Напоминание

Правописание безударных гласных


Автор: Шлякова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа№2129"!
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Правописание безударных гласных
Раздел: начальное образование





Назад




Правописание безударных гласных

Формирование всесторонне развитой личности - программная цель в

работе школы. Перед нами, учителями, стоит задача - искать новые способы

интенсификации обучения и повышения его качества.

Интенсификация обучения может быть достигнута в том случае, если

будет увеличено число учебно-познавательных действий и операций, будет

умело использоваться каждая минута урока, как учителем, так и учащимися,

если учебный материал дойдет до сознания каждого ученика.

Вопрос о правописании безударных гласных в корне является одним из

важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене обучения в

школе.

Орфограммы

«безударные

гласные»

-

это

самые

частотные

орфограммы русского языка.

Большое значение имеет выбор приемов при подготовке к уроку. Мой

многолетний опыт работы учителя, руководителя методического

объединения учителей начальных классов, результаты контрольных работ

нашей и других школ позволили сделать вывод, что обучение правописанию

безударных гласных представляет определенные трудности для детей.

В обучении правописанию безударных гласных в корне слов

начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работе

младших школьников встречаются ошибки, вызванные либо неумением

учащихся найти объект правила (ученик не может определить место

орфограммы в слове), либо неумением пользоваться правилом (ученик не

может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не

может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением;

подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по

звучанию: например, слизал сметану – слез; посидел на скамейке – сед).

Обучение правописанию безударных гласных в словах будет

успешным в том случае, если каждый учитель четко определит для себя

теоретические основы данной темы.

Работу

над

безударными

гласными

я

начинаю

в

период

обучения

грамоте.

В

1

классе

провожу

постоянную

работу

над

развитием

речи,

развитием

фонематического

слуха

учащихся,

учу

вести

наблюдения

над

словами,

написание

которых

расходится

с

произношением,

отрабатываю

умение находить в словах ударные и безударные гласные.

Эту работу начинаю, когда изучены гласные звуки и буквы а, о, и, ы, у

я согласный н; слог и ударение детям тоже известны. Проверка безударных

гласных ведется методом сопоставлений:

он - она - оно - они;

сосны - сосна;

осы - оса - у осы.

Пример. Игра «Догадайся сам».

Цель: тренировка в слогоделении, в ударении.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц.

В верхней части доски с одной стороны помещен один кружок, с

другой – два. Показываю картинки птиц, дети должны произнести названия

птиц, разделить слова на слоги, определить ударный слог, определить, в

какую часть доски поместить.

Подобным образом можно собирать овощи, грибы в разные корзины

и т.д.

На уроках отрабатываются умения, направленные на тренировку в

постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных,

формировать умение изменять слово (на основе соотношения «один –

много»). Использую устные упражнения, упражнения на списывание,

Упражнения творческого характера.

Работа выполняется и на последующих уроках, входит в привычку у

детей,

у

них

постепенно

вырабатывается

потребность

подбирать

родственные слова, делать сопоставления - по звучанию и знанию. Подбор

родственных слов необходимо сопровождать проговариванием.

Основная задача на данном этапе научить учащихся видеть безударную

гласную

в

слове.

Процесс

этот

сложный

и

длительный.

Наиболее

эффективным видом работы в 1 классе была игра «Маячки», которая дает

возможность научить детей зрительно запоминать слова, присматриваться к

ним.

Во

втором

четвертом

классах правило правописания безударных

гласных в корне слов изучается на морфологическом уровне. Такой переход

становится

возможным

в

связи

с

изучением

состава

слова.

К

уже

приобретенным умениям добавляются следующие: умение находить корень

слова; умения подбирать проверочные слова путем подбора однокоренных

слов; умение выбирать среди проверочных слова с ударной гласной в корне.

В соответствии со структурой правила изменяется и система упражнений .

Карточка №1

1. Измените словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните проверочное слово:

М.ховая шапка - шапка из меха

Зв.риный след - …..

Д.ревянная палка - …..

Гр.бной суп - …..

Карточка №6

1. Выпишите из текста слова с безударной гласной, подберите

проверочные слова, обозначьте орфограмму:

Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена – зубчатая, с

башнями. Больше двух километров надо прошагать, чтобы обойти ее

кругом. Здесь в давние времена зародился город.

Список литературы.

1 . Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.

2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.,

1983.

4. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

5. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.

6 .Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. -

М., 1992..

7 . Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.,

1975.

8. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием. – М., 1985.

9. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М.,1989.



В раздел образования