Автор: Пенькова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Калтан, Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: " Формирование читательских интересов современных младших школьников
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1»
Формирование
читательских интересов
современных младших
школьников
Методические рекомендации
Автор: Пенькова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «CОШ №1»
Автор: Пенькова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ
«CОШ № 1»
Методические рекомендации направлены на внедрение в школьный образова-
тельный процесс опыта работы по формированию читательского интереса современ-
ных младших школьников. Данная работа может найти практическое применение для
учителей, которые стремятся повысить интерес к чтению у школьников. Она помо-
жет при организации уроков литературного и внеклассного чтения, при проведении
внеклассных мероприятий и родительских собраний.
Содержание
Ведение………………………………………………………………………………
1.
Понятие о читательских интересах и особенностях их формирования в млад-
шем школьном возрасте………………………………………………
2.
Определение путей формирования по самостоятельной читательской деятель-
ности младших школьников……………………………………………
3.
Система работы по формированию читательских интересов у младших школь-
ников …………………………………………………………………
4.
Результаты формирования самостоятельной читательской деятельности
учащихся………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………….
Приложение………………………………………………………………………….
Введение
«
Чтение – это окошко, че-
рез которое дети видят и
познают мир и самих
себя»
В.А. Сухомлинский
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить
детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь
научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит
стать читателем.
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетиче-
ские потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы
чтение способствовало развитию личности, развивающаяся личность испыты-
вала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
К сожалению, в последнее время общественная жизнь резко изменилась
таким
образом,
что
широкое
распространение
телевидения,
видеотехники,
компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современ-
ных младших школьников неумолимо падает.
Как заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?
Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Не
научившись читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овла-
деть историей, естествознанием и другими предметами на должном уровне или
без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой-либо
теме для ребенка, который владеет не достаточной техникой чтения будет вовсе
не посильной задачей.
Вышесказанное позволяет предположить, что актуальным на сегодняшний
день является направление «Формирование читательских интересов современ-
ных младших школьников». Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки ли-
тературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И
что делать, если
младшие школьники не хотят читать? Это и послужило поводом к написанию
данной работы. Мною выдвинута: гипотеза если творчески использовать раз-
личные методические приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их
в зависимости от возраста и подготовки класса, применять их на уроках, во вне-
классной работе, а также в работе с родителями, то можно помочь детям полю-
бить уроки чтения, научить их читать быстро, с удовольствием и желанием.
Новизна заключается в том, что в ней представлены современные подхо-
ды к организации работы по привитию интереса к книге: вовлечение учащихся
в проектную деятельность, использование современных методов и форм работы
на уроках литературного и внеклассного чтения.
Исходя из вышеизложенного определена цель работы: представление опы-
та работы по формированию читательского интереса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зада-
чи:
1.Раскрыть понятия о читательских интересах и особенностях их формирования
в младшем школьном возрасте.
2.Определить пути формирования самостоятельной читательской деятельности
младших школьников
3.Рассмотреть систему работы по развитию самостоятельной читательской де-
ятельности младших школьников
4. Представить результаты по формированию читательского интереса и разви-
тию полноценного восприятия художественного текста
1. Понятие о читательских интересах и особенностях их формирования в
младшем школьном возрасте
«Что ищем мы под книжным переплётом? Зачем открываем его? Ищем насла-
ждения. Ищем мудрости. Ищем, конечно, и знания. В начале перечня было постав-
лено слово «наслаждение». Нет наслаждения книгой – нет чтения, нет читателя. Без-
участное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге –
это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочета-
ний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством
изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, – вот чтение»
Наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная
направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные
эмоции и – как следствие – желание с ним действовать: рассматривать его, читать,
листать, Такого рода общая направленность свидетельствует о сформированности у
детей интереса к книгам.
Читательские же интересы – это следующая ступень читательской зрело-
сти, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает на-
личие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает. Ведь
читательские интересы – это обязательно интересы избирательные, направленные не
на книги вообще, а на книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех
прочих книг и предпочитает прочим книгам, так как испытывает в них личностную
потребность, считает их наиболее подходящими для себя – для пополнения своих
знаний и опыта.
Но такая постановка вопроса сама по себе возможна лишь через полтора-два
года после начала обучения в соответствии со строго продуманной системой, когда
дети познакомились с народными и литературными сказками, русскими и зарубеж-
ными, когда учащиеся самостоятельно прочитали не одну, а значительный ряд книг
ведущих писателей по основным темам детского чтения; с циклами стихов хотя бы
нескольких лучших поэтов, с научно-познавательной книгой и детской периодикой –
словом; когда активный запас знаний у каждого ребенка расширился в пределах 125
—150 книг-авторов, причем за каждым автором любой ребенок «видит» не одну, а
несколько книг или произведений (например: Г.Х. Андерсен – «Огниво», «Стойкий
оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Свинопас»). Од-
новременно ребенок улавливает ведущее направление в творчестве знакомых писа-
телей (О чем пишет Е. Пермяк? – О труде, о ребятах и их делах; А.Е. Чарушин? – О
животных), и за любой доступной темой, перед ним не произвольно встают книги
ряда авторов (Кто пишет о животных? – Е. Чарушин, Г. Снегирев, Н. Сладков, Б.
Житков, В. Чаплина, В. Бианки, Л. Дуров,).
Наконец, ребенок научился свободно действовать в рамках очерченных учителем
книг любой из доступных ему тем чтения и способен выполнить задание с постав-
ленной на уроке целью в точном соответствии. Дело не в том, что из доступного кру-
га чтения выберет ребёнок и прочитает к уроку, а в том, насколько индивидуален и
мотивирован его отбор, в чем и какую связь увидит он между прочитанной книгой и
темой предстоящего на уроке разговора, в какой мере посильны ему книги, которым
он отдал предпочтение. «Ведь главное в искусстве самостоятельного чтения, по еди-
нодушному мнению философов, книговедов, писателей, – это укрепление и созда-
ние своих мыслей с помощью мыслителей настоящего и прошлого, развитие соб-
ственных читательских интересов, это способность читателя обогащать свой разум и
чувства, познавая опыт, накопленный человечеством и выраженный его лучшими
представителями в книгах» Социальная значимость книги в жизни любого челове-
ка и общества огромна. Книга – ключ к открытию мира и людей – добра и зла, рав-
нодушия и непримиримости, силы и слабости, Открывая этот окружающий мир,
впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, познает, оценивает
и воспитывает самого себя, вырабатывает убеждения, Литература – «богатейший ис-
точник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически
человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических)»
Художественная литература решает воспитательные задачи развития лич-
ности учащихся. «У ребят расширяются конкретные представления об отношении к
товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном
труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знако-
мым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся
знакомятся с ситуациями, требующими высокой моральной готовности человека,
получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрица-
тельных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности»
Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера,
но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздей-
ствие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. ''Искусство, –
утверждает психолог Л.С. Выготский, – никогда прямо не пораждает из себя того
или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому дей-
ствию''
Художественная литература необычайно расширяет жизненный опыт челове-
ка: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, ни-
когда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.
Л.И. Беленькая справедливо замечает, что «дети еще не принимают непосред-
ственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэто-
му художественная литература как своеобразная форма познания действительности
играет в жизни ребенка особенно важную роль»
''На каждое произведение, – писал К.Д. Ушинский, – мы должны смотреть как на
окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни'' И дей-
ствительно,
художественная
литература
является
важным
средством
познания
детьми
окружающего их мира. Художественная литература способствует целе-
направленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литератур-
ное развитие как «одно из необходимых условий становления человека современной
культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки
перед людьми и совестью»
З.И. Романовская говорит о том, что «понимание красоты и глубины содержа-
ния художественного образа развивает в человеке чувство прекрасного, прояв-
ляющееся не только в оценке произведения искусства, но и в оценке окружающей
жизни, в этом случае развитие чувства прекрасного возвышается до степени художе-
ственного вкуса»
«Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточ-
няет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных
представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной
форме «На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержа-
ние произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их ха-
рактерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети
получают представление об изобразительных средствах языка художественных произ-
ведений»
«Исключительное значение имеет художественная литература и для развития
навыков мышления учащихся. Здесь и анализ, выделение и осмысление материа-
ла, относящегося к изучаемому персонажу, и процесс сравнения, сопоставления дан-
ного героя с другими, и синтез, выяснение общего смысла произведения. Так непре-
рывно при чтении и разборе литературного текста школьник упражняется в разнооб-
разных приёмах мышления» [8, с.13-14].
«Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы
формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к ли-
тературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного
искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на
множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вы-
мышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. Эта органическая
слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно разви-
вает личность ребенка»
Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений,
во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмо-
ции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-тре-
тьих, способствует развитию мышления, речи и художественного вкуса учащихся.
2. Определение путей формирования по развитию самостоятельной чита-
тельской деятельности младших школьников
Начиная с первого класса, я стараюсь строить уроки следующим образом:
в начале уроки обучения грамоте, затем уроки литературного чтения, на кото-
рых включаю упражнения для развития всех качеств навыка чтения, эти
упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Приемы по методике В.Н.Зайцева ( Приложение 1)
«читательскую пятиминутку»
зрительные
диктанты.
Разработанные
профессором
И.Т.
Федоренко
( Приложение 1)
буквенные и цифровые таблицы А.Т. Степанищева( Приложение 1)
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Основным методом при работе с художественными текстами учебника является:
метод творческого чтения. Его направленность выражается в стремле-
нии сделать чтение актом сотворчества с создателем текста и развитии
способности к творческому самовыражению.
метод объяснительного чтения, что предполагает обеспечение макси-
мального извлечения из текста полезной информации.
Процесс работы над произведением. Для организации этого процесса ис-
пользуем следующие методы и приёмы:
Организация «размышлений вслух» о прочитанном
Данную форму работы применяем на этапе анализа произведения. Она яв-
ляется особенно эффективной при анализе характера и поступков героев, при
этом стремимся к тому, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения пер-
сонажей.
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ
Графическое и словесное рисование
Очень эффективные приёмы, помогающие образно и ярко «оживить» про-
читанное. Применяем достаточно часто.
Работу иллюстративного характера начинаем не с создания собственных
графических и словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин.
Эта работа не вызывает затруднений у детей. При её организации предлагаем де-
тям разнообразные задания:
1.
Подобрать рисунок (картину) к тексту.
2.
Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана
3.
Сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста.
4.
Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произ-
ведению.
Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:
1)
«рисуется» место, где происходит событие;
2)
изображаются действующие лица;
3)
добавляются необходимые детали;
4)
«раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм годится только для создания сюжетного «рисун-
ка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтиче-
ским текстам.
Составление диафильма
Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и
порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а
каждый рисунок снабжён титрами (подписями). Очень интересный приём, по-
могающий восстановить в памяти последовательность событий произведения,
более ярко представить прочитанное.
Экранизация
Этот приём достаточно сложен для учащихся, но полезен для полноценного
восприятия художественного произведения, так как осуществляется через чув-
ства, образы и мысли детей. Используем экранизацию, начиная с 3 класса, и
проводим в определённом порядке:
1.
Подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно
взять целиком).
2.
Деление текста на эпизоды, их озаглавливание.
3.
Заполнение
эпизодов
воображаемыми
кадрами-картинками
так,
будто
действие происходит на экране.
4.
Инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются.
5.
Определение характера музыкального сопровождения («Какая музыка бу-
дет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая; грустная, весёлая?»).
Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения.
1 раз в неделю мы проводим уроки литературного слушания, при орга-
низации которых руководствуемся подходами Л.А. Ефросининой.
( Приложение 4)
Развиваем у учащихся следующие умения и навыки работы с книгой:
правильное называние книги;
самостоятельное знакомство с книгой перед её чтением;
ориентировка в одной книге и в группе книг с помощью обложки, титульного
листа, содержания, предисловия, иллюстраций.
4.Взаимодействие со школьной и городской библиотекой
Знакомство учащихся с библиотекой и книгой
Книжные выставки
Конкурсы чтецов
Литературные викторины
Создание памяток для учащихся
4.
Работу с родителями
Создание памяток для родителей
Родительские собрания.
Составление рекомендательных списков и рекомендательных бюллетеней
для семейного чтения
Семейные конкурсы
6. Внеклассная работа.
Классные часы.
Создание проектов по литературному чтению.
Конкурсы рисунков.
Литературные КВНы.
Экскурсии в городские библиотеки.
О результативности проведенных мероприятий можно судить по следующим
исследованием в форме опроса: которые проводились в сентябре 2012 года ( на вхо-
де) «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» и в феврале 2014 года ( на
выходе) ) «Какой ты, сегодняшний читатель?
Ожидаемые результаты:
повышение
читательского
интереса
у
младших
школьников и развитие полноценного восприятия художественного текста.
3. Система работы по развитию самостоятельной читательской деятель-
ности младших школьников
План работы
Месяц
Работа с детьми
Работа с биб-
лиотекой
Работа с родите-
лями
Сентябрь
Анкетирование-опрос
«Чем ты любишь за-
ниматься в свободное
время?».
Анкетирование
«Чтение в вашей
семье»
Октябрь
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю)
2. Представление
книжной выставки:
« Рассказы о живот-
ных»
Экскурсия в го-
родскую библио-
теку
Родительское со-
брание
«Нужно ли детям
читать?»
Ноябрь
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю)
2. Инсценирование
сказки « Царевна -ля-
гушка»
«Книжкина
больница»
(подклеивание
библиотечных
книг)
Декабрь
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю)
2. Исследовательский
проект « Какие быва-
ют сказки?»
Книжная вы-
ставка по
А.Л.Барто
Памятка –
рекомендация
для родителей
«Как готовить
домашнее зада-
ние по чтению»
Январь
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю
2. Литературная вик-
торина «Волшебные
страны»
Состязание чте-
цов
« Стихи А.Л.
Барто»
Февраль
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю
2.Викторина про
произведениям
Н.Н.Носова
Родительское со-
брание
«Как сформиро-
вать ребенка чи-
тателя?»
Март
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю)
2.Классный час
« Хорошая книга – хо-
роший твой друг»
3. Составление памят-
ки
«Заповеди читателя»
Урок – виктори-
на по сказкам
Г.-Х. Андерсена
Апрель
1.Урок литературного
слушания или вне-
классное чтение
( 1 раз в неделю)
2. Литературная вик-
торина «« Сказка муд-
ростью богата»
КВН
« Знатоки
былин»
(3-4 класс)
«Папа, мама, я –
читающая семья»
(Семейный кон-
курс)
Май
Анкетирование-опрос
«Какой ты, сегодняш-
ний читатель?»
Анкетирование
4. Результаты формирования самостоятельной читательской деятель-
ности учащихся
Диагностическое исследование начала проводить в 2012 году. В нем принимали
участие мои ученики.
Методы исследования: тесты, опросники, наблюдения, стимулирование.
Цель диагностического исследования: определение уровня развития читательского
интереса у младших школьников
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении « Основная общеобразовательная школа №29» в два этапа:
Первый этап был проведен в сентябре во 2 классе 2012 г.
Исследование учащихся проводилось в форме опроса «Чем ты любишь за-
ниматься в свободное время?».
Результаты опроса выглядят следующим об-
разом (рис. 1).
Рисунок 1: Анкетирование учащихся на входе (сентябрь 2012 г.)
11,00%
47,00%
19,00%
23,00%
Результаты опроса "Чем ты любишь заниматься в свободное время?"
читать книги
играть на
компьютере
гулять
смотреть ТВ
Анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод о том, что уровень
развития читательской самостоятельности младших школьников на низком уровне.
Из опрошенных 18 учащихся, читают книги -22 % (4 чел), играют на компьютере -
50% (9 чел), предпочитают гулять- 19%(4 чел), смотрят - ТВ 23% (4 чел).
Таким образом, определения уровня сформированности читательской самостоятель-
ности учащихся в ходе опроса позволили сделать вывод о необходимости проведе -
ния методов, направленных на формирование читательской самостоятельности уча-
щихся на уроках литературного чтения.
Второй этап ( промежуточный) был проведен в 3 классе феврале 2014 г.
Результаты опроса на выходе ( февраль 2014г) «Какой ты, сегодняшний чита-
тель?»
(рис. 2)
Рисунок 2. Результаты опроса «Какой ты сегодня читатель?»
17,22%
19,02%
13,37%
17,22%
21,85%
11,31%
Результаты опроса " Какой ты сегодня читатель?"
ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ
СКАЗКИ
РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ
РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ
НЕ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС К
ЧТЕНИЮ
Анкетирование показало, что учащиеся предпочитают читать книги разно-
образные по тематике, но наиболее любимыми являются детские журналы,
сказки, рассказы о детях.
Повысился интерес детей к чтению. Дети охотно посещают школьную библио-
теку, обмениваются книгами из домашней библиотеки. Любят делиться впечат-
лениями о прочитанном.
Таким образом, проведённые исследования показали, что работа по
формированию читательских интересов учащихся дала некоторые положи-
тельные результаты. Однако не все дети являются заинтересованными читателя-
ми и работу в данном направлении необходимо продолжать.
Развитие интереса к чтению у младших школьников повлекло за собой и одновре-
менно повышения качества чтения. Показатели скорости чтения учащихся значи-
тельно увеличились в третьем классе по сравнению со вторым годом обучения. Ре-
зультаты представлены на рисунке 3
Для определения скорости и качества чтения были использованы тексты для
проверки техники чтения ( приложение 3) на входе ( сентябрь 2012г.) и на вы-
ходе 2014г. ( февраль 2014 г). Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3
высокий средний низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
Уровень навыка чтения
сентябрь2012г.
февраль2014г.
2
Высокий
уровень
-
прочитали свыше нормы, темп чтения - 50-51 слов ми-
нуту.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и инто-
наций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
Средний уровень - показали сформированность навыков, скорость чтения
при этом у всех ребят в норме- 34-45 слов в минуту, но они либо допускают ошибки ,
либо читаю основной текст целыми словами, а трудные слова – по слогам.
Низкий уровень - здесь наблюдается скорость чтения ниже нормы, большое
количество ошибок и чтение по слогам. Понимание прочитанного частичное
Заключение
Наличие читательских интересов – это не просто активная познавательная направ-
ленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и
– как следствие – желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать. Та-
кого рода общая направленность свидетельствует о сформированности у детей интере-
са к книгам.
Читательские же интересы – это следующая ступень читательской зрелости, сту-
пень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает наличие у читате-
ля устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает.
Исходя из теоретических взглядов понятие «читательский интерес», т.е. актив-
ное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей
способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно прояв-
ление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно
ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте
как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при
условии квалифицированного прочтения текста
В целях формирования читательских интересов учащихся я провожу целе-
направленную планомерную работу, которую осуществляю посредством использова-
ния активных форм и методов при организации уроков литературного чтения, проведе-
ния уроков литературного слушания и внеклассного чтения. Помогает в решении дан-
ной проблемы сотрудничество с библиотекой, систематическая работа с родителями по
организации семейного чтения, проведение внеклассных мероприятий по литературно-
му чтению.
Мною разработан перспективный план (приложение 1) по формированию чита-
тельских интересов младших школьников , который могут использовать в работе учи-
теля образовательных учреждений и родители учащихся.
Анализ проведённой работы показал положительную динамику в формировании
читательского интереса у младших школьников :
ученики читают с удовольствием,
самостоятельно, потому, что обладают навыком чтения, так как плохо читающий
ребёнок не проявит должного желания к книге, к её чтению. У ребят расширился обзор
художественной литературы.
Следовательно, проводимая работа с детьми имеет положительные результаты,
значит она является эффективной.
Приложение 1
Методика Зайцева
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что посто-
янно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздра-
жение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то уме-
ния и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через опре-
деленные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения
( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмыслен-
ной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают од-
новременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-
то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных ре-
зультатов ( на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме
жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народ-
ной Республики.
4. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксиру-
ется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится
под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).Ребёнок прочитывает
одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых
6. Многократность чтения.
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скоро-
чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в днев-
ник ( ежедневно).
Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное
чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или сло-
гов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения
было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каж-
додневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучи-
вание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к
чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова
по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Использование зрительных диктантов И.Т. Федоренко для совершенство-
вания технической стороны чтения младших школьников.
Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на
уроках русского языка можно использовать зрительные диктанты, которые разра-
ботаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов,
предложенных профессором, включает 6 предложений. Особенность этих предло-
жений такова: длина предложения увеличивается постепенно, на 1 -2 буквы в каж-
дом следующем предложении.
Работа со зрительными диктантами организовывается следующим об-
разом: вывешивается плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предло-
жениями одного из наборов, закрытый листом бумаги (предложения можно напи-
сать и на доске, лучше печатным шрифтом). Объяснив цель работы, нужно по-
степенно перемещать вниз лист, закрывающий плакат, предъявляя детям только
одно предложение. Дети в течение определенного времени, которое для каждого
предложения указано профессором И. Т. Федоренко, читают это предложение мол-
ча и стараются запомнить. По истечении времени (от 4 до 7 сек.) предложение
вновь закрывается, а ученики по памяти записывают его в тетрадь. Затем следует
экспозиция, чтение, запоминание и запись второго предложения и т.д.
На такую работу с одним набором предложений на уроке русского языка должно
уходить от 6 до 8 минут. Записи дети могут проверить самостоятельно. Если уча-
щиеся во время самопроверки делали исправления в предложениях, то необходи-
мо на следующий день повторить работу с этим же набором. Переходить к следу-
ющему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успевают за-
помнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т.е. зрительные
диктанты должны проводиться ежедневно, не менее 6 раз в неделю.
Развивающие диктанты И.Т. Федоренко.
№ Предложения
Число букв Время
экспозиции.
Набор № I
1
Тает снег.
8
4 секунд
2
Идет дождь.
9
4
3
Небо хмурое.
10
5
4
Коля заболел.
II
5
5
Запели птицы.
II
5
6
Поле опустело.
12
6
Набор № 2
1
Трещат морозы.
12
6
2
Я ищу землянику.
13
6
3
В лесу росла ель.
13
6
4
Наступила осень.
14
7
5
Дни стали короче.
14
7
6
В лесу много берез.
15
8
Набор № 3
1
Прилетели птички.
15
8
2
Ярко светит солнце.
16
8
3
Лида вытерла доску.
16
8
4
Весело бегут ручьи.
16
8
5
Подул резкий ветер.
16
8
6
Зоя прилежно учится.
17
8
Набор № 4
1
Дятел долбил дерево.
17
8
2
Я. хочу посадить цветы.
18
7
3
Иней украсил деревья.
18
7
4
Без воды цветы завянут.
19
7
5
Пролетело жаркое лето.
19
7
6
Возле дома посадили ель.
20
7
Набор № 5
1
Солнышко светит и греет.
20
6
2
Федя решал задачу у доски.
21
6
3
Загорелась в небе зорька.
21
6
4
На деревьях сверкал шей.
21
6
5
Наш город стоит на Амуре.
20
6
6
В лесу собирают землянику.
22
6
1
2
3
4
5
6
Набор № 6
Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стерли пыль с доски.
Стаи птиц осенью летят на юг.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле березовой рощи.
23
23
24
23
24
24
5
5
5
5
5
5
1
2
3
4
5
6
Набор № 7
Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело теплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.
25
25
25
26
26
26
4
4
4
4
4
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Набор
№ 8
Идет дождик.
Мы любим Хабаровск.
Бабушка печет пирог.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Быть здоровым очень важно.
Набор
№ 9
Вода в море соленая на вкус.
В Хабаровске много парков.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.
10
14
17
20
21
22
22
22
23
23
23
24
5
7
8
10
10
10
7
7
7
7
7
7
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Набор
№ 13
Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети крались.
Травы скашивают во время их цветения.
Зимой лиса по лесу рыщет, ищет себе корм.
Люблю встречать восход солнца на реке.
Набор
№ 14
Поднялась за рекой большая серая туча.
В далекой тайге живут охотники-эвенки.
Будь готов не зря прожить на белом свете.
Разведчики отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
28
29
30
31
32
32
32
33
33
33
34
34
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
1
2
3
4
5
6
Набор № 15
Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зимою медведь сладко спит в теплой берлоге.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Павел и Вика любят читать волшебные сказки.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами,
34
35
36
36
36
37
4
4
4
4
4
4
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Набор № 16
В тайге водятся хищные животные: волки и рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы в яблоневом саду ранней весной,
На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.
Скоро небо покроется тучами» заморосит дождь,
Набор № 17
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.
Цветы были незнакомые похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.
Набор № 18
На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.
В театре и кино проходи вдоль ряда лицом к сидящему.
Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.
По лесной заросшей тропе идет группа туристов.
Рано утром школьники полили водой горку, размели снег.
У медведицы в январе появляются крошечные медвежата.
36
36
37
37
38
38
38
39
39
40
41
42
42
42
44
45
45
46
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
7
7
7
7
7
8
8
8
Буквенные и цифровые таблицы А.Т. Степанищева
Для улучшения техники чтения и по развитию у детей периферического зрения
использую упражнения с буквенными, цифровыми таблицами (см. табл. 2а, 2б, 2в,
2г), предложенные А. Т. Степанищевым в его книге “Читать можно быстрее”. Для
тренировок заготавливаются таблицы с размером 7,5 х 5,5 см для каждого ребенка
с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких
квадратах. Сначала работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один
знак (букву или цифру), а потом два знака (2 буквы). Затем три знака (буквы) и на-
конец переходим к таблицам со смешанными знаками (буквы, цифры) одновре-
менно.
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке во время иг-
ровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадра-
те. На это отводилось 90 сек . Скорость считывания у всех была разная - от 2 до 6
знаков. Со временем она увеличивалась в среднем на 3 - 4 знака. Работа с одной
таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все
знаки.
15. Есть еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двига-
ясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо на-
звать буквы, размещенные на боковых линиях (см. табл. 3).
Таблица 2. Таблицы Степанищева.
Таблица 2а.
Ш К
Х
Ч
Б
Ц
О А
Ж Х
З
У Ф Р
Д
Ф П И
Н
Л
М Г
В
С
Е
Таблица 2б.
де
и
л
п
у
та
м
а
ач
и
та
а
п
л
п
у
яч
с
м
т
и
б
а
ва
ф
о
ва
п
р
о
л
дт
ук
ке
р
о
л
д
от
Таблица 2в.
НЕТ
НА
П
ТИК
ЛУЧ
ШЕ
Н
ЧАЯ
ЯЫ
Ч
ЧВ
Ш
СА
М
МП
И
ПИР
ИРТ
ОТР
ТОБ
БОЛ
ФЦ
О
ВУФ
ВКА
ПЕА
РЕП
ЯЦИ
СУЧ
МКЯ
СЕИ
ТШБ
Таблица 2г.
А
3
3
И
9
0
Д
2
2
4
Я
7
1
Л
1
0
У
Е
1
8
2
4
Ю 2
О
К
9
3
М 2
3
В
Приложение 2
Анкета для учащихся
1
«Какой ты, сегодняшний ЧИТАТЕЛЬ?»
Дорогой друг! Расскажи о том, что и как ты читаешь.
Нам очень интересно.
1.
Вспомни, пожалуйста, какие книжки тебе читали в раннем детстве. Какая
из них была самая любимая? (Можно назвать несколько)
___________________________________________________________________
2.
Спроси, какую книгу любили в детстве:
Мама __________________________________________________________
Папа __________________________________________________________
Бабушка ________________________________________________________
Дедушка ________________________________________________________
(Можно подойти к ним и попросить, чтобы они своей рукой записали ответы)
3.
О чём ты любишь читать сейчас? (Нужное подчеркни)
О животных и растениях; о путешествиях и других странах; о приключениях;
исторические книги; о ребятах и о школе; фантастику; о технике; о спорте; дру-
гое.________________________________________________________
4.
Кт о
т в о й
л ю б и м ы й
л и т е р а т у р н ы й
г е р о й ?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_______________________________________________________________
5.
К а к а я
л ю б и м а я
к н и г а
у
т в о е г о
д р у г а
( п о д р у г и ) ?
-________________________________________________________________
6.
В какие библиотеки ты записан (или записана)? (Нужное подчеркни)
В
ш ко л ь н у ю ,
в
г о р о д с к у ю ,
в
д р у г у ю .
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_______________________________________________________________
7.
Какую
детскую
книгу
тебе
купили
старшие
за
последний
месяц?
_____________________________________________________________
8.
Сколько примерно детских книг есть у вас дома?
_______________________________________________________________
9.
С кем ты советуешься, какую книгу выбрать для чтения? (Нужное под-
черкни)
С
р од и т е л я м и ,
у ч и т е л я м и ,
б и бл и от е ка р я м и ,
д ру з ь я м и ,
д р у г о е
_______________________________________________________________
10.
С кем ты обсуждаешь прочитанное? (Нужное подчеркни)
С
р од и т е л я м и ,
у ч и т е л я м и ,
б и бл и от е ка р я м и ,
д ру з ь я м и ,
д р у г о е
______________________________________________________________
1
11.Как
тебя
зовут?
Сколько
тебе
лет?
В
каком
классе
ты
учишься?
________________________________________________________________
Анкета для родителей «Чтение в вашей семье»
Уважаемые
родители,
ответьте,
пожалуйста,
на
предложенные
вопросы
анкеты. На основании ваших ответов мы постараемся оказать вам помощь и
поддержку в решении проблемы самостоятельного чтения детей.
Для заполнения анкеты, обозначьте подходящий для вас ответ или напишите
свой.
1. Читаете ли вы книги своим детям? (да; нет; иногда)
2. Читают ли дети вам свои книги? (да; нет; иногда)
3. Организуете ли вы вечера семейных чтений?
- да;
- нет;
- иногда.
4. Рассказывают ли вам дети о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда.
5. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку?
- да;
- нет;
- иногда.
6. Объясняете ли вы ребенку как работать с книгой и ее элементами?
- да;
- нет;
- иногда.
7. Необходима ли организация чтения в семье?
- да;
- нет;
- иногда.
Приложение 3
Стандартизованная методика исследования навыка чтения
(СМИНЧ) по Корневу А.Н.
Текст для оценки техники чтения
Как я ловил раков
Слов
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет
9
много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,
17
в дырах между корнями или под берегом. Потом они
26
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от
36
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.
46
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,
54
а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни,
63
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я
71
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно
80
прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг
89
посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому
98
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.
104
Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить
113
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень
123
понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.
131
В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.
142
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел
151
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,
161
наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил
170
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень
178
осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве
189
Но некоторые раки были более осторожными. Когда
196
палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.
208
Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил
215
много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!
224
И очень вкусными!
227
Вопросы для оценки понимания прочитанного
1. Сколько ручейков текут в деревне?
2. Кто в них живет?
3. Где мальчики ловят раков?
4. Что мальчики с ними делают?
5. От кого мальчик получил рака?
6. Чего захотелось мальчику?
7. Что есть у раков?
8. Что боялся сделать мальчик?
9. Почему?
10. Что посоветовал ему друг?
Приложение 4
Викторина по произведениям Н.Н. Носова
I.
Назовите, из каких рассказов Н.Н.
Носова взяты эти отрывки?
1.
Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее,
мял, а она будто пухнет в кастрюле и выливается наружу. ( «Мишкина каша»)
2.
Это письмо маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном
слове две ошибки сделал: вместо «Песчаная» улица написал «Печная». («Дружок»)
3.
Флаг получился красивый: палку выкрасили золотой краской, а на крас-
ной материи Витя написал серебряными буквами «Лучшему огороднику». («Ого-
родники»)
4.
Мишка закричал: «Не отдам столб, не отдам! Я накоплю денег и заплачу
вам за него. Целую зиму не буду мороженого есть». («Наш каток»)
5.
- Послушай у тебя пряник вкусный?
- Угу.
- А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане. («Замазка»)
6.
- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он потом меня выплюнул. («Фантазеры»)
7.
Ира и Марина вошли в комнату вместе с милиционером и увидели, что
мальчик исчез куда-то. Марина даже заглянула под диван. Мальчик увидел ее и
молча погрозил ей из-под дивана кулаком, чтобы она не выдавала его. («Саша».)
8.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошел до-
мой. На душе было радостно. («Огурцы»)
9.
«Вот как нехорошо получилось! - подумал Виталик. — Теперь Мурзику
из-за меня достанется». («Карасик»)
10.
На конверте написал: «Угол улицы Горького и Большой Грузинской, по-
лучить милиционеру». («Автомобиль»)
11.
Теперь у нас две ручки будет. Одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-
нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до
нижней достанет. («Шурик у дедушки»)
12.
Поймали шесть окуней, четыре пескаря. одного ершика. («Шурик у де-
душки»)
13.
Бегали по комнате, прыгали, кричали: «Нам не страшен серый волу!».
(«Затейники»)
14.
Славик подкрался к шкафу, запер его на крючок, а сам побежал во двор с
Борей играть. («В прятки»)
15.
Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит», -
говорю. («Тук-тук-тук!».)
16.
Видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От это-
го кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже
по всему лицу идут лишаи и язвочки. («Клякса».)
II.
Знаешь ли ты?
1.
Из чего делались бенгальские огни? (Сера, сахар, алюминиевые опилки)
2.
Почему Федя Рыбкин не смог решить задачу? (Он смотрел телевизор)
3.
Почему в комнате было все разворочено: шкафы открыты, из комода
ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном? (Ребята играли в прят-
ки)
4.
В каком произведении его герои сделали электрические звонки? («Теле-
фон»)
5.
В каком рассказе друзья – товарищи ушли с празднования Нового года?
(«Бенгальские свечи»)
6.
В каком рассказе дети набрали картошки и бросали ее в движущийся
предмет? («Живая шляпа»)
7.
В каком рассказе мальчик забыл счет? Какую ступеньку он не смог по-
считать? («Ступеньки». Шестую)
8.
Как звали этого мальчика? (Петя)
III.
Вставь слова, пропущенные в названии рассказов.
1.
… каток (Наш).
2.
Мишкина … (каша).
3.
… огни (Бенгальские).
4.
И я … (помогаю).
5.
… у дедушки (Шурик).
6.
… задача (Федина).
IV.
По отрывкам из произведений подбери книгу, иллюстрацию, соответству-
ющую содержанию отрывка.
1.
Пришли домой. Привязали леску к кружке так, чтобы она не перевора-
чивалась. Вернулись к колодцу, напились. («Мишкина каша»)
2.
Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у Миши Козлова, Песчаная ули-
ца, д. 8, кв. 3. Написали 20 записок. («Дружок»)
3.
Пососу, пососу немножко и положу на место. («Леденец».)
4.
Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой
тресну. («Живая шляпа»)
5.
Оттолкнулся ногой, и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут!
Лежит Котька на животе и говорит: «Как же теперь по песку кататься?» («На гор-
ке»)
Приложение 5
Родительское собрание.
Тема. Зачем ребенку нужно чтение?
Ход собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель открывает собрание кратким вступительным словом
для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное,
нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и вырази-
тельно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна.
Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие
люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова
эпиграфа нашего собрания, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы вос-
питать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им
полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успевае-
мость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением
читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что
вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.
Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос ро-
дителей: «Ну, как книга?» — вполне может последовать безразличный ответ: «Нор-
мально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих
родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того,
необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где ца-
рит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Не следует читать одно и то же по пять и более раз. Берите книги с большими
рисунками и кратким текстом, используйте детские песенники, где есть слова и сло-
ги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь
вместе найти, что художник верно подметил, а что нет. Тогда маленький читатель
еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. Читайте книги вместе с ребен-
ком по очереди. Две книги за неделю достаточно. Мы с вами так детально рассмат -
риваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе.
Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие
трудности в работе ребенка с книгой.
2. Подведение итогов проверки сформированности навыка чтения учащих-
ся и результатов анкетирования учащихся и родителей.
Родители пришли к выводу, что необходимо приложить усилия для формирова-
ния читательской самостоятельности детей.
3. Работа в группах «Приемы и способы формирования ребенка-читателя».
4. Выступление от групп.
5.
Рефлексия собрания.
6. Решение собрания: родители пришли к выводу, что проблема читательской
самостоятельности и семейного чтения существует, и решать ее нужно через сов-
местную работу учителя и семьи.
Приложение 6
«Папа, мама, я – читающая семья»
(Семейный конкурс)
Вступительное слово классного руководителя. Здравствуйте дорогие гости,
родители и дети -
участники нашего конкурса «У волшебной лампы». Мы рады
встречи с вами, истинными книголюбами. Ведь не секрет, что в наши дни книги ста-
ли играть не совсем приглядную роль. Но давайте сегодня отбросим все свои заботы
и просто отдохнем у нашей волшебной лампы, в которой скрыто много сказок, из-
вестных всем детям и взрослым. Участникам нужно выбрать табличку с названием
вашей команды – литературным псевдонимом: «Зубастики», «Фантазеры», «Робин-
зоны», «Бяки-Буки», «Соленые огурцы».
1 конкурс «Узнай героя»
Выходят сказочные герои и рассказывают о себе. Команды пытаются их узнать
по очереди.
1. «Я не красив, но у меня доброе сердце. А плаваю я не хуже, смею даже сказать, -
лучше других. Думаю, со временем выровняюсь и стану поменьше».
(Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»)
2. «Просто не верится, сколько есть пожилых людей, которым страх как хочется за-
получить меня к себе! Особенно желают этого те, кто сделал что-нибудь дурное.
Они говорят: «Добренький, маленький, мы просто не можем сомкнуть глаз, лежим
без сна всю ночь напролет и видим вокруг себя все свои дурные дела. Хоть бы при-
шел и прогнал их». (Г.Х. Андерсен «Оле Лукойе»)
3. «Это я небольшой, лохматый сидел под веником в красной рубахе, блестел глаза-
ми и молчал. Все думали, что я - ежик. Но ведь я был одет, обут, как мальчик». (Т.
Александрова «Кузька»).
4. «А вот теперь я в самом деле что-то нашла! Вот это находка, вот это да! А на что
она мне пригодится? Да на что хочешь! В нее можно положить пряники и тогда она
превратится в красочную банку с пряниками». (А. Линдгрен «Пеппи Длинный
Чулок»)
5. «Я прелестна, нежна, вся из ослепительного льда. Глаза мои сверкают как звезды,
но в них нет ни теплоты, ни красоты». (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).
2 конкурс «Викторина по сказкам»
1. К какому герою приплывала золотая рыбка?
2. Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?
3. Сколько глаз было у третьей сестры Хаврошечки?
4. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?
5. В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда?
6. Кто дружил даже с акулами?
7. Какое настоящее имя царевны-лягушки?
8. Кто питался мочалками?
9. Кто приговаривал: «Высоко сижу – далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пи-
рожок»?
10. Где хранится смерть Кощея бессмертного?
11. Героиня, какой сказки отправилась на бал в хрустальных башмачках?
12. С помощью, каких волшебных слов «творил чудеса» Емеля?
13. Кто отправился зимой в лес за подснежниками?
14. Как звали героиню сказки «Царевна-лягушка»?
15. Герой, какой сказки, спеша на помощь к зверятам в Африку, путешествовал на
спине волка, орла и кита?
3 конкурс « Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина»
Вопросы по горизонтали:
1. Как звали одного находчивого и трудолюбивого работника? (Балда)
2. Злой, сварливый персонаж из сказки «О рыбаке и рыбке»? (Старуха)
3. «Кто все песенки поет, да орешки все грызет»? (Белка)
4. Место встречи попа и Балды? (Базар)
5. Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)
Вопросы по вертикали:
2. Кличка собаки из сказки «О мертвой царевне»? (Соколко)
4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
5. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина)
7. Имя жениха молодой царевны в сказке «О мертвой царевне». (Елисей)
1
5
4 конкурс «Назови волшебные слова»
1. Вызвать Сивку-Бурку?
(Сивка-Бурка,
Вещий каурка,
Встань передо мной,
Как лист перед травой).
1.
Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?
(Сим-сим откройся).
2.
Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, горшочек, вари).
3.
Исполнить повеление волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хоте-
нью).
4.
Исполнить желание с помощью волоска из бороды старика Хоттабыча?
5 конкурс «Друзья Маугли»
1. Медведь (Балу). 2. Пантера (Багира). 3. Шакал (Табаки).
2
3
7
4
5
4. Питон (Каа). 5. Вожак волчьей стаи (Акела).
6 конкурс «Сочинение сказки»
Подведение итогов
Приложение 7
«Заповеди читателя»
Дорогой друг!
1.Прежде чем читать книгу, которую ты выбрал, подумай, знаешь ли ты другие книги
этого автора, какие, о чем они. Прочитай предисловие к книге или хотя бы аннота-
цию, рассмотри иллюстрации и реши, о каком времени расскажет эта книга.
2.Если книга объемная, читай её по частям (главам).
3.Читая книгу, обращай внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем проис-
ходит всё, о чём рассказывается в ней. Постарайся представить себе обстановку и
героев как можно более наглядно, конкретно.
4. При чтении книги сразу же выделяй всё непонятное, формулируй вопросы и ста-
райся прежде всего найти на них ответы самостоятельно: обращайся к самой книге
– рассматривай иллюстрации, или ищи ответы в книгах – справочниках.
5.Закрывая книгу, всякий раз (даже прочитав только часть её) обдумай, что запомни-
лось, что взволновало, обрадовало, испугало, рассердило, поразило при чтении.
6.Дочитав книгу, ещё раз подумай над её содержанием в целом, воспроизведи образы
героев и постарайся определить, хороша ли книга и чем именно хороша.
7.Помни: книга – твой лучший собеседник!
Приложение 9
Памятка для родителей
«Советы родителям по развитию читательских интересов детей»
— Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он
придет в школу, умея читать. В 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет.
— Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
— Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили
читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
— Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в
звуки и буквы.
— Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто гово-
рим семи-восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку,
сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
— Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще ин-
тереснее, чем маленьким..
— Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа прово-
дят не только у телёвизора.
— Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры ро-
дителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной
книги дети должны слышать обязательно.
— Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет — это промежуток жиз-
ненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализу-
ет ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
- Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать по-
искать ответы в книгах самостоятельно.
— Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопе-
дический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку об-
ращаться к словарям и работать с ними.
— Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надпи-
сью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
— Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были
разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
— Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В
этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
— Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда
вместе с ним.
Приложение 10
Классный час
«ХОРОШАЯ КНИГА – ХОРОШИЙ ТВОЙ ДРУГ»
Цели: ознакомить учащихся с процессом издания книг, научить правиль-
но обращаться с ними; прививать любовь к книгам, воспитывать интерес к чте-
нию;
Подготовительная работа: наглядные пособия: плакаты с пословицами,
выставка детских рисунков, подборка книг, рисованные герои сказок Буратино и
Чиполлино костюмы книжек (имитированные обложки книг).
Ход классного часа
I.
Вводное слово учителя
— Тема нашего занятия — «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь».
Поэтому и разговор у нас пойдет о чем, ребята? (О книгах.)
Да, о книгах, а еще о том, как с ними надо обращаться, для чего они нуж-
ны нам, как книги делают и о многом другом.
Сегодня мы послушаем стихи о книгах, которые будете читать вы сами,
посмотрим сценку, проведем конкурс «Кто больше‚ знает пословиц о
книгах»,будем отгадывать загадки и многое другое, не менее интересное.
II.
Путешествие в мир книг
Я пришла к вам не одна, а с нашими помощниками — героями из сказок,
а вот какими, вы должны отгадать .( Буратино и Чиполлино прикрепляются на
доску). Отгадали? Конечно же, это Чиполлино и Буратино.
Живут они в книжном царстве мудром государстве. Дорогу в это царство
покажут вам ваши верные слуги - буквы. Будьте все активными участниками
конкурсов, чтецами, художниками, санитарами книг и вы попадете в это сказоч-
ное царство вместе с ними.
Учитель:
Сколько звезд на небесах,
Сколько цвету в лесах,
Сколько капель в реке, —
Столько книг на земле!
Есть — с ладошку они.
Есть — большие тома,
Проживают они
Вместе с нами в домах.
1-й ученик:
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет
Книгам добрым интересным
Все: Мы всем классом шлем привет!
2-й ученик. Русская народная пословица говорит: «Кто много читает, тот
мною знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Ро-
дине, ее просторах, лучших людях и их достижениях.
Учитель:
Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать
их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны от-
носиться к книге.
(Входит книга и обращается к детям.)
Книга: Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыд-
но, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни пером, ни каран-
дашом — это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня
закладку, что бы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду завора-
чивайте меня в бумагу, потому что такая погода для меня вредна.
Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и ра-
достными.
Учитель: Но часто, ребята бывает к сожалению и так.
З-й ученик:
У скворца Гришки
Жили-были книжки —
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Перелеты — как мочала,
На листках — каракули.
Книжки горько плакали,
Дрался Гришка с Мишкой,
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове
Вместо книжки стало две.
4-й ученик:
В географии скворца
Нарисована корова
И написано: «Сия География моя
Кто возьмет ее без спросу,
Тот останется без носу!»
— Как нам быть? — спросили книжки,
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
— Вот что, книжки, убежим!
Растрепанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
— Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
— Умолкни, старый минус, —
Сказали братья Гримм, —
И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в. библиотеку
В свободный наш приют, —
Там книжки человеку
В обиду не дадут!
Учитель: Пошли книжки в библиотеку, а оказались в книжной больни-
це.
5-й ученик:
Вышли книжки из больницы:
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали:
Стал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур с командой вместе
Занял полку номер двести.
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.
Учитель: Лицо школьника — это его книги. И в этом вы убедитесь, когда
посмотрите сценку.
(Выходят две ученицы. Их костюмы — обложка книг. Одна красиво
оформлена, а другая — рваная, растрепанная.)
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой:
— Ну, как твои делишки? —
Одна спросила у другой.
— Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки... Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей...
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облаках!
А у тебя целы бока? -
— Твои Мне не знаком муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, о них
И говорить-то неприлично...
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»
— Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
(М. Ильин. «Две книжки»)
Учитель: Вот видите, ребята, каким разным может быть отношение к
книгам. Как же надо правильно обращаться с книгами? ( перечисляют
правила обращения с книгой) Правильно, молодцы!
III.
Конкурс пословиц о книгах
— А сейчас, ребята, мы выясним кто знает больше пословиц о книгах.
Вот, посмотрите, какие у нас на доске есть пословицы!
— А какие вы знаете пословицы о книгах? Говорите, ребята. А Буратино
и Чиполлино будут считать, кто больше вспомнит пословиц. (Ребята говорят
пословицы.)
— Ой, сколько вы знаете пословиц! Молодцы, ребята!
IV.
Конкурс загадок
Учитель: А сейчас конкурс загадок. Послушайте и постарайтесь отга-
дать, что это такое:
1.
Снаружи смотришь дом как дом
Но нет жильцов обычных в нем:
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют это дом?
Попробуй, угадай! (Библиотека.)
2.
Хоть и не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешками.
Разговаривает с нами терпеливым языком. (Книга.)
3.
Говорит она беззвучно, а понятно
И не скучно, ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга.)
4.
Белое поле, черное семя, кто его сеет,
Тот и умнеет. (Книга.)
Учитель: Молодцы, ребята Буратино и Чилоллино просто в восторге. Бу-
дет им, что рассказать своим сказочным друзьям о том, какие вы умные и
хорошие читатели.
V.
Конкурс знатоков книг
Учитель: А теперь мы проверим, насколько хорошо вы знаете книжки.
Угадайте, из каких произведений эти слова:
1.
«Лихо мерили шаги
Две огромные ноги,
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги». (С. Михалков. «Дядя Степа»)
2.
«Пошла баба к возу: ни воротника, рыбы». (Сказка «Лисичка
— сестричка и Серый волк»)
3.
«Печка! Печка! Скажи, куда гуси полетели?» (Русская народ-
ная сказка «Гуси»)
4.
«Не пей, братец, теленочком станешь!» (Русская народная
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
5.
«Плывут пароходы — привет Мальчишу». (А. Гайдар Сказка
о военной тайне, о ма.льчише-кибальчише и его твердом сло-
ве»)
6.
«Обещала наша королева, целую корзину золота тому, кто
принесет во дворец корзину подснежников». (С. Маршак
«Двенадцать месяцев»)
7.
«Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поста-
вил на огонь». (Русская народная сказка «Каша из топора»)
Учитель: Да, ребята, нет сомненья, что вы — прекрасные читатели. И Бу-
ратино, и Чиполлино не пришлось за вас краснеть, они остались вами
очень довольны!
Мы очень много говорили сегодня о книге. А знаете ли вы рёбята, кто пи-
шет для вас эти замечательные сказки и рассказы? Кто мне ответит? (Ответы
учеников.) Да, действительно, это писатели. А каких детских писателей вы знае-
те? Если подзабыли авторов, посмотрите на эту коллекцию книг, может быть,
она вам поможет. (Дети называют фамилии писателей.) Так давайте скажем
большое спасибо всем тем, что делает для нас книги — верных наших друзей
на всю жизнь!
Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги — у меня уже их много
На книжной полке бережно храню —
Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь пройти она должна,
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Источник радости, источник жизни, знания,
Люби ее! Читать давай другим!
(Куддае Мухаммади)
VI.
Подведение итогов
Учитель: Вот, ребята, наше занятие и подошло к концу. Понравилось ли
оно вам? (Ответы детей.)
— Что нового, вы узнали сегодня о том, как надо обращаться с книгами?
— Как вы сами будете к ним относиться?
— Будете ли вы много читать?
— Убедили ли мы вас в том, что это необходимо?
Приложение11
КВН «Знатоки былин»
(3-4 класс)
Первое задание.
Разделиться на команды, придумать им название.
Второе задание.
Подобрать пословицы, которые подходят к прочитанным былинам.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Где смелость, там и победа.
Сила есть, ума — не надо.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Делу— время, а потехе — час.
Под лежачий камень и вода не течет.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Береженого и бог бережет.
Бой отвагу любит.
Бой красен мужеством, а товарищ — содружеством.
Быль не сказка, из нее слова не выкинешь.
В ком честь, в том и правда.
После драки кулаками не машут.
С родной земли — умри, но не сходи.
Твой меч, моя голова.
Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.
Всякому мила своя сторона.
Добрая слава бежит, а худая — летит.
Третье задание.
Командам раздаются эскизы с фигурой воина. Надо «одеть» воина в богатыр-
ские доспехи, дорисовать оружие.
Четвертое задание.
Конкурс сказителей.
Команда выбирает игрока, который должен «войти в образ сказителя» и зачи-
тать отрывок из любой былины.
Пятое задание.
Кроссворд.
Командам выдается кроссворд. Выигрывает команда, разгадавшая его быстрее
и правильно.
Кроссворд
По горизонтали:
1 Сторожевой пост богатырей при въезде в город.
2. Богатырь, положивший Илью Муромца в карман.
З. Исполнитель былин на пирах.
4. Прозвище богатыря Ильи.
5. Тяжелая дубинка с утолщенным концом.
6. Кто избавил Илью Муромца от недуга?
7. Богатырские доспехи.
По вертикали:
1. Название былины на севере Руси.
Ответы:
По горизонтали: 1. Застава. 2. Святогор. З. Сказитель. 4. Муромец. 5. Палица.
6..Странники. 7.Латы.
По вертикали: 1. Старина
Подведение итогов