Напоминание

"Коллаж-как новое средство выражения творческих чувств"


Автор: Каткова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" МО "Сенгилеевский район"
Населённый пункт: п.Красный Гуляй,Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Коллаж-как новое средство выражения творческих чувств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств»Муниципального

образования «Сенгилеевский район»

Статья

На тему: «Коллаж - как новое средство

выражения творческих чувств»

В статье на тему: «Коллаж - как новое средство выражения творческих

чувств» говорится об истории возникновения новых техник прикладного

творчества, как средства выражения мыслей, чувств, настроения и идей

творческих личностей.

О родоначальниках коллажа, о многообразии материалов используемых в

технике коллаж. О широких творческих возможностях!

Статью подготовила:

Преподаватель

Каткова Ирина Владимировна

Коллаж

сравнительно

молодое

направление

в

искусстве,

оно

детище

прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для

выражения своих мыслей, чувств и настроения.

Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для

творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые

разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали и др.

А начиналось всё на заре XX века в кругах приверженцев авангарда-кубизма,

импрессионизма и т.д.

Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа

Брака.

В 1913году он первым использовал оригинальный прием- наклеивания на

картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более

эффектной, художник в краску подмешал песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник – великий Пабло Пикассо.

В течении 5 лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев,

плакатов,

куски

тканей,

визитные

карточки….В

результате

творческого

поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании с

друк другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно

выразительными.

Так

был

разработан

коллаж

-

технический

прием

в

изобразительном

искусстве.

Коллажем

называют

и

само

произведение

выполненное

при

помощи

подобного

приема.

Первой

самостоятельной

работой Пикассо «Натюрморт с плетеным стулом».

Сегодня его произведения считаются шедеврами, а когда то мало кто мог

оценить их по достоинству. Картины созданные при помощи металлической

стружки,

этикеток,фотографий

ит.п.-шокировали

публику.

Тем

неменее

необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали

даньмногие выдающиеся художники.

Коллаж

занимает

заметное

место

в

творчестве

импрессиониста Анри

Матисса. Он придумал разновидность коллажа-декупаж, столь популярный в

наше время. Матисс мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги

различные

фигуры,

создавал

произведения,

отличающиеся

простыми

формами но очень гармоничные и мощные.

В 30-хгодах интерес к коллажу пошел на спад,а в 50-х вспыхнул с новой

силой в русле появившегося художественно течения поп-арта на Западе.

Естественно коллажи того времени, отражают

дух времени ,настроение

,вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа

б ы л Аристарх

Лентулов.

Неуемный

экспериментатор

сочетал

в

своих

полотнах

живописные

фрагменты

с

наклеенными

кусочками

фольги

и

цветной

бумаги.

Наиболее

яркими

работами

в

1914-15г.г.являются

панно

«Москва», «Василий блаженный», «Корабль».

В 60-х годах к

технике коллажа обратился художник Илья Глазунов его

известная

работа

«Старик»,

многие

его

произведения

на

историческую

тематику. Особую выразительность его работам придают меха и камни. Его

коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием.

Коллаж был любимым увлечением кинорежиссера Сергея Параджанова. Он

называл коллаж «прессованным фильмом», используя куски стекла, бусины,

перья, ткань ,кружево, журнальные вырезки, листья, цветы и получались

своеобразные драматические произведения. его творчество подтверждает, что

любой предмет и даже его части могут служить красками для картины.

В

наше

время

активно

развивается

компьютерный

коллаж,

как

один

из

способов

выполнения

графических

работ.

Компьютерные

коллажи

очень

выразительны, оттого их активно используют в рекламе товаров и услуг, при

оформлении книжной продукции.

Пик популярности у нас в стране и за рубежом переживает - флористический

коллаж. Наиболее известным в этой технике является немецкий флорист

Фридхельм

Раффел.

У

господина

Раффела

огромное

число

учеников

и

последователей

по

всему

миру.

Флористические

коллажи

создают

при

помощи природных материалов- засушенных листьев, цветов, стеблей и т.д.

Конечно

работы

выполненные

в

этом

ключе

мало

похожи

на

коллажи

художников

ХХ

столетия,

однако

в

их

основе

все

те

же

приемы:

на

живописный

фон

наклеиваются

элементы

различных

по

форме

,цвету

и

фактуре, а законченность флористической композиции придают различные

аксессуары:

фигурки

животных,

насекомых,

бижутерия,

тесьма,

монеты,

жемчужины и т.д.Этим он отличаются от гербариев.

На красоту засушенных растений люди обратили внимание очень давно.

Стенная роспись в одном из Фиванских храмов в Египте, считается самым

древним

гербарием,

пусть

и

несколько

своеобразным.

Этот

культурный

памятник 1450г.д.н.э. донес до нас изображения 275 различных растений!

Коллажи в технике «Терра», аппликации,гербарии, скрапбуккинг, декупаж и

даже топиарии имеют родоначальную технику коллажа.

При высыхании растения становятся хрупкими, а цветки и листья теряют

свою

естественную

окрасу.

Чтобы

творческие

люди,

дизайнеры

могли

беспрепятственно

творить

с

этим

хрупким

засушенным

материалом

на

помощь

пришла

индустрия

производства

сухоцветов,

обеспечивающая

прочным,

пластичным,

эффектным

растительным

материалом!

Но

придуманы гениальные способы сохранения качеств растений и в домашних

условиях.

Так что же можно сказать о коллаже? Буквально все, что волнует, что

любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно — это

воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет

границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче

его фантазия, тем значительнее творческие находки!

О материалах и инструментах, стилях коллажей и композициях, техниках

создания

коллажей,

коллажах

в

интерьере

-

познакомимся

в

следующих

статьях!

Спасибо за внимание!



В раздел образования