Автор: Молодина Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 117"
Населённый пункт: город Сорочинск Оренбургской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Л.Пантелеев "Две лягушки"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
УМК « Начальная школа 21- века»
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Молодина Валентина Викторовна
Тема:
Л.
Пантелеев «Две лягушки»
Девиз урока: « Не отступать и не сдаваться»
Цель:
формирование читательской компетентности учащихся, способствование
осознанию себя, как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности;
развитие умения аргументировать свою деятельность, выражать отношение к
героям, событиям, языку произведения.
Планируемы результаты:
Предметные:
продолжить знакомство с творчеством Л. Пантелеева;
проанализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию
поведения;
учащиеся научатся осознанно читать ,с целью удовлетворения интереса,
приобретение читательского опыта.
Метапредметные:
(познавательные УУД)
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию.
(коммуникативные УУД)
слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;
учувствовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и
учителем.
(регулятивные УУД)
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение.
(личностные УУД)
формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно-
познавательный интерес к новому учебному материалу;
развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина. портрет Л.
Пантелеева, раздаточный материал, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.Мотивация.
1.Музыка «Улыбка»
Учитель: Здравствуйте ,ребята! Урок начнём с улыбки и выражения радости от
встречи. - Давайте друг другу улыбнемся!
Мы друг к другу повернулись
Мы друг другу улыбнулись
И улыбка без сомненья
Нам поднимет настроенье.
(слайд 2 -анимация улыбка)
П. Актуализация опорных знаний
.
.
Ну- ка ты проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?(слайд 3)
Учитель: Учебник, конверты с заданиями. У каждого из вас лежит маршрутный
лист , на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя
сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо
подтянуться) (слайд 4-5)
III.
Определение темы, постановка учебной задачи.
-А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем
нашего сегодняшнего урока?
-Соедини название животного и его сказочное прозвище.
( работа с таблицей в парах).(слайд 6)
(Проверка со слайда.)
-Какое животное осталось без характеристики?(Лягушка)
-Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях.(слайд 7)
-Где живёт лягушка?
-Кто же герой нашего сегодняшнего урока?(Оцените , слайд 8)
-Поставьте перед собой учебные задачи на урок.
IV.
Усвоение новых знаний и способов действий.
-Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с новым произведением
где герои не одна, а…(слайд 9)
1.Слушание текста.
-Давайте его прослушаем. (слайд 10)
(Аудиозапись произведения) прослушать
Учитель: Интересно было слушать это произведение? Почему?
Если бы вы были авторами, как бы вы назвали данное произведение?
(ответы детей……….)
Учитель: А автор назвал это произведение «Две лягушки»
(Высветить слайд с названием)(слайд 11)
2.Знакомство с автором.
-А кто ещё нас конкретно интересует в литературном произведении?( автор)
Автор- Алексей Иванович Еремеев, псевдоним – Леонид Пантелеев.
Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский писатель. Родился в Петербурге, в семье
военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет.
3. Работаем с маршрутным листом.(слайд 12)
Какой жанр у данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный
ответ. (проверим) (сказка)
I этап маршрутного листа.
Басня
Сказка
Рассказ
Обведи правильный ответ
(Слайд 13)
Учитель: докажите что это сказка? Речевые обороты:
(: жили были, герои думают, говорят, повторы)
Я хочу вам немного подсказать прежде чем задать следующий вопрос.
(слайд 14-15)
Учитель: У этой сказки есть автор. Значит эта сказка какая? –(авторская)
Учитель: В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые слова. слова.
(слайд 16)
БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
БАРАХТАТЬСЯ
БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ
БУЛТЫХАТЬСЯ
ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
ЗАХЛЕБНУТЬСЯ
II этап маршрутного листа. (словарная работа)( слайд 17)
1. Барахтаться
неглубокая и неширокая траншея
2. Канава
делать беспорядочные движения,
находясь в жидкости
3. Погреб
Настойчивый, стойкий,
непреклонный
4. Бултыхаться
кладовая ниже уровня земли,
для хранения овощей и продуктов.
5. Упрямый
барахтаться, плескаться
Соедини слово с его значением
Оцените себя.(слайд 18)
4.Физминутка для глаз. (слайд 19)
V.
Чтение и осмысление прочитанного произведения.
1.Работа с учебником. (слайд 20)
- Работаем с учебником. Предлагаю прочитать сказку самостоятельно.
-Повторим правила самостоятельного чтения.
1. Работать надо так,чтобы не мешать своим товарищам.
2.Тот. кто прочитал,может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к
тексту
-Будьте внимательны, читаем все произведение сразу, у меня приготовлено много
вопросов.
Учитель: Найдите в тексте.(слайды 21, 22)
- Что случилось однажды с лягушками ?(они попали в погреб)
-Как они оказались в горшке с сметаной?
-Почему лягушки не смогли выбраться? (у горшка очень высокие стенки)
-Какие они были по характеру? (сильная, веселая, трусиха, лентяйка, соня. Слайд )
-Скажите, как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы
детей)
Ученики: Трусливая и ленивая лягушка не стала бороться за жизнь. А храбрая и
упорная решила спасти себя.
Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки.
Подобные ситуации бывают с людьми?
Учитель. Молодцы ! Вы правильно подметили главные черты в характере героев
сказки. Давайте составим сравнительную характеристику главных героев.
Работаем с маршрутным листом задание № 3….
2. Работа с маршрутным листом.
III этап маршрутного листа.
1 лягушка (лесная)
Характеристики
(соедини стрелками)
2 лягушка( городская)
Сильная
Лентяйка
Веселая
Трусливая
Храбрая
Настойчивая
Засоня
Волевая
Унылая
Безвольная
Соедини стрелками
Учитель: Какую характеристику дали лесной лягушке? Городской?( слайд 23)
-С какой лягушки надо брать пример?
-Для кого написал Л.Пантелеев сказку?( для детей)
-А взрослые могут читать её? Почему?(Л.Пантелеев писал и подразумевал людей)
Вывод: И взрослые, и дети могут научиться из этой сказки чему?(Выход из трудной
ситуации)
Проверка на слайде (самооценка сигнальные карточки слайд 24)
3.Физкультминутка(слайд 25)
VI..Творческая работа.
Учитель: сейчас переходим к творческому заданию. Необходимо выбрать модель
обложки для данного произведения. Давайте вспомним систему заместителей
жанров и тематике.(слайд 26)
Учитель: возьмите конверт № 1 и выберите правильную модель обложки.
Посоветуйтесь. Докажите. (Сказка, сказка от животных, авторская сказка).(Слайд
27)
Оцените свою работу в маршрутном листе( слайд 28)
Учитель: в жизни бывают различные ситуации: веселые, грустные, трудные. Какая
ситуация была описана в этой истории? (трудная)
- Что автор хотел показать этим произведением? (никогда не сдаваться).
Подтвердите словами текста.
- В чем мудрость этой сказки.?( Быть терпеливым, храбрым, старательным,
стремиться справиться с трудностями)
Учитель: Повернитесь к своему соседу по парте, и дайте несколько советов как
нужно вести себя в трудной ситуации.(работа в парах).
Переход к эпиграфу ( слайд 29)– Вы, ребята, молодцы! На уроке боролись, искали,
находили правильные ответы. И если у вас что-нибудь, когда-нибудь не будет
получаться, и почти опустятся руки, вы не сердитесь, не злитесь, не ругайтесь.
«Бороться и искать найти, и не сдаваться,
Хороший девиз во все времена.
Не стоит лишь в силах своих сомневаться.»
И давайте скажем хором «Не падай духом, борись, ищи ,не отступай и не
сдавайся»
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?
- Какой конец вам больше нравится?
- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?
- Какие черты характера будете воспитывать в себе?
- Повторите главную мысль сказки.
-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, до-
ставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить,
рассказать о качествах человеческого характера.
-Закончи предложение
На уроке я узнал….
Я запомню, что…
Оказывается….
Я очень рад…
Теперь я знаю…
Пусть книги друзьями
Заходят в дома.
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.
VIII. Домашнее задание.
1. Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки.
2. Подобрать подходящие пословицы к сказке.
.