Автор: Миронова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28
Населённый пункт: ст. Чебургольская, Красноармейский район, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Семья и школа - глаза в глаза"
Раздел: начальное образование
Миронова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 28
ст. Чебургольская,
Краснодарский край
Родительское собрание в 4 классе (класс казачьей направленности)
«Семья и школа: глаза в глаза»
Аннотация: важность взаимодействия семьи и школы, как помочь ребенку не
разочароваться и не потерять себя в жизни, способы избегания конфликтных
ситуаций.
Ключевые слова: семья, школа, жизнестойкость,
воспитание, человеческие
ценности, семейные традиции, дружба, уважение, верные друзья, родители,
душа, вера, казачество.
Цель:
Формирование
продуманной
и
четко
организованной
системы
сотрудничества с родителями в воспитании ребенка.
Задачи:
1.
Раскрыть
важность
семьи
и
школы
для
становления
активной
жизненной позиции школьников.
2.
Способствовать
сближению
и
взаимопониманию
между
родителями и детьми.
3.
Совместная
работа
семьи
и
школы
по
формированию
жизнестойкости ребенка.
4.
Оптимизация эмоционального климата в семье и школе, как залог
успешности ребенка.
Форма проведения:
Диалог (открытая книга)
Участники: родители, атаман Чебургольского казачьего общества, учащиеся 4
класса.
Оформление кабинета:
1. Столы расставлены буквой «П» (родители видят друг друга).
2. Мультимедийный проектор.
3. Оформление доски.
3.1. Цитата в правом крайнем углу: « Как учится ребенок постигать
науку жизни, так и учится родитель постигать науку воспитания».
3.2. Чаша, сделанная из бумаги.
3.3. Мотивирующие картинки.
4.Дом (контуры) с фундаментом (семья, школа).
5.Каждый родитель получает индивидуальный бейдж (И.О.)
6.На столах напротив каждого из родителей лежит вырезанное из бумаги
сердце, ручка.
Этапы подготовки:
1.Разработка сценария
2.Индивидуальнное приглашение каждому родителю.
3. Изготовление необходимой атрибутики.
4.Подготовка презентации.
5.Подготовка выступления учащихся 4 класса с самопрезентацией
6.Музыкальное оформление.
1.Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители!
Сегодня мы, смотря в глаза друг другу, должны попытаться понять чем
живут наши дети, как мы сможем помочь им в бурлящем океане жизни.
Тема нашего сегодняшнего разговора не только серьезна и важна, она
актуальна.
В
наше
непростое
время
уходить
от
проблемы
воспитания
жизнестойкости
ребенка
нельзя.
Наши
дети
растут,
расширяется
круг
их
общения,
появляются
проблемы,
большие
и
маленькие,
решаемые
легко
и
трудноразрешимые.
Не всегда мы можем поговорить с ребенком по душам, оценить поступки,
ситуации и человеческие ценности, а вместе с тем зачастую требуем от детей
того, чему не научили: уважению к себе уважению к окружающим тебя
людям, виним кого угодно, только не себя и проявляем порой нетерпение.
Мы с вами зачастую заняты зарабатыванием денег, хотим, чтобы у ребенка
было все, недостаточно обращая внимание на его мечты и планы, жизненные
цели.
Пока
наши
дети
еще
с
нами,
давайте
попробуем
разобраться
в
том,
насколько
ценны
и
реальны
их
жизненные
цели,
как
помочь
ребенку
не
разочароваться и не потерять себя в жизни.
Открываем первую
страницу нашего собрания «Мир глазами наших
детей».
Звучит музыка, выходят пять учащихся 4 класса с короткой инсценировкой.
1 ученик: Учителя хотят видеть нас такими (строгое лицо, руки
сложили, как на парте, одну поднимают).
2 ученик: Мамы хотят видеть нас такими (подметают).
3 ученик: Папы хотят видеть нас такими (показывают мускулы).
4 ученик: Бабушки хотят видеть нас такими (надувают щеки и
гладят животы).
5 ученик (мальчик): Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими
(опускается на одно колено, одна рука на сердце,
в другой цветок).
А мы такие, какие мы есть!
Хором: Любим вас, школу, друзей и хотим быть счастливыми.
Кл.руководитель: Ребята, а давайте из «кирпичиков», что лежат перед
вами, построим дом счастья.
(на
столе
разложены
«кирпичики»,
на
чистой
стороне
написаны
следующие слова: семейные традиции, дружба, труд, здоровье, красота,
любовь, уважение, верные друзья, родители, понимание в семье и школе,
ненависть, злоба, ложь, страх, ссоры, уныние, лень).
Вы должны сейчас на наш фундамент положить нужные кирпичики.
А вы, уважаемые мамы и папы, внимательно следите, как растет их Дом
счастья.
Включается
музыка,
ребята
прикрепляют
магнитиками
«кирпичики»,
получается примерно следующая картина:
Дом счастья
Кл. руководитель предлагает ребятам прочитать, из чего построен дом
(учащиеся читают).
Кл. руководитель: Ребята, а давайте немного расскажем мамам и папам о
том, что особенное есть в нашем классе.
Звучит музыка, и заходят учащиеся 4 класса, одетые в казачью форму.
1 ученик: Уважаемые родители, отряд «Казачата» в составе 24 человек
прибыл на родительское собрание.
Наш девиз : За Кубань славную, да веру православную (хором).
Наши законы: Держи слово. Слово казака дорого.
Чти старших, уважай старость.
Будь трудолюбив, не бездействуй.
Хорошее настроение
дружба
любовь
красота
здоровье
уважение друг к другу
понимание в семье и в школе
семейные традиции
полезные советы
верные друзья
школа + семья
Береги семью свою. Служи ей примером.
Хором: Казаком надо родиться!
Казаком надо стать!
Казаком надо быть!
Атаман: Вольно, казачата, расскажем о наших делах. Слово есаулам –
командирам отделений-куреней.
Есаул (командир I отделения): Следуя заповеди «Чти старших, уважай
старость», мы участвуем в проекте «Спешите делать добро»: помогаем
ветеранам и труженикам тыла по хозяйству, проводим встречи с ветеранами
афганской и чеченской войн, ухаживаем за могилами павших воинов.
Есаул (командир II отделения): Участвуем в конкурсах и выставках,
трудовых десантах. Так мы выполняем одну из казачьих заповедей «Будь
трудолюбив, не бездействуй».
Есаул (командир III отделения): Совершаем экскурсии к местам боевой
славы, в этнографический комплекс «Атамань», знакомимся с историей,
традициями и бытом кубанских казаков.
Атаман: Мы постараемся не подвести вас, дорогие родители, помнить и
чтить традиции наших дедов и прадедов, быть достойными гражданами нашей
великой страны.
Исполнение песни «Дорогою добра» (выход – покидают строем класс.)
Кл. руководитель: Сегодня на нашем родительском собрании присутствует
атаман Чебургольского казачьего общества Перенижко Н.П. , дадим слово ему,
как наставнику нашего класса.
Атаман: Славные казачата вырастут, если все вместе этого захотим.
Несколько слов хочу сказать о традициях воспитания в казачьих семьях. Ведь
потомки старых казачьих семей сегодня присутствуют здесь.
Главное в семье казака-уважение к старшим. Отец и мать – это
постоянный пример для подражания, обращение к ним только на «Вы». Казаки
считали, что человека хвалит работа. Большим грехом считалось обмануть
родителей. Дети рано узнавали, что и как делать в казачьем хозяйстве.
Основная работа - весной и летом, осенью мальчики присматривали за
домашним хозяйством, девочки рукодельничали.
Каждое воскресенье ходили в церковь, а после работы можно– отдохнуть
на завалинке, песни попеть, семечки погрызть, поиграть. Скучать было некогда,
дурным мыслям в голову попадать не давали, да и не помещались они там.
Считаю, что политика государства, администрации края, направленная на
возрождение казачества, верная.
Кл. руководитель: Слово берет настоятель Чебургольского храма отец
Николай.
- Уважаемые родители, хочу напомнить вам, что есть грехи, которые можно
искупить только покаянием. Это гордыня, зависть, блуд, чревоугодие. Они
кажутся безобидными, но, повторяясь, приводят к гибели души. Вам, чтобы
побороть их, нужно обратиться к Богу и он придет к вам на помощь. Бог
милостив и никого не оставляет без внимания. Помните, что душа ваша и
вашего ребенка тесно связана, становитесь сами лучше и чище, и ваши дети
станут таковыми. Ребенок-зеркало семьи.
Бог сказал вам люди: «Бойся слез обиженного тобой человека, ведь он
будет просить меня о помощи, и я помогу».
Кл. руководитель: Открываем вторую страницу нашего родительского
собрания: «Лучшая дорога та, что ведет в свой дом».
Я хотела бы рассказать вам одну историю из жизни, грустную, но
поучительную.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и
зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы
развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала
про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и перекладывала их себе в сумку.
Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но
родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то
и дело нагибаясь, чтобы поднять что-то, она улыбалась людям, но никто не
отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди
узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжа
осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…
Кл. руководитель: Вот так и в жизни. Оглянитесь вокруг, сколько рядом
хороших и добрых людей, готовых помочь, ждущих помощи и прежде всего
свою любовь и ласку отдадут вам ваши дети, только научитесь видеть в их
глазах тревогу, печаль, радость, желание быть понятым. Предлагаю вам решить
следующие ситуации (каждая группа решает свою и отвечает, согласно тому,
как они сидят):
1.В последнее время ребёнок очень изменился, мало общается с близкими
людьми, молчит, подолгу сидит, о чём-то думает. На все расспросы родителей
отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать,
что ребёнок страдает. Как поступить в такой ситуации?
2. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что
результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за успехи, но
через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора и вы узнаёте, что
ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя.
Результаты учения плохие, и ребёнок вас обманул. Как поступить в такой ситуации?
3.Вы не узнаёте своего ребёнка. Он стал грубым, агрессивным, а порой
даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств
вы наблюдаете сами. Как поступить в такой ситуации?
Обсуждение с родителями способов избегания конфликтных ситуаций, на
основании которого составляются следующие правила.
1. Умейте слушать своего ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому
слушанию целиком и полностью, не перебивая, не отмахиваясь от него как
от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.
2. Умейте говорить со своим ребёнком так, как вам хотелось, чтобы
говорили с вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и
хамство.
3. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя
надежду на исправление.
4. Достичь успехов в воспитании можно тогда, когда родители - пример для
положительного подражания каждый день.
5. Признавайте свои ошибки, просите прощение за неправильные
действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
Перед вами, уважаемые родители, лежат вырезанные из бумаги «сердца».
Возьмите в руки фломастеры и напишите, от каких чувств болят иногда ваши
сердца (работа занимает 1-2 минуты, на листочках появляются надписи
«обида», «невнимание», «предательство» и т.д.).
Кл. руководитель: А что будет, если эта боль переполнит сердце вашего ребенка
и не будет лекарства, чтобы ее унять? Так вот, чтобы с самим дорогим для вас
человеком не случилось беды, вы должны быть тем лекарством, которое
поможет не допустить, предотвратить и поможет окрепнуть. Сердце нужно
беречь и не только свое. Предлагаю вам прислушаться к советам детей (на
экране всплывают фото из жизни детей, которые соответствуют
«всплывающим» советам):
1. Чем проповедь выслушать, мне бы лучше взглянуть.
2.
И лучше проводить меня, чем указать мой путь.
3.
Глаза умнее слуха - поймут все без труда.
4.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
5.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
6.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
7.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
8.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
9.
Должно быть, можно верить и умным словесам, но я уж лучше погляжу, что
делаешь ты сам.
10. Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет, зато пойму, как ты
живешь: по правде или нет.
Кл. руководитель: Согласитесь уважаемые мамы и папы, что перед вами
открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию. Открываем
последнюю страницу нашего собрания под названием «Мы продолжаем себя в
детях».
Представим, что душа ребенка - это глубокая чаша, а мы с вами должны ее
наполнить.
У каждого из вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких
открыток),
поместите
его
в
чашу
(на
доске
висит
большая
белая
чаша,
вырезанная из бумаги) и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего
ребенка?
(При
помощи
цветных
стикеров
родители,
называя
качество,
“помещают”
сердечко в чашу, которая изначально «пуста»)
— Добрым,
умным,
щедрым,
сильным,
справедливым,
здоровым,
заботливым…
— Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче,
семья, в которой живёт ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где
ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей
значимости
и
уникальности.
Семья
даёт
первые
уроки
любви,
понимания,
доверия, веры.
Каждая
семья
сама
решает,
как
воспитывать
своего
ребенка.
Единого
мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в
жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Подводим итог: Дети, как цветы, не польешь вовремя, лепестки завянут.
Представим себе, что мы с вами это облако, а ребенок – цветок. Вот таким
красивым и ярким он может быть, если за ним верно ухаживать.
(на экране облака с надписью - школа, семья, капли дождя символизируют
общечеловеческие качества: доброту, любовь, уважение к старшим, доверие,
память и т.д., внизу – красивый распустившийся цветок с яркими лепестками, в
центре - фото учащихся 4 класса)
Рефлексия. Кл. руководитель предлагает в качестве оценки сегодняшней
работы отправить смс в виде смайлика, отображающего эмоциональное
состояние присутствующих.
Список литературы
1.
Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. М.: Литагент «Свет». – 2014.
– 103 с.
2.
Власова Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников
как процесс овладения смыслом жизни./ Т.И. Власова// Педагогика – 2008.
– № 9. – С. 108-113.
3.
Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской
семье./Л.О.Володина// Педагогика. – 2011. - № 4. – С. 41-50.
4.
Григорьев
Д.
Социальное
и
духовное
в
воспитании
человека./
Д.Григорьев// Воспитательная работа в школе. – 2013.– С. 23-27.