Автор: Панфилова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: город Надым
Наименование материала: Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ школы №2 г.Надыма
Тема: "Инклюзивное образование в ОУ школы №2 г.Надыма"
Раздел: начальное образование
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями
в инклюзивном образовательном пространстве ОУ школы №2 г.Надыма
В
настоящее
время
около
4,5%
детей
дошкольного
и
школьного
возраста,
проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными
возможностями,
вызванными
различными
отклонениями
в
состоянии
здоровья,
и
нуждаются
в
специальном
образовании,
отвечающем
их
особым
образовательным
потребностям.
Обучение
и
социализация
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья подразумевает
решение этой проблемы в условиях общеобразовательной
школы, а также оказание помощи семье, психологической поддержки в воспитании и
развитии детей ОВЗ.
Сегодня формирование доступной среды для инвалидов является важнейшей задачей
государственной
власти.
В
«Средней
общеобразовательной
школе
№2
г.
Надыма»
создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
и
доступности объекта.
Для
расширения
возможностей
равного
доступа
к
предоставляемым
услугам
образовательного учреждения при входе в школу установлена кнопка вызова, назначены
приказом ответственные за сопровождение инвалида.
В тамбуре установлен пандус для инвалидов- колясочников, на лестнице – поручень. Для
слабовидящих размещена визуальная информация: маркировка ступеней желтым цветом.
Расписание занятий выведено крупным шрифтом в цветовой гамме, элементы объекта
выполнены
контрастным
крупным
шрифтом,
имеется
специальная
клавиатура
для
работы за компьютером.
В учебном процессе применяется комплекс оборудования для обучения учащихся с
нарушенной функцией слуха. Данная программа «FM-система (микрофон-передатчик,
приемник)
была
приобретена
за
счет
средств
Государственной
программы
Ямало-
ненецкого автономного округа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого округа
на период с 2014 по 2020 годы.
В школе функционирует Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, где детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
родителям
оказывается
психолого-
педагогическая
поддержка,
проводится
коррекционная
и
профилактическая
работа,
работает комната психологической разгрузки.
Применяются
методы:
арт-терапии
(рисование,
лепка,
музыка,
фотография,
кино,
литературное
творчество),
музыкатерапии
(метод,
использующий
музыку
в
качестве
лечебного средства)
и
ароматерапии (разновидность альтернативной медицины, в
которой
используется
воздействие
на
организм
летучих
ароматических
веществ,
получаемых преимущественно из растений).
Применяя перечисленные методы ребята выполняют творческие работы.
В течение года сотрудничаем со специалистами «Центра социальной помощи семье и
детям «Домашний очаг», в котором по составленному специалистами центра графику с
детьми
с
ОВЗ
проводятся
лечебно-профилактические
мероприятия:
физиотерапия,
фитотерапия, механический и ручной массаж.
Решение важнейшей задачи системы образования заключается в развитии готовности
образовательной
среды
к
работе
с
детьми
с
ОВЗ
осуществляется
администрацией
образовательного
учреждения,
специалистами
службы
сопровождения
(педагогом-
психологом, учителем-логопедом),
социальным педагогом, классным руководителем,
учителями
предметниками,
социальными
партнёрами(
Центр
«Домашний
очаг,
специалисты ЦРБ) и ,конечно, родителями.
В
нашей
школе
обучается
11%
(59
человек)
детей
со
статусом
«Ребенок
с
ограниченными возможностями здоровья». Присутствуют все категории детей с ОВЗ
кроме колясочников и детей с умственной отсталостью.
На каждого ребенка с ОВЗ с учетом возрастных потребностей и выявленных отклонений
в развитии, медицинских диагнозов, рекомендаций территориальной психолого-медико-
педагогической
комиссии
составляется
карта
индивидуального
образовательного
маршрута (далее – ИКОМ), дополнительно для инвалидов медицинское сопровождение
осуществляется по индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Разделы ИКОМА: Психолого-педагогический портрет ребенка ОВЗ
Программа коррекции и развития специалистов служб сопровождения
Рекомендации педагогам по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ
Рекомендации родителям
Лист контроля реализации ИКОМ
Мониторинг личностного роста.
По
адаптированным
общеобразовательным
программам
для
детей
с
задержкой
в
психическом развитии обучается 59 человек. Педагоги школы постоянно повышают свой
уровень квалификации по работе с детьми ОВЗ, соблюдая общие принципы и правила
работы:
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику.
С
целью
предотвращения
утомления
обучающегося
используются
разнообразные
средства
(чередование
умственной
и
практической
деятельности,
преподнесение
материала
небольшими
дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств
наглядности).
Для
активизации
деятельности
учащихся
с
ОВЗ
можно
использовать
следующие
активные
методы
и
приёмы
обучения:
использование
сигнальных
карточек
при
выполнении заданий,
вставок на доску (буквы, слова),
узелки на память,
применение бланковых методик в диагностических целях.
Приёмы восприятия материала с закрытыми глазами для настроя детей на занятие
после активной деятельности ,например, после урока физической культуры, а также для
переключения эмоционального состояния учащихся в ходе занятия и после выполнения
задания повышенной трудности.
Использование
в
учебном
процессе
кинезиологических
упражнений,
которые
способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику рук; позволяют
улучшить
внимание,
память,
пространственные
представления;
повышают
работоспособность, снижают утомляемость; активизируют познавательные процессы и
повышают способность к произвольному контролю.
Наличие логоритмических занятий (упражнения на регуляцию мышечного тонуса),
дыхательные и речедвигательные упражнения,
упражнения с элементами танцев, музицирования и подвижных игр.
Использование
на
уроках
презентации
как
элемента
урока,
работа
с
интерактивной
доской и на персональных нетбуках.
Во
время
учебных
занятий
и
по
их
окончанию
применяются
элементы
здоровьесберегающих
технологий
таких
как:
включение
в
каждый
урок
психофизиологических
разрядок
и
физических
упражнений
полезно
для
психофизической разгрузки учащихся и учителя, позволяющие снять мышечные спазмы
и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного.
А также комфортное начало урока и окончание каждого рефлексией, как обязательного
анализа
учащимися
собственного
эмоционального
настроения,
а
соответственно
состояния здоровья, которое нельзя улучшить, а можно только сберечь!
Завершить своё выступление хочу словами французского педагога 20 века Селестена
Френе
«Ребёнок
не
устаёт
от
работы,
которая
отвечает
его
функциональным
жизненным
потребностям!» Берегите себя и своих учеников! Спасибо за внимание!