Автор: Латкина Екатерина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОГКУ СО "Центр помощи детям, г. Шелехова" Населённый пункт: г.Шелехов, Иркутская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Проблемы чтения художественной литературы" Раздел: начальное образование
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»
Подготовила
педагог Латкина Е.А
г. Шелехов,2015 г.
Цель занятия : интерес к чтению художественных произведений, выработка
навыков грамотного читателя через совместные мероприятия.
Задачи:
Создание условий для познавательной деятельности в плане развития
творческих способностей, памяти, речи, внимания детей.
Развивать понимание детьми особенностей языка сказок К.И.
Чуковского, занимательности его сюжетов.
Совершенствовать диалогическую речь, интонационную
выразительность.
Способствовать возникновению желаний прочитывать отрывки стихов,
участвовать в литературной драматизации;
Формировать личностно – ценностную ориентацию детей через
воспитание любви к творчеству автора.
Предварительная работа: чтение произведений К.И.Чуковского, разучивание
отрывков наизусть, обыгрывание сценок, конкурс рисунков.
Оборудование: Портрет Чуковского К.И., книги, «ковёр-самолёт», посуда,
вещи для Мойдодыра ( мочалка, мыло, шампунь и т .д .) костюмы, Федоры,
Айболита, Мухи- Цокотухи. Телефоны, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат,
проектор, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент: Добрый день ребята. Послушайте,
сижу
я
вечером дома тихо щёлкают дрова в камине за окном хлопьями идёт снег…И я
вспомнила стихотворение.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили, ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ..
- Вы любите сказки? (ДА) А какие сказки бывают? (волшебные, бытовые)
- Тогда послушайте отрывки из сказок,, и отгадайте ….загадки. (Кадры из
презентации).
Основная часть:
Воспитатель: Муха, Муха, Цокотуха
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар
И купила…………….
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу!
Вдруг, из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает ……..
И качает головой
Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый
………………………..
Таракан, Таракан, Тараканище!
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил
Мой милый, хороший
Пришли мне …….
И мне, и жене и Тотоше
Воспитатель: Молодцы! угадали загадки, и из каких сказок тоже правильно
угадали. А вы знаете, кто написал эти удивительные сказки?
- Чуковский Корней Иванович.
Воспитатель: [Настоящее имя Чуковского – Николай Корнейчуков. Он
родился в Санкт-Петербурге в 1882 году (133 года тому назад). Мама его была
крестьянкой, а отец студентом. Они не были женаты, и вскоре после рождения
Николая, отец оставил семью, и они были вынуждены переехать в Одессу.
Когда Николай подрос, он пошёл учиться в гимназию, но окончить её ему не
удалось. В то время в царской России вышел указ "о кухаркиных детях".
Согласно этому указу дети бедняков не могли учиться в гимназиях. Но
Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал,
самостоятельно выучил английский язык, стал журналистом и критиком и взял
себе псевдоним - Корней Иванович Чуковский, под которым мы его и знаем.
Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно
срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и
правнукам.] Презентация
Воспитатель: В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Я
знаю десять сказок в стихах. А сколько знаете вы?
1. Крокодил.
2.Мойдодыр.
3. Айболит.
4. Бармалей.
5. Федорино горе.
6. Телефон.
7. Муха-цокотуха.
8. Краденое солнце.
9. Путаница.
10. Тараканище.
Воспитатель: Правильно, все отгадали сказки. А вы хотите попутешествовать
по сказкам Корнея Ивановича? Ещё его ласково называли Дедушка Корней
(Появляется обезьянка анимация)
Обезьяна:
Приходите, приходите в Африку скорей,
И спасите, дети, грустных там зверей.
Воспитатель: Что случилось? Почему они грустные?
Обезьяна:
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них
И горлышко болит.
Воспитатель: А кто же нам поможет вылечить бедных зверят?
Дети: Доктор Айболит
Воспитатель: Тогда садимся на волшебный «ковёр-самолёт» и полетим в
Африку, к нашим зверятам, а по дороге заберём доктора. (Садимся на «ковёр»
и летим под музыку)
Ребёнок: Белая шапка, халат и очки
Доктора этого знают сверчки,
Знают кузнечики и червячки,
Бабочки, мухи, стрекозы, жучки.
Звери лесные знакомы с врачом,
Звери домашние знают о нём
Если у них что-нибудь заболит,
Тут же на помощь спешит (Айболит)
(Появляется из-за дерева Айболит)
Ребёнок: Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Айболит:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки
Подросли, большими стали
Да и в весе вы набрали.
-Как вы попали на мой остров? Что случилось?
Дети: Мы в Африку летим, погостить у друзей хотим.
Айболит: А я только оттуда прилетел. Десять суток не ел, не спал. Лечил я
бедных зверят.
Воспитатель: Мы знаем. Что все звери выздоровели, а ребята читали и сейчас
нам могут ответить на вопросы, как ты их лечил.
Викторина:
Назовите слова, которые твердил Айболит, направляясь в Африку?
Каким лекарством Айболит вылечил бегемотиков?
На какой птице летел Айболит в Африку?
Кто привез телеграмму Айболиту?
Сколько дней и ночей лечил Айболит зверей?
Что болело у бедного кузнечика?
Как по-другому в сказке зовут бегемота?
Айболит: За то, что справились с заданием вот вам витамины, чтоб не болели.
Вед: Спасибо, мы летим дальше. Ой, что там внизу, беспорядок… Ребята,
посмотрите, внизу что-то летает, давайте остановимся.
Что же здесь произошло?
(на полу одеяло, подушка, простыня.)
Воспитатель: Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня Что случилось? Куда же мы попали?
Голос : Я — великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир!
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса.
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Воспитатель: А у нас дети любят чистоту и умываться. Игра «Собери вещи
для умывания»
И знают стихотворения.
« Да здравствует мыло, душистое..»
Воспитатель: Спасибо, Мойдодыр, не сердись, мы летим дальше.
Мойдодыр:
Вот
вам
подарок
летите
дальше,
счастливого
пути.(мыло,
шампунь)
Воспитатель: Дети слышите, кто-то плачет. (Появляется Федора)
-“Села бы я за стол, да стол за ворота ушел
…
Ой, горе, мне горе, Федоре”.
Воспитатель: Кто это? (Федора).
Ребята, Федора не поймет, почему все вещи от неё убежали, давайте ей
напомним (Дети - 4 отрывка наизусть).
“Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
…
(Федора плачет)
-Ребята вам жалко Федору? (Дети - да). Ну как же мы ей можем помочь?
Федора : А вы отгадайте мои загадки, может посуда вернётся? И разгадаем
кроссворд (вписываем в клетки кроссворда слова и получаем новое слово)
Загадки:
Как начнёт говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
Если я пуста, бываю,
Про тебя не забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Скажите, как назвать её:
Все в дырках зубы у неё,
Но свёклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. (Тёрка)
Она на кухне, на плите стоит,
А в ней вкусный борщ кипит. (Кастрюля)
Он пыхтит как паровоз,
Важно к верху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться. (Самовар)
Что налито в него,
Видно очень хорошо.
Сок, компот и молоко –
Назовите мне его! (Стакан)
Они круглые такие,
Белые или цветные,
В них суп наливают
И кашу кладут,
Когда дети обеда ждут. (Тарелки) (Заполняем кроссворд)
Федора: Молодцы ребятушки, отгадали. А где же посуда?
Воспитатель: А я, кажется, вижу, посуда прячется здесь, и сейчас мы её
поищем. (Дети ищут посуду по залу и приносят на стол к Федоре)
Летим дальше. Ну и вот, Африка, (на слайдах ) какой там находится вулкан?
Покажите на карте реки Нил и Лимпопо, пустыни Калахари и Сахару и самую
высокую точку Африки Килиманджаро (показывают на карте) А сейчас
послушайте, что там клокочет, это просыпается вулкан (слушаем звуки)
давайте посмотрим как, но действует (опыт с вулканом: извержение (сода,
средство для мытья посуды, краска, уксус))
Воспитатель: Внимание! следующая остановка (Выходит муха девочка)
Ребёнок:
Муха, Муха- Цокотуха,
Позолоченное брюхо:
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар
И купила самовар:
Приходите, приходите,
Я вас чаем угощу!
Приходила к мухе бабушка пчела.
Мухе Цокотухе мёду принесла.
Муха, вы красавица! Кушайте варенье.
Или вам не нравится наше угощенье!
Муха: Самовар вас в группе ждёт,
Сладкий чай, варенье, мёд.
Ешьте, угощайтесь,
Здоровья набирайтесь!
(Идём пить чай)
Итог занятия:
Рефлексия
Сегодня я узнал…
А мне понравилось…
Чтобы узнать новые сказки К.И.Чуковского я пойду….