Напоминание

"Чтение с увлечением"


Автор: Морозова Анна Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2"
Населённый пункт: г.Братск Иркутская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Чтение с увлечением"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №2» муниципальное образование г. Братска Иркутской области Методическое сообщение «Чтение с увлечением» Подготовила Преподаватель фортепиано Морозова Анна Сергеевна г.Братск 2017
Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать. И.Гофман
Введение
Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции. За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ослаб навык хорошего чтения нот с листа. И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос. Причин множество – это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, к значительному сокращению молодёжи, желающей связать будущее с этой профессией… Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того – без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения – это нередко практически беспомощный, перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями – популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.

Необходимые навыки хорошего чтения с листа
Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.
Разбор.
Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.
Чтение

с

листа.
Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всей авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются: -элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков; -игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков; -потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта; -невнимательность к динамическим знакам; -пренебрежение знаками агогики. Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одарённости ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают с листа хорошо. Отнести качество этого навыка только за счёт тренировки практики, тоже не верно. Педагоги часто встречаются с тем, что даже в первом классе, ещё не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие – хуже. Очевидно, существуют причины и условия, от которых зависит этот навык. Чтобы выяснить их, следует проследить, как он формируется; для этого необходимо ясно себе представить, из каких элементов состоит нотная запись, какие нужны технические средства для её прочтения и в каких элементах обычно возникают трудности для ученика. Нотная запись – это условные обозначения, из которых так же, как и слова из букв в книгах, слагаются музыкальный фразы, облечённые в определенную форму мелодического, метроритмического, гармонического и динамического рисунка музыкального произведения. Кроме этого, имеется целый ряд добавочных обозначений возле нот (штрихи, аппликатура, динамические оттенки и т.д.). Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы их (как слова при чтении книг).
Чтобы избежать ошибок, задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать сознанию возможность «проектировать» необходимые движения с некоторым запасом времени, то есть смотреть немного вперёд играемого листа.
Умение смотреть вперед
– самый необходимый навык чтения нот с листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения. Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижных нервных процессов ученика, а также от правильного, воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с перечисленным комплексом условий, большинство из которых зависит от метода работы педагога. Так, например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа обычно одни и те же элементы: ритмические проблемы в счёте, знаки альтерации, не умение подобрать аппликатуру. Вот три основных принципиальных повода, которые обычно затрудняют чтение. Процесс чтения с листа условно разделим на две составляющие: восприятие и воспроизведение.
Восприятие.
Освоение нотной символики связано с формированием системы знаний на основе зрительных ощущений. Педагогу в процессе начального обучения, необходимо установить оптимальную связь между графическими символами и восприятие учащегося. Например, изучая ноту «ля», учащийся видит закорючку, располагающуюся на пяти линейках и занимающую в них определённое место. Учитель говорит, что это нота «ля», и играется она вот так. Далее видя ноту «ля», учащийся испытывает тот же набор зрительных ощущений, который распознается им уже не как закорючка, а как нота «ля», которая играется так-то. Слежение за текстовыми событиями в процессе чтения требует постоянного перемещения взгляда. Поэтому освоение двигательных функций зрительного восприятия необходимо в учебном процессе. Важным качеством зрительного восприятия становится опережение в текстовых событиях, то есть пока руки играют в одном месте, глаза смотрят в другом. Определённое значение в процессе чтения нот с листа имеет оперативная память, когда человек выполняет сложное действие и осуществляет его по частям. Куски воспринятого материала удерживаются оперативной памятью до тех пор, пока не реализуются действием.
Воспроизведение.
Нотное изложение музыкального материала выполняется за счет традиционных композиционных приёмов, таких как: пассажное изложение, аккордовое, интервальное, арпеджированное и прочее. Нотная запись каждого из приёмов изложения имеет графическую стереотипность и устоявшиеся в исполнительстве способы прочтения. Выявив аппликатурную формулу терций и адаптировавшись к графике терцового изложения, учащийся без труда может прочесть последовательность нот, записанных терциями в любом регистре диапазона инструмента.

Формы и методы работы с учащимися, применяемые

в российской музыкальной школе
Чтение с листа процесс необходимый, но очень не простой. Поэтому важно приучать к нему постепенно и не назойливо. Последовательное освоение приёмов нотного изложения можно разделить по основным звуковым характеристикам: звуковысотное, фактурно-гармоническое, ритмическое. 
Звуковысотное

изложение.
Всю инвариантность, встречающуюся в исполнительской практике, трудно охватить сразу, поэтому можно выделить наиболее встречающиеся и стереотипные приёмы изложения. 1. Поступенное голосоведение 2. Арпеджированное изложение 3. Секвенционная последовательность 4. Хроматическое движение и др. Чтобы успешно выработать двигательный навык, нужно усвоить аппликатурные формулы. Достаточно овладеть навыком исполнения, например, мажорное арпеджио, и встречающиеся арпеджио уже будут играться по отработанной схеме, (учащемуся предоставляется схема арпеджио D-dur, освоив её, можно просить играть от любого звука.) 
Фактурно-гармоническое

изложение.
Осваивается также как и звуковысотное, посредством аппликатурных формул: интервальное, аккордовое. 
Ритмическое изложение.
Изготавливаются карточки по теме урока (с изображением нот или какого-либо одного нотного изложения) в виде простых ритмических рисунков. Причём карточки желательно укомплектовать таким образом, чтобы ритмические рисунки содержали: одинаковые длительности, сочетание длительностей в ритмических конфигурациях (по принципу от крупных длительностей к мелким). Развитие оперативной памяти можно осуществлять различными упражнениями, тренирующими память. Специфическая работа над запоминанием каких- либо оперативных данных в процессе чтения с листа может быть дифференцирована по текстовым элементам. Например, запоминание тональности и знаков при ключе. Учащемуся предлагается, на одном или нескольких уроках, нотный материал в одной тональности либо чередование пьес в параллельных тональностях. Кроме двигательной адаптации к тональностям, учащийся вырабатывает механизм оперативного запоминания тех обстоятельств, которых требует тональность произведения (количество знаков и др.) поначалу при чтении с листа нужно поправлять ученика, напоминать о знаках при ключе. Работа над оперативной памятью и единицей восприятия необходима в завершающей стадии освоения каждого из видов нотного изложения. Постоянным явлением в учебном процессе наблюдается следующая
закономерность, учащийся на начальном этапе обучения способен оперировать одной нотой. Впоследствии закрепляется естественное кольцо: зрительное восприятие ноты – её озвучивание – слуховой контроль. Пока ребёнок не услышит желаемый звук, его взгляд дальше не двигается. Эта закономерность, которая, в сущности, является автоматизированным навыком, закрепляется и затрудняет мобильность процесса чтения.
Заключение

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязана с общим музыкально-пианистическим развитием ребенка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда это навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на ход учебного процесса, и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьёзно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперёд значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию. Окончив детскую музыкальную школу, ученик, получивший крепкие навыки чтения нот с листа, сможет уже без педагога в домашней обстановке свободно музицировать, что и является основной задачей музыкального воспитания в ДМШ и ДШИ. Список использованной литературы
1. Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста». Классика – XXI, М., 2007 2. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Композитор, Спб., 2006 3. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. «Чтение с листа на уроках фортепиано». Классика – XXI, М., 2007


В раздел образования