Напоминание

В.Маяковский "История Власа-лентяя и лоботряса"


Автор: Степанова Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20"
Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: В.Маяковский "История Власа-лентяя и лоботряса"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: В.Маяковский «История Власа- лентяя и

и лоботряса».

Цели:
1) познакомить с произведениями В.В.Маяковского, показать, ка-кие яркие образы создал поэт, учить понимать и оценивать эти образы, расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных средствах в поэзии; 2) создать условия для воспринятия нравственных норм и жизнен- ных ценностей; организовать групповую работу учащихся при анализе литературного образа; развивать умение передавать характер произведения через выразительное чтение, 3)воспитывать интерес к литературе, стремление работать активно, творчески, высказывать собственные суждения и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
1)презентация «Поэзия В.В.Маяковского», 2) индивидуальные карточки для чтения и таблица для работы в группах (составление характеристики главного героя); 3) выставка книг В. Маяковского, 4) неоконченные предложения для составления лозунгов.
Мобилизационный этап. Вводно – мотивационный

этап.

1.Вступительное слово учителя

Слайд 2
Учитель: Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, Страна Литературия!
2.Чтение текстов по индивидуальным карточкам
У: Наше литературное путешествие начнем с чтения текстов на индивидуальных карточках. Работать вы будете в
паре по плану.
( каждый учащийся заранее получает карточку, на которой напечатано стихотворение о детях )
3.Парная работа по плану

Слайд 3
Прочти текст 1
Потренируйся читать выразительно Определи жанр произведения Поделись с товарищем по парте своими впечатлениями о прочитанном.
4.Определение жанра прочитанных произведений:
У: Определите жанр произведений. Д.: Это - стихотворения. У: О ком стихи? Д: О детях, о друзьях, о школьной жизни ребят, об их увлечениях.
5.Определение темы урока
(1 часть) У: С каким литературным жанром мы будем знакомиться? О чем мы будем говорить? Назовите тему урока, первую часть. Д: Поэзия У: Знакомство с новым стихотворением.
7.Игра «Опорные слова»

Слайды 5,6,7
У:
Литературная игра
поможет нам определить вторую часть темы уро- ка. По трём словам-помощникам из текста попробуйте вспомнить и на- звать автора и стихотворение. Кот сметана мышь
«Кот-сметанный рот» А.Н. Толстой
Профессия научат лётчик
В.Маяковский «Кем быть?»
Бразилия гавань Амазонка
С. Маршак « На далёкой Амазонке» ( перевод с Р. Киплинга)

8.Слово учителя
Перед вами фамилии 3-х известных детских поэтов и писателей. Сегодня мы познакомимся с произведением одного из них. Назовите его фами- лию.
Поэт революции. Для него характерно деление на хорошее и плохое.

Писал для детей и для взрослых. В своих стихах автор определяет

нравственные позиции подрастающего поколения. Поэт использует

непривычные рифмы, новые слова, которые помогают представить

сцену точнее, красочнее.

Он - один из крупнейших поэтов первой половины 20 века.
2

9. Определение темы урока
(2 часть) Поэзия В. Маяковского
Познавательный этап

1.Знакомство с фотопортретом В.Маяковского

Слайд 8

2.Чтение сведений о жизни и творчестве

поэта

Слайды 9 – 10 – 11 – 12 - 13
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Владимир Маяковский - талантливый русский поэт. Учился в училище живописи, где увлёкся сочинением стихов. Поэт часто выступал перед большой аудиторией и приковывал к себе взгляды, восторженные и враждебные, но никогда не равнодушные. Маяковский - автор стихов, поэм, пьес, как для взрослых, так и для де- тей. Он был хорошим художником, и его рисунки дополняли его стихи.
3.Беседа с учащимися о прочитанном.
У:
Что нового узнали о В.Маяковском?

У: Чем интересен и необычен этот человек?
Д: Он учился в художественном училище. Писал не только стихи, но и поэмы, и пьесы. Маяковский был автором, как для детей, так и для взрослых. Д: Поэт часто выступал перед большим количеством зрителей. К нему относились не равнодушно, его любили и завидовали ему.
4. Первичное восприятие произедения.



У: Мы отправляемся в далёкий 1928год.
Открыть слайд :
В.В.Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса»
Первую половину произведения вы посмотрите в кинозале, а вторую прочтут подготовленные наши чтецы.  ( ПОКАЗ мультфильма)  Чтение чтецами ( вторая половина мультфильма)
5. Беседа по первичному восприятию
У: Понравилось ли вам стихотворение? Ваши первые впечатления об услышанном и увиденном? Д: Стихотворение понравилось, оно интересное, необычное, написано в игровой форме, воспринимается на одном дыхании 3
У
:
Кто является главным героем ?
У:
Какой образ главного героя создал Маяковский : положитель- ный или отрицательный? У: Как автор сам относится к Власу? Почему вы так думаете? Прочитаем стихотворение ещё раз, а потом побеседуем подробнее.


6.Повторное чтение стихотворения учащимися. Словарная

работа.

1
) Чтение по цепочке ( по строфам)- с первого ряда. По ходу чтения – разбор выражений: ( показ на карточках) Еле волочась Куафёр Встал разиней боров 2) Чтение второй половины по минутам в паре.
7.Поэтический анализ стихотворения «История Власа»


У: Как называет Власа автор ? Что значит лентяй? ЛОБОТРЯС? Можно назвать эти слова синонимами? В словаре Ожегова - ЛОБОТРЯС - это бездельник, лентяй ( трактовка по толковому словарю) У: Почему Влас назван лоботрясом? Вы согласны с мнением автора? Выскажите свой мнение о Власе? У: Как вы думаете - слово ЛОБОТРЯС не устарело в нашем 21 веке
?
Значит, оно ещё используется? Почему? У: По вашему мнению , всё ли воВласе было отрицательным? ( милый, читал журнальчик
) Был ли от этого толк? ( выслушать все мнения!)
Выполним групповое задание.
Разбейтесь на группы.
На парте у вас лежит таблица для работы
( раздать) Заполнить письменно.

Распределитесь, кто будет записывать.
У: Какая группа начнёт отвечать на первый вопрос? На второй? У: В каких строчках заключена главная мысль этого стихотворения? Прочитайте. Что значит – мозги развивай и двигай? Актуален ли это лозунг для нашего времени? Почему? Во времена Маяковского… РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЖИЗНИ В 20-е ГОДЫ… Провести параллель между 20-м и 21-м веком 4

8.Повторительно - обобщительный этап
1.Конкурсное чтение стихотворения учащимися (учащиеся высказывают свое мнение о чтении своих одноклассников)
У: Представьте, что вы - Маяковский современного времени…

Какой призыв вы бы оставили подрастающему поколению?
9.
Заключительно - итоговый этап
4. Игра «Назови произведения поэта»
Слайд 14
У: Некоторые фразы из произведений В.Маяковского стали крылатыми. Давайте вспомним эти слова и определим, из какого они стихотворения. ( название стихотворения появляется на экране после того, как дети назвали его заголовок) Буду делать хорошо и не буду плохо. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Все работы хороши, выбирай на вкус! «Кем быть?» С детства мозги развивай и двигай! «История Власа - лентяя и лоботряса» Дети, будьте как маяк! «Эта книжечка моя про моря и про маяк» 5.Чтение учителем стихотворения В.Маяковского «Тучкины штучки» 1. Слово учителя
Слайд 15 - 16
В любой детской книжке Маяковский смел, честен, прям и серьёзен. Он беседует со своими маленькими читателями о важных вещах – шутливо, ласково, уважительно. Эти стихи могут многому научить детей – да, пожалуй, и взрослых. С.Маршак Поэт - человек наблюдательный, умеющий замечать вокруг себя то, что другим незаметно. В любом предмете он находит то, что может быть привлекательным и заманчивым. 2. Рефлексия ( дополняют неоконченное предложение) На уроке я узнал … Урок привлёк меня тем … Урок заставил меня задуматься … 5
6


В раздел образования