Автор: Зусько Лариса Сергеевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МОУДО "ЖДШИ"
Населённый пункт: город Железногорск Курской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок классического танца как форма учебно-воспитательной работы"
Раздел: дополнительное образование
МОУДО «Железногорская ДШИ»
Методическая разработка
«Урок классического танца как форма
учебно-воспитательной работы»
Подготовила:
преподаватель
по классу хореографии
Зусько Л.С.
2017 г.
Учебный процесс в ДШИ предусматривает наличие учебного плана,
определяющего цели, задачи и форму обучения, а также наличие в учебном
плане ряда дисциплин, основой и фундаментом которых является классиче-
ский танец.
Такая организация учебного процесса наиболее полно отвечает задачам
комплексного подхода к обучению и воспитанию, дает детям возможность не
только овладеть основами хореографии, но и углубить знания в этой области,
сделать всесторонне развитыми, связать танец с широким кругом явлений ис-
кусства и жизни, что обеспечивает более полное развитие индивидуальных
способностей.
Цель данной работы: рассмотреть роль и место классического танца в
обучении и воспитании обучающихся.
Задачи:
1. Рассмотреть роль педагога классического танца в формировании хорео-
графических навыков и личностных качеств детей.
2. Определить основные требования к уроку классического танца.
Специфика работы в хореографическом классе достаточна сложна. Хо-
реограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного
воспитания детей с балетмейстерской работой и с высокими требованиями к
выступлению детей на концертах.
Современные требования к преподавателю в области любого искусства
опираются на общий эстетический уровень нашего общества. Педагог дол-
жен на материале своего искусства открыть ученикам закономерности связи
форм и содержания, способов, отражения жизни в данном искусстве. В пении
- это будет связь слова и звука, в музыки смысла и интонации. Использование
подобного принципа необходимо современному педагогу – хореографу. Так-
же, как и в других видах искусства, преподаватель должен дать детям пред-
ставление об общих закономерностях отражения действительности в хорео-
графическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий дви-
жений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музы-
ки.
Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном, что мо-
жет встретиться в их жизненной практике. В этом смысле усвоение основ
классики является тем материалом, с помощью которого «овеществляются» -
переводятся в пластический материал - указанные духовные задачи.
Следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развити-
ем музыкальных, актерских и творческих способностей.
Необходимо
«сжатие»
движений
классической
системы,
чтобы
при
применении минимума ее элементов можно было достигнуть максимума гра-
мотности, танцевальности, музыкальности, выразительности. Следует иметь
в виду, что если максимум и минимум усвоения движений зависит от време-
1
ни занятий ученика, то грамотность и прочность опирается на качество при-
обретенных знаний и навыков - лучше меньше, но прочнее.
Несомненна ущербность «скоростного» усвоения элементов классиче-
ского танца, что часто ведет к танцевальной безграмотности. Обычно встре-
чаются ученики 4-х категорий:
способные, легко схватывающие и запоминающие предложенный мате-
риал, но не имеющие специальные данные;
с частичными специальными данными (шаг, подъем или прыжок, гиб-
кость), но, как правило, малоспособных, плохо схватывающих материал,
слабо запоминающих его;
не
обнаруживающих
ни
способностей,
ни
специальных
данных,
но
страстно любящих танцевать;
имеющих и данные, и способности, и любовь к танцам.
Прежде чем ставить детей 7-8 лет к станку, необходимо дать им поня-
тие о природе организованного движения вообще, научить осознавать есте-
ственное начало, близкое к практике. К ним относятся шаг, бег, подскок, пры-
жок, движение вперед-назад, вправо-влево, вокруг себя.
Для формирования первых представлений об эстетическом движении
тела, о законах его построения можно использовать так же простые танце-
вальные шаги. Здесь ученики получают первое представление о том, что шаг
может быть искусством, если он красив и сочетается с музыкой. В шагах мы
требуем вытягивать подъем ноги, ставить ее выворотно, бедра держать высо-
ко, плечи развернуто и низко, голову высоко и гордо. Упражнение нужно вы-
полнять вначале на одном месте, а затем с продвижением вперед. Дети могут
по определенной форме положить руки на бедра, на плечи, как бы опуская их
на грудь, поднимая ее, и на затылок, как бы облокачивая его на ладони рук.
После этого ученики начинают ощущать свою талию и бедра, плечи и грудь,
и положение чуть опрокинутой назад головы.
В дальнейшем можно начинать изучать движения то с нижних, то с
верхних конечностей. Так можно заметить, что одни дети легче овладевают
движениями рук, другие движениями ног. Это является индивидуальным
свойством, зависящим от характера ребенка. Выразительные дети, как прави-
ло, хорошо овладевают движениями рук, что нельзя сказать о детях менее вы-
разительных, которым шаги даются легче. Говоря о перспективном развитии
движений рук, рекомендуется дирижирование, которое является самым удоб-
ным упражнением. Оно охватывает элементы музыкально-ритмические, ди-
намические и вместе с тем в своей силовой характеристике близки к движе-
ниям классическим.
В классике плечевая часть руки исполняет рабочие функции - равнове-
сия, а нижняя часть руки от локтя может служить для выразительности.
2
Для того, чтобы стоять на ногах твердо, органично перемещая свое тело
в пространстве, сохраняя и создавая целую серию красивейших узоров нога-
ми, руками и корпусом, нужна сознательная тренировка тела.
И эта тренировка начинается с работы у станка, держась за палку вна-
чале двумя, а затем одной рукой стоя боком к станку. Такая работа с перемен-
ной нагрузкой то одной стороной тела, то другой обеспечивает не утомитель-
ную и бесперебойную работу в течение 15-29 минут у станка.
Задача классического экзерсиса состоит в подготовке тела к движениям
на середине зала, требующим эластичности и подвижности голеностопного,
коленного, тазобедренного суставов, координации рук и головы с корпусом и
ногами.
Классическое движение рассчитано на участие в двигательной практике
всех физических и духовных сил ребенка, от мышечного и пространственно-
го чувства до эмоционального ощущения движения.
Задача педагога - способствовать выработке правильной осанки, дать
каждому ученику индивидуальный совет.
Большое значение для правильного развития тела и движений имеет по-
ложение ступней. При неправильной постановке корпуса почти неминуем
«завал» ступни на большой палец и не только на большой палец, но и на всю
внутреннюю часть ступни. Получаются ноги, напоминающие ласты тюленя.
Ступни искривляются и не могут быть опорой тела.
Полезно использовать образный показ, например, сказать, что правиль-
ное положение ноги напоминает ходьбу на лыжах, заваленное не внутрь по-
ложение - на коньках.
Основой движений классического танца является battement tendu и его
различные виды. На battement tendu и через него проходят многие движения
классического танца, его значение для техники огромно. Это движение вос-
питывает ступни, дает ее нужное направление, силу для танцевальных движе-
ний, - как в pare terre, так и в прыжках. Поэтому особое внимание мы уделяем
его разучиванию.
Особое внимание обращается и на развитие танцевальности. Чувство
позы является источником и началом танцевального ощущения. В этом отно-
шении медленные темпы, - где есть возможность зафиксировать позу, затем
почувствовать ее, сделать переход в другую, - лучше всего развивает чувство
движения.
Для приобретения танцевальности используются различные ракурсы
движений - epaulement, которые изучают, начиная со второго года обучения.
Подобно освоению перспективного рисунка в изобразительном искус-
стве, полифоническому движению звуков музыки, пластика тела при поворо-
те в тот или иной ракурс (epaulement) укладывается в несколько измерений -
становится многомерной.
3
Исполнителю, овладевающему этим непременным средством выраже-
ния,
следует
освоить,
понять
его
визуальную
сторону
-
красоту
про-
странственных линий, контрдвижение - внутреннее (мышечное) ощущение
контраста,
эмоциональную
окраску
epaulement,
-
ощущение
закрытого,
открытого, ощущение как бы удаляющегося движения. Изучение epaulement
проходит стадии разной степени трудности:
1-й
этап
-
разучивание
поз
классического
танца
-
en
face,
croisee,
effacee, I, II, III arabesque, освоение точек зала (1,2,3,4,5,6,7,8,). Варианты поз
- на вытянутой ноге, на demi plie с вариантами рук.
2-й этап - разучивание техники и выразительности перемены направле-
ния движений - из одного ракурса в другой. Например, temps lie par terre.
3-й этап - разучивание поз с подъемом ноги - в en face, croisee, effacee, I
arabesque, П и Ш arabesque.
4-й этап - переход из одной позы в другую - правила и закономерности
техники переходов из позы в позу.
5-й этап - маленькие и большие прыжки с двух ног на одну:
без перемены ракурса; с переменой; в комбинациях ( с движениями, связками
gllissade, pas de bourree, pas chausse.
Занятия классическим танцем являются абсолютно необходимым зве-
ном в учебно-воспитательном процессе. Благодаря им, достигается правиль-
ная постановка опорно – двигательного аппарата, приобретается необходимая
техника, координация, танцевальная культура.
Используя хореографию как действенное средство воспитания, важно
выработать у учащихся не только комплекс практических знаний и умений,
но и воспитать у них сумму качеств, главное из которых – развитое творче-
ское начало.
Таким образом, обучение технике исполнения и воспитание творческой
личности – это две стороны единого процесса, в котором они неразрывно свя-
заны и полностью взаимообусловлены.
Решение всех перечисленных проблем организации учебно-воспита-
тельного процесса, прежде всего, связано с уроками классического танца, и
вот по каким причинам:
классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и
тренировки танцовщика, основанной на глубоких анатомических и физиоло-
гических закономерностях;
он является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высо-
кой исполнительской культуры.
Преподавание классического танца имеет наиболее глубокие традиции
богатейший опыт, накопленный многими поколениями педагогов, что плодо-
творно скажется на всем учебном процессе.
4
Список литературы.
Р. Блок. Методические указания в помощь начинающему педагогу. –Москва,
1972 год.
А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 1997 год.
М. С. Боголюбская. Музыкально-хореографическое искусство в системе эсте-
тического и нравственного воспитания. – Москва, 1986 год.
Ю. Громова. Работа педагога в детском хореографическом коллективе. –
Москва, 1962 год.
П. Карп. Младшая муза. – Москва, 1997 год.
5