Автор: Морозова Анна Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2" Населённый пункт: г.Братск Иркутская область Наименование материала: Методическое сообщение Тема: "Чтение с увлечением" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2»
муниципальное образование г. Братска Иркутской области
Методическое сообщение
«Чтение с увлечением»
Подготовила
Преподаватель фортепиано
Морозова Анна Сергеевна
г.Братск
2017
Лучший способ научиться читать –
это как можно больше читать.
И.Гофман
Введение
Сто
лет
назад
чтение
с
листа
являлось
нормой
домашнего
музицирования,
излюбленным
времяпровождением.
Не
будучи
профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в
области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.
За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ослаб
навык
хорошего
чтения
нот
с
листа.
И
это
не
смотря
на
то,
что
профессиональный
виртуозно-исполнительский
уровень,
по
сравнению
с
прошлым, вырос.
Причин множество – это отсутствие конкурсного отбора при зачислении
ребёнка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному
музицированию, к значительному сокращению молодёжи, желающей связать
будущее с этой профессией…
Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и
ДШИ
понимает,
что
редкий
ученик
способен
сам,
без
помощи
учителя
разобрать
произведение.
Более
того
–
без
активного
участия
педагога
процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! Поэтому на уроке на
чтение
с
листа
зачастую
просто
не
остается
времени.
В
результате
выпускник
образовательного
учреждения
–
это
нередко
практически
беспомощный, перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь
сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами).
Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы
пополняется
оригинальными
изданиями
–
популярной
классикой,
современными отечественными и зарубежными шлягерами.
Необходимые навыки хорошего чтения с листа
Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого
произведения – разбор и чтение с листа.
Разбор. Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с
замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть
направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той
или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.
Чтение
с
листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и
характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального
проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной
фразировкой
и
с
выполнением
всей
авторских
указаний.
При
развитом
навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при
активном
участии
внимания,
воли,
памяти,
интуиции
и
творческого
воображения исполнителя.
Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с
листа являются:
-элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
-игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;
-потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;
-невнимательность к динамическим знакам;
-пренебрежение знаками агогики.
Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одарённости
ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие,
плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают с
листа хорошо. Отнести качество этого навыка только за счёт тренировки
практики, тоже не верно.
Педагоги часто встречаются с тем, что даже в первом классе, ещё не
имея
опыта,
одни
ученики
читают
лучше,
другие
–
хуже.
Очевидно,
существуют причины и условия, от которых зависит этот навык. Чтобы
выяснить их, следует проследить, как он формируется; для этого необходимо
ясно себе представить, из каких элементов состоит нотная запись, какие
нужны технические средства для её прочтения и в каких элементах обычно
возникают трудности для ученика.
Нотная запись – это условные обозначения, из которых так же, как и
слова
из
букв
в
книгах,
слагаются
музыкальный
фразы,
облечённые
в
определенную форму мелодического, метроритмического, гармонического и
динамического рисунка музыкального произведения. Кроме этого, имеется
целый
ряд
добавочных
обозначений
возле
нот
(штрихи,
аппликатура,
динамические оттенки и т.д.).
Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое
из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент
воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и
синтез составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной
тренировки
процесс
прочтения
приобретает
быстроту,
и
со
временем
играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые
группы их (как слова при чтении книг).
Чтобы избежать ошибок, задержек между воспроизводимыми
звуками, нужно дать сознанию возможность «проектировать» необходимые
движения с некоторым запасом времени, то есть смотреть немного вперёд
играемого листа.
Умение смотреть вперед – самый необходимый навык чтения нот с
листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения.
Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от
подвижных нервных процессов ученика, а также от правильного, воспитания
навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки.
Следовательно, умение читать с листа связано с перечисленным комплексом
условий, большинство из которых зависит от метода работы педагога. Так,
например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа
обычно
одни
и
те
же
элементы:
ритмические
проблемы
в
счёте,
знаки
альтерации,
не
умение
подобрать
аппликатуру.
Вот
три
основных
принципиальных повода, которые обычно затрудняют чтение.
Процесс чтения с листа условно разделим на две составляющие:
восприятие и воспроизведение.
Восприятие. Освоение нотной символики связано с формированием
системы
знаний
на
основе
зрительных
ощущений.
Педагогу
в
процессе
начального
обучения,
необходимо
установить
оптимальную
связь
между
графическими символами и восприятие учащегося. Например, изучая ноту
«ля», учащийся видит закорючку, располагающуюся на пяти линейках и
занимающую в них определённое место. Учитель говорит, что это нота «ля»,
и играется она вот так. Далее видя ноту «ля», учащийся испытывает тот же
набор
зрительных
ощущений,
который
распознается
им
уже
не
как
закорючка, а как нота «ля», которая играется так-то.
Слежение за текстовыми событиями в процессе чтения требует
постоянного перемещения взгляда. Поэтому освоение двигательных функций
зрительного восприятия необходимо в учебном процессе. Важным качеством
зрительного восприятия становится опережение в текстовых событиях, то
есть пока руки играют в одном месте, глаза смотрят в другом.
Определённое значение в процессе чтения нот с листа имеет
оперативная
память,
когда
человек
выполняет
сложное
действие
и
осуществляет его по частям. Куски воспринятого материала удерживаются
оперативной памятью до тех пор, пока не реализуются действием.
Воспроизведение. Нотное изложение музыкального материала
выполняется за счет традиционных композиционных приёмов, таких как:
пассажное изложение, аккордовое, интервальное, арпеджированное и прочее.
Нотная
запись
каждого
из
приёмов
изложения
имеет
графическую
стереотипность и устоявшиеся в исполнительстве способы прочтения.
Выявив аппликатурную формулу терций и адаптировавшись к
графике
терцового
изложения,
учащийся
без
труда
может
прочесть
последовательность нот, записанных терциями в любом регистре диапазона
инструмента.
Формы и методы работы с учащимися, применяемые
в российской музыкальной школе
Чтение с листа процесс необходимый, но очень не простой. Поэтому
важно
приучать
к
нему
постепенно
и
не
назойливо.
Последовательное
освоение
приёмов
нотного
изложения
можно
разделить
по
основным
звуковым
характеристикам:
звуковысотное,
фактурно-гармоническое,
ритмическое.
Звуковысотное
изложение. Всю инвариантность, встречающуюся в
исполнительской практике, трудно охватить сразу, поэтому можно выделить
наиболее встречающиеся и стереотипные приёмы изложения.
1. Поступенное голосоведение
2. Арпеджированное изложение
3. Секвенционная последовательность
4. Хроматическое движение и др.
Чтобы успешно выработать двигательный навык, нужно усвоить
аппликатурные
формулы.
Достаточно
овладеть
навыком
исполнения,
например,
мажорное
арпеджио,
и
встречающиеся
арпеджио
уже
будут
играться
по
отработанной
схеме,
(учащемуся
предоставляется
схема
арпеджио D-dur, освоив её, можно просить играть от любого звука.)
Фактурно-гармоническое
изложение.
Осваивается
также
как
и
звуковысотное,
посредством
аппликатурных
формул:
интервальное,
аккордовое.
Ритмическое изложение. Изготавливаются карточки по теме урока (с
изображением нот или какого-либо одного нотного изложения)
в виде
простых
ритмических
рисунков.
Причём
карточки
желательно
укомплектовать
таким
образом,
чтобы
ритмические
рисунки
содержали:
одинаковые
длительности,
сочетание
длительностей
в
ритмических
конфигурациях (по принципу от крупных длительностей к мелким). Развитие
оперативной
памяти
можно
осуществлять
различными
упражнениями,
тренирующими память. Специфическая работа над запоминанием каких-
либо
оперативных
данных
в
процессе
чтения
с
листа
может
быть
дифференцирована
по
текстовым
элементам.
Например,
запоминание
тональности и знаков при ключе. Учащемуся предлагается, на одном или
нескольких уроках, нотный материал в одной тональности либо чередование
пьес
в
параллельных
тональностях.
Кроме
двигательной
адаптации
к
тональностям, учащийся вырабатывает механизм оперативного запоминания
тех обстоятельств, которых требует тональность произведения (количество
знаков и др.) поначалу при чтении с листа нужно поправлять ученика,
напоминать о знаках при ключе.
Работа над оперативной памятью и единицей восприятия необходима в
завершающей
стадии
освоения
каждого
из
видов
нотного
изложения.
Постоянным
явлением
в
учебном
процессе
наблюдается
следующая
закономерность,
учащийся
на
начальном
этапе
обучения
способен
оперировать одной нотой. Впоследствии закрепляется естественное кольцо:
зрительное восприятие ноты – её озвучивание – слуховой контроль. Пока
ребёнок не услышит желаемый звук, его взгляд дальше не двигается. Эта
закономерность,
которая,
в
сущности,
является
автоматизированным
навыком, закрепляется и затрудняет мобильность процесса чтения.
Заключение
Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно
взаимосвязана с общим музыкально-пианистическим развитием ребенка.
Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда,
когда это навык формируется с первых шагов обучения пианиста.
Умение свободно читать с листа нотный текст, благоприятно влияет на
ход
учебного
процесса,
и,
в
итоге,
на
конечный
результат
воспитания
музыканта.
Чтение
с
листа
помогает
ученикам
серьёзно
пополнить
и
углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный
кругозор.
Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с
листа, двигаются вперёд значительно быстрее и увереннее. У них появляется
интерес
к
игре
на
инструменте.
Педагог
должен
использовать
все
имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к
чтению с листа, самостоятельному музицированию.
Окончив детскую музыкальную школу, ученик, получивший крепкие
навыки чтения нот с листа, сможет уже без педагога в домашней обстановке
свободно
музицировать,
что
и
является
основной
задачей
музыкального
воспитания в ДМШ и ДШИ.
Список использованной литературы
1.
Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые
годы обучения пианиста». Классика – XXI, М., 2007
2.
Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Композитор, Спб., 2006
3.
Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. «Чтение с листа на уроках фортепиано».
Классика – XXI, М., 2007