Авторы: Романенко Светлана Николаевна, Яломыст Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: село Арзгир Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников
Раздел: начальное образование
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тема моего выступления «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В
ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между
беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и
головой ученика?
Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова,
наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в
которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где
только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть
надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему,
которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС
второго поколения.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело
смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое
знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит
нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд,
чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в
процесс преподавания системно — деятельностного подхода. Что такое СДП,
какова его основная идея, система принципов, кто были основоположниками
этого метода, как научить ребёнка учиться мы сейчас постараемся выяснить.
“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
Современный человек живет в условиях постоянного обновления
знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение,
интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации,
требуют новых способов ее освоения.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень
специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и
самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в
контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических
знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая
информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а
знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать,
интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты
деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая
сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на
овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы
приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса
и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность
введения системно-деятельностного метода обучения, который лёг в основу
Федерального государственного образовательного стандартаначального
общего образования.
Его разрабатывали из зарубежных ученых: Э.Колли, А.Комбс, А.
Маслоу. Большой вклад внесли отечественные исследователи:
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов , Л.В. Занков , В.В. Репкина,
И в свернутой форме данная инновационная методическая система
выстраивается в триединой формуле:
СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД → ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования и создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,
видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость
представления нового материала через развертывание последовательности
учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования
различных источников информации, в том числе информационного
пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного
сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – группа).
Основная идея СДП состоит в том, что новые знания не даются в
готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными,
делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового
материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить,
показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую
работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и
сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
СДП выступает как интегральный, т.к. является междисциплинарым и
позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин
естественнонаучного цикла.
Концепция СДП базируется на следующих основополагающих тезисах:
«Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную
организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне
систем они существовать не могут.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе
их собственных УУД.
Собственные УУД школьников, важная составляющая СДП,
реализуется как личностно - деятельностный подход в обучении. Его можно
выразить формулой «деятельность – личность», т.е. « какова деятельность,
такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УУД становится
источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих
способностей и личностных качеств.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и
сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили
голод». Но время прошло, и люди опять проголодались. Притча гласит: «Не
надо давать рыбу, следует научить ловить ее».
СДП в образовательных стандартах нового поколения есть не что
иное, как инструмент помогающий научить ребенка учиться, т.е. «научить
ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями
(УУД). Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их
собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять,
развивать их познавательную деятельность. Как это сделать?
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно
только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся
формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а
включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания
обеспечивается следующей системой
дидактических
принципов:
1.
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая
знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом
содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и
принимает систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей,
общеучебных умений.
2.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и
методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
3.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе,
самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и
месте каждой науки в системе наук).
4.
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего
развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на
уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта
знаний).
5.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в
школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на
реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых
форм общения.
6.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение
учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Как мы видим системно-деятельностный метод обучения является
универсальным, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и
проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, а для
детей-самостоятельное «открытие» нового знания в процессе
исследовательской деятельности. Деятельностный подход в обучении
позволяет учителю использовать в своей практике различные способы
организации учебного процесса.
Большие возможности даёт групповая форма работы. Давно доказано
психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а
лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти
возможности предоставляет групповая работа. Я работаю по традиционной
программе, но широко использую работу в парах и группах. В
традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока
так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с
соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность
научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости,
консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение
к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний
учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Но
работе в парах и группах детей нужно научить. А когда и как это сделать?
Г.А. Цукерман разработал программу «Введение в школьную жизнь» и
предлагает учить работать в парах и группах первоклассников в первый
день, на первом уроке. Тема урока: «Знакомство. Введение знака «Я».
Группы формируются за счёт определённой расстановки мебели.
1. Первым представляется учитель. Она здоровается с детьми, называет свое
имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него
домашние животные, почему он захотел стать учителем.
2. Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести
норму, правило школьной жизни «хочешь говорить — подними руку», удобно
начать
с
нарушения
этой
нормы.
Учитель
предлагает
детям
быстро
познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на
сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой.
В итоге знакомство не состоится
— получится только шум. Вывод: всем
вместе
говорить
не
стоит:
никто
ничего
не
услышит.
Говорить
надо
по
очереди! Но сразу всех 20-30 детей не запомнишь. Значит, прежде следует
познакомиться в маленьком классе, то есть в группе. Хочу обратить
ваше
внимание,
как
мягко
и
ненавязчиво
учитель
учит
выбирать
командира,
высказываться по очереди, вместе обсуждать, договариваться.
3. Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что значит «всем
назвать по очереди свое имя»
— это значит, что кто-то начнет первым.
Нужно, не произнося ни одного слова, договориться, кто будет первым.
Учитель показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду
первым»),
затем
показывает
рукой
на
ребенка
(«Он
будет
следующим»).
Отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен
встать один ребенок — тот, кто будет представляться первым из детей.
4. Групповая работа без специальной организации взаимодействия. Первый
ребенок
называет
свое
имя,
а
вслед
за
ним
по
кругу
то
же делают
все
остальные. Потом группа хором повторяет шепотом все имена. На эту работу
отводится
3 мин. Когда
учитель
позвонит
в
колокольчик,
все
ученики
замолкают и замирают.
5.
Представление
групп.
Вся
группа
хором
или
какой-то
один
ученик
называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а
учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребенка. В этот момент
группа называет имя учащегося. Ответ группы встречается аплодисментами:
дети хорошо справились с первым школьным делом — познакомились друг с
другом. После ответа одной-двух групп дается дополнительное задание: в
новых
группах
найти
редкие
имена
— такие,
которых
в
классе
еще не
называли.
6. Имя каждого из вас мы узнали, а как обратиться к целой группе. Надо
придумать её название. Хорошо бы такое название придумать, которое можно
нарисовать. Как видите учитель в первый день, на первом уроке учит работать
в группе, используя системно-деятельностный подход, воспитывает ученика-
исследователя. А это процесс, который открывает широкие возможности для
развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный
поиск,
делать
собственные
открытия,
решать
возникающие
проблемы,
принимать решения и нести ответственность за них. Китайская мудрость
гласит: «Я слышу
– я забываю, я вижу
– я запоминаю, я делаю
– я
усваиваю».Мы должны научить ребёнка учиться, чтобы он сам сумел добыть
знания, запомнил и усвоил.