Автор: Мелинте Тамара Саварковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ШИСОО* с.Самбург Пуровский район
Населённый пункт: ЯНАО Пуровский район с. Самбург
Наименование материала: разработка урока
Тема: Творческая игра по русскому языку
Раздел: начальное образование
Творческая игра по русскому языку в 3 классе.
Учитель Мелинте Тамара Саварковна.
ЦЕЛИ: Расширить знания детей в области русского языка;
Повысить уровень языкового развития детей;
Приобщить детей к умению работать с большими толковыми словорями:,
Развивать творческую инициативу каждого участника игры;
Совершенствовать коллективный навык работ.
ОБОРУДОВАНИЕ: Таблички «жюри», «Лучики» и «Звездочки» на столах;
предметы/ или иллюстрации с их изображением/ означающие слова, взятые детьми для
объяснения из толковых словарей; несколько экземпляров толковых словарей; таблички со
словами для объяснения их значения детьми; две куклы / мальчик и девочка/.
Т.С.О. :магнитофон, аудиокассета с записью негромкой спокойной мелодии.
ПРИЗЫ: медали «Знайка», «Всезнайка», дипломы.
Оформление доски.
а – плакат со словами Н.С.Тихонова : «Русский язык – могучий мост, соединяющий все
языки и наречия нашей державы» ;
б – плакат со словами И.Тургенева: «
Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, это клад, это достояние, переданное нам, нашими предшественниками…
обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в
состоянии совершить чудеса!»
в – плакат с изображением попугая, держащего в клюве конверт, в который вложены
листочки с написанными на них поэтапными заданиями.
До начала игры каждый из участников получает задание: выбрать из толкового словаря
наиболее понравившиеся слово, раскрыть его содержание и объяснить в каком контексте
оно употребляется в речи, подтверждая это своими примерами.
Сценарий игры.
Ведущий. - У нас в школе проходит неделя русского языка. И мы проводим сегодня
творческую игру. Как одно из мероприятий этой недели.
Сегодня игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что
прячется за словом «русский язык».
Русский язык – это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.
У нас присутствуют гости, родители, члены жюри (ведущий представляет их).
Давайте узнаем, какими языками владеют присутствующие. Каждый из нас, дети,
должен приветствовать кого-либо из гостей. А гости отвечают на том языке, который им
ближе, роднее. Постарайтесь, ребята, использовать различные слова для приветствия.
(Дети подходят к гостям и приветствуют их).
Творческая игра по русскому языку.
А)
Б)
В)
Ведущий. – Спасибо. Мы убедились, что каждый из присутствующих знает не один
язык. И в то же время каждый владеет одним языком, который помогает нам всем
общаться, понимать друг друга. Какой же это язык?
Дети. – Русский язык.
Ведущий. А вот как образно сказал об этом советский поэт Н.С.Тихонов.
Прочитайте. «Русский язык – могучий мост, соединяющий все языки и наречия
нашей державы».
Ведущий. – Ребята. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не
боитесь трудностей на пути к знаниям. Я желаю вам успеха в игре. Сейчас вы разделитесь
на две команды при помощи считалок. (Разделившись на команды, дети усаживаются за
столы. На столах таблички с названиями команд: «Звездочки» и «Лучики»).
Ведущий. – Говорят, книга - источник знаний. Каждый из нас прикоснулся к этому
источнику, выполняя домашнее задание. Напоминаю его. Дома вы должны были выбрать
из толкового словаря понравившееся слово, раскрыть его содержание и объяснить, в каком
контексте оно употребляться в речи, подтверждая это своими примерами.(Заслушиваются
ответы детей. А жюри оценивают каждый правильный ответ одним баллом)
Ведущий. – Работать мы будем не только с заданиями, что принес нам в клюве
попугай, но и отвечать на «хитрые» вопросы от нашей давней знакомой Лисички
Хитроумовой. Эти «хитрые» вопросы будут веселыми паузами в нашем игре. В конце
игры жюри определит команду-победительницу и лучшего знатока русского языка.
Лучший знаток русского языка будет определен по наибольшему количеству жетонов,
заработанных за верные ответы на «хитрые» вопросы.
Ведущий. – Итак, первый этап (вытаскивает листок №1 из конверта в клюве попугая
и зачитывает задание). Слушаем задание.
Какая команда напишет больше имен существительных с двойной согласной. За
каждое слово – 1 очко. Время для выполнения задания – 5 минут. (Дети работают
коллективно за столами: один записывает фломастером на листе слова, называемые
товарищами по команде) Проверка выполнения задания первого этапа.
Ведущий. – Объявляется пауза. (Предлагаются две куклы, изображающие девочку и
мальчика. Под каждым из них указаны двойные согласные –нн, -мм).
- Посмотрите на этих милых детей и скажите, какие имена им можно дать, чтобы в
этих именах были предложенные вам согласные. (Тот, кто правильно ответит, получает
жетон).
Слово жюри.
Ведущий. – Настало время 2-го этапа. Он называется «Кто последний».
Задание: Кто больше составит слов из букв слова листопад? Пишите слова в
столбик. На задание дается 5 минут. Каждое верное слово -1 балл. (Команды отвечают
поочередно). – А кто составил самое длинное слово?
Ведущий. – Пауза. На доске записаны слова «дом», «топор».
- Кто может большой дом превратить в маленький? (домик)
- Как из топора сделать рукоятку? (топорище).
- Как записать сочетание «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
Ведущий. – 3-й этап. Называется «Чье дерево ветвистее?». От корня слова, так же,
как и от корня дерева идут ростки – однокоренные слова. Каждая ветвь это слово. Чье
дерево будет ветвистее? Слова пишите в столбик. На задание – 5 минут. (Каждой команде
предлагается корень – снег – (снеж). (на доске и на листке).
Пауза. «Крылатые выражения». Рассмотри рисунок. Вспомни, какое крылатое
выражение он тебе напоминает. Замени выражение одним словом. (на доске)
«Сидеть сложа руки» - бездельничать
«Бить баклуши» – бездельничать;
«В поте лица» или «до седьмого пота» - работать;
«Засучив рукава» - работать;
«Как белка в колесе» - вертеться, работать;
«Зарубить на носу» - запомнить
«Спустя рукава» - работать как попало
«Водить за нос» - обманывать
«Переливать из пустого в порожнее»- ничего не делать.
Слово жюри.
Ведущий. – 4-й этап «Мы пишем рассказ».
- А сейчас мы пишем рассказ, который будет называться «Зимний день». Хочу
предупредить, что этот рассказ не простой. В каждом предложении должно быть слово с
корнем – снег- (снеж). Избегайте повторов. На задание дается – 10 минут. Оценивается
оно в 10 баллов. Работаете коллективно. (По истечении времени работы сдаются жюри).
Ведущий. Наступило время паузы. Вам предлагается от Лисички Хитроумовой
«хитрый вопрос». (на доске)
- Как правильно сказать? У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубов.
(Правильный ответ: у рыб есть зубы.)
Слово жюри. (результаты четвертого этапа).
Ведущий. – 5-й этап. «Образуйте сложные слова» (на доске)
«ЛУЧИКИ» «ЗВЕЗДОЧКИ»
Паровой, ходить (пароход) сосать, пыль (пылесос)
Рубить, лес (лесоруб) падать, листья (листопад)
Пешком, ходить (пешеход) ловить, рыба (рыболов)
Звери, водить (зверовод) водить, олени (оленевод)
Кататься, снег (снегокат) колоть, лёд (ледокол)
Ведущий. – Пока жюри проверяет ваши работы, у нас с вами пауза «Пословицы
шутят». (на доске)
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто буква озорная
Вновь чьё то место заняла?...
Два сапога – тара. Первый клин – комом.
Трус кормит, а лень портит. Один в золе не воин
Жди у горя погоды. Ус хорошо, а два лучше.
Сашу маслом не испортишь. Мы сами с ушами.
Ведущий. – 6-й этап. Раскройте смысл крылатых выражений. (Выражении предлагаются
командам попеременно, засчитываются правильные ответы):
Рукой подать;
Морочить голову;
Через час по чайной ложке»
Во весь дух;
Прикусить язык;
Ни пуха, ни пера;
Сломя голову.
Пауза. «Хитрый» вопрос.
- Как называется человек, который написал письмо? (адресант)
- Как называется тот, кто получил это письмо? (адресат)
Ведущий. – 7-й этап. «Зашифрованное письмо». – Вам, ребята, предлагается прочитать
зашифрованное письмо, присланное из лесу от Лисички Хитроумовой.
Письма командам «Звездочки» и «Лучики» одинаковые. На выполнение задания отводится 3
минуты.
Змиа.
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу
рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо ктсуы. Зыле влкои бгтеаю по лсеу.
Пауза. Подберите синоним к слову базар. Что означает выражения «птичий базар», «птичий
рынок»?
Слово жюри.
Жюри объявляет итоги творческой игры. Называют победителей. Члены команды
победительницы получают самодельные медали «Всезнайка». Члены другой команды – медали
«Знайка». Дети принимавшие самое активное участие в паузах (определяются числом полученных
жетонов), получают дипломы за острый ум.
- Спасибо, дети, вам за живую игру. Желаю вам творческих успехов в изучении великого
русского языка.