Автор: Шлякова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа№2129"!
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Правописание безударных гласных
Раздел: начальное образование
Правописание безударных гласных
Формирование всесторонне развитой личности - программная цель в
работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача - искать новые способы
интенсификации обучения и повышения его качества.
Интенсификация обучения может быть достигнута в том случае, если
будет увеличено число учебно-познавательных действий и операций, будет
умело использоваться каждая минута урока, как учителем, так и учащимися,
если учебный материал дойдет до сознания каждого ученика.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из
важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене обучения в
школе.
Орфограммы
«безударные
гласные»
-
это
самые
частотные
орфограммы русского языка.
Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Мой
многолетний опыт работы учителя, руководителя методического
объединения учителей начальных классов, результаты контрольных работ
нашей и других школ позволили сделать вывод, что обучение правописанию
безударных гласных представляет определенные трудности для детей.
В обучении правописанию безударных гласных в корне слов
начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работе
младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением
учащихся найти объект правила (ученик не может определить место
орфограммы в слове), либо неумением пользоваться правилом (ученик не
может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не
может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением;
подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по
звучанию: например, слизал сметану – слез; посидел на скамейке – сед).
Обучение правописанию безударных гласных в словах будет
успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя
теоретические основы данной темы.
Работу
над
безударными
гласными
я
начинаю
в
период
обучения
грамоте.
В
1
классе
провожу
постоянную
работу
над
развитием
речи,
развитием
фонематического
слуха
учащихся,
учу
вести
наблюдения
над
словами,
написание
которых
расходится
с
произношением,
отрабатываю
умение находить в словах ударные и безударные гласные.
Эту работу начинаю, когда изучены гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у
я согласный н; слог и ударение детям тоже известны. Проверка безударных
гласных ведется методом сопоставлений:
он - она - оно - они;
сосны - сосна;
осы - оса - у осы.
Пример. Игра «Догадайся сам».
Цель: тренировка в слогоделении, в ударении.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц.
В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с
другой – два. Показываю картинки птиц, дети должны произнести названия
птиц, разделить слова на слоги, определить ударный слог, определить, в
какую часть доски поместить.
Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины
и т.д.
На уроках отрабатываются умения, направленные на тренировку в
постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных,
формировать умение изменять слово (на основе соотношения «один –
много»). Использую устные упражнения, упражнения на списывание,
Упражнения творческого характера.
Работа выполняется и на последующих уроках, входит в привычку у
детей,
у
них
постепенно
вырабатывается
потребность
подбирать
родственные слова, делать сопоставления - по звучанию и знанию. Подбор
родственных слов необходимо сопровождать проговариванием.
Основная задача на данном этапе научить учащихся видеть безударную
гласную
в
слове.
Процесс
этот
сложный
и
длительный.
Наиболее
эффективным видом работы в 1 классе была игра «Маячки», которая дает
возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к
ним.
Во
втором
–
четвертом
классах правило правописания безударных
гласных в корне слов изучается на морфологическом уровне. Такой переход
становится
возможным
в
связи
с
изучением
состава
слова.
К
уже
приобретенным умениям добавляются следующие: умение находить корень
слова; умения подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных
слов; умение выбирать среди проверочных слова с ударной гласной в корне.
В соответствии со структурой правила изменяется и система упражнений .
Карточка №1
1. Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните проверочное слово:
М.ховая шапка - шапка из меха
Зв.риный след - …..
Д.ревянная палка - …..
Гр.бной суп - …..
Карточка №6
1. Выпишите из текста слова с безударной гласной, подберите
проверочные слова, обозначьте орфограмму:
Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена – зубчатая, с
башнями. Больше двух километров надо прошагать, чтобы обойти ее
кругом. Здесь в давние времена зародился город.
Список литературы.
1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.
2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.,
1983.
4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -
М., 1992..
7 . Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.,
1975.
8. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.
9. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М.,1989.