Напоминание

Использование технологии коллективного творческого дела во внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС


Автор: Баишева Татьяна Семеновна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20 с. Хатыстыр" МО "Алданский район"
Населённый пункт: село Хатыстыр Алданский район
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии коллективного творческого дела во внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС
Раздел: дополнительное образование





Назад





Использование технологии коллективного творческого дела во

внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС

Баишева Т.С. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №20 Алданский район РС(Я)
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром построения соответствующих образовательных программ. В условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый педагогический коллектив определяется с организацией внеурочной деятельности, выбирая те формы работы по своему содержанию и построению, которые неповторимы, как неповторим каждый ребенок и детский коллектив. Совместные дела педагога с детьми и их родителями дают возможность увидеть ребенка в коллективе, через совместные дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и менять свою расстановку приоритетов лично для себя. Неисчерпаемым ресурсом всех участников образовательных отношений( педагога, детского и родительского сообществ) является технология коллективного творческого дела. Коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) в сфере воспитания уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, учитывающая психологию ребенка, способна погружать в атмосферу коммунарского сбора. Данная технология коллективных творческих дел разработана более сорока лет назад. Однако ежегодно многие учителя вновь и вновь открывают для себя ее суть. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает новое рождение и позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Коллективное творческое дело (КТД) - главное воспитательное средство коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших. В основе его лежит три основные идеи:
Коллективное (совместная работа взрослых и детей). Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых). Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни). В нашей школе существует очень много традиций. Например, в конце ноября мы проводим День открытых дверей для родителей, для общественности села для педагогов из других школ района. И сегодня мне хочется рассказать о самых ярких КТД нашей школы. Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный, Чета мелькает за четой… Вы когда-нибудь бывали на балу? Да-да, именно на балу, какие проходили два века назад. А вот мы, педагоги и учащиеся школы №20, были, потому что у нас прошёл довольно необычный
праздник под названием «Россия в начале 19 века».
В этот день вся школа с самого утра была погружена в то прекрасное время, когда девушки в длинных красивых платьях, молодые люди во фраках неспешно прогуливались по коридорам, раскланиваясь друг с другом. Мы, учителя, в этот день воплотились в классных дам из сериала «Институт благородных девиц». Впервые мы использовали метод «вертушки», т. е. всех гостей делят на несколько групп. Например, первая группа идёт в кабинет, где разместилась экспозиция о генералах 1812 года, где мальчишки 5 класса рассказывали о героях Отечественной войны: Кутузове, Багратионе и др. В кабинете литературы 2 группу гостей встречали члены литературного кружка «Арзамас» и видные поэты того времени – ученики 9-11 кл. В кабинете якутского языка 3 группе рассказывали о декабристах, отбывавших ссылку в Якутии. А потом эти группы меняются, это и называется «метод вертушки». А также были оформлены выставки «Государственные деятели», «Математики», «Географические открытия», «Открытия в физике, химии», «Живопись, архитектура», «Музыка, театр, балет», «Костюмы в 19 веке». Гости: учителя из других школ района, многочисленные родители смогли многое узнать, что происходило в начале 19 века в науке, в культуре, в искусстве. Затем начались уроки, т.к. в начале 19 века отсутствовало женское образование, в этот день учились только мальчишки. А на первом этаже школы в спортзале набирала обороты ярмарка, настоящая, с кренделями, блинами и семечками, со скоморохами и хороводами. А какая ярмарка без города мастеров. Затем 5, 7-8 и 11 классы выступили с литературно-музыкальными композициями. Какими событиями ознаменовано начало 19 века? Три проекта, подготовленные учениками 5 класса - «1812 г.», обучающимися 7-8 классов - «Друзья мои, прекрасен наш союз!» и одиннадцатиклассниками « Пленительные образы» о декабристках - никого не оставили равнодушными. И наконец, самый кульминационный момент праздника - бал. Какая девочка не мечтает побывать на балу… Мечта наших девушек сбылась! А на балу собралась вся высшая знать того времени, были и граф Ростов, и Юсупов с дочерьми, и княгиня Друбецкая, и виконт Мортемар и др. Девицы были бесконечно женственны, утончены и милы. Отроки воспитаны, галантны и
серьезны. А как они танцевали: мазурка, полонез, вальс…. Их глаза сверкали, им все это безумно нравилось!
А 16 ноября 2015 г. в рамках районного фестиваля «Педагогическая гостиная» прошел День

открытых дверей,
на котором побывали не только педагоги школ района, но и члены выездного заседания комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера. Коллектив обучающихся, учителей и родителей школы №20 представил гостям результаты совместной проектно-исследовательской деятельности по теме «История в лицах и фактах: Якутия в 1 половине 20 века». Уроки, презентация краткосрочных проектов внеурочной деятельности разновозрастных групп и проектов творческих и классных коллективов, финальное мероприятие с участием учащихся 2-11 классов, женского клуба «Далбар Хотун», клуба молодых матерей и отцов окунули всех в сложное и интересное время. Это период становления и развития ЯАССР, становления и развития золотого Алдана, участия в судьбоносных исторических событиях алданских эвенков, оленеводов-охотников. Такая форма представления образовательной деятельности, апробированная при реализации проекта «Россия в первой четверти 19 века», принята всеми участниками и стала теперь доброй традицией школы. Ведущая идея заключается в следующем: управление качеством образования через технологию проектно- исследовательской деятельности создает условия для самореализации учащихся и учителей, осуществления сотрудничества на равных, развития социального партнерства и успешной социализации выпускников. Мероприятие в школе открывает клуб бабушек «Дылача», старшеклассники традиционно на 4 языках приветствуют гостей и рассказывают о школе и наслеге, знакомят с программой дня. После уроков, на которых учителями школы демонстрируется использование собранного детьми и родителями местного материала, участники и гости делятся на группы. Методом «Вертушка» разновозрастные группы передают особенности 1 половины 20 века в Якутии, значимые события. Стенды с фотографиями и таблицами, экспонаты и макеты, выступления детей, мультимедийная презентация - способы передачи информации по результатам проектной деятельности. В 6 кабинетах как залах одного музея представлена панорама исторических событий, повлиявших на судьбу коренного населения Южной Якутии. Задача групп усложнялась тем, что большой объем собранного и изученного материала они должны были представить в течение 10 минут. Один академический час прошел быстро благодаря интересной форме представления учащимися своих работ: элементы театрализации выступления, привлекающие неподдельный интерес экспонаты, представленные родителями, и макеты, изготовленные детьми и учителями. Перед посетителями предстали герои времени: государственные деятели, писатели, художники, мастера народного творчества, колхозники... История Якутии 1 половины 20 столетия воспринята детьми через историю семьи, историю наслега, историю района, нашедшей отражение во всех проектах: «Биография семьи в биографии страны», «История в лицах и фактах», «Наука и образование», «Экономика республики», «Литература и искусство», «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство». Большую помощь оказали детям Васильева Д.П. и Сухорукова К.А., сотрудники районного историко-краеведческого музея. Фойе 2 этажа превратилось в площадку, рассказывающую об истории золотодобывающей промышленности республики. Следующая часть дня проведена классными и творческими коллективами, представившими творческие проекты, подготовленные в течение года к юбилейным датам года. В 2015 г.
республика отметила 100-летие эвенкийского сказителя Н. Г. Трофимова-Ньукучаан. Проект «Звонкоголосый сын эвенкийского народа» (7 кл., руководитель проекта Баишева Т. С., учитель русского языка и литературы) и постановка эпического сказания «Сонинг Дэвэлчэн» (школьный драмкружок «Догор-Гирки», руководители Алексеев А.В., Алексеева Т.И., Петрова Н. П.) знакомят зрителей с биографией и творчеством учурского сказителя из рода Бута. Завершают выступление творческих коллективов члены народного коллектива «Эннэкэн» (Макарова Ф.В., педагог дополнительного образования). Несколько проектов соединены в один рассказ об истории золотого Алдана, об участии алданских эвенков в Великой Отечественной войне, о труде колхозников в годы войны, о матерях, не дождавшихся детей с войны. Тихо, проникновенно читают дети. Тишина в зале. Слезы у взрослых и детей, зрителей и исполнителей, умело передающих состояние трагизма, печали, сопереживания и сострадания - высшая оценка работы школьников и руководителей проектов. Финалом презентации проектно-исследовательской деятельности школьников стал зрелищный проект, раскрывающий философию якутского народного праздника Ысыах. Участники – обучающиеся 2-11 классов, молодые родители, женский клуб «Далбар Хотун» языком песни и танца, демонстрацией обрядов доводят до зрителей суть праздника – встречи нового года по календарю коренных народов Якутии, поклонение Матушке-Природе, утверждение Добра, Света, Тепла, новой жизни, гармоничного сосуществования человека и природы. В разную эпоху личная судьба человека тесно связана с историческими событиями – судьбами государств и народов. Трагические и светлые страницы истории – это наша история, наша биография. Уважение к истории страны, истории народа, истории семьи красной нитью прошло через все проекты, объединенные в единый проект «История в лицах и фактах: Якутия в первой половине 20 века»
День открытых дверей в рамках районного фестиваля «Под парусом надежды» состоялся 18

ноября
, посвященный Году дополнительного образования в республике, и каждая школа района представляет свой широкий спектр работы в направлении дополнительного образования. Настала и наша очередь . За короткое время с помощью технологии «Вертушка» многочисленным гостям (родителям, педагогам других школ, , Департамента образования) была представлена вся система дополнительного образования школы.. Желающие смогли посетить презентационные площадки: Юные корреспонденты газеты «Школьник», которой я руковожу вот уже десять лет , рассказали об истории создания школьной газеты. Как они её создают, о многочисленных достижениях газеты и даже рассказали о выпускниках, которые в разное время занимались издательским делом. Из 20 постоянных юнкоров – 15 выбрали профессии социально- гуманитарной направленности. Пятеро из них поступили на филологический факультет. Из 11 уже работающих выпускников пятеро закончили университеты с красным дипломом. Значит, газета существует не зря, и участие в деятельности школьной газеты являлось социализацией школьников. Уже несколько лет в школе я руковожу кружком «Художественное слово». Наша задача – помочь ребёнку полюбить русское слово, овладеть им, не бояться его, почувствовать его красоту. Поэтому и слёзы в глазах слушателей, бесконечные слова благодарности. Никогда не забуду глаза своих детей, когда после очередного выезда с проектом «Алданцы- эвенки в годы войны» к
нам подошли ветераны и просто молча поклонились. И в этот раз мои дети удивили зрителей проникновенным чтением. В школьном музее дети поведали собравшимся об истории нашего села, о выдающихся людях- политических деятелях, оленеводах, мастерах-умельцах, об истории образования в нашем селе, о предметах обихода эвенков. В кабинете труда раскинулся город мастеров, юные умельцы продемонстрировали свои прекрасные поделки. А тут было на что посмотреть. Картины из перьев, из пластилина, сувениры из гипса, бумаги были необычны. Все общественные организации села: клуб бабушек «Дылача», клуб «Далбар хотун», представители родовых общин, ребята рассказали, чем живёт наше село, чем дышит: о наших национальных праздниках «Нэлкини эмэрэн», о создании Южно- Якутского культурно- образовательного кластера «Омакта эрин Дулин Бугаду» («Новое дыхание Средней земли»). Программу Дня открытых дверей продолжили педагоги дополнительного образования. Театральный кружок «Догор – Гирки», театр мод «Солкондор», танцевальный коллектив «Эннэкэн» представили свои творческие проекты. Их руководители провели для своих коллег мастер- класс. Но украшением праздника стало КТД «Семь народов -Семь алмазов» Цель проекта: поликультурное воспитание детей, основанное на материальной и духовной культуре коренных народов, проживающих в Республике Саха (Якутия). Участники проекта, обучающиеся 4-10 классов, доводят до зрителей, что каждый народ должен знать свое прошлое, гордиться своей и уважать другие национальности, знать традиции и фольклор, жить в мире и в дружбе. Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем. Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным. Главное – это искры радости познания в глазах детей. Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.


В раздел образования