Напоминание

Л.Пантелеев "Две лягушки"


Автор: Молодина Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 117"
Населённый пункт: город Сорочинск Оренбургской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Л.Пантелеев "Две лягушки"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

УМК « Начальная школа 21- века»

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Молодина Валентина Викторовна

Тема:

Л.

Пантелеев «Две лягушки»

Девиз урока: « Не отступать и не сдаваться»

Цель:

формирование читательской компетентности учащихся, способствование

осознанию себя, как грамотного читателя, способного к творческой

деятельности;

развитие умения аргументировать свою деятельность, выражать отношение к

героям, событиям, языку произведения.

Планируемы результаты:

Предметные:

продолжить знакомство с творчеством Л. Пантелеева;

проанализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию

поведения;

учащиеся научатся осознанно читать ,с целью удовлетворения интереса,

приобретение читательского опыта.

Метапредметные:

(познавательные УУД)

находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

строить речевое высказывание в устной форме;

учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию.

(коммуникативные УУД)

слушать и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию;

учувствовать в коллективном обсуждении;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и

учителем.

(регулятивные УУД)

принимать и сохранять учебную задачу;

выделять необходимую информацию из текста;

оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые

коррективы в исполнение.

(личностные УУД)

формировать мотивационную основу учебной деятельность, учебно-

познавательный интерес к новому учебному материалу;

развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина. портрет Л.

Пантелеева, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.Мотивация.

1.Музыка «Улыбка»

Учитель: Здравствуйте ,ребята! Урок начнём с улыбки и выражения радости от

встречи. - Давайте друг другу улыбнемся!

Мы друг к другу повернулись

Мы друг другу улыбнулись

И улыбка без сомненья

Нам поднимет настроенье.

(слайд 2 -анимация улыбка)

П. Актуализация опорных знаний

.

.

Ну- ка ты проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?(слайд 3)

Учитель: Учебник, конверты с заданиями. У каждого из вас лежит маршрутный

лист , на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя

сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо

подтянуться) (слайд 4-5)

III.

Определение темы, постановка учебной задачи.

-А сейчас, если вы справитесь с заданием, то узнаете кто будет главным героем

нашего сегодняшнего урока?

-Соедини название животного и его сказочное прозвище.

( работа с таблицей в парах).(слайд 6)

(Проверка со слайда.)

-Какое животное осталось без характеристики?(Лягушка)

-Вспомните, как Лягушку называют в литературных произведениях.(слайд 7)

-Где живёт лягушка?

-Кто же герой нашего сегодняшнего урока?(Оцените , слайд 8)

-Поставьте перед собой учебные задачи на урок.

IV.

Усвоение новых знаний и способов действий.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с новым произведением

где герои не одна, а…(слайд 9)

1.Слушание текста.

-Давайте его прослушаем. (слайд 10)

(Аудиозапись произведения) прослушать

Учитель: Интересно было слушать это произведение? Почему?

Если бы вы были авторами, как бы вы назвали данное произведение?

(ответы детей……….)

Учитель: А автор назвал это произведение «Две лягушки»

(Высветить слайд с названием)(слайд 11)

2.Знакомство с автором.

-А кто ещё нас конкретно интересует в литературном произведении?( автор)

Автор- Алексей Иванович Еремеев, псевдоним – Леонид Пантелеев.

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг) – детский писатель. Родился в Петербурге, в семье

военного. Писать свои первые произведения начал в 18 лет.

3. Работаем с маршрутным листом.(слайд 12)

Какой жанр у данного произведения? Выберите в маршрутном листе правильный

ответ. (проверим) (сказка)

I этап маршрутного листа.

Басня

Сказка

Рассказ

Обведи правильный ответ

(Слайд 13)

Учитель: докажите что это сказка? Речевые обороты:

(: жили были, герои думают, говорят, повторы)

Я хочу вам немного подсказать прежде чем задать следующий вопрос.

(слайд 14-15)

Учитель: У этой сказки есть автор. Значит эта сказка какая? –(авторская)

Учитель: В тексте нам встретились новые и малоупотребляемые слова. слова.

(слайд 16)

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ

БАРАХТАТЬСЯ

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ

БУЛТЫХАТЬСЯ

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ

ЗАХЛЕБНУТЬСЯ

II этап маршрутного листа. (словарная работа)( слайд 17)

1. Барахтаться

неглубокая и неширокая траншея

2. Канава

делать беспорядочные движения,

находясь в жидкости

3. Погреб

Настойчивый, стойкий,

непреклонный

4. Бултыхаться

кладовая ниже уровня земли,

для хранения овощей и продуктов.

5. Упрямый

барахтаться, плескаться

Соедини слово с его значением

Оцените себя.(слайд 18)

4.Физминутка для глаз. (слайд 19)

V.

Чтение и осмысление прочитанного произведения.

1.Работа с учебником. (слайд 20)

- Работаем с учебником. Предлагаю прочитать сказку самостоятельно.

-Повторим правила самостоятельного чтения.

1. Работать надо так,чтобы не мешать своим товарищам.

2.Тот. кто прочитал,может еще раз перечитать текст или подумать над заданием к

тексту

-Будьте внимательны, читаем все произведение сразу, у меня приготовлено много

вопросов.

Учитель: Найдите в тексте.(слайды 21, 22)

- Что случилось однажды с лягушками ?(они попали в погреб)

-Как они оказались в горшке с сметаной?

-Почему лягушки не смогли выбраться? (у горшка очень высокие стенки)

-Какие они были по характеру? (сильная, веселая, трусиха, лентяйка, соня. Слайд )

-Скажите, как повлиял их характер на поведение в сложной ситуации? (ответы

детей)

Ученики: Трусливая и ленивая лягушка не стала бороться за жизнь. А храбрая и

упорная решила спасти себя.

Учитель: Прочитайте главную мысль прочитанной сказки.

Подобные ситуации бывают с людьми?

Учитель. Молодцы ! Вы правильно подметили главные черты в характере героев

сказки. Давайте составим сравнительную характеристику главных героев.

Работаем с маршрутным листом задание № 3….

2. Работа с маршрутным листом.

III этап маршрутного листа.

1 лягушка (лесная)

Характеристики

(соедини стрелками)

2 лягушка( городская)

Сильная

Лентяйка

Веселая

Трусливая

Храбрая

Настойчивая

Засоня

Волевая

Унылая

Безвольная

Соедини стрелками

Учитель: Какую характеристику дали лесной лягушке? Городской?( слайд 23)

-С какой лягушки надо брать пример?

-Для кого написал Л.Пантелеев сказку?( для детей)

-А взрослые могут читать её? Почему?(Л.Пантелеев писал и подразумевал людей)

Вывод: И взрослые, и дети могут научиться из этой сказки чему?(Выход из трудной

ситуации)

Проверка на слайде (самооценка сигнальные карточки слайд 24)

3.Физкультминутка(слайд 25)

VI..Творческая работа.

Учитель: сейчас переходим к творческому заданию. Необходимо выбрать модель

обложки для данного произведения. Давайте вспомним систему заместителей

жанров и тематике.(слайд 26)

Учитель: возьмите конверт № 1 и выберите правильную модель обложки.

Посоветуйтесь. Докажите. (Сказка, сказка от животных, авторская сказка).(Слайд

27)

Оцените свою работу в маршрутном листе( слайд 28)

Учитель: в жизни бывают различные ситуации: веселые, грустные, трудные. Какая

ситуация была описана в этой истории? (трудная)

- Что автор хотел показать этим произведением? (никогда не сдаваться).

Подтвердите словами текста.

- В чем мудрость этой сказки.?( Быть терпеливым, храбрым, старательным,

стремиться справиться с трудностями)

Учитель: Повернитесь к своему соседу по парте, и дайте несколько советов как

нужно вести себя в трудной ситуации.(работа в парах).

Переход к эпиграфу ( слайд 29)– Вы, ребята, молодцы! На уроке боролись, искали,

находили правильные ответы. И если у вас что-нибудь, когда-нибудь не будет

получаться, и почти опустятся руки, вы не сердитесь, не злитесь, не ругайтесь.

«Бороться и искать найти, и не сдаваться,

Хороший девиз во все времена.

Не стоит лишь в силах своих сомневаться.»

И давайте скажем хором «Не падай духом, борись, ищи ,не отступай и не

сдавайся»

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

- Повторите главную мысль сказки.

-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, до-

ставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить,

рассказать о качествах человеческого характера.

-Закончи предложение

На уроке я узнал….

Я запомню, что…

Оказывается….

Я очень рад…

Теперь я знаю…

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь,

Набирайтесь ума.

VIII. Домашнее задание.

1. Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки.

2. Подобрать подходящие пословицы к сказке.

.



В раздел образования