Напоминание

Технологическая карта урока русского языка по теме "Родственные слова".


Автор: Шерстнева Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с/п "Село Большая Картель"
Населённый пункт: с.Большая Картель
Наименование материала: конспект
Тема: Технологическая карта урока русского языка по теме "Родственные слова".
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель: Шерстнева Ирина Борисовна Предмет: Русский язык Класс: 1 класс Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологическая карта

урока русского языка в 1 классе по системе УМК «Начальная школа 21 века»

Тема
Родственные слова.
Цели

Образовательные:
п о з н а ком и т ь у ч а щ и х с я с понятиями «родственные сл ова», у ч и т ь д е т е й н а х о д и т ь о б щ у ю ч а с т ь в с л о в а х , распознавать и подбирать родственные сл ова; обогащ ать с л о в а р н ы й запас детей.
Развивающие:
развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда
.
Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планир уемый результат
Предметные: Сформировать умение находить родственные слова и выделять общую часть. Расширять словарный запас учащихся. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Родственные слова, общая часть родственных слов.
Ресурсы:

- основные

- дополнительные
- С.И. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова «Русский язык», учебник для 1 класса, стр.79. -иллюстрации -таблица «Цели урока» -таблица «Алгоритм определения родственных слов» -раздаточный материал - алгоритм самооценки. -оценочные линеечки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре Этапы урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты УУД
I.

Мотивация

к

учебной

деятельности
Цели: - актуализировать т р е б о в а н и я к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности в к л ю ч е н и я в учебную деятельность; Проговарива- ют стихотворение – п р а в и л а поведения на уроке, объяснять, для ч е г о н у ж н о выполнять эти правила. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для в о з н и к н о в е н и я у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей! Всех знакомых, незнакомых И серьезных, и веселых! - Вы садитесь тихо как? - Вот так! - А здороваетесь как? - Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга) - Настроение какое? - Вот какое! Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал. - Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..) Итак, мы начинаем наш урок. Предметные
Регулятивные УУД:
 организовывать с в о ё р а б о ч е е м е с т о п о д руководством учителя,
Коммуникативные УУД
: Умение слушать и понимать речь других
Долгожданный дан звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок! Постарайтесь всё понять_ И внимательно читать! Наш девиз: «знаешь говори – не знаешь слушай» Чему будет посвящён наш урок? (изучению нового)
II Актуализация

знаний.
Цели: - организовать п о в т о р е н и е и закрепление полученных ранее знаний С п о м о щ ь ю учителя формулируют тему и цель урока. Организует актуализацию умений выделять лишнее по заданному признаку Организует постановку цели, формулировку темы учащимися.
С
С Открыли тетради, записали числ о , классная работа. Минутка чистописания. (г, го,иг,га,уг, город) -Сверьте с образцом, оцените свое письмо. - Послушайте, что произошло однажды на лугу. - Вы кто такие? - Я гусь, это –Гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница. – Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему? А кто такие родственники? (Люди которые похожи между собой и являются родными) - Назовите родственников среди действующих лиц сказки. - Если люди, животные происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. - А нет ли родственников среди слов нашего языка? оценивать свой ответ и ответы своих одноклассни ков Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД:
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность д е йс т вий н а у р о к е ; в ы с к а з ы в а т ь с в о ё предположение . Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме
- Почему вы так думаете?
III

Формулирование

т е м ы

у р о к а ,

постановка цели.
Цель: фиксирование затруднения, обозначение проблемы. Под руководством учителя выявляют проговаривают проблему урока. Организует проблемную ситуацию д л я в ы я в л е н и я проблемы урока. Сформулируйте тему нашего урока: «Понятие о родственных словах». Какова цель нашего урока?( мы на уроке должны сформировать понятие о родственных словах, научиться находить родственные слова, отличать родственные слова от неродственных). Цели: 1.Понять… 2.Находить… 3.Отличать… -Предлагаю провести исследование. -Что будем исследовать? (родственные слова) -Что мы делаем чтобы начать исследование? (выдвигаем гипотезу) -Какую ? (если слова родственные,то они должны быть похожими и иметь что-то общее( значение)
Коммуникативные

УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета, у ч а с т в о в а т ь в коллективном обсуждении у ч е б н о й проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.
IV. Изучение

нового.
Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи ; - организовать у с т р а н е н и е и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
-
Записывают в тетради родственные слова. Проверяют написание слов, проговаривают правило, выделяют общую часть в родственных словах. Организует чтение и запись родственных слов. Организует работу по формированию у м е н и й н а х о д и т ь родственные слова и выделять в них общую часть 1)Исследование. - Назовите героев родственников сказки: -Запишите эти слова : Гусь, гусыня,гусеница. -Подчеркните одинаковую часть. Что скажете про значение записанных слов? (гусеница-другое значение) -Какой вывод сделаем? (гусь, гусыня, гусята –родственные слова, гусеница- нет) Работа с рубрикой «Обрати внимание» с. 79. Чтение правила в учебнике. - Какие же значения имеют родственные слова? -Мы подтвердили нашу гипотезу? (да) Работа в группах. «Собери родственников» Дети наклеивают в свой домик слова, Находить общую часть в словах, определять значение слов, делать вывод о родственнос -ти слов. Читать правило,нахо дить в нем подтвержде ние своих предположен ий.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других .
Познавательные УУД:
о р и е н т и р о в а т ь с я в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Коммуникативные

УУД:
с о т р у д н и ч а т ь с т о в а р и щ а м и п р и выполнении заданий в паре. Ре г ул я т и в н ы е У УД : о п р е д е л я т ь и
лишние убирают: дом, домик, изба, домашний; рыба, удочка, рыбак, рыбный; кот, котик, котел, котенок; Выбранный ученик у доски доказывает почему слово лишнее. Составление алгоритма нахождения родственных слов. -Какие шаги вы делали,чтобы найти родственные слова и отличить их от неродственных? 1.Прочитай слова. 2.Выдели общую часть. 3.Проверь значение слов. Это- алгоритм определения родственных слов. Им будем пользоваться сегодня и на следующих уроках. Ребята, наш друг Незнайка просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы? - Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания. - Правильно, у них нет одинаковой (общей) части. ФИЗМИНУТКА. «Хлопаем –топаем» Лес- лесник Река-рыба Река- речка Стена- гвоздь Кот- котик Сад- садовый Обед- стол День – денек Дождь – вода (если пара слов –родственные-хлопаем, если нет – топаем) Составлять алгоритм своих действий формулировать ц ел ь деятельности на уроке с помощью учителя.

V. Закрепление

нового
Цель:
-
организовать усвоение учениками нового
-

организовать

работу над

совершенств

ованием

навыка

находить

родственные

слова и

выделять в

них общую

часть.
Выполняют задание на закрепление полученных знаний Организует усвоение учениками н о в о го способа действий с проговариванием во внешней речи. Организует самопроверку. Организует работу над ошибками. Работа в парах. Самопроверка по ключу( эталону) 2. . Возьмите свои листочки на них написаны с л о в а , п о с т а в ь т е + , е с л и э т о родственные слова и - , если не все слова родственные. Жжелток, железо, жёлтый - Н носик , нос, носатый + Ч часовщик, час, часть - П печурка, печной, печка + Ц циркуль, циркач, цирк - П проверка.
Пользовались алгоритмом
Уметь находить родственные слова и выделять общую часть.
Коммуникативные

УУД:
Уметь оформлять свои м ы с л и в у с т н о й и п и с ь м е н н о й ф о рм е ; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
VI.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; Самостоятельн о в тетрадях выполняют задание. Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+» «-«. Выполняют самооценку рядом с заданием. Организует проверку р а б о т а т ь с информацией. Организует самопроверку. Организует работу над ошибками. Упражнение 3 в учебнике стр. 79. Два ученика работают за доской с предоценкой (! Или ?) Проверка класса по доске. Самооценка( + или -)
Пользовались алгоритмом.
Уметь находить родственные слова, уметь работать с информацией .
Регулятивные УУД:
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном
VII. Рефлексия.

Оценивание.
Отвечают на вопросы учителя. Организует фиксирование нового содержания. С какой темой мы сегодня познакомились на уроке? В начале урока мы определили, чем будем Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Цели: - организовать р е ф л е к с и ю и самооценку учениками собственной учебной деятельности. П о с х е м е рассказывают, ч т о у з н а л и , знают, смогли. Делают самооценку Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности заниматься. Ещё раз прочитайте каждый пункт и оцените свою работу свои знания по этапам. Возьмите оценочные линеечки,отметьте на них свою работу по теме урока.За что можете похвалить себя? Других? В Вы славно потрудились, спасибо за урок. У м е т ь о ц е н и в а т ь правильность выполнения действия на у р о в н е а д е к в а т н о й оценки.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


В раздел образования