Автор: Гулай Галина Григорьевна Должность: методист Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: статья Тема: Практика раскрытия индивидуальности ребенка Раздел: дополнительное образование
в содружестве с семьей.
Гулай Галина Григорьевна,
методист муниципального учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда»
В традициях дополнительного образования детей принято рассматривать
семью как основную воспитательную среду, в которой у ребенка формируется
новый
социальный
опыт.
Вместо
обособленности
и
формальной
связи
с
родителями
педагоги
дополнительного
образования
идут
к
социальному
партнерству с родителями, включая их в образовательный и воспитательный
процесс.
На сегодняшний день наш Детско-юношеский центр посещает порядка
1500
воспитанников. Социальный
состав
семей,
дети
которых
посещают
кружки, коллективы ДЮЦ, разнообразен:
Позиции учета
2016-2017
материально-неблагополучные семьи
182
неполные
209
матери-одиночки
27
родители (вдовы, вдовцы)
17
родители-инвалиды
0
родители в разводе
151
находящиеся под опекой
14
дети «группы риска»
1
Родители-пенсионеры
6
дети с ослабленным здоровьем
45
Как видно из таблицы, нам приходится работать с весьма разнообразными
категориями родителей.
Вырабатывая
стратегию
взаимодействия
с
семьей,
мы,
в
первую
очередь, ориентируемся на запрос семьи, который, в основном формируется:
модой на определенные занятия детей;
социокультурными реалиями;
собственными амбициями эстетическими предпочтениями взрослых;
структурой занятости ребенка;
менталитетом семьи.
Принимаем
во
внимание
и
тот
факт,
что
социальный
заказ
на
педагогическую деятельность формируется и запросом ребенка. Этот запрос,
в
свою
очередь,
основан
на
ключевых
потребностях
детства
как
социокультурной реальности:
стремлением к подражательности;
любознательностью;
потребностью в движении, радости;
потребностью в проявлении инициативы, созидательности;
общительностью, событийностью, соревновательностью.
Мы
предлагаем
ребенку
попробовать
себя
в
различных
видах
социокультурной
деятельно сти
с
вариативно стью
р е а л и з а ц и и
образовательного маршрута.
Отличительной
особенностью
системы
дополнительного
образования
детей в целом является активное участие родителей в ее деятельность.
Педагогов
и
родителей
воспитанников
нашего
Центра
объединяет
множество факторов, таких как забота о здоровье, развитии ребенка, создание
атмосферы доверия и личностного успеха совместной деятельности.
Во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала
через поиски и покупку материалов и инструментов, нужных для занятий, а
затем пробуждается интерес к творческим успехам своего ребенка, посещение
выставок, смотров, концертов, участие в совместных праздниках.
Во-вторых,
опросы
выявили,
что
образовательная
организация
дополнительного
образования
решает
две
важные
для
родителей
и
детей
внутрисемейные
проблемы.
Чем
старше
ребенок,
тем
больше
заботит
родителей
проблема
полезного
заполнения
свободного
времени,
круг
общения, в который попадают их дети, их духовное и творческое развитие.
В
основу
работы
с
родителями
нами
положен
принцип
их
равного
участия в воспитательном процессе, наряду с педагогами.
Реализация
этого
принципа
предполагает
работу
по
следующим
направлениям:
1.
Информирование родителей.
Опрос,
анкетирование
помогают
выявить
уровень
подготовленности
по
интересующему направлению, установить «обратную связь» с родителями,
построить работу Центра с учетом их пожеланий (например, при введении
платных дополнительных образовательных услуг).
Информационные
издания
–
буклеты,
газеты;
информационные
стенды;
видеоролики
в
фойе
Центра
помогают
родителям
составить
первое
впечатление о нашей работе, заинтересовать, оказать помощь
родителям
и
детям в выборе коллектива.
2.
Повышение педагогической компетентности родителей.
С целью углубления педагогических знаний и повышения компетентности
родителей
организуются
родительские
собрания,
осуществляется
индивидуальное и групповое консультирование, предусматривающее помощь
семье
в
обучении
и
воспитании
детей. Групповые
консультации
сопровождаются
разработкой
памяток,
рекомендаций
и
других
печатных
материалов, адресованных родителям.
3.
Участие родителей в образовательной деятельности.
Проводятся открытые занятия, мастер-классы. Основной целью данной формы
работы является укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребенок-
родитель».
Открытое
занятие
позволяет
продемонстрировать
родителям
творческие
возможности,
успехи
и
достижения
детей,
степень
их
включенности
в
занятие,
методы
работы
педагога
с
детьми
и
уровень
взаимопонимания
между
участниками
образовательного
процесса.
Традиционно
после
открытых
учебных
занятий
родителям
предлагаются
анкеты
для
получения
обратной
связи,
организуется
обмен
мнениями
и
пожеланиями.
Организация занятий с детьми построена таким образом, что родители могут
присутствовать
практически
на
любом
из
них.
Более
того,
имеют
место
занятия, мастер-классы, разработанные с учетом непосредственного участия
родителей в ходе занятия.
4.
Участие родителей в воспитательной деятельности.
Большое
место
в
воспитательно-образовательном
процессе
отводится
созданию
положительного
психологического
микроклимата
в
творческом
объединении, в образовательной организации в целом. Родители – активные
участники в подготовке и проведении таких мероприятий, как праздничные
чаепития, приуроченные к календарным датам, важным событиям в жизни
кружка, таких, к примеру, как «Дни именинника», и других.
Конкурсная
программа
с
участием
родителей
-
коллективное
дело,
развивающее
и
активизирующее
творческие
способности
каждого,
способствующие
созданию
благоприятного
психологического
климата.
Например: «Богатырские забавы» (Масленица) или «Веселые старты» (День
здоровья).
В стенах нашего Центра действуют семейные мастерские, представляющие
родителям возможность воспользоваться оборудованием учреждения для того,
чтобы изготовить, починить что-то для семьи, домашнего хозяйства. Подобное
общее дело для взрослых и детей носит ярко выраженный воспитательный
аспект: способствует сплочению семьи, формированию общих интересов.
5.
Участие родителей в культурно-досуговой деятельности.
Творческий
отчет
перед
родителями -
традиционная
форма
работы
всех
коллективов Центра. Проводится ежегодно с целью демонстрации творческо-
го роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллекти-
вами Центра. Используются разнообразные формы творческих отчетов в за-
висимости от профиля и направления творческой деятельности коллектива:
концерт, спектакль, выставка, праздник и т.д.
Выставки,
как
формы
представления
творческих
работ
воспитанников
Ц е н т р а
и их
родителей,
бабушек,
дедушек,
проводится
с
целью
активизации
творческого
потенциала
детей
и
их
родителей,
повышения
статуса семьи. Экспонатами выставки зачастую являются предметы быта,
изготовленные своими руками по традиционным технологиям в настоящее
время,
а
также
вещи,
сделанные
раньше
и
хранящиеся
в
семье.
Задача
подобных выставок - воспитание любви и уважения к национальной культуре.
Открытие выставки сопровождается выступлением воспитанников Центра,
чаепитием у самовара и бывает приурочено к календарным праздникам.
Праздник — организованная форма совместного досуга родителей и детей.
Праздники с участием родителей проводятся с целью активного включения
родителей
в
жизнь
Детско-юношеского
центра. Все проводимые в Центре
праздники, концерты, фестивали разного уровня, от местного до городского
готовятся и проводятся с привлечением родителей. Они – самые благодарные
зрители, активные помощники и участники.
Родители привлекаются и как участники и как соорганизаторы праздников.
Участие
родителей
особенно
важно
для
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста,
так
как
позволяют
создать
для
ребенка
атмосферу
эмоционального комфорта и уюта.