Автор: Степанова Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20" Населённый пункт: город Салават Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка урока Тема: В.Маяковский "История Власа-лентяя и лоботряса" Раздел: начальное образование
Цели:
1) познакомить с произведениями В.В.Маяковского, показать, ка-кие
яркие образы создал поэт, учить понимать и оценивать эти образы,
расширить знания учащихся о жанрах литературы, о выразительных
средствах в поэзии;
2)
создать условия для воспринятия нравственных норм и жизнен-
ных ценностей; организовать групповую работу учащихся при
анализе литературного образа; развивать умение передавать
характер произведения через выразительное чтение,
3)воспитывать интерес к литературе, стремление работать активно,
творчески, высказывать собственные суждения и отстаивать свою
точку зрения.
Оборудование:
1)презентация «Поэзия В.В.Маяковского»,
2) индивидуальные карточки для чтения и таблица для работы в группах
(составление характеристики главного героя);
3) выставка книг В. Маяковского,
4) неоконченные предложения для составления лозунгов.
Мобилизационный этап. Вводно – мотивационный
этап.
1.Вступительное слово учителя
Слайд 2
Учитель: Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Страна Литературия!
2.Чтение текстов по индивидуальным карточкам
У: Наше литературное путешествие начнем с чтения текстов на
индивидуальных карточках. Работать вы будете в паре по плану.
( каждый учащийся заранее получает карточку, на которой напечатано
стихотворение о детях )
3.Парная работа по плану
Слайд 3
Прочти текст
1
Потренируйся читать выразительно
Определи жанр произведения
Поделись с товарищем по парте своими впечатлениями о прочитанном.
4.Определение жанра прочитанных произведений:
У: Определите жанр произведений.
Д.: Это - стихотворения.
У: О ком стихи?
Д: О детях, о друзьях, о школьной жизни ребят, об их увлечениях.
5.Определение темы урока (1 часть)
У: С каким литературным жанром мы будем знакомиться? О чем мы будем
говорить?
Назовите тему урока, первую часть.
Д: Поэзия
У: Знакомство с новым стихотворением.
7.Игра «Опорные слова»
Слайды 5,6,7
У: Литературная игра поможет нам определить вторую часть темы уро-
ка.
По трём словам-помощникам из текста попробуйте вспомнить и на-
звать автора и стихотворение.
Кот сметана мышь
«Кот-сметанный рот» А.Н. Толстой
Профессия научат лётчик
В.Маяковский «Кем быть?»
Бразилия гавань Амазонка
С. Маршак « На далёкой Амазонке» ( перевод с Р. Киплинга)
8.Слово учителя
Перед вами фамилии 3-х известных детских поэтов и писателей. Сегодня
мы познакомимся с произведением одного из них. Назовите его фами-
лию.
Поэт революции. Для него характерно деление на хорошее и плохое.
Писал для детей и для взрослых. В своих стихах автор определяет
нравственные позиции подрастающего поколения. Поэт использует
непривычные рифмы, новые слова, которые помогают представить
сцену точнее, красочнее.
Он - один из крупнейших поэтов первой половины 20 века.
2
9. Определение темы урока (2 часть)
Поэзия В. Маяковского
Познавательный этап
1.Знакомство с фотопортретом В.Маяковского
Слайд 8
2.Чтение сведений о жизни и творчестве
поэта
Слайды 9 – 10 – 11 – 12 - 13
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Владимир Маяковский - талантливый русский поэт. Учился в училище
живописи,
где
увлёкся
сочинением
стихов.
Поэт
часто
выступал
перед
большой
аудиторией
и
приковывал
к
себе
взгляды,
восторженные
и
враждебные, но никогда не равнодушные.
Маяковский - автор стихов, поэм, пьес, как для взрослых, так и для де-
тей. Он был хорошим художником, и его рисунки дополняли его стихи.
3.Беседа с учащимися о прочитанном.
У: Что нового узнали о В.Маяковском?
У: Чем интересен и необычен этот человек?
Д: Он учился в художественном училище.
Писал не только стихи, но и поэмы, и пьесы.
Маяковский был автором, как для детей, так и для взрослых.
Д: Поэт часто выступал перед большим количеством зрителей.
К нему относились не равнодушно, его любили и завидовали ему.
4. Первичное восприятие произедения.
У: Мы отправляемся в далёкий 1928год.
Открыть слайд :
В.В.Маяковский «История Власа - лентяя и лоботряса»
Первую половину произведения вы посмотрите в кинозале, а вторую
прочтут подготовленные наши чтецы.
( ПОКАЗ мультфильма)
Чтение чтецами ( вторая половина мультфильма)
5. Беседа по первичному восприятию
У: Понравилось ли вам стихотворение? Ваши первые впечатления об
услышанном и увиденном?
Д: Стихотворение понравилось, оно интересное, необычное, написано в
игровой форме, воспринимается на одном дыхании
3
У : Кто является главным героем ?
У: Какой образ главного героя создал Маяковский : положитель-
ный или отрицательный?
У: Как автор сам относится к Власу? Почему вы так думаете?
Прочитаем стихотворение ещё раз, а потом побеседуем подробнее.
1 ) Чтение по цепочке ( по строфам)- с первого ряда.
По ходу чтения – разбор выражений: ( показ на карточках)
Еле волочась
Куафёр
Встал разиней
боров
2) Чтение второй половины по минутам в паре.
7.Поэтический анализ стихотворения «История Власа»
У: Как называет Власа автор ?
Что значит лентяй? ЛОБОТРЯС? Можно назвать эти слова синонимами?
В словаре Ожегова - ЛОБОТРЯС - это бездельник, лентяй ( трактовка по
толковому словарю)
У: Почему Влас назван лоботрясом?
Вы согласны с мнением автора? Выскажите свой мнение о Власе?
У: Как вы думаете - слово ЛОБОТРЯС не устарело в нашем 21 веке ?
Значит, оно ещё используется? Почему?
У: По вашему мнению , всё ли воВласе было отрицательным? ( милый,
читал журнальчик ) Был ли от этого толк? ( выслушать все мнения!)
Выполним групповое задание. Разбейтесь на группы. На парте у вас
лежит таблица для работы ( раздать) Заполнить письменно.
Распределитесь, кто будет записывать.
У: Какая группа начнёт отвечать на первый вопрос? На второй?
У: В каких строчках заключена главная мысль этого стихотворения?
Прочитайте.
Что значит – мозги развивай и двигай?
Актуален ли это лозунг для нашего времени? Почему?
Во времена Маяковского… РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О ЖИЗНИ В 20-е ГОДЫ…
Провести параллель между 20-м и 21-м веком
4
8.Повторительно - обобщительный этап
1.Конкурсное чтение стихотворения учащимися
(учащиеся высказывают свое мнение о чтении своих одноклассников)
У: Представьте, что вы - Маяковский современного времени…
Какой призыв вы бы оставили подрастающему поколению?
9.
Заключительно - итоговый этап
4. Игра «Назови произведения поэта»
Слайд 14
У: Некоторые фразы из произведений В.Маяковского стали крылатыми.
Давайте вспомним эти слова и определим, из какого они стихотворения.
( название стихотворения появляется на экране после того, как дети назвали
его заголовок)
Буду делать хорошо и не буду плохо.
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Все работы хороши, выбирай на вкус!
«Кем быть?»
С детства мозги развивай и двигай!
«История Власа - лентяя и лоботряса»
Дети, будьте как маяк!
«Эта книжечка моя про моря и про маяк»
5.Чтение учителем стихотворения В.Маяковского
«Тучкины штучки»
1. Слово учителя
Слайд 15 - 16
В любой детской книжке Маяковский смел, честен, прям и серьёзен. Он
беседует со своими маленькими читателями о важных вещах – шутливо,
ласково, уважительно. Эти стихи могут многому научить детей – да, пожалуй,
и взрослых.
С.Маршак
Поэт - человек наблюдательный, умеющий замечать вокруг себя то, что
другим незаметно. В любом предмете он находит то, что может быть
привлекательным и заманчивым.
2. Рефлексия
( дополняют неоконченное предложение)
На уроке я узнал …
Урок привлёк меня тем …
Урок заставил меня задуматься …
5
6