Напоминание

"Формирование навыков самоконтроля и самооценки"


Автор: Маркина Алевтина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОУ ТО "Суворовская начальная школа"
Населённый пункт: г. Суворов
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков самоконтроля и самооценки"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Контроль и оценка составляют

основу успешности обучения.

С.Т.Шацкий

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и

психологи."Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в

начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые

образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше

основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в

основу ставят общеучебные умения .

Самоконтроль – психологический термин. Умение контролировать собственные действия

и эмоции. В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком

эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать

собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо

для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить,

исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети,

огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и

учению в целом. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает

складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.

Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди

других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его

критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших

школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и

на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную

работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети

с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не

проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в

ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма

самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того,

что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить

детей делать это аккуратно.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые

учитель может использовать на уроках.

- На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У

кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить

внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и

пришли в школу, чтобы научиться.

- При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую

правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети

закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета

обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты,

но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить.

Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

- Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у

учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.

- Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая

пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена

правильно, получается рисунок.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля.

Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить

собственные знания дома самостоятельно.

Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я

предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя

похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает

наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще,

учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я

всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию.

Это помогает формированию адекватной самооценки.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника

воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что

ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как

нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора:

отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность

формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает

относительно себя.

^ Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности

целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа

становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся

по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой

учителя.

^ Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный

этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим

критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу

подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой

дополнительной тренировки).

^ Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную

школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности

формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной

школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему

формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы

знания – незнания.

^ Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном

обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя

ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция,

верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить

самостоятельно.

Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком

уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой

ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше

Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я

умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

%

- ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной

ситуации;

- ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

- - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

-не скупиться на похвалу

-хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в

этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три

ошибки»)

-«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок

успешности и закрепиться на нем.

-ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся

быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом

диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

-«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач

одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце

предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

-формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

-учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и

может дополняться в ходе учебного процесса.

Выводы:

-За безотметочным обучением будущее

-Происходит реальное развитие оценочных умений

-Снижается уровень общей и учебной тревожности

-Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату

обучения

-Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим

собой



В раздел образования