Особенности коррекционной работы по устранению оптической дисграфии.
Автор: Нургаянова Гульнара Разифовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МОАУ СОШ №3 с. Бураево Населённый пункт: с. Бураево муниципального района Бураевский район республика Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Особенности коррекционной работы по устранению оптической дисграфии. Раздел: начальное образование
Особенности коррекционной работы по устранению оптической дисграфии.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных
для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения
превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и
преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего
учебно – познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Оптическая дисграфия – одна из видов нарушений, обусловленный
несформированностью зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса,
зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение
пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв,
недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв ( п – т, с – о, и – ш, л – м, п – и, ц – щ, х
- ж ), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно
расположенных в пространстве ( у – и, б – д, о – д ).
Одно из проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное
написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при
органических повреждениях мозга.
Устранение оптической дисграфии осуществляется приёмами, направленными на
развитие зрительного восприятия и узнавания букв, пространственных представлений и
их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание
уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных
анализаторов.
Для устранения оптической дисграфии используются следующие виды заданий:
1.Обвести предметы по контурам.
2.Назвать недорисованные предметы.
3.Назвать перечеркнутые изображения.
4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
5. Определить, что неправильно нарисовал художник.
6. Распределить предметы по величине (цвету).
7. Нахождение фигур среди других.
8. Дорисовывание незаконченных фигур.
9. Составление разрезанных на части картинок.
10. Конструирование фигур из палочек.
11. Найти букву среди ряда других.
12. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом.
13. Назвать и написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
14. Определить букву в неправильном положении.
15. Обвести контурные изображения букв.
16. Дописать букву.
17. Выделить буквы, наложенные друг на друга.
18. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
Эти задания способствуют развитию зрительного восприятия и узнавания, в том
числе и буквенного.
На занятиях так же используются игры на развитие зрительной памяти: «Чего не
стало?», «Что изменилось?», «Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной
последовательности», «Запомнить буквы, цифры, фигуры».
Для формирования пространственного восприятия - задания на ориентировку в
окружающем пространстве, на собственном теле, уточнению пространственного
расположения различных фигур и букв.
При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению зрительных
образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с
обручем, З – со змеёй, Ж – с жуком, П – с перекладиной и т.д.
Используются стихи, загадки о буквах.
Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных
букв, срисовывание, вырезывание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров,
письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:
дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.
При целенапрвленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно
устраняется симптоматика оптической дисграфии.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №3» с. Бураево муниципального района Бураевский район
Республики Башкортостан
Выступление на методическом объединении РОО.
Тема: Особенности коррекционной работы по устранению оптической
дисграфии.
Подготовила учитель-логопед:
Нургаянова Гульнара Разифовна
11.12. 2012г.
с. Бураево, 2012г.
Доклад. Что делать, если ребёнок леворукий?
В каждом классе встречаются 1 – 2 леворуких ребёнка. Как же можно работать с такими
детьми?
С приходом в школу вопрос обучения письму леворуких детей приобретает особую
актуальность. Учителя всё больше и больше убеждаются, что переучивание леворуких
пагубно отражается на их здоровье, поведении. С первыми трудностями дети
сталкиваются на уроках обучения грамоте при выполнении гигиенических требований,
необходимых при письме: посадка, положение тетради, рук и т.д. Требования для
леворуких школьников значительно отличаются от требований, которые предъявляются
к детям, пишущим правой рукой, и сводятся к следующему.
1. Посадка при письме.
При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью
стола. Ноги всей ступнёй стоят на полу или подставке, голова немного наклонена
направо. Леворукий ребёнок должен сидеть один или со сверстником, который тоже
пишет левой рукой. Перед его глазами не должен быть примера праворукости, т.к. это
может стать причиной задержки процесса овладения письмом.
2. Положение рук, кисти руки и приёмы держания ручки.
Положение рук. Руки при письме должны лежать на столе так, чтобы локоть левой
руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху
вниз, а правая лежала на столе и снизу придерживала бы лист. Положение кисти руки:
кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности
стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца
и нижняя часть ладони. Приёмы держания ручки: ручка кладётся на средний палец,
на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает
ручку, а указательный палец легко кладётся сверху ручки на расстояние 1,5 – 2 см. от
пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит
движение слева направо (направление ручки при письме левой рукой – влево, а
движение кисти и пальцев – вправо).
Важно помнить: при письме леворукого ребёнка свет должен падать справа. Его поза
должна обеспечивать свободное и удобное письмо. Ручка должна составлять одну
линию с рукой, а рука при этом должна располагаться под линией письма.
Необходимо принять все меры, которые могли бы помочь левше. Следует подготовить
левую руку, ведь ребёнку придётся ею много работать и в большей степени держать
ручку и писать. Для леворуких детей в начальный период обучения письму необходимы
упражнения, которые непосредственно будут готовить руку к работе и ориентации в
строке. Важно рекомендовать задания, способствующие развитию двигательного
аппарата руки и укрепляющие его.
В подготовительный период полезны такие упражнения: штриховка в разных
направлениях (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, т.е. в
направлении, которое необходимо при письме букв); обведение контура предметов по
точкам; дополнение рисунка без опорных точек; письмо элементов букв.
Укреплению и развитию руки, координации движений будут служить следующие
упражнения: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание и развязывания лент,
ниток, перекладывание мелких игрушек, работа с конструктором, закручивание и
раскручивание гаек конструктора, игра с мозаикой, вырезание из бумаги предметов
различной формы, плетение из ниток, завязывание узелков, лепка букв и цифр и д.т.
3. Положение тетради. Тетрадь лежит с наклоном влево так, чтобы правый нижний
угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен в середину его груди. По мере
заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол
страницы по-прежнему направлен в середину груди ребёнка.
На что ещё должен всегда обращать внимание учитель, обучающий левшу?
Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида
деятельности, что не должно стать предметом упрёков. Ни в коем случае нельзя ставить
ему в пример правшей! Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или
наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный
ребёнок часто впадает в такую панику и об успешном завершении работы мечтать не
приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать «попробуй только не напиши» - не
напишет. Правильное решение леворукости невозможно без участия семьи. Родители
должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего
ребёнка, всегда помня, что письмо таким детям даётся очень тяжело. Учитель должен
разъяснить родителям вред и опасность переучивания леворуких детей. Если родители
считают, что переучивать ребёнка необходимо, то они должны знать, чем это может
обернуться для здоровья своего ребёнка: нарушение сна и аппетита, головные боли, и
спазмы в животе, страхи, энурез, заикание и тики, двигательная усидчивость или
заторможенность. В семье для них должны быть созданы благоприятные условия:
правильно организован учебный уголок (освещение – справа). Вредно напоминать
перед работой о прошлой неудаче, накличешь новую. В большинстве своём левши
нестабильны: их можно доброжелательно поддерживать и в неизвестности ждать
результата.
Но радует тот факт, что, пробираясь через все возможные трудности, они побеждают!
Вдруг обнаруживаешь, что старые ошибки пропали, а новых уже меньше, чем прошлых.
В работе с левшами нужно терпение, чувство юмора, стремление понять их, желание
постоянно думать и искать путь к победе. Тогда этот путь будет усыпан пусть
маленькими, но всё-таки победами. Необходимо создать спокойную и
доброжелательную атмосферу во время занятий, призванная успокоить в большинстве
своём эмоционально неустойчивых и тревожных детей. Такая обстановка только
увеличит шансы на успех.
Подготовила учитель-логопед Нургаянова Г.Р.
Родителям о заикании.
Заикание – это патология, обусловливающая нарушение плавного течения речи, свободного, лёгкого
речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата.
В первую очередь внимание должно быть обращено на общий режим жизни ребёнка. Если ребёнок
посещает детский сад, необходимо на определённое время перевести его на домашнее воспитание.
Временно рекомендуется изолировать его от коллектива, ограничить в общении с детьми во дворе,
посадить «под колпак», как мы это называем. Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом
начале появления заикания. Необходимо ограничить речевое общение ребёнка, важно не дать
закрепиться дефекту! Четко определяется режим дня: подъём в 8 часов и раньше, прохладный, не
холодный душ. Днём обязателен отдых (необязательно сон), прогулки на свежем воздухе. Стараться
гулять вдвоём с ребёнком, вдали от детей. Вечерний сон в строго определённое время (20 – 21 ч).
Просмотр телевизора и видеофильмов вообще лучше исключить или свести к разумному минимуму.
Например, раз в неделю смотреть дневную детскую передачу, заранее её выбрав. Вечером ни
телевизор, ни чтение на сон грядущий, ни рассказывание сказок перед сном допускать нельзя! В
общем, надо исключить всё, что мешает сохранить покой ребёнка, но делать это не путём резких
запретов, а спокойно, осторожно, переключая внимание ребёнка, терпеливо его успокаивая.
Что же такое режим молчания? Как его организовать? Ведь дети говорят постоянно, даже не нуждаясь
в собеседнике. Так вот, кроме названных выше ограничений в речевом общении необходимо
устраивать игры-молчанки: ребёнок молча лепит фигурку какого-либо персонажа или изображает что-
либо по заданию. Например, рисует поезд в пути: машинист ведёт поезд и должен быть внимательным,
не должен разговаривать, или рисует разведчика – он молчит, иначе будет обнаружен.
Значительные ограничения в речи особенно нужны в начальный острый период, но рекомендуется и
как профилактическая мера. В этот период не надо побуждать ребёнка к речи. Не требуйте от него
рассказа о чем-то или частых ответов на вопросы. Показано занимать его делами, с речью не
связанными. Следует свести к минимуму или вовсе отменить посещение аттракционов, цирка, театра.
Ребёнку рекомендуется находиться под наблюдением психоневролога, а предлагаемые им лекарства
следует давать ребёнку, говоря, что они укрепляют силу и здоровье. Жалеть и беречь ребёнка надо, но
про себя. Успехи в речи детей отмечать надо постоянно, но делать это спокойно и тактично. Это
относится даже к самым небольшим его достижениям: старательно, не спеша ответил на вопрос или
задал вопрос, поздоровался, ответил по телефону и д.т. Надо знать, что заикающемуся человеку легче
говорить, или не видя собеседника (по телефону), или, наоборот, только глядя на него (у каждого свои
реакции на ситуацию). И эту проблему помогите решить ребёнку. Если он боится телефона,
понемногу, очень терпеливо приучайте его свободно, без страха пользоваться им. Наиболее полезна
для этих детей играв как средство тренировки речи. Например, можно использовать лото или
картинное домино. Проговаривается вопрос и ответ сначала вместе с ребёнком, а потом предлагают
ребёнку самостоятельно повторить те же фразы, т.е. тренируется сначала сопряжённая речь (совместно
со взрослым), потом отраженная (повторение за ним). Во время игры в кубики, мозаику или
конструктор можно продолжить обучение. Предлагают, например, одновременно с действием
проговаривать его: «Я ставлю красный кубик, а на него ставлю зелёный».
Питание при заикании играет немаловажную роль. Пища не должна быть острой, солёной, кислой,
горькой. Надо исключить шоколад, какао и, конечно, кофе. Эти возбуждающие нервную систему
продукты ничего полезного детскому организму не дают, и обойтись без них, кстати, нетрудно.
Очень важно приучать ребёнка слушать спокойную музыку, петь с ним, танцевать. Но и эти занятия
должны создавать атмосферу покоя. Никакой громкой музыки!
То же требование предъявляется к чтению вслух. Ребёнок должен слышать чтение выразительное, с
чёткими, осмыслёнными паузами и с чуть растянутыми ударными звуками в словах. Главное – быстро
не читать!
Родители должны помнить, что занятия спортом, особенно всей семьёй, полезны, нужны для здоровья,
но не для того, чтобы ребёнок мог участвовать в соревнованиях и получал на них награды т.е. не
рекомендуется посещать спортивные секции и кружки.
Во многих семьях существует традиция: мы – в гости, гости – к нам. Так вот, больших застолий лучше
избегать, они не для вашего заикающегося ребёнка!
Не следует в присутствии заикающихся детей употреблять слова «заикается», «заикание». Это лишний
раз травмирует психику ребёнка. Ни в коем случае не надо в присутствии ребёнка обсуждать его речь.
Не стоит также и демонстрировать его успехи в речи.
Упражнение для рук.
1.
Руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сжать с силой руки в кулаки,
задержать на 2-3 секунды, разжать, расслабить кисти, встряхнуть ими 4-6 раз.
2.
Руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжать в кулак. Разжать пальцы
правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки. Делать 20 раз,
ускоряя темп.
3.
Ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы.
4.
Руки лежат на столе, пальцы разведены. 30-40 секунд поочерёдно постукивать по
столу то одной, то другой рукой, потом обеими руками.
5.
Руки согнуты, касаться большими пальцами поочерёдно каждого пальца
(выполнять обеими руками).
6.
Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Ладони сжаты, пальцы
переплетены.
7.
Руки вытянуты перед грудью. Ладони развёрнуты наружу. Вернуться в исходное
положение.
8.
Руки согнуты в локтях, отведены в стороны, кисти рук расслаблены, свободно
опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20
раз).
9.
Руки согнуты в локтях, расположены перед грудью ладонями вверх. Потряхивая
руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти (15-20 раз).
Аутотренинг.
Проводится утром, когда ребёнок только проснулся и ещё лежит в кровати, и
перед сном, тоже в постели.
1.
Я спокоен.
2.
Я говорю смело и уверенно.
3.
Мне помогает речевая зарядка.
4.
Мне приятно разговаривать.
5.
Моя речь льётся плавно и красиво.
6.
Завтра я буду говорить лучше, чем сегодня.
7.
Я верю в полное выздоровление.
Правила речи.
1.
Прежде чем сказать, подумай.
2.
Вдохни и сразу начинай говорить.
3.
Когда говоришь, смотри в глаза собеседнику.
4.
Длинные фразы дели на части.
5.
Гласные произноси протяжно, а согласные отрывисто.