Диалог - прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя.
Автор: Михайлова Светлана Вячеславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г.Киров Населённый пункт: г Киров Кировская область Наименование материала: статья Тема: Диалог - прием активизации деятельности ребенка в процессе подготовки грамотного читателя. Раздел: начальное образование
Диалог – прием активизации деятельности ребенка в процессе
подготовки грамотного читателя.
Одна из целей уроков литературного чтения – заложить основы
формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и
приемами понимания прочитанного.
Изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах к
преподаванию литературного чтения, выдвигают проблему овладения приемами
понимания текста на первый план. В программе по литературному чтению для
начальной школы под редакцией Л. А. Ефросининой заложены основные
подходы к анализу текста.
В общеобразовательном процессе используются активные методы и приемы
обучения, которые создают образовательный инновационный аспект. К
активным методам и приемам современной дидактики относится и прием
«диалог с автором через текст».
Цель работы учителя – создать условия для формирования грамотного
чтения на основе использования приема диалога с автором через текст.
Над решением этой проблемы работали Н.Н.Молдавская, В.А.Левин,
Г.Г.Граник, О.В.Соболева, С.С.Бондаренко и др. Так, Г.Г. Граник и
О.В.Соболева отмечают, что понимание текста начинается с «вычерпывания»
смысла из каждого слова, словосочетания, предложения. В дальнейшем акцент
постепенно перемещается с незнакомых слов на слова-образы, т.е. на
художественные средства. Затем вводятся задания, формирующие у ребенка
один из основных приемов понимания – диалог с автором.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания литературного чтения – это прием
работы с текстом во время чтения.
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с
автором через текст.
Операциями диалога с автором являются:
Поиск скрытых в тексте вопросов и их формулирование;
прогнозирование;
самоконтроль.
Целесообразно до проведения диалога с автором в технологическую
часть ввести подготовительный этап (авторский) , который провожу в форме
речевой разминки в начале урока.
Цель: тренировка в построении вопросительных предложений.
1. Повторения вопросительных слов. В этом поможет стихотворение
А.Тетивкина «Вопросительный знак», в котором перечисляются разные
вопросительные слова:
Разные вопросы задаю я всем:
- Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
- Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
- Что? Кому? Который? Чья? Каким? О чем?
1
2.Составление вопросительных предложений. Задание: прочти, спроси,
ответь.
- Пусть каждый прочтет предложения эти.
Вопросы задаст, на вопросы ответит:
«В лесу растут высокие сосны».
Что …? Где …? Какие …? Что делают …?
3.Постановка вопросов к предложению. ( вместе с учителем)
1)
чтение предложения;
2)
выделение главной мысли (о чем говорится в предложении);
3)
вопрос по поводу основного смысла предложения;
4)
вопросы по содержанию дополнительной информации.
Учащиеся читают предложение:
Нева-река, протекающая в Санкт - Петербурге.
-О чем говорится в предложении?
(В предложении говорится о Неве)
- Спросите об этом.
(Что такое Нева?)
- Ответьте на этот вопрос.
(Нева – это река)
- О чем еще можно спросить?
(Где течет река Нева? В Санкт - Петербурге)
- Что такое Санкт- Петербург?
(Это город.)
- Где он находится?
(в России)
Основной этап – обучение детей ведению диалога с автором .
Первая операция – поиск прямых и скрытых в тексте вопросов и их
формулирование.
Цель: научить школьников задавать вопросы к тексту.
1.Поиск прямых вопросов в тексте. Для этого используются тексты,
которые содержат прямые вопросы. Например:
Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел.
В тексте задан вопрос. Попробуем ответить на него. Чем больше ответов -
тем лучше. А теперь сравним ответы с текстом:
- Плохи дела, Ветер, − испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. (Н. Сладков.
«Снег и Ветер»).
2.Поиск скрытых авторских вопросов в тексте.
Например: Мама сказала: «Скоро запахнет весной» (Э. Шим. «Чем может
пахнуть весна»).
В скрытой форме автор задает вопрос: «Чем может
пахнуть весна?) Дети отвечают. В конце текста автор дает прямой ответ.
3.Формулирование вопросов по ходу чтения.
Эти вопросы, ответы на которые содержатся в тексте в скрытой форме и
могут быть различными:
-
на выявление причинно-следственных и других связей (Почему …? Для
чего...? Чем можно объяснить ...?);
2
- на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете
подтвердить...? Как можно доказать ...?);
- оценочные (Каким мы видим героя в начале рассказа? Как он меняется?);
-формирующие внимание к языку и художественным особенностям текста (Как
понимаете выражение ...?).
После этого дети перечитывают текст самостоятельно. Быстро читающие
дети отрабатывают выразительное чтение. После повторного чтения учитель
задает вопросы, которые позволят углубить первоначальное понимание,
например: Какое открытие сделал автор? и др.
4.Самостоятельное ведение диалога учащихся с автором по ходу
первичного чтения. ( с разметкой текста).
Сначала разметку текста ученики делают вместе с учителем. В конце
предложений ставятся буквы: В – нужно задать вопрос к тексту; О – дать свои
ответы; П – проверить себя; З – посмотреть в «волшебное зеркало» (подумать,
что случится дальше).
Вторая операция – прогнозирование.
Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация,
т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста.
1.Прогнозирование учащимися возможных ответов на прямые и
скрытые вопросы.
2.Прогнозирование по автору:
- Прочитайте, кто автор этого текста?
- Если он вам знаком, скажите основную тему его произведений.
3. Прогноз по заглавию:
Например: беседа по рассказу Виталия Бианки.
- Прочитаем его название. («Еж спаситель»).
- Как вы думаете, почему так озаглавлен рассказ?
4.Прогноз по иллюстрации:
- Может ли иллюстрация подсказать тему и содержание произведения?
5. Прогноз по окончанию текста:
-Чем может закончиться произведение?
6. Прогноз по ключевым словам:
- Помогут ли слова мама, девочка подсказать содержание были Л. Н.
Толстого «Лучше всех»?
Чтение прерывается в наиболее важных для прогнозирования местах.
При чтении используем широкие непрозрачные закладки (половинка
тетрадного листа), и текст тогда открывается постепенно.
Третья операция – самоконтроль.
Цель: проверка своих предположений по тексту.
1.Сравнение ответов-предположений с замыслом автора.
2.Обсуждение предположений: чьи прогнозы подтвердились, чьи не
совпали с текстом.
Рекомендации:
Учитель вырабатывает свой стиль, свои варианты работы, учитывая
уровень подготовленности данного класса.
3
Чтобы диалог с текстом состоялся, нужна благоприятная психологическая
атмосфера в классе.
При подготовке к уроку учитель делит текст на смысловые части,
количество и объем которых зависит от восприятия детей.
Остановки при первичном чтении должны быть логически обоснованны.
Необходимо подготовить дополнительный материал об авторе, так как у
учащихся возникают вопросы к автору, выходящие за рамки созданного
автором текста.
Помнить, что диалог при чтении произведений, воздействующих в
первую очередь на эмоции читателя (лирические зарисовки, миниатюры,
приключенческого рассказа и т. д.), не всегда уместен.
Заканчивается диалог с текстом (после перечитывания, восстановления
целостности восприятия текста) беседой о замысле произведения и о тех
средствах, которые автор использовал, чтобы реализовать свой замысел.
Таким образом, данный прием побуждает учащихся к поиску новых
знаний и помогает им искать ответы на их собственные вопросы. Диалог с
автором – это наиболее краткий, результативный и доступный путь к овладению
приемами понимания текста.
Список литературы
1.Граник
Г.Г.
Как
учить
работать
с
книгой
[Текст]
/
Г.Г.Граник,
С.С.
Бондаренко,
Л.А.Концевой.- М., 1995.
2.Граник. Г.Г. Дорога к книге [Текст] / Г.Г.Граник, С.С.Бондаренко, Л.А. Концевой. – М.,
1996.
3.Долбаев.Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания [Текст] /
Л.П.Долбаев. – М.,1982.
4. Соболева. О.В. Беседы о чтении [Текст] / О.В.Соболева// Начальная школа плюс До и
После. – 2007. - №10. – С25 -33.
4