Напоминание

"Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу"


Автор: Березкина Людмила Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Большедворская ООШ"
Населённый пункт: д. Большой Двор
Наименование материала: конспект урока письма в 1 классе
Тема: "Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по чтению в 1 классе

Учитель: Березкина Людмила Владимировна

Тема: Мягкий согласный звук

[щ’]

, буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу.

Цели: познакомить со звуком

[щ’]

и буквой, которая его обозначает; научить отличать звук

[щ’]

и

букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют

звук

[щ’]

из

слов,

характеризуют

его

([щ’]

согласный,

всегда

мягкий,

глухой),

обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя,

что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие

тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных

задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные:

адекватно

используют

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Актуализация знаний

-Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по

аналогии)

(буквы называют «слабые» ученики)

На доске:

О А У Н Ы Э («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)

Сообщение темы урока

-Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец? (Емеля)

Учебник стр. 62

- Давайте рассмотрим картинку.

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

- Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и

буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук.

[Щ]-[У]-[К]-[А].

– С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком

[щ’]

).

– Тема урока «Согласный звук

[щ’]

. Буква Щ, щ».

Новый материал

1.

Выделение нового звука. Знакомство с новой буквой.

На доске картинка щуки.

-Давайте в тетрадях по чтению сделаем звуко- буквенный разбор слова щука.

– Произнесите слово щука, выделяя в нём первый звук.

– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

А) согласный;

Б) глухой;

Г) какой звук слышите после

[щ’]

в слове щука? Но как произносим

[щ’]

? (мягкий)

- В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам

Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой).

– Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов?

– Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ).

– Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы.

1. Согласный звук 3 слога,

2. Гласный звук 2 слога,

3. Добавим новый звук.

– Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща)

– Выполним звуко- буквенный разбор слова лещ.

– Как произносится звук

[щ’]

в начале и в конце слов? (Мягко).

– Дайте характеристику звука

[щ’]

. (Звук

[щ’]

– согласный, глухой, всегда мягкий).

Обозначение звука буквой

- Звук [щ] обозначается буквой Щ.

- На что похожа буква Щ?

Физкультминутка

2. Работа с электронным приложением

- Чтение слогов с буквой Щ. (по диску)

- Посмотрите клип и постарайтесь запомнить слова со звуком [щ]

- Какие слова со звуком

[щ’]

вы услышали?

-В каких словах есть слоги ща, щу?

Вывод: ча – ща пиши с буквой а.

чу – щу пиши с буквой у.

3.Чтение скороговорок на с .62

- Подчеркните слоги чу – щу, ча- ща.

– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу. на с. 63.

– В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий,

его мягкость не надо показывать особыми буквами.

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, укачу,

И лечу, кричу, свищу.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча-

С буквой А и ЧА, и ЩА.

- Какую новую информацию вам надо запомнить и применять при написании слов?

Прочитайте стихотворение на с. 63.

- В каких словах есть буква Щ ?

Продолжение работы по теме урока.

Чтение загадок про овощи на стр. 64

- Какие ещё овощи вы знаете?

Определение местонахождения звука [щ’] в словах

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет:

шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы

Итог урока

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.

– Назовите известные вам шипящие звуки.

– Как пишем чу-щу? Ча-ща?



В раздел образования