Напоминание

"Проблемы чтения художественной литературы"


Автор: Латкина Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУ СО "Центр помощи детям, г. Шелехова"
Населённый пункт: г.Шелехов, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проблемы чтения художественной литературы"
Раздел: начальное образование





Назад





Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»
Подготовила педагог Латкина Е.А г. Шелехов,2015 г.

Цель занятия
: интерес к чтению художественных произведений, выработка навыков грамотного читателя через совместные мероприятия.
Задачи:
 Создание условий для познавательной деятельности в плане развития творческих способностей, памяти, речи, внимания детей.  Развивать понимание детьми особенностей языка сказок К.И. Чуковского, занимательности его сюжетов.  Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность.  Способствовать возникновению желаний прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации;  Формировать личностно – ценностную ориентацию детей через воспитание любви к творчеству автора.
Предварительная работа:
чтение произведений К.И.Чуковского, разучивание отрывков наизусть, обыгрывание сценок, конкурс рисунков.
Оборудование:
Портрет Чуковского К.И., книги, «ковёр-самолёт», посуда, вещи для Мойдодыра ( мочалка, мыло, шампунь и т .д .) костюмы, Федоры, Айболита, Мухи- Цокотухи. Телефоны, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, проектор, презентация.
Ход занятия:

Организационный момент:
Добрый день ребята. Послушайте, сижу я вечером дома тихо щёлкают дрова в камине за окном хлопьями идёт снег…И я вспомнила стихотворение. О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили, ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка .. - Вы любите сказки? (ДА) А какие сказки бывают? (волшебные, бытовые) - Тогда послушайте отрывки из сказок,, и отгадайте ….загадки. (Кадры из презентации).
Основная часть:

Воспитатель:
Муха, Муха, Цокотуха Позолоченное брюхо Муха по полю пошла Муха денежку нашла Пошла Муха на базар И купила……………. Приходите тараканы
Я вас чаем угощу! Вдруг, из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает …….. И качает головой Вдруг из подворотни Страшный великан Рыжий и усатый ……………………….. Таракан, Таракан, Тараканище! А потом позвонил крокодил И со слезами просил Мой милый, хороший Пришли мне ……. И мне, и жене и Тотоше
Воспитатель:
Молодцы! угадали загадки, и из каких сказок тоже правильно угадали. А вы знаете, кто написал эти удивительные сказки? - Чуковский Корней Иванович.
Воспитатель:
[Настоящее имя Чуковского – Николай Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году (133 года тому назад). Мама его была крестьянкой, а отец студентом. Они не были женаты, и вскоре после рождения Николая, отец оставил семью, и они были вынуждены переехать в Одессу. Когда Николай подрос, он пошёл учиться в гимназию, но окончить её ему не удалось. В то время в царской России вышел указ "о кухаркиных детях". Согласно этому указу дети бедняков не могли учиться в гимназиях. Но Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык, стал журналистом и критиком и взял себе псевдоним - Корней Иванович Чуковский, под которым мы его и знаем. Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.] Презентация
Воспитатель:
В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Я знаю десять сказок в стихах. А сколько знаете вы? 1. Крокодил. 2.Мойдодыр. 3. Айболит. 4. Бармалей. 5. Федорино горе. 6. Телефон. 7. Муха-цокотуха. 8. Краденое солнце. 9. Путаница. 10. Тараканище.

Воспитатель:
Правильно, все отгадали сказки. А вы хотите попутешествовать по сказкам Корнея Ивановича? Ещё его ласково называли Дедушка Корней (Появляется обезьянка анимация)
Обезьяна:
Приходите, приходите в Африку скорей, И спасите, дети, грустных там зверей.
Воспитатель:
Что случилось? Почему они грустные?
Обезьяна:
И корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, И голова болит у них И горлышко болит.
Воспитатель:
А кто же нам поможет вылечить бедных зверят?
Дети:
Доктор Айболит
Воспитатель:
Тогда садимся на волшебный «ковёр-самолёт» и полетим в Африку, к нашим зверятам, а по дороге заберём доктора. (Садимся на «ковёр» и летим под музыку)
Ребёнок:
Белая шапка, халат и очки Доктора этого знают сверчки, Знают кузнечики и червячки, Бабочки, мухи, стрекозы, жучки. Звери лесные знакомы с врачом, Звери домашние знают о нём Если у них что-нибудь заболит, Тут же на помощь спешит (Айболит) (Появляется из-за дерева Айболит)
Ребёнок:
Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит.
Айболит:
Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки Подросли, большими стали Да и в весе вы набрали. -Как вы попали на мой остров? Что случилось? Дети: Мы в Африку летим, погостить у друзей хотим.
Айболит:
А я только оттуда прилетел. Десять суток не ел, не спал. Лечил я бедных зверят.
Воспитатель:
Мы знаем. Что все звери выздоровели, а ребята читали и сейчас нам могут ответить на вопросы, как ты их лечил.
Викторина:

Назовите слова, которые твердил Айболит, направляясь в Африку? Каким лекарством Айболит вылечил бегемотиков? На какой птице летел Айболит в Африку? Кто привез телеграмму Айболиту? Сколько дней и ночей лечил Айболит зверей? Что болело у бедного кузнечика? Как по-другому в сказке зовут бегемота?
Айболит:
За то, что справились с заданием вот вам витамины, чтоб не болели.
Вед:
Спасибо, мы летим дальше. Ой, что там внизу, беспорядок… Ребята, посмотрите, внизу что-то летает, давайте остановимся. Что же здесь произошло? (на полу одеяло, подушка, простыня.)
Воспитатель:
Одеяло убежало, улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня Что случилось? Куда же мы попали?
Голос
: Я — великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок командир! Ах ты, гадкий, ах ты, грязный Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса. У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя.
Воспитатель:
А у нас дети любят чистоту и умываться. Игра «Собери вещи для умывания» И знают стихотворения. « Да здравствует мыло, душистое..»
Воспитатель:
Спасибо, Мойдодыр, не сердись, мы летим дальше.
Мойдодыр:
Вот вам подарок летите дальше, счастливого пути.(мыло, шампунь)
Воспитатель:
Дети слышите, кто-то плачет. (Появляется Федора) -“Села бы я за стол, да стол за ворота ушел … Ой, горе, мне горе, Федоре”.
Воспитатель:
Кто это? (Федора). Ребята, Федора не поймет, почему все вещи от неё убежали, давайте ей напомним (Дети - 4 отрывка наизусть). “Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои!
… (Федора плачет) -Ребята вам жалко Федору? (Дети - да). Ну как же мы ей можем помочь?
Федора
: А вы отгадайте мои загадки, может посуда вернётся? И разгадаем кроссворд (вписываем в клетки кроссворда слова и получаем новое слово)
Загадки:
Как начнёт говорить – разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. (Чайник) Если я пуста, бываю, Про тебя не забываю, Но когда несу еду – Мимо рта я не пройду. (Ложка) Скажите, как назвать её: Все в дырках зубы у неё, Но свёклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. (Тёрка) Она на кухне, на плите стоит, А в ней вкусный борщ кипит. (Кастрюля) Он пыхтит как паровоз, Важно к верху держит нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться. (Самовар) Что налито в него, Видно очень хорошо. Сок, компот и молоко – Назовите мне его! (Стакан) Они круглые такие, Белые или цветные, В них суп наливают И кашу кладут, Когда дети обеда ждут. (Тарелки) (Заполняем кроссворд)
Федора:
Молодцы ребятушки, отгадали. А где же посуда?
Воспитатель:
А я, кажется, вижу, посуда прячется здесь, и сейчас мы её поищем. (Дети ищут посуду по залу и приносят на стол к Федоре) Летим дальше. Ну и вот, Африка, (на слайдах ) какой там находится вулкан? Покажите на карте реки Нил и Лимпопо, пустыни Калахари и Сахару и самую высокую точку Африки Килиманджаро (показывают на карте) А сейчас послушайте, что там клокочет, это просыпается вулкан (слушаем звуки) давайте посмотрим как, но действует (опыт с вулканом: извержение (сода, средство для мытья посуды, краска, уксус))
Воспитатель:
Внимание! следующая остановка (Выходит муха девочка)
Ребёнок:
Муха, Муха- Цокотуха,
Позолоченное брюхо: Муха по полю пошла, Муха денежку нашла Пошла муха на базар И купила самовар: Приходите, приходите, Я вас чаем угощу! Приходила к мухе бабушка пчела. Мухе Цокотухе мёду принесла. Муха, вы красавица! Кушайте варенье. Или вам не нравится наше угощенье!
Муха:
Самовар вас в группе ждёт, Сладкий чай, варенье, мёд. Ешьте, угощайтесь, Здоровья набирайтесь! (Идём пить чай)
Итог занятия:

Рефлексия
Сегодня я узнал… А мне понравилось… Чтобы узнать новые сказки К.И.Чуковского я пойду….


В раздел образования