Автор: Князева Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи
Раздел: начальное образование
ТЕМА «
Социально-педагогическая поддержка детей младшего
школьного возраста из неблагополучной семьи
»
Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи
бывают разными, зависимости: от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к
окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои
взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет по жизни.
Главной ролью семьи является воспитание младших школьников. Младший школьный
возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для
дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания.
Неблагополучные семьи - это дезорганизованные семьи, не занимающиеся воспитанием
детей. Следствием неблагополучия семейного воспитания у младшего школьника довольно часто
становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со
сверстниками и взрослыми.
Проблемой влияния семьи на становлении ребенка как личности занимались такие учёные,
как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский,
В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.
Выделяют две основные группы семей:
Благополучная семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет
свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в
целом, так и каждого ее члена. Для здоровой семьи характерны сильная родительская позиция с
четкими семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми
членами семьи, наличие "образцов" поведения и взаимоотношений, эмоционально теплые связи
между поколениями, которые составляют основу "семейной памяти" И. В. Вострокнутов. Ледерер и
Джексон считают хорошим браком тот, который характеризуется следующими признаками:
толерантностью, уважением друг к другу, честностью, желанием быть вместе, сходством интересов
и ценностных ориентации. В. А. Сысенко считает, что "брак стабилен лишь в том случае, когда
супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда ни один из супругов
не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества". А. И. Обозова отмечает, что
стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и
контрастностью их личностных качеств. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий добавляют, что
стабильности семьи способствует также умение ее членов вести переговоры по всем аспектам
семейной жизни.
Неблагополучная семья. Неблагополучной М. А. Алемаскин, В. И. Селиванов, Р. М.
Капралова, И. А. Невский, 3. Б. Баерюнас, Л. С. Алексеева, В. Д. Ермаков и др. считают такую
семью, которая плохо справляется с одной из своих главных задач — воспитанием детей. Л. С.
Алексеева поясняет: "Неблагополучная семья — это система, в которой отсутствуют или действуют
неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия"
Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева называют неблагополучной такую семью,
где ребенку плохо. Это могут быть семьи, где жестоко обращаются с детьми, не занимаются их
воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей,
бросают детей, запугивают их "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т.
д. В. Д. Ермаков добавляет, что в таких семьях "явно или скрытно содержатся в качестве основной
проблемной ситуации рассогласованность положительно или отрицательно формирующихся
явлений". Г. Г. Зайдуллина считает, что понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные
негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого
состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными
институтами — школой, училищем, производством и другими учреждениями.
Типологию неблагополучных семей дает А. Б. Федулова; она выделяют пять групп семей,
которые в зависимости от доминирующих факторов позволяют их объединять в одну категорию
семей "группы риска":
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие
жилищные условия);
медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания
родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и
особенно матери" антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами,
неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми
родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными
отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их
низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни
родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи,
приверженных к субкультуре преступного мира).
Типологию неблагополучных семей на основе социальных рисков и проблем воспитания
ребенка предполагает И.Ф.Дементьева. Она выделяет пять групп семей, их типичные факторы
неблагополучия и то воспитательное воздействие на детей, которое оказывает семья на ребенка.
Алкогольная семья, характеризуется:
факторами неблагополучия: пьянство, алкоголизм, асоциальный образ жизни, социальная
безответственность, половая распущенность, отсутствие средств на содержание детей.
Дефектами воспитательного воздействия на детей: игнорирование базовых потребностей
ребенка в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях
жизни; ограничение возможностей личностного развития ребенка, низкий социальный контроль,
низкая поддержка, вовлечение детей в потребление алкоголя, токсических веществ, заброшенность,
принуждение к непосильному труду, сексуальное развращение.
Наркозависимая семья, характеризуется:
факторами неблагополучия: потребление наркотиков, токсичных веществ, риск заболеваний,
передаваемых половым путем (гепатит, ВИЧ), отсутствие средств на содержание детей.
Дефектами воспитательного воздействия на детей: игнорирование базовых потребностей ребенка
в пище, одежде, медицинских услугах, образовании, санитарно-гигиенических условиях жизни;
ограничение возможностей личностного развития ребенка, низкий социальный контроль, низкая
поддержка, вовлечение детей в потребление алкоголя, токсических веществ, заброшенность,
принуждение к непосильному труду, сексуальное развращение, вовлечение в употребление
наркотиков.
Криминогенная семья, характеризуется:
Факторами неблагополучия: судимость, пребывание в местах заключения, делинквентные формы
поведения родителей, игнорирование общественных норм и законов.
Дефектами воспитательного воздействия на детей: культ силы, отрицание общественно
одобряемых норм и ценностей, направленность на криминальную субкультуру и ее ценности,
физические наказание детей, отсутствие нравственных авторитетов у детей.
Педагогически несостоятельная семья, характеризуется:
Факторами неблагополучия: непоследовательность воспитательных действий, низкая
воспитательная культура.
Дефектами воспитательного воздействия на детей: ограничение возможностей личностного
развития, завышенный или заниженный социальный контроль, низкая поддержка, отсутствие
доверительных отношений, ложь и невыполнение обещаний как норма отношений, отсутствие
эмпатии, завышенная критика ребенка, оскорбления и унижения ребенка, физические наказания.
Дезорганизованные семьи, характеризуется:
Факторами неблагополучия: межсупружеские конфликты, скандалы, отсутствие общих
интересов, взаимопонимания, отрицание супружества как ценности.
Дефектами воспитательного воздействия на детей: отчужденность отношений с детьми,
отсутствие доверительных отношений, низкая поддержка, низкая эмпатия .
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Таким образом, в современном обществе выделяют различные виды семей влияющих на
развитие и становление ребенка как личности. Главной функцией семьи является воспитание
ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к старшим,
трудолюбие и многие другие. Но есть семьи не осознающие важность воспитательной функции в
связи с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением.
Особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста
воспитывающихся в неблагополучных семьях
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним
обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В этом возрасте происходит смена образа
и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид
деятельности – учебная деятельность. С физиологической точки зрения – это время физического
роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно
опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении
нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность
в движениях. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе
отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной
деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только
как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (не важно –
вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
С поступлением в школу ребенок меняет свой статус. Он уже не дитя, а ответственный
человек, т. е. он вступает в систему "ответственных отношений" (А. С. Макаренко), которая теперь
будет его сопровождать всю оставшуюся жизнь.
Младшие школьники не осознают свое неблагоприятное положение, но эмоционально
воспринимают, переживают его. Они своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание
окружающих: выкрики, беготня, агрессивность, драчливость, отказ от выполнения требований
учителя, т. е. им свойственно то, что было отмечено еще в дошкольный период как отклонения в
поведении. Но если можно говорить о предпосылках возникновения у дошкольников
педагогической запущенности, то у младших школьников - это устойчивое искажение
представлений, невоспитанность чувств и несформированность привычек поведения, имеющих
общественную значимость, обусловленные отрицательными влияниями среды и ошибками
воспитания родителей.
Педагогическая запущенность детей бывает нескольких видов:
Нравственно-педагогическая - искажение нравственных представлений, невоспитанность
нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.
Интеллектуально-педагогическая - слабость развития познавательных процессов, нежелание,
неумение учиться.
Нравственно-эстетическая - искажение, невоспитанность представлений о прекрасном и
безобразном, нежелание, неумение созидать прекрасное в поведении, деятельности, в отношениях с
окружающими.
Медико-педагогическая - отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене
быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений и пр.
Нравственно-трудовая - искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества,
нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями
общества.
Семья оказывает влияние на детей. Именно из неблагополучной семьи идут предпосылки
отклоняющего поведения детей. Психологи Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н.,
Яковенко С.И., утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в
подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в младшем школьном возрасте, и
выделяют следующие виды и причины:
Безнадзорность учащихся.
Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают
ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует
бесконтрольность и попустительство, то он усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие
любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей
занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами,
желаниями.
Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время
провождение вне дома. Причины побегов из дома:
1. Дромомания.
2. Поиски приключений.
3. Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро
переживают напряженную атмосферу неблагополучия.
Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях
дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию
людей с сильной волей. А младший школьник, особенно из неблагополучной семьи, стремится к
общению с людьми с сильной волей.
4.Гедонизм - чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому время провождению,
развлечениям. Ученики убегают из дома, чтобы избежать необходимости выполнять свои
обязанности.
Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь то, что
нужно, а не то что хочется, т о любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции,
желание уклониться от их преодоления. Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков,
которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы этого не случилось, важно у ребенка
воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве.
II. Азартные игры. Это инфантильная реакция на неуспех в учебной и общественно полезной
деятельности, это способ самоутвердиться.
III. Сквернословие.
IV. Курение, алкогольная зависимость.
V.Отлонения в сексуальном развитии ребенка.
VI.Ложь.
VII.Неврозы.
Важно предупредить отклонения в поведении еще в младшем школьном возрасте.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые
серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые начинают предъявлять к
нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку
необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
На границе младшего школьного возраста ребенок проходит через возрастной кризис. Этот
перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.
Причина кризиса состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он
включен. Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов.
Произнося "я сам", ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к
осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой
социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми
учебной работы.
Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание
ребенка. Как считает Л.И.Божович, именно в кризис – это период рождения социального "Я"
ребенка.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше,
становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену
им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки),
оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением
играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
В кризисный период происходят глубокие изменения эмоциональной сферы ребенка,
подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте.
Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок четырех лет, были мимолетными,
ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он периодически сталкивался с
неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и
испытывал по этому поводу огорчение, не влияло на становление его личности. Лишь немногие
дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе;
чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недовольства и высокой
требовательности. И, наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с
непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи —
результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения
собственного эмоционального опыта.
В период кризиса проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь
неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком,
приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности,
унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности,
исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже
исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь
соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на
развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний.
Усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни
ребенка. Это не слепок с внешней его жизни.
Хотя внешние события составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в
сознании.
Важной стороной внутренней жизни становится смысловая ориентировка в собственных
действиях. Это интеллектуальное звено в цепи действий ребенка, позволяющее ему адекватно
оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Оно
исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму
утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает
скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок
внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут
в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и
близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.
В первом классе у детей семи-восьми лет наблюдается наибольший разброс психологических и
физиологических показателей, так как, для этого возрастного периода характерна высокая
индивидуальная вариативность темпов созревания, в среднем она равна полутора годам. Наиболее
страдают в первом классе дети с замедленным темпом, у которых отмечается в целом замедление
развития мозговых систем регуляции и управления поведением, в том числе недоразвитие коры
больших полушарий. Эти школьники формируют группу риска по школьной дезадаптации, так как
отстают в развитии и плохо успевают в школе.
Известно, что в младшем школьном возрастах процесс физического развития резко замедляется
до нового своего ускорения в подростковом возрасте. Общее замедление физического развития и
физиологического созревания сопровождается типичной для всего периода роста гетерохронностью
процессов в разных системах организма. Характерно не совпадение темпов увеличения размеров
костей и мышечной ткани. Кости скелета интенсивно увеличиваются в размерах и массе, опережая
развитие мышечной ткани. Причем мышечная система также отличается неравномерностью своего
роста: фиксируется опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими. Эти
особенности приводят к особенностям двигательной активности младшего школьника. Так, у детей
отмечается плохая координация движений, быстрая утомляемость и нарушение осанки.
В первом классе возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих
приспособление ребенка к новой социальной среде, а так же освоение более сложной и системной
формы деятельности – учебой. Естественно, это процесс адаптации к новым социальным условиям
и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих
систем регуляторных механизмов мозга. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных
систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их
активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.
Начало обучения в школе и освоения учебной деятельности – это сензитивный период для
усвоения информационных процессов как основы познавательной деятельности. Второй
важнейший процесс, совпадающий с оформлением интеллектуальной активности, связан с
формированием произвольности информационных процессов. Школьники с задержкой овладения
произвольными формами поведения и познания составляют основу группы неуспевающих учеников
в связи с затруднениями осознания учебной задачи и формирования средств ее решения.
Распространенной формой психологической защиты, предохраняющей младшего школьника от
снижения самооценки из-за низкой академической успеваемости, является отрицание. Отрицание
действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное
восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания
искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных
сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок
производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного в ситуациях общения с родителями
и учителями, когда у него пытаются получить объяснения по поводу его провинностей.
Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и о происходящих
событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной.
В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие
личностные и поведенческие особенности:
боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица,
безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия; расстройство сна,
нарушение аппетита;
неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;
агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;
плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;
раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
формирование вредных привычек.
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика
детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К.
Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие
детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У
них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий
уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее
формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии,
преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием
конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки
зрения четырех понятий: смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у
человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство
собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они
помогают ему верить в будущее, находить силы для достижения поставленных целей, переживать
трудности, противостоять им.
Таким образом, нарушение в семье системы межличностных отношений и ценностей в ней
оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным
личностным деформациям. Следствие неблагополучия семейного воспитания ребенка довольно
часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со
сверстниками и взрослыми.
Так как семья является главным источником становления ребенка как личности. Главной ее
ролью является воспитание ребенка. Благодаря этой роли в ребенка закладываются общественные
ценности, нормы проведения и общения. Но в современном обществе не все семьи положительно
влияют на полноценное развитие ребенка. Именно неблагополучные семьи негативно влияют на
психофизиологическое развитие ребенка. В дальнейшем, как правило, у детей из неблагополучной
семьи выражены такие качества как замкнутость, эгоизм, страх, отклоняющее поведение.
В современном обществе семьи подразделились на типы, которые оказывают непосредственное
влияние на развитие и становление ребенка как личности. Но отрицательное влияние на развитие
ребенка ярко выражено в семьях имеющих неблагополучие. Главной функцией семьи является
воспитание ребенка. В ходе воспитания ребенок приобретает такие качества как добро, уважение к
старшим, трудолюбие и многие другие. Но неблагополучные семьи не занимаются воспитанием
своих детей в связи, с чем ребенок формируется с отклоняющим от нормы поведением.
В нашей работе гипотеза подтвердилась: если установлены неблагоприятные отношения в семье
между родителями и детьми, то это влечет за собой отклоняющее поведение детей младшего
школьного возраста.
В ходе исследования было выявлено, что дети из неблагополучных семей предоставлены сами
себе и кто как не педагогический состав школы должен помочь им. Анализируя поведение и
поступки воспитанника, его взаимоотношения с окружающим миром, особое внимание следует
обратить на мотивы, внешние обстоятельства и душевное состояние ребенка. Это позволит
установить, что, например, замкнутость, пассивность, безучастность могут оказаться следствием
подавленности личности. Злостные нарушения дисциплины, а порой просто хулиганские поступки
нередко свидетельствуют о душевной травме, об ожесточении ребенка. При анализе ряда поступков
обнаруживаются эгоизм, неспособность сопереживать, крайний индивидуализм.
Помощь неблагополучным семьям оказывают в учреждении образования специалисты
(социальные педагоги, учителя и др.). Проблемы неблагополучной семьи решаться быстрее если
они будут этому содействовать.
Список использованной литературы
Бордовская., Н.В. Реан, А.А.Педагогика. Учебник для вузов ѕ СПб: Издательство " Питер", 2000. ѕ
304 с.
Куликова, Т.А.Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш.
пед. учеб. заведений М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 232 с.
Богуцкая, Т. В. Компенсация негативных влияний микросреды на
младших школьников: Дис. канд. пед. наук/Т. В. Богуцкая. — Бар
наул, 2001.
Мардахаев, Л.В.Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – е изд. – М.: Академический
Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. стили родительского поведения // Завуч 1998 № 2
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988
Фирсов, М.В. технология социальной работы: учеб.пособие для вузов / М.В Фирсов. – М.:
Академический Проект, 2007.-432 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник
для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 456 с.
Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.
- М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.
Титаренко Т.М. Возрастные и индивидуальные особенности дисгармоничности развития
личности учащихся // Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. – Киев: 1989 –
126 с.
Каменская Н.Л. Привычка к сквернословию и ее профилактика в условиях школы.// Ранняя
профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Под ред. Татенко В.А., Титаренко Т.М.- Киев:
Рад. шк.,1989-126стр.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). —
М.: Гардарики, 2005. — 349 с.