Автор: Батманова Светлана Васильевна
Должность: преподаватель отделения дпи
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ
Населённый пункт: с. Восток Поронайского района Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики на занятиях учащихся класса декоративно-прикладного искусства"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. ВОСТОК
Методическая разработка преподавателя ДПИ
БАТМАНОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
ТЕМА «Развитие мелкой моторики на занятиях учащихся класса
декоративно-прикладного искусства»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.
СУЩНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК ОДНА ИЗ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХОМОТОРИКИ.....................................................6
2.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ОТДЕЛЕНИИ ДПИ.............10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................16
2
ВВЕДЕНИЕ
В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении
всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает,
что это за вещь. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для
каждого
человека.
Физиологи
в
исследовательских
работах
установили:
поведение человека становится правильным только тогда, когда осознанное и
указанное головным мозгом выполняется точь в точь пальцами. Руки для
немых служат средством общения вместо языка, а для слепых - средством
восприятия
вместо
глаз. На
кончиках
пальцев
расположены
нервные
окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в
мозговой центр, что в свою очередь влияет на развитие человека в целом.
Великий
немецкий
философ
И.
Кант
писал:
«Рука
является
вышедшим
наружу головным мозгом».
Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой
выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из
показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению. Обычно
ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная
речь. Именно поэтому, изучение способов и методов развития мелкой
моторики, бесспорно. Помогать ее развитию нужно с младенческого
возраста, когда ребенок совершает первые хватательные движения, тянется за
яркой игрушкой. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся
последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука
ребёнка, его пальчики. И хотя это развитие происходит независимо от
взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать этот процесс.
Актуальность данной темы исследования «Развитие мелкой моторики
на занятиях учащихся класса декоративно-прикладного искусства»
обусловленна тем, что взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена
3
исследованиями многих ученых, а такие виды деятельности, как пальчиковая
гимнастика, рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики,
конструирование из некрупных деталей и т.п. изучаются на уроках ДПИ и
направленны на развитие мелкой моторики и творческих способностей детей.
Объектом методической разработки является мелкая моторика рук в
младшем школьном возрасте.
Предметом данного
исследования выступает применение различных
техник в программе ДПИ, способствующих развитию мелкой моторики.
Как правило, практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7
лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития
мелкой
моторики
рук.
Слабость,
неловкость,
неразвитость
кисти
руки,
невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не
позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное
напряжение
руки
в
процессе
письма.
Посещая
отделение
Декоративно-
прикладного искусства ДШИ с. Восток дети преодолевают эти трудности, за
счёт
занятий
предусмотренных
програмой.
В
программе
ДПИ
широко
используются
различные
техники
изготовления
декоративных
изделий,
которые способствуют развитию мелкой моторики рук.
Цель методической разработки:
- рассмотреть методы развития мелкой моторики на занятиях ДПИ.
Для этого важно выполнить следующие задачи:
-
изучить
сущность
мелкой
моторики,
как
составляющюю
психомоторных качеств человека;
- рассмотреть аспекты, влияющие на развитие мелкой моторики;
- показать уроки отделения ДПИ;
- рассмотреть техники, на отделении ДПИ, способствующие развитию
мелкой моторики;
-
представить
примерное
содержание
занятий
отделения
ДПИ,
на
которых развивается мелкая моторика.
4
Методическая разработка состоит из введения, двух глав, заключения и
списка
используемых
источников.
Во
введении
сформулированны
актуальность темы, выделены объект и предмет исследования, определены
цель и задачи методической разработки.
В первой главе рассматривается
сущность
мелкой
моторики,
как
одна
из
составляющих психомоторных
качеств
человека.
В
конце
сделан
вывод
по
главе.
Во
второй
главе
рассматривается
развитие
мелкой
моторики
на
отделении
ДПИ ДШИ
с.
Восток. В конце сделан вывод по главе. Заключение содержит выводы по
изложенной
теме.
Список
используемых
источников
содержит
десять
источников, два из которых являются электронными.
5
1.
СУЩНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК ОДНА ИЗ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХОМОТОРИКИ
Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В
психологии накоплен определенный теоретический и практический материал
по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента
психомоторики человека.
Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств,
показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В.Гуровец ,
Н.И.Озерецкий , И.М. Сеченов и др.) предлагают различные классификации,
в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств.
Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость
(скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного
напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая),
сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих
рук, рук и ног), ритмичность.
Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются
скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой
моторики. Как отмечают исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные
психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.
В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений
кистями и пальцами рук.
Мелкая моторика - психомоторное качество, развивающееся на основе
формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного
стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх
движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
6
Необходимость развития активных движений пальцев рук получило
научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых
учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц
руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П.
развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых
центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в
интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с
мышлением.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? С самого
раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для
развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все
мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные,
отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движения пальцев рук расположены очень близко.
Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и
совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у
детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой
задачи представляет большой интерес в свете научных данных о
взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики.
Так, обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили
внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции
занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой
моторной зоны. Схема Пенфилда показывает, что проекция пальцев кисти
руки находится в непосредственной близости к речевому двигательному
центру Брока. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает
большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым
отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную
область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Именно
несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не
7
дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном
процессе трудовым навыкам.
Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М.,
посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие
функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет
процесс функционального созревания мозга, так как является мощным
тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние
сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано,
способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной
системы.
Помимо этого, была выявлена следующая закономерность: если
развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то
задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть
нормальной или даже выше.
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием
импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи
ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают
достаточной точности.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же
скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и
развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите,
например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами
несколько одинаковых предметов - и вы убедитесь, что без помощи рук он
этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый
предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и
согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные
способности ребенка. Именно такая согласованность или координация
зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании,
особенно на доизобразительной стадии (до 9-10 лет).
8
В этой связи, можно сделать вывод: мелкая моторика - это
совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной
систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и
точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики у
детей происходит во взаимосвязи систем организма, таких как: нервная
система, костная, мышечная, а так же благодаря органам чувств и осязания.
Все они взаимосвязаны, и развитие одной - дает толчок к развитию другой.
Мелкая моторика рук способствует развитию таких высших свойств
сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, речь, зрительная и
двигательная память.
9
2.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ОТДЕЛЕНИИ ДПИ
В
детской
школе
искусств
с.
Восток
существует
отделение
декаротивно-прикладного
искусства
(ДПИ). В образовательную программу
ДПИ включёны такие предметы, как:
o
Народное творчество;
o
Изобразительное искусство;
o
Композиция декоративно-прикладного искусства;
o
Лепка.
Занятия
по
этим
предметам
помогают
учащимся
познакомиться
с
окружающей действительностью, с искусством, выполняют одну из главных
задач – развитие мелкой маторики.
Рассмотрим
на
примерах
каждый
из
представленных
уроков
и
проанализируем связь каждого с развитием мелкой моторики.
Народное творчество
Это
предмет,
на
котором
изучаются
техники
росписи
народных
мастеров,
такие
как:
филимоновская,
полохов-майданская,
дымковская,
гжельская, хохломская, городецкая, жостовская, а так же роспись народной
игрушки «Матрёшка».
В
первом
классе
начиная
изучать
народно-прикладное
творчество,
учащиеся
узнают
об
орнаменте. Чаще
всего
встречаются
орнамент
из
геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный
орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением
изображения
животных
и
птиц.
Знакомство
с
растительным
орнаментом
служит одним из средств ознакомления с окружающей природой.
Во
время
знакомства
с
изделиями
народных
мастеров
обогащается
словарный запас детей. Ученики называют предметы, материал из которого
они
изготовлены,
и
элементы
росписи.
При
рассмотрении
узора
хорошо
проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка
огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку.
10
Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме,
истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии
двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится
прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки,
волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении
элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у
ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек,
коротких
штрихов
учит
ограничивать
движения,
что
необходимо
при
написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты
букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Изобразительное искусство
Рисование
–
самый
доступный
способ
развить
ребёнка.
Рисующий
ребёнок, отображая окружающую действительность, тем самым расширяет
кругозор, познаёт морально-эстетические нормы, учится фантазировать.
Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её
осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и
глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах
создания
изображения.
Глаз
оценивает
получающееся
изображение
и
направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи -
исследователи
детского
рисунка.
В
процессе
создания
изображения
рука
ребёнка
должна
действовать
в
зависимости
от
применяемой
техники
и
используемого инструмента (карандаша, мелка, ватной палочки, кисти и др.)
которым он овладевает, на основе познания их специфики под руководством
преподавателя.
В
процессе
изучения
предмета,
преподавателем
используются
различные техники рисования, такие как: лессировка, заливка, многослойная
живопись
с
использованием
водорастворимых
красок;
растушовка
и
штриховка в графических рисунках; также изготавливаются и используются
всевозможные
штампы
и
оттиски;
применяется
предметная
монотипия,
11
набрызг, рисование ладошкой, кляксография. Всё это способствует развитию
у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги,
глазомера
и
зрительного
восприятия,
внимания
и
усидчивости,
изобразительных
навыков
и
умений,
наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
и т. д. качеств.
Композиция декоративно-прикладного искусства
Предмет «Композиция декоративно-прикладного искусства» направлен
на украшение, облагораживание и преобразование предметного мира. Эта
деятельность
прикладная,
т.е.
направленная
на
улучшение
качества
предметов.
Особая
ценность
ее
в
том,
что
она
дает
применять
самые
разнообразные материалы, виды деятельности и техники.
Программа
по
предмету
«Композиция
ДПИ»
знакомит
учащихся
с
различными
видами
аппликации,
конструированием
из
природного
и
бросового
материала.
Включает
технику
«Оригами»,
«Папье-маше»,
«Декупаж», «Торцевание», «Квилинг». На уроках «Композиция декоративно-
прикладного
искусства»
изготавливаются
композиции
на
плоскости
и
объёмно-пространственные
композиции.
При
этом
большое
значение
уделяется вопросам эстетики, а так же роли цвета, формы и конструкции
изделий.
При изготовлении той или инной композиции в работе применяются
материалы различные по качеству и фактуре. Это определяется не только
зрительно, но и тактильно. Так же в работе необходимо умение использовать
инструменты
и
приспособления,
что
в
свою
очередь
положительно
сказывается
на
развитии координации движений обеих рук, координации
действия
руки
и
глаз,
а
так
же
зрительный
контроль.
Сам
процесс
изготовления
изделия
напрямую
связан
с развитием
мелкой
моторики.
Ученику
приходится
выполнять
мелкие
и
точные
движения
кистями
и
пальцами рук для того чтобы составить композицию, зачистую из очень
мелких деталий.
12
Лепка
Лепка - один из проверенных способов развития мелкой моторики.
Пластилин
или
тесто,
которые
используются
на
занятиях
лепки,
тоже
являются отличными материалами для создания всевозможных поделок.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже
маленьким детям. В их руках бесформенная масса превращается в фигурки
животных,
любимых
сказочных
героев
или
персонажей
популярных
мультфильмов. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе
руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными
руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Овладевая основными
приемами
лепки,
которые
позволяют
передать
форму
предмета,
ребенок
активно
работает
ладонями
и
пальцами
рук.
При
этом
массируются
определённые
точки
на
ладонях,
которые
в
свою
очередь
активизируют
работу мозга и развивают интеллект ребенка.
Таким образом, лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества:
кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения,
она влияет на мелкую моторику, координацию движений, двигательную и
зрительную память.
Важно
отметить,
что
на
всех
вышеперечисленных
дисциплинах
в
течении урока проводятся упражнения или массаж для кистей рук и пальцев.
Пальчиковые
игры
применяются
либо
перед
практической
работой,
для
разминки и подготовки кистей рук, либо во время практической работы для
их расслабления.
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: занятия
на отделении декоративно-прикладного искусства способствуют развитию
творческих способностей детей, развивают воображение, пространственное
мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.
Каждый
ребенок
рождается
с
врожденными
творче скими
способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия
13
воспитания
которых
позволили
развить
эти
способности
вовремя.
Эти
условия - среда, семья, люди которые работают с детьми.
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь
развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон. Простые движения
рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают
умственную
усталость.
Они
способны
улучшить
произношение
многих
звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Мелкая
моторика
-
это
совокупность
скоординированных
действий
нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой,
для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В
быту
человеку
ежеминутно
требуется
совершать
какие-нибудь
действия
мелкой
моторики,
от
примитивных
жестов
до
очень
мелких
движений. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со
вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением,
памятью (зрительной и двигательной).
Мелкая
моторика
развивается
естественным
образом,
начиная
с
младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится
хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,
так называемый "пинцетный захват", к двум годам он уже способен держать
ложку,
рисовать.
В
дошкольном
и
раннем
школьном
возрасте
моторные
навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля
действий, требующих согласованных действий обеих рук.
Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем
пальцев,
тренировкой
внимания,
памяти,
наблюдательности,
логического
мышления.
Прежде
всего,
необходимо
помнить,
что
развитие
мелкой
моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных
материалов
трогает
человек
(ребенок),
тем
чувствительнее
подушечки
пальцев.
Таким образом, по окончанию исследования темы «Развитие мелкой
моторики на занятиях учащихся класса декоративно-прикладного искусства»,
15
можно сделать следующий вывод, о том что изобразительная деятельность
имеет
большое
значение
для
всестороннего
развития
ребенка.
Она
способствует
не
только
его
эстетическому
и
нравственному
воспитанию,
расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия декоративным
рисованием,
изобразительным
искусством,
лепкой
и
другими
видами
декоративно-прикладного
искусства
активизируют
сенсорное
развитие
ребенка,
пространственное
восприятие,
положительно
воздействуют
на
формирование
речи,
способствуют
совершенствованию
коммуникативных
навыков, а также развивают мелкую моторику рук.
16