Напоминание

"Инклюзивное образование в ОУ школы №2 г.Надыма"


Автор: Панфилова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: город Надым
Наименование материала: Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ школы №2 г.Надыма
Тема: "Инклюзивное образование в ОУ школы №2 г.Надыма"
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями

в инклюзивном образовательном пространстве ОУ школы №2 г.Надыма

В

настоящее

время

около

4,5%

детей

дошкольного

и

школьного

возраста,

проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными

возможностями,

вызванными

различными

отклонениями

в

состоянии

здоровья,

и

нуждаются

в

специальном

образовании,

отвечающем

их

особым

образовательным

потребностям.

Обучение

и

социализация

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья подразумевает

решение этой проблемы в условиях общеобразовательной

школы, а также оказание помощи семье, психологической поддержки в воспитании и

развитии детей ОВЗ.

Сегодня формирование доступной среды для инвалидов является важнейшей задачей

государственной

власти.

В

«Средней

общеобразовательной

школе

№2

г.

Надыма»

создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

и

доступности объекта.

Для

расширения

возможностей

равного

доступа

к

предоставляемым

услугам

образовательного учреждения при входе в школу установлена кнопка вызова, назначены

приказом ответственные за сопровождение инвалида.

В тамбуре установлен пандус для инвалидов- колясочников, на лестнице – поручень. Для

слабовидящих размещена визуальная информация: маркировка ступеней желтым цветом.

Расписание занятий выведено крупным шрифтом в цветовой гамме, элементы объекта

выполнены

контрастным

крупным

шрифтом,

имеется

специальная

клавиатура

для

работы за компьютером.

В учебном процессе применяется комплекс оборудования для обучения учащихся с

нарушенной функцией слуха. Данная программа «FM-система (микрофон-передатчик,

приемник)

была

приобретена

за

счет

средств

Государственной

программы

Ямало-

ненецкого автономного округа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого округа

на период с 2014 по 2020 годы.

В школе функционирует Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, где детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

их

родителям

оказывается

психолого-

педагогическая

поддержка,

проводится

коррекционная

и

профилактическая

работа,

работает комната психологической разгрузки.

Применяются

методы:

арт-терапии

(рисование,

лепка,

музыка,

фотография,

кино,

литературное

творчество),

музыкатерапии

(метод,

использующий

музыку

в

качестве

лечебного средства)

и

ароматерапии (разновидность альтернативной медицины, в

которой

используется

воздействие

на

организм

летучих

ароматических

веществ,

получаемых преимущественно из растений).

Применяя перечисленные методы ребята выполняют творческие работы.

В течение года сотрудничаем со специалистами «Центра социальной помощи семье и

детям «Домашний очаг», в котором по составленному специалистами центра графику с

детьми

с

ОВЗ

проводятся

лечебно-профилактические

мероприятия:

физиотерапия,

фитотерапия, механический и ручной массаж.

Решение важнейшей задачи системы образования заключается в развитии готовности

образовательной

среды

к

работе

с

детьми

с

ОВЗ

осуществляется

администрацией

образовательного

учреждения,

специалистами

службы

сопровождения

(педагогом-

психологом, учителем-логопедом),

социальным педагогом, классным руководителем,

учителями

предметниками,

социальными

партнёрами(

Центр

«Домашний

очаг,

специалисты ЦРБ) и ,конечно, родителями.

В

нашей

школе

обучается

11%

(59

человек)

детей

со

статусом

«Ребенок

с

ограниченными возможностями здоровья». Присутствуют все категории детей с ОВЗ

кроме колясочников и детей с умственной отсталостью.

На каждого ребенка с ОВЗ с учетом возрастных потребностей и выявленных отклонений

в развитии, медицинских диагнозов, рекомендаций территориальной психолого-медико-

педагогической

комиссии

составляется

карта

индивидуального

образовательного

маршрута (далее – ИКОМ), дополнительно для инвалидов медицинское сопровождение

осуществляется по индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Разделы ИКОМА: Психолого-педагогический портрет ребенка ОВЗ

Программа коррекции и развития специалистов служб сопровождения

Рекомендации педагогам по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ

Рекомендации родителям

Лист контроля реализации ИКОМ

Мониторинг личностного роста.

По

адаптированным

общеобразовательным

программам

для

детей

с

задержкой

в

психическом развитии обучается 59 человек. Педагоги школы постоянно повышают свой

уровень квалификации по работе с детьми ОВЗ, соблюдая общие принципы и правила

работы:

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику.

С

целью

предотвращения

утомления

обучающегося

используются

разнообразные

средства

(чередование

умственной

и

практической

деятельности,

преподнесение

материала

небольшими

дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств

наглядности).

Для

активизации

деятельности

учащихся

с

ОВЗ

можно

использовать

следующие

активные

методы

и

приёмы

обучения:

использование

сигнальных

карточек

при

выполнении заданий,

вставок на доску (буквы, слова),

узелки на память,

применение бланковых методик в диагностических целях.

Приёмы восприятия материала с закрытыми глазами для настроя детей на занятие

после активной деятельности ,например, после урока физической культуры, а также для

переключения эмоционального состояния учащихся в ходе занятия и после выполнения

задания повышенной трудности.

Использование

в

учебном

процессе

кинезиологических

упражнений,

которые

способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику рук; позволяют

улучшить

внимание,

память,

пространственные

представления;

повышают

работоспособность, снижают утомляемость; активизируют познавательные процессы и

повышают способность к произвольному контролю.

Наличие логоритмических занятий (упражнения на регуляцию мышечного тонуса),

дыхательные и речедвигательные упражнения,

упражнения с элементами танцев, музицирования и подвижных игр.

Использование

на

уроках

презентации

как

элемента

урока,

работа

с

интерактивной

доской и на персональных нетбуках.

Во

время

учебных

занятий

и

по

их

окончанию

применяются

элементы

здоровьесберегающих

технологий

таких

как:

включение

в

каждый

урок

психофизиологических

разрядок

и

физических

упражнений

полезно

для

психофизической разгрузки учащихся и учителя, позволяющие снять мышечные спазмы

и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения по методике В.Ф.Базарного.

А также комфортное начало урока и окончание каждого рефлексией, как обязательного

анализа

учащимися

собственного

эмоционального

настроения,

а

соответственно

состояния здоровья, которое нельзя улучшить, а можно только сберечь!

Завершить своё выступление хочу словами французского педагога 20 века Селестена

Френе

«Ребёнок

не

устаёт

от

работы,

которая

отвечает

его

функциональным

жизненным

потребностям!» Берегите себя и своих учеников! Спасибо за внимание!



В раздел образования