Автор: Лейбас Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: Солнце, растения и мы с вами
Раздел: начальное образование
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
Цели: Развивать устную монологическую речь в единстве с обогащением знаниями
об окружающем мире, о связи солнца, растений и людей.
Способствовать развитию интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения,
обобщения, навыков группировки и классификации.
Содействовать воспитанию бережного отношения к природе и показать скрытую от
наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.
Оборудование: Схемы: «Питание растений», «Дыхание растений», кроссворд
(плакат на доске)
План урока.
1. Организация и начало урока.
Учитель. - Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2.Эмоциональный настрой.
Учитель. - Ребята, чтобы вы чувствовали спокойно и уверенно, давайте поделимся
друг с другом положительной энергией. Давайте, образуем большой круг, взявшись
за руки
Пожелайте мысленно добра своим соседям, которых вы держите за руки, и
передайте им хорошее настроение.
- А теперь давайте вспомним то, что вы изучили на прошлом уроке.
3. Этап проверки домашнего задания. ( Фронтальный опрос.)
Учитель. - Те, у кого на столах лежат карточки - выполняют задание. А как
закончите - включайтесь в работу с нами.
-Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлом уроке.
Дети. – Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
Учитель. - Назовите одного двух представителей каждой из перечисленных групп.
- На какие группы можно разделить животных изображённых на картинках.
Дети. – Дикие и домашние животные.
Учитель. - Почему они так называются? Чтобы проверить правильность ответа -
переверните белые полоски бумаги.
- Как называется наука о животных?
Дети. – Наука о животных называется зоологией.
Учитель. - Составьте это предложение из слов, данных на доске.
Зоология- наука о животных. ( Предложения разрезаны на слова.)
- Составьте второе предложение.
Ботаника- наука о растениях.
Что изучает эта наука? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Дышит, растёт,
А ходить не может. ( Растение.)
- А сейчас проведём блиц - опрос по названию органов растений.
Учитель. 1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.
Дети. Плод.
2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества.
Дети. - Стебель.
3. Орган, который растёт вниз, находится в почве.
Дети. - Корень.
4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и
дышит. Дети. - Листья.
5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.
Дети. - Семена.
6. Орган растения, из которого развиваются плоды.
Дети. - Цветок.
4. Этап актуализации знаний.
Учитель. - Ребята, сегодня мы с вами почувствуем себя в роли учёных-ботаников.
Мы
будем
изучать,
и
исследовать
жизнь
растений.
Итак,
рассмотрим
значение
растений
как
источника
питательных
веществ
и
кислорода
для
других
живых
существ, в том числе и для человека.
То есть рассмотрим взаимосвязь:
СОЛНЦЕ → РАСТЕНИЯ → ЧЕЛОВЕК
5. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель. - Как слова «СОЛНЦЕ», «РАСТЕНИЯ», «ЧЕЛОВЕК» распределить на 2
группы.
Дети.- Солнце - неживая природа, растения, человек - живая природа.
Учитель. - Назовите признаки живой природы.
Дети. - Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.
Учитель. - А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.
6.Этап изучения нового материала.
-Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, и выделяют
углекислый газ.
-А как же растения питаются? Своими корнями растения всасывают из почвы воду с
растворёнными в ней минеральными солями.
-Но как же растения получают питательные вещества - сахар и крахмал? Ведь их нет
в почве, а в растениях они есть. Даже самые знаменитые учёные долго не могли
разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц
воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар и крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. Почему же
для
работы этой «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию,
без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого
живого существа. Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что
животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один
человек не могут из воды и углекислого газа получать сахар и другие питательные
вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким
образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими
веществами и необходимую им для жизни энергию.
Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в
питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с
вами.
Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными
веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не
было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно
относиться ко всем растениям.
Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою»
М. Романова.
7.Динамическая минутка.
Учитель. - Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
8. Первичная проверка понимания изученного.
Учитель. - Сравните 2 схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений». Чем они
похожи? Чем отличаются?
9. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Сейчас ребята, я предлагаю вам калейдоскоп интересных сообщений.
Дети. Читают свои сообщения о деревьях.
Учитель. - А теперь давайте решим задачи на экологическую тему: 1га хвойного
леса отфильтровывает в год 30-35т пыли, а 1га лиственного леса- 50-70т пыли.
Какие деревья больше очищают воздух?
Дети. – Лучше очищают воздух лиственные деревья.
Учитель. - А вы знаете, что помимо кислорода, растения выделяют фитонциды.
Фитонциды
-
это
ароматические
вещества,
убивающие
бактерий. (На доске
появляется запись.)
2.) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов, 1га хвойного леса- 5
кг, 1 га можжевелового леса-30 кг. Какой лес выделяет фитонцидов больше?
Дети. – Можжевеловый.
10. Этап коррекции знаний и способов действий.
Учитель. - Объединитесь в группы и из двух предложений выберите то, которое
соответствует
вашей
схеме.
(
Взаимопроверка).
Закрепить
новые
знания
вам
поможет учебник.
11.
Этап
информации
о
домашнем
задании.
(Стр.
71-74
прочитать
статью.
Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»)
12. Итог урока.
Учитель. - Что нового узнали на уроке? Какие узнали слова?
13. Этап рефлексии.
Учитель.
-
Я
предлагаю
вам
выразить
своё
отношение
к
уроку.
Выберите
из
предложенных фраз ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке.
На уроке было интересно.
Урок заставил меня задуматься.
Я хочу, чтобы таких уроков было больше.
Мне на уроке было скучно.