
2
1
1
Мозговой
штурм
2.3
Изучение спроса на изделия
из бисера, на изделия
методом "канзаши".
Ярмарка идей.
2
1
1
Мозговой
штурм
3
Потребители
10
5
5
3.1
Для кого работает рынок?
Для кого готовы работать
мы? Что интересно
потребителю. Анализ
категорий потребителей на
"Ярмарке мастеров".
Выработка стратегического
решения: "Кто наш
потребитель"
2
1
1
Интеллектуальн
ая игра
3.2
Интересы потребителей
разной возрастной
категории. Какой товар надо
планировать. Проекты
изделий.
2
1
1
Проект
3.3
Интересы потребителей с
разными ценовыми
предпочтениями. Только ли
ценой товара можно
получить выгоду? Понятие
отсроченной выгоды.
Изготовление изделий.
2
1
1
Упражнения
3.4
Сезонные предпочтения
потребителей. Составление
графика ажиотажной
продажи. Изготовление
изделий, согласно
построенному графику
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
3.5
Творческая мастерская по
изготовлению изделий,
согласно проведенным
исследованиям. Выработка
стратегии продвижения
товара.
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
4
Фирмы, рынки,
конкуренция
8
4
4
4.1
Изучаем фирмы,
владеющие аналогичными
технологиями изготовления
изделий. Понятие
конкурентной среды.
Стратегии преодоления и
победы.
2
1
1
Мозговой
штурм
4.2
"Мал золотник, да дорог" -
преимущества не крупного
предприятия на
развивающемся рынке
потребления. Система
индивидуальных заказов.
Изготовление товара на
заказ.
2
1
1
Практические
приемы
4.3
Творческая мастерская.
Анализ предпочтений
потребителя в декабре.
2
1
1
Проект
4.4
Анализ торговых
возможностей в
предновогодние дни.
Изготовление товара под
заказ.
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
5
Себестоимость и
оставшаяся прибыль
6
3
3
5.1
Калькуляция расходов.
Подготовка предновогодней
выставки изделий.
2
1
1
Мозговой
штурм
5.2
Новогоднее настроение -
праздничный отчет -
выставка. Защита проектов
по изделиям.
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
5.3
Понятие себестоимость.
Калькуляция расходов.
Изучение изготовленного
товара с этой точки зрения.
Поиск методов снижения
себестоимости
2
1
1
Упражнения
6
Основы рекламы
6
3
3
6.1
Рекламная политика фирмы.
Направленность, степень
агрессивности. Методика
контроля эффективности
рекламы.
2
1
1
Практические
приемы
6.2
Виды рекламной
продукции: буклеты,
листовки, "сарафанное
радио". Что эффективнее?
Репутация - что это такое.
2
1
1
Деловая игра
6.3
Выбор рекламной политики
для продвижения
изготовленного товара
ручного творчества
2
1
1
Проект
7
Ценовая политика
торгующей организации
6
3
3
7.1
Какие бывают стратегии в
ценовой политике
торгующей организации?
Рискованные решения в
бизнесе.
2
1
1
Деловая игра
7.2
Подсчет трудозатрат и
стоимости изделия.
Понятие "выгодный товар".
Творческая мастерская по
изготовлению изделий
крайних ценовых групп.
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
7.3
Творческая мастерская.
Подсчет трудозатрат для
введения этого понятия в
калькуляцию расходов на
каждый товар.
2
1
1
Практические
приемы
8
Торговые площадки и
возможности
продвижения товара.
6
3
3
8.1
Изучение возможностей
реализации товара на
площадках города и на
просторах интернет-
ресурсов. Творческая
мастерская. Весна и
праздники.
2
1
1
Мозговой
штурм
8.2
Творческая мастерская.
Производство самого
выгодного товара
2
1
1
Проект
8.3
Открытие собственной
площадки на интернет-
ресурсе "Ярмарка
мастеров". Творческая
мастерская. Изделия под
заказ.
2
1
1
Практические
приемы
9
Разработка бизнес-плана
для развития торговой
точки
6
3
3
9.1
Что такое бизнес-план.
2
1
1
Деловая игра
9.2
Налаживаем производство
согласно бизнес-плану.
2
1
1
Творческий
конкурс
9.3
Творческая мастерская.
Изготовление изделий
согласно бизнес-плану
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
10
Защита бизнес-плана
10
5
5
10.1
Презентация бизнес-плана
на следующий год.
2
1
1
Защита
творческой
идеи
10.2
Творческая мастерская.
Готовимся к празднику
Победы
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
10.3
Творческая мастерская. Мы
поздравим ветеранов.
2
1
1
Коллективная
творческая
работа
10.4
Творческая мастерская к
Дню Победы "Георгиевская
лента - символ победы"
2
1
1
Стендовый
фонд
10.5
Творческая мастерская.
Подведение итогов : самый
выгодный товар.
2
1
1
Демонстрация
практических
навыков
Итого:
68
34
34
В основу курса положены:
тематический
принцип
планирования
учебного
материала,
что
отвечает задачам грамотной организации занятия и учитывает интересы детей,
их возрастные особенности;
обучение
в
порядке
постепенного
усложнения
-
от
выполнения
отдельных тренировочных упражнений по продвижению собственных изделий
на
торговый
рынок
до
изобретения
и
изготовления
новых
востребованных
товаров;
от
экспериментов
с
наиболее
простыми
схемами
реализации
до
вовлечения
в
сложный
многоуровневый
экономический
мир
с
привлечением
торгово-закупочных компаний, заинтересованных спонсоров и накопления круга
постоянных покупателей. Таким образом, ребенок постепенно поднимается по
ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
построение
занятий
согласно
логике
познания
-
от
постановки
творческой
задачи
до
достижения
творческого
результата,
от
постановки
экономической
цели
до
достижения
экономического
результата
и
анализа
проделанной работы. Такими результатами могут быть как накопление товарной
массы
востребованных
потребителем
изделий,
так
и
отдельные
творческие
работы,
создаваемые
для
эксперимента
реализации
на
«Ярмарке
Мастеров».
Экономический
результат
от
деятельности
школьников
по
программе
«Креативные идеи» зависит от постоянно меняющихся условий и предпочтений
потребителя.
В
условиях
безопасного
эксперимента
любой
экономический
результат – это платформа для анализа происходящего на рынке услуг и товаров.
Мы
стремимся
к
получению
прибыли
в
денежном
выражении.
На
каждом
занятии должен быть творческий и экономический итог.
взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей
учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие
памяти,
внимания,
речи,
восприятия,
воображения,
мышления
школьников
наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии
познавательной сферы играет придумывание новых изделий и освоение новых
техник
исполнения
для
очередного
изделия.
Работа
над
анализом
востребованных
товаров
способствует
развитию
словарного
запас а,
произвольного
внимания,
памяти,
восприятия,
мышления,
воображения
школьников.
построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли
участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы
как единого организма, делением всех школьников на малые творческие группы,
выполнение индивидуальных заданий.
построение
занятий
таким
образом,
чтобы
школьники
имели
возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение,
тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность.
3. Основное содержание программы дополнительного образования
«Креативные идеи»
Этапы и содержание работы
1этап
«
Основы экономической жизни общества
» (1раздел)
1.
В
ходе
знакомства
с
программой
пробуются
«на
вкус»
все
основные
пнятия и категории: потребность, нужда, выбор, физиологические потребности,
безопасность,
здоровье,
образование,
знания,
общение,
уважение,
интерес,
самовыражение, хобби. Дидактическое задание «ХОЧУ» и «НАДО». Загадки про
потребности. Игра-аппликация «Варю борщ». Зачетная работа по картинкам и
слайдам «Анализ ярмарочного товара».
2этап
«
Спрос и предложение. Равновесие на рынке
(раздел 2)
Понятия
и
категории:
ярмарка,
аукцион,
распродажа,
супермаркет.
Экскурсия в супермаркет. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Сюжетно-ролевая
игра «Аукцион». Работа с обучающими карточками для детей «Сделай покупку».
Творческое задание «Магазин».
Экономика – все, что нас окружает. Основные потребности человека.
Безграничность
потребностей.
Почему
нельзя
удовлетворить
все
свои
потребности? Ограниченность экономических ресурсов. Неизбежность выбора.
Какие механизмы управляют рынком? Какие функции выполняет рынок.
Спрос и предложение. Может ли цена товара расти бесконечно? Деловая игра
«Рынок». Изучение
рынка
сбыта
на
примере
интернет-ресурса
"Ярмарка
Мастеров". Выбор образца изделия для собственного изготовления.
Влияние моды на спрос. Методика создания моды. Разработка стратегии.
Различные стратегии рекламной политики (эффект стадности, лозунги, слоганы,
призывы к благоразумию и другие). Конкурс рекламодателей.
Изучение спроса на изделия из бисера, на изделия методом "канзаши".
Ярмарка
идей.
Мозговой
штурм
с
целью
определения
выгодного
товара
для
запуска его в производство.
Игра
«Что
из
чего
получают».
Игра
на
внимание
«Товар
–
услуга».
Сюжетно-ролевая игра «Круиз».
Одно занятие логически вытекает из другого и все они взаимосвязаны
между собой.
3этап
«
Потребители
»
(раздел 3).
Потребитель,
продавец,
изготовитель,
исполнитель,
товар,
работа,
услуга,
суверенитет потребителя.
Торговля
оптовая,
розничная,
стимулирование
сбыта,
гарантия,
скидки,
стимулирующие
лотереи,
импульсные
покупки,
специализированные
и
универсальные магазины, традиционная торговля, супермаркеты, гипермаркеты,
внемагазинные
формы
торговли
(по
каталогам,
посылочная),
телемагазины,
интернет-магазины, прямые продажи.
Интересы
потребителей
разной
возрастной
категории.
Какой
товар
надо планировать. Проекты изделий.
Сезонные
предпочтения
потребителей.
Составление
графика
ажиотажной продажи. Изготовление изделий, согласно построенному графику
Работа над индивидуальными проектами. Один ученик как автор своего
проекта
может
привлекать
других
детей
на
роли
производителей,
рекламодателей,
администраторов
интернет
ресурсов
и
так
далее.
И
одновременно
сам
может
помогать
в
разных
качествах
другим
ученикам
осуществлять их индивидуальные проекты.
4
этап
«
Фирмы, рынки, конкуренция
.»
(раздел4)
Маркетинг
–
деятельность,
помогающая
встретится
покупателям
и
продавцам.
Исследование
рыночных
возможностей.
Деловая
игра
«Я
решил
открыть …»
Коммерческая тайна. Риск.
Может ли государство гарантировать
успех каждому предпринимателю? Промышленный шпионаж.
Изучаем фирмы, владеющие аналогичными технологиями изготовления
изделий. Понятие конкурентной среды. Стратегии преодоления и победы.
Преимущества
не
крупного
предприятия
на
развивающемся
рынке
потребления.
Анализ
торговых
возможностей
в
предновогодние
дни.
Изготовление товара под заказ.
5
этап
«
Себестоимость и оставшаяся прибыль.
» (раздел5)
Чтение сказки о двух сыновьях и наследстве. Можно ли продавать товар по
цене
ниже
себестоимости?
Решение
задач
на
вычисление
себестоимости,
прибыли и расчет продажной цены товара. Мозговой штурм
- организация
подсчета
по
какому-либо
произведенному
товару.
Поиск
методов
снижения
себестоимости.
Калькуляция расходов. Подготовка предновогодней выставки изделий.
Новогоднее настроение - праздничный отчет - выставка. Защита проектов по
изделиям.
6этап
«
Основы рекламы
»
(раздел6)
Факторы, от которых зависит рекламная политика: размер фирмы; конкретная
сложившаяся рекламная ситуация; бюджет; цели на рынке; поведение
конкурентов; занимаемое положение на рынке.
Разработка плана рекламы
Основные этапы разработки плана рекламы:
1) установление целей;
2) установление ответственности;
3) определение бюджета;
4) разработка тем;
5) выбор средств рекламы;
6) создание рекламных объявлений:
7) выбор времени рекламы;
8)анализ совместных усилий;
9) оценка полученного результата (успех/неудача) Разработка плана рекламных
мероприятий
Основные моменты, которые необходимо учитывать при планировании
рекламной деятельности 1. Положение товара: по отношению к мотивам
потребителя; по сравнению с конкурентами.
Рекламная
политика
фирмы.
Направленность,
степень
агрессивности.
Методика контроля эффективности рекламы.
Виды рекламной продукции: буклеты, листовки, "сарафанное радио". Что
эффективнее? Репутация - что это такое.
Выбор
рекламной
политики
для
продвижения
изготовленного
товара
ручного творчества
7этап
«
Ценовая политика торгующей организации
»
(раздел7)
Сущность ценовой политики состоит в том, чтобы наделять предлагаемые
товары и услуги наиболее оптимальной экономической характеристикой, которая
способна
адаптироваться
под
непрерывно
меняющуюся
ситуацию
на
рынке.
Ценовые стратегии выступают практическим применением ценовой политики.
Для
разработки
ценовой
политики
предусмотрено
несколько
этапов.
Какие
бывают стратегии в ценовой политике торгующей организации? Рискованные
решения
в
бизнесе.
Понятие
"выгодный
товар".
Творческая
мастерская
по
изготовлению изделий из «крайних» ценовых групп.
8этап
«
Торговые
площадки
и
возможности
продвижения
товара
»
(раздел8)
В современных условиях процесс продвижения продукта или услуг на рынок,
на
котором
присутствует
множество
аналогичных
товаров
или
услуг
отечественных конкурентов, а также импортных, является для многих компаний
затратным, длительным и сложным. И службы маркетинга используют в своей
деятельности с целью продвижения продукции на современные рынки различные
методы маркетинговых коммуникаций.
Маркетинговые коммуникации –
это
постоянное
управление
продвижением
своей деятельности к потребителю и клиентам с целью:
1. Информировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах,
условиях продаж;
2. Убедить перспективных потребителей отдать предпочтение именно этим
товарам и маркам, делать покупки в определенных магазинах и так далее;
3. Мотивировать перспективных потребителей к тому, чтобы они действовали,
не откладывая покупку на будущее.
Маркетинговые коммуникации делятся на личные и безличные коммуникации.
К
личным
коммуникациям
относятся
персональная
продажа
и
связи
с
общественностью
(паблик
релейшенз).
К
безличным
коммуникациям
можно
отнести рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта.
К современным методам продвижения товара можно также отнести Интернет,
Брендинг,
Франчайзинг,
Телемаркетинг,
Мерчендайзинг,
Выставки,
Рекламу
и
другие методы.
Творческая мастерская работает для производства самого выгодного товара
Изучаются возможностей реализации товара на площадках города и на
просторах интернет-ресурсов. Открытие собственной площадки на интернет-
ресурсе "Ярмарка мастеров".
9этап «Разработка бизнес-плана для развития торговой точки» (раздел9)
Что такое бизнес-план.
Задачи
бизнес-плана. Составление
грамотного
и
полного
бизнес-плана
позволяет предпринимателю решить нижеприведенные задачи:
определить цели предприятия, его стратегию, а также тактику реализации в
краткосрочном и долгосрочном периодах;
сформулировать
оптимальные,
четкие
направления
в
деятельности
компании, предпочтительные рынки сбыта и целевую группу потребителей;
выявить потенциальную долю предприятия на целевом рынке или в его
сегменте;
разработать ассортимент предлагаемых услуг и товаров и охарактеризовать
основные их показатели;
определить
объем
потенциальных
издержек
производственного
и
непроизводственного характера;
определить
направления
маркетинговой
политики
в
о бл а с т и
ценообразования, стимулирования реализации продукта, изучения освоенных и
потенциальных рынков;
определить
оптимальный
баланс
между
реальными
возможностями
предприятия и поставленными к реализации целям.
Многие предприниматели, особенно нижнего звена, считают бизнес-план
необязательным. Вместе с тем, со знанием дела составленный документ будет
хорошим подспорьем не только на начальном, но и на последующих этапах
реализации проекта.
Налаживаем
производство
согласно
бизнес-плану.
Творческая
мастерская
изготавливает изделия, согласно бизнес-плану.
10этап «Защита бизнес-плана» (раздел10)
Презентация
бизнес-плана
на
следующий
год.
Защита
творческой
идеи
Творческая
мастерская.
Готовимся
к
празднику
Победы.
Коллективная
творческая работа. Творческая мастерская к Дню Победы "Георгиевская лента -
символ победы"
Подведение итогов. Анализ: «Самый выгодный товар года»
Защита презентации товара и демонстрация практических навыков понимания
бизнес плана.
Формы подведения итогов занятий школьников.
При освоении программы «Креативные идеи» индивидуальными формами
текущего контроля являются:
персональные выставки
самостоятельные работы
Групповыми формами текущего контроля являются:
деловая игра
мозговой штурм
творческий конкурс
коллективная творческая работа
презентация сувенирной лавки
написание и защита проекта
Защита
творческой
идеи
и
демонстрация
практических
навыков
–
это
индивидуальная
форма
итогового
контроля.
Групповой
формой
итогового
контроля
является
творческий
отчет
группы
о
этапах
освоения
бизнес
-пространства «Ярмарка Мастеров».
Школьники
демонстрируют
повышение
уровня
готовности
к
взаимодействию с различными социальными и экономическими сферами жизни.
Применяют предпринимательский и творческий образа мышления, поведения и
деятельности,
соответствующие
экономическим
и
нравственно-правовым
основам общества. Демонстрируют умения и знания для решения поставленных
задач:
применяют свои таланты в практике экономического действия.
взаимодействуют внутри производственной группы
взаимодействуют внутри аналитической группы топ-управленцев
проводят эксперименты и практику предпринимательства на собственной
торговой площадке «Ярмарка Мастеров»
грамотно ведут себя в различных рыночных ситуациях
развивают простейшую предпринимательскую деятельность в устойчивый
источник дохода
эмоционально грамотно и ответственно ведут свою деятельность
интересуются предпринимательством, как средством познания жизни
применяют свои коммуникативные и технические навыки для достижения
поставленной цели
имея творческие способности, развивают свой эстетический вкус.
По итогам освоения программы школьники умеют:
решать простейшие экономические задачи
делиться своими идеями и мнениями
задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы
контролировать выполнение коллективного задания и направлять
работу в нужное русло
подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую
работу
обращаться за помощью и разъяснением к товарищам или взрослым;
выражать свое мнение о ходе совместной работы
Результативность работы помогут оценить анкетирование самих школьников,
их родителей, а также круга потребителей. Причем, за счет размещения торговой
площадки в сети интернет, потребительская аудитория может быть достаточно
большой и разноплановой, активной в своих комментариях по поводу оценки
наших действий на рынке товаров и услуг.
В результате изучения курса «Креативные идеи
» должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
-о формах проявления
заботы о человеке при
групповом
взаимодействии
-о правилах поведения на
занятиях и в игровом
творческом процессе
-о правилах общения, о
правильном отношении к
- знать о ценностном
отношении к
рукотворному
творчеству, как к
культурному наследию
народа
- иметь нравственно-
этический опыт
взаимодействия со
сверстниками
- правила
- необходимые
сведения об основах
экономической жизни
общества
- о способах
продвижения товара
на рынке сбыта
- законах и
механизмах
управления рынком
- методике создания
собственным ошибкам, к
победе, поражению
взаимодействия со
взрослыми в
соответствии с
общепринятыми
нравственными
нормами
моды
- о спросе и
предложении на рынке
услуг
Уметь
- анализировать и
сопоставлять, обобщать,
делать выводы, проявлять
настойчивость в
достижении цели
-правильно
взаимодействовать с
партнерами по команде
(терпимо, имея
взаимовыдержку и т.д.)
- в ы р а ж а т ь
с е б я
в
различных
доступных
и
наиболее
привлекательных
д л я
ребенка видах творческой
и игровой деятельности
- планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей
- адекватно
воспринимать
предложения и оценку
учителя, родителя и др.
людей
- контролировать и
оценивать процесс и
результат деятельности
- договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
-формулировать
собственное мнение и
позицию
- анализировать и
сопоставлять самые
различные товары и
услуги
- пользоваться
основными приемами
маркетинга
-импровизировать
- работать в группе, в
коллективе
- выступать перед
публикой, рабочей
группой и
потенциальными
потребителями
Прим
енять
- быть сдержанным,
терпеливым,
вежливым в процессе
творческого
взаимодействия
-подводить
самостоятельный итог
занятия
-анализировать и
систематизировать
полученные умения и
навыки.
- полученные сведения о
многообразии
экономических моделей и
приёмах маркетинга
-красивую,
правильную,
четкую, экономически
грамотную речь как
средство
полноценного
общения
- умення и
самостоятельно
выбирать,
организовывать
небольшой
творческий проект
- первоначальный опыт
самореализаци
в различных видах
творческой и экономической
деятельности
-умение выражать себя
в доступных видах
организации
управления
коллективом, группой
- использовать
накопленные знания
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа
опирается
на
нормативно-правовую
базу:
Закон
РФ
«Об
образовании»;
Концепцию
развития
дополнительного
образования
детей
(от
04.09.2014г. №1276-р); Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина
России;
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(утв.
приказом
Минобрнауки
России
от
29.08.2013г.
№
1008);
Примерным
требованиям
к
программам
дополнительного
образования
детей
(Приложение
к
письму
Департамента
молодежной
политики,
воспитания
и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-18-14);
методическим
рекомендациям
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Москва, 2015г); СанПиН 2.4.4.3172-14; Устав и
другие локальные акты МБУ ДО ДДТ №4.
Техническое оснащение занятий
Занятия проводятся в обычном классе, где есть окно, доска, учительский
стол, шкаф для устройства тематических выставок, а также парты и стулья по
количеству участников. Для занятий все парты сдвигаются на середину класса,
образуя один большой общий стол.
Для организации занятий необходимо следующее оснащение:
компьютер (ноутбук или стационарный ПС, по возможности с видео-
проектором для просмотра анимации на экране или классной доске);
доступ в интернет
фотоаппарат
расходные материалы для производства поделок: бисер, ленты, проволоку,
ткань и т.п.
швейная машина
Используемая литература
1.
Детский экономический словарь. Просвещение. 2003.
2.
Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. Вита-Пресс, 1997.
3.
Меньшикова О.И. Как Миша стал бизнесменом. Вита-Пресс, 1996.
4.
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. Вита-Пресс,
2000.
5.
Протасевич
Т.
А.
Начала
экономики.
Учебно-методическое
пособие
для
преподавателя. М. : Вита-Пресс, 2003.
6.
Протасевич Т. А. Современная экономика. Программа и сборник учебных
материалов. М. : Вита-Пресс, 2002.
7.
Романова Н.И. Экономическая игротека. Финансы и статистика, 1996.
8.
Программа Всемирной Открытой Школы Бизнеса «The Open University» по
курсу BZR751 «Управление развитием и изменением». Программа и сборник
учебных материалов. МЦДО ЛИНК, 2003.
9.
Программа Всемирной Открытой Школы Бизнеса «The Open University» по
курсу
BZR786
«Практический
маркетинг». Программа и сборник учебных
материалов. МЦДО ЛИНК, 2003.
10.
Программа Всемирной Открытой Школы Бизнеса «The Open University» по
курсу BZR654 «Эффективный менеджер». Программа и сборник учебных
материалов.
МЦДО ЛИНК, 2003.
11.
В.В.
Ячменева
Занятия
и
игровые
упражнения
по
художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007
12.
Примерные
программы
на
о снове
Федерального
ком п о н е н т а
государственного стандарта начального общего образования / Министерство
образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2005