Напоминание

Клуб Здоровья "Радуга"


Автор: Логвинова Елена Альбертовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Клуб по месту жительства "Северка"
Населённый пункт: поселок Северка, г.Екатеринбург
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Клуб Здоровья "Радуга"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ 1. Содержание -----------------------------------------------------------------------1 2. Пояснительная записка--------------------------------------------------------- 2 - 3 3. Форма работы -------------------------------------------------------------------4 - 5 4. Ожидаемые результаты--------------------------------------------------------- 5 5. Учебно-тематический план группы «Радуга» ------------------------------6 – 23 6. Учебно-тематический план группы «Семь - Я»----------------------------24-28 7. Учебно-тематический план группы «Дорога в молодость»-------------29 - 37 8. Материальное и методическое обеспечение программы------------------28 9. Список литературы---------------------------------------------------------------29 10.Сведения об авторе---------------------------------------------------------------- 30 11.Приложения--------------------------------------------------------------------------31- 46 1

Пояснительная записка
Одной из центральных задач современного общества является сохранение здоровья подрастающего поколения как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Сегодня важно не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и сформировать у него осознанную потребность в здоровье как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Новые подходы к проблеме воспитания здорового ребёнка требуют и новых целей, задач и методов работы на новой концептуальной основе.
Актуальность
В настоящее время практически всё население России постоянно испытывает стресс или находится в предстрессовом состоянии. К этому прибавляется гиподинамия. Причём не только среди взрослого населения, но, к сожалению, и среди детей, а так же увлечение курением, наркотиками и употреблением спиртных напитков. Причин стрессов множество, и у каждого человека, в зависимости от его психологической устойчивости, есть свой индивидуальный набор стрессовых факторов. Всё это приводит к постоянному физическому утомлению, эмоциональной и психической усталости, снижению внимания, ухудшению памяти, зрения, потере интереса к жизни. И что самое страшное – заболевания «молодеют».
Педагогическая целенаправленность
Чтобы изменить эту ситуацию, была разработана программа для создания на базе детского клуба «Северка» семейного клуба «Здоровье». Предлагаемая программа поможет решить хотя бы часть проблем современного человека, она не требует материальных затрат и занимает немного времени. Упражнения построены так, чтобы на сердечно – сосудистую систему приходилась минимальная нагрузка. Упражнения выполняются в совокупности с 2
правильным дыханием, а также разные варианты упражнений позволят выбрать индивидуальную программу занятий, тренироваться в собственном режиме и на разном уровне физической подготовки. Исходя из вышесказанного, по этой программе можно заниматься в любом возрасте.
Отличительной особенностью
от программ «Са-Фи-Данс», разработанной Фирилёвой Ж.Е. и «Здоровьесберегающие технологии…» Мелиховой И.В. является совместная работа детского клуба и семьи по воспитанию здорового ребёнка, приобщение взрослых к здоровому образу жизни, и их творчество. В этом же проявляется и
новизна
программы – она представляет собой комплексную систему, включающую
д в а

направления
, каждому из которых соответствует своя целевая программа. Они рассчитаны на две возрастные группы.
1 направление «Радуга»
Оздоровительно-игровая гимнастика для детей младшего возраста и совместные занятия детей с родителями.
2 направление «Дорога в молодость»
Индивидуальные программы здоровья для родителей.
Цель программы:
охрана и укрепление здоровья и развитие творческих способностей детей и родителей через занятия в клубе «Здоровье».
Задачи программы:

Предметные:
 сформировать у детей и взрослых потребность в здоровом образе жизни;  улучшить гибкость и подвижность суставов, скорректировать телосложение, сделать движения легкими и грациозными;  сформировать осознанное отношение к своему питанию;  научиться применять различные методы оздоровления и восстановления своего организма.
Метапредметные:
 показать людям возможности жизни при крепком здоровье, базируясь на уравновешивании физических, умственных и духовных качеств человека; 3
 гармонизацию и восстановление душевного равновесия и физического здоровья в соответствии с Законами Природы.
Личностные:
 показать родителям и детям возможность больше времени проводить со своими сверстниками, при этом общаясь с другими семьями, показать возможность проведения досуга вне дома;  научить детей дружбе, заботе о других, возможности создания команды.  формировать гражданскую позицию и социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;  развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Программа рассчитана на 3 года обучения и для 2 социальных категорий: 1 группа – «Радуга» - рассчитана для детей 7 -14 лет; занятия 4 часа в неделю и 2 часа в неделю совместные занятия детей с родителями. 2 группа – «Дорога в молодость» для родителей, возраст от 18 до 30лет; занятия 6 часов в неделю. Программа предполагает 144 часа в год для обучения детей 1 группы и 72 часа в год совместно с родителями, 216 часов в год для 2 группы обучающихся.
Формы работы:
 Традиционные занятия  Комплексные занятия  Работа с подгруппами по 3-5 человек  Соревнование  Конкурсы  Круглый стол  Беседы  Рекомендации специалистов 4
 Видео-уроки  Походы в театры, кино  Прогулки на природу  Катание на санях, коньках, лыжах  Экскурсии в музеи, парки  Спортивно-массовые мероприятия  Игры  Выставки
Методы работы:
 Наглядные (наглядно - зрительные, наглядно - слуховой)  Словесные (информационный, оценочный)  Практические (метод поисковой ситуации, метод моделирования).
Ожидаемые

результаты
: приобщить как можно большее количество жителей поселка к активному здоровому образу жизни; повышение компетенции детей и взрослых в области правильного питания; организовать творческую лабораторию по созданию книги рецептов; дети и их родители получили доступ к продуктивной социально-полезной деятельности; ребята и родители реализовали свою творческую энергию в позитивной работе и снижен риск асоциального поведения. Деятельность клуба «Здоровье» продолжена после окончания проекта, в неё включены новые участники, привлечено внимание широкого круга общественности (поселка, района, школы).
Механизмы измерения результатов:
 Анкеты  Фотодокументирование событий  Публикации в СМИ  Сбор отзывов, мнений участников проекта 5
 Мониторинг: Л.Б. Байбородовой; Диагностика образовательного уровня воспитанников клуба «Здоровье»; удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения Е.Н.Степанова
Учебно-тематический план обучения группы «Радуга»

Первый год обучения
Тема теория практика Всего
Раздел 1. Учись быть здоровым

11

55

66
1.Дыхательная гимнастика 2 8 10 2.Закаливание 2 8 10 3.Школа здорового питания 2 8 10 4.Оздоровительный бег 1 7 8 5.Школа гигиены 2 8 10 6.Комплекс физических оздоровительных упражнений 2 10 12
Р а з д е л

2 .

Н е т р а д и ц и о н н ы е

в и д ы

упражнений

9

69

78
1. Игропластика 1 6 7 2. Пальчиковая гимнастика 2 6 8 3.Игровой самомассаж 2 8 10 4.Музыкально-подвижные игры 2 23 25 5.Игры-путешествия 2 26 28
Итого:

20

124

144
6

Содержание первого года обучения группы «Радуга»

Раздел



1

«Учись

быть

здоровым»

-

66

часов
(
теория

11

часов,

практика 55 часов)

Тема № 1. Дыхательная гимнастика - 8 часов

теория 1 час
– познакомить детей с различными системами дыхательных гимнастик с целью оздоровления органов дыхания и профилактики простудных заболеваний;
практика 7 часов

-
на практических занятиях изучить упражнения по системе Стрельниковой.
Тема № 2. Закаливание - 8 часов

теория 2 часа,
- о пользе закаливания организма, с различными видами закаливающих методик.
практика 6 часов

-
привить навык хождения босиком, по мокрому полотенцу, по снегу, обливание ног контрастной водой, холодной водой, с весны начать обливание на улице;
Тема № 3. Школа здорового питания
-
14 часов

теория 2 часа

-
рассматриваютсяпонятия «правильное» и неправильное» питание;
практика 12часов
- через познавательные театральные представления и сюжетные уроки познакомить детей с основами правильного питания, практиковать систему 7
здорового питания, включая разъяснения необходимости завтраков, правильных обедов и т.д.;
Тема № 4. Оздоровительный бег – 8 часов

теория 1 час
- это беседа-лекция о видах спортивного бега и о пользе бега для здоровья человека;
практика 7 часов
– каждое занятие начинать с пробежки, на практике освоить различные темпы и виды бега.
Тема № 5. Школа гигиены - 10 часов

теория 2 часа

-
призвана научить детей утреннему уходу за лицом, полостью рта; о необходимости заботиться о чистоте рук в течение дня; развитие представлений о строении собственного тела; формировать понятие, что вредно, и что полезно для организма;
практика 8 часов
-привитие стойких культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за телом, навыкам оказания элементарной помощи; формировать понятие, что вредно, и что полезно для организма;
Тема № 6. Комплекс физических оздоровительных упражнений - 12

часов

теория 2 часа
- на занятиях разъясняется роль утренней зарядки для здоровья человека; обсуждение «Режима дня» и необходимости составления планов на день, неделю, год и т.д.
практика 10 часов
– разучивание и закрепление различных комплексов физкультурных упражнений; утренней зарядки (с мячом, гантелями, скакалкой, обручем и другими спортивными инструментами), предложить варианты организации режима дня.
Раздел № 2 Нетрадиционные виды упражнений - 78 часов (теория 9

часов, практика 69 часов)
8

Тема № 1. Игропластика - 7 часов

теория 1 час
–специальные упражнения для развития гибкости и силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях. Эти упражнения дают возможность детям вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу;
практика 6 часов
- специальные упражнения для развития силы мышц, например, упор лежа прогнувшись («змея» ), лежа на спине, руки вверх – принять группировку «ежик») полное расслабление – поза «спящего» и т.д.
Тема № 2. Пальчиковая гимнастика

- 8 часов

теория 2 часа

-
дается понятие «пальчиковой» гимнастики, для чего она нужна при развитии фантазии, мелкой моторики и координации движения рук.
практика 6 часов

-
общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях по сказкам и рассказам, служат для развития мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию: например, упражнение «фонарики» - сгибание пальцев рук в кулак и разгибание, двумя руками и по очереди; выполнение фигурок из пальчиков – «бинокль», «лодочка», «цепочка» и т.д.
Тема № 3. Игровой самомассаж - 10 часов

теория 2 часа,

-
формируют у ребёнка навык собственного оздоровления без лекарств, о роли массажа и самомассажа для здоровья человека.
практика 8 часов

-
поглаживание и растирание отдельных частей тела в образно-игровой форме оздоравливает детский организм, дети получают хорошее настроение и радость; формируют у ребёнка навык собственного оздоровления;
Тема № 4. Музыкально-подвижные игры - 25 часов
9

теория 2 часа
– ведущий вид деятельности на уроках; подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений;
практика 23 часа
- используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий ( например, такие игры, как «У медведя во бору», «Найди свое место», «Совушка» и т.д.). Игры на определение динамики и характера музыкального произведения, типа заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.
Тема № 5. Игры-путешествия - 28 часов

теория 2 часа

-
игры-путешествия
-
сюжетные занятия - это все виды подвижной деятельности, используя предыдущие разделы программы. Этот раздел помогает ребятам сплотиться, найти общий язык, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.
практика 2 часа
- игры- путешествия «На лесной опушке», «Путешествие по станциям», «Путешествие в морское царство – подводное государство», «Поход в зоопарк» и другие, « Мы – будущие космонавты», «На выручку карусельных лошадок» и т.д. 10

Требования к уровню подготовки

первого года обучения группы «Радуга»
По прошествии
первого

года
обучения дети знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем, умеют в нем ориентироваться, строиться в шеренгу; умеют выполнять несложный комплекс упражнений под музыку. Знают элементарные правила ухода за телом и лицом; имеют представление о многообразии продуктов питания. В ходе обучения у занимающихся формируется: - способность общаться с другими детьми, жить в социуме (уметь делиться игрушками, находить общий язык в коллективе детей); - знать назначение спортивного зала и правила поведения в нем. 11

Учебно-тематический план обучения группы «Радуга»

Второй год обучения


«Путешествие по стране Радуги» Тема теория практика Всего
Раздел 1.

Правила техники безопасности
, противопожарной безопасности, санитарии и гигиены. Введение. 2 2
4

Раздел 2.

«Игротека»

2

18

20

Раздел 3.

«Подари себе праздник»

2

18

20

Раздел 4.

«Я и мир»

3

17

20

Раздел 5.

«Учись быть здоровым»

4

16

20

Раздел 6.

«Мир вокруг нас»

2

18

20

1820Раздел 7.

«Путешествия»

1

19

20

Всего:2

Раздел 8. «Познай себя»

18

126

144
12

Содержание второго года обучения группы «Радуга»

Раздел №1 Введение. Правила техники безопасности, противопожарной

безопасности, санитарии и гигиены 4 часа.

Теоретические занятия - 2час.
проведение цикла бесед о пожарной безопасности: «Осторожно – электроприборы», «Горючие вещества», «Лесной пожар», « Огонь- друг или враг?», «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой», «Пожар в квартире», «Чем опасен дым?»,
Практические занятия 2 часа
Знакомство с планами и задачами на учебный год, расписанием занятий, обсуждаются организационные вопросы, доводятся до сведения обучающихся правила техники безопасности при работе с ножницами, острыми предметами, клеем, точилками для карандашей, правила безопасности в походах, правила разведения костров, правила тушения пожаров, Также с детьми проводятся игры на сплочение («Поиск общего», «Вася-Вася», «Дракон», «Телетайп»), принимаются «Правила» группы, и создается общий рисунок «Я, ты, мы».
Раздел № 2 «Игротека» 20 часов

Теория 2 часа
Игры народов мира – знакомить детей с различными играми народов мира.
Практика 18 часов

Игры-путешествия
(сюжетные занятия)- это вид подвижной деятельности, используя который помогает ребятам сплотиться, найти общий язык, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Игра-путешествие «Этот загадочный космос», « Я – пешеход», « Путешествие по зимним станциям». 13
Спортивные игры – познакомить детей и научить играть в «Лапту», «Городки», «Шахматы». Игры-эстафеты – цель: сплочение коллектива, ответственность за товарища, желание победить достигается в играх-эстафетах.
Тема №3 «Подари себе праздник» 20 часов

Теория 2 часа
Подбор стихов для выступлений, написание сценариев.
Практика 18 часов
Дети на занятиях должны не только заниматься серьезными развивающими темами, но и радоваться жизни, устраивая праздники, разучивают стихи на определенную тему – приглашают родителей, устаивая чаепитие( « День круглого пирога», « Его Величество – Бутерброд», «Новогодние приключения Снеговика», «Поговори со мною, мама» и др.). А также участие в мероприятиях, организуемых школой, клубом, поссоветом, ДЮЦем (такие, как «Масленица», « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Осенний Бал» и др.)
Раздел 4.

«Я и мир» 20часов

Теория 3 часа
Что такое мандалы, как их рисовать. Понятия «эмоции».
Практика 17 часов
Изучение различных состояний человека: гнев, радость, печаль, счастье. Чем они отличаются. Прорисовывание мандал, поделки с элементами мандал. Путешествие по улицам поселка, их истории возникновения.
Раздел 5.

«Учись быть здоровым» 20 часов

Теория 4 часа
Вспомнить о пройденном материале в 1 году обучения по закаливанию, правильному питанию и углубить эти знания. 14

Практика 16часов

Закаливание –
продолжение закаливающих процедур- хождение босиком, по мокрому полотенцу, по снегу, обливание ног контрастной водой, холодной водой, с весны начать обливание на улице;
Школа здорового питания
- через познавательные театральные представления и сюжетные уроки познакомить детей с основами правильного питания, практиковать систему здорового питания, включая разъяснения необходимости завтраков, правильных обедов и т.д.; - дать представление о правилах здорового питания, познакомить с кулинарными традициями русского народа и народов стран мира, помочь сделать выбор в сторону полезных продуктов, в форме игровой программы рассказать о различных видах каш, - организовать конкурс рецептов от каждой семьи и дегустацию любимой каши; провести занятие-беседу о хлебе, его пользе и ценности; - провести чайную церемонию, проекты завтраков в каждой семье. В виде конкурса провести программу «Званый обед» и т.д
Школа гигиены
призвана научить детей утреннему уходу за лицом, полостью рта; о необходимости заботиться о чистоте рук в течение дня; привитие стойких культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о строении собственного тела; обучение уходу за телом, навыкам оказания элементарной помощи; формировать понятие, что вредно, и что полезно для организма;
Комплекс

физических

оздоровительных

упражнений
– формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений; предложить варианты организации режима дня.
Раздел 6.

«Мир вокруг нас» 20 часов

Теория 2 часа
Раздел связан с экологией – мы будем на занятиях изучать мир вокруг нас, учиться защищать его , улучшать.
Практика 18 часов
Познай свою малую Родину, сделай ее краше – участие в патриотических, экологических акциях, субботниках.
Раздел 7.

«Путешествия» 20 часов

Теория 1 час

Правила техники безопасности в походах, поездках.

Практика 19 часов
15
Экскурсии на предприятия поселка Путешествие в страну Берендея Турпоход с элементами тренинга «Как выжить в лесу» Ориентирование на местности с помощью компаса и различных примет
Раздел 8. «Познай себя» 20 часов

Теория 2 часа
Понятия «память», « чувства», « хозяин своей судьбы» и др.
Практика 18 часов
Развитие памяти через заучивание стихов, чувства через развитие человеческих качеств и будем учиться становиться волшебниками (феями) в своей жизни.
Требования к уровню подготовки

второго года обучения группа «Радуга»
16
После
второго года
обучения занимающиеся должны освоить понятия « здоровый образ жизни», «личная гигиена», «правильное питание»; знают о несложных упражнениях дыхательной гимнастики и комплекс утренней гимнастики; о необходимости правильно питаться; выработана привычка содержать в чистоте руки и тело; знают о назначении спортивного инвентаря и умеют им пользоваться, умеют перестраиваться из одной шеренги в несколько по расчету и по указанию педагога, уметь играть и организовывать досуг во внеурочное время; уметь соблюдать правила этикета; делать несложные изделия из подручного материала; участвовать в различных конкурсах и мероприятиях, проводимых клубом «Северка» и администрацией поселка; научиться навыкам ухода за телом, одеждой; уметь играть и организовывать досуг во внеурочное время; уметь соблюдать правила этикета; делать несложные изделия из подручного материала; учавствовать в различных конкурсах и мероприятиях, проводимых клубом «Северка» и администрацией поселка;
Учебно-тематический план группы «Радуга»

Третьего года обучения

«Радуга чувств»
Тема теория практика Всего 17

Р а з д е л

1 .

Введение.

Правила

техники

безопасности,
п р о т и в о п о ж а р н о й безопасности, санитарии и гигиены 2 4 6
Раздел 2. «Игротека»
3 13 16
Раздел 3. «Подари себе праздник»
20 20
Раздел 4.

«Я и мир»
3 13 16
Раздел 5. «Учись быть здоровым»
8 17 25
2226Раздел 6. «Мир вокруг нас»
2 18 20
Раздел 8.

«Познай себя»

4

Раздел 7. «Путешествия»
15 15
Всего:

22

122

144

Содержание третьего года обучения группы «Радуга»

Тема №1 Правила техники безопасности, противопожарной безопасности,

санитарии и гигиены 6 часов.

Теория 2 часа

Практика 4 часа
Знакомство с планами и задачами на учебный год, расписанием занятий, обсуждаются организационные вопросы, доводятся до сведения обучающихся правила техники безопасности при работе с ножницами, острыми предметами, клеем, точилками для карандашей, правила безопасности в походах, правила разведения костров, правила тушения пожаров, проведение цикла бесед о пожарной безопасности: «Осторожно – электроприборы», «Горючие вещества», «Лесной пожар», « Огонь- друг или враг?», «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой», «Пожар в квартире», «Чем опасен дым?», ; правила соблюдения личной гигиены и санитарии. Также с детьми проводятся игры на сплочение 18
(«Поиск общего», «Вася-Вася», «Дракон», «Телетайп»), принимаются «Правила» группы, и создается общий рисунок «Я, ты, мы».
Тема 2 «Игротека» 16 часов

Теория 3 часа

Практика 13 часов

1. Игры народов мира
– на каждом занятии дети получают информацию о народе мира, его месте проживания, его обычаях, традициях и об играх, в которые определенный народ играет. Кроме познавательной стороны, эта рубрика позволяет детям расширять представление об играх, правилах, разнообразии и проявлении интереса к процессу игры. 2 .
Спортивно-развивающие игры, спортивные мероприятия –
участие в кроссах, лыжных забегах («Лыжня России», «Кросс наций», «Бег вместо сигарет» и т.д.); футбол, лапта, городки, салки и др. игры. 3.
Интеллектуальные игры –
игры на шахматной доске ( «Чапаев», «Коза и волки», «Рождение пешек» и др.) головоломки ( «Загадочные друдлы», со спичками, фокусы и розыгрыши «Нанайский бокс», «Дважды два - лопух», «Розыгрыш для болтунов» «Наборщик», «Сократ и Распутин», и др.)
4. Игры - эстафеты –
это соревнование спортивных команд;это игры, в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому игроку своей команды предмет (палочку, мяч, обруч) и старается сделать это быстрее участников команды - противника. В эстафетных играх проявляется ловкость, скорость, сообразительность, ответственность перед игроками команды, сплачивает игроков. Эстафеты линейные (когда участники встают в линию друг за другом, например, «Летающий ковер», «Скачки», «Выпей, не пролей», «Передай мяч» и др.), встречные (когда предмет передается из одной точки в разные стороны например, «Мяч навстречу мячу», «Меняйся местами», «Огород», «Я бросаю, ты лови» и 19
др.), круговые (дети встают в круг и передают предмет по кругу « Мяч в кругу», «Передай мяч на ракетку», «Шляпа» и др.)


Тема №3 « Подари себе праздник» - 20 часов

Практика 20 часов
Дети на занятиях должны не только заниматься серьезными развивающими темами, но и радоваться жизни, устраивая праздники; разучивают стихи на определенную тему – приглашают родителей, устаивая чаепития ( « День круглого пирога», « Его Величество – Бутерброд», «Новогодние приключения Снеговика», « Русская изба», «Поговори со мною, мама» и др.). А также участие в мероприятиях, организуемых школой, клубом, поссоветом, ДЮЦем (такие, как «Масленица», « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Осенний Бал» и др.)
Тема №4 «Я и мир» 16 часов

Теория 3 часа

Практика 13 часов
1. Презентация «Семейный альбом» 2. Театрализованная игра « Русская изба» - о традициях и устройстве русской избы, русском быте и укладе жизни русского народа. 2. Викторина «Прогулка по городу» 3. Деловая игра «Президентом стать хочу - пусть меня научат!» 4. Конкурсно - игровая программа «Новый год - счастливый год!»
Тема №5 « Учись быть здоровым» - 25 часов

Теория 8 часов

Практика 17 часов
20

Закаливание-
ознакомление детей с различными видами закаливающих методик и привить навык хождения босиком, по мокрому полотенцу, по снегу, обливание ног контрастной водой, холодной водой, с весны начать обливание на улице;
Школа здорового питания
- через познавательные театральные представления и сюжетные уроки познакомить детей с основами правильного питания, практиковать систему здорового питания, включая разъяснения необходимости завтраков, правильных обедов и т.д.;  путешествие с элементами театрализации « Путешествие по музеям напитков»;  фольклорный праздник «Веселые вечеринки» - познакомить детей с особенным бытом русского народа, с традициями питания на Руси;  кулинарный практикум «Питание и красота» - о правильном питании;  занятие с игровыми элементами «Чудо - крупяничка» о пользе каш с конкурсом рецептов от каждой семьи и дегустацию любимой каши;  дать представление о правилах здорового питания, познакомить с кулинарными традициями русского народа и народов стран мира, помочь сделать выбор в сторону полезных продуктов; провести занятие-беседу о хлебе, его пользе и ценности;  провести чайную церемонию, проекты завтраков в каждой семье. В виде конкурса провести программу «Званый обед» и т.д.
Школа гигиены
призвана научить детей утреннему уходу за лицом, полостью рта; о необходимости заботиться о чистоте рук в течение дня; привитие стойких культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о строении собственного тела; обучение уходу за телом, навыкам оказания элементарной помощи; формировать понятие, что вредно, и что полезно для организма;
Комплекс

физических

оздоровительных

упражнений
– формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений; предложить варианты 21
организации режима дня. Семейный спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!», спортивно- массовое мероприятие «Зимние забавы».
Тема №6 – « Мир вокруг нас» 20 часов

Теория 2 часа

Практика 18 часов
1.Соревнования по пожарному многоборью с приглашением специалистов из отряда авиаохраны леса. 2. Охрана окружающей среды: «Сохраним нашу планету зелёной». «Голубой патруль» - акция по очистке водоема в родном поселке. Озеленение улиц поселка. Создание плакатов по охране окружающей среды. 3. Конкурс поделок из бросовых материалов - пластиковых и стеклянных бутылок, коробок, пробок, бумаги.
Тема №7 « Путешествия» 26 часов

Теория 4 часа
развивает чувство коллективизма, любви к природе, правилам поведения в лесу, правилам разжигания костра. Сплачивает участников. Помощь в выборе профессии.
Практика 22 часа
 Экскурсии на предприятия поселка – с целью определения в выборе профессии. Подростки узнают о различных профессиях, предприятиях нашего поселка, что поможет им владеть информацией о различных видах деятельности.  «Путешествие в страну Берендея» - цель- приобщить подростков к интересным путешествиям в лес, к озеру.  Турпоход с элементами тренинга «Как выжить в лесу» включает в себя занятия на природе: как развести костер, не причинив ущерба природе, как 22
защититься от комаров, как добыть огонь, как сделать воду безопасной для питья, как поставить палатку, как вести себя на природе и др.  Ориентирование на местности с помощью компаса и различных примет. Цель - научить подростков пользоваться компасом и с помощью различных примет ориентироваться в лесу.
Тема №8 – « Познай себя» 15 часов

Практика 15 часов
Занятия посвящены формированию интереса к себе, развитию самооценки, чувства взрослости, интересов, общения, воли, воображения. Цель - помочь детям познать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.  «Кто Я» - цель: объединение участников группы включает в себя упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, самоопределение и самосознание. В ходе занятий подростки задают себе вопросы «Кто я?», «Каков я на самом деле?». Определяют свою индивидуальность, учатся вести дневник. На это отводится 1занятие.  «Знакомлюсь с собой» – активизация процесса самопознания. Повышение собственной ценности, значимости. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Этот блок занятий включает в себя такие темы, которые помогают подросткам повысить чувство собственного достоинства, понять причины неуверенного поведения, узнать, каким ты представляешься себе и в глазах других людей, как научиться справляться с плохим настроением, научиться выявлять проблемы и пути их решения; как оказать помощь себе и другим; как достичь цели. Программа поможет подростку поверить в себя, принять себя, научиться самоуважению, делать в жизни выбор. На этот блок отводится самое большое количество времени 13 занятий.  «Звездная карта жизни» - 1занятие – цель их: укрепление самооценки, проведение анкетирования с целью закрепления полученных знаний в ходе развивающих занятий. В этом разделе применяются такие упражнения, как 23
составление коллажа или «Звездной карты своей жизни», напутственные рекомендации «От звездочета», пожеланиями друг другу на прощальном занятии.
Требования к уровню подготовки

третьего года обучения группа «Радуга»
После
третьего года
обучения занимающиеся знают и применяют правила этикета и поведения в общественных местах; участвуют в мероприятиях клуба и общественной деятельности. Умеют уважать себя и других, само утверждаться в обществе достойными методами. Владеют знаниями общения со сверстниками. Принимают участие в викторинах, КВНах, конкурсах. Знают правила безопасности при занятиях физкультурой без предмета и с предметом; знают правила личной гигиены и выполняют их. Умеют самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений. Умеют ориентироваться в лесу по приметам природы. Подростки знают свои возможности, умеют дать себе самооценку.
Учебно-тематический план группы «Семь-Я»
Тема теория практика Всего
Раздел 1.

«Школа здорового питания»

5

13

18
1. Круглый стол «Умеем ли мы правильно питаться» 2 2 2. Игровой урок « Овощи и фрукты – самые полезные продукты» 2 2 3. Конкурс-соревнование «Каша каждому 2 2 24
нужна - каша каждому важна» 4. Беседа « Цена ломтика хлеба» 2 2 5. Чайная церемония. Соревнование семейных команд «Мы за чаем не скучаем» 1 1 2 6.
.
Проект « Завтрак в моей семье» 2 2 7. Игра-путешествие «Собираем урожай» 2 2 8.
.
Конкурсная программа «Званый обед» 2 2 9. Фольклорный праздник «Веселые вечерки» 2 2
Раздел 2.

Учись быть здоровым

6

6

12
1. Массаж 2 2 4 2. Гимнастика 2 2 4 3. Техники закаливания 2 2 4
Раздел 3.

Игротека
2 8 10 1. Музыкально-подвижные игры, игры-забавы 2 2 2. Игры-путешествия, игры народов мира 1 2 3 3. Спортивные игры 2 2 4. Сюжетно-ролевые игры 1 2 3
Раздел 4.

Занятия со спортивными снарядами
10 10 1. Комплекс упражнений с лентами; гантелями; с обручем; с флажками; с гимнастической скамьёй; 5 5 25
2 . Школа мяча: Теннисный мяч; волейбол; футбол; баскетбол; занятия с гимнастическим мячом; игры-эстафеты с мячом;«Шаробум»- праздник шара 5 5
Раздел 5.

Хочу все знать
10 10 1.Встречи с интересными людьми 5 5 2.Приглашение на занятия различных специалистов (врача, парикмахера, стилиста, и т.д. по запросу участников клуба «Здоровье»). 5 5
Раздел 6.

Активный отдых
1 11 12
1.
Походы на природу; тренинги; лыжные прогулки; весенние велопробеги; поездки в театры и кино 1 11 12
Итого:

18

126

144

Содержание обучения группы «Семь-Я»

Тема № 1

«Школа здорового питания» -- 18 часов

Теория 5часов
- дать представление о правильном питании; -познакомить с русскими кулинарными традициями и традициями кухни разных национальностей; - помочь сделать выбор в пользу полезных продуктов питания.
Практика 13часов
1. Круглый стол «Умеем ли мы правильно питаться» 2. Игровой урок « Овощи и фрукты – самые полезные продукты» 26
3. Конкурс-соревнование «Каша каждому нужна - каша каждому важна» 4. Беседа « Цена ломтика хлеба» 5. Чайная церемония. Соревнование семейных команд «Мы за чаем не скучаем» 6. Проектная деятельность « Завтрак в моей семье» 7. Игра-путешествие «Собираем урожай» 8. Конкурсная программа «Званый обед» 9. Фольклорный праздник «Веселые вечерки» Анкета «Рисуночный тест « Самые полезные продукты» Анкетирование родителей «Питание в нашей семье» Конкурс рецептов «Любимая каша нашей семьи» Каждая семья рассказывает о своем рецепте заваривания чая Рецепты от каждой семьи «Здоровый завтрак» Участие в конкурсе «Дары осени» Сочинение-размышление «Здоровое питание» Разучивание песен народов России
Тема № 2 «Учись быть здоровым» всего 12 часов

Теория 6 часов
Знакомство с различными видами массажей, гимнастики, методов закаливания. Анкетирование Урок со специалистом по обучению детскому массажу, традиционному массажу взрослого человека. Урок со специалистом по аромомассажу.
Практика 6 часов
1. Массаж - самомассаж, аутомануальный комплекс (массаж биологически активных точек), детский массаж, аромомассаж; 2. Гимнастика – пальчиковая, креативная гимнастика, дыхательная гимнастика 27
(по-Стрельниковой; по-Бутейко; рыдающее дыхание), ленивая гимнастика (лёжа в постели), танцевально-ритмическая гимнастика, психогимнастика. 3. Закаливание.
Тема № 3 «Игротека» всего 10 часов

Теория 2 часа
Даются понятия различных видов игр, объясняется техника безопасности при участии в спортивных играх.
Практика 8 часов

-
Музыкально-подвижные игры
-
ведущий вид деятельности на уроках; здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий; -игры-путешествия (сюжетные занятия) - это вид подвижной деятельности, используя который помогает ребятам сплотиться, найти общий язык, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь; -игры народов мира – на занятиях предлагается послушать информацию об определенном народе, его быте, традициях и играх народа; -игры-забавы – в шуточной игровой форме предлагается весело провести время в окружении единомышленников; -спортивные игры - знакомство со спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол и др.); -сюжетно-ролевые игры - это вид деятельности, когда задается сюжет и он разыгрывается в ролях учащимися и педагогом. Например, на занятиях проигрывается сказка «Теремок» и участвует в ролях весь коллектив.
Тема № 4
«
Занятия со спортивными снарядами» всего 10 часов

Практика 10 часов
Комплекс упражнений: с лентами; гантелями; с флажками; с гимнастической скамьёй; упражнения с мячом, обручем, скакалкой. Школа мяча: теннисный мяч; волейбол; футбол; баскетбол; занятия с гимнастическим мячом; игры-эстафеты с мячом; «Шаробум» - праздник шара.
Тема № 5 «Хочу все знать» 10 часов

Теория 2 часа
Анкетирование «Выяснение интересующих вопросов» и по этому запросу приглашение специалистов 28

Практика 10 часов
Встречи с интересными людьми, приглашение на занятия различных специалистов (врача, парикмахера, стилиста, и т.д. по запросу участников клуба «Здоровье»).
Тема № 6 «Активный отдых» всего 12 часов

Теория 1 час –
проводится инструктаж по технике безопасности в походах на природу, катании на лыжах, при поездках в театры, правилам дорожного движения в городе.
Практика 11 часов
Осенний поход- тренинг «Поиск сокровищ» на оз. Песчаное Лыжная прогулка на Соколиный камень Весенняя экскурсия на велосипедах «Весна в Оброшино» Ко дню защиты детей «Игры на Солнечной поляне» Поездки: в «Парк бабочек», театры, «Оленьи ручьи» и в др. интересные места .
Учебно-тематический план обучения группы

« ДОРОГА В МОЛОДОСТЬ»
Возраст воспитанников 18 -30 лет Тема теория практика Всего
Раздел 1. Техника безопасности

2

2
1. Вводная беседа
2

2

Раздел 2. Пилатес

11

37

48
1.Рекомендации «Едим… и худеем»
2

2
2. Чай- помощник пилатеса 1 2 3 3.Вода против старения – составляющая 1 2 3 29
пилатеса 4. Цветная диета 1 2 3 5.Комплекс упражнений для начинающих Растяжки на каждый день 2 27 29 6.Следите за собой! (уход за телом) 2 2 4 7.Сделай себя. Имидж. 2 2 4
Раздел 3. Учись быть здоровым

5

5

10
1. Дыхательная гимнастика 2 2 4 2. Техники закаливания 1 1 2 3. Упражнения для подтяжки лица, мышц шеи и груди 1 1 2 4. Косметический самомассаж 1 1 2
Раздел 4. Хочу все знать

10

10
1.Встречи с интересными людьми 5 5 2.Приглашение на занятия различных специалистов (врача, парикмахера, стилиста, и т.д. по запросу участников клуба «Здоровье»). 5 5
Раздел 6. Активный отдых

1

19

20

1.
Походы на природу; тренинги; лыжные прогулки; весенние велопробеги; поездки в театры и кино 1 19 20
Итого:

27

69

90

Содержание учебно-тематического плана группы «Дорога в молодость»

Раздел №1. Вводная беседа – 2 часа

теория 2 часа
- принимаются «Правила» группы, оглашение программы, знакомство с правилами техники безопасности и пожароопасности, при походах на природу, 30
при занятиях физкультурой в условиях зала и на стадионе во время проведения различных спортивных мероприятий.
Раздел № 2. Пилатес – 48 часов (теория 11 часов, практика 37 часов)

Пилатес
– это гимнастика и йога одновременно, сочетающая правильное дыхание, осознанное выполнение движений упражнений и релаксация после каждого упражнения. Это тонизирует мышцы, развивают равновесие, дыхательную систему, укрепляют мышцы пресса и спины, улучшают телосложение, помогают бороться со стрессом и депрессией. К тому же это не просто система упражнений, а это и правильное питание, и уход за телом, и имидж человека.
Тема 1. Рекомендации «Едим… и худеем» 2 часа

Теория 2 часа
- даются понятия о правильном и неправильном питании, о необходимости завтраков; рекомендации по питанию для снижения веса.
Тема 2. Чай – помощник пилатеса - 3 часа

теория 1 час
-на занятиях дается понятие «чай», его разновидностях, о его пользе, правила заваривания чая;
практика 2 часа
- проводится «Чайная церемония» и опробование различных видов чая, и правила заваривания.
Тема 2. Вода против старения – 3 часа

теория 1 час
- вода – главная составляющая пилатеса: дается информация о пользе воды для организма и рекомендации о правильном применении воды;
практика 2 часа
- учет выпитой воды, обмен мнениями о применении воды для снижения веса. 31

Тема 3. Цветная диета – 3 часа

теория 1 час
- дается понятие «Цветная диета», какие продукты определенного цвета влияют на пищеварение и самочувствие человека;
практика 2 часа
- на практике применение «Цветной диеты», обсуждение результатов с помощью «круглого стола».
Тема 4. Комплекс упражнений для начинающих – 29 часов

теория 2 часа

-
подбирается комплекс упражнений для начинающих, подбираются упражнения на каждый день;
практика 27 часов

-
«Недельный курс» пилатеса внедряется в повседневную жизнь определенными упражнениями на каждый день
-
растяжки

в наш век гиподинамии, когда мы всё больше времени проводим в недвижимом состоянии - у компьютеров, телевизоров, за столом кабинета - это антистрессовая разминка, которая включает в себя не только снятие стресса с души, но и убирает стресс с мышц, суставов, тренируют различные системы человеческого организма, помогает поддерживать гибкость тела и длятся по времени очень недолго, но польза от неё огромная. Занятия сопровождаются легкой репетативной (пульсирующей) музыкой. Целенаправленная визуализация способствует притоку энергии. Длительные тренировки превращаются в настоящее событие - походы, бег по лугу, полю и т.д. И к тому же – это удобная форма тренинговой работы, полезна для общения между участниками групп. Упражнения для тренировки мышц, для водителей, работников офисов; для поддержания сердечно-сосудистой системы гимнастика для сосудов; пресс – гимнастика.
Тема 5. Следите за собой! (уход за телом) – 4 часа
32

теория 2 часа
- даются рекомендации по уходу за телом и лицом
практика 2 часа
- разрабатывается индивидуальный подход ухода за телом; - приглашение специалиста по средствам ухода за телом;
Тема 6. Сделай себя. Имидж. - 4 часа

теория 2 часа
- даются понятия «стиль» одежды, «имидж»
практика 2 часа
-приглашение специалиста для определения индивидуального стиля в одежде занимающихся;
Раздел 3. Учись быть здоровым всего 10 часов

Тема 1. Дыхательная гимнастика 4 часа

Теория 2часа
-на занятиях происходит знакомство с техникой дыхания йогов, по системе дыхания А. Стрельниковой, а также знакомство с различными видами дыхательных гимнастик: Цигун, по-Бутейко, рыдающее д ы ха ние понятие «дыхательная гимнастика», виды дыхательных упражнений;
Практика 2 часа
- правильное выполнение дыхательных упражнений – залог здоровья.
Тема 2. Техники закаливания 2 часа

теория 1 час
- даются понятия «закаливание организма», виды закаливания;
Практика 1 час
33

-
на практике применить виды закаливания

обливание ног прохладной водой, обливание тела, растирание.
Тема 3. Упражнения для подтяжки лица, мышц шеи и груди

– 2 часа

теория 1час

-
знакомство с различными системами омоложения поможет женщинам подобрать индивидуальную схему оздоровления и омоложения всего организма. В сочетании с медитациями и релаксацией системы омоложения дают замечательные результаты.
практика 1 час

-
упражнения для подтяжки лица, мышц шеи и груди
-
воздействие набиологически активные точки помогает организму настроиться на «правильный» ритм работы всех органов и систем человека. - комплекс

упражнений для подтягивания контуров лица, шеи, декольте, знакомство и овладение косметическим массажем помогут женщинам правильно ухаживать за кожей и выглядеть красиво.
Тема 4. Косметический самомассаж 2 часа

Теория 1 час
- косметический самомассаж помогает разгладить морщины, улучшить настроение и самочувствие.
Практика 1 час
- средства природы для омоложения и восстановления здоровья ( маски из различных продуктов, овощей и ягод, чаи для восстановления работы вего организма).


Раздел 4. Хочу все знать 10часов теория 5 часов, практика 5 часов

Тема 1. Встречи с интересными людьми 5 часов
34

Теория 5 часов
Встреча с людьми с интересной судьбой, профессией, биографией.
Тема 2 Приглашение на занятия специалистов
. 5 часов
Теория 5 часов
Приглашение на занятия врачей, парикмахера, учителя, художника и т.д. в зависимости от запроса занимающихся в группе.
Раздел 6. Активный отдых – 20 часов

Теория 1 час

-
обсуждаются правила техники безопасности в походах, правилах разведения костров, противопожарной безопасности и безопасности жизни.
Практика 19часов

-
поход-тренинг « Поиск сокровищ», - походы по историческим местам окрестностей ( озеро Песчаное, Оброшинский парк, дендрарий УЛТИ и т.д.) - поездки в театры (оперный, театр драмы, муз. комедии), в «Парк бабочек»,- проведение различных мероприятий по программе клуба ( «День круглого пирога», «Его величество – Бутерброд», « Синичкин день», « День мамы», «Бабушки все хороши!» и др.).
Требования к уровню подготовки

группы «Дорога в молодость»

Взрослые обучающиеся
должны овладеть понятиями «здорового образа жизни» и «правильного питания»; системой упражнений по омоложению и оздоровлению организма; научиться навыкам ухода за телом и лицом; освоить различные системы массажа и самомассажа, упражнения дыхательной гимнастики, системы Пилатес. Участвовать в различных конкурсах и КВНах, проводимых в Клубе «Северка» и мероприятиях поселка. 35
Оценка умений производится с помощью анкетирования, тестирования, мониторинга.


Материально - методическое обеспечение
1. Спортивные снаряды - скамейки, обручи, скакалки, мячи, гантели, ленты, палочки спортивные 2. Палас 3. Коврики 4. Шведская стенка 5. Весы 6. Чайник 7. Бумаг 8. Ватман 36
9. Карандаши 10.Краски 11.Клей 12.Фломастеры 13.Тазики (для закаливания детей - обливание ног водой) 14.Мячи- теннисный, волейбольный, футбольный, баскетбольный ,гимнастический 15.Ножницы 16.Методическая литература 17.Наглядные карточки с изображением фруктов, ягод, овощей 18.Плакаты по питанию, гигиене 19.Музыкальный центр 20.Аудиокассеты 21.Диски
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками.-М.,2008г. 2. Вере О. Безупречная талия всего за 30 дней. – М.,2008г. 3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.,2003г. 37
4. Галанова А.С. Игры, которые лечат.- М.,2008г. 5. Гроут П. Выдохните лишние килограммы. - Минск.,2007г. 6. Галлахер-Манди К. Безупречная фигура за 15 минут в день.- М.,2009г. 7. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество. - М., 2007г. 8. Дан О. Пилатес - гимнастика звезд. - М., 2007г. 9. Маслова Е.Н. Оздоровление детей через музыку, движение и речь.- Волгоград., 2010г. 10. Мелихова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.,2010г. 11. Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья.- М., 2007г. 12. Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье.- Екатеринбург.,1997г. 13. Попов А.А. Лицо-зеркало здоровья.- М.,2008г. 14. Передернина Я. Жить, танцуя. - Санкт-Петербург.,2007г. 15. Сергеев С. Йога для всей семьи. - Донецк., 2007г. 16. Фирилева Ж.Е. Са-Фи-Данс. - С-Петербург.,2006г. 17. Федин С. Игры нашего детства. - М.,2006г. 18. Хромова С. Психологические игра для детей.- М.,2008г. 19. Шер Б. Игры, создающие настроение.- Минск., 2006г. 20. Шнак Г. Растяжки на каждый день.- С-Петербург.,2003г. 21. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.- М.,2007г. 38
Сведения об авторе:
Логвинова Елена Альбертовна
Педагог дополнительного образования Образование: Высшее Специальность по диплому: Инженер лесного хозяйства Педагогический стаж: 10лет Категория: первая Место работы: г. Екатеринбург, пос. Северка, ул. Стрелочников, 4а, детский клуб «Северка», рабочий телефон 211-75-50 Контактный телефон сотовый 8-950-192-13-64 В программе представлена спортивно – оздоровительная программа семейного клуба «Здоровье» и предполагает занятия в группе «Радуга», «Семь-Я» и «Дорога в молодость». Цель программы: обеспечение охраны и укрепление здоровья детей и родителей через занятия в клубе «Здоровье». В группе «Радуга» предлагается оздоровительно-игровая гимнастика для детей младшего возраста 7-14 лет. Сегодня важно не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и сформировать у него осознанную потребность в здоровье как залога будущего благополучия и успешности в жизни. В группе «Семь-Я» предполагаются занятия младших детей (7-11) лет совместно с родителями, что увеличивает интерес к занятиям, дает возможность дополнительного проведения досуга вне дома всей семьей, провести время в обществе сверстников и взрослых единомышленников; позволить себе активно жить в условиях отдаленности от городских культурных заведений. 39
В группе «Дорога в молодость»- индивидуальные программы здоровья для группы родителей от 18 до 30 лет, которые помогут занимающимся снять стрессы, научиться уходу за телом, лицом, красиво одеваться; познакомиться с «правильным» и «неправильным» питанием. Программа рассчитана на 3 года, и может быть использовано в клубах по месту жительства как форма занятий с детьми и взрослыми.
Приложение
Тесты для проведения мониторинга. АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ Цель анкетирования: выявить интересы и направленности подростков. 1. Любимые занятия (интереснее всего): а) что делать________________________________________; б) что читать________________________________________; в) о чем говорить __________________ 2. Что у Вас получается лучше всего?_________________________ 3. Интересы научные и технические: а) любимые учебные предметы__________________________________ б) интересные для Вас области науки_____________________________ в) интересные для Вас области техники ___________________________ г) самые интересные ученые, изобретатели_________________________ д) область науки и техники, в какой Вы хотели бы заниматься сами _________ е) выдающиеся научные произведения_________________________________ ж) выдающиеся изобретения____________________________________ 4. Эстетические интересы: 40
а) любимый художник, его произведения__________________________ б) любимый композитор, его произведения__________________________ в) любимый скульптор, его произведения_____________________________ г) любимый архитектор, его произведения ____________________________ д) любимый писатель, его произведения_______________________________ е) какой областью искусства интересуетесь____________________________ 5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных. а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие?___________ б) В каких конкурсах участвовали?___________________ в) Какие призы и награды имеете и за что?________________ 6. Интерес к профессии. а) Какие профессии Вам кажутся привлекательными?__________ б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем? ____________________________________________________. в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере?___________ 7. Чем привлекает Вас эта специальность? (Нужное подчеркнуть.) а) Возможностью приносить пользу обществу; б) умею работать по этой специальности и имею способности к ней; в) перспективная специальность; г) хорошо оплачивается; д) интересная и увлекательная. 8. В какой мере Вы уверены, что осуществите мечту? (Нужное подчеркнуть.) 41
а) Абсолютно уверен; б) надеюсь, что удастся; в) не уверен, что удастся; г) уверен, что не удастся. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методика Л. В, Байбородовой) Цель: выявить мотивы учащихся в деятельности. Ход опроса: Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 - привлекает очень сильно; 2 - привлекает в значительной степени; 1 - привлекает слабо; 0 - не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности: 1. Интересное дело. 2. Общение с разными людьми. 3. Помощь товарищам, 4. Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 42
7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своего коллектива 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: А) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10) Б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12) В) престижные мотивы (п. 7, 9, 11) Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия подростков в деятельности. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ (методика М. И. Рожкова) Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Ход опроса Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - всегда; 3 - почти всегда; 2 - иногда; 43
1 - очень редко; 0 — никогда. 1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей. 2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 12. Мне нравится помогать другим. 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 16. Переживаю неприятности других, как свои. 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. 19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают. 44
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка. 1 5 9 13 17 2 6 10 14 18 3 7 11 15 19 4 8 12 16 20 ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка, если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированное. 45


В раздел образования