Автор: Козуренко Марина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 67"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: разработка праздника
Тема: "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование
Сценарий внеклассного мероприятия
«Прощание с Азбукой»
Цели:
развитие познавательной активности и творческих способностей детей,
развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать
условия для формирования доверительных отношений между родителями,
учителями и детьми; развивать мыслительные операции в ходе игры;
воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной
презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!
Ход мероприятия:
Ведущий . Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с
«Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить
звуки и писать буквы и слова. Настала пора совершить увлекательное
путешествие в страну 33 букв , из которых можно составить сотни тысяч
слов. И так мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
1. Мы сегодня очень рады,
Всем ребятам, папам, мамам.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
2. Всех знакомых, незнакомых -
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
3. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
4. Пусть зовут нас первоклашками,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы- ученики!
5. Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в третьих, я Лариске
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок - вундеркинд!»
Сценка «Лесная школа»
( исполняют ученики 1 «В» класса) (приложение 1)
Песня «Чему учат в школе»
6. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
7. Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
8. Февраль месяц за окном стоит,
Поземка по двору кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Вед. - Праздник начался, а самого главного гостя, Азбуки нет. Давайте
позовем её.
Все: - Азбука, мы ждем тебя!
(выходит ребенок , одетый как «Азбука» )
Азбука:
- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий:
- Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы
можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение!
Ученик: - Азбука, а почему тебя так назвали?
Азбука:- Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше
букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось моё
название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука. (садится)
Ведущий: А почему буквы разного цвета?
Отвечают дети. (Гласные. Согласные( твердые, мягкие), ъ и ь- не обозначают
звука)
9. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
10.Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
11.
Очень хочется ребятам
Поскорее подрасти
Мы уже умеем в слове
Ударение найти.
12. В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису,
Закричали мы: «Лиса»!
Зазвенели голоса
Это мы искали все
Ударение в «лисе»
Ведущий: Буквы – значки
Как бойцы на парад
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он … (хором) - Алфавит!
Песня «Азбука. Тридцать три родных сестрицы»
Ведущий. Буквы в книжку забежали,
Зазвенели, зажужжали,
И спешат наперебой
Познакомиться с тобой.
(дети рассказывают и показывают буквы)
А: Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
В: Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
Снеговик
А с ним метелка
Буквой В стоят под елкой.
Г: схожа с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.
Букву на плече носил
На лугу траву косил
Д: Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д- труба печная.
Этот домик – буква Д
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж: Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж – ж - ж!
З: Заманите эту птицу
К нам на книжную страницу.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
И и Й: Н надела поясок,
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Ты ей шапку подари
Станет краткой буква И.
К: Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М: Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я – это мы»
А между тем
Получилась буква М.
О: Посмотри на колесо,
А увидишь букву О.
П: Букву П в спортивном зале
Перекладинкой назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись –
Подойди да подтянись.
Р: Буква Р - на мачте парус
Вдаль плывет, небес касаясь.
С: Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Т: Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том,
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У – улитка на дорожке
Смело выпустила рожки.
-Уходите-ка с пути,
Не мешайте дом везти!
Ф: Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Х: Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – порешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь – сам себя стрижешь.
Ц: Буква Ц-
Внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Ч: Да, вы правильно решили
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш: Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е.
Щ: На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Э: Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Ю: Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Эй, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась…….буква Ю.
Выходят буквы Ъ и Ь
Ъ и M(хором) - А о нас и не вспомнили…
Азбука: - А вы почему молчали?
- Отвечайте, ребята, может, вы скажете почему Ъ и Ь молчат?
Дети отвечают.
Азбука. - Вы очень нужные буквы!
Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик - твердый знак,
Чтоб ты не облился.
Ь: Нарисуем мягкий знак
Нежной капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.
Азбука.- А где же ваша подружка?
Ъ и Ь.- Какая подружка?
Азбука. - Та, которая плачет.
Ъ и M. - Это же буква Ы.
Ы( идет и плачет)
Азбука:- Что же ты плачешь?
Ы: - Как же мне не плакать?
В начало слова меня не пускают.
После шипящих стоять не разрешают. Заплачешь!
Азбука: - Не плачь! Ты очень нужная буква. Без тебя не прочитать такого
хорошего слова:
читает: СЫН
Ы: Вот топор. Полено рядом
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Я: А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
Сценка «Буква Я» С. Маршака
(исполняют ученики 1 «А» класса) ( приложение 2)
13 . Быстро время пролетело,
С вами Азбуку прошли.
Стали мы уже большими ,
Книжки в руки взяли мы
И теперь уже мы с вами
Их читаем дружно сами.
Игры со словами
1. «Подскажи словечко». Назови рифму.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот) . рифма…..
Михаил залез на дуб,
чтобы врач не вырвал… (зуб) . рифма ….
В реке большая драка,
Поссорились два…(рака) . рифма ….
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф) . рифма …..
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам) . рифма …..
Ведущий: Молодцы, ребята , справились! Хорошо работали на страницах
Азбуки.
2. Игра «Буква заблудилась»
Послушайте, что здесь написано: ( читает )
1 Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (двери – звери)
2 Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом! (дом – сом)
3 Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами. (лук-жук)
4 Тает снег, течёт ручей,
На ветвях, полно грачей. (врачей –грачей).
Ведущий:
- Молодцы, ребята !Учиться – всегда пригодиться. Это даже очень интересно.
Сценка «Терем-теремок на школьный лад»
( исполняют ученики 1 «Б» класса) ( приложение 3)
Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране
Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших
мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
14. «Спасибо», мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать
( Хором) « Умею я теперь читать!»
Частушки на тему «Школа»
( исполняют ученики 1 «Д» класса) ( приложение 4)
Дети.
15. Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же , что и в Азбуке.
16. Мы хотим сказать тебе «Спасибо!»
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы «До свидания!»
« Здравствуй!» – новой книге говорим!
Азбука:
- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно
расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому
научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в
этом, ребята, вам помогут новые книги. Это книги - Литературное чтение
и Русский язык
( Входит Литературное чтение и Русский язык ).
- Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы
выполняли мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в обложку оберни.
Где взял меня – туда верни.
Запомни я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Азбука: - До свидания! Счастливого пути! Мне нужно к другим ребятам.
(Уходит )
Русский язык. –Ребята, со мной вы откроете все секреты нашего родного
русского языка.
Литературное чтение.
У меня для вас рассказы,
Множество стихов, много новых слов.
Заготовлены загадки, только без отгадки.
Есть скороговорки, есть и поговорки.
(Хором обе книги ): Будем с вами мы дружить,
Читать, писать и не тужить !
Загадки на тему «Школа»
( исполняют ученики 1 «Г» класса) ( приложение 5)
Ведущий: Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведут вас эти
книги. Они научат вас быть честными, смелыми, добрыми.
Успехов вам в учёбе!
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению «пятерки»!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают – Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Вручение Удостоверений
.
- Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Мы
благодарим всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия.
Песня «Азбука каждому нужна »
Приложение 1
Сценка «Лесная школа»
Выходят Лисёнок, Бельчонок и Медвежонок.
Девочка. Здравствуйте, зверята!
Звери. Здравствуйте, ребята!
Лисёнок. А нельзя ли будет нас
Взять с собою в 1 –й класс?
Девочка. Если вы хотите с нами…
Звери. Хотим, хотим!
Девочка. …мы проверим ваши знания!
Звери. Согласны, согласны!
Девочка. Не спешите соглашаться, так легко и просчитаться.
Ну-ка, Мишка наш, скажи, сколько будет 2+3 ?
Медвежонок. Это будет…Это будет…что-то около шести.
Девочка. Дети, правильный ответ? - Нет.
Нет, Мишутка, будет… Пять.
Девочка. Не умеешь ты считать.
Задание второе.
Я возьму вот эти буквы
и из них сложу я слово…
Вот уже и всё готово! ( получили слово «Школа»)
- Эй, Бельчонок, посмотри!
Что написано? Прочти!
Бельчонок. Вот я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех,
Слово сладкое «орех».
Лисёнок. Каждый братец мой лисёнок
Прочитает без ошибки
Слово вкусное такое…
Ну, конечно, это – «рыбки»!
Медвежонок. Ха-ха-ха! Аж смех берёт!
Где тут рыбка? Это – «мёд» !
Девочка. Успокойтесь, успокойтесь!
И , пожалуйста, не ссорьтесь!
Ребятишки, помогите,
Слово правильно прочтите!
Все. – Школа.
Девочка. Не умеете, зверята, вы считать,
Не умеете, зверята, вы читать.
Что же скажут вам ребята?
Бельчонок. Очень стыдно нам , поверьте!
Будем мы учиться!
А сегодня мы хотели
На праздник попроситься!
Девочка. Оставайтесь, зверята!
Порадуйтесь вместе с нами и учите буквы!
Приложение 2.
Буква «Я». Борис Заходер
Всем известно:
Буква «Я»
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно!
Интересно?
Интересно!
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили — не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
— Я, — сказала буква «Я», —
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
— Встань на место! —
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я — местоимение.
Вы в сравнении со мною —
Недоразумение.
Недоразумение,
ни более, ни менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
— Фу-ты ну-ты! —
Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.
— Срам! —
Сердито С сказало.
В кричит:
— Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало П:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой…
— Нужен к ней подход особый, —
Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твердый знак
Молча показал кулак.
— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —
Закричали Гласные. —
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ.
Буква «Я»
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бе» ни «ме»! —
Я затопало ногами:
— Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! —
Буквы тут переглянулись,
Все — буквально! – улыбнулись.
И ответил дружный хор:
— Хорошо!
Идем на спор:
«Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
— Чтобы я да не сумела?
Я ж не кто-нибудь, а Я!
…Буква Я взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела, и кряхтела, и потела, —
Написать она сумела
Только
«…яяяяя!»
Как зальется буква «X»:
— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —
О
От смеха покатилось!
А
За голову схватилось.
Б
Схватилось за живот…
Буква Я
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
— Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю !
— Что ж, — решил весь Алфавит, —
Если хочет — пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы — вместе!
В том, чтоб все —
От А до Я —
Жили, как одна семья!
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!
Приложение 3.
Сказка «Терем – теремок на школьный лад»
Ведущий:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу: -
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идет пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду здесь жить-поживать!
Ведущий:
Азбука потом пришла,
Речь такую завела.
Азбука:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живет здесь, появись!
Ведущий:
Вышел на порог пенал,
Азбуку к себе позвал.
Пенал: Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить!
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетради: В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий:
В теремочке потеснились,
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут,
Пенал крышку приоткрыл
И к себе их пригласил.
Появилась и пятерка,
А за нею и четверка –
Тоже к терему спешат,
В нем пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка
с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый на пороге снова.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь.
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь в тот же час.
Двойка:
Подождите, не спешите
Нас от сюда не гоните.
Единица:
Отвернемся на минутку -
Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)
Все: Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий:
Вот замочек щелкнул,
В портфеле все примолкли.
Ждут кого-то,
и приходит школьница ... (имя).
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В свою школу с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятерки получать!
(Все артисты выходят на поклон.)
Приложение 4
ЧАСТУШКИ
Мы собрали пап и мам,
но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Топни ножка – нога,
Топни правенькая,
Азбуку я изучила,
Хоть и маленькая.
Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Припев: Ёлочки – сосёночки
колкие, зелёные.
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюблённые!
Буквы гласные мы любим
И, всё больше с каждым днём,
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
Ах, ты бабушка моя,
Снова не согласна
Ты запомни навсегда:
Есть лишь 10 гласных.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
Почему у малышей
мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
кончились странички.
С Азбукой кто не в ладу,
с тем я дружбу не веду!
У меня характер крут –
уважаю с детства труд!
Мы простимся с Азбукой
и рукой помашем,
И спасибо 10 раз
дружно хором скажем!
Приложение 5.
Загадки.
Сели на страничку
33 сестрички.
Сели рядом, не молчат.
Нам загадки говорят.
( буквы)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
( книга)
Мы – товарищи твои-
Ты нас береги!
Нас не рви, в нас не рисуй,
Ты нас изучи!
Мы тебе всегда поможем
Многое узнать.
Целый мир вокруг увидеть,
Грамотнее стать!
( учебники)
Текст песни "Азбука каждому нужна"
1.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2 . Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев.
1 куплет.
Песня «Азбука» Б. Заходера
1.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
Припев.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
2.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Припев.