Автор: Москалева Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" МО "Сенгилеевский район" филиал р.п.Красный Гуляй
Населённый пункт: Ульяновская обл., Сенгилеевский район, р.п.Красный Гуляй
Наименование материала: доклад
Тема: "Нужно ли дополнительное образование детям?"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «ДШИ»
МО «Сенгилеевский район»
филиал р.п.Красный Гуляй
Москалева Е.В.,
преподаватель
художественных дисциплин.
Доклад.
Нужно ли дополнительное образование детям?
Важность и значимость дополнительного образования детей.
В настоящее время многие психологи и педагоги все чаще говорят о
необходимости развития творческого мышления у детей. Обращая внимание на
творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем
интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом.
Безусловно,
развитием
творческого
мышления
нельзя
заниматься
время
от
времени. Как и в любом деле, здесь важна система, причем наилучшее решение
этой проблемы – записаться в Детскую школу искусств.
Дополнительное
образование
детей
увеличивает
пространство,
в
котором
учащиеся
могут
развивать
свою
творческую
и
познавательную
активность,
реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В
дополнительном образовании детей ребёнок сам выбирает содержание и форму
занятий,
может
не
бояться
неудач.
Дополнительное
образование
детей
-
необходимое звено воспитания
многогранной личности, её образования, её
ранней профессиональной ориентации. Оно создает юному человеку условия
для полноценной жизни в пору
детства. Ведь если ребёнок живет полной
жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.
Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер.
Важным элементом в системе дополнительного образования, привлекательный
для
родителей
и
детей
выступает
художественно-творческие
виды
деятельности.
Цель моей работы:
• вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
• формирование духовных качеств и эстетического вкуса у детей;
• развитие у детей художественно-творческих способностей, привычки
вносить в жизнь элементы прекрасного;
• пробуждение фантазии детей с целью создания ими новых, необычных
композиций росписи;
• развитие мелкой моторики рук детей;
• обогащение словарного запаса учащихся.
Занятия
художественно-прикладной
деятельностью
спо собствуют
эстетическому
развитию
детей,
учат
видеть
красоту
в
реальной
действительности, создавать интересные и красивые вещи своими руками. На
уроках
декоративного
прикладного
искусства,
«рисунок»
и
«живопись»,
развивается фантазия и воображение, композиционное мышление и чувство
цветовой гармонии, расширяется кругозор и формируется представление детей
о роли искусства в жизни общества.
Всю
свою
работу
я
старалась
строить
так,
чтобы
развитие
ребёнка
было
действительно гармоничным. Выбирала разные формы проведения занятий:
экскурсии
в
музеи,
«путешествие»
в
сказку,
превращение
в
мастеров-
художников.
Детям
очень
запомнилась
поездка
в
музей
имени
Аркадия
Александровича
Пластова,
г.Ульяновск
и
участие
в
массовом
пленере
«Пластовская
осень».
На
данных
мероприятиях
мои
воспитанники
познакомились
с
биографией
художника,
поняли
и
прочувствовали
его
творчество,
увидели
те
красочные
образы
деревенской
жизни
и
родной
природы, которые Пластов запечатлел в своих акварелях, узнали, как простой
акварелью
можно
столько
выразить
и
показать,
сохранить
«воздушность
и
прозрачность» природы. Итогом этих мероприятий была выставка акварельных
работ по теме «Осень – очей – очарованье», которая прошла в нашей школе.
Также
мы
тесно
сотрудничаем
с
музеем
истории
Сенгилеевского
педагогического училища. Основателем и директором музея до 2014 года
являлся
художник
Николай
Михайлович
Уваров.
В
Сенгилеевском
педагогическом училище Николай Михайлович
проработал преподавателем
изобразительно искусства 48 лет, является Почётным Гражданином г. Сенгилея,
Отличник Народного Просвещения. 18 января 2016 года Николаю Михайловичу
исполнилось 80 лет, и к юбилею Сенгилеевский краеведческий музей имени
А.И.Солуянова оформил выставку работ, которую мы посетили с детьми.
Наши
воспитанникипринимают
активное
участие
в
районных,
региональных,
межрегиональных,
областных
конкурсах,
а
также
в
социокультурной жизни своего района: День поселка, Масленица, Сабантуй,
День Матери, День пожилого человека, 9 Мая, что помогает стимулировать их
учебу.
На
праздники
мы
организовываем
выставки
художественных
и
декоративно- прикладных работ, тем самым
привлекая к своему творчеству
внимание и вызывая интерес и желание других детей. Летом, на базе нашей
школы
открывается
творческий
лагерь
«Жар-птица».
С
целью
развития
наблюдательности, любознательности, знакомства с природой родного края и
внимательного к ней отношения проводятся экскурсии на природу, пленэрные
занятия.
В
парке,
лесу,
огороде
можно
найти
материал,
чтобы
создать
неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища. Важно
научить
детей
вглядываться
в
окружающий
нас
мир,
подмечать
красоту
природы, подмечать особенности различных материалов.
Важным
моментом
в
творческой
деятельности
является
её
итог.
При
выполнении работы развиваются организационные способности, которые дают
возможность
учащемуся
уметь
предвидеть
результат
своего
труда,
а
для
достижения поставленной цели – уметь планировать выполнение задуманного и
довести работу до конца. Ведь так приятно наблюдать какой огромный интерес
вызывают
у
них
те
вещи,
которые
мы
можем
сделать
своими
руками
и
использовать
дома
в
украшении
интерьера:
это
декоративные
часы,
светильники, рамки, картины на ткани, росписи деревянных изделий, рисунки
на камнях, декоративная лепка с последующей росписью и многое другое.
Не
каждый
ребенок
рождается
художником,
но
определенные
умения,
определенный потенциал художественного развития, есть в каждом. Задача
педагога – раскрыть и преумножить этот потенциал. Для этого главное суметь
заинтересовать ребят, не навязывать собственное мнение и вкус, а «разбудить»
ребенке
веру
в
себя,
свои
творческие
способности,
индивидуальность,
неповторимость.
Список литературы:
1. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал.
М.: ООО «Витязь-М», 2006 №3,9. 64с.
2. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников// Из
опыта работы школы-лаборатории №875 / Ред. И сост. Л.Г.Савенкова. – М.:2001,
97с.
3.
Классный
руководитель:
Научно-методический
журнал.
М.:
НОУ
Центр
«Педагогический поиск», 2007 №2, 3, 6; 2009 №1.144с.
4.
Особенности
художественного
воспитания
в
условиях
дополнительного
образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004, 197с.