Автор: Маркина Алевтина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОУ ТО "Суворовская начальная школа"
Населённый пункт: г. Суворов
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование навыков самоконтроля и самооценки"
Раздел: начальное образование
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
Контроль и оценка составляют
основу успешности обучения.
С.Т.Шацкий
Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и
психологи."Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в
начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые
образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса. Если раньше
основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в
основу ставят общеучебные умения .
Самоконтроль – психологический термин. Умение контролировать собственные действия
и эмоции. В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком
эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать
собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо
для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить,
исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети,
огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и
учению в целом. Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает
складываться самоконтроль и самооценка как ребёнка к самому себе.
Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди
других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших
школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и
на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную
работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети
с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не
проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в
ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма
самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того,
что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить
детей делать это аккуратно.
Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые
учитель может использовать на уроках.
- На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У
кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить
внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и
пришли в школу, чтобы научиться.
- При изучении букв, в конце урока предлагать детям красным карандашом обвести самую
правильную букву, а синим ту, которая не получилась.
- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети
закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета
обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты,
но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить.
Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
- Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у
учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
- Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая
пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена
правильно, получается рисунок.
В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля.
Электронное приложение к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить
собственные знания дома самостоятельно.
Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Я
предпочитаю словесную самооценку. –Как ты работал на уроке? –За что ты можешь себя
похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? (Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает
наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще,
учить детей задумываться, выражать свои мысли словами.) После самооценки ученика, я
всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию.
Это помогает формированию адекватной самооценки.
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника
воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что
ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как
нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора:
отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность
формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает
относительно себя.
^ Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности
целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа
становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся
по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой
учителя.
^ Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный
этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим
критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу
подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой
дополнительной тренировки).
^ Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную
школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности
формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной
школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему
формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы
знания – незнания.
^ Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном
обучении.
Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя
ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция,
верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить
самостоятельно.
Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком
уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой
ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше
Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я
умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Символы Фиксация оценки производится следующим образом:
+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации
%
- ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной
ситуации;
- ученик испытывает затруднения в выполнении задания;
- - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:
-не скупиться на похвалу
-хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в
этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три
ошибки»)
-«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок
успешности и закрепиться на нем.
-ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся
быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом
диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
-«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач
одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце
предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
-формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
-учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и
может дополняться в ходе учебного процесса.
Выводы:
-За безотметочным обучением будущее
-Происходит реальное развитие оценочных умений
-Снижается уровень общей и учебной тревожности
-Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату
обучения
-Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим
собой