Автор: Ерохина Ольга Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Афинская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Арефино, Ярославская область
Наименование материала: Программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Тема: Программа
Раздел: дополнительное образование
Служба сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц на базе ГОУ ЯО
«Арефинская школа-интернат»
Программа психолого-педагогического сопровождения
замещающих семей
Автор:
Педагог-психолог
службы сопровождения
опекунов (попечителей)
несовершеннолетних лиц
Ерохина О.Б.
Рыбинский муниципальный район
2016 г.
Пояснительная записка
В России тысячи детей проживают в государственных организациях, лишенные заботы родных и
близких. Подавляющее большинство из них – сироты при живых родителях. Дети, оставшиеся без
попечения родителей, находятся в состоянии повышенной тревожности и внутренней растерянности. Они
испытывают сложные, противоречивые чувства к родителям и к тому, что с ними произошло, и все это не
может не отражаться на их отношении к окружающим. Многие из таких детей впоследствии не могут
найти себя в жизни, создать семью, стать полноценными членами общества. Единственный шанс для
оставленного близкими ребенка не потеряться в сложном взрослом мире - найти семью. Воспитание в
детском учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Поэтому
государственная политика в социальной сфере ориентирована на семейные формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, которые можно назвать одним словом – замещающие семьи.
Только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой
его нормальной жизни в будущем. У детей-сирот, как правило, кроме отсутствия опыта жизни в семье
наблюдается высокая тревожность, вызванная несформированностью чувства базовой защищённости,
которое даёт забота близких людей.
Многие
дети
из
числа
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
имеют
ограниченные возможности здоровья. Как показывает практика, замещающие родители, принимающие
таких детей в семью, не всегда готовы к преодолению трудностей, связанных с особенностями развития
ребёнка. Это особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье и достижении подопечным
подросткового
возраста.
Без
поддержки
специалистов
и
профессионального
сопровождения
таким
родителям
очень
трудно
решать
возникающие
проблемы
и,
в
этом
случае
велик
риск
отказа
от
ребёнка.Успешность решения проблем в подобных семьях и является важнейшей задачей специалистов
службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц, работа которых направлена на
повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания несовершеннолетних.
Ц е л ь : осуществление
комплекса
мер,
направленных
на
оказание
социальной,
правовой,
психологической, педагогической помощи и поддержки опекунам (попечителям) детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также самим подопечным.
Задачи программы:
1.
Создание эффективной системы сопровождения приемной семьи, способствующей уменьшению
расторжения договора о приёмной семье.
2.
Подготовка
и
организация
мероприятий,
способствующих
повышению
педагогической
компетенции приемного родителя.
3.
Подготовка
и
организация
мероприятий
для
подопечных,
с
целью
оказания
им
помощи
в
профессиональном самоопределении.
4.
Взаимодействие
со
службой
постинтернатного
сопровождения,
обеспечивающее
помощь
в
социализации подопечных.
Сопровождение
–
это
психолого-педагогические
и
социально-педагогические
технологии,
предназначенные
для
решения
проблем
развития
приемного
ребенка,
которые
включают
анализ
ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых
методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.
Служба
сопровождения
опекунов
(попечителей)
несовершеннолетних
лиц
– структурное
подразделение, в состав которого входятспециалисты, осуществляющие сопровождение замещающей
семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Служба оказывает содействие по созданию оптимальных
условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в
замещающей семье.
Объект сопровождения – замещающая семья, как пространство совместной жизнедеятельности,
внутри которого удовлетворяются специфические потребности приемного ребенка.
Субъекты
сопровождения.
Субъектами
психолого-педагогического
сопровождения
являются
подопечный и замещающая семья.
Данная
программа
психолого-педагогического
сопровождения
замещающих
семей
позволит
обеспечить
условия
своевременной
и
эффективной
помощи
и
поддержки
замещающим
семьям
и
поможет
начинающим
специалистам
службы
сопровождения
в
организации
своей
деятельности.
Реализация данной программы позволит решать возникающие проблемы воспитания подопечных детей
и обеспечит попечителям и подопечным своевременную помощь и поддержку.
Показателем эффективности данной программы может служить тот факт, что работая в
соответствии с ней с 2011 года и по июнь 2016 года в Рыбинском муниципальном районе не было
ни одного отказа от ребёнка и расторжения договора о замещающей семье.
Нормативно-правовая база
Конвенция ООН о правах ребенка.
Семейный кодекс РФ.
Закон
Ярославской
области
от
9
ноября
2007
г.
№
70-з
«Об
организации
и
осуществлении
деятельности по опеке и попечительству» ( с изменениями от 7 октября, 19 декабря 2008 г.). Принят
Государственной Думой Ярославской области 30 октября 2007 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Закон Ярославской области от 7 октября 2008 г. № 49-з « О внесении изменений в законодательные
акты Ярославской области в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Закон Ярославской области от 29 сентября 2009 г. в соответствии с Федеральным законом «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Основные направления работы
1.Работа с кандидатами в приёмные родители.
2.Диагностическое,
включающее
в
себя
проведение
ежегодного
мониторинга
определения
психологического состояния подопечных в замещающей семье и образовательных учреждениях.
3. Консультационное
4. Коррекционное.
5.Информационно-просветительское.
6.Профориентационное.
7.Работа по восстановлению в родительских правах.
8.Оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
9.Методическая работа.
10.Повышение квалификации.
Специалисты службы
1.Педагог-психолог.
2.Социальный педагог.
Структура взаимодействия с замещающими семьями
Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно. Можно
выделить три основных этапа.
Этапы сопровождения
I. Предварительный.
Сопровождение начинается с предварительной работы. Предварительная работа включает в себя:
1. Знакомство с кандидатом в приёмные родители с целью получения информации о побуждениях,
преобладающих в мотивационной сфере кандидата, его личностных качествах.
2. Знакомство с личным делом воспитанника. Знакомство с личным делом позволяет изучить историю
жизни
ребенка,
дает
сведения
о
его
кровных
родителях,
об
условиях
проживания,
о
причинах,
в
результате которых ребенок оказался в государственном учреждении, кроме того, позволяет понять
некоторые причины определенного поведения ребенка (насилие, привязанности и т.д.).
3. Знакомство с личным делом семьи. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об
индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах,
установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах.
Этот вид деятельности
осуществляется после прохождения кандидатом обучение в школе приёмных родителей и получения
заключения о готовности кандидата к принятию в семью несовершеннолетнего.
II. Основной.
Планирование работы с семьей.
Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после
заключения приемными родителями договора о сопровождении при передаче ребенка (приложение №1).
После этого планируется первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика,составляется
социальный паспорт семьи (приложение № 2), на подопечного заводится папка, в которой хранится вся
информация о работе с замещающей семьёй в течение всего времени сопровождения.
Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка условий созданных
для проживания несовершеннолетнего, физического состояния ребенка и круга общения. Основные
методы: наблюдение, беседа. По результатам составляется отчёт.
Целью
психологической
диагностики
является
отслеживание
адаптированности
детей
в
замещающей
семье
и
образовательных
учреждениях.
Кроме
того
осуществляется
диагностика
психоэмоционального состояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи,
выявление области семейных дисфункций. Для этого педагогом-психологом используются методики,
которые подбираются с учётом возраста ребёнка (приложение №3).
По результатам первичного посещения семьи замещающим родителям даются рекомендации и
составляется план сопровождения семьи. На каждую семью составляется отдельный план сопровождения,
в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи.
Следующим видом деятельности на основном этапе является ежегодный мониторинг, позволяющий
определить степень психологического благополучия подопечного в замещающей семье и образовательном
учреждении, которое он посещает.
Посещения семьи, промежуточная психолого-педагогическая диагностика, мониторинг развития
ребенка после помещения в неё ребенка, проводится по следующему плану:
1. Посещение семьи для диагностики планируется не ранее чем через месяц после помещения
ребенка в семью, но возможны звонки, беседы с родителями, начиная с первой недели.
2.После пребывания ребёнка в замещающей семье в течение 6 месяцев проводится диагностическое
обследование, с целью определения его психологического состояния, характера коммуникаций в семье,
определение отношения родителей к ребёнку.
3.Работа с семьей по запросу осуществляется на всех этапах сопровождения.
Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить
эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту
семью.
После
каждой
диагностики,
мониторинга
или
консультации
родителям
даются
психолого-
педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение
проблем,
заявленных
замещающим
родителем,
или
выявленных
в
результате
работы
с
семьей
специалистами.
При
необходимости
планируются
коррекционно-развивающие
занятия
для
детей
и
занятия,
направленные
на
коррекцию
детско-родительских
отношений.
Ре зул ьт ат ы
каждогодиагностического
обследования,
конспекты
коррекционных
занятий,
а
также
заключения
и
рекомендации
вкладываются
в
папку
подопечного,
помогая,
таким
образом,
отследить
динамику
и
вносить корректировку в планы сопровождения.
Занятия, семинары и информационно-просветительские мероприятия для замещающих родителей
проводятся 1-2 раза в квартал, в соответствии с составленным планом.
Занятия для подопечных с целью оказания им помощи в профессиональном самоопределении
проводятся
для
выпускников
9
и
11
классов
в
конце
каждого
учебного
года.
Диагностическое
обследование
выпускников
позволяет
помочь
им
в
соотнесении
своих
интересов,
склонностей
и
возможностей, что обеспечивает правильный выбор в мире профессий.
III. Итоговый.
В
связи
с
прекращением
действия
договора
о
создании
приемной
семьи
по
достижении
воспитанником
восемнадцатилетнего
возраста
сопровождение
приемной
семьи
прекращается.
Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение у подопечных уровня
социализированности и сформированности социально-бытовой ориентировки. После чего сопровождение
ребенка, оставшегося без попечения родителей, передается в Службу постинтернатного сопровождения,
независимо от того, сохраняются ли отношения между ребенком и приемной семьей или нет.
Таким
образом, поэтапная деятельность «замещающая семья –
сопровождение семей – постинтернатное
сопровождение» выстраивается в систему работы специалистов службы сопровождения, направленную на
то, чтобы обеспечить ребёнку право на воспитание в семье и помочь ему в дальнейшей социализации.
Для
лиц
из
числа
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
создавших
семью,
проводится
цикл
занятий
«Психологическое
сопровождение
беременности».
Эти
занятия
позволяют
будущим родителям осознать собственные цели, ценностные установки, опасения, надежды и мечтания,
своё отношение к окружающему миру и людям.
Сохранение теплых отношений ребенка с приемной семьей, в том числе, заключение с приемными
родителями договора о постинтернатном сопровождении, уровень готовности к самостоятельной жизни
позволяет оценить эффективность функционирования замещающей семьи и работы специалистов службы
сопровождения.
Методы работы специалистов Службы сопровождения
1.Знакомство с кандидатами в приёмные родители, которое включает в себя первичное консультирование
и
диагностику
с
целью
определения
их
личностных
качеств
и
ресурсов
для
воспитания
несовершеннолетнего.
Позволяет
на
начальной
стадии
формировать
положительную
мотивацию
в
вопросах взаимодействия со специалистами службы сопровождения.
2.Составление плана текущего сопровождения замещающей семьи.
3.Разработка индивидуального плана сопровождения ребенка в семье в период адаптации.
4.Диагностические
обследования
(индивидуальные
и
групповые)
в
замещающих
семьях
позволяют
выявить проблемы с целью оказания своевременной помощи подопечным и попечителям.
5.Ежегодное проведение мониторинга, позволяющее определить психологическое состояние подопечных
в замещающих семьях.
6.
Психологическое
консультирование
попечителей
и
подопечных
помогает
в
решении
проблем
и
активизации личностных ресурсов.
7. Коррекция детско-родительских отношений помогает попечителям и подопечным в выстраивании
конструктивных межличностных отношений.
8. Коррекционно-развивающие занятия с детьми способствуют развитию у них психических процессов и
навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.
9.
Информационно-просветительские
мероприятия
для
попечителей
и
подопечных
способствуют
профилактике
правонарушений
среди
подростков
и
способствуют
повышению
педагогической
компетенции замещающих родителей.
10.
Профориентационная
работа,
включающие
в
себя
занятия,
диагностические
обследования
и
индивидуальные консультации помогают учащимся ориентироваться в мире профессий и осуществлять
выбор в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями.
11. Оказание помощи в восстановлении в родительских правах помогает в реализации права ребёнка жить
и
воспитываться
в
семье
(ст.
54
Семейного
Кодекса
РФ).
Включает
в
себя
консультирование,
диагностическое обследование, рекомендации.
12. Оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках межведомственного
взаимодействия с ТКДН способствует профилактике социального сиротства.
13.
Методическая
работа
включает
в
себя
планирование
занятий
с
попечителями
и
подопечными,
разработку
буклетов,
листовок,
содержащих
в
себе
рекомендации
для
замещающих
родителей,
оформление стендов с целью информирования по различным вопросам подопечных и попечителей
14. Повышение квалификации, путём регулярного посещения методических объединений, организуемых
Департаментом
образования
Ярославской
области,
курсов
повышения
квалификации
обеспечивает
саморазвитие специалистов и хороший результат их деятельности.
Виды сопровождения замещающих семей
Служба
сопровождения
подразумевает
три
вида
сопровождения:
мониторинговое,
активное,
кризисное.
Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям,
имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети
приняты в семью. Психологический климат благополучный.
Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных
проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное
сопровождение
отличается
от
мониторингового
большей
частотой
взаимодействия
семей
со
специалистами Службы сопровождения семей.
Данные виды сопровождения осуществляются по графику, построенному в соответствии с этапами
сопровождения, и по запросу со стороны замещающих семей.
Кризисное
сопровождение
осуществляется
в
семье
при
появлении
выраженных
проблем
различной
этиологии,
которые
впоследствии
могут
привести
к
распаду
замещающей
семьи.
Стаж
совместного
проживания
значения
не
имеет.
Частота
взаимодействия
с
семьей
обусловлена
необходимостью (Критерии кризисного сопровождения: Приложение №4).
Критерии эффективности программы
1. Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического,
эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).
2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.
3.
Уменьшение возвратов детей из приемных семей.
4.Снижение количества подопечных состоящих на различных видах учёта.
5.Увеличение количества восстановившихся в родительских правах.
6.Стабилизация
детско-родительских
отношений
в
семьях,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
Способы отслеживания эффективности
Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка
и приемных родителей.
Диагностика готовности к самостоятельной жизни.
Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье.
Беседы, анкетирование, наблюдение.
Показатели школьной успеваемости.
Список использованных источников
1.Захарова
Ж.
А.
Социально-педагогическое
сопровождение
воспитания
приемного
ребенка
в
замещающей семье. – Кострома: Авантитул. 2009.
2.Мартынова В.В., Поспелова Н.С. и др. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. –
Минск: Топник, 2004.
3.Немов
Р.С.
Психология:
Учебник
для
студентов
высш.
пед.
учебн.
заведений:
В
3
кн.
–
Кн.
3:
Психодиагностика – 3-е изд. – М: Владос, 1998.
4.Организация
работы
Регионального
центра
развития
семейных
форм
устройства
детей-сирот
и
профилактики социального сиротства: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект»,
2010. – 264 с. – (Семья для ребенка).
5.Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
6.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии,
2003. – 319 с.
7.Посысоев
О.Н.,
Жедунова
Л.Г.
Психолого-педагогическое
сопровождение
адаптации
ребенка
в
приемной семье.– Ярославль, Центр «Ресурс», 2007.
8.Рожков
О.П.
Методические
рекомендации
при
устройстве
ребенка
в
семью:
учебное
пособие/
О.П.Рожков. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. – 384 с.
9.Система
сопровождения
приемных
семей(Из
опыта
работы
СОГОУ
«Центр
психолого-медико-
социального сопровождения»). Методический сборник: Смоленск, 2008.
10.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.
Учебн. пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
Приложение 1
ДОГОВОР
О КОМПЛЕКСНОМ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Рыбинский муниципальный район «___»_________20__ год
Служба сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц
в лице Ерохиной Ольги Борисовны, педагога-психолога, и Влаевой Светланы Борисовны, социального
педагога, действующих
на основании Положения о службе сопровождения опекунов (попечителей)
не совершеннолетних
лиц,
именуемы е
в
да ль нейшем
«И сполнитель »,
и
о п е к у н
(попечитель)____________________________________________________________
(ФИО замещающего родителя)
далее именуемый «Получатель (получатели) услуг», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1.В соответствии с настоящим договором Исполнитель обязуется осуществлять комплексное психолого-
педагогическое
сопровождение
замещающей
семьи,
обеспечивая
конфиденциальность
и
индивидуальный
подход.
Получатель
услуг
обязуется придерживаться
психолого-педагогических
рекомендаций Исполнителя по вопросам обучения, воспитания и развития детей , разрешения психолого-
педагогических проблем, конфликтных ситуаций, преодоления кризисов взамещающей семье и т.д.
2. Права и обязанности Исполнителя
2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1.Осуществлять психолого-педагогическое
и социально-педагогическое
сопровождение
на
основе конфиденциальности и индивидуального подхода.
2.1.2.Обеспечить соблюдение
профессиональной
этики
при
взаимодействии
с
замещающей семьей.
2.1.3. Организовывать
и
проводить
занятия,
тренинги,
семинары,
информационно-просветительские
м е р о п р и я т и я ,
к о н с у л ь т а ц и и ,
б е с е д ы
( в
т о м
ч и с л е
в ы е з д н ы е )
д л я
замещающих родителей с целью повышения их педагогической компетенции.
2.1.4. В случае возникновения кризисной ситуации в замещающей семье оказать своевременную помощь
и поддержку опекуну (попечителю) и подопечному.
2.1.5.
Оказывать
помощь
опекунам
(попечителям)
в
решении
социальных,
медицинских,
правовых
проблем,
путём
взаимодействия
с
организациями,
занимающимися
данными
вопросами
(выход
в
учреждения, подготовка запросов, ходатайств, запись на консультации к специалистам и т.д.)
2.2. Исполнитель имеет право:
2.2.1.
Самостоятельно определять формы и методы взаимодействия с замещающей семьей.
2.2.2.
Проводить диагностическое обследование членов замещающей семьи.
2.2.3.
Проводить беседы, консультации, диагностические обследования ребенка (детей) без присутствия
опекуна (попечителя).
2.2.4.
Взаимодействовать с образовательными учреждениями по вопросам обучения и воспитания подопечных, с
целью контроля благополучия несовершеннолетних и оказания своевременной помощи в случае возникновения
проблем
(выезды
в
образовательные
учреждения,
проведение
мониторинга,
беседа
с
педагогами
и
администрацией образовательных учреждений).
2.2.5.
Организовывать и привлекать к участию в конкурсах, мероприятиях различного уровня опекунов
(попечителей) и подопечных.
2.2.6. Использовать персональные данные замещающих родителей и подопечных в целях осуществления
комплексного
психолого-педагогического
сопровождения,
с
учётом
соблюдения
конфиденциальности.
3.Права и обязанности Получателя услуг
3.1.
Получатель (получатели) услуг обязан (обязаны):
3.1.1. В полном объёме выполнять условия настоящего договора.
3.1.2.Обеспечить возможность обследования жилищно-бытовых условий и предоставление Исполнителем
услуг по месту проживания подопечных.
3.1.3.
Повышать
свою
педагогическую
компетентность
путём
участия
в
мероприятиях,
семинарах,
тренингах, проводимых Исполнителем.
3.1.4. Добросовестно сотрудничать с Исполнителем и выполнять данные им рекомендации по вопросам
воспитания
и
адаптации
ребенка
(детей), преодоления
периодов
кризиса
в
семье,
разрешения
конфликтных ситуаций и т.д.
3.2.Получатель (получатели) услуг имеет (ют) право:
3.2.1. В случае возникновения в замещающей семье конфликтной ситуации, выявления психологических
проблем и т.п. обратиться за помощью к Исполнителю.
3 . 2 . 2 . П о л у ч и т ь
б е с п л а т н у ю
к в а л и ф и ц и р о в а н н у ю
п о м о щ ь
п е д а г о г а - п с и х о л о г а ,
социального
педагога
и
иных
специалистов,
привлекаемых
Исполнителем
для
оказания
помощи
замещающей семье.
3.2.3.Информировать
Исполнителя
о
своих
претензиях
относительно
объема
и
качества
оказываемых услуг.
4. Ответственность сторон
4.1.Стороны
несут
ответственность
по
настоящему
договору
в
соответствии
с
действующим законодательством.
4.2.Исполнитель
несет
ответственность
в
установленном
законом
порядке
за
соблюдение конфиденциальности информации, полученной в результате своей деятельности.
5. Срок договора, основания и последствия прекращения договора
5.1.Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания, указанного выше, и действует до «
»
20 г.
В случае, если за 30 дней до истечения этого срока ни одна из Сторон не заявит о расторжении,
договор считается пролонгированным на неопределенный срок.
5.2.Настоящий
договор
может
быть
расторгнут
до срочно
по
взаимному
с о гл а с и ю
сторон.
6.Заключительные положения
6.1.
Любые
изменения
и
дополнения
к
настоящему
Договору
имеют
силу,
если
они
оформлены в письменном виде, подписаны обеими сторонами и не противоречат Семейному кодексу
РФ,
другим
законодательным
актами
РФ
и
Ярославской
области,
решениям
органов местного
самоуправления.
6.2.Договор
составлен
в
двух
экземплярах,
каждый
из
которых
имеет
одинаковую
юридическую силу.
7. Реквизиты и подписи сторон
Получатель (получатели) услуг Исполнитель услуг
Ф.И.О.___________________________ Подписи исполнителей услуг
_________________________________ Педагог-психолог _______/_________________
Подпись получателей услуг_________ Социальный педагог__________/____________
Приложение 2
Социальный паспорт
замещающей семьи Ярославской области
____________________________
(Ф.И.О. замещающего родителя)
1.
Сведения о приёмном родителе:
Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________
Образование________________________________________________________________
Место работы и должность____________________________________________________
Семейное положение_________________________________________________________
Состав семьи:
Кровные дети:______________________________________________________________
Другие члены семьи_________________________________________________________
Адрес фактического проживания семьи:________________________________________
Телефон: ___________________________________________________________________
2.
Ф.И.О. приёмного ребёнка Ф.И.О. опекаемых детей (внуков)______________
Дата приёма в семью_________________________________________________________
Образовательный статус:_____________________________________________________
Состояние здоровья (заболевание)_____________________________________________
Ф.И.О. кровных родителей ребёнка_____________________________________________
Адрес регистрации___________________________________________________________
Адрес фактического проживания_______________________________________________
Приложение 3
Методика «Семейная социограмма».
Цель: положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
ФИО________________________________________________Возраст__________________
Дата обследования_____________________
Шкала привязанностей ребенка к членам своей семьи
ФИО______________________________________________лет____________
С кем проживает ребенок в одной квартире_____________________________________________
___________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Если бы я был (а) волшебником, то…
1. Я бы никогда не расставался (лась) с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими
родственниками).
2. Я бы ходил (а) по пятам невидимкой за (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со своими
родственниками).
3. Я бы придумывал (а) сны, где всегда был (а) бы (мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, мои
родственники).
4. Я бы поделился (лась) своим волшебством с (мамой, папой, братом, сестрой, дедушкой, бабушкой, со
своими родственниками).
5. Я бы подарил (а) необычный подарок (маме, папе, брату, сестре, дедушке, бабушке, своими
родственникам).
6. Я бы создал (а) сказочную машину для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих
родственников).
7. Я бы построил (а) самый красивый дворец для(мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих
родственников).
8. Я бы взял (а) с собой на сказочный необитаемый остров (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку,
своих родственников).
9. Я бы испек (ла) самый вкусный пирог для (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки, своих
родственников).
10. Я бы одел (а) в самый лучший наряд (маму, папу, брата, сестру, дедушку, бабушку, своих
родственников).
Дата___________________________
Определение привязанности у ребенка
Ф.И.О. родителя __________________________________________ Дата заполнения __________
Ф.И. приемного ребенка ____________________________________
Возраст ребенка _______ Сколько находится в семье _____________
Инструкция: Перед Вами список особенностей, характеризующих те или иные проявления ребенка.
Отметьте, пожалуйста, те черты, которые Вы замечали у приемного ребенка в первые месяцы жизни в
Вашей семье, а также те из них, которые наблюдаются и в настоящее время.
Особенности приемного ребенка
В
п е р в ы е
месяцы
В
н а с т о я щ е е
время
Поверхностно заинтересованный, но обаятельный
ребенок
Неразборчиво проявляет нежность к чужим людям
Причиняет вред себе, другим, предметам
Отстает в развитии
Избегает смотреть в глаза (со слов родителей)
Не обнимается с родителями
Жестоко обращается с животными,
братьями/ сестрами
С трудом понимает причины и последствия
(поведения, событий)
Мало взаимодействует со сверстниками
Слишком требовательный и прилипчивый
Ворует или врет
Недостаточно совестлив
Упорно задает бессмысленные вопросы
или непрерывно болтает
Плохо контролирует свои порывы,
побуждения
Неправильно строит свою речь
Борется за возможность все контролировать
Запасает пищу или объедается ею
Поглощен огнем, видом крови(свежей или
запекшейся)
Педагог-психолог
Анкета О.М. Щедринской «Ребенок глазами родителей» (РГР)
Дата исследования_____________________
Ф.И.О. ребенка____________________________________________________________________
Возраст ребенка
Ф.И.О. родителя заполняющего анкету______________________________________________
Статус относительно ребенка_______________________________________________________
Состав семьи _____________________________________________________________________
Инструкция. Эта анкета посвящена оценке различных качеств и характеристик Вашего ребенка. Под
каждым вопросом есть шкала с цифрами от 1 до 10. Постарайтесь на первой шкале отметить уровень
развития этого качества (свойства) на настоящий момент. 1 – полное отсутствие данного качества (или
нет), 10 – максимально выражено (или полное согласие с утверждением).
1.
Как Вам кажется, в какой степени
соответствует ваш ребенок так
называемым «возрастным нормам».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.
Оцените уровень психического развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3.
Оцените уровень физического развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4.
Оцените общий уровень
интеллектуального развития.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5.
Оцените уровень самоанализа и
рефлексии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6.
Оцените уровень развития логического
мышления.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7.
Оцените уровень развития воображения
творческих способностей и креативности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8.
Оцените развитие памяти у вашего
ребенка.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9.
Оцените общий уровень внимания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Оцените уровень развития речи и качество
словарного запаса.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Быстро ли он(а) умеет переключиться с
одного вида деятельности на другой?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Оцените умение следовать социальным
нормам (правилам) поведения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Оцените наличие такого качества, как
импульсивность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Оцените наличие такого качества, как
агрессивность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Оцените наличие такого качества, как
тревожность.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16. Оцените уровень развития навыков
коммуникации (в целом).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Оцените качество взаимодействия со
сверстниками.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Оцените качество взаимодействия с
членами семьи.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19. Оцените качество взаимодействия с
учителями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Оцените умение ребенка доносить до
окружающих свои мысли.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
21. Оцените такой навык, как умение слушать
других людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
22. Оцените умение «считывать» состояние
окружающих людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
23. Оцените уровень осознавания
собственных границ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
24. Оцените уровень осознавания границ
других людей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
25. Оцените уровень развития такого качества
как самоконтроль поведения в целом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
26. Оцените умение контролировать свои
эмоции.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
27. Оцените степень эмоциональности вашего
ребенка (10 – крайне эмоционален, 1 – не
проявляет своих эмоций).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
28. Оцените уровень развития мелкой
моторики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
29. Оцените уровень развития моторики в
целом (ловкий ли ребенок?Хорошо ли
скоординированы его движения?).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30. Оцените уровень самостоятельности и
навыков самообслуживания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
31. Оцените уровень развития навыков
совместной деятельности, сотрудничества
с кем-либо.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
32. Оцените степень спокойствия,
эмоциональной устойчивости.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33. Оцените степень уверенности в себе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
34. А какой бал, как Вам кажется, поставил
бы себе ребенок, оценивая степень
собственной уверенности?.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
35. Оцените стремление ребенка к
самоутверждению, признанию,
положительной оценке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
36. Оцените умение ребенка договариваться с
другими, уступать или защищать свою
точку зрения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Методика «День рождения» (М. Панфилова)
Инструкция(вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)
– Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит
праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола
расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь.
Давай, твой стул отметим звездочкой или снежинкой.
Выбор
ребенка
позволяет
оценить
сформированность
половой
идентификации:
мальчики
чаще
выбирают звездочку, девочки – снежинку.
– Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?
Имена людей, названия игрушек, животных записывают около кружка, а номер выбора – внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:
– Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?
Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.
Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?
– Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими
второй ряд.
Результаты:
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________
Анализ результатов
1. 1. Потребность в общении:
А) используются все «стульчики» или добавляются новые – желает общаться в широком кругу;
Б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) – желает общаться, но только с близкими людьми, в
ограниченном кругу;
В) выбираются игрушки, предметы, животные – несформированная потребность в общении.
2 . Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком – близкие,
доверительные, приятные отношения.
3. Значимость социального окружения:
А) количественное преобладание взрослых или детей, или предметов – наличие опыта общения с
ними;
Б) половое преобладание в общении – наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;
В)
преобладание
какой-то
группы
(семья,
детский
сад,
школа,
двор,
дача)
–
значимость
соответствующей среды в общении.
Методика «Дерево» (Л.П. Пономаренко)
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним
множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.
Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас,
ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите
внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите
зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы
находиться ».
Результаты:___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тест школьной тревожности Филлипса
Инструкция: «Сейчас Вам будет предложен ряд вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе.
Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов.
Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху напишите свое имя, фамилию, класс и возраст. Отвечая на вопрос,
ставьте крестик в колонке «Да», если Вы согласны с ним, или в колонке «Нет», если не согласны».
1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3.Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4.Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5.Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6.Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не
поймешь, что он говорит?
7.Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8.Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую
ошибку?
9.Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что
хочешь ты?
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20.Похож ли ты на своих одноклассников?
21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты такой работы будут сравниваться в классе
с результатами твоих одноклассников?
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27.Боишься ли ты временами вступать в спор?
28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается
проверить твою готовность к уроку?
29.Когда
ты
получаешь
хорошие
отметки,
думает
ли
кто-нибудь
из
твоих
друзей,
что
ты
хочешь
выслужиться?
30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым
вниманием?
31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41.Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет
завтра в школе?
49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо
знал раньше?
50.Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51.Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу
задание?
52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься
с ним?
54.Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем
ты?
57.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
58.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
59.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Ключ к опроснику
«+» – Да
«–» – Нет
1. –
16. –
31. –
46. –
2. –
17. –
32. –
47. –
3. –
18. –
33. –
48. –
4. –
19. –
34. –
49. –
5. –
20. +
35. +
50. –
6. –
21. –
36. +
51. –
7. –
22. +
37. –
52. –
8. –
23. –
38. +
53. –
9. –
24. +
39. +
54. –
10. –
25. +
40. –
55. –
11. +
26. –
41. +
56. –
12. –
27. –
42. –
57. –
13. –
28. –
43. +
58. –
14. –
29. –
44. +
15. –
30. +
45. –
Распределение вопросов по шкалам
Шкала
Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58
Σ = 22
2. Переживание социального стресса
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44
Σ = 11
3. Фрустрация потребности в достижении
успеха
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
Σ = 13
4. Страх самовыражения
27, 31, 34, 37, 40, 45
Σ = 6
5. Страх ситуации проверки знаний
2, 7, 12, 16, 21, 26
Σ = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих
3, 8, 13, 17, 22
Σ = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28
Σ = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
Σ = 8
Бланк для тестирования подопечного
Ф.И._______________________________Возраст_________________________
Семья_______________________Класс______ Дата «____»___________20__г.
Опрос детей и родителей в приёмных (опекунских) семьях
( по С.А. Гильманову)
Цель: оценка психологического состояния детей
Инструкция: ответьте на вопросы «Да», «Нет», «Не знаю»
№
Содержание
Да
Нет
Не
знаю
1
Мне нравится там, где я живу
2
Это настоящий дом
3
У меня есть своё место в доме
4
Я могу говорить то, что думаю
5
У меня есть друзья
6
Взрослые обращаются со мной прекрасно
7
Взрослые прислушиваются к тому, что я говорю
8
Обо мне хорошо заботятся
9
Я часто чувствую себя несчастным
10
Я часто предаюсь грустным размышлениям
11
Я не люблю большого скопления людей
12
Н е с п р а в е д л и в о с т и
в
м и р е
б о л ь ш е ,
ч е м
справедливости
13
Я часто злюсь
14
Я думаю, что живу неправильно
15
Плохих людей на свете больше, чем хороших
16
Мне нравится помогать другим
17
Мои успехи или неуспехи, от меня не зависят
18
Я могу многого добиться в жизни
19
У меня бывают такие моменты, что не хочется жить
20
Обычно
мне
бывает
трудно
уснуть
из-за
разных
мыслей
21
У меня есть человек, которого я люблю и которому
полностью доверяю
Результат:_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
«Анализ семейной тревоги» (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис)
Методика предназначена для изучения общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в
семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.
Инструкция к тесту
Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Читайте по
очереди утверждения опросника и выберите ответ, соответствующий вашему отношению к данному
утверждению.Старайтесь, чтобы ответов «Трудно сказать» было не больше трех. Помните, Вы
характеризуете свое самочувствие в семье.В опроснике нет "правильных" и "неправильных"
утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.
Варианты ответов:
Да, это так.
Нет, это не так.
Трудно сказать.
1.Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.
2.Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3.Я многого не успеваю сделать.
4.Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье.
5.Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6.Дома мне часто приходится нервничать.
7.Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8.Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9.Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10.Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11.Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
12.Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.
13.Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.
14.Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15.Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16.Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.
17.Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
18.Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.
19.Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20.Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.
21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.
Ключ к тесту
1.
Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи)
o
Ответы «Да»: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (от 0 до 7 баллов)
2.
Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи)
o
Ответы «Да»: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (от 0 до 7 баллов)
3.
Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность)
o
Ответы «Да»: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (от 0 до 7 баллов)
4.
Общий уровень семейной тревожности:
o
Сумма значений субшкал вины, тревожности и напряжённости (от 0 до 21 балла)
Если ответ «Не знаю» получен на три и более утверждения, опросник не подлежит интерпретации.
За каждое совпадение ответов с ключом начисляется один балл.
Наличие у респондента каждого параметра констатируется при результатах по данной шкале: 5 и более
баллов. Проблема в той или иной семейной области считается диагностированной, если по
соответствующей шкале набрано 5 и более баллов (от 5 до 7 положительных ответов).
Так же, методика позволяет определить
Уровень общей семейной тревожности = вина + тревожность + напряженность.
Интерпретация результатов теста
Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи) – неадекватное ощущение индивидом ответственности
за все отрицательное, что происходит в семье.
Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи) – ощущение, что ситуация в семье не
зависит от собственных усилий обследуемого.
Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность) – ощущение,
что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида.
Методика для изучения социализированности личности учащегося
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель:
выявить
уровень
социальной
адаптированности,
активности,
автономности
и
нравственной
воспитанности воспитанников.
Ход проведения. Воспитанникам предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень
своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и воспитателей.
2.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3.
За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4.
Я умею прощать людей.
5.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои друзья.
6.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8.
Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого
учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся
получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности
высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с
третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности
(нравственности) – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень
социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней
степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно
предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной
адаптированности.
Бланк для заполнения воспитанниками
ФИО ________________________________________________ дата _______
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Заключение:
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
_______________________________________________
специалист (ФИО, подпись )_______________________________________
Опросник
Уровень сформированности социально-бытовой ориентировки
Ф.И.О. _____________________________________________________________
Возраст____________ Дата заполнения __________
1.Как Вы считаете, что можно считать продуктами первой необходимости:
а) шоколад,
б) молоко,
в) лимонад,
г) хлеб.
2. Как часто, по вашему мнению, должна происходить смена постельного белья:
а) 1 раз в месяц,
б) 1 раз в неделю,
в) ежедневно,
г) по мере загрязнения.
3. По вашему мнению, утюжить белье необходимо всегда:
А) да,
б) нет,
в) не знаю,
г) не все вещи можно утюжить.
4. Какие предметы необходимы для поведения уборки в помещении
а) щетка,
б) совок,
в) нож,
г) веник,
д) зубная паста.
5. Какой стиральный порошок необходим для стирки белья в машине-автомат:
а) обычный (для ручной стирки),
б) специальный порошок для машин-автоматов,
в) любой.
6. По вашему мнению, оплата коммунальных услуг производится:
а) один раз в год,
б) один раз в 6 месяцев,
в) один раз в месяц,
г) еженедельно.
7. Место оплаты коммунальных услуг
а) ЖЭУ,
б) отделение банка,
в) терминалы,
г) интернет,
д) другое ____________________
8. Для посещения поликлиники (обращения к врачу) какие документы вам необходимо
иметь при себе:
а) водительское удостоверение,
б) паспорт,
в) СНИЛС,
г) страховой медицинский полис,
д) другое ___________________
9. По вашему мнению, куда необходимо обратится для получения пособий:
а) отдел опеки и попечительства,
б) пенсионный фонд,
в) нотариус,
г) отдел пособий и социальных выплат,
д) другое _______________________
10. Предметы личной гигиены это:
а
) расческа,
б) зубная паста,
в) мыло,
г) фен,
д) духи,
е) полотенце,
ж) тени,
з) помада,
и)другое _________________________
11. При протечке труб отопления или водоснабжения необходимо обратится:
а) в поликлинику,
б) в ЖЭУ,
в) в Горводоканал,
г) в паспортный стол,
д) в аварийную службу.
12. Куда нужно обратиться при утере паспорта:
а) отдел опеки и попечительства,
б) полиция,
в) детский дом,
г) ЖЭУ,
д) другое __________________________
13. Что должно находиться в аптечке первой медицинской помощи:
а) пинцет,
б) бинт,
в) антисептик,
г) лейкопластырь,
д) антибиотики.
14. Составьте приблизительное меню на день:
а) завтрак: __________________________________________________________
б) обед: _____________________________________________________________
в) ужин:_____________________________________________________________
15. Какие продукты необходимы для приготовления борща:
а) рис,
б) мясо,
в) капуста,
г) картофель,
д) огурцы,
е) морковь,
ж) свекла,
з) томатная паста,
и) лук,
к) соль.
16. Перед использованием электроприборов необходимо:
а) помыть прибор,
б) прочитать инструкцию,
в) спросить у друга, как пользоваться прибором,
г) ничего не надо делать, просто начать использовать.
17. Какую посуду можно использовать в микроволновой печи:
а) стеклянную
б) металлическую
в) пластиковую
г) глазурованную
д) другое _____________________
Ключ
Расчет общего количество баллов:
за правильный ответ – 1 балл,
за неправильный ответ- 0 баллов.
В соответствии с таблицей определяется уровень социально-бытовой осведомленности.
Количество баллов
Уровень социально-бытовой
осведомленности
Примечание
0-13
Низкий уровень
14-31
Средний уровень
32-40
Высокий уровень
Опросник Спилбергера (выявление тревожности)
Фамилия, имя ____________________________ Возраст_________
Группа _______________________________ Дата_______________
№
п/п
Суждение
Ответы
нет, это не так
пожалуй, так
верно
совершенно
верно
1
Я спокоен
2
Мне ничто не угрожает
3
Я нахожусь в напряжении
4
Я внутренне скован
5
Я чувствую себя свободно
6
Я расстроен
7
Меня волнуют возможные неудачи
8
Я ощущаю душевный покой
9
Я встревожен
10
Я испытываю чувство внутреннего
удовлетворения
11
Я уверен в себе
12
Я нервничаю
13
Я не нахожу себе места
14
Я взвинчен
15
Я не чувствую скованности,
напряженности
16
Я доволен
17
Я озабочен
18
Я слишком возбужден, и мне не по себе
19
Мне радостно
20
Мне приятно
21
У меня бывает приподнятое настроение
22
Я бываю раздражительным
23
Я легко могу расстроиться
24
Я хотел бы быть таким же удачливым, как
и другие
25
Я сильно переживаю неприятности и долго
не могу о них забыть
26
Я чувствую прилив сил, желание работать
27
Я спокоен, хладнокровен и собран
№
п/п
Суждение
Ответы
нет, это не
так
пожалуй,
так
верно
совершенно
верно
28
Меня тревожат возможные трудности
29
Я слишком переживаю из-за пустяков
30
Я бываю вполне счастлив
31
Я все принимаю близко к сердцу
32
Мне не хватает уверенности в себе
33
Я чувствую себя беззащитным
34
Я стараюсь избегать критических ситуаций
и трудностей
35
У меня бывает хандра
36
Я бываю доволен
37
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38
Бывает, что я чувствую себя неудачником
39
Я уравновешенный человек
40
Меня охватывает беспокойство, когда я
думаю о своих делах и заботах
Приложение 4
Критерии кризисного сопровождения.
1.
Конфликт в детско-родительских и супружеских взаимоотношениях.
2.
Аддиктивное поведение ребенка.
3.
Ситуации, формирующие эмоциональное неблагополучие ребенка.
4.
Эмоциональное выгорание родителей.
5.
Возрастные и/или семейные кризисы в острой форме.
6.
Семья в социально опасном положении.