Напоминание

Солнце, растения и мы с вами


Автор: Лейбас Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 42 г. Белгорода
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: Солнце, растения и мы с вами
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Солнце, растения и мы с вами.

Цели: Развивать устную монологическую речь в единстве с обогащением знаниями

об окружающем мире, о связи солнца, растений и людей.

Способствовать развитию интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения,

обобщения, навыков группировки и классификации.

Содействовать воспитанию бережного отношения к природе и показать скрытую от

наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование: Схемы: «Питание растений», «Дыхание растений», кроссворд

(плакат на доске)

План урока.

1. Организация и начало урока.

Учитель. - Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот - тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

2.Эмоциональный настрой.

Учитель. - Ребята, чтобы вы чувствовали спокойно и уверенно, давайте поделимся

друг с другом положительной энергией. Давайте, образуем большой круг, взявшись

за руки

Пожелайте мысленно добра своим соседям, которых вы держите за руки, и

передайте им хорошее настроение.

- А теперь давайте вспомним то, что вы изучили на прошлом уроке.

3. Этап проверки домашнего задания. ( Фронтальный опрос.)

Учитель. - Те, у кого на столах лежат карточки - выполняют задание. А как

закончите - включайтесь в работу с нами.

-Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлом уроке.

Дети. – Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Учитель. - Назовите одного двух представителей каждой из перечисленных групп.

- На какие группы можно разделить животных изображённых на картинках.

Дети. – Дикие и домашние животные.

Учитель. - Почему они так называются? Чтобы проверить правильность ответа -

переверните белые полоски бумаги.

- Как называется наука о животных?

Дети. – Наука о животных называется зоологией.

Учитель. - Составьте это предложение из слов, данных на доске.

Зоология- наука о животных. ( Предложения разрезаны на слова.)

- Составьте второе предложение.

Ботаника- наука о растениях.

Что изучает эта наука? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Дышит, растёт,

А ходить не может. ( Растение.)

- А сейчас проведём блиц - опрос по названию органов растений.

Учитель. 1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.

Дети. Плод.

2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества.

Дети. - Стебель.

3. Орган, который растёт вниз, находится в почве.

Дети. - Корень.

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и

дышит. Дети. - Листья.

5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.

Дети. - Семена.

6. Орган растения, из которого развиваются плоды.

Дети. - Цветок.

4. Этап актуализации знаний.

Учитель. - Ребята, сегодня мы с вами почувствуем себя в роли учёных-ботаников.

Мы

будем

изучать,

и

исследовать

жизнь

растений.

Итак,

рассмотрим

значение

растений

как

источника

питательных

веществ

и

кислорода

для

других

живых

существ, в том числе и для человека.

То есть рассмотрим взаимосвязь:

СОЛНЦЕ → РАСТЕНИЯ → ЧЕЛОВЕК

5. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель. - Как слова «СОЛНЦЕ», «РАСТЕНИЯ», «ЧЕЛОВЕК» распределить на 2

группы.

Дети.- Солнце - неживая природа, растения, человек - живая природа.

Учитель. - Назовите признаки живой природы.

Дети. - Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.

Учитель. - А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

6.Этап изучения нового материала.

-Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, и выделяют

углекислый газ.

-А как же растения питаются? Своими корнями растения всасывают из почвы воду с

растворёнными в ней минеральными солями.

-Но как же растения получают питательные вещества - сахар и крахмал? Ведь их нет

в почве, а в растениях они есть. Даже самые знаменитые учёные долго не могли

разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.

Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц

воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар и крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. Почему же

для

работы этой «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию,

без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого

живого существа. Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что

животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один

человек не могут из воды и углекислого газа получать сахар и другие питательные

вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким

образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими

веществами и необходимую им для жизни энергию.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в

питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с

вами.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными

веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не

было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно

относиться ко всем растениям.

Эту истину знаю отроду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою»

М. Романова.

7.Динамическая минутка.

Учитель. - Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

8. Первичная проверка понимания изученного.

Учитель. - Сравните 2 схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений». Чем они

похожи? Чем отличаются?

9. Этап обобщения и систематизации знаний.

- Сейчас ребята, я предлагаю вам калейдоскоп интересных сообщений.

Дети. Читают свои сообщения о деревьях.

Учитель. - А теперь давайте решим задачи на экологическую тему: 1га хвойного

леса отфильтровывает в год 30-35т пыли, а 1га лиственного леса- 50-70т пыли.

Какие деревья больше очищают воздух?

Дети. – Лучше очищают воздух лиственные деревья.

Учитель. - А вы знаете, что помимо кислорода, растения выделяют фитонциды.

Фитонциды

-

это

ароматические

вещества,

убивающие

бактерий. (На доске

появляется запись.)

2.) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов, 1га хвойного леса- 5

кг, 1 га можжевелового леса-30 кг. Какой лес выделяет фитонцидов больше?

Дети. – Можжевеловый.

10. Этап коррекции знаний и способов действий.

Учитель. - Объединитесь в группы и из двух предложений выберите то, которое

соответствует

вашей

схеме.

(

Взаимопроверка).

Закрепить

новые

знания

вам

поможет учебник.

11.

Этап

информации

о

домашнем

задании.

(Стр.

71-74

прочитать

статью.

Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»)

12. Итог урока.

Учитель. - Что нового узнали на уроке? Какие узнали слова?

13. Этап рефлексии.

Учитель.

-

Я

предлагаю

вам

выразить

своё

отношение

к

уроку.

Выберите

из

предложенных фраз ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке.

На уроке было интересно.

Урок заставил меня задуматься.

Я хочу, чтобы таких уроков было больше.

Мне на уроке было скучно.



В раздел образования