Напоминание

"Прощание с Азбукой"


Автор: Козуренко Марина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 67"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: разработка праздника
Тема: "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий внеклассного мероприятия

«Прощание с Азбукой»

Цели:

развитие познавательной активности и творческих способностей детей,

развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать

условия для формирования доверительных отношений между родителями,

учителями и детьми; развивать мыслительные операции в ходе игры;

воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.

Оборудование:

ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной

презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!

Ход мероприятия:

Ведущий . Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с

«Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить

звуки и писать буквы и слова. Настала пора совершить увлекательное

путешествие в страну 33 букв , из которых можно составить сотни тысяч

слов. И так мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.

1. Мы сегодня очень рады,

Всем ребятам, папам, мамам.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

2. Всех знакомых, незнакомых -

И серьезных, и веселых.

Первый класс, первый класс,

Пригласил на праздник вас.

3. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

4. Пусть зовут нас первоклашками,

Пусть не ставят нам отметки.

Не ведем мы дневники,

Все же мы- ученики!

5. Любим светлый, чистый класс,

Это раз!

Здесь читаем мы слова,

Это два!

Ну, а в третьих, я Лариске

Сам уже пишу записки.

И бабуля говорит:

«Мой внучонок - вундеркинд!»

Сценка «Лесная школа»

( исполняют ученики 1 «В» класса) (приложение 1)

Песня «Чему учат в школе»

6. Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать.

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про звезды, ивы вдоль реки,

Не обойтись без Азбуки!

7. Я с этой книжкой первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

8. Февраль месяц за окном стоит,

Поземка по двору кружится.

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься!

Вед. - Праздник начался, а самого главного гостя, Азбуки нет. Давайте

позовем её.

Все: - Азбука, мы ждем тебя!

(выходит ребенок , одетый как «Азбука» )

Азбука:

- Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Я – Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

Ведущий:

- Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы

можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!

Азбука: - Спасибо за приглашение!

Ученик: - Азбука, а почему тебя так назвали?

Азбука:- Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше

букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось моё

название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука. (садится)

Ведущий: А почему буквы разного цвета?

Отвечают дети. (Гласные. Согласные( твердые, мягкие), ъ и ь- не обозначают

звука)

9. Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

10.Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

11.

Очень хочется ребятам

Поскорее подрасти

Мы уже умеем в слове

Ударение найти.

12. В нашем классе, не в лесу,

Громко звали мы лису,

Закричали мы: «Лиса»!

Зазвенели голоса

Это мы искали все

Ударение в «лисе»

Ведущий: Буквы – значки

Как бойцы на парад

В четком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется он … (хором) - Алфавит!

Песня «Азбука. Тридцать три родных сестрицы»

Ведущий. Буквы в книжку забежали,

Зазвенели, зажужжали,

И спешат наперебой

Познакомиться с тобой.

(дети рассказывают и показывают буквы)

А: Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок,

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Б: Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком

В: Словно букву В Алена

Держит трубку телефона.

Снеговик

А с ним метелка

Буквой В стоят под елкой.

Г: схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Букву на плече носил

На лугу траву косил

Д: Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д- труба печная.

Этот домик – буква Д

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж: Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж - ж!

З: Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

И и Й: Н надела поясок,

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Ты ей шапку подари

Станет краткой буква И.

К: Сигнальщик держит два флажка

С флажками он как буква К.

Л: Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М: Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я – это мы»

А между тем

Получилась буква М.

О: Посмотри на колесо,

А увидишь букву О.

П: Букву П в спортивном зале

Перекладинкой назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

Р: Буква Р - на мачте парус

Вдаль плывет, небес касаясь.

С: Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Т: Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том,

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

У – улитка на дорожке

Смело выпустила рожки.

-Уходите-ка с пути,

Не мешайте дом везти!

Ф: Филин в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Х: Х – на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь – сам себя стрижешь.

Ц: Буква Ц-

Внизу крючок,

Точно с краником бочок.

Ч: Да, вы правильно решили

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш: Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е.

Щ: На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Э: Это – Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Ю: Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью,

Эй, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась…….буква Ю.

Выходят буквы Ъ и Ь

Ъ и M(хором) - А о нас и не вспомнили…

Азбука: - А вы почему молчали?

- Отвечайте, ребята, может, вы скажете почему Ъ и Ь молчат?

Дети отвечают.

Азбука. - Вы очень нужные буквы!

Ъ: Из ведра не просто так

Нам воды напиться.

Нужен ковшик - твердый знак,

Чтоб ты не облился.

Ь: Нарисуем мягкий знак

Нежной капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Азбука.- А где же ваша подружка?

Ъ и Ь.- Какая подружка?

Азбука. - Та, которая плачет.

Ъ и M. - Это же буква Ы.

Ы( идет и плачет)

Азбука:- Что же ты плачешь?

Ы: - Как же мне не плакать?

В начало слова меня не пускают.

После шипящих стоять не разрешают. Заплачешь!

Азбука: - Не плачь! Ты очень нужная буква. Без тебя не прочитать такого

хорошего слова:

читает: СЫН

Ы: Вот топор. Полено рядом

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

Я: А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово.

Сценка «Буква Я» С. Маршака

(исполняют ученики 1 «А» класса) ( приложение 2)

13 . Быстро время пролетело,

С вами Азбуку прошли.

Стали мы уже большими ,

Книжки в руки взяли мы

И теперь уже мы с вами

Их читаем дружно сами.

Игры со словами

1. «Подскажи словечко». Назови рифму.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот) . рифма…..

Михаил залез на дуб,

чтобы врач не вырвал… (зуб) . рифма ….

В реке большая драка,

Поссорились два…(рака) . рифма ….

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф) . рифма …..

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по … (животикам) . рифма …..

Ведущий: Молодцы, ребята , справились! Хорошо работали на страницах

Азбуки.

2. Игра «Буква заблудилась»

Послушайте, что здесь написано: ( читает )

1 Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной! (двери – звери)

2 Говорят, один рыбак

В печке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом! (дом – сом)

3 Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами. (лук-жук)

4 Тает снег, течёт ручей,

На ветвях, полно грачей. (врачей –грачей).

Ведущий:

- Молодцы, ребята !Учиться – всегда пригодиться. Это даже очень интересно.

Сценка «Терем-теремок на школьный лад»

( исполняют ученики 1 «Б» класса) ( приложение 3)

Ведущий: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране

Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших

мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

14. «Спасибо», мамочка, тебе

За все заботы обо мне.

За то что в школу я хожу,

За книгу, что в руках держу.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать

( Хором) « Умею я теперь читать!»

Частушки на тему «Школа»

( исполняют ученики 1 «Д» класса) ( приложение 4)

Дети.

15. Мы прочтем любые книжки,

Разберемся в словаре.

Потому что всюду буквы,

Те же , что и в Азбуке.

16. Мы хотим сказать тебе «Спасибо!»

Мы тебя за все благодарим!

Говорим тебе мы «До свидания!»

« Здравствуй!» – новой книге говорим!

Азбука:

- Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно

расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому

научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в

этом, ребята, вам помогут новые книги. Это книги - Литературное чтение

и Русский язык

( Входит Литературное чтение и Русский язык ).

- Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы

выполняли мою просьбу.

Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в обложку оберни.

Где взял меня – туда верни.

Запомни я – твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Азбука: - До свидания! Счастливого пути! Мне нужно к другим ребятам.

(Уходит )

Русский язык. –Ребята, со мной вы откроете все секреты нашего родного

русского языка.

Литературное чтение.

У меня для вас рассказы,

Множество стихов, много новых слов.

Заготовлены загадки, только без отгадки.

Есть скороговорки, есть и поговорки.

(Хором обе книги ): Будем с вами мы дружить,

Читать, писать и не тужить !

Загадки на тему «Школа»

( исполняют ученики 1 «Г» класса) ( приложение 5)

Ведущий: Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведут вас эти

книги. Они научат вас быть честными, смелыми, добрыми.

Успехов вам в учёбе!

Молодцы, первоклассники!

Вы прочли Азбуку до корки,

Вам по чтению «пятерки»!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения.

Вам сегодня выдают – Удостоверения!

В том, что Азбуку прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

Вы прочтете любые книжки.

Вручение Удостоверений

.

- Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Мы

благодарим всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия.

Песня «Азбука каждому нужна »

Приложение 1

Сценка «Лесная школа»

Выходят Лисёнок, Бельчонок и Медвежонок.

Девочка. Здравствуйте, зверята!

Звери. Здравствуйте, ребята!

Лисёнок. А нельзя ли будет нас

Взять с собою в 1 –й класс?

Девочка. Если вы хотите с нами…

Звери. Хотим, хотим!

Девочка. …мы проверим ваши знания!

Звери. Согласны, согласны!

Девочка. Не спешите соглашаться, так легко и просчитаться.

Ну-ка, Мишка наш, скажи, сколько будет 2+3 ?

Медвежонок. Это будет…Это будет…что-то около шести.

Девочка. Дети, правильный ответ? - Нет.

Нет, Мишутка, будет… Пять.

Девочка. Не умеешь ты считать.

Задание второе.

Я возьму вот эти буквы

и из них сложу я слово…

Вот уже и всё готово! ( получили слово «Школа»)

- Эй, Бельчонок, посмотри!

Что написано? Прочти!

Бельчонок. Вот я маленький бельчонок,

Даже утром и спросонок

Прочитаю лучше всех,

Слово сладкое «орех».

Лисёнок. Каждый братец мой лисёнок

Прочитает без ошибки

Слово вкусное такое…

Ну, конечно, это – «рыбки»!

Медвежонок. Ха-ха-ха! Аж смех берёт!

Где тут рыбка? Это – «мёд» !

Девочка. Успокойтесь, успокойтесь!

И , пожалуйста, не ссорьтесь!

Ребятишки, помогите,

Слово правильно прочтите!

Все. – Школа.

Девочка. Не умеете, зверята, вы считать,

Не умеете, зверята, вы читать.

Что же скажут вам ребята?

Бельчонок. Очень стыдно нам , поверьте!

Будем мы учиться!

А сегодня мы хотели

На праздник попроситься!

Девочка. Оставайтесь, зверята!

Порадуйтесь вместе с нами и учите буквы!

Приложение 2.

Буква «Я». Борис Заходер

Всем известно:

Буква «Я»

В азбуке

Последняя.

А известно ли кому,

Отчего и почему?

Неизвестно?

Неизвестно!

Интересно?

Интересно!

Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Буквы.

Жили — не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз

Все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я

В строку не встала,

Взбунтовалась

Буква Я!

— Я, — сказала буква «Я», —

Главная-заглавная!

Я хочу,

Чтобы повсюду

Впереди

Стояла

Я!

Не хочу стоять в ряду.

Быть желаю

На виду!

Говорят ей:

— Встань на место! —

Отвечает: — Не пойду!

Я ведь вам не просто буква:

Я — местоимение.

Вы в сравнении со мною —

Недоразумение.

Недоразумение,

ни более, ни менее!

Тут вся азбука пришла

В страшное волнение.

— Фу-ты ну-ты! —

Фыркнул Ф,

От обиды покраснев.

— Срам! —

Сердито С сказало.

В кричит:

— Воображала!

Это каждый так бы мог!

Может, я и сам предлог!

Проворчало П:

— Попробуй,

Потолкуй с такой особой…

— Нужен к ней подход особый, —

Вдруг промямлил Мягкий знак.

А сердитый Твердый знак

Молча показал кулак.

— Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! —

Закричали Гласные. —

Не хватало только драки!

А еще Согласные!

Надо раньше разобраться,

А потом уже и драться!

Мы же грамотный народ.

Буква «Я»

Сама поймет:

Разве мыслимое дело

Всюду Я совать вперед?

Ведь никто в таком письме

Не поймет ни «бе» ни «ме»! —

Я затопало ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама!

Хватит у меня ума! —

Буквы тут переглянулись,

Все — буквально! – улыбнулись.

И ответил дружный хор:

— Хорошо!

Идем на спор:

«Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку,

Правда, стало быть, твоя!

— Чтобы я да не сумела?

Я ж не кто-нибудь, а Я!

…Буква Я взялась за дело:

Целый час она

Пыхтела, и кряхтела, и потела, —

Написать она сумела

Только

«…яяяяя!»

Как зальется буква «X»:

— Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! —

О

От смеха покатилось!

А

За голову схватилось.

Б

Схватилось за живот…

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет:

— Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю !

— Что ж, — решил весь Алфавит, —

Если хочет — пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте.

Дело в том, что все мы — вместе!

В том, чтоб все —

От А до Я —

Жили, как одна семья!

Буква «Я»

Всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы «Я»!

Приложение 3.

Сказка «Терем – теремок на школьный лад»

Ведущий:

Стоит терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Есть замочек у него,

Видно, нет там никого.

Я замочек отомкну

И у терема спрошу: -

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Нет ответа, всё молчит.

Теремок пустой стоит.

Вот сюда идет пенал.

Пенал:

Ах, куда же я попал?

Вот так терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Эй, замочек, отомкнись!

Кто живет здесь, отзовись!

Нет ответа, не слыхать.

Буду здесь жить-поживать!

Ведущий:

Азбука потом пришла,

Речь такую завела.

Азбука:

Стоит терем-теремок,

Он не низок, не высок.

Эй, замочек, отомкнись!

Кто живет здесь, появись!

Ведущий:

Вышел на порог пенал,

Азбуку к себе позвал.

Пенал: Будем мы с тобой дружить,

Будем здесь с тобою жить!

Ведущий:

Тут тетрадки прибежали,

В теремок проситься стали.

Тетради: В школе детям мы нужны,

С вами вместе жить должны!

Ведущий:

В теремочке потеснились,

И тетрадки поместились.

Карандашики бегут –

В теремочке все их ждут,

Пенал крышку приоткрыл

И к себе их пригласил.

Появилась и пятерка,

А за нею и четверка –

Тоже к терему спешат,

В нем пожить они хотят.

Вдруг плетутся двойка

с единицей,

В теремочке просят потесниться.

Но пенал суровый на пороге снова.

Пенал:

Вы не торопитесь,

Вы нам не годитесь.

Мы сюда не пустим вас,

Убирайтесь в тот же час.

Двойка:

Подождите, не спешите

Нас от сюда не гоните.

Единица:

Отвернемся на минутку -

Вы поймете нашу шутку. (Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)

Все: Вот теперь мы рады вам,

Заходите в гости к нам.

Ведущий:

Вот замочек щелкнул,

В портфеле все примолкли.

Ждут кого-то,

и приходит школьница ... (имя).

Школьница:

Я портфель сейчас возьму,

В свою школу с ним пойду.

Я хочу прилежной стать

И пятерки получать!

(Все артисты выходят на поклон.)

Приложение 4

ЧАСТУШКИ

Мы собрали пап и мам,

но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Топни ножка – нога,

Топни правенькая,

Азбуку я изучила,

Хоть и маленькая.

Разбудите меня ночью

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки.

Припев: Ёлочки – сосёночки

колкие, зелёные.

Все ребята – первоклашки

В Азбуку влюблённые!

Буквы гласные мы любим

И, всё больше с каждым днём,

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поём!

Ах, ты бабушка моя,

Снова не согласна

Ты запомни навсегда:

Есть лишь 10 гласных.

Тыщу слов в минуту нынче,

Как машина я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу».

Почему у малышей

мокрые реснички?

Потому что в Азбуке

кончились странички.

С Азбукой кто не в ладу,

с тем я дружбу не веду!

У меня характер крут –

уважаю с детства труд!

Мы простимся с Азбукой

и рукой помашем,

И спасибо 10 раз

дружно хором скажем!

Приложение 5.

Загадки.

Сели на страничку

33 сестрички.

Сели рядом, не молчат.

Нам загадки говорят.

( буквы)

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

( книга)

Мы – товарищи твои-

Ты нас береги!

Нас не рви, в нас не рисуй,

Ты нас изучи!

Мы тебе всегда поможем

Многое узнать.

Целый мир вокруг увидеть,

Грамотнее стать!

( учебники)

Текст песни "Азбука каждому нужна"

1.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

Припев:

Азбука, азбука

Каждому нужна.

Нам поможет книжки

Прочитать она!

2 . Надо буквы нам писать

Аккуратно в строчку,

Надо их запоминать

Без ошибок, точно.

Припев.

3. Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Припев.

1 куплет.

Песня «Азбука» Б. Заходера

1.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

Припев.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

2.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Припев.



В раздел образования