"Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным".
Автор: Горбунцова Светлана Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лицей города Шатуры" Населённый пункт: город Шатура, Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным". Раздел: начальное образование
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι. Оргмомент
Мы рады увидеть гостей в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
- Повернитесь и улыбнитесь Елене Викторовне, поприветствуйте её.
ΙΙ.
Актуализация
знаний.
1. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова:
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
-
Я
желаю
вам,
чтобы
сегодня
на
уроке
вы
были
внимательными,
активными, любознательными, трудолюбивыми и старательными.
-- Садитесь.
2. – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (
Число. Классная работа
.)
-- На что надо обратить внимание при записи числа?
(
На словарные слова: декабрь, классная, работа)
- Итак:
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
1
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
3. Чистописание
Игра: «Лишняя буква».
-- На лепестках ромашки расположены буквы. Назовите их.
( я,е,ё,и,ь,ю )
Вот ромашка непростая,
А чудесная какая.
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.
– Какая буква лишняя? (Ь)
– Почему? (
Не обозначает звука
).-
– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (
Обозначают мягкость
согласных звуков, могут обозначать звук[й']).
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
-- Напишите красиво букву «мягкий знак».
-- Подчеркните прост каранд. три самые красивые, правильные буквы в
первой строке, а теперь соединения.
СЛАЙД 2. Проверка: СЛАЙД 3.
Словарная работа.
… большой души вет.р
Бросать слова на .зык
2
Проглотить в.р.бей
Слово не …, вылетит – ч.л.век
не поймаешь.
- Как вы думаете, какое задание можно придумать?
(Вставить
пропущенные буквы в слова, собрать рассыпавшиеся выражения.)
- У вас на столах лежат листочки. Соберите рассыпавшиеся
выражения.
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
- Как вы думаете, кто может быть большой души? Когда так
говорят?
Человек большой души – благородный высоконравственный, чуткий человек.
- Куда можно бросать слова? Когда так говорят?
Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.
- Что можно проглотить? Когда так говорят?
Проглотить язык – не отвечать, молчать
- Что вылетит и - не поймаешь? Что это значит?
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит:
Сказанные,произнесённые слова не возьмёшь обратно.
Говорят в качестве предупреждения против
необдуманных высказываний, а также когда сожалеют
о том, что произнесено.
- Какое из выражений можно назвать пословицей? (
Слово не …)
(Пословица - народная мудрость, заповедь народа.)
- Я хочу, чтобы про каждого из вас могли бы сказать, что это
человек большой души. А сегодня на уроке мы не будем сидеть,
словно проглотили язык, не будем бросать слова на ветер, потому
что слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Будем думать и
3
отвечать.
- Запишите только те слова, которые вставляли в высказывания.
(Человек, ветер, язык, воробей)
- Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные
написание которых надо запомнить.
- Возьмите зелёную ручку и зажгите огоньки под буквами,
которые обозначают мягкие согласные звуки.
(1 ученик у доски)
- Как назовём слова, которые записали? Значит, что мы с вами
вспомнили? (Вспомнили правописание словарных слов)
IΙI. Формулиро-
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
-
С е год н я
н а
уроке
мы
будем
г о в о р и т ь
о б
удивительной
букве.
Учёные,
изучающие
ру с с к и й
я з ы к
выяснили,
что
б у к в а
э т а
талантливая .
О т г а д а й т е ,
о
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4
какой букве идёт
речь.
Я
волшебник,
захочу -
П о я в л ю с ь
и
превращу
МЕЛ,
которым
пишут в школе.
В
М Е Л Ь ,
о п а с н у ю
н а
море.
Кто
волшебник
– отгадай,
В ы ш е
р у к у
поднимай.
-
П р а в и л ь н о ,
волшебник
этот
–
мягкий
знак.
(Ь)
1. Игра «Стань
волшебником».
- А я хочу, чтобы
волшебником
был не только Ь,
н о
и
в ы .
Запишите
слова
в
с т о л б и к .
Попробуем
5
превратить
слова:
мел
–
в
мелкое
место;
угол – в топливо;
шест – в число.
– Что получится?
После
ответов
учеников
учитель
записывает
на
доске:
мель,
уголь, шесть.
–
Теперь
с п р я ч ь т е ь
в
середину слова:
У г о л ь –
. . .
(угольки),
б о л
ь –
…
(больница)
ПОДЧЕРКНИТ
Е Ь
о к у н ь
-
… .
(окуньки)
– А
теперь
ещё
раз
прочитайте
слова,
6
задумайтесь
и
сформулируйте
т е м у
у р о к а .
(«Буква ь в конце
и
в
с е р е д и н е
слова».)
СЛАЙД 4.
- -
Р е б я т а ,
с к а ж и т е ,
э т о
новая
для
нас
тема? (нет)
--
В с п ом н и т е ,
что
вы
уже
знаете
про
Ь?
СЛАЙД 5.
– Составим план
урока.
План
1. Наблюдать над
б у к в о й
Ь
–
показателем
мягкости
согласных.
2
. Находить
букву Ь в конце
и
в
с е р е д и н е
7
слова,
определять
его
роль.
3
. Учиться
писать
слова
с
этой
орфограммой.
ΙV. Развитие
умений –
применение
знания.
1. Работа по учебнику.
1). Упр.204, с. 125 –
- Прочитайте задание.
- Запишите пары слов.
- В каких словах все согласные звуки мягкие?
- На что указывает мягкий знак в словах?
Физкультминутка для глаз.
2.
Работа над правилом.
- Прочитайте правило на с. 125.
– Где пишется ь , если он обозначает мягкость согласного?
– С какой орфограммой ознакомились? (Буква ь для обозначения мягкости
согласных.)
- А теперь применим наши знания на практике.
3. Отгадайте загадку. Слова – отгадки запишите.
С Б мучительной бываю, (боль)
С М одежду пожираю, (моль)
С Р актёру я нужна, (роль)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
8
С С для повара важна. (соль)
- Подчеркните Ь.
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова
роль [рол'] – 1 слог, 4 б.,
3зв..
-- Запишите предложение:
Горят угольки в уголке печи.
-- Подчеркните грамматическую основу, дайте характеристику,
выпишите
словосочетания.
Над
второстепенными
членами
укажите части речи.
4. Самостоятельная работа. С.126 упр.206
(по заданию)
- Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.
Запишите
с
новой
строки
слова больной
и
маленький .
Разделите
их
черточкой для переноса.
Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: боль-ной, ма-
ленький, малень-кий.)
Физкультминутка.
Я называю слово если
Ь в конце – вы хлопаете;
Ь в середине – топаете;
9
Нет Ь – приседаете.
Сильный, смелый, мель, огоньки, стулья, конь, песенка, пальцы, июль,
сентябрь, зонтики, капелька, жизнь.
5. Работа в парах. Задание на листочках.
-- Вспомните правила работы в парах.
-- Прочитайте задание. СЛАЙД 6
В каких словах пропущен мягкий знак? Впишите его.
СЛАЙД 7 (Проверка)
-- На какие две группы можно разделить слова, в которые вы вписали Ь.
(зелёный и синий карандаши)
- Так почему же учёные назвали Ь - талантливой буквой?
- у нее нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
V. Итог урока.
- Где пишется и на что указывает мягкий знак? СЛАЙД 8
1 ученик читает стихотворение. СЛАЙД 9
Мягкий знак, мягкий знак
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится,
10
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
-- Продолжите предложения: СЛАЙД 10
-- На уроке я работал…….(активно/пассивно)
-- Своей работой на уроке я ……(доволен/ не доволен)
-- Материал урока мне был …..(понятен/ не понятен)
-- Предлагаю сигнальным смайликом оценить свою работу. СЛАЙД 11
(доволен собой, кому было легко, кому нужна помощь)
СЛАЙД 12
--
Появилось
солнышко
с
улыбкой,
значит
у
большинства
из
вас
всё
получилось.
-- Спасибо за ваше трудолюбие, старание и стремление к знаниям. Эти
качества помогли вам сегодня достигнуть намеченных целей.
VΙ. Домашнее