Напоминание

"Урок классического танца как форма учебно-воспитательной работы"


Автор: Зусько Лариса Сергеевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МОУДО "ЖДШИ"
Населённый пункт: город Железногорск Курской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок классического танца как форма учебно-воспитательной работы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МОУДО «Железногорская ДШИ»

Методическая разработка

«Урок классического танца как форма

учебно-воспитательной работы»

Подготовила:

преподаватель

по классу хореографии

Зусько Л.С.

2017 г.

Учебный процесс в ДШИ предусматривает наличие учебного плана,

определяющего цели, задачи и форму обучения, а также наличие в учебном

плане ряда дисциплин, основой и фундаментом которых является классиче-

ский танец.

Такая организация учебного процесса наиболее полно отвечает задачам

комплексного подхода к обучению и воспитанию, дает детям возможность не

только овладеть основами хореографии, но и углубить знания в этой области,

сделать всесторонне развитыми, связать танец с широким кругом явлений ис-

кусства и жизни, что обеспечивает более полное развитие индивидуальных

способностей.

Цель данной работы: рассмотреть роль и место классического танца в

обучении и воспитании обучающихся.

Задачи:

1. Рассмотреть роль педагога классического танца в формировании хорео-

графических навыков и личностных качеств детей.

2. Определить основные требования к уроку классического танца.

Специфика работы в хореографическом классе достаточна сложна. Хо-

реограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного

воспитания детей с балетмейстерской работой и с высокими требованиями к

выступлению детей на концертах.

Современные требования к преподавателю в области любого искусства

опираются на общий эстетический уровень нашего общества. Педагог дол-

жен на материале своего искусства открыть ученикам закономерности связи

форм и содержания, способов, отражения жизни в данном искусстве. В пении

- это будет связь слова и звука, в музыки смысла и интонации. Использование

подобного принципа необходимо современному педагогу – хореографу. Так-

же, как и в других видах искусства, преподаватель должен дать детям пред-

ставление об общих закономерностях отражения действительности в хорео-

графическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий дви-

жений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музы-

ки.

Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном, что мо-

жет встретиться в их жизненной практике. В этом смысле усвоение основ

классики является тем материалом, с помощью которого «овеществляются» -

переводятся в пластический материал - указанные духовные задачи.

Следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развити-

ем музыкальных, актерских и творческих способностей.

Необходимо

«сжатие»

движений

классической

системы,

чтобы

при

применении минимума ее элементов можно было достигнуть максимума гра-

мотности, танцевальности, музыкальности, выразительности. Следует иметь

в виду, что если максимум и минимум усвоения движений зависит от време-

1

ни занятий ученика, то грамотность и прочность опирается на качество при-

обретенных знаний и навыков - лучше меньше, но прочнее.

Несомненна ущербность «скоростного» усвоения элементов классиче-

ского танца, что часто ведет к танцевальной безграмотности. Обычно встре-

чаются ученики 4-х категорий:

способные, легко схватывающие и запоминающие предложенный мате-

риал, но не имеющие специальные данные;

с частичными специальными данными (шаг, подъем или прыжок, гиб-

кость), но, как правило, малоспособных, плохо схватывающих материал,

слабо запоминающих его;

не

обнаруживающих

ни

способностей,

ни

специальных

данных,

но

страстно любящих танцевать;

имеющих и данные, и способности, и любовь к танцам.

Прежде чем ставить детей 7-8 лет к станку, необходимо дать им поня-

тие о природе организованного движения вообще, научить осознавать есте-

ственное начало, близкое к практике. К ним относятся шаг, бег, подскок, пры-

жок, движение вперед-назад, вправо-влево, вокруг себя.

Для формирования первых представлений об эстетическом движении

тела, о законах его построения можно использовать так же простые танце-

вальные шаги. Здесь ученики получают первое представление о том, что шаг

может быть искусством, если он красив и сочетается с музыкой. В шагах мы

требуем вытягивать подъем ноги, ставить ее выворотно, бедра держать высо-

ко, плечи развернуто и низко, голову высоко и гордо. Упражнение нужно вы-

полнять вначале на одном месте, а затем с продвижением вперед. Дети могут

по определенной форме положить руки на бедра, на плечи, как бы опуская их

на грудь, поднимая ее, и на затылок, как бы облокачивая его на ладони рук.

После этого ученики начинают ощущать свою талию и бедра, плечи и грудь,

и положение чуть опрокинутой назад головы.

В дальнейшем можно начинать изучать движения то с нижних, то с

верхних конечностей. Так можно заметить, что одни дети легче овладевают

движениями рук, другие движениями ног. Это является индивидуальным

свойством, зависящим от характера ребенка. Выразительные дети, как прави-

ло, хорошо овладевают движениями рук, что нельзя сказать о детях менее вы-

разительных, которым шаги даются легче. Говоря о перспективном развитии

движений рук, рекомендуется дирижирование, которое является самым удоб-

ным упражнением. Оно охватывает элементы музыкально-ритмические, ди-

намические и вместе с тем в своей силовой характеристике близки к движе-

ниям классическим.

В классике плечевая часть руки исполняет рабочие функции - равнове-

сия, а нижняя часть руки от локтя может служить для выразительности.

2

Для того, чтобы стоять на ногах твердо, органично перемещая свое тело

в пространстве, сохраняя и создавая целую серию красивейших узоров нога-

ми, руками и корпусом, нужна сознательная тренировка тела.

И эта тренировка начинается с работы у станка, держась за палку вна-

чале двумя, а затем одной рукой стоя боком к станку. Такая работа с перемен-

ной нагрузкой то одной стороной тела, то другой обеспечивает не утомитель-

ную и бесперебойную работу в течение 15-29 минут у станка.

Задача классического экзерсиса состоит в подготовке тела к движениям

на середине зала, требующим эластичности и подвижности голеностопного,

коленного, тазобедренного суставов, координации рук и головы с корпусом и

ногами.

Классическое движение рассчитано на участие в двигательной практике

всех физических и духовных сил ребенка, от мышечного и пространственно-

го чувства до эмоционального ощущения движения.

Задача педагога - способствовать выработке правильной осанки, дать

каждому ученику индивидуальный совет.

Большое значение для правильного развития тела и движений имеет по-

ложение ступней. При неправильной постановке корпуса почти неминуем

«завал» ступни на большой палец и не только на большой палец, но и на всю

внутреннюю часть ступни. Получаются ноги, напоминающие ласты тюленя.

Ступни искривляются и не могут быть опорой тела.

Полезно использовать образный показ, например, сказать, что правиль-

ное положение ноги напоминает ходьбу на лыжах, заваленное не внутрь по-

ложение - на коньках.

Основой движений классического танца является battement tendu и его

различные виды. На battement tendu и через него проходят многие движения

классического танца, его значение для техники огромно. Это движение вос-

питывает ступни, дает ее нужное направление, силу для танцевальных движе-

ний, - как в pare terre, так и в прыжках. Поэтому особое внимание мы уделяем

его разучиванию.

Особое внимание обращается и на развитие танцевальности. Чувство

позы является источником и началом танцевального ощущения. В этом отно-

шении медленные темпы, - где есть возможность зафиксировать позу, затем

почувствовать ее, сделать переход в другую, - лучше всего развивает чувство

движения.

Для приобретения танцевальности используются различные ракурсы

движений - epaulement, которые изучают, начиная со второго года обучения.

Подобно освоению перспективного рисунка в изобразительном искус-

стве, полифоническому движению звуков музыки, пластика тела при поворо-

те в тот или иной ракурс (epaulement) укладывается в несколько измерений -

становится многомерной.

3

Исполнителю, овладевающему этим непременным средством выраже-

ния,

следует

освоить,

понять

его

визуальную

сторону

-

красоту

про-

странственных линий, контрдвижение - внутреннее (мышечное) ощущение

контраста,

эмоциональную

окраску

epaulement,

-

ощущение

закрытого,

открытого, ощущение как бы удаляющегося движения. Изучение epaulement

проходит стадии разной степени трудности:

1-й

этап

-

разучивание

поз

классического

танца

-

en

face,

croisee,

effacee, I, II, III arabesque, освоение точек зала (1,2,3,4,5,6,7,8,). Варианты поз

- на вытянутой ноге, на demi plie с вариантами рук.

2-й этап - разучивание техники и выразительности перемены направле-

ния движений - из одного ракурса в другой. Например, temps lie par terre.

3-й этап - разучивание поз с подъемом ноги - в en face, croisee, effacee, I

arabesque, П и Ш arabesque.

4-й этап - переход из одной позы в другую - правила и закономерности

техники переходов из позы в позу.

5-й этап - маленькие и большие прыжки с двух ног на одну:

без перемены ракурса; с переменой; в комбинациях ( с движениями, связками

gllissade, pas de bourree, pas chausse.

Занятия классическим танцем являются абсолютно необходимым зве-

ном в учебно-воспитательном процессе. Благодаря им, достигается правиль-

ная постановка опорно – двигательного аппарата, приобретается необходимая

техника, координация, танцевальная культура.

Используя хореографию как действенное средство воспитания, важно

выработать у учащихся не только комплекс практических знаний и умений,

но и воспитать у них сумму качеств, главное из которых – развитое творче-

ское начало.

Таким образом, обучение технике исполнения и воспитание творческой

личности – это две стороны единого процесса, в котором они неразрывно свя-

заны и полностью взаимообусловлены.

Решение всех перечисленных проблем организации учебно-воспита-

тельного процесса, прежде всего, связано с уроками классического танца, и

вот по каким причинам:

классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и

тренировки танцовщика, основанной на глубоких анатомических и физиоло-

гических закономерностях;

он является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высо-

кой исполнительской культуры.

Преподавание классического танца имеет наиболее глубокие традиции

богатейший опыт, накопленный многими поколениями педагогов, что плодо-

творно скажется на всем учебном процессе.

4

Список литературы.

Р. Блок. Методические указания в помощь начинающему педагогу. –Москва,

1972 год.

А. И. Буренина. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 1997 год.

М. С. Боголюбская. Музыкально-хореографическое искусство в системе эсте-

тического и нравственного воспитания. – Москва, 1986 год.

Ю. Громова. Работа педагога в детском хореографическом коллективе. –

Москва, 1962 год.

П. Карп. Младшая муза. – Москва, 1997 год.

5



В раздел образования