Напоминание

Практика раскрытия индивидуальности ребенка


Автор: Гулай Галина Григорьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Практика раскрытия индивидуальности ребенка
Раздел: дополнительное образование





Назад





Практика раскрытия индивидуальности ребенка

в содружестве с семьей.
Гулай Галина Григорьевна, методист муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Тракторозаводского района Волгограда» В традициях дополнительного образования детей принято рассматривать семью как основную воспитательную среду, в которой у ребенка формируется новый социальный опыт. Вместо обособленности и формальной связи с родителями педагоги дополнительного образования идут к социальному партнерству с родителями, включая их в образовательный и воспитательный процесс. На сегодняшний день наш Детско-юношеский центр посещает порядка 1500 воспитанников. Социальный состав семей, дети которых посещают кружки, коллективы ДЮЦ, разнообразен:
Позиции учета

2016-2017
материально-неблагополучные семьи
182
неполные
209
матери-одиночки
27
родители (вдовы, вдовцы)
17
родители-инвалиды
0
родители в разводе
151
находящиеся под опекой
14
дети «группы риска»
1
Родители-пенсионеры
6
дети с ослабленным здоровьем
45
Как видно из таблицы, нам приходится работать с весьма разнообразными категориями родителей. Вырабатывая стратегию взаимодействия с семьей, мы, в первую очередь, ориентируемся на запрос семьи, который, в основном формируется:  модой на определенные занятия детей;  социокультурными реалиями;  собственными амбициями эстетическими предпочтениями взрослых;  структурой занятости ребенка;  менталитетом семьи. Принимаем во внимание и тот факт, что социальный заказ на педагогическую деятельность формируется и запросом ребенка. Этот запрос, в свою очередь, основан на ключевых потребностях детства как социокультурной реальности:  стремлением к подражательности;  любознательностью;  потребностью в движении, радости;  потребностью в проявлении инициативы, созидательности;
 общительностью, событийностью, соревновательностью. Мы предлагаем ребенку попробовать себя в различных видах социокультурной деятельно сти с вариативно стью р е а л и з а ц и и образовательного маршрута. Отличительной особенностью системы дополнительного образования детей в целом является активное участие родителей в ее деятельность. Педагогов и родителей воспитанников нашего Центра объединяет множество факторов, таких как забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха совместной деятельности. Во-первых, родители вовлекаются в творческую жизнь детей: сначала через поиски и покупку материалов и инструментов, нужных для занятий, а затем пробуждается интерес к творческим успехам своего ребенка, посещение выставок, смотров, концертов, участие в совместных праздниках. Во-вторых, опросы выявили, что образовательная организация дополнительного образования решает две важные для родителей и детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше заботит родителей проблема полезного заполнения свободного времени, круг общения, в который попадают их дети, их духовное и творческое развитие. В основу работы с родителями нами положен принцип их равного участия в воспитательном процессе, наряду с педагогами. Реализация этого принципа предполагает работу по следующим направлениям:
1.
Информирование родителей. Опрос, анкетирование помогают выявить уровень подготовленности по интересующему направлению, установить «обратную связь» с родителями, построить работу Центра с учетом их пожеланий (например, при введении платных дополнительных образовательных услуг). Информационные издания – буклеты, газеты; информационные стенды; видеоролики в фойе Центра помогают родителям составить первое впечатление о нашей работе, заинтересовать, оказать помощь родителям и детям в выборе коллектива.
2.
Повышение педагогической компетентности родителей. С целью углубления педагогических знаний и повышения компетентности родителей организуются родительские собрания, осуществляется индивидуальное и групповое консультирование, предусматривающее помощь семье в обучении и воспитании детей. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.
3.
Участие родителей в образовательной деятельности. Проводятся открытые занятия, мастер-классы. Основной целью данной формы работы является укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребенок- родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их
включенности в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых учебных занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями. Организация занятий с детьми построена таким образом, что родители могут присутствовать практически на любом из них. Более того, имеют место занятия, мастер-классы, разработанные с учетом непосредственного участия родителей в ходе занятия.
4.
Участие родителей в воспитательной деятельности. Большое место в воспитательно-образовательном процессе отводится созданию положительного психологического микроклимата в творческом объединении, в образовательной организации в целом. Родители – активные участники в подготовке и проведении таких мероприятий, как праздничные чаепития, приуроченные к календарным датам, важным событиям в жизни кружка, таких, к примеру, как «Дни именинника», и других. Конкурсная программа с участием родителей - коллективное дело, развивающее и активизирующее творческие способности каждого, способствующие созданию благоприятного психологического климата. Например: «Богатырские забавы» (Масленица) или «Веселые старты» (День здоровья). В стенах нашего Центра действуют семейные мастерские, представляющие родителям возможность воспользоваться оборудованием учреждения для того, чтобы изготовить, починить что-то для семьи, домашнего хозяйства. Подобное общее дело для взрослых и детей носит ярко выраженный воспитательный аспект: способствует сплочению семьи, формированию общих интересов.
5.
Участие родителей в культурно-досуговой деятельности. Творческий отчет перед родителями - традиционная форма работы всех коллективов Центра. Проводится ежегодно с целью демонстрации творческо- го роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллекти- вами Центра. Используются разнообразные формы творческих отчетов в за- висимости от профиля и направления творческой деятельности коллектива: концерт, спектакль, выставка, праздник и т.д. Выставки, как формы представления творческих работ воспитанников Ц е н т р а и их родителей, бабушек, дедушек, проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи. Экспонатами выставки зачастую являются предметы быта, изготовленные своими руками по традиционным технологиям в настоящее время, а также вещи, сделанные раньше и хранящиеся в семье. Задача подобных выставок - воспитание любви и уважения к национальной культуре. Открытие выставки сопровождается выступлением воспитанников Центра, чаепитием у самовара и бывает приурочено к календарным праздникам.
Праздник — организованная форма совместного досуга родителей и детей. Праздники с участием родителей проводятся с целью активного включения родителей в жизнь Детско-юношеского центра. Все проводимые в Центре праздники, концерты, фестивали разного уровня, от местного до городского готовятся и проводятся с привлечением родителей. Они – самые благодарные зрители, активные помощники и участники. Родители привлекаются и как участники и как соорганизаторы праздников. Участие родителей особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как позволяют создать для ребенка атмосферу эмоционального комфорта и уюта.


В раздел образования