Использование технологии коллективного творческого дела во внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС
Автор: Баишева Татьяна Семеновна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 20 с. Хатыстыр" МО "Алданский район" Населённый пункт: село Хатыстыр Алданский район Наименование материала: статья Тема: Использование технологии коллективного творческого дела во внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС Раздел: дополнительное образование
Использование технологии коллективного творческого дела во
внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС
Баишева Т.С. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №20 Алданский район РС(Я)
Согласно
ФГОС
нового
поколения
успешность
современного
человека
определяют
ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция,
установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,
активное
финансовое
поведение,
эффективное
социальное
сотрудничество,
здоровый
и
безопасный образ жизни. Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного
процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
начального
и
общего
образования
внеурочной
деятельности
школьников
уделено
особое
внимание,
определено
пространство
и
время
в
образовательном процессе. Направления внеурочной деятельности являются содержательным
ориентиром
построения
соответствующих
образовательных
программ.
В
условиях
перехода
образовательных
учреждений
на
ФГОС
каждый
педагогический
коллектив
определяется
с
организацией внеурочной деятельности, выбирая те формы работы по своему содержанию и
построению, которые неповторимы, как неповторим каждый ребенок и детский коллектив.
Совместные дела педагога с детьми и их родителями дают возможность увидеть ребенка в
коллективе, через совместные дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию,
умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и
менять свою расстановку приоритетов лично для себя.
Неисчерпаемым ресурсом всех участников образовательных отношений( педагога, детского и
родительского сообществ) является технология коллективного творческого дела.
Коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) в сфере воспитания уже на
протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, учитывающая
психологию ребенка, способна погружать в атмосферу коммунарского сбора. Данная технология
коллективных творческих дел разработана более сорока лет назад. Однако ежегодно многие
учителя вновь и вновь открывают для себя ее суть. Сейчас коллективная творческая деятельность
переживает новое рождение и позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности,
развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система
предполагает
широкое
участие
каждого
в
выборе,
разработке,
проведении
и
анализе
коллективных дел.
Коллективное творческое дело (КТД) - главное воспитательное средство коммунарской методики,
способ
организации
яркой,
наполненной
трудом,
творчеством
и
общением
жизни
единого
коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
В основе его лежит три основные идеи:
Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности
детей и взрослых).
Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
В нашей школе существует очень много традиций. Например, в конце ноября мы проводим День
открытых дверей для родителей, для общественности села для педагогов из других школ района.
И сегодня мне хочется рассказать о самых ярких КТД нашей школы.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой…
Вы когда-нибудь бывали на балу? Да-да, именно на балу, какие проходили два века назад. А вот
мы, педагоги и учащиеся школы №20, были, потому что у нас прошёл довольно необычный
праздник под названием «Россия в начале 19 века». В этот день вся школа с самого утра была
погружена в то прекрасное время, когда девушки в длинных красивых платьях, молодые люди во
фраках неспешно прогуливались по коридорам, раскланиваясь друг с другом. Мы, учителя, в этот
день
воплотились
в
классных
дам
из
сериала
«Институт
благородных
девиц».
Впервые
мы
использовали метод «вертушки», т. е. всех гостей делят на несколько групп. Например, первая
группа идёт в кабинет, где разместилась экспозиция о генералах 1812 года, где мальчишки 5
класса рассказывали о героях Отечественной войны: Кутузове, Багратионе
и др.
В кабинете
литературы 2 группу гостей встречали члены литературного кружка «Арзамас» и видные поэты
того времени – ученики 9-11 кл. В кабинете якутского языка 3 группе рассказывали о декабристах,
отбывавших ссылку в Якутии. А потом эти группы меняются, это и называется «метод вертушки».
А также были оформлены выставки «Государственные деятели», «Математики», «Географические
открытия»,
«Открытия
в
физике,
химии»,
«Живопись,
архитектура»,
«Музыка,
театр,
балет»,
«Костюмы в 19 веке». Гости: учителя из других школ района, многочисленные родители смогли
многое узнать, что происходило в начале 19 века в науке, в культуре, в искусстве.
Затем начались уроки, т.к. в начале 19 века отсутствовало женское образование, в этот день
учились только мальчишки. А на первом этаже школы в спортзале набирала обороты ярмарка,
настоящая, с кренделями, блинами и семечками, со скоморохами и хороводами. А какая ярмарка
без города мастеров.
Затем 5, 7-8 и 11 классы выступили с литературно-музыкальными композициями.
Какими
событиями ознаменовано начало 19 века? Три проекта, подготовленные учениками 5 класса -
«1812
г.»,
обучающимися
7-8
классов
-
«Друзья
мои,
прекрасен
наш
союз!»
и
одиннадцатиклассниками «
Пленительные образы»
о
декабристках -
никого не оставили
равнодушными. И наконец, самый кульминационный момент праздника - бал. Какая девочка не
мечтает побывать на балу… Мечта наших девушек сбылась! А на балу собралась вся высшая знать
того времени, были и граф Ростов, и Юсупов с дочерьми, и княгиня Друбецкая, и виконт Мортемар
и др. Девицы были бесконечно женственны, утончены и милы. Отроки воспитаны, галантны и
серьезны. А как они танцевали: мазурка, полонез, вальс…. Их глаза сверкали, им все это безумно
нравилось!
А 16 ноября 2015 г. в рамках районного фестиваля «Педагогическая гостиная» прошел День
открытых дверей, на котором побывали не только педагоги школ района, но и члены выездного
заседания
комитета
по
вопросам
коренных
малочисленных
народов
Севера.
Коллектив
обучающихся, учителей и родителей школы №20 представил
гостям
результаты
совместной
проектно-исследовательской
деятельности
по
теме
«История
в
лицах
и
фактах:
Якутия
в
1
половине 20 века». Уроки, презентация краткосрочных проектов внеурочной деятельности
разновозрастных групп и проектов творческих и классных коллективов, финальное мероприятие
с участием учащихся 2-11 классов, женского клуба «Далбар Хотун», клуба молодых матерей и
отцов окунули всех в сложное и интересное время. Это период становления и развития ЯАССР,
становления и развития
золотого Алдана, участия в
судьбоносных исторических событиях
алданских эвенков, оленеводов-охотников.
Такая
форма представления
образовательной
деятельности, апробированная
при реализации проекта «Россия в первой четверти 19 века»,
принята всеми участниками
и
стала
теперь доброй
традицией школы. Ведущая
идея
заключается
в
следующем: управление качеством образования через технологию проектно-
исследовательской
деятельности
создает
условия
для
самореализации
учащихся
и
учителей,
осуществления
сотрудничества
на
равных,
развития
социального
партнерства
и
успешной
социализации
выпускников.
Мероприятие
в
школе
открывает
клуб
бабушек
«Дылача»,
старшеклассники
традиционно на 4 языках
приветствуют гостей и
рассказывают о
школе и
наслеге, знакомят с программой дня.
После уроков, на которых учителями школы
демонстрируется
использование
собранного
детьми и родителями местного материала, участники и гости делятся на группы. Методом
«Вертушка» разновозрастные группы передают особенности 1 половины 20 века в Якутии,
значимые события. Стенды с фотографиями и таблицами,
экспонаты и макеты, выступления
детей, мультимедийная презентация
-
способы
передачи
информации
по
результатам
проектной
деятельности.
В
6
кабинетах
как
залах
одного
музея
представлена
панорама
исторических событий, повлиявших на судьбу коренного населения Южной Якутии. Задача групп
усложнялась тем, что большой объем собранного и изученного материала они должны были
представить
в
течение 10 минут. Один академический час
прошел быстро
благодаря
интересной форме представления учащимися своих работ: элементы театрализации выступления,
привлекающие неподдельный интерес
экспонаты,
представленные родителями,
и макеты,
изготовленные
детьми
и
учителями.
Перед
посетителями
предстали
герои
времени:
государственные
деятели,
писатели,
художники,
мастера
народного
творчества,
колхозники...
История Якутии 1 половины 20 столетия воспринята детьми через историю семьи, историю
наслега, историю района, нашедшей
отражение
во
всех проектах: «Биография семьи в
биографии
страны»,
«История
в
лицах
и
фактах»,
«Наука
и
образование»,
«Экономика
республики»,
«Литература
и
искусство»,
«Народные
промыслы
и
декоративно-прикладное
искусство».
Большую помощь оказали
детям Васильева Д.П. и Сухорукова К.А., сотрудники
районного
историко-краеведческого
музея.
Фойе
2
этажа
превратилось
в
площадку,
рассказывающую об истории золотодобывающей промышленности республики.
Следующая часть дня проведена классными и творческими коллективами, представившими
творческие
проекты,
подготовленные
в
течение
года
к
юбилейным
датам
года.
В
2015
г.
республика отметила 100-летие эвенкийского сказителя
Н. Г. Трофимова-Ньукучаан.
Проект
«Звонкоголосый сын эвенкийского народа» (7 кл., руководитель проекта Баишева Т. С., учитель
русского языка и литературы) и постановка эпического сказания «Сонинг Дэвэлчэн» (школьный
драмкружок «Догор-Гирки», руководители Алексеев А.В., Алексеева Т.И., Петрова Н. П.) знакомят
зрителей с
биографией и творчеством
учурского
сказителя из рода Бута.
Завершают
выступление творческих коллективов члены народного коллектива «Эннэкэн» (Макарова Ф.В.,
педагог дополнительного образования).
Несколько проектов соединены в один
рассказ
об
истории золотого Алдана, об участии алданских эвенков в Великой Отечественной войне, о труде
колхозников в годы войны, о матерях, не дождавшихся детей с войны. Тихо, проникновенно
читают дети. Тишина
в зале.
Слезы у
взрослых и детей, зрителей и исполнителей, умело
передающих
состояние
трагизма, печали,
сопереживания и сострадания
- высшая оценка
работы школьников и руководителей проектов.
Финалом
презентации проектно-исследовательской деятельности школьников стал зрелищный
проект, раскрывающий
философию
якутского народного праздника
Ысыах.
Участники –
обучающиеся 2-11 классов, молодые родители, женский клуб «Далбар Хотун» языком песни и
танца, демонстрацией обрядов доводят до зрителей суть праздника – встречи нового года по
календарю коренных народов Якутии, поклонение Матушке-Природе, утверждение Добра,
Света, Тепла, новой жизни, гармоничного сосуществования человека и природы.
В разную эпоху личная судьба человека тесно связана с историческими событиями – судьбами
государств и народов.
Трагические и светлые страницы истории – это наша история, наша
биография. Уважение к истории страны, истории народа, истории семьи красной нитью прошло
через все проекты, объединенные в единый проект «История в лицах и фактах: Якутия в первой
половине 20 века»
День открытых дверей в рамках районного фестиваля «Под парусом надежды» состоялся 18
ноября , посвященный Году дополнительного образования в республике, и каждая школа района
представляет свой широкий спектр работы в направлении дополнительного образования. Настала
и наша очередь .
За
короткое
время
с
помощью
технологии
«Вертушка»
многочисленным
гостям
(родителям,
педагогам
других
школ,
,
Департамента
образования)
была
представлена
вся
система
дополнительного образования школы.. Желающие смогли посетить презентационные площадки:
Юные корреспонденты газеты «Школьник», которой я руковожу вот уже десять лет , рассказали
об истории создания школьной газеты. Как они её создают, о многочисленных достижениях
газеты
и даже
рассказали о выпускниках, которые в разное время занимались издательским
делом.
Из
20
постоянных
юнкоров
–
15
выбрали
профессии
социально-
гуманитарной
направленности. Пятеро из них поступили на филологический факультет. Из 11 уже работающих
выпускников пятеро закончили университеты с красным дипломом. Значит, газета существует не
зря, и участие в деятельности школьной газеты являлось социализацией школьников.
Уже несколько лет в школе я руковожу кружком «Художественное слово». Наша задача – помочь
ребёнку полюбить русское слово, овладеть им, не бояться его, почувствовать его красоту.
Поэтому и слёзы в глазах слушателей, бесконечные слова благодарности. Никогда не забуду
глаза своих детей, когда после очередного выезда с проектом «Алданцы- эвенки в годы войны» к
нам подошли ветераны и просто молча поклонились. И в этот раз мои дети удивили зрителей
проникновенным чтением.
В школьном музее дети поведали собравшимся об истории нашего села, о выдающихся людях-
политических деятелях, оленеводах, мастерах-умельцах, об истории образования в нашем селе, о
предметах обихода эвенков.
В
кабинете
труда
раскинулся
город
мастеров,
юные
умельцы
продемонстрировали
свои
прекрасные поделки. А тут было на что посмотреть. Картины из перьев, из пластилина, сувениры
из гипса, бумаги были необычны.
Все
общественные
организации
села:
клуб
бабушек
«Дылача»,
клуб
«Далбар
хотун»,
представители родовых общин, ребята рассказали, чем живёт наше село, чем дышит: о наших
национальных
праздниках
«Нэлкини
эмэрэн»,
о
создании
Южно-
Якутского
культурно-
образовательного кластера «Омакта эрин Дулин Бугаду» («Новое дыхание Средней земли»).
Программу
Дня
открытых
дверей
продолжили
педагоги
дополнительного
образования.
Театральный
кружок
«Догор
–
Гирки»,
театр
мод
«Солкондор»,
танцевальный
коллектив
«Эннэкэн» представили свои творческие проекты. Их руководители провели для своих коллег
мастер- класс.
Но украшением праздника стало КТД «Семь народов -Семь алмазов»
Цель
проекта:
поликультурное
воспитание
детей,
основанное
на
материальной
и
духовной
культуре
коренных
народов,
проживающих
в
Республике
Саха
(Якутия).
Участники
проекта,
обучающиеся 4-10 классов, доводят до зрителей, что каждый народ должен знать свое прошлое,
гордиться своей и уважать другие национальности, знать традиции и фольклор, жить в мире и в
дружбе.
Хочу заметить, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому
настрою
должен
быть
готов
к
принятию
любой
из
образовательных
технологий.
Только
та
технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.
Закончить хотелось бы словами о том, что для учителя является главным. Главное – это искры
радости познания в глазах детей. Главное гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь
других, быть счастливой, когда твои ученики дарят тебе свой свет.